"Уроки здоровья"
рабочая программа (2 класс) на тему
Программа дополнительного образования "Уроки здоровья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Уроки здоровья" | 148 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Травкинская основная общеобразовательная школа»
«Утверждаю»
Директор МКОУ «Травкинская ООШ»
___________________В.В.Рудаков
Приказ по школе от_________№_____
Программа
дополнительного образования
«Уроки здоровья»
для
обучающихся 2-3 классов
Учитель: Криворотова Е.А.
2013 -2014 уч.год
пояснительная записка
Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. Предлагаемый курс занятий «Уроки здоровья» разработан на основании программы Л.А.Обуховой, Н.А.Лемяскиной, О.Е.Жиренко « Новые 135 уроков здоровья или школа докторов природы» и нацелен на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. Курс кружка «Уроки здоровья» расширяет сведения о физическом, психическом и социальном здоровье человека, рассматриваемые в школьной программе по окружающему миру. Получение учащимися знаний в этой области позволит укрепить их здоровье, предупредить развитие вредных привычек в условиях неблагоприятного окружения, возродить спортивные и оздоровительные традиции, как условие укрепления нравственных устоев семьи и школы. Предлагаемый курс носит обучающий, развивающий и социальный характер. Он является необходимым, для учащихся младшей ступени, так как позволит школьникам понять причину многих заболеваний, заставит их задуматься о своём здоровье и его сохранении. Школьник будет ориентироваться на выбор профессии согласно жизненным ресурсам своего организма.
Цель курса: научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия; расширение и углубление знаний учащихся в области современных достижений гигиены и санитарии, оказание первой помощи при травмах и отравлениях.
Задачи курса: формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания; обеспечение физического и психического саморазвития.
Программа кружка рассчитана на 1 год обучения детей 2-3 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут, всего – 35 часов.
№п/п | Разделы программы | Количество часов |
1. | Самопознание | 4 |
2. | Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний | 6 |
3. | Я и другие | 3 |
4. | Основы личной безопасности и профилактика травматизма. | 7 |
5. | Питание и здоровье | 5 |
6. | Культура потребления | 3 |
7. | Предупреждение употребления психоактивных веществ | 2 |
8. | Моя семья | 5 |
Учебно – тематический план
№п/п | Разделы программы | Всего часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
1. | Самопознание | 4 | ||
1.1 | Знание своего тела | 2 | 1 | 1 |
1.2 | Как работает наш организм | 2 | 1 | 1 |
2. | Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний | 6 | ||
2.1 | Гигиена тела | 1 | 1 | |
2.2 | Гигиена труда и отдыха | 1 | 1 | |
2.3 | Профилактика инфекционных заболеваний | 2 | 1 | 1 |
2.4 | Советы доктора | 2 | 1 | 1 |
3. | Я и другие | 3 | 1 | 2 |
4. | Основы личной безопасности и профилактика травматизма. | 7 | ||
4.1 | Безопасное поведение на дорогах | 2 | 1 | 1 |
4.2 | Бытовой и уличный травматизм | 3 | 2 | 1 |
4.3 | Поведение в экстремальных ситуациях | 2 | 1 | 1 |
5. | Питание и здоровье | 5 | ||
5.1 | Питание-основа жизни | 1 | 1 | |
5.2 | Гигиена питания | 2 | 1 | 1 |
5.3 | Витамины | 2 | 1 | 1 |
6. | Культура потребления | 3 | ||
6.1 | Выбор медицинских услуг | 1 | 1 | |
6.2 | Обращение с лекарственными препаратами | 2 | 1 | 1 |
7. | Предупреждение употребления психоактивных веществ | 2 | 1 | 1 |
8. | Моя семья | 5 | ||
8.1 | Я и моя семья | 2 | 1 | 1 |
8.2 | Моя семья и я ней | 3 | 1 | 2 |
Календарно – тематическое планирование
№п/п | Дата по плану | Дата факт. | Содержание занятия |
1. | Вводное занятие. Знание своего тела – очень важно. Как ухаживать за собой. | ||
2. | Скелет – наша осанка. Осанка – стройная спина! Рост и развитие человека. | ||
3. | Периодизация развития. Здоровье и болезнь. Гуманное отношение к физическим недостаткам. | ||
4. | Практическое занятие. Учимся ухаживать за руками, ногами, глазами, ушами, зубами. Забота о коже. | ||
5. | Выбор одежды и обуви в соответствии с погодными условиями и индивидуальными особенностями. Периоды изменения трудоспособности. | ||
6. | Субъективные и объективные признаки утомления. Активный и пассивный отдых. Сон – наиболее эффективный отдых. Составление режима дня. | ||
7. | Микромир: микробы, простейшие, грибки, вирусы. Взаимодействие человека с ним. | ||
8. | Представление об инфекционных заболеваниях. Представление об иммунитете. | ||
9. | Советы доктора. Моральная ответственность за распространение инфекционного заболевания. | ||
10. | Беседа доктора о профилактике болезней, о прививках и «пассивной» защите организма. | ||
11. | Правила межличностного общения: предупредительность, приглашение, отказ от нежелательного общения. Как вести себя с незнакомыми людьми. Поведение на улице и в общественных местах. | ||
12. | Взаимовлияние людей, способы конструктивного решения конфликтных ситуаций. Правила групповой деятельности. Что такое дружба. | ||
13. | Родственные связи – семья. Правила семейного общения. Права ребенка в семье. | ||
14. | Безопасное поведение на дорогах. «Отвлечение внимания», «Пустынная улица». | ||
15. | Осторожно, гололед! Дорога из школы домой и в школу (практикум). | ||
16. | Опасные факторы семейного жилища, школы, игровой площадки. Опасность открытого окна, прыжков. | ||
17. | Ожоги. Опасность при пользовании пиротехническими средствами. Электротравма. Игра с острыми предметами опасна. | ||
18. | Элементарные правила безопасности при катании на велосипеде, роликах. Оказание первой помощи при простых травмах. | ||
19. | Экстремальная ситуация в деревне, связанная с незнакомым человеком. | ||
20. | Правила поведения на пожаре. Вызов экстренной помощи: 01, 02, 03, 04. Службы спасения. Стихийные бедствия. | ||
21. | Питание – основа жизни. Режим питания. Непереносимость отдельных продуктов и блюд. | ||
22. | Здоровая пища для всей семьи. Хранение пищевых продуктов. Правила ухода за посудой. | ||
23. | Традиции приема пищи в разных странах. Сервировка стола. Правила поведения за столом. | ||
24. | Витамины. | ||
25. | Игра «Светофор здоровья». | ||
26. | Поликлиника и вызов врача на дом. Служба «03», неотложная помощь, служба спасения. | ||
27. | Экскурсия в местный ФАП, беседа с фельдшером. Польза и вред медикаментов. | ||
28. | Осторожное обращение с лекарствами, которые хранятся дома. | ||
29. | Общее представление о психоактивных веществах. Почему люди их употребляют. Почему некоторые привычки называют вредными. | ||
30. | «Культура здорового образа жизни» - урок-соревнование. | ||
31. | Я и моя семья. Представление себя. Правила семейного общения. Отказ от нежелательного общения. | ||
32. | Родственные связи – семья. Различие мальчиков и девочек.(беседа фельдшера) | ||
33. | Правила семейного общения. Подготовка к празднику здоровья. | ||
34. | Правила семейного общения. Подготовка к празднику здоровья. | ||
35. | Праздник Здоровья. |
Содержание программы
Раздел 1. Самопознание (4ч)
Знание своего тела
Части тела, их функциональное предназначение. Внутренние органы; предназначение. «Язык» тела. Рост и развитие человека. Периодизация развития. Здоровье и болезнь, гуманное отношение к физическим недостаткам.
Ожидаемые результаты (ученик может).
Называть органы и части тела, их функциональное предназначение.
Уметь рассказывать о своих телесных ощущениях.
Объяснить, чем отличается состояние здоровья от состояния болезни. Рассказать о субъективных признаках своей усталости.
Доброжелательно относиться к инвалидам и помогать им.
Раздел 2. Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний (6ч)
Гигиена тела
Кожа и её придатки (ногти, волосы). Функциональное предназначение. Уход за кожей, волосами и ногтями. Выбор одежды и обуви в соответствии с погодными условиями и индивидуальными особенностями.
Ожидаемые результаты (ученик может).
Уметь быть опрятным. Регулярно выполнять гигиенические процедуры.
Уметь обеспечить себе комфортные условия для любой деятельности за счет правильного выбора одежды и обуви.
Поддерживать в чистоте предметы своего ежедневного обихода.
Гигиена труда и отдыха
Периоды изменения работоспособности. Режим дня. Субъективные и объективные признаки утомления. Активный и пассивный отдых. Сон как наиболее эффективный отдых. Гигиена органов зрения, факторы, приводящие к утомлению.
Ожидаемые результаты (ученик может).
Уметь составить усредненный режим дня на неделю и следовать ему.
Уметь распознавать признаки утомления, в том числе зрительного.
Иметь навыки переключения на разные виды деятельности для избежания утомления.
Профилактика инфекционных заболеваний
Микромир: микробы, простейшие, грибки, вирусы. Взаимодействие человека с микромиром. «Хорошие» и «Плохие» микробы.
Представление об инфекционных заболеваниях. Способы «пассивной» защиты от болезни: мытьё рук, ношение маски, одноразовые шприцы и т.д.
Представление об активной защите - иммунитете.
Ожидаемые результаты (ученик может).
Иметь сформированные стереотипы мытья рук перед любым приемом пищи.
Уметь использовать «пассивную защиту» при необходимости контакта с больным человеком (далекое расстояние, проветривание помещения, ношение маски, отдельная посуда и т.д.).
Иметь сформированное представление о моральной ответственности за распространение инфекционного заболевания (например, приход с гриппом в школу). Знать, для чего делаются прививки.
Раздел 3.Я и другие (3ч)
Правила межличностного общения: предупредительность, представление себя, приглашение, отказ от нежелательного общения.
Дружба. Взаимовлияние людей, способы конструктивного решения конфликтных ситуаций. Поведение на улице и в общественных местах Правила поведения с незнакомыми людьми.
Родственные связи - семья. Правила семейного общения. Права ребёнка в семье. Правила групповой деятельности.
Ожидаемые результаты (ученик может).
Знать общепринятые правила коммуникации и уметь их применить в модельных условиях. Уметь самостоятельно искать выходы из конфликтных ситуаций.
Уметь соблюдать правила поведения в общественных местах.
Уметь корректно отказаться от общения с незнакомыми людьми.
Знать свои права и признавать взаимные обязательства в семье.
Уметь определить свою роль в группе и работать для достижения общей цели.
Уметь соблюдать социальные нормы поведения в формальных группах.
Различать признаки недружелюбной группы и уметь из нее выйти.
Раздел 4. Основы личной безопасности и профилактика травматизма. (7ч) Безопасное поведение на дорогах
Основные ситуации-«ловушки», в которые обычно попадают дети: «закрытый обзор», «отвлечение внимания», «пустынная улица», «середина проезжейчасти» «родители с детьми». Сигналы регулирования дорожного движения. Правила безопасного поведения у ж/д путей.
Ожидаемые результаты (ученик может).
Уметь прогнозировать развитие ситуации на дороге.
Иметь навык наблюдения.
Иметь навыки «сопротивления» волнению или спешке. Иметь навык «переключения на улицу».
Иметь навык переключения на самоконтроль.
Бытовой и уличный травматизм
Опасные факторы современного жилища, школы игровой площадки.
Ожоги. Опасность при пользовании пиротехническими средствами.
Электротравма. Опасность при игре с острыми предметами. Падение с высоты. Опасность открытого окна. Катание на перилах, прыжков с крыш, гаражей и т.д., элементарные правила безопасности при катании на велосипеде. Правила пользования роликами, экипировка. Опасность, которая подстерегает роллера на улице. Оказание первой помощи при простых травмах(ссадинах, царапинах, поверхностных ранах). Укусы зверей, змей, насекомых.
Ожидаемые результаты (ученик может).
Уметь распознавать опасные зоны в помещении, на улице.
Уметь предвидеть возможность падения с высоты, получения травмы, ожога и избегать их.
Иметь навыки безопасного обращения с электроприборами, острыми предметами. Уметь обесточить электроприбор.
Применять на практике правила безопасности при катании на роликах и велосипеде, пользоваться защитными приспособлениями.
Уметь оказать помощь себе и другим при простых травмах.
Уметь распознавать негативные реакции животных и избегать укусов и повреждений.
Принимать неотложные меры при укусе животного, насекомого, змей.
Поведение в экстремальных ситуациях
Экстремальная ситуация в городе. Экстремальная ситуация в деревне.
Экстремальная ситуация связанная с незнакомым человеком.
Правила поведения при пожаре. Вызов экстремальной помощи:01,02,03,04,
службы спасения. Стихийные бедствия, техногенные катастрофы.
Ожидаемые результаты (ученик может).
Освоить три модели поведения в экстремальной ситуации: «зови на помощь», «уходи из ситуации», «принимай меры по самоспасению».
Уметь обращаться за помощью в экстремальной ситуации.
Знать способы тушения огня.
Уметь выполнять последовательные действия по эвакуации из помещения при возникновении пожара.
Владеть навыками по самоспасению, когда поведение незнакомого человека кажется опасным.
Раздел 5. Питание и здоровье (5ч) Питание-основа жизни
Представление об основных пищевых веществах, их значение для здоровья; важнейшие пищевые источники. Как происходит пищеварение. Режим питания. Непереносимость отдельных продуктов и блюд. Традиции приёма пищи в разных
странах. Правила поведения за столом.
Ожидаемые результаты (ученик может).
Уметь соблюдать элементарные правила режима питания.
Уметь пользоваться столовыми приборами.
Гигиена питания
Обработка пищевых продуктов перед употреблением. Хранение пищевых продуктов. Правила ухода за посудой.
Ожидаемые результаты (ученик может).
Навык соблюдения правил хранения пищевых продуктов.
Навык обработки фруктов и овощей перед их употреблением.
Умение мыть посуду и столовые приборы.
Раздел 6. Культура потребления (3ч) Выбор медицинских услуг
Поликлиника и вызов врача на дом. Служба «03», неотложная помощь, спасения. Посещение врача. Больница, показания для госпитализации.
Ожидаемые результаты (ученик может).
Иметь позитивное, уважительное отношение к врачам и медицинским сестрам, как к людям, которые помогают сохранить здоровье.
Знать, в каких случаях необходимо обратиться за экстренной медицинской помощью, и иметь навыки обращения.
Знать, зачем детей госпитализируют.
Обращение с лекарственными препаратами
Польза и вред медикаментов. Осторожное обращение с лекарствами, которые хранятся дома.
Ожидаемые результаты (ученик может).
Иметь навык аккуратного обращения с лекарствами (хранить в фабричной упаковке, проверять срок годности перед употреблением, применять только по назначению врача или рекомендации родителей, не пробовать неизвестные таблетки).
Раздел 7. Предупреждение употребления психоактивных веществ(2ч)
Общее представление о психоактивных веществах. Почему люди употребляют психоактивные вещества. Вред табачного дыма.Что такое алкоголь и чем опасное его употребление. Поведение с людьми употребляющими психоактивные вещества.
Ожидаемые результаты (ученик может).
Уметь избегать ситуации пассивного курения.
Понимать, что алкоголизм и наркомании - трудноизлечимые заболевания. Выработать формы поведения, когда рядом находится человек в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Иметь четкое представление о том, что восприимчивость к наркотическим веществам индивидуальна, и зависимость может возникнуть после первых приемов.
Раздел 8. Моя семья (5 ч)
Я и моя семья
Правила межличностного отношения: представление себя, приглашение, отказ от нежелательного общения. Родственные связи – семья. Правила семейного общения. Новорожденный дома. Различие мальчиков и девочек.
Ожидаемые результаты.
Знать общепринятые правила.
Соблюдать правила уважительного отношения.
Приобрести представления о гендерных различиях.
Методические рекомендации
Сохранение и укрепление здоровья - это важнейшие составляющие работы педагога. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. При организации работы кружка должны:
- учитываться санитарно-гигиенические требования, уровень нагрузок и возрастные особенности обучающихся.
- совершенствоваться двигательная активность детей: это физминутки, подвижные перемены, оздоровительный бег, занятия в спортивном зале, учебные занятия по физкультуре, Дни и Недели здоровья.
Методы работы: лекции, беседы, диспуты, ролевые и деловые игры, практические работы, праздники.
Так, например, Праздник здоровья включает в себя:
- Приветствие команд
- Конкурс (например: “Как правильно почистить зубы” или “Красивая улыбка” или “Как правильно вымыть руки” и т.д.
- Стихи и песни, танцы о здоровье
- Эстафета
- Комплекс утренней зарядки
- Подвижная игра
- Эстафета с упражнениями на ловкость
- Ритмическая гимнастика
- Подвижная игра
- Подведение итогов
Педагог выступает в роли инструктора, информатора организатора и консультанта.
Список использованной литературы.
- Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья./ Под ред. Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина. – М.: ВАКО, 2007г.
- Жиренко О.Е., Обухова Л.А., Буянина И.А. «Будьте здоровы, дети!» ВОИПиКРО, 2010 г.
- Безруких М.М. Разговор о правильном питании./ Под ред. М.М.Безруких - М.: Олма Медиа Групп, 2008.
- Касаткин В.Н. Междисциплинарная программа «Здоровье» для средних образовательных учреждений/ Разработана группой авторов под руководством д.м.н.Касаткина В.Н. Утверждена Минобразованием России, Минздравом России, президентами РАО, РАМН.
- Борисова Н.В., Федорова Н.В. Об отношении педагогов к здоровьесберегающим технологиям// Народная школа. – 2004. – №1.
- Жигулев А.М. Русские народные пословицы и поговорки./Под ред. А.М. Жигулева – Удмуртия, 2000г.
- Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья./ Под ред. А.К. Лаптева - М., 2002 г.
- Павлова М.А. Формирование здорового образа жизни у младших школьников./ Под ред. М.А.Павловой – Волгоград: Учитель, 2009.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы./ Под ред. Н.К. Смирнова – М.: АРКТИ, 2003 г.
- Шатохина Л.Ф. Обучение здоровью: Методические рекомендации по организации учебного процесса./ Под ред. Л.Ф. Шатохиной – М.: Полимед, – 2005 г.
- Шатохина Л.Ф. Проектный метод в обучении здоровью./ Под ред. Л.Ф. Шатохиной – М., 2005 г.
- Электронное пособие «Классные часы в начальной школе». - издательство «Учитель», сайт: http://www.forumuch.flybb.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок здоровья. Путешествие в страну «Здоровье».
Классный час. Урок здоровья в 1 классе. Урок- путешествие. Тема:Путешествие в страну "Здоровье"Цель: Сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни...
Урок здоровья "Здоровое питание-отличное настроение"
Данный материал можно использовать на уроках по ОЗОЖ, а также как внеклассное мероприятие.В нем в занимательной форме разыгрываются с детьмиситуации по правильному питанию....
Урок здоровья в 4 классе "Что влияет на здоровье"
Урок здоровья по ОБЖ в 4 классе на тему "Что влияет на здоровье"...
Урок здоровья "Твоё здоровье - в твоих руках"
Что такое здоровье? Какого человека можно назвать здоровым? Путешествие в город Здоровейск....
Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.
Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы по режиму дня)Цели: - развитие коммуникативных умений в говорении, чтении, ау...
Материал к разработке уроков «Здоровые дети - в здоровой семье» «Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка»
В настоящее время остро встала проблема болезненности населения. Все чаще и чаще мы узнаем о болезнях, которые добавляет нам экология, загрязненность воды, ненатуральные продукты. Ребенка надо приучат...
Методическая разработка Урок здоровья для учащихся 1 класса «Здоровые зубы здоровью любы»
Урок здоровья – форма организации образовательной, воспитательной, здоровьесберегающей деятельности, вызывающая эмоциональный отклик у детей. А так как для формирования мотивации к здоровому обр...