Классный час "Необычные выражения русского языка"
классный час (2 класс) на тему
Русский язык богат и могуч. Об этом дети узнают с раннего детства, а пополняют свои знания и учатся правильно пользоваться им в школе. Часто в быту мы слышим "крылатые выражения", иногда вызывающие у нас улыбку. Постигая тайны языка, дети учатся правильно пользоваться им, расширяют свой словарный запас. "Крылатые выражения" украшают нашу речь, делают её более выразительной и образной, развивают чувство юмора. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли. На классном часе учащиеся исследуют "крылатые выражения", расскрывают их тайны, учатся пользоваться ими в своей рече.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neobychnye_vyrazheniya_russkogo_yazyka.docx | 28.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Необычные выражения русского языка»
Дидактическая цель: раскрыть суть общих понятий фразеологизмов, строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач.
Планируемые результаты:
Личностные: соотносить поступки с моральными нормами; оценивать свои и чужие поступки анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Регулятивные: планирование (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимых действий;
контроль процесса и результатов деятельности.
Познавательные: способность к познанию языкознания;
готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
Коммуникативные: вступление в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участие в общей беседе;
умение строить небольшие монологические высказывания;
умение слушать товарищей и высказывать собственное мнение.
Использованная литература:
Гвоздарёв Ю.А. Рассказы о русской фразеологии. – М.: Просвещение, 1998. – 192с.
Молотков А.И. Основы фразеологии русского языка. – Л.: Наука, 1977. – 248с.
Электронные ресурсы:
http://mysubs.ru/o-perevodah/phraseo.html
http://znayka.net/frazeologizmy/
Сценарий занятия
- Подготовительный
- Организационно-подготовительный
а) Открытие темы и целей занятия
- Русский язык славится большим богатством выражений, состоящих их нескольких слов, которые можно заменить одним словом.
Сегодня мы будем с вами исследователями русского языка.
Как вы думаете, какая же тема нашего сегодняшнего классного часа? (Необычные выражения).
- Диагностический
а ) Актуализация знаний
Вам понадобится внимание, воображение и чувство юмора для того, чтобы узнать и раскрыть особенности необычных выражений. Чтобы понять, о чём мы будем говорить, прочитаем диалог:
- Когда-то я с ним был на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унёс! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!
- Да, ведёт он себя из рук вон плохо. Совсем от рук отбился. Надо бы дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда – руку даю на отсечение – он сразу перестанет руки распускать!
- Ребята, что необычного было в диалоге?
- Какие необычные фразы вы запомнили? Скажите, действительно ли они описывают то, о чём говорят?
- Конструирующий
- Основной
а ) Рассказ учителя
- Выражения, которые показались вам необычными, называются фразеологизмами или крылатыми словами. Их называют крылатыми, потому что они быстро перелетают из уст в уста. Смысл таких выражений порой бывает непросто разгадать, ведь он не складывается из значений входящих в них слов. Крылатые слова очень украшают нашу речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.
б) Исследование тайн языка
Ребята, к нам на урок пришел МАГИСТР. Он предлагает окунуться в тайны языка.
в) Тайна 1
- В русском языке существует немало таких выражений, которые иногда можно заменить одним словом. Попробуйте это сделать
Пример:
Бежать во весь дух – (быстро)
морочить голову – (обманывать)
в час по чайной ложке – (медленно)
рукой подать – (близко)
– Можно ли их понимать в прямом смысле?
- Объясните, почему произошло такое недоразумение.
Замолчи Петрусь, говорят!
Прикуси язык, говорят!
Он язык прикусил
И сильней заголосил!
– Что случилось с Петрусем?
– Почему это произошло?
– Как надо понимать «прикуси язык»?
2) Игра «Найди меня»
А теперь немного поиграем. Я читаю каждому ряду по стихотворению (презентация). Вам нужно найти крылатые слова и объяснить, что они обозначают. Если ряд не сможет справиться, то тогда поможет другой.
1 ряд.
Наташа Петрова гулять мастерица,
Но лютого холода очень боится.
Подружка её погулять приглашает,
Наташа в ответ головою качает:
«Я лучше сейчас порешаю задачи,
Гулять не пойду, ведь холод собачий»
2 ряд.
Подружка подружке всё утро звонит,
Но та к телефону совсем не спешит.
Когда же и та дозвониться пытается,
Подружка услышать её не старается.
Я в эту историю сразу поверю,
Ведь обе подружки – глухие тетери.
3 ряд.
Егор уроки не учил,
С вареньем чай на кухне пил.
В дверях вдруг появился дед:
-Уроки выучил иль нет?
-Как снег на голову упал!
А я тебя совсем не ждал!
г) Тайна 2
Из истории крылатых слов
Историю многих оборотов нам объяснить уже трудно, появились они очень давно. Выражения спустя рукава и засучив рукава, появились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами. У мужчин 95 см, а у женщин на 40 см больше. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами. Неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-то плохо, лениво – работают спустя рукава, а о людях, которые умело работали – работают – засучив рукава. Хотя рукава могут быть короткие.
Выражение попал впросак, возникло тогда, когда мастеровой люд вил веревки на специальном станке, называемом просак. Зазеваешься – попадет в станок пола или длинный рукав, не сразу выберешься. Хорошо, что сам жив останешься, лишь одежду испортишь. Вот и теперь говорят: попал впросак – попал в неудобное положение.
Хорошо нам известный оборот шиворот-навыворот родился в далекие времена и был связан с унизительным наказанием. Провинившегося барина сажали спиной вперед на старую лошаденку. Богатую одежду с расшитым воротником надевали наизнанку – шиворот-навыворот. В таком виде виноватого возили по улицам. И теперь мы говорим шиворот-навыворот, если оденемся не так. Но так можно сказать и не только об одежде.
д) Тайна 3
Некоторые обороты включают слова, называющие домашних и диких животных.
Работа в парах:
Подберите нужное слово.
голоден как (волк)
хитер как (лиса)
труслив как (заяц)
неповоротлив как (медведь)
нем как (рыба)
– Почему появились эти выражения?
Практическая часть. Игры.
Игра 1
Продолжим игру по рядам. Теперь вам предстоит разгадать загадки, загаданные самими крылатыми словами:
1. ОН в голове у легкомысленного, несерьезного человека.
ЕГО советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез.
На НЕГО бросают слова и деньги те, кто их не ценит.
(ВЕТЕР: «ветер в голове», «ищи ветра в поле», «бросать слова на ветер»)
2. ЕЁ заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело.
ЕЁ не сваришь с тем, с кем трудно сговориться.
ЕЁ «просит» рваная обувь.
ОНА в голове у путаников.
(КАША: «заварить кашу», «(с ним) каши не сваришь», «(ботинки) каши просят»)
3. ЕЁ толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом.
ЕЁ набирают в рот, когда молчат.
ЕЮ нельзя разлучить неразлучных друзей.
В НЕЁ прячут концы несчастные люди
Иногда выходят из НЕЁ сухими.
(ВОДА: «толочь воду в ступе», «как в рот воды набрал», «концы в воду», «не разлей вода», «выйти сухим из воды».)
4. ЕГО проглатывают, упорно не желая говорить.
ОН хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко.
За НЕГО тянут или дергают, заставляя высказаться.
ЕГО держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.
(ЯЗЫК: «язык проглотил», «язык хорошо подвешен», «кто тебя за язык тянул?», «держать язык за зубами».)
5. ЕГО вешают, приходя в уныние.
ЕГО задирают, зазнаваясь.
ЕГО всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.
(НОС: «нос повесить», «нос задрать», «нос совать».)
6. ОНИ не цветы, а вянут.
Не бельё, а ИХ развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.
Не ладоши, а ИМИ хлопают, если чего-то не понимают.
(УШИ: «уши вянут», «уши развесить», «ушами хлопать».)
2) Работа со стихотворением.
Послушайте стихотворение, почему так случилось?
Рано утром Мама-Квочка
В класс отправила сыночка.
Говорила: «Не дерись, не петушись.
Поспеши, уже пора.
Ну, ни пуха, ни пера.»
Через час едва живой
Петушок идет домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нем и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера.
– Что пожелала Мама - Квочка?
– Почему стихотворение заканчивается словами “Нет ни пуха, ни пера”?
– Где они употреблены в переносном значении?
Игра 3 «Пантомима»
Последнее наше задание будет очень творческим. От каждого ряда требуется человек, который покажет без слов, а только жестами предложенное ему крылатое выражение. А все остальные должны угадать, что же это за крылатое выражение.
1. Реветь в три ручья.
2. Уши развесить.
3. Спать с открытыми глазами.
III. Итоговый
- Аналитический
- Ребята, интересны вам были тайны языка, с которыми вас познакомил Магистр?
- С какими выражениями мы познакомились?
– Можно ли их понимать в прямом смысле?
- Какие крылатые слова и выражения вы запомнили?
- Рефлексивный
Закончи предложение: Мне запомнилось …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час по русскому языку "Тайны слов"
Познакомить учащихся с правилами работы со словарем....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Крылатые выражения (фразеологизмы)"
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Крылатые выражения (фразеологизмы)"...
Классная олимпиада по русскому языку
Олимпиада-урок на закрепление....
Устойчивые выражения (фразеологизмы) Конспект урока русского языка в 3 классе по УМК "Перспективная начальная школа"
Устойчивые выражения (фразеологизмы) Конспект урока русского языка в 3 классе по УМК "Перспективная начальная школа" ...
Конспект урока по русскому языку. По теме "Речевой этикет: выражение просьбы и отказа в различных ситуациях общения. Повторение правил переноса слов".
Конспект урока по русскому языку. По теме "Речевой этикет: выражение просьбы и отказа в различных ситуациях общения. Повторение правил переноса слов"....
Классный час "Хранитель русского языка - В.И.Даль"
Цели классного часа:Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И.Даля; показать, как актуальны книги В.И.Даля в современном мире....
Классная работа по русскому языку 07.04.2020
Классная работа 07.04.2020...