Родительское собрание-игра "Прощай Азбука"
методическая разработка (1 класс) на тему
Родительское собрание -ИГРА! Родительское собрание-ПРАЗДНИК! Сложно представить, но родительское собрание можно превратить в праздник. На столь необычном родительском собрании поднимается важная и волнующая каждого родителя тема: "Воспитание любви к чтению у младших школьников и их родителей". Основную роль в воспитании любви к книге у ребят играют родители. Собрание проводится вместе с учениками. Так вот вместе взявшись за руки решили направить все усилия на решение сложных задач. Ни один праздник не обходится без хорошего настроения и подарков! Книга- самый лучший подарок!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie-igra_proshchanie_s_azbukoy_1.docx | 37.93 КБ |
Предварительный просмотр:
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ-ИГРА
«ПАПА, МАМА, Я – ЧИТАЮЩАЯ СЕМЬЯ»
ПРОЩАНИЕ С АЗБУКОЙ!
(родители совместно с детьми)
Подготовила и провела: Артамонова Галина Владимировна
Место работы: ГБОУ СОШ № 2005 г. Москвы
Категория: высшая
Класс: 1
Цель: содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников и их родителей.
Участники: учащиеся-первоклассники, родители, классный руководитель, возможно участие школьного библиотекаря.
Подготовка:
I. На уроке проводится анкетирование учащихся по следующим вопросам:
1.Что ты больше любишь?
-Читать сам;
-слушать чтение взрослых.
2.Как ведут себя родители во время твоего чтения?
-Хвалят тебя;
-ругают тебя.
3.Читают ли в вашей семье книги вслух?
-Читают;
-не читают.
4.Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?
-Да;
-нет.
II. Родители на предыдущем собрании отвечали на вопросы анкеты:
1.Что чаще всего предпочитает ваш ребенок?
-Любит читать сам;
-слушать чтение взрослых.
2.Как вы поступаете, когда читает ваш ребенок?
-Хвалите его;
-ругаете.
3.Принято ли в вашей семье читать книги вслух?
-Конечно, да;
-нет.
4.Сможете ли вы назвать книгу, которую недавно прочитал ваш ребенок?
-Безусловно, да;
-нет.
III. Оформление и оборудование:
а) Изготавливаются таблички-названия групп (6), которые ставятся заранее на столы:
-Рассказ;
-Былина;
-Сказка;
-Басня;
-Повесть;
-Сказание или Стихотворение.
б) Жетоны разного цвета. При входе ребенок выбирает цвет.Таким образом, происходит формирование команд.
в) Набор скороговорок.
г) Обложки книг.
д) Таблички с инициалами и фамилиями авторов.
е) Набор «сказочных» вещей: сапог, буденовка, туфелька, золотая рыбка, корзинка с пирожками, стрела, чемоданчик с красным крестом, цветик-семицветик.
ж) Песочные часы.
з)На классной доске записывается эпиграф родительского собрания: «Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение» (А.П.Чехов)
к) Грамзапись песни «Азбука».
л)Диплом об окончании изучения Азбуки.
м)Приглашение для записи в школьную библиотеку
н) Детские красочные книги в подарок.
Ход проведения.
I. Классный руководитель открывает собрание кратким вступительным словом для разъяснения целей и порядка совместных действий участников собрания.
II. Не только в школе, но и дома в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научит своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хороша книга – и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. Посмотрите, пожалуйста, на доску, где написаны слова эпиграфа нашего собрания-игры, принадлежащие Антону Павловичу Чехову: «Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение».
Сегодня, когда наши дети только постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, так как неумение читать не только отрицательно влияет не успеваемость ребенка, но и на его общее развитие. Пока ребенок мал, взрослые с упоением читают ему книги. Когда же он идет в школу, то облегченно вздыхают, надеясь, что вот теперь-то отдохнут. А ведь это неверно.
Недавно мы провели в нашем классе анкетирование и получили результаты, которые могут стать основой для наших совместных размышлений и действий. Обработка анкет показала, что сейчас дети больше любят сами читать, чем слушать чтение взрослых. Но, к сожалению, родители больше ругают своих детей, чем хвалят. Анкетный опрос свидетельствует и о том, что только в трех семьях из десяти практикуется семейное чтение вслух. Лишь пять родителей смогли точно назвать книгу, которую недавно прочитал их ребенок.
Если не изменить сложившуюся ситуацию, то через несколько лет на вопрос родителей: «Ну, как книга?» - вполне может последовать безразличный ответ: «Нормально». Избежать этого можно в том случае, если ребенок будет видеть читающих родителей, участвовать в семейном чтении и обсуждении прочитанного. Кроме того необходимо накопление опыта посещения городских и школьных библиотек, где царит особая атмосфера соприкосновения с книгой.
Не надо букварь заучивать, а ведь так поступают, к сожалению, в некоторых семьях. Не следует читать одно и то же по пять и более раз. Бурите книги с большими рисунками и кратким текстом, используйте детские песенники, где есть слова и слоги. Ребенок видит и то, и другое. Рассматривайте рисунки в книгах и постарайтесь вместе найти, что художник верно отметил, а что нет. Тогда маленький читатель еще раз возвратится к тексту, но уже самостоятельно. А еще лучше взять книжки-потешки, в которых художники намеренно своими рисунками противоречат написанному. В данном случае ребенок будет очень внимательно работать с текстом, повторять прочитанное, пусть даже только ради поиска смешных несовпадений. Читайте книги вместе с ребенком по очереди. Две книги за неделю – достаточно. Смотрите диафильмы и поочередно читайте написанное в кадре. Мы с вами так детально рассматриваем проблему чтения, потому что оно является основой всего обучения в школе.
III. И сегодня я предлагаю вам, уважаемые родители, и вам, ребята, проявить свои умения и знания в игре «Папа, мама, я – читающая семья».
Звучит песня «Азбука».
Участникам игры предлагается выполнить несколько заданий.
Задание 1: Разминка.
«Кто быстрее?»
На столах у групп лежат листы со словами. Необходимо правильно прочитать и поставить ударение. Проверить по словарю:
-магазин,
-красивее,
-шофер,
-мусоропровод,
-творог.
Где можно проверить правильное произношение слов?
После этого задания показываем и рассказываем о словарях, пользе словарей.
Задание 2:
«Откуда эти вещи?»
Время выполнения 2 минуты.
У каждой группы на столе по 1 вещи. Необходимо в течение 2 минут определить произведение, из которого она взята, а так же ответить, кто является автором этого произведения.
Участникам конкурса предлагаются следующие вещи:
1) туфелька («Золушка» Ш.Перро)
2) чемоданчик («Доктор Айболит» К.И.Чуковский)
3) стрела (русская народная сказка «Царевна-лягушка»)
4) цветик-семицветик («Цветик-семицветик» Валентин Катаев)
5) золотая рыбка («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин)
6) корзинка с пирожками (русская народная сказка «Маша и медведь»)
Две вещи (их показывает отдельно учитель) предлагаем разгадать именно родителям:
1) буденовка («Сказка о Мальчише-Кибальчише» Аркадий Гайдар)
2) сапог («Кот в сапогах» Ш.Перро)
Задание 3:
«Найди автора»
Время выполнения - 5 минут.
На столах у игровых групп лежат по 2 обложки книг.
Найти за соответствующее время автора.
Учащийся выходит к столу в центре класса, на котором лежат таблички с инициалами и фамилиями авторов, выбирает нужного автора и возвращается в свою группу.
Задание 4:
«Кто лучше?»
Время подготовки – 2 минуты
Каждая группа получила 1 скороговорку и готовится быстро и точно произнести ее хором.
Задание 5:
«Самый внимательный!»
Дана цепочка букв. Найдите в этой цепочке слова.
ацвбратклмелконьвсзверьпартабукварьждругоч
Задание 6:
«Кто больше?»
Какие слова можно увидеть в слове «храбрость?»
Какая группа составит наибольшее количество слов?
Задание 7:
«Блиц-состязание для родителей»
К доске выходят 6 родителей, от каждой группы по представителю.
Они должны сразу ответить на следующие вопросы:
1.Из каких произведений взяты эти «крылатые слова»? Кто является их авторами?
-«А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь»
(«Квартет» И.А.Крылов)
-«Свежо предание, а верится с трудом» («Горе от ума» А.С.Грибоедов)
- «Ай, Моська, знать она сильна, что лает на слона»
(«Слон и Моська» И.А.Крылов)
-«Рожденный ползать – летать н может» («Песня о Соколе» А.М.Горький)
2.В каких русских пословицах упоминаются числа 1 и 7?
(«Один в поле не воин», «семь бед – один ответ», «семь раз отмерь – один раз отрежь», «семеро одного не ждут», «один с сошкой – семеро с ложкой»)
3.Кто и русских поэтов подарил другому известному поэту свой портрет со следующей надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя»?
(В.Жуковский – А.С.Пушкину)
4.Как в славянской азбуке называлась буква «А»? (Аз)
5. Кто является автором слов и музыки песни «В лесу родилась елочка»? (Многие ее считают народной, но это не так. Л.Бекман – музыка, Р.Кудашева – слова)
6.Какое слово соответствует следующему описанию: «Ее видели на столе, в музее, в бою, на турнире. Ее видели с рукояткой, с вензелем. Ее запирали, ее точили, ее чистили»? (Шашка)
IV. Подведение итогов и анализ предложенных ситуаций:
Ситуация 1:
Мать рассказывает, что, укладывая 10-летнюю девочку спать, всегда читает ей несколько страничек из книжки. Так заведено, и девочка каждый день ждет этой минуты.
- Согласны ли вы с тем, что такой большой девочке надо читать вслух?
- Чем руководствуется мама, читая выросшему ребенку вслух?
- Что дает такая традиция?
Ситуация 2:
Вы Машу не спрашивайте по чтению, - хором мне заявили малознакомые второклассники. –Она у нас не умеет читать. – Да, не умею, -убежденно подтвердила Маша. – Со мной и мама дома занимается, и бабушка, а я все равно никак не научусь.
- В чем причина Машиного «неумения» читать?
- Как бороться с внушенным неумением?
- Какие приемы помогут поверить ребенку в себя?
Ситуация 3:
В нашей семье мы часто дарим детям книги. Обязательно подписываем их: «Сереже в первый день учения. Пусть оно будет для тебя радостным и желанным», «Настеньке – в день рождения от бабушки и дедушки». Такие книги-подарки передаются из поколения в поколение.
- Что дает такая традиция?
- Считаете ли вы, что детям обязательно надо дарить книги?
Ситуация 4:
На прогулке шестилетний Максим увидел красивую бабочку с оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила сыну внимательно рассмотреть и запомнить внешний вид бабочки, чтобы дома посмотреть в книге и узнать ее название. Понаблюдав за бабочкой, Максим обнаружил, что на крыльях у нее много чёрных точек. Дома мама достала книгу, и вместе они долго рассматривали изображенных в ней бабочек. Наконец нашли такую, которой заинтересовался Максим. Она называется «Многоглазка огненная». Мама спросила: «Ты понял почему она называется огненной? Правильно за оранжевый цвет крыльев. А почему многоглазка, как ты думаешь?» И Максим высказал свое предположение: «Наверно, за черные точки, они похожи на глазки».
- Как вы относитесь к такому стилю общения взрослого и ребенка?
- Что вы воспитываете, обращаясь вместе с ребенком к книгам за ответом на возникший вопрос?
V.Председатель родительского комитета класса зачитывает решение родительского собрания:
1. Учитывая важную роль родителей в воспитании у детей любви к книге и развитии у них устойчивого интереса к книге, направить усилия на решение следующей задачи: читать ежедневно с ребенком детские книги, обсуждать с ним прочитанное, помогать ему составлять по иллюстрациям рассказы.
2.Каждой семье найти время для организации семейного чтения, о чем дети будут рассказывать на уроках внеклассного чтения.
3.Включить в круг детского домашнего чтения журналы и газеты для детей.
VI. Заключительное слово классного руководителя.
Уважаемые родители и дети! Вот и закончилось наше необычное собрание. Пусть наши совместные старания дадут добрые всходы, пусть каждый ученик нашего класса будет уметь и любить читать, пусть каждый день будет связан с увлекательным путешествием в мир книг.
VII. Вручение детям:
- Диплом об окончании изучения Азбуки.
- Приглашение для записи в школьную библиотеку
- Детские красочные книги в подарок.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К СОБРАНИЮ
Если ребенок рос и развивался в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть главным образом из книг. Из него вырастет увлеченный ученик.
Опыт свидетельствует, что плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость в средних и старших классах, где учебный материал увеличивается во много раз. Кроме того, в процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания, от которых зависит умственная работоспособность.
Часто бывает так, что ребенок знает все буквы, может читать, но не хочет. Родители негодуют: «Ты ведь уже умеешь читать. Неужели тебе не хочется самому почитать книжку?» И тогда в ход идет принуждение: «Прочитай еще хоть строчку», «Пока не дочитаешь страницу, не буду с тобой играть» и т.д.
Как же сделать так, чтобы процесс чтения стал для детей личной необходимостью? В этом деле очень полезны игры, в процессе которых обучение чтению идет непринужденно и весело. Огромную роль играют и вечера семейных чтений, наполненные живым, умным словом. Во время семейного чтения отец и мать сближаются с детьми, открываются для них с другой стороны.
Чтение станет действительно добровольным, а значит усовершенствуется и техника чтения.
Работа над техникой чтения - процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения учение в старших классах будет значительно затруднено.
Существуют разные точки зрения на необходимую скорость чтения в конце начального обучения. В программе начальных классов она составляет 90-100 слов в минуту. Некоторые авторы считают, что к концу обучения в начальной школе желательно, чтобы ученики читали 120 слов в минуту.
Третья точка зрения принадлежит В. А. Сухомлинскому. В своей книге «разговор с молодым директором школы» он писал, что беглое, нормальное чтение-это чтение в темпе 150-300 слов в минуту.
Если даже взять за основу нижнюю цифру этих рекомендаций, то и тогда третья точка зрения не совпадает с первой.
Чтобы выяснить обоснованность тех или иных рекомендаций, В. Н. Зайцев, занимающийся проблемой техники чтения, сопоставляя успеваемость учащихся 6-8 классов (отличников, хорошистов, троечников) со скоростью чтения этих же учащихся в третьем классе. Что же выяснилось? Те, кто стал отличником, читали к концу третьего класса читали в среднем 150 слов в минуту, хорошисты-120 слов в минуту, троечники -80-90 слов в минуту. Следовательно, если мы хотим, чтобы наши дети занимались преимущественно на отлично, мы должны выполнять рекомендации В. А. Сухомлинского.
Как показывает опыт, большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Как этого добиться? В. Н. Зайцев дает следующие рекомендации:
- Если ребенок находится еще только на первых ступеньках овладения техникой чтения, не надо заставлять его подолгу читать. Лучше читать поменьше, но чаще. Почитал 5-7 минут и пересказал содержание абзаца. Перед сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа-полутора за один прием.
- Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и в те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением.
- Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. В режиме щадящего чтения ребенок читает 1-2 строчки и после этого получает краткий отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Следующий кадр - опять две строчки прочитал, затем посмотрел картинку. Этот прием вполне подходит тем детям, которые читают неохотно.
Для того, чтобы ребенок наглядно видел свой рост в овладении техникой чтения, надо почаще измерять скорость чтения и делать это самым торжественным образом.
Следует вооружиться часами с секундной стрелкой, книжкой с крупным шрифтом и легким текстом. Пусть ребенок читает ровно одну минуту. Подсчитайте, сколько слов (включая союзы и предлоги) он успевает прочесть за минуту. К своему «росту по чтению» ребенок будет относиться столь же ревностно, как к меткам его роста на двери.
Важно оценивать только технику чтения, а не другие достоинства маленького читателя. Для этого недостаточно общих слов «хорошо», «молодец», «уже быстрее». Ребенку будет понятнее более конкретные оценки («Целых 20 слов в минуту! Замечательно!», «В марте было 40, а сейчас 45 слов в минуту!» и т.п.). Необходимо отмечать рост, сравнивать сегодняшние результаты со вчерашними, радоваться каждому шагу вперед, каждому успеху.
Педагоги пришли к выводу: если ребенок на первом году обучения не научился нормально читать, то его интерес к учению значительно падает.
Научившись читать, ребенок открывает для себя мир большой литературы. Особое место в нем занимают сказки. Сказка – первая ступенька вхождения в страну знаний, в мир культуры. Как говорил К. И. Чуковский, сказка есть самая здоровая пища – не лакомство, а насущный и очень питательный хлеб.
Есть много сказок, которые помогут детям мыслить логически, разовьют воображение, речь и др.
Интересно играть со сказками-путешествиями. Они знакомы малышам с раннего детства (например, «Колобок»). Эти сказки привлекают детей тем, что в них последовательно разворачивается сюжет: «Что будет дальше?». Дети любят перевоплощаться в «путешественников» и стараются угадать (ответить, нарисовать, изобразить пантомимой), что же дальше произойдет с героем-путешественником, как может закончиться сказка.
Так же развивать чувство языка, вкус к слову, умение говорить выразительно, точно, ярко помогают стихи. Дети, как никто, остро чувствуют ритм и музыку стихов. Они интуитивно понимают, что самые обыкновенные фразы звучат по-особому, если они осмыслены поэтом.
Родители могут ненавязчиво помочь ребенку обнаружить, что слова в стихах не живут отдельно друг от друга, а внутренне между собой связаны, что они отобраны и особым образом соединены.
Чтобы ребенок полюбил чтение, очень важно создать его собственную домашнюю библиотеку. Здесь могут быть два подхода.
Первый подход – это рабочая библиотека, помогающая в повседневном учебном и внеучебном труде: словари, энциклопедии, научно-популярная литература, периодические издания и др.
Второй подход – приобретение любимых книг, прочитанных и ставших любимыми (книги-друзья, книги-помощники, книги-собеседники).
Родителям необходимо самим хорошо знать детскую литературу, чтобы помогать развитию детей. Приобщение детей следует начинать с выбора литературы. Здесь родителям поможет прежде всего детская классика: К. И. Чуковский, С. Я Маршак, А. Л. Барто, В. Берестов, Б. Заходер, Н. Носов и др. Когда у ребенка начнут возникать вопросы о разных предметах, явлениях, зарождаться интересы, увлечения – самое время познакомить его с научно-популярной литературой. Родители могут обратиться к «золотому» фонду детской научно-познавательной литературы – книгам М. Пришвина, Е. Чарушина, В. Бианки и др. кроме того, сейчас в книжных магазинах есть множество интересных книг энциклопедического характера: «Я познаю мир», «Все обо всем» «Моя первая энциклопедия» и др.
Ребенка следует записать в общественную библиотеку, где из обилия книг можно выбрать то, что нужно именно ему.
Очень важно, чтобы у ребенка воспитывалось бережное и любовное отношение к книге, чтобы он следил за порядком в своем книжном уголке.
Сближают родителей и детей совместная покупка книг, их ремонт, наведение порядка в домашней библиотеке и, конечно, совместное чтение и обсуждение прочитанного.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:
- Рассказывать детям сказки. Даже «совсем большие» ребята (мы часто говорим семи-восьмилетнему ребенку «Ты уже большой») очень любят песенку, сказку перед сном. Это успокаивает их, помогает снять напряжение.
- Терпеливо помогать ребенку, если у него недостаточная скорость чтения.
- Чаще устраивать семейные чтения. Выросшим детям читать вслух еще интереснее, чем маленьким.
- Читать самим, пусть ребенок видит, что свободное время мама и папа проводят не только у телевизора.
- Есть вещи, которые детям лучше не слышать и не знать: например, споры родителей на бытовые темы и т.п. Но споры отца и матери по поводу прочитанной книги дети должны слышать обязательно.
- Принимать во внимание, что возраст от 7 до 16 лет – это промежуток жизненного пути, когда человек либо приобретает потребность в чтении и реализует ее в течение всей жизни, либо упускает эту возможность.
- Не всегда спешите сразу отвечать на детские вопросы, лучше посоветовать поискать ответы в книгах самостоятельно.
- Собирать дома различные словари: толковый, орфографический, энциклопедический, иностранных слов и т.д.; вырабатывать у ребенка привычку обращаться к словарям и работать с ними.
- Стараться приобретать и дарить детям хорошие книги, обязательно с надписью. Обращать внимание на то, что сын или дочь читает.
- Вместе с ребенком создать для него такую библиотеку, чтобы в ней были разные книги, а не только, например, фантастика и приключения.
- Вместе покупать, читать, ремонтировать книги, обсуждать прочитанное. В этом случае гораздо легче влиять на читательские вкусы ребенка.
- Обязательно записать ребенка в библиотеку. Время от времени ходить туда вместе с ним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Азбука дорог родителям"
Сегодня очень важно говорить о соблюдении правил дорожного движения не только с детьми . но и с родителями. Собрание разработано и проведено в рамках конкурса родительских собраний...
Родительское собрание: «Азбука дорог для родителей»
В разработку вошёл конспект родительского собрания, памятка радителям по правилам дорожного движения, презентация "Дорожные знаки", презентациядля проведения итогового теста....
Родительское собрание по ПДД на тему "Азбука дорог - родителям"
Собрание проводится в форме рассказа с использованием презентации по ПДД, конкурса с родителями на смекалку и знания по данной теме....
Методическая разработка родительского собрания на тему "Азбука дорог для родителей".
Родительское собрание по ПДД с участием старшего инспектора дорожно-патрульной службы....
Родительское собрание "Азбука дорог для родителей"
Работа с родителями по изучению ПДД...
родительское собрание " Азбука дорог для родителей"
материал для родительского собрания по ПДД....
Родительское собрание по Правилам дорожного движения «Азбука дорог для родителей »
Родительское собрание по Правилам дорожного движения«Азбука дорог для родителей »...