Статья "Воспитание современного ребёнка"
статья на тему
В статье рассказывается о том, какой он - современный ребёнок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vystupleniya_na_soveshchanii_pri_direktore.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья выступления на совещании при директоре
Воспитание современного ребенка
Какой он – современный ребенок?
Он клиповый, воспринимающий информацию фрагментарно, неболь-шими порциями. Причем информационная емкость этих фрагментов небольшая, а сама информация должна часто меняться – по содержанию, направленности, форме подачи и методам ее усвоения. Отсюда стремление ребенка читать не книги, а блоги, стремление сокращать слова в sms-сообщениях, создавая свой язык вне правил орфографии и пунктуации.
Современный ребенок очень критичный и поисковый. У него есть возможность перепроверить информацию, поступающую от взрослых, даже получить ее со значительным опережением. Ребенок сегодня становится хозяином своего социального статуса в интернет-пространстве, благодаря дистантным технологиям обучения – тайм-менеджером, распорядителем темпа учения, последовательности своей работы над учебным материалом.
При этом следует учитывать и тот факт, что современный ребенок – при всех изменениях – остается ребенком как представителем детства, особой социокультурной реальности. Это означает, что он испытывает все базовые потребности детства – в приключении, общении, радости, движении, созидательности, путешествии. Кроме того, для ребенка остаются актуальными и все группы доминирующих интересов, описанных еще Л.Выготским в качестве ключа ко всей проблеме психического развития подростка: интерес к собственной личности; установка на обширные, большие масштабы; тяга к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям; стремление к неизвестному и рискованному, к приключениям и героизму.
Границы подросткового возраста в настоящее время также испы-тывают значительные изменения.
По результатам опроса педагогов и родителей детей 8–12-летнего возраста, проявления подросткового поведения начинают быть заметными у девочек уже в 8,5 лет, а у мальчиков– в 9–10 лет.
Отсюда возникает проблема поиска теоретических оснований для раз-работки системы воспитательной работы, максимально соответствующей потребностям современного ребенка.
В настоящее время в воспитании наблюдаются парадоксы. Первый парадокс заключается в том, что воспитание современного ребенка базируется как на классических, так и на уже ставших привычными в последние годы для педагогики принципах. К первым отнесем принцип наглядности и культуросообразности, ко вторым – принципы вариативности и открытости. Однако специфика современного детства предлагает совместить их, говорить об индивидуализации вкупе с виртуальными способами управления социализацией.
Следующий парадокс в том, что цели воспитания, в большинстве своем, остаются неизменными уже много веков. Цели, поставленные Я.Коменским перед образованием, звучат вполне современно: развивать способности, совершенствовать языки, воспитывать нравственность, то есть помогать человеку стать истинным человеком. Даже его призыв искренне почитать Бога сегодня в той или иной форме и степени возвращается. Мы наблюдаем возрождение идей и практик воспитания, причем приоритетных перед обучением. Современные стандарты образования тому подтвержде-ние. Заметим, что развести понятия воспитания и обучения в контексте современного понимания образования достаточно трудно, практически невозможно. И аналитический взгляд на формирование, становление и развитие у современного ребенка картины мира – что, по сути, являет собой результат его образования, – убедительно доказывает: воспитание современного ребенка предваряет обучение, сопутствует ему через различные виды педагогического сопровождения и затем окончательно доминирует через различные свои формы (влияние значимого Другого человека, среды, впечатлений, средства массовой информации, событий и, что главное, самовоспитание).
Третий парадокс заключается в том, что, с одной стороны, совре-менный ребенок более, чем когда бы то ни было, нуждается в защите взрослого и педагогическом сопровождении им своего развития, с другой– взрослые, признавая это на словах, на практике всё меньше уделяют внимания детям. Но такую же картину описывал Я.Коменский в «Великой дидактике».
А если люди остались те же, что изменилось? Технологии – да, а отсю-да – открытость всего всем и доступность всего всем, если уж следовать терминологии Коменского. И это не может не влиять на формы и методы образования – его индивидуализация, дистанционность прочно и, судя по всему, надолго входят в жизнь наших детей.
Возрастание скорости получения информации всё более акцентирует социокультурно обусловленную направленность детей на будущее, при том, что ритуалы и традиции школьного уклада в большинстве школ постоянно обращают их в прошлое.
Если говорить о воспитании современного ребенка, то, прежде всего, надо заявлять о создании воспитывающего образовательного пространства, возрождая многие из, к счастью, не совсем утерянных сегодня педаго-гических традиций, но используя при этом современные средства получения информации и способы общения людей.
Обратите внимание, дети это делают сегодня сами! Они «выдумывают» то, что предыдущими поколениями педагогов уже было разработано.
Традиции коллективно-творческих дел не утеряны – современные дети породили флешмобы. Это не одно и то же. Но потребность-то, лежащая в основе этих поступков, имеет единое основание – объединение, чувство общности.
Создание воспитывающего образовательного пространства должно начинаться не с разработки системы мероприятий и даже не с написания концепции воспитательной работы, остающейся на бумаге, а с поиска уклада образовательного пространства школы.
Именно уклад школы представляет собой систему межличностных отношений педагогов, детей, родителей, администрации, других сотрудников и представителей фирм и учреждений городского/сельского сообщества, так или иначе причастных к организации и осуществлению образовательного процесса. Уклад есть некий устоявшийся порядок жизнедеятельности школы как социального института в целом. Его априори определяет некая базовая система ценностей, которые разделяют все перечисленные. Причем разделяют не декларативно, а событийно, открывая тем самым ребенку и самим себе новые пласты социокультурных явлений и взаимоотношений, своды правил поведения и при этом понимая и принимая друг друга. Встречи родителей, детей и педагогов как события, наполненные смыслом совместности, значительно более важны для понимания первыми своей роли матери и отца, для индивидуализации и социализации вторых и для профессионального развития третьих, чем непродуктивно проведенное взрослыми время на традиционно организованных родительских собраниях, педагогических советах и классных часах.
И именно уклад школы задает тон этих встреч и тем самым определяет ориентацию образовательного процесса на приоритет процессов воспитания, развития или учения либо на разумное их сочетание, а следовательно, в той или иной степени формирует ценность для ребенка внутриличностных механизмов самоопределения и самореализации, внутриличностных отношений многочисленных проявлений его «Я».
Именно уклад школы является сегодня основополагающим в выборе педагогами репродуктивных либо альтернативных им методов воспитания и обучения. И именно уклад школы, в конечном счете, определяет выбор школы родителями для своих детей, а следовательно, обеспечивает школе возможность получать финансирование и развиваться дальше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Компьютер в жизни современного ребёнка"
Современный ребенок рано знакомится с компьютером. Мы радуемся, глядя, как ловко малыш нажимает на кнопки домашней техники. Став старше, ребенок проводит за компьютером столько времени, ч...
Современный ребёнок. Взгляд в будущее.
Учителям начальных классов знакомы проблемы, возникающие у детей в процессе письма и чтения. О дисграфии и дислексии пишут психологи, логопеды. К ним же и отправляют детей на консул...
Ребёнок в современном мире
Доклад на РМО учителей начальных классов...
Статья "Современный урок как условие максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребёнка"
Индивидуальность человека рассматривается сегодня как одна из ценностей общества. Развитие индивидуал...
Родительское собрание "Компьютер в жизни современного ребёнка"
Раскрыть положительные и отрицательные стороны работы младших школьников с компьютером.Рассказать о необходимости контроля такого вида работы со стороны взрослых.Познакомить родителей ...
«Психологические особенности современного ребёнка»
В своём выступлении я буду опираться на Давида Иосифовича Фельдштейна, российского педагога и психолога, специалиста в области возрастной и педагогической психологии, психологии развития, психологии л...
45 минут из жизни современного ребёнка
Как же сегодня построить урок, сделать его максимально полезным, отвечающим потребностям будущей жизни современного ребенка. Ведь с этим опытом за плечами ему жить дальше.Успешность обучения зависит н...