Статья "Этикет на каждый день"
статья (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Этикет на каждый день
«Хорошими манерами обладает тот,
кто наименьшее количество людей
ставит в неловкое положение».
Дж. Свифт
Человек живет среди людей. Отношение к нему других людей зависит от многих факторов, в том числе и от внутренних, качеств личности, но людям нужно время, чтобы узнать данного человека.
Русская пословица гласит: «Встречают по одежке, провожают по уму». Это означает, что многое зависит от того, какое впечатление производит человек. Внешний (вид) облик, манеры поведения определяют восприятие одного человека другим. А мостиком, соединяющим внутренний мир человека с его внешним проявлением, является этикет, т.е. совокупность правил, установленный порядок поведения людей.
Целью своей работы по данным вопросам ставлю формирование этической культуры у детей, т.е. образа жизни, ориентирующего растущего человека на нравственные ценности, выработанные опытом предшествующих поколений. Это, прежде всего, простые нормы нравственности, предполагающие дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям, сострадание и помощь слабому. Часы общения расчитаны на то, чтобы для ребенка стали естественными и органичными проявления великодушия, порядочности, благородства и не приемлемыми – лживость, предательство, высокомерие, грубость. Систематические занятия дополняются повседневной деятельностью.
Содержание работы направлено на воспитание:
- культуры общения;
- культуры поведения;
- культуры внешнего вида;
- речевой культуры.
Над вопросами культуры общения начинается работа с первого дня по приезду детей в интернат. Это, прежде всего, взаимоотношения друг с другом, умение создать хорошее настроение. Провела занятия: - «Будем знакомы, будем друзьями», девизом, которого было: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», В октябре «Нелегко жить дружно» на котором мы с детьми уже на примерах групп, на маленьком опыте совместной жизни пришли к выводу, что мы все разные, с разными привычками, взглядами и надо учиться строить бесконфликтные отношения, договариваться мирно.
С детьми начальных классов необходимы беседы: «Мы идем в гости», «К нам пришли гости». На этих занятиях дети учатся вести себя в гостях и с гостями, знакомятся с правилами культуры взаимоотношений между людьми. Усвоение правил закрепляются в сюжетно-ролевых играх «Дом», «Магазин», «Больничка». В осенние каникулы провели чаепитие «Мы за чаем не скучаем», где обращалось особое внимание на сервировку стола. Закрепление правильной сервировки стола всегда проводится во время дежурства по столовой, где используется метод постоянного напоминания и взаимопроверки.
Для определения знают ли дети вежливые слова, рисовали «Дерево вежливости» (на каждом листочке вежливое слово, у кого больше листочков на дереве).
Для определения назначения вежливых слов провели игру «Вежливые слова», в которой нужно было выбрать и разделить слова на 4 группы:
- Слова приветствия.
- Прощальные слова.
- Слова извинения.
- Слова благодарности.
Анализ показал, что дети в основном знают вежливые слова, но многие путают назначение некоторых слов, используя постоянно только «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста».
С целью развития интереса к культуре речи и письменности провела занятия: «Слово и человек» и «Возникновение славянской письменности на Руси». На занятие дала детям книгу на старославянском языке, дети попытались читать. В конце занятия сделали с детьми вывод, что речь и письменность не стоят на месте, они развиваются и меняются.
В библиотеке познакомила детей со словарями, объяснила, что в словарях можно найти интересующее слово, узнать его правильное произношение и назначение. Словари помогают нам делать свою речь правильной и культурной.
Анализируя работу по данному направлению можно увидеть что, дети становятся более общительные, меньше в речи не правильных слов.
В блок культуры внешнего вида входят более актуальные для начального школьного возраста и необходимые в жизни вопросы. Это:
- развивать потребность в соблюдении гигиенических норм;
- учить следить за чистотой своего тела, лица и волос;
- развивать потребность видеть в человеке, положительные черты;
- видеть прекрасное в человеке и природе.
Воспитание этических норм поведения, культуры внешнего вида, санитарно-гигиенических навыков начинается в семье, но не во всех семьях родители являются образцом такой культуры, а также опыт работы показывает, что у многих детей заметно отставание навыков и привычек от знания соответствующих правил. Поэтому в работе обращаю внимание, прежде всего на выработку устойчивых навыков и привычек. Достигается это систематическим приучением к выполнению правил и норм.
С первого дня к детям применяю единые требования.
Провожу с детьми инструктажи-беседы:
- о пользовании краном (горячая и холодная вода), унитазом;
- о пользовании зубной щеткой и мылом;
- о бане и чистоте тела и т. д.
На занятиях обсуждаются темы: «Что такое здоровье?» и от чего оно зависит, «Коса – девичья краса» (уход за волосами и опрятность головы), «Твоя комната» (о правилах поведения и соблюдения чистоты и порядка).
В течение дня напоминаю об аккуратности в одежде, о порядке в комнате. И это дает свои результаты.
Анализируя можно видеть положительные стороны:
- почти не требуется контроля при выполнении гигиенических процедур;
- в основном без напоминания дети прибирают вещи;
- с удовольствием едут в баню и т.д.
Четвертое направление программы: культуры поведения.
Именно культура поведения в начальном звене требует систематического внимания. А.С.Макаренко сказал, что дисциплина – это результат всей суммы воспитательного воздействия.
Работая в течение года над вопросами привития сознательной дисциплины, воспитанием культуры поведения, приходится использовать различные методы и приемы: беседы, убеждения, поощрения и т.д.
В течение года проводятся с детьми беседы:
- о поведении в школе;
- в интернате;
- в столовой;
- в кино.
Пример поведения других людей оказывает прямое и косвенное воздействие на ребят, поэтому во время прогулок по городу, при посещении общественных мест обращаю внимание на положительные и отрицательные стороны в поведении окружающих, что стимулирует стремление детей к совершенствованию, самовоспитанию.
Именно в начальной школе особую значимость приобретают вопросы, связанные с этической проблематикой и вопросами культуры поведения, т.к. именно в этом возрасте вырабатываются те понятия о доброте, отзывчивости, честности, о нормах общения с окружающими, которые будут определять
поведение человека на протяжении долгих лет.
Известно: что заложено в раннем детстве, то остаётся на всю жизнь.
Воспитатель: Алексеева О. В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание во 2 классе по теме:«Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника? Полезные советы на каждый день».
Разработка родительского собрания во 2 классе с анкетами для родителей и учащихся, с памятками для родителей....
"Что означает каждый день Страсной седмицы".
Дети посредством занятия узнают о событиях , происходящих на Страстной неделе....
Родительское собрание в 1 классе.Особенности физиологического развития младших школьников. Полезные советы на каждый день.
Здоровье – это возможность возможностей. ...
советы педагогу на каждый день
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дворец творчества детей и молодежи»г. ТверьМетодистЛитвинова Ж.Н. 2012ТВЕРЬ СОВЕТЫ ПЕДАГОГУ НА КАЖДЫЙ ...
Мой труд каждый день дома
Это мероприятие на конкретных примерах показывает детям важность и ценность их труда....
Программа оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Каждый день - один сюрприз"
Программа оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей, рассчитана на 18 дней, возраст детей от 8 до 11 лет.Программа включает в себя тематическое планирование по дням смены. Данная работа явля...
Полезные советы на каждый день
Полезные советы на каждый день. /2011 год/Здоровье это возможность возможностей.Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом, как если бы от этого зависела Ваша жизнь.Л. КьюбиЗадачи собрания:1. Позна...