Урок Победы
классный час (3 класс) на тему
Посвящен памяти пионеров-героев Великой Отечественной Войны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pobedy.docx | 22.68 КБ |
prilozhenie_k_uroku_pobedy.docx | 243.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок Победы
«Дети-солдаты далекой войны»
Цель:
- содействие в духовно-нравственном развитии и воспитании учащихся, российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отчеству, уважению к государственным Праздникам России;
- развивать у школьников чувство гордости за Россию как многонациональную страну, являющуюся победителем во второй мировой войне, спасшую Европу от фашизма;
- закрепить знания учащихся о важном историческом событии в жизни
Ход урока
- Организационный момент
Вводное слово учителя:
- Годы Великой Отечественной войны уходят все дальше, прошло 70 лет со Дня Великой Победы, но из памяти народной никогда не изгладятся события тех великих, героических лет. Наше отечество пережило дни и месяцы смертельной опасности, и лишь колоссальное напряжение человеческих сил, мобилизация духа помогли пережить эту грозную и смертоносную трагедию.
2. Мотивация
(просмотр видеоролика из фильма «Отряд Трубачева сражается», снятого по трилогии Валентины Осеевой «Васек Трубачев и его товарищи». В фильме рассказывается о приключениях, выпавшее на долю пионеров, оказавшихся во время войны на оккупированной немцами территории и начавших борьбу с врагами).
- Как думаете о чем будем говорить на уроке?
3.Основная часть
Слово учителя об основных этапах войны
- 22 июня 1941 года Германия вероломно и внезапно напала на Советский Союз. Это нападение завершило длительный курс антисоветской политики германского фашизма, стремившегося уничтожить первое в мире социалистическое государство, захватить его богатейшие ресурсы. Война длилась долгих 1418 дней и ночей.
- Против Советского Союза фашистская Германия бросила 77% личного состава вооружённых сил, основную массу танков и самолётов, т.е. основные наиболее боеспособные силы фашистского вермахта. Вместе с Германией в войну против СССР вступили Венгрия, Румыния, Финляндия, Италия. Советско-Германский фронт стал главным фронтом. Отныне борьба Советского Союза против фашизма решала исход судьбы человечества.
- В результате внезапного нападения превосходящим силам немецко-фашистских войск удалось за первые недели войны глубоко вклинится в пределы советской территории. К концу первой декады июля враг захватил Латвию, Литву, Белоруссию, значительную часть Украины, часть Молдавии. Однако, продвигаясь в глубь территории СССР, немецко-фашистские войска встречали растущее сопротивление Красной Армии, несли всё более тяжёлые потери. Советские войска сражались стойко и упорно. Наш народ встретил войну в разном возрасте, кто-то был взрослым, кто-то подростком, а кто-то совсем крохой. Война застала их в столичных больших городах и маленьких городках, селах и деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерских лагерях, на переднем фронте и в глубоком тылу.
- На борьбу с врагом встал весь советский народ и среди тех кто защищал Родину, было очень много детей. По разным данным в боевых действиях во время ВОВ, принимали участие до нескольких десятков тысяч несовершеннолетних. «Сыновья полка» их так называли, но они сражались и гибли наравне со взрослыми.
- За боевые заслуги они награждались орденами и медалями.
Работа по группам (с текстами о пионерах-героях – учащиеся читают и обсуждают материал, а потом отвечают на вопросы:)
- О каком пионере-герое вы узнали?
- Как и чем он помогал в борьбе с фашистами?
- В чем его подвиг?
- Давайте запомним фамилии этих героев и будем чтить их память.
Слово учителя о детях жертвах фашизма
- Как-то так складывается, что, вспоминая ужасы Великой Отечественной войны, мы говорим об убитых солдатах, военнопленных, истреблениях и унижениях мирных граждан. Можно выделить еще одну категорию безвинно пострадавших – дети. Почему-то об этих пострадавших говорят редко, они попросту теряются на фоне общих ужасающих цифр погибших
- Дети были самыми легкоуязвимыми жертвами фашистов. Таким образом, было убито 1.5 миллиона детей, включая более миллиона евреев и десятки тысяч цыган, немецких детей с физическими и умственными недостатками, находившихся в лечебницах, польских детей и детей, проживавших на оккупированной территории Советского Союза.
- Вот лишь один из примеров - Хатынь - одна из белорусских деревень. Таких до войны было тысячи. Жители Хатыни были мирными, добрыми людьми. Они растили хлеб, воспитывали детей и никогда никому не желали зла.
Но 22 марта 1943 года в деревню вошел 118-ый батальон охранной полиции и окружил её. Всё население Хатыни — взрослые, старики, женщины, дети — были согнаны карателями в колхозный сарай. Тех, кто пытался убежать, убивали на месте. Среди жителей деревни было много многодетных семей — так, например, в семье Иосифа и Анны Барановских было девять детей, в семье Александра и Александры Новицких — семеро.
Когда всех людей собрали в сарае, каратели заперли двери, обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай быстро загорелся. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, задыхаясь, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, расстреливали из пулемётов. В огне сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей младше 16 лет. Сама деревня была уничтожена полностью.
4.Завершающий этап
Работа в группах
- Нарисуйте рисунок на тему «Мы помним!»
Слово учителя:
- Нам – ныне живущим нельзя допустить, чтобы такое повторилось! Память о детях участниках войны живет в наших сердцах, в произведениях о ВОВ, фильмах. 8 февраля в России отмечают День юного героя-антифашиста, а с 2009 года ООН объявила 12 февраля Международным днем детей-солдат. Так называют несовершеннолетних, которые вынуждены в силу сложившихся обстоятельств, активно участвовать в войнах и вооруженных конфликтах.
5.Заключение, рефлексия.
- Что нового узнали сегодня на уроке?
Слово учителя
- Идут годы, сменяются десятилетия, но подвигу народа в ВОВ суждено навсегда остаться в истории.
- За боевые заслуги десятки тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями:
- После ужасов войны, оккупации, концлагерей никто и помыслить не мог о возможности возрождения фашизма на Земле. Но прошли годы, и в некоторых странах к власти пришли люди, открыто поддерживающие идеи национализма и фашизма. Прикрываясь любовью к своему народу, стремлением принести пользу своей стране, они устраивают марши бывших эсэсовцев на площадях, воздвигают обелиски, уничтожая при этом памятники воинам-освободителям, преследуя ветеранов Великой Отечественной войны.
- И даже в нашей стране, понесшей самые тяжелые потери в войне, поднимают голову сторонники идей национал-социализма. Особенно страшно, что в свои ряды они втягивают молодежь, лживыми лозунгами, лживыми идеями прикрывая свои настоящие цели. За долгую историю человечества нет ни одного примера, когда идеи национализма, фашизма, шовинизма принесли бы пользу народу и стране.
- Отказываясь от идей национализма, мы ни в коей мере не забываем о том, что мы граждане России, мы гордимся ею, помним ее историю, чтим традиции и обычаи своего народа. Но при этом наша любовь не связана с унижением, неуважением и отрицательным отношением к другим народам и их культурам. Мы должны помнить, что Россия – многонациональная страна, и в этом наша сила.
- Изучая историю, мы с вами еще не раз убедимся, что нам Россиянам чужды захватнические идеи. И мы с вами сегодня должны уметь противостоять идеям фашизма, шовинизма и национализма. К этому нас призывает кровь наших соотечественников, отданная за правое дело, за наше светлое будущее.
- Но время неумолимо бежит вперед, и всё меньше и меньше ветеранов Великой Отечественной войны остаётся среди нас, и мы должны не забывать их и помогать им во всем.
- Какая праздничная дата у нас впереди?(День Победы)
- Какой юбилей будет отмечать страна? (70 лет)
- Давайте мы с вами закончим наш урок песней День Победы.
Предварительный просмотр:
Приложение к уроку Победы
Валя Котик
- Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников.
- Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.
- Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.
- Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его...
- Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени.
- Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник. И сегодня пионеры отдают герою салют.
ЗИНА ПОРТНОВА
- Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.
- ...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца.
- Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее...
- Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.
ГАЛЯ КОМЛЕВА
- Когда началась война, и фашисты приближались к Ленинграду, для подпольной работы в поселке Тарновичи - на юге Ленинградской области - была оставлена вожатая средней школы Анна Петровна Семенова. Для связи с партизанами она подобрала самых надежных своих пионеров, и первой среди них была Галина Комлева. Веселая, смела, любознательная девочка за шесть своих школьных лет была шесть раз награждена книжками с подписью: "За отличную учебу"
- Юная связная приносила от партизан задания своей вожатой, а ее донесения переправляла в отряд вместе с хлебом, картошкой, продуктами, которые доставали с большим трудом. Однажды, когда посыльный из партизанского отряда не пришел в срок на место встречи, Галя, полузамерзшая, сама пробралась в отряд, передала донесение и, чуть погревшись, поспешила назад, неся новое задание подпольщикам.
- Вместе с комсомолкой Тасей Яковлевой Галя писала листовки и ночью разбрасывала их по поселку. Фашисты выследили, схватили юных подпольщиков. Два месяца держали в гестапо. Жестоко избив, бросали в камеру, а утром снова выводили на допрос. Ничего не сказала врагу Галя, никого не выдала. Юная патриотка была расстреляна.
- Подвиг Гали Комлевой Родина отметила орденом Отечественной войны 1 степени
ВИТЯ ХОМЕНКО
- Свой героический путь борьбы с фашистами пионер Витя Хоменко прошел в подпольной организации "Николаевский центр".
- ...В школе по немецкому у Вити было "отлично", и подпольщики поручили пионеру устроится в офицерскую столовую. Он мыл посуду, случалось, обслуживал офицеров в зале и прислушивался к их разговорам. В пьяных спорах фашисты выбалтывали сведения, которые очень интересовали "Николаевский центр".
- Быстрого, смышленого мальчишку офицеры стали посылать с поручениями, а вскоре и вовсе сделали посыльным при штабе. Им и в голову не могло прийти, что самые секретные пакеты первыми читали подпольщики на явке...
- Вместе с Шурой Кобером Витя получил задание перейти линию фронта, чтобы установить связь с Москвой. В Москве, в штабе партизанского движения, они доложили обстановку и рассказали о том, что наблюдали в пути.
- Вернувшись в Николаев, ребята доставили подпольщикам радиопередатчик, взрывчатку, оружие. И снова борьба без страха и колебания. 5 декабря 1942 года были схвачены фашистами и казнены десять подпольщиков. Среди них два мальчика - Шура Кобер и Витя Хоменко. Они жили героями и погибли как герои.
- Орденом Отечественной войны 1 степени - посмертно - наградила Родина своего бесстрашного сына. Имя Вити Хоменко носит школа, в которой он учился.
НАДЯ БОГДАНОВА
- Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили.
- В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде "дяди Вани" Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты.
- Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой...
- Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В.П.Филатов вернул Наде зрение.
- Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки 6-го отряда Слесаренко - её командир - говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь...
Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работавшие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек она, Надя Богданова, награждённая орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок Победы, посвященный 70 летию Великой победы
Цели:Привитие любви к малой Родине, сопричастности к истории Краснодарского края.Воспитание гражданской позиции и патриотизма, чувства гордости за героев своей страны, своего края.Расширение кругозора...
урок победы "Мы внуки страны, победившей войну"
Презентация для проведения урока ,посвященного детям -героям ВОВ....
Урок Победы «Мы внуки страны, победившей фашизм».
Сценарий урока Победы про пиоенров-героев ВОВ ....
Классный час, посвящённый 75- летию Победы в Великой Отечественной войне в 1 классе на тему: "Урок Победы".
Разработка классного часа на День знаний в 1 классе на тему: "Урок Победы"....
Учебно-методическая разработка «Уроки Победы», посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
В ходе проведения мероприятия, учащиеся запускают общешкольную акцию памяти «Герои Великой Отечественной Войны». Работа оформлена в виде красочно оформленного поезда воинской славы «...
УРОК ПОБЕДЫ ПОСВЯЩЁННЫЙ 75 ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВОВ «Подвигу народа жить в веках»
Разработка содержит конспект классного часа,посвящённый 75- летию Победы в Вкликой Отечественной войне....
Урок Победы, посвященный празднованию Победы в Великой Отечественной войне
Великая Отечественная война давно закончилась, но ее отголоски слышны во всем мире до сих пор, поэтому важно формировать представление учащихся о Великой отечественной войне и её героях....