«Правописание суффиксов -ик -ек.»
план-конспект урока (3 класс) на тему

Паршина Елена Николаевна

1)Сформировать умение строить способы на примере способа написания суффиксов -ик, -ек;

2)Развивать интерес к исследовательской деятельности;

3)Сформировать умение применять изученные правила;

4)Тренировать  мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_ek_ik.docx32.69 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский  язык

Класс:  3 «В»

Тип урока: освоение  нового материала  

УМК:  « Школа России»

                               Технологическая карта изучения темы «Правописание  суффиксов  -ик    -ек.»

Тема

    Правописание  суффиксов  -ик    -ек.

Цели

1)Сформировать умение строить способы на примере способа написания суффиксов -ик, -ек;

2)Развивать интерес к исследовательской деятельности;

3)Сформировать умение применять изученные правила;

4)Тренировать  мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение.

Задачи

  • организовать наблюдение за написанием суффиксов -ек-, -ик-; открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов -ек-, -ик-, познакомить с правилом и алгоритмом его применения; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы;
  • способствовать развитию орфографической зоркости, логики;
  •  воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.

Формируемые УУД

Личностные:

проявлять положительное отношение к учебному предмету , осознавать значение; интерес к  учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

1. понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

2. действовать по плану и планировать свои учебные действия;

3. контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

4. адекватно оценивать свои достижения

Познавательные:

1. читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;

2. понимать информацию, представленную в разных формах-

3. строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

4. строить логическую цепь рассуждений

Коммуникативные:

1. сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе

2. участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;

Планируемые результаты

Предметные:   

  • открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов -ек-, -ик-,
  • ознакомиться  с правилом и алгоритмом его применения;
  • уметь  делать выводы и обобщения при изучении новой темы;

Личностные:

  • уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. положительное отношение к изучению русского языка
  • принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека;
  • появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного                              отношения к своей речи
  • проявлять инициативу в оказании помощи соседу по парте

Метапредметные:

  • уметь определять и формулировать цель урока,
  • проговаривать последовательность действий на уроке,
  • работать по плану,
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки,
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей,
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД).
  • Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД)
  • Уметь ориентироваться в своей системе знаний,
  • отличать новое от уже известного,
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД)

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

  • УМК «Школы России», учебник 3 класса, русского языка,
  • компьютер;
  • презентация в программе Power Point;
  • дидактический раздаточный материал;

        

Ход урока

     

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

детей

УУД

 Мотивация к учебной деятельности          (1-2мин.) 

Цель  этапа: подготовить обучающихся к началу урока, включение в     деловой ритм.

I.Организационный момент.

           - Добрый день, ребята !  

 На уроке мы продолжим знакомиться с тайнами правописания слов.  Сегодня вам, ребята, предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие.  Откройте тетради, запишите в тетрадь классная работа.

Настрой  на урок

Коммуникативные УУД

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 Актуализация

Цель: обеспечить создание мотивации изучения нового материала через затруднение.

Методы познавательной деятельности: репродуктивный и частично – поисковый.

Форма работы:  фронтальная, групповая

Построение проекта выхода из затруднения. (2мин).

Цель задания: актуализировать полученные  знания и навыки обучающихся, понимание учащимися практической значимости изученного материала;

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (10мин). 
Цель этапа: установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления материала, провести
 Контроль знаний.
Формы работы: индивидуальная; коллективная;   парная .

Выявление межпредметных связей

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5мин).

Цель этапа:
установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления материала, провести
 Контроль знаний.
Формы работы: индивидуальная; коллективная;

1.Чистописание.

Я не случайно выбрала эти сочетания. Какой частью слова могут быть ик,ек?

Что такое суффикс?

Как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

- Правописанием суффиксов

- Что нового вы должны будите узнать в конце урока?

Когда пишется ек, когда ик

С нами сегодня нам  в путешествии  поможет предмет, который вы должны отгадать. Корень как в слове клубника, суффикс как в слове сырок.   -Правильно клубок. Но наш клубок не постой, а волшебный. Сегодня он будет путешествовать мы должны следовать за ним

Сообщение темы урока.

 -Катиться наш клубок, катиться, а на встречу ему Буратино, а в руке у него ключик. Запишите это слово.(Ключик.)

-Что открывают ключиком? (Замочек)

(Дети пишут и сомневаются в написании суффикса)

-Какие корни в словах ключик, замочек? (-Ключ-, -замоч-)

-Скажите, совпадает или расходится произношение суффикса с его обозначением на письме?

(В слове «ключик» - совпадает, а в слове «замочек» - расходится).-Сделайте вывод: надо ли проверять обозначение на письме гласного звука в суффиксах –ек-, -ик-?

(Гласные в суффиксах –ек-, -ик- надо проверять).

-Чтобы достигнуть цели урока, можно идти разными путями.

Путь 1:

взять готовое правило.

Путь 2:

самим изобрести это правило.

-Каким путём мы пойдём и почему?(Лучше попробовать самим выявить правило, чтобы лучше им овладеть и запомнить его).

Ключик -  нет ключика

Замочек -  нет замочка

-Хорошо! Итак, мы сами изобретаем правило.

 -Как выбрать нужную букву, чтобы правильно написать суффикс? Как вы думаете? Для этого проанализируйте слова. Что интересного вы заметили?

(Я думаю, что если при изменении формы слова гласный И остаётся, то его и надо писать в суффиксе –ик-. А если при изменении формы слова гласный исчезает, то надо писать –ек-.

Есть слово-помощник «нет»: замочек-(нет) замочка; ключик-(нет) ключика.

Итак мы составили следующий алгоритм

Алгоритм

1.Изменить форму слова.

 2.Если гласный «убегает» пиши –ЕК-,

    Если гласный сохраняется пиши –ИК-.

В  русском языке даже есть сказка посвященная этой теме и мультфильм:

В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились. Суффикс –ИК- был прилежным учеником, а его друг, суффикс –ЕК-, был самым настоящим прогульщиком. Вернее, К всегда оставался на месте, а Е умудрялся улизнуть. Один раз, когда Е опять убежал, учитель Суффикс –ТЕЛЬ- решил с того дня считать его беглым гласным в суффиксе -ЕК- . И сейчас, когда мы начинаем изменять  слова с суффиксом –ЕК- , гласный Е всегда выпадает, становиться беглым…

Работа по учебнику.

Давайте прочитаем  правило и сравним его с нашим правилом.

Катиться наш клубок, катиться, а на встречу ему Машенька.

Она просит нас выполнить упражнение 243

У доски

Первый столбик                                     Второй столбик

ек        ик        5

Физкультминутка

Ребята, не случайно физ минутка была новогодняя. Сейчас вы поймете почему.

По пути нам встретился Кот в Сапогах, но не с пустыми руками.  Мы все знаем что не за горами НГ. Но для нас важно не веселье и хороводы, а знания,  передал он мне для вас целый мешок с подарками, но подарки там не простые.  Это знания.

В мешок есть слова, но они без суффиксов, вам необходимо опираясь на правило, вписать нужный суффикс.

Работа у доски.

Кузнеч

Ореш

Горош

Мяч

Сыноч

Веноч

Чулоч

Карандаш

Звоночек

Молодцы ребята,  те кто активно работал будут награждены хорошими оценками .

Наши герои принесли нам игру. Она называется не подведи свой ряд. На карточках вы видите слова, необходимо вставить суффикс ек, ик.  Кто заканчивает делать задание встает. Побеждает тот ряд который первым справиться с карточкой. молоточек (молоточка), ножичек (ножичка), огонёчек (огонёчка), орешек (орешка), свисточек (свисточка), сыночек (сыночка), стебелёчек (стебелёчка), цветочек (цветочка).Диванчик (диванчика), калачик (калачика), карандашик (карандашика), кирпичик (кирпичика), ключик (ключика), кустик (кустика), листик (листика), мальчик (мальчика).

Ребята слова с такими суффиксами е кик, можно найти не только в учебнике русского языка. Недавно мы с вами изучали сказку о Царе Салтане , и в этом сказке тоже были слова с суффиксом ек , ик

Я вам их зачитаю.

Кораблик, Кораблика, орешка

Скажите, какие суффиксы спрятались в этих словах?

Катится клубочек дальше и встречает он 3 богатырей, у которых для вас ест задание. Работать вы будите маленькой командой в парах. Перед сами деформированный текст. Мы должны поставить все слова на свои места. 1предложение мы составим вместе. Как можно определить 1 слово и последнее в предложении?

- Первое слово написано с заглавной буквы, а после последнего стоит точка.

Из  достают коробок шарики украшения , дождик. (Предложение  1 ряда)

 На кладут  ветви и дождик серебристый снежинки. (Предложение  2 ряда)

А фонарики. всё  когда зажигают готово разноцветные (Предложение  3 ряда)

Что у нас получилось?

- Текст

- Есть ли слова с изученной орфограммой?

Выделите суффиксы ек, ик.

- Давайте посмотрим отрывок из мультфильма и ответим на вопрос чему он нас учит.

- Учит нас применять правило.

(Просмотр отрывка из мультфильма « В стране невыученных уроков»)

- Составляем правило

- Разбирали  алгоритм

- Прослушивание сказки

-  Узнать правило написания –ек, -ик.

- Запись слов, с пропущенными суффиксами

- Применяли алгоритм, при выполнении задания

- Вставляли нужные суффиксы

- Составляли текст, выделяли суффиксы

- Просмотр мультфильма

Познавательные УУД. Самостоятельно выделять и формулировать познавательные задачи.

Регулятивные УУД. Целеполагание, планирование.

Регулятивные УУД          Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные УУД          Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные УУД                Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую

Личностные УУД Смыслообразование 

Регулятивные УУД          Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные УУД

Уметь вносить необходимые коррективы в действия.

Закрепление

Рефлексия

Цель этапа:
инициировать рефлексию обучающихся по вопросу эмоционального состояния, осмысление результатов работы и их оценка;
подвести  итог урока.

Домашнее задание

Чтобы закрепить знания которые вы получили, мы играем

На  доске  вы увидите слова,  если необходимо вставить суффикс – ек -  вы хлопаете  1 раз , ик -   то топаете 1 раз

Платочек

Билетик

Песочек

Орешек        2

хвостик

Цветочек

Столик

-Ребята, а наш клубок назад прикатился, только это уже не клубок, а клубочек. Запишите: клубок-клубочек.  Почему вы написали суффикс ек? Объясните.

- Чему же нас научил клубок?

-Вы проделали серьёзную научную работу.

-Что нового открыли для себя?

Что было трудного на уроке?

Выучить правила, упр 242

Регулятивные УУД                Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую

Регулятивные УУД

Уметь вносить необходимые коррективы в действия.