программа "Патриот"
рабочая программа по теме
Программа дополнительного образования в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_patriot_bomnak.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
эколого – краеведческого кружка «Патриот»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
“Любовь к родному краю,
знания его истории – основа, на которой
только и может осуществляться рост
духовной культуры всего общества.”
Д.С.Лихачёв
Сегодня мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.
Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.
Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, знакомит их с хозяйственной жизнью России, своего края, родного посёлка, воспитывает любовь к малой родине, гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости.
Активное участие школьников в краеведческой работе расширяет их кругозор, приучает самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивать учащихся в дружный коллектив, помогает укреплению школьной дисциплины.
Краеведение тесно связано с туризмом, походами по родному краю. Поэтому в программах каждого года обучения предусмотрено изучение правил техники безопасности и овладение туристскими навыками и умениями. С краеведением связано экология, умение вести себя в природе, поэтому в программе предусмотрено изучение и этой темы.
Представленная программа рассчитана на учащихся 7-11 классов. Большую роль играет изучение материала непосредственно на месте событий. В этих целях предусмотрены экскурсии и походы, работа в музее и архивах.
Тема “Мой дом, мой посёлок, моя школа”, нацелены на воспитание любви, уважении к школе, как к своему второму дому, своей улице и посёлку как к малой родине.
Изучая историю своей семьи, ребята проникаются чувством ответственности за свою фамилию, историю своей семьи как части народа. Специфика нашего посёлка – проживание малочисленных народов севера – эвенков. Большую работу необходимо вести по приобщению детей к своей культуре к своему языку.
Учащиеся приобретают более глубокие знания об основных исторических событиях, экономическом, географическом положении, климате, природных богатствах, флоре и фауне области. Важное место на втором году обучения занимает изучение истории Зейского района , беседы с интересными людьми, встречи.
В процессе обучения в начале преобладают игровые формы , затем требования усложняются, ребята приобщаются к исследовательской деятельности, выполнению более сложных заданий.
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.
Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.
Патриотизм – система ценностей, которыми располагает человек и общество; важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.
В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков, в котором наряду с традиционными задачами подготовки подрастающего поколения к военной службе, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов.
В связи с этим на базе МОУ "Бомнакская средняя общеобразовательная школа» создается эколого – краеведческий кружок «Патриот», в котором подростки приобретут нравственные, морально-психологические и физические качества, а также специальные профессиональные знания и умения, необходимые будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту.
Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся. Поэтому работа по военно-патриотическому воспитанию должна проводиться комплексно, что позволит подростку усилить свою ориентацию на развитие интересов и способностей, укрепить здоровье, овладеть военно-прикладными видами спорта.
Участниками краеведческого кружка «Патриот» являются дети и подростки 12-17 лет, объединенные в учебные группы по направлениям деятельности.
Возглавляет клуб Подолько Елена Сергеевна - учитель .
В своей деятельности члены кружка«Патриот»
руководствуются нормативно-правовыми документами:
- Конституцией и законами Российской Федерации;
- Законом «Об образовании»;
- Конвенцией ООН «О правах ребенка»;
- Уставом клуба;
- Решениями Совета клуба.
Основными принципами деятельности военно-патриотического клуба являются:
- принцип добровольности;
- принцип взаимодействия;
- принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей;
- принцип междисциплинарности;
- принцип преемственности;
- принцип равноправия и сотрудничества;
- принцип гласности;
- принцип самостоятельности;
- принцип ответственности;
- принцип коллективности;
- принцип ответственности за собственное развитие.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КЛУБА
Цели и задачи
2.1. Кружок «Патриот» создаётся с целью организации работы по увековечению памяти защитников Отечества, привлечения молодёжи к деятельности по повышению собственных знаний, самореализации и совершенствованию в области патриотического, военного и правового воспитания;
обучающая: развить познавательный интерес к изучению истории села; обучить исследовательской деятельности;
развивающая: развить умение обрабатывать материал, формировать ответственность за порученное дело;
воспитательная: формировать культуру общения с информантами, друзьями и педагогом; воспитать уважение к истории села.
Основным принципом в работе кружка является нравственное воспитание молодёжи и школьников через музейные экспонаты. Есть у музейной “памятной книги” ценное качество: одна и та же страница прошлого может быть прочитана и первоклассником и старшеклассником, но по-разному.
2.2. Задачи, решаемые клубом «Патриот»:
- формирование у молодёжи чувств гражданственности и патриотизма;
- воспитание национального и гражданского самосознания: потребности в освоении национальной культуры, стремление к преумножению ценностей духовной культуры, участию в культурной жизни общества;
- воспитание любви к Родине;
- совершенствование работы по патриотическому воспитанию школьников, улучшение военно – спортивной, технической подготовки;
- привлечение внимания к героическому и историческому прошлому народа, подготовка к 70 летию победы в великой отечественной войне;
- создание эффективной системы работы по профилактике преступлений и правонарушений в молодёжной среде – улучшение правового воспитания;
- активизация работы кружков, секций, объединений историко – краеведческой, военно- патриотической, правоохранительной направленности;
- методическое и информационное обеспечение работы по развитию гражданственности, духовно – нравственному, социально – политическому и патриотическому становлению молодёжи.
Работа клуба строится на основании:
- Положения о клубе;
- Устава клуба;
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛУБА
Деятельность клуба осуществляется на базе МОУ Бомнакская средняя общеобразовательная школа. К деятельности клуба привлекаются социальные и медицинские работники, работники правоохранительных органов, учителя школ, знаменитые земляки, труженики тыла.
Деятельность клуба ведется по 5 направлениям:
Деятельность клуба ведется по 5 направлениям:
Объединения структурируются по профилю деятельности:
- волонтерское (добровольная помощь различным, нуждающимся в социальной поддержке, категориям граждан);
- военно-патриотическое; гражданско-патриотическое;
- спортивное (направляющее спортивный потенциал детей и молодежи на решение социальных проблем);
- экологическое;
- историко-краеведческое;
Программа деятельности по каждому направлению рассчитана на 5 лет и ориентирована на ребят, склонных к исследовательской, поисковой и физкультурно-спортивной деятельности.
Основные формы работы клуба:
- соревнования;
- конкурсы;
- смотры;
- слеты;
- конференции;
- экскурсии;
- исследовательская и поисковая работа;
- круглые столы;
- клубные встречи;
- издательская деятельность;
- походы;
- игры;
- турниры;
- создание баз данных;
- эстафеты и т.д.
Для реализации программы деятельности кружка «Патриот» создается Совет Клуба. Совет клуба осуществляет планирование своей деятельности, занимается разработкой социальных проектов, участвует в районных и областных акциях, организует и проводит различные мероприятия (игровые и интеллектуальные программы, турниры, соревнования, экскурсии, встречи с ветеранами, встречи с интересными людьми и т.д.), привлекая к своей деятельности педагогов и родителей.
Историко – краеведческий кружок «Патриот» взаимодействует с учреждениями дополнительного образования, общеобразовательными учреждениями, отделом образования администрации .
В главный контролирующий орган историко – краеведческого кружка входят руководитель, председатель Совета клуба.
Модель «Гражданина-патриота России».
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В реализации программы клуба «Патриот» участвуют дети и подростки, занимающиеся в учебных группах по направлениям, педагоги дополнительного образования, административный и вспомогательный персонал общеобразовательного учреждения.
Механизм реализации программы военно-патриотического клуба включает в себя:
- четкое планирование на учебный год и каждый месяц;
- методическая разработка положений по каждому из проводимых дел и их распечатка для педагогов;
- опору на сообщество педагогов, руководителей учебных групп, Совет клуба;
- проведение семинаров и консультаций по программе для каждой из категорий участников;
- анализ хода реализации программы;
- пропаганду деятельности клуба в средствах массовой информации;
- сотрудничество в реализации программы с органами власти
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате реализации данной программы:
- будет усовершенствована работа с педагогами дополнительного образования;
- пройдут апробацию новые образовательные программы;
- участники военно-патриотического клуба достигнут общекультурного уровня образования по истории родного края, овладеют основами научно-исследовательской деятельности, культурой мышления, оформления и защиты исследовательской работы;
- члены клуба освоят правила безопасного поведения в повседневной жизни, принципы здорового образа жизни, способы самообороны и самосохранения, подготовятся к действиям в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях;
- у детей и подростков сформируется потребность в регулярных занятиях физической культурой, воспитание осмысленного отношения к ним как способу самореализации и личностно значимому проявлению человеческих способностей;
- компенсируются отсутствующие в основном образовании знания, умения и навыки в области краеведения, физкультуры, медицины, спорта, военной подготовки;
Календарно – тематическое планирование
клуба «ПАТРИОТ»
№ п\п | Наименование мероприятий | 1 год обучения | 2 год обучения | |||
1 | Проведение месячника «Мир твоих прав» | * | * | |||
2 | Спортивное ориентирование на местности «Поиск» | * | ||||
3 | Заседания Клуба гражданско- правовых знаний. | * | ||||
4 | Проведение операции «Память»: Блокада Ленинграда | |||||
5 | Туристские навыки | * | * | |||
6 | «Патриотами не рождаются, ими становятся» Военно-патриотическая игра «Граница» | * | ||||
7 | Организация туристического похода по родному краю Турслёт среди учащихся 7 - 11 классов | * | * | |||
8 | Проведение месячника оборонно-массовой и спортивной работы, посвященного « Дню защитника отечества» | * | * | |||
9 | Проведение школьной военно-спортивной игры «Зарница» | * | * | |||
10 | Историческая викторина (5-8кл.) | * | ||||
11 | Экология | * | * | |||
12 | Работа в школьном музее | * | * | |||
13 | Посёлок, в котором мы живём | * | * | |||
14 | Мой Зейский район | * | * | |||
15 | Район в годы ВОВ | * | * | |||
16 | Культурные и исторические достопримечательности | * | * | |||
17 | Подготовка и участие в районных и областных конференциях | * | * |
Руководитель ___________________ /Е.С. Подолько/