Рабочая программа модульного курса: «Я-гражданин»
Класс: Учебная дисциплина, предназначенная для обучающихся образовательных учреждений 1- 4 классов Количество часов в неделю: 1. Количество часов в 1 полугодие:16 часов, во 2 полугодие: 17 часов. Количество часов в год: 33ч.
1. Пояснительная записка. | Программа «Я – гражданин России » разработана на основании: Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 года, регистрационный № 15785); 120 ФЗ « Об основах система Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 04 февраля 2011 года, регистрационный № 19707). Программа разработана на основе авторской программы «Я – гражданин России », автор Власенко И.Г. опубликованной в журнале « Завуч начальной школы» №8, 2011г., и на основании письма Департамента общего образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011г.№03- 296, в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей. Имеет духовно – нравственную направленность. Программа «Я - гражданин » составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения, и основной образовательной программы образовательного учреждения. Программа «Я - гражданин России» является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни. Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь обучающимся освоить общественно-исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. Программа «Я - гражданин » предполагает формирование патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина - патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе. . Цели программы Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы формирования законопослушного поведения , формирование у обучающихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей. Задачи: - формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;
- формировать патриотизм, активную гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;
- формирование представления о малой и большой Родине, развитие гордости за героическое прошлое Отечества, интереса к отечественной культуре;
- закладывать нравственные основы личности, повышение уровня духовной культуры;
- формирование гуманистического отношения к окружающему миру и людям;
формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами воспитательных мероприятий. | 2. Общая характеристика программы, курса в учебном плане. | Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного творческого компетентного гражданина России Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно – нравственного воспитания и развития патриотических чувств . Программа ориентирована на осознание ответственности младших школьников за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений, осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность ). Обучающиеся получат ценный жизненный опыт. Кроме того, получат дополнительную информацию по изучаемым школьным предметам (литературе, окружающему миру). Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности Гражданина. В Концепции сформулирована высшая цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа, уважающий законы РФ. На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
| 3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане. | Модульный курс «Я- гражданин» является составной частью общешкольной программы «Мы –здоровое будущее страны», подпрограммы по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних «Полезные навыки» | 4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета. | Ценностные установки: • любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям; • долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность; • родная земля, заповедная природа, планета Земля; • красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество | 5. УУД | Цель изучения предмета на конкретной ступени образования для формирования: Личностных, метапредметных и предметных результатов освоения предмета (УУД): смыслообразование, структурирование знаний, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; управление поведением партнёра-контроль, коррекция, оценка его действий; построение логической цепи рассуждения; целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися; самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; личностное, профессиональное, жизненное самоопределение, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; нравственно-этическая ориентация; установление причинно-следственных связей; нравственно- этическая ориентация. В результате реализации программы ожидается:
• осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений; • способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства; • осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности. Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России. Описание личных качеств ученика в результате реализации программы: - законопослушный;
- доброжелательный;
- порядочный;
- самодисциплинированный;
- уверенный;
- терпимый (толерантный);
- самостоятельный;
- ответственный;
- целеустремленный (особенно к знаниям);
- внимательный к сверстникам;
- аккуратный;
- уважительный;
- любящий;
- интеллектуальный;
- здоровый;
- общительный;
- любознательный;
- сопереживающий;
- воспитанный;
- трудолюбивый;
- открытый;
- активный;
- коммуникабельный;
- социально зрелый и др.
В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным потенциалом. Планируемые результаты: Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению. Обучающиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним. Обучающиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей. Обучающие ся обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетическим отношением к окружающему миру и самому себе. | 6.Содержание учебного предмета, курса. | Организация работы по программе «Я - гражданин » в 1-4-х классах рассчитан на 1 час в неделю (1-4-е классы), и предполагает 4 ступени в соответствии с возрастными особенностями учащихся: 1-я ступень - 1-й класс «Маленькие Россияне»; 2-я ступень - 2-й класс «Моя Малая Родина»; 3-я ступень - 3-й класс «Россия - Родина моя»; 4-я ступень - 4-й класс «Я - гражданин России».
| 7. Тематическое планирование | См. приложение 1. | 8. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования |
Критерии | Индикатор | Измеритель | Обретение чувства гражданственности, патриотизма и уважения к правам, свободам и обязанностям человека | Имеет четкое представление о принадлежности к РФ | Анкета | Испытывает чувство гордости за родную страну | Анкета, педагогическое наблюдение, педагогический анализ | Имеет представление о понятии «гражданин» | Анкета | Имеет начальные представления о правах, свободах и обязанностях человека | Анкета, анализ творческих работ, собеседование | Сформированность моральных норм и правил поведения | Соблюдает моральные нормы и правила поведения | Методика изучения уровня воспитанности, наблюдение педагогов, родителей | Ценностное отношение к учебному труду; Сформированность первоначальных навыков общественно-полезной и личностно-значимой деятельности | Имеет ценностную установку «Учение», «Труд» | Методика изучения ценностных установок и ориентации, портфолио обучающихся, результаты выполнения проектных работ | Участвует в общественно-полезной деятельности | Мониторинг участия в общественно-полезных делах, акциях | Ценностное отношение к семье, старшему поколению | Имеет ценностную установку «Семья», начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями | Анкета, анализ творческих и проектных работ, собеседование, отзывы родителей |
| 9. Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса по учебному предмету. | Дополнительная литература: Учебно-наглядный материал: Презентации: Оборудование и приборы: - Компьютер
- мультимедийный проектор
- Настенный экран
- Магнитная доска
|
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1-й класс «Маленькие Россияне» (6 часа)
№ п/п | Тема по программе. | Всего | Дата проведения | Факт |
| Мне посчастливилось жить на Руси |
|
|
|
| Правила поведения на уроке и перемене. | 1 | | |
| Кто я? Какие мы? | 1 | |
|
| Права ребёнка в новом веке. | 1 |
| |
| История моего города. | 1 |
| |
| Мой сосед по парте. Законы жизни в классе | 1 |
| |
2-й класс «Моя Малая Родина» (10 часа)
№ п/п | Тема по программе. | Всего | Дата проведения | Факт |
| Знакомство с символами родного края (герб, гимн, флаг) | 1 | | |
| Обязанности ученика в школе. Беседа | 1 | | |
| Подумай о других. Беседа с элементами игры | 1 | | |
| Я- ученик. Беседа с творческим заданием | 1 | | |
| Школьная символика (гимн, герб, флаг) | 1 | | |
| Мой любимый город. О чем шепчут названия улиц родного города | 1 | | |
| Мы и наши права. Урок-игра | 1 | |
|
| По каким правилам мы живем в школе? Игра | 1 | | |
| О подвигах женщин в военное время. | 1 |
|
|
| История Отечества. | 1 |
|
|
3-й класс «Россия - Родина моя» (8 часов)
№ п/п | Тема по программе. | Всего | Дата проведения | Факт |
| Знакомство с символами Российского государства | 1 | | |
| Мой класс.- моя семья. | 1 | | |
| Мои права и обязанности .Беседа о школьном Уставе | 1 | |
|
| Я и общество.(беседа- рассуждение) | 1 |
|
|
| По каким правилам мы живем. Ты и твои друзья | 1 | |
|
| Закон для нас. Закон внутри нас. Тематическая беседа. | 1 | | |
| Что такое мир. | 1 | | |
| Для чего я рожден? | 1 | | |
4-й класс «Я - гражданин России» (9 часов)
№ п/п | Тема по программе. Тема и номер урока | Всего | Дата проведения | Факт |
| Поговорим о толерантности | 1 |
| |
| Кто я? Какой я? Беседа | 1 | | |
| Символика России . Символы нашего края. | 1 |
| |
| Продолжаем изучать школьный Устав | 1 |
| |
| На что имеем право. | 1 |
| |
| Путешествие в страну Законию. Викторина | 1 | | |
| «Можно» и «нельзя» в жизни. Игра-упражнение | 1 | | |
| Наше право и наш интерес. | 1 |
| |
| Мы - россияне. Анкетирование | 1 | | |
|