Родной край. (300 лет Нижегородской губернии. История и современность.)
классный час (2 класс) на тему
Знакомство с понятиями губерния, губернатор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnoy_kray_300_let_nizh.obl_.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родной край.
(300 лет Нижегородской губернии. История и современность.)
День знаний.
2 класс
Цель: знакомство с понятиями губерния, губернатор.
Оборудование: презентация, фильмы.
Ход дня знаний.
1.Самоопределение к деятельности.
На доске записана пословица:
Родная земля и в горсти мила.
Ребята, как вы понимаете эту пословицу?
2.Актуализация опорных знаний.
Есть старинная притча о том, как приехали в одну страну гости, которых радушно встретили и щедро одарили, но, когда они собрались восвояси, их попросили разуться и соскрести с обуви землю.
«Родная земля для нас дороже всего,- заявили хозяева гостям. – И мы не хотим терять ни пылинки».
Таким благоговейным отношением к отчему краю отличались и наши предки, с любовью называвшие свою родину «светло светлой и украсно украшенной».
3.Постановка учебной задачи. (проблема)
А как называется наш с вами родной край? (Нижегородская область или Нижегородская губерния)
А как называют человека, который стоит во главе губернии? (губернатор)
А кто сейчас губернатор Нижегородской области? (Шансов Валерий Павлинович)
Как вы думаете, сколько лет нашей Нижегородской губернии?
4. «Открытие» детьми нового знания.
Какие есть предположения?
Как проверить ваши предположения?
Ученик.
Законодательным актом о преобразовании Нижегородской провинции в губернию стал сенатский указ от 26 января 1714 года:
«1714 (года) в 26 (день) Великий Государь Царь и великий князь Пётр Алексеевич, всея великия и малыя и белыя России самодержец, указал: Нижегородской губернии быть особо. В ней городы: Нижний, Алатырь, Балахна, Муром, Гороховец, Юрьев, Поволоской, Курмыш, Василь, Ядрин. Губернатору быть Андрею Петрову сыну Измайлову… »
Так сколько лет нашей губернии (области)? (300)
(фильм о Нижегородской губернии)
Учитель.
За три столетия Нижегородская губерния ( область) прошла славный исторический путь. В составе Российской империи, Советского Союза, новой России Нижегородский край всегда занимал достойное место.
Нижегородская область внесла заметный вклад в экономику и культуру Отечества. Мы, нижегородцы, по праву гордимся своими земляками- воинами, учёными, деятелями культуры, спортсменами, ставшими гордостью нашей Родины.
Имена каких замечательных людей, которые прославили свой родной нижегородский край, свою Родину вы знаете? ( механик Кулибин, математик Лобачевский, композитор Балакирев, писатель Максим Горький, лётчики Нестеров и Чкалов…)
Саров городок – Нижнего уголок.
Когда так говорят? Как вы можете объяснить эту пословицу?
А какой вклад внёс наш город в процветание нашей губернии, Родины?
История города разделяется на два, совершенно разных периода. В новейшее время Саров - это Российский Федеральный ядерный центр. Место, где было создано отечественное ядерное оружие, где жили и работали академик Сахаров и десятки других выдающихся учёных.
Но есть и другой период в истории города, так называемый - монастырский. Ведь это был очень известный в своё время монастырь, давший России одного из известных её святых Серафима Саровского.
Ученики (читают поочерёдно).
Под сенью вековой дубравы
Струёй студёной бьёт родник;-
Покинув рано мир лукавый,
Отшельник келью здесь воздвиг.
В дни зноя, стуж и непогоды.
Трудясь в обители своей,
Провёл суровой жизни годы.
Вдали от света и страстей.
Когда спускались ночи тени
В густых развесистых лесах,
Он становился на колени,
С молитвой кроткой на устах.
Цветов и трав лилось дыханье
Благоуханною струёй.
Ключа сребристого журчанье
Молитве вторило святой.
Лидия Кологривова (1903 год)
Ученик.
К старцу Серафиму потянулись паломники. Из источника брали воду, омывались её. Молитва о чудесах, происходивших здесь, быстро разошлась по всей России. Многих приходивших в Саровский монастырь избавил святой старец от духовных и телесных недугов. Каждого приходящего приветствовал он словами: «Радость моя».
В 1903 году церковь провозгласила его святым.
Сколько лет со дня канонизации Серафима Саровского исполнилось в этом году?
(111 лет)
Учитель.
Наступает 20 век. Люди науки называют его атомным веком. Почему?
В 20 веке человечество открыло и научилось использовать атомную энергию. Так получилось, что Российский Федеральный ядерный центр - всероссийский научно- исследовательский институт экспериментальной физики (ВНИИЭФ) оказался на Саровской земле. Самое грозное и страшное оружие защиты Отечества появилось именно здесь.
Новые времена для Сарова начались весной 1946 года. Это было связано с решением жизненно важной для нашей страны задачей – разработка первой отечественной атомной бомбы. С 1946 года здесь начал работать секретный ядерный объект, предназначенный для создания и совершенствования отечественного ядерного оружия.( фрагмент д/фильма «Маленький город большой судьбы»)
Что вы знаете об этом периоде в жизни города? Назовите имена земляков, которые прославили наш город и страну?
История РФЯЦ – ВНИИЭФ - это не только история разработки и создания отечественного ядерного оружия. Это – и судьбы, иногда похожие на легенды, сотен талантливых, преданных Делу учёных, - теоретиков, исследователей, испытателей, конструкторов. Именами многих из них названы улицы нашего города.
Ученики (читают поочерёдно).
Выцветают чернила, рассыпается прахом бумага,
Уходят люди, сменяются времена…
Есть времена, забыть которые бы - благо,
Но есть, совсем другие имена.
Не помнить собственную историю- дело ли?
И жить Иванами, не помнящими родства?
Были люди, которые эту историю делали,
И память об этих людях да будет жива.
Эдуард- Гелий Александрович (местный поэт)
Кто же они эти люди, чьи имена стали легендами? (П.Зернов, Ю.Харитонов, А.Бессарабенко, Н.Духов, А.Сахаров, Б.Музруков,…)
С апреля 1946 года начал работать сверсекретный атомный центр страны. Его начальником был назначен Пётр Михайлович Зернов, а главным конструктором- Юрий Борисович Харитон. Им было чуть больше 40 лет.
Зернов Павел Михайлович (1905- 1964) (фото).
Видный государственный деятель, кандидат технических наук, дважды Герой Социалистического труда, Лауреат Ленинской и Государственных премий. Основатель ВНИИЭФ, первый его директор. В городе его именем названы улица и парк отдыха.
Харитон Юлий Борисович (1904- 1998) (фото).
Выдающий физик, академик, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий. Награждён медалями имени М.В.Ломоносова и Курчатова. Во ВНИИЭФ работал с момента его основания. 46 лет был научным руководителем института. Почётным гражданином города. Его именем названа улица города.
Духов Николай Леонидович (1904-1964) (фото)
Конструктор тяжёлых танков и других видов военной техники. Доктор технических наук, генерал-лейтенант инженерно-технической службы, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий. Именем Духова названа улица города.
Сахаров Андрей Дмитриевич (1921-1989) (фото)
Выдающийся физик, доктор физико- математических наук, академик РАН. Трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий, Нобелёвской премией Мира. Талантливый физик много сделал для общечеловеческого прогресса с сохранением человеческого в человеке. Его именем названа одна из улиц Сарова.
Учитель.
Нам с вами есть кем гордиться, чем дорожить, есть что свято беречь. На удивительной земле нам выпало счастье родиться и жить.
Ученик.
Конечно, наш город- не прима,
Не первоисточник всего.
Но…в мире смягчается климат,
И это заслуга его.
Будимир Припоров (местный поэт)
5.Первичное закрепление.
Задайте друг другу вопросы по новой теме?
Какова же тема нашего занятия? ( 300 лет Нижегородской губернии. Родной край.)
6.Самостоятельная работа.
Напишите небольшое сочинение « Если бы я был губернатором, чтобы я сделал для своей губернии?»
Проверка.
Оцените свою работу по шкале.(*I)
7.Включение в систему знаний и повторение.
Подумай и напиши вопросы викторины, которую, по твоему мнению, можно провести в конце нашего урока, посвященного родному краю.
(Работа в паре.)
Памятка работы в паре.
1.Работать должны оба.
2.Своё несогласие высказывай вежливо.
3.Один говорит, другой слушает.
4.Если не понял, переспроси.
Викторина.
8.Итог занятия.
Над какой темой мы сегодня работали?
Какое «открытие» вы сегодня сделали на своём первом уроке в этом учебном году?
Где можно использовать эти знания?
Что вы можете сказать об этом уроке? ( Понравился? Чем? Не понравился? Чем?)
Для чего он, по вашему мнению, был нужен? ( Сегодня на уроке я….
Я понял, что…. Мне показалось важным….)
Кому мы можем сказать спасибо?
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Д. С.
Анализ работы творческой группы "Роль народного творчества в воспитании младшего школьника"....
Охрана природы родного края. Красная книга Краснодарского Края
1. Познакомить учащихся с Красной книгой края и животными, которые в нее внесены, рассмотреть экологические правила,...
Презентация:"Разнообразие природы родного края", ученика 3 Г класса Панова Игоря Владимировича. Проект:"Книга природы родного края".
Учитель 3 Г класса БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63" Кучковская Светлана Михайловна....
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Родной край-часть большой страны.Курский край." УМК "Школа России"
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе, УМК "Школа России". Автор А.А.Плешаков....
Презентация "Символы родного края. РФ и Курского края"
В данной презентации собран материал о символике Российской Федерации, Курской области и города Курска. Может быть использована на уроках окружающего мира и внеурочной деятельности....
КВН по истории родного края «Село моё родное – родная сторона»
КВН по истории родного края«Село моё родное – родная сторона»Цели и задачи:- приобщение учащихся к предметному миру прошлого, расширение границ школьного курса;- формирование интерес...
Тема: Родной край. Знаменитые люди родного края.
Цель: обобщить и закрепить знания детей о своей малой Родине, о любимом Крыме, познакомить с его знаменитыми людьми.Задачи:дать представление о том, что для каждого человека ма...