Работа с одарёнными детьми в начальной школе
статья (3 класс) на тему
Статья из опыта работы, формы работы с одарёнными детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
результаты и формы работы с одарёнными детьми в начальной школе | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с одаренными детьми в начальной школе
В настоящее время внимание многих психологов и педагогов как в нашей стране, так и за рубежом привлекает проблема детской одаренности.
Различают разные группы одаренных детей. К первой группе можно отнести «сверходаренных» детей с чрезвычайно ускоренным умственным развитием. Они – контингент специальных школ и интернатов. Существует и другая группа – дети с очень высоким специализированным уровнем способностей, например музыкальных или математических. Обычно дети этой группы обучаются в специализированных школах, и для массовой школы работа с ними также не является остро актуальной. Хочется более подробно остановиться на третьей группе, к которой относятся достаточно многочисленные дети, обучающиеся вместе с другими в массовой школе, но отличающиеся от остальных особой предрасположенностью к овладению той или иной образовательной областью, ранней психологической зрелостью, высоким уровнем социальной культуры. Следует отметить, что важным в работе с одаренными детьми является не только своевременная диагностика и отбор, но и обеспечение дальнейшего развития.
Основная задача – так построить весь учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в той или иной сфере, не прошли мимо нашего внимания, реализовывались и выращивались в нашей педагогической деятельности с этими детьми.
Только переход к развивающей системе образования способен обеспечить саморазвитие личности любого, в том числе и одаренного ребенка. Одной из таких систем является «Планета знаний», готовящая школьника нового типа – способного решать самые разные, возникающие в жизни задачи, оставаясь при этом человеком; доступная массовой школе.
«Каждое дитя до известной степени гений», - писал Шопенгауэр. Учитель должен помнить, что нет одинаковых детей: у каждого есть что-то свое, что-то, что выделяет его из общей массы и делает уникальным. У одного это способность быстро и без ошибок решать математические задачи, у другого - способность к рисованию, у третьего – золотые руки, у четвертого предрасположенность к спортивным успехам, у пятого – организаторские способности… Одним словом, наше внимание к одаренным детям должно органически вписываться в образ мира любого ребенка и быть для него совершенно естественным. Происходить это должно как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Во внеурочной деятельности учащиеся могут проявлять свои способности, посещая занятия кружков. Двери на такие занятия открыты для всех детей, а не только для тех, кто прошел предварительный отбор. Нет и никакого искусственного отсева неуспевающих. Однако реально в работу втягиваются только те, кто испытывает к ней настоящий интерес и кому она по плечу.
Дети принимают участия в различных творческих интеллектуальных конкурсах, малых учебных олимпиадах, брейн-рингах, КВНах, викторинах и т. п.
Результаты олимпиад представлены в следующей таблице:
Уч. год класс | Олимпиада | Уровень | Итог участия |
4 класс 1 класс 2 класс 3 класс | математика | муниципальный | призёр – Магомадов Муса |
русский язык | школьный | 3 место –Милкин Михаил | |
математика | школьный | 2 место – Магомадов Муса | |
математика | школьный | 1 место – Густова Катя 3 место – Иванов Илья | |
русский язык | школьный | 2 место – Акатов Саша | |
математика | школьный | 2 место – Иванов Илья 3 место – Абитов Михаил | |
русский язык | школьный | 1 место – Акатов Саша 2 место – Абитов Михаил 3 место – Чебанина Ксения | |
Всероссийская олимпиада для младших школьников по математике | федеральный | 3 место Свободина Анна | |
математика | школьный | 1 место - Абитов Миша 3 место – Густова Катя | |
русский язык | школьный | 1место – Абитов Миша 3место – Баландин Саша | |
4 класс | русский язык | школьный | 1место – Иванов Илья 3место – Густова Катя |
математика | школьный | 1место – Иванов Илья | |
русский язык | муниципальный | 3место – Иванов Илья |
Учащиеся принимают активное участие и становятся победителями школьных, муниципальных, региональных, федеральных мероприятий.
год | уровень | конкурс | ФИ | результат |
2009-2010 | муниципальный | «Малая Родина» 3-е Худовские чтения | Пальшин Александр | 1 место |
муниципальный | Проект «Река Серая, как экологический объект г. Карабаново» в рамках городской научно-практической конференции «Динамика современного мира» | Иванов Илья | 1 место | |
школьный | Конкурс чтецов стихотворений, посвящённых 65-летию победы над фашистами. | Абитов Михаил | 1 место | |
2010-2011 | региональный | Конкурс детского рисунка «Всероссийская перепись населения 2010» | Кузнецова София | свидетельство участника |
муниципальный | «Малая Родина» 4-е Худовские чтения | Иванов Илья Кузнецова София | победитель победитель | |
муниципальный | 1-й городской вокальный фестиваль детской песни «7 нот» | вокальная группа класса | свидетельство участника | |
2011-2012 | муниципальный | 2-ой детский фестиваль искусств «Ступени творчества» | Густова Екатерина | 3 место |
муниципальный | Конкурс чтецов «Мой край родной- 2012» | Кудряшова Диана | сертификат участника | |
федеральный | Конкурс сочинений «Солдатами не рождаются» | Абдуллаев Мурад Москалев Денис | сертификаты | |
федеральный | Конкурс сочинений «Самый близкий человек» | Москалев Денис | участник | |
федеральный | 15 конкурс декоративно-прикладного искусства | Густова Екатерина | участник | |
федеральный | Конкурс творческих работ в рамках проекта «Алые паруса» для одаренных детей социальной сети работников образования nsportal.ru | Коршунов Андрей | Свидетельство о публикации |
Наличие и разнообразие творческих работ учащихся по предметам
Учащиеся занимаются исследовательской деятельностью, проявляют свои фантазии при выполнении работ по технологии и изобразительному искусству, активно принимают участие в творческих конкурсах по предметам:
конкурс | уровень | результат | Ф.И. победителя |
2008 - 2009 г. | |||
Легкоатлетический пробег, посвященный «Дню победы» | муниципальный | 2 место | Лебедев Александр |
2009- 2010 г. | |||
Конкурс поделок «Улица глазами детей» | школьный | 1 место 2 место | Густова Катя Кузнецова София |
Парад новогодних елок. В номинации «Елочка из ткани» | муниципальный | 3 место | Кузнецова София |
1 районный детский фестиваль искусств «Ступени творчества» | муниципальный | сертификаты | |
Конкурс «Малая Родина» | муниципальный | 1 место | Пальшин Александр |
Конкурс чтецов стихотворений, посвященных 65 -летию победы над фашистами. | школьный | 1 место | Абитов Михаил |
2010- 2011 г. | |||
Конкурс рисунков «Всероссийская перепись населения 2010» | региональный | свидетельство участника | Кузнецова София |
Конкурс поделок «Калейдоскоп русской еловой шишки» в номинации «Самая экономичная шишка» | муниципальный | 2 место | Густова катя |
Конкурс пасхальных яиц «Пасха 2011» | муниципальный | участие | |
Праздничная музейная программа «Встречаем спас» | муниципальный | диплом участника | Густова Катя |
Конкурс рисунков «Космические фантазии» | школьный | 3 место | Густова Катя |
Конкурс рисунков «Пожарная безопасность» | школьный | 3 место | Абдулаев Мурад |
Конкурс «Малая Родина» План – проект «Каким я хочу увидеть г. Карабаново» | муниципальный | 1 место | Кузнецова София |
Конкурс «Малая Родина» Историческая открытка «Приветъ изъ Карабанова» | муниципальный | 1 место | Иванов Илья |
2011-2012 | |||
2-й районный детский фестиваль искусств «Ступени творчества» в номинации «Вышивка» | муниципальный | 3 место | Густова Катя |
Конкурс чтецов «Мой край родной 2012» | муниципальный | сертификат | Кудряшова Диана |
Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку «Волшебный снеговик» | муниципальный | сертификаты | |
2012-2013 | |||
Конкурс рисунков «ПДД» | школьный | 2 место | Кротов Сергей |
Конкурс рисунков «Светофор» | школьный | 1 место 3 место 3 место | Кузнецова София Абдулаев Мурад Густова Катя |
Конкурс поделок «Калейдоскоп русской еловой шишки» | муниципальный | сертификаты | |
Конкурс рисунков на военно-патриотическую тематику | школьный | 3 место | Свободина Анна |
Конкурс сочинений на военно-патриотическую тематику | школьный | 1 место | Кротов Сергей |
Конкурс проектов для одарённых детей «Шаг в будущее» | муниципальный | 1 место | команда |
Дети являются постоянными участниками всех внеурочных мероприятий (творческих конкурсов, викторин, интеллектуальных игр и т.д.) школьного уровня, а также участвуют в мероприятиях муниципального, регионального, федерального и международного уровня.
Уч. год класс | Олимпиада, конкурс | Уровень | Итог участия |
2008-2009 4 класс | конкурс – игра «Кенгуру» | международный | 4 место в школе – Ханбекова Алина |
игра-конкурс «Русский медвежонок» | международный | 2 место в школе – Лебедев Саша 3 место в школе – Милкин Миша | |
«Дорога к Сочи – 2014» | региональный | диплом участника | |
2009-2010 1 класс | олимпиада по естествознанию «Человек и природа» | федеральный | 1 место в школе – Акатов Саша 2 место в школе – Николаева Маша |
2010-2011 2 класс | игра – конкурс «Русский медвежонок» | международный | 2 место в школе – Иванов Илья 3 место в школе – Фролов Саша |
2011-2012 3 класс | игра – конкурс «Русский медвежонок» | международный | 1 место в школе – Иванов Илья 2 место в школе – Абитов Миша 3 место в школе – Чебанина Ксения |
конкурс-игра «Кенгуру» | международный | участие | |
Дистанционная мультиолимпиада – марафон «Муравейник 2012» | федеральный | Сертификаты участников 4 призера | |
2012-2013 4 класс | конкурс-игра «Кенгуру» | международный | участие |
игра-конкурс «Русский медвежонок» | международный | 1место в школе-Густова Катя 2 место в школе-Иванов Илья 3 место в школе- Свободина Анна, Волков Андрей | |
олимпиада по естествознанию «Чип» | федеральный | участие |
Отдельно хочется остановиться на приемах развития лидерской одаренности (организаторских способностей) учащихся. В классе создано детское объединение «Улыбка», которое значимо для учащихся и отвечает реальным, а не навязанным ценностям детей. Оно имеет свои символы, ритуалы, систему норм и правил поведения, не противоречащих Уставу школы. В нем активно работает классный орган самоуправления Совет класса, который выбирается сроком на один год.
Все ученики класса разделены на группы – «звёздочки». В Совет класса входят руководители групп и староста. Именно они создают временные творческие коллективы для организации и проведения классных мероприятий, праздников, игр и т. п. Координирует работу Совета класса классный руководитель совместно с родительским комитетом.
Учащиеся, входящие в «звёздочки» имеют различные поручения: дежурные, санитары, цветоводы.
Высшим органом класса является общее собрание, которое проводится 1 раз в неделю. На собрании анализируется работа «звёздочек», выполнение поручений учащимися, работа Совета класса и т.д.
Благодаря работе классного органа самоуправления большинство учащихся принимают активное участие не только в делах класса, но и в школьных и районных мероприятиях, конкурсах, участвуют в благоустройстве города и др.
Все вышесказанное – это всего лишь краткое описание методов и приемов работы с одаренными детьми. В заключении хотелось бы еще раз напомнить, что одаренность многообразна, проявляется на разных уровнях, во всех сферах жизнедеятельности, и рассматривать ее нужно не только как достижения, но и как возможность достижений.
Истомина Н.А.
учитель нач. классов
МБОУ СОШ №8
Март 2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе
Программа "Модель работы с одаренными детьми начальной школы"...
Статья по теме "Исследовательская работа с одарёнными детьми в начальной школе"
Хотелось бы поделиться с вами опытом работы с одарёнными детьми нашей школы. В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нест...
Презентация Работа с одарёнными детьми в начальной школе
Выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способны...
Выступление на педсовете по теме: «Формы работы с одарёнными детьми в начальной школе»
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявл...
статья "Система работы с одарёнными детьми в начальной школе"
В статье представлены основные направления работы с одарёнными детьми (из опыта работы)...
Презентация "Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе"
Презентация "Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе" содержит информацию о видах одарённости, о формах и методах работы с детьми....
Статья "Организация исследовательской работы с одарёнными детьми в начальной школе"
В данной статье описан опыт работы с одаренными детьми в начальной школе по курсу «Я-исследователь» и программе «Родители - помощники в проектной и исследовательской деятельности обучающихся»....