Программа по внеурочной деятельности "Конструируем и моделируем"
рабочая программа на тему
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по развитию познавательных способностей Холодовой Ольги Анатольевны.
Курс «Развитие познавательных способностей» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 30
с углубленным изучением предметов образовательной области
«Физическая культура»
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Конструируем и моделируем»
1 – 4 классы
Учитель: Плющева Нина Ивановна
г. Нижневартовск
2014
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по развитию познавательных способностей Холодовой Ольги Анатольевны.
Курс «Развитие познавательных способностей» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет.
Система представленных на занятиях по РПС задач позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Основные цели программы:
- Познавательный аспект
Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации
- Развивающий аспект
Развитие речи.
Развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.
Развитие двигательной сферы.
- Воспитывающий аспект
Воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Основные принципы распределения материала:
- системность: задания располагаются в определённом порядке;
- принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
- принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
- увеличение объёма материала;
- наращивание темпа выполнения заданий;
- смена разных видов деятельности.
Особенности данной программы в том, что на занятиях по РПС ребёнку предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребёнка.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство .уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе.
Курс включает 133 занятия: 1 занятие в неделю, 31 занятие в 1 классе и по 34 занятия во 2-4 классах.
Таким образом, в реализации данной программы достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Тематический план:
Наименование разделов и тем |
1 класс: |
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. |
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. |
Тренировка внимания. Развитие мышления. |
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. |
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. |
Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. |
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. |
Итого: |
Содержание программы
1 класс (31 ч)
Графический диктант
Рисование графических фигур - отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить.
На данном этапе занятия ребята сначала выполняют графический рисунок под диктовку учителя, а затем заштриховывает его косыми линиями, прямыми линиями, «вышивают» фигурку крестиком или просто закрашивают. Штриховка не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но развивает мелкие мышцы пальцев и кисти руки ребёнка.
При регулярном выполнении таких упражнений ребёнок начинает хорошо владеть карандашом, у него появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость.
Графические диктанты - это и способ развития речи, так как попутно ребята составляют небольшие рассказики, учат стихи, загадки, овладевают выразительными свойствами языка. Поэтому в процессе работы с графическими диктантами развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, формируются внимание, глазомер, зрительная память ребёнка, аккуратность, фантазия, общая культура, активизируются творческие способности.
Тренировка внимания (5 ч)
Предлагаемые в 1 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания шестилеток, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей, объёма внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути.
Тренировка слуховой памяти (4 ч)
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Тренировка зрительной памяти (4 ч)
В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На первых порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как правило, это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно сокращались с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенной задачи.
В курс включены упражнения на развитие и совершенствование зрительной памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения.
Поиск закономерностей (4 ч)
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать.
Задания по перекладыванию спичек (4 ч)
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
- Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 1 класс
- Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью таблицы, в которую заносятся результаты, полученные после проверки выполнения детьми заданий на занятиях № 1 и № 31. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят.
№ | Внимание | Вообра- жение | Восприятие | Память | Мышление | ||||||||||
Задание | №1 | №3 | №4 | №4 | №6 | №2 | №5 | ||||||||
Фамилия, имя | Количество зачеркн. фигурок за 2 минуты | Количество придуманных рисунков | Количество | Есть точка 5. | Зрит. | Слух | Способность к сравнению (изображения) | Способность к анализу (закономерность) | |||||||
Рисунков, изображенных | Линий | ||||||||||||||
Количество | |||||||||||||||
Правильно | Неправильно | Точно | Соответствующим цветом | Толстых | На карандаше | Рисунков | Отмеченных картинок | Правильно | Неправильно | Правильно | Неправильно | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
№ | Внимание | Вообра- жение | Восприятие | Память | Мышление | ||||||||||||||
Задание | №1 | №2 | №3 | Есть запятая | №3 | №4 | №4 | №5 | №6 | №7 | |||||||||
Фамилия, имя | Колич. букв за 2 мин. | Количество придуманных рисунков | Количество | Зрит. | Слух. | Способн. к классиф. (лишние предметы) | Способн. к анализу (законно-мерность) | Способн. Рассуж-дать («рот») | Способн. к сравнен. (составь круг) | ||||||||||
Рисунков, изображенных | Линий | Количество | |||||||||||||||||
Правильно | Неправильно | Точно | Соответствующим цветом | Толстых | В круге | Рисунков | Отмеченных картинок | Правильно | Неправильно | Правильно | Неправильно | Правильно | Неправильно | Правильно | Неправильно | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Список литературы:
Для учителя:
Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Методическое пособие 1,2,3,4 класс + Программа курса «РПС» (О. А. Холодова, «Росткнига», 2009г.).
Для ученика:
Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради 1, 2 часть 1,2,3,4 класс (О. А. Холодова, «Росткнига», 2009г.).
Календарно-тематическое планирование занятий
факультативного курса «Развитие познавательных способностей»
1 класс
№ п/п урока | Развиваемые способности | Кол-во час. | |
I четверть (7 часов) | |||
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок). | 1 | |
2 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Кенгуру». | 1 | |
3 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Кот». | 1 | |
4 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Корабль». | 1 | |
5 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Самолет». | 1 | |
6 | Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Жираф». | 1 | |
7 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант. | 1 | |
II четверть (8 часов) | |||
8 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Носорог». | 1 | |
9 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Собака». | 1 | |
10 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Верблюд». | 1 | |
11 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Ящерица». | 1 | |
12 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Лошадь». | 1 | |
13 | Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Робот». | 1 | |
14 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант. | 1 | |
15 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Олень». | 1 | |
III четверть (9 часов) | |||
16 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Рыба». | 1 | |
17 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Баран». | 1 | |
18 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Курица». | 1 | |
19 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Пеликан». | 1 | |
20 | Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Осел». | 1 | |
21 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант. | 1 | |
22 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Журавль». | 1 | |
23 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Гусь». | 1 | |
24 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Козел». | 1 | |
IV четверть (7 часов) | |||
25 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Слон». | 1 | |
26 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Петух». | 1 | |
27 | Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Цветок». | 1 | |
28 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант. | 1 | |
29 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Космический корабль». | 1 | |
30 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Рак». | 1 | |
31 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458868-1403186039.jpg)
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/16/picture-1355238-1634390704.jpg)
“ Внеурочная деятельность как продолжение основной образовательной программы школы» (На примере программы курса внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»)
В статье автор говорит о внеурочной деятельности, как продолжении предметных программ с развивающим компонентом. . О формировании универсальных учебных действий через восприятие и ан...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/21/picture-1507272-1705834494.jpg)
Конспект внеурочной деятельности"Учусь моделировать" (3 класс)
Цель: формирование представления о понятии «моделирование»....