Коллективное творческое дело (КТД) как средство развития коллектива третьеклассников
материал (3 класс) на тему
Описание из опыта работы, как влияют коллективные дела на создание единого коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktd.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
«Коллективное творческое дело (КТД) как средство развития коллектива третьеклассников»
(из опыта работы)
Автор: Буторина Татьяна Викторовна
классный руководитель 3-а класса
Цель: воспитание успешного гражданина 21 века.
Социализация школьников - это серьёзная педагогическая проблема, которая включает в себя:
- создание условий для успешной социализации ребёнка в классе, в школе, в межшкольном пространстве;
- вооружение учащихся знаниями о социуме (о социальной структуре общества, о профессиях и требованиях к ним и т.д.);
- развитие умений и навыков, необходимых для успешной интеграции во взрослое общество;
- осознание учащимися своих возможностей и личностных особенностей, способность соотнести их с выбранной профессией.
- Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе.
- Социализация может происходить:
- – стихийно (за счёт инстинкта подражания);
- – за счёт восприятия одобрения (неодобрения) окружающих;
- – целенаправленно (воспитание, обучение, реклама, пропаганда).
- Педагогический подход подразумевает под социализацией управляемый и целенаправленный процесс формирования у школьника ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, который позволит выполнить важнейшую функцию перевода школьника от объекта обучения и воспитания к субъекту социального развития. А в последующем – к активному субъекту самовоспитания и саморазвития.
Обоснованность выбора темы:
Современное общество требует от начальной школы воспитать маленького полноправного активного гражданина, способного развивать индивидуальность и отвечать вызовам окружающей среды.
Начальная школа совпадает с важным периодом формирования личности ребенка. Младший школьник впервые оказывается в коллективе сверстников, которые не просто являются товарищами по играм, но конкурентами в новой для учащихся учебной деятельности. Младший школьный возраст благоприятен для успешной социализации в силу большой любознательности детей 6-9 лет; эмоциональность восприятия, подражательный характер и ориентация на авторитет взрослого в поведении и деятельности, высокое доверие учителю и стремление связывать приобретенный личный социальный опыт с изучаемым материалом. Затрудняют социализацию малышей повышенная утомляемость, неспособность выносить длительное однообразие в учебе, слабая моторика, необходимость инструктажа в учебной деятельности, небольшой жизненный опыт. Реальное содержание опыта детей младшего школьного возраста показывает неспособность ребенка вполне соответствовать предъявляемым взрослыми требованиям в школе и дома.
Одной из главных воспитательных задач в моей работе с классным коллективом является воспитание личности, т.е. человеку необходимо научиться быть готовым к любым трудностям, уметь преодолевать их, а также быть способным принимать решения и совершать поступки. В своей работе я опираюсь на методику КТД (коллективно-творческое дело). Понятие «Коллективное Творческое Дело» было введено в обиход Игорем Петровичем Ивановым - доктором педагогических наук, профессором ЛГПИ им. А.И.Герцена (1923-1992г), как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа, создавала его впервые.
В основе лежит три основные идеи:
- Коллективное (совместная работа взрослых и детей).
- Творческое (нестандартное, нешаблонное, создаваемое в совместной творческой деятельности детей и взрослых).
- Дело (занятие, действие, мероприятие как забота об улучшении жизни).
КТД - форма работы, которая направлена на:
∙ Развитие творческих способностей.
∙ Развитие интеллектуальных способностей.
∙ Реализацию коммуникационных потребностей.
∙ Обучение правилам и формам совместной работы.
Типы КТД:
классическое КТД.
Активность школьников в классическом КТД воспринимается школьниками как общая.
Социальные критерии выбора дела на этапе целеполагания – польза, радость людям, сплочение коллектива.
При коллективном планировании общая идея «от предложений каждого к общему плану дела»
личностно-ориентированное КТД.
Акцент на «моя активность», «мой вклад», «дело для меня».
В 3-а классе в основном сложились ровные отношения. Нельзя сказать, что обходится без ссор, но серьёзных конфликтов удаётся избежать. Небольшие трудности возникают с Журавлёвым Артёмом (сирота, воспитывается бабушкой), он требует к себе повышенное внимание, как с помощью отрицательных поступков так и положительных. Его заинтересовал конкурс Снеговик-пожеланий, где он не только смоделировал и сделал своего снеговика, но и поделился своими идеями с одноклассниками. Волков Андрей пассивный на уроках, малоактивный ребёнок, одним из первых продемонстрировал свою модель снеговика. Саша Марков эмоцианален, вспыльчив, не всегда правильно воспринимает критику, но при участии в деле «мастерская Деда Мороза» показал не только терпение в изготовлении мелких деталей для оформления открыток и стенгазеты, а с удовольствием помогал ребятам у которых не получалось и советовался с замыслами других.
Очень нравится детям участвовать в мероприятиях таких как: слёты «Золотая Осень», «Весенняя тропа», игра «Гвардия России», где они могут показать себя командой, так как задания нужно выполнять сообща и результат считается по последнему. Во время подготовки (этап домашнее задание) дети учатся доверять друг другу, распределяя задания между собой.
В процессе КТД ребята приобретают новые навыки общения, учатся работать в коллективе, узнают друг о друге много нового, все это способствует сплочению, дружбе между детьми.
В мае-месяце запланирован классный час, на котором дети выскажут свои пожелания относительно мероприятий, в которых они хотят принять участия. Планируя на следующий год мероприятия с классом будут учтены эти пожелания, для обеспечения возможности проявить каждому ребёнку своё личное «я», проявить себя.
Список используемой литературы:
Саляхова Л.И., Справочник классного руководителя 1-4 классы, «Глобус», М,, 2007
Список сайтов:
- do.gendocs.ru>docs/index196956.html-Методика проведения КТД. Задача: познакомить участников с методикой КТД…
- rudocs.exdat.com>docs/index_409486.html -Методика и организация коллективного творческого дела (КТД) Михайлова Марина
- organizator16.ucoz.ru>load…ktd_kollekvnye…dela…- КТД-коллективные творческие дела- Методичка- копилка идей…
- kommunarstvo.ru>biblioteka/bibivaktd.html –Коллективные творческие дела как средство коммунистического воспитания младших школьников
nsportal.ru>Школа>Внекласснаяработа>metodika_ktdkollektivno…- Методическая разработка по теме: Методика КТД
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коллективное творческое дело «Открытка – поздравление к Новому году»
Скоро Новый год. Данный материал поможет провести интересный урок по технологии с 1 классом. К уроку разработана презентация. Которая позволяет применить игровую технологию на уроке, поминутно расчита...
Коллективное творческое дело "Изготовление стенгазеты к празднику Масленица"
Коллективное творческое дело, которое мы выполнили с учащимися на классном часу. Активно использовалась групповая работа, работа со словарями, проведена большая подготовительная работа, использование ...
Коллективное творческое дело День Земли
День Земли - международный праздник. В этот день во многих странах звучит КОЛОКОЛ МИРА. Колокол Мира символ мирной жизни на земле и обединению всех людей на земле в деле защиты окружающей среды. Учащи...
Коллективно творческое дело " Я в гости к Пушкину спешу"
Воспитание интереса к сказкам А. С. Пушкина....
Коллективно творческое дело "Необыкновенное путешествие в Москву"
Ознакомление с историей Москвы: начиная со строительства города, развитие в разные эпохи, народные гулянья, Великая Отечественная война, Олимпиада - 80....
Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела.
Обобщение педагогического опыта по теме: "Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела."Автор опыта: Киргизова Татьяна Ивановна воспитат...
Коллективное творческое дело как средство развития лидерских качеств младшего школьника
Коллективное творческое дело как средство развития лидерских качеств младшего школьника...