Статья "Воспитание современного ребёнка"
статья на тему
В статье рассказывается о том, какой он - современный ребёнок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья выступления на совещании при директоре
Воспитание современного ребенка
Какой он – современный ребенок?
Он клиповый, воспринимающий информацию фрагментарно, неболь-шими порциями. Причем информационная емкость этих фрагментов небольшая, а сама информация должна часто меняться – по содержанию, направленности, форме подачи и методам ее усвоения. Отсюда стремление ребенка читать не книги, а блоги, стремление сокращать слова в sms-сообщениях, создавая свой язык вне правил орфографии и пунктуации.
Современный ребенок очень критичный и поисковый. У него есть возможность перепроверить информацию, поступающую от взрослых, даже получить ее со значительным опережением. Ребенок сегодня становится хозяином своего социального статуса в интернет-пространстве, благодаря дистантным технологиям обучения – тайм-менеджером, распорядителем темпа учения, последовательности своей работы над учебным материалом.
При этом следует учитывать и тот факт, что современный ребенок – при всех изменениях – остается ребенком как представителем детства, особой социокультурной реальности. Это означает, что он испытывает все базовые потребности детства – в приключении, общении, радости, движении, созидательности, путешествии. Кроме того, для ребенка остаются актуальными и все группы доминирующих интересов, описанных еще Л.Выготским в качестве ключа ко всей проблеме психического развития подростка: интерес к собственной личности; установка на обширные, большие масштабы; тяга к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям; стремление к неизвестному и рискованному, к приключениям и героизму.
Границы подросткового возраста в настоящее время также испы-тывают значительные изменения.
По результатам опроса педагогов и родителей детей 8–12-летнего возраста, проявления подросткового поведения начинают быть заметными у девочек уже в 8,5 лет, а у мальчиков– в 9–10 лет.
Отсюда возникает проблема поиска теоретических оснований для раз-работки системы воспитательной работы, максимально соответствующей потребностям современного ребенка.
В настоящее время в воспитании наблюдаются парадоксы. Первый парадокс заключается в том, что воспитание современного ребенка базируется как на классических, так и на уже ставших привычными в последние годы для педагогики принципах. К первым отнесем принцип наглядности и культуросообразности, ко вторым – принципы вариативности и открытости. Однако специфика современного детства предлагает совместить их, говорить об индивидуализации вкупе с виртуальными способами управления социализацией.
Следующий парадокс в том, что цели воспитания, в большинстве своем, остаются неизменными уже много веков. Цели, поставленные Я.Коменским перед образованием, звучат вполне современно: развивать способности, совершенствовать языки, воспитывать нравственность, то есть помогать человеку стать истинным человеком. Даже его призыв искренне почитать Бога сегодня в той или иной форме и степени возвращается. Мы наблюдаем возрождение идей и практик воспитания, причем приоритетных перед обучением. Современные стандарты образования тому подтвержде-ние. Заметим, что развести понятия воспитания и обучения в контексте современного понимания образования достаточно трудно, практически невозможно. И аналитический взгляд на формирование, становление и развитие у современного ребенка картины мира – что, по сути, являет собой результат его образования, – убедительно доказывает: воспитание современного ребенка предваряет обучение, сопутствует ему через различные виды педагогического сопровождения и затем окончательно доминирует через различные свои формы (влияние значимого Другого человека, среды, впечатлений, средства массовой информации, событий и, что главное, самовоспитание).
Третий парадокс заключается в том, что, с одной стороны, совре-менный ребенок более, чем когда бы то ни было, нуждается в защите взрослого и педагогическом сопровождении им своего развития, с другой– взрослые, признавая это на словах, на практике всё меньше уделяют внимания детям. Но такую же картину описывал Я.Коменский в «Великой дидактике».
А если люди остались те же, что изменилось? Технологии – да, а отсю-да – открытость всего всем и доступность всего всем, если уж следовать терминологии Коменского. И это не может не влиять на формы и методы образования – его индивидуализация, дистанционность прочно и, судя по всему, надолго входят в жизнь наших детей.
Возрастание скорости получения информации всё более акцентирует социокультурно обусловленную направленность детей на будущее, при том, что ритуалы и традиции школьного уклада в большинстве школ постоянно обращают их в прошлое.
Если говорить о воспитании современного ребенка, то, прежде всего, надо заявлять о создании воспитывающего образовательного пространства, возрождая многие из, к счастью, не совсем утерянных сегодня педаго-гических традиций, но используя при этом современные средства получения информации и способы общения людей.
Обратите внимание, дети это делают сегодня сами! Они «выдумывают» то, что предыдущими поколениями педагогов уже было разработано.
Традиции коллективно-творческих дел не утеряны – современные дети породили флешмобы. Это не одно и то же. Но потребность-то, лежащая в основе этих поступков, имеет единое основание – объединение, чувство общности.
Создание воспитывающего образовательного пространства должно начинаться не с разработки системы мероприятий и даже не с написания концепции воспитательной работы, остающейся на бумаге, а с поиска уклада образовательного пространства школы.
Именно уклад школы представляет собой систему межличностных отношений педагогов, детей, родителей, администрации, других сотрудников и представителей фирм и учреждений городского/сельского сообщества, так или иначе причастных к организации и осуществлению образовательного процесса. Уклад есть некий устоявшийся порядок жизнедеятельности школы как социального института в целом. Его априори определяет некая базовая система ценностей, которые разделяют все перечисленные. Причем разделяют не декларативно, а событийно, открывая тем самым ребенку и самим себе новые пласты социокультурных явлений и взаимоотношений, своды правил поведения и при этом понимая и принимая друг друга. Встречи родителей, детей и педагогов как события, наполненные смыслом совместности, значительно более важны для понимания первыми своей роли матери и отца, для индивидуализации и социализации вторых и для профессионального развития третьих, чем непродуктивно проведенное взрослыми время на традиционно организованных родительских собраниях, педагогических советах и классных часах.
И именно уклад школы задает тон этих встреч и тем самым определяет ориентацию образовательного процесса на приоритет процессов воспитания, развития или учения либо на разумное их сочетание, а следовательно, в той или иной степени формирует ценность для ребенка внутриличностных механизмов самоопределения и самореализации, внутриличностных отношений многочисленных проявлений его «Я».
Именно уклад школы является сегодня основополагающим в выборе педагогами репродуктивных либо альтернативных им методов воспитания и обучения. И именно уклад школы, в конечном счете, определяет выбор школы родителями для своих детей, а следовательно, обеспечивает школе возможность получать финансирование и развиваться дальше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/12/picture-141145-1691806873.jpg)
Родительское собрание "Компьютер в жизни современного ребёнка"
Современный ребенок рано знакомится с компьютером. Мы радуемся, глядя, как ловко малыш нажимает на кнопки домашней техники. Став старше, ребенок проводит за компьютером столько времени, ч...
Современный ребёнок. Взгляд в будущее.
Учителям начальных классов знакомы проблемы, возникающие у детей в процессе письма и чтения. О дисграфии и дислексии пишут психологи, логопеды. К ним же и отправляют детей на консул...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/06/picture-619880-1428325499.jpg)
Статья "Современный урок как условие максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребёнка"
Индивидуальность человека рассматривается сегодня как одна из ценностей общества. Развитие индивидуал...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/22/picture-649874-1437566960.jpg)
Родительское собрание "Компьютер в жизни современного ребёнка"
Раскрыть положительные и отрицательные стороны работы младших школьников с компьютером.Рассказать о необходимости контроля такого вида работы со стороны взрослых.Познакомить родителей ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/26/picture-725728-1451150632.jpg)
«Психологические особенности современного ребёнка»
В своём выступлении я буду опираться на Давида Иосифовича Фельдштейна, российского педагога и психолога, специалиста в области возрастной и педагогической психологии, психологии развития, психологии л...
45 минут из жизни современного ребёнка
Как же сегодня построить урок, сделать его максимально полезным, отвечающим потребностям будущей жизни современного ребенка. Ведь с этим опытом за плечами ему жить дальше.Успешность обучения зависит н...