Программа летнего лагеря "Сайдыс"
рабочая программа на тему

Летний лагерь имеет множество особенностей, позволяющих считать его одним из самых действенных социальных институтов социализации и интеграции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа летнего лагеря «Сайдыс»

                                                 

                                                     «Пальчиковый театр «Кустук»

Программа  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.

Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому проблема развития речи является центральной в обучении детей. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все это и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи. Решение этой проблемы не возможно без целенаправленного и последовательного формирования и развития умений, связанных с овладением структурой устных высказываний различных типов и стилей речи, и усвоения основных понятий в области развития устной речи.

В целях совершенствования речевой деятельности следует особое внимание уделить развитию мелкой моторики. Почему так важно для детей развитие тонкой моторики руки? Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Именно величина проекции руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. Поэтому, чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

В системе коррекционно-развивающих занятий с младшими школьниками с нарушениями речи успешно используются упражнения, развивающие движения пальцев рук. В работе по развитию мелкой моторику рук эффективно используется пальчиковый кукольный театр.

Пальчиковый театр выступает не только как средство, способствующее развитию мелкой моторики и психических процессов детей с нарушениями речи, но и предназначен для воспитания у детей самостоятельности мышления, развития речи, воображения, логики, творческих способностей, а также для обогащения словарного запаса ребенка. При создании игр-драматизаций ребенок создает свой мир. В этом маленьком мире он хозяин, актер, режиссер, сценарист. Поэтому игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию речи, памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора. Пальчиковый театр обладает психокоррекционным и психотерапевтическим эффектом.

При выборе сказок учитывается возраст детей и доступность материала. Легко играются известные русские народные сказки: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Три медведя», и другие. Также в программу включены якутские народные сказки «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин» («Старуха Бэйбэрикээн с пятью коровами»), «Таал-Таал эмээхсин» («Старушка Таал-Таал») и другие.

Данная программа рассчитана на учащихся 1-2 классов.

Цели программы:

Развитие речи, совершенствование устной речи, ее выразительности и связности у младших школьников посредством театрализованных игр с пальчиковыми куклами.

Задачи программы:

  • познавательные процессы, коммуникабельность;
  • любознательность, интерес к творчеству;
  • моторную ловкость, точность координации движений;
  • способствовать формированию пространственных представлений у учащихся;
  • обеспечить ситуацию успеха для каждого ребенка.

 Формы и методы работы

Предусмотрены как теоретические – ознакомление с литературным произведением, распределение ролей, показ педагогом способа действия и т.д., так и практические занятия – конструирование пальчиковых кукол, декораций; подготовка и проведение кукольных спектаклей игры-импровизации, драматизация знакомых сказок.

Структура занятия зависит от цели, каждое новое занятие несет в себе какой-то новый элемент: упражнение, задание или игру. Перед началом занятия проводится артикуляционная, пальчиковая гимнастика. Проводится коррекция речевых нарушений у учащихся.

Ожидаемые результаты:

Развитие устной, связной речи детей.

Формирование у учащихся умений и навыков самостоятельного анализа художественных произведений для развития творческих способностей, самореализации личности ученика.

Развитие пространственной ориентировки и моторной адекватности.

У учащихся приобретается необходимый багаж знаний, умений и навыков. В результате практических занятий у детей вырабатывается потребность грамотного строить свою речь, использовать приемы выразительности и эмоциональности. Формирование уважительного отношения к произведениям устного народного творчества способствует познавательной активности учащихся. В ходе общения дети накапливают богатый социальный опыт, овладевают навыками толерантного отношения друг к другу.

Механизм отслеживания результатов:

Проведение обследование развития речи;

Мониторинг развития речи учащихся;

Наблюдение;

Беседа, опрос.

Тематическое планирование программы (21 день)

Тема занятия

Кол-во дней

Содержание занятия

УУД

Вводное занятие Кукольный театр. История театра кукол.

1

Знакомство с детьми, с правилами поведения на занятии, рассказ о плане работы. Знакомство с историей возникновения кукольного театра.

Личностные УУД

- Освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

- Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Познавательные УУД

- общеучебные (формулирование познавательной цели)

Коммуникативные УУД

- определение цели, функции участников, способов взаимодействия.

- разрешение конфликтов (выявление и идентификация проблем, коррекция).

Образовательные УУД

- определять последовательность действий для решения предметной задачи, осуществлять простейшее планирование своей работы.

Регулятивные УУД

- планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

- составление плана последовательности действий).

Чтение, слушание русской народной сказки «Теремок»

2

Артикуляционная гимнастика. Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя). Упражнения «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)», «Надуваем щеки».

Изготовление персонажей сказки «Теремок».

Продумывание внешнего вида персонажей сказки

Сказочные герои. Обыгрывание ролей сказочных героев.

1

Упражнения на развитие пальцев рук (мелкой моторики). Инсценировка пальчиками стихотворений, ситуаций (летит птица, ползет улитка и т.д.)

Репетиция пальчикового театра «Лиса, заяц и петух»

1

Артикуляционные упражнения. Постановка сказки

Инсценировка сказки «Лиса, заяц и петух»

1

Разыгрывание ролей

Якутская народная сказка «Боро уонна куобах» («Волк и заяц»); «Саьыл эьэлиин» («Лиса и волк»)

4

Якутская народная сказка «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин» («Старуха Бэйбэрикээн с пятью коровами»)

6

Якутская народная сказка «Таал-Таал эмээхсин» («Старушка Таал-Таал»)

5

Список использованной литературы

  1. Ткаченко Т.А. Логопедические упражнения. М.: Эксмо, 2006.
  2. Саха остуоруйалара. Якутские сказки. Якутск: Бичик, 2000.
  3. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. АСТ Астрель, Москва, 2007.
  4. Трофимова Н. Кукольный театр своими руками, М.: Рольф, 2001.
  5. Лебедева Г.Н. Внеклассные мероприятия в начальной школе. Москва, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа летнего оздоровительного лагеря "Последний герой"

Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха детей в возрасте от7-16 лет в условиях школьного лагеря с дневным пребыванием.Программа написаннная на основе телевизионной игры "Последний ...

Программа летнего оздоровительного лагеря "Солнышко"

Документ содержит программу работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием на базе МОУ "СОШ № 50" г. Саратова, реализующая здоровьесберегающие технологии....

Программа летнего лагеря "Цветочный город" 2010-2011

Представлена Программа летнего оздоровительного лагеря при МОУ" Коробицынская СОШ"...

Программа летнего оздоровительного лагеря "Солнышко"

Программа "Калейдоскоп безопасности" разработана для работы в летнем оздоровительном лагере....

Программа летнего лагеря.

В системе непрерывного образования каникулы в целом, а летние в особенности, играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей и подростков. Пришкольные лагеря – одна из наиболе...

Программа летней кампании для летнего лагеря

Программа летней оздоровительной кампании на 2016 год...