Сценарий Масленицы для начальной школы
методическая разработка (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Сценарий праздника МАСЛЕНИЦА»
Звучат фанфары. Выходят скоморохи.
1-й скоморох:
Здравствуйте!
Здравствуйте, гости дорогие!
Совсем юные
И уже большие!
2-й скоморох:
Спасибо, что пришли,
Что время и силы нашли
Для праздника Масленицы,
Для проводов матушки-Зимы!
Учитель:
Добрый день! Я рада видеть вас на нашем празднике, который посвящен встрече Масленицы. Ее встречали еще наши деды и прадеды. Мы сохранили эту традицию и сегодня встречаем Масленицу «широким разгулом», весельем и масленичным угощеньем.
Масленица – гостья особая. Ее одно может привлечь – долгожданное солнечное тепло. Масленица – девушка капризная. Она любит, чтобы звали ее долго, хвалили-нахваливали да угощениями вкусными заманивали.
1-й РЕБЕНОК:
Дорогая наша гостья Масленица,
Авдотьюшка Ивановна,
Масленица белая, Масленица румяная,
Коса длинная, триаршинная.
2-й РЕБЕНОК:
Лента алая, двухполтинная,
Платок беленький, новомодненький.
Брови черные, наведенные,
Портянки белые, набеленные.
3-й РЕБЕНОК:
Лапти частые, головастые.
Шуба синяя, ластки красные.
Пусть к нам праздник в дом придет
И веселье принесет!
Учитель:
Давайте, для начала споем частушки.
1-я девочка:
У ворот сидели
Девочки-болтушки
И с утра до ночи
Пели всем частушки.
2-я девочка:
Мы частушек много знаем
И веселых, и смешных.
Приглашаем тех послушать,
Кто не знает никаких.
3-я девочка:
Ты прости, дружочек Федя,
Что тебя обидела.
Я пирог твой откусила,
А тебя не видела.
4-ый мальчик:
Я приду с гармошечкой
Под твое окошечко,
Погляди, гармошка,
Откроется ль окошко.
Я играю, замечаю.
Кто кого из вас бойчей.
Кто из вас из всех девчат
Потанцует веселей
Все вместе:
Ой, ребята дорогие,
Что нам делать, как нам быть?
Неужель зиме холодной
Все ж придется уходить?
Учитель: Действительно, скоро уж ослабнут морозы, начнут прилетать птицы с юга обратно к себе домой, гнезда вить. А там уже и первым теплом пригреет солнышко землю, начнет всходить земля, появится первая травка. Вместе с весной придет к нам веселье. Теперь давайте поиграем в новую музыкальную игру – «Карусели». Ведь не зря на Масленицу было принято печь блины – они напоминали своей формой солнечный круг, считалось, что они просят солнышко припекать посильнее, чтобы снег поскорее таял, а к людям возвращалось долгожданное тепло. А еще было принято ходить по деревням, держа в руках на шесте изображения кругов, кататься на тройке коней, объезжая по кругу вокруг деревни. Сейчас мы покажем игру, также связанную с движением по кругу. Как я уже сказала, она называется «Карусели».
Дети с обручами в руках имитируют действия с движениями по кругу: перемещаются, взявшись одной рукой за обруч; скачут, все вместе, войдя в обруч; соединяются в хоровод, взявшись за обручи.
Сегодня в гости к нам пришло само Солнышко. Мы должны его угостить на славу. Вот вам, дети, несколько масленичных загадок про угощение.
Я вам их загадаю, а вы ответы вслух все вместе скажите. (Произносит загадки, на которые дети все вместе дают хоровые ответы.)
1.Маслянисты и румяны, жить не могут без сметаны.
Ароматны и вкусны ноздреватые… (блины).
2.Этот праздник — объеденье!
Напечем блины с утра.
К ним – сметана и варенье
И, конечно же……(икра)
1-ый Ребенок:
А всего милее Масленице
Угощенье – блины вкусные,
Блины вкусные, румяные
С яйцом, маслом, со сметаною.
2-ой Ребенок
С теплым блинчиком ребята побегут
Попросить побольше солнышка.
И блинами станут хвастаться –
Блин гречишный, блин овсяный –
У кого какой!
3-ий ребенок:
Коли Масленица к нам пришла –
Значит, зиму пережили мы.
Как же праздник нам не праздновать,
Как же нам не петь да не плясать!
4-ый ребенок:
А тебя, Солнце красное,
Мы встречаем хороводами,
Знаем, любишь ты,
Когда мы кружимся
Да кругами ходим в праздник твой!
(ребята танцуют танец)
Учитель. Живет Масленица семь деньков. Оставайся, Масленица, семь годков. Праздновали Масленицу целую неделю.
А вот сейчас я Вас и проверю кто знает название дней масленицы
А ну-ка: кто с места выкрикнуть попытается,
Как первый день масленицы называется?
Второй? Третий? Четвертый? Пятый? Шестой? Седьмой день?
Правильные ответы:
Понедельник – Встреча.
Вторник – Заигрыш.
Среда – Лакомка.
Четверг – Разгуляй.
Пятница – Тещины вечера.
Суббота – Золовкины посиделки.
Воскресенье – Прощёный день.
Учитель: Молодцы ребята все вы знаете названия масленичной недели! Катание на санях и строительство «снежных городков» происходило в понедельник и во вторник.
В среду весь честной люд после разудалых «заигрышей» начинал вовсю лакомиться масленичными яствами, от того-то и звалась среда – Лакомкой.
А в четверг повсеместно «запивались блины». Шел самый широкий разгул. Отсюда и названия этого дня – «разгуляй-четверток» или «широкий четверг». В четверг мастерили чучело зимы и возили его в санях. С песнями и плясками носили и возили на санях ребята и девчата по улицам дерево, причудливо разукрашенное бубенцами, колокольчиками да яркими лоскутьями.
Устраивались масленичные игрища, брались с боем «снежные города», ребята шли «стенка на стенку».
Пятница слыла, да и теперь слывет «тещиным вечерком», а суббота зовется «золовкиными посиделками». Оба эти дня посвящены в народе хождению по родне. Вот и отгостились пятница и суббота. Наступило масленичное воскресенье.
Воскресенье – последний день Масленицы. Носит названия: «проводы», «прощанье», «целовник». Наступал «прощеный день» – просили прощенья и обоюдно прощали друг друга родные, знакомые и все первые встречные.
Целую неделю пела-плясала, ела-пила, друг к дружке в гости хаживала крещеная матушка-Русь, с гор каталась, в блинах валялась, в масле купалась. Но «не все коту Масленица» – на седьмой день наступали проводы зимы, сжигалась зима-Морана. Вывозили безобразное чучело-чудовище и, возложив на соломенный костер, сжигали под песни молодежи.
1-й РЕБЕНОК:
Гори, чучело зимы!
Нам не надо кутерьмы!
2-й РЕБЕНОК:
Мы хотим весны, мы хотим красны!
Прощай, зима, здравствуй, весна.
3-й РЕБЕНОК:
Петух звонок на оконце,
Он разбудит наше солнце!
4-й РЕБЕНОК:
Вместе с солнышком встаем,
Ему поклон свой отдаем.
УЧИТЕЛЬ: (все вместе поют на мотив песни «Как у наших у ворот»).
Как у наших у ворот,
Как у наших у ворот
Веселится хоровод,
Масленичный хоровод.
УЧИТЕЛЬ:
Праздник широкой русской Масленицы завершаем
И еще раз всем вам, дорогие гости, счастья, здоровья желаем!
Чтоб всегда вы были сыты, чтоб столы были накрыты
И пирогами, и круглыми, как солнышко, блинами!
Учитель приглашает всех закончить праздник чаепитием с пирогами и блинами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника в начальной школе "Масленица"
Методическая разработка праздника для младших школьников "Масленица"....
Сценарий праздника "Масленица"для начальной школы
Конкурсы, стихи, теоретический материал, который поможет провести интересный праздник для детей, соблюдая русские народные традиции...
Сценарий праздника "Масленица"для начальной школы
Конкурсы, стихи, теоретический материал, который поможет провести интересный праздник для детей, соблюдая русские народные традиции...
Сценарий праздника Масленицы для начальной школы
Сценарий подходит как для празднования в помещении, так и на улице...
Сценарий праздника "Масленица" в начальной школе
Сценарий праздника "Масленица" в начальной школе...
Сценарий праздника "Масленица" в начальной школе
Праздник старорусский вспомнить, порадоваться, позабавиться, как наши деды забавлялись на масленицу...
Сценарий "Масленица" в начальной школе.
Данный материал подготовлен для проведения праздника "Масленица" в начальной школе в помещении. В ходе проведения мероприятия учащиея начальной школы знакомятся с традициями русского народа....