Предметная неделя по литературному чтению
методическая разработка на тему

Фёдорова Ольга Анатольевна

Предметная неделя для 1-4 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Усть – Наринзорская ООШ»

Забайкальский край

Предметная неделя по литературному чтению

Составила: Фёдорова О.А.

 

С.Усть-Курлыч 2015 уч.г.

Предметная неделя по литературному чтению в начальной школе.

Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед школой и учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроках, так и во внеклассной работе по любому предмету. Предметные недели как традиционная часть внеучебной деятельности привычны для любой общеобразовательной школы. Увеличение учебной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддерживать интерес младших школьников к учению. Немаловажная роль отводится дидактическим играм – современному и признанному методу обучения и воспитания. В проведении предметной недели используется метод проектов, который помогает активизировать учащихся, формировать умения.

Общие положения о проведении предметных недель.

Предметные недели вводятся в учебно-воспитательный процесс начальной школы с целью повышения интереса к изучению предмета любого цикла.

Мероприятия, проводимые в рамках предметных дней должны соответствовать целям и тематике.

При составлении плана проведения предметных недель учитываются:

занятость всех учителей ШМО

разнообразные формы проведения мероприятий

оформление стендов и кабинетов

четкое расписание мероприятий с указанием даты, времени и ответственного за проведение.

Задачи предметной недели:

Привлечь всех учащихся для организации и проведения недели.

Провести в каждом классе мероприятия, содействующие развитию познавательной деятельности учащихся.

Развивать интерес учащихся к изучаемому предмету.

Способствовать повышению образовательного уровня.

Обучать детей самостоятельности и творчеству.

Повысить уровень мотивации к изучаемым предметам.

Принципы проведения недели:

 каждый ребенок является активным участником всех событий Недели. Он может попробовать себя в разных ролях, попробовать свои силы в различных видах деятельности. Мастерить, фантазировать, выдвигать идеи, реализовывать их, рисовать. Участвовать в театральных постановках, загадывать (придумывать) и разгадывать свои и уже существующие задачи и загадки, готовить и выступать с докладами на уроках.

             Сроки проведения: С 26 по 30 января 2015года

№ п/п

Наименование мероприятия

Ответственный

Дата поведения

Класс

1.

Путешествие в Литературию. Открытие предметной недели. Литературная викторина » По дорогам сказки»

 Фёдорова О.А.

Очаковская В.В.

 26.01. 15.

1-4-е классы

2.

Конкурс рисунков по сказкам   « Моя любимая сказка»

 Фёдорова О.А.

Очаковская В.В.

27.01.15.

1-4 классы

3.

 Инсценирование народных сказок

 Фёдорова О.А.

Очаковская В.В.

Бунакова О.А.

 28.01.15.

1-4 классы

4.

Экскурсия в   библиотеку.  Викторина, посвященная творчеству А.Л. Барто "Мир, в котором живут дети"

 Фёдорова О.А.

Очаковская В.В.

Бунакова О.А.

 29.01.15.

1-4 классы

5.

Конкурс стихов А. Барто. Подведение итогов предметной недели.

 Фёдорова О.А.

Очаковская В.В.

 30.01.15.

1-4 классы

                                                                                       

1 день - Путешествие в Литературию. Открытие предметной недели.

Литературная викторина » По дорогам сказки»

КВН "По дорогам сказки"

I. Вступление

– Мы весёлые ребята
И не любим мы скучать
С удовольствием мы с вами 
Будем КВН играть. 

Ведущий:

– Ребята, как вы уже догадались мы сегодня с вами проведём КВН по сказкам. Сказки знает каждый из вас. Сказка родилась давно, прежде, чем человек научился читать и писать. Сказки сочиняли народные мечтатели и рассказывали их родным и друзьям, а те передавали сказку дальше, и шла она по свету из уст в уста, яркая, умная, весёлая. Какие сказки бывают?

II. Приветствие команд

Участвуют 2 команды. Заранее было задание.

– Придумать название команды.
– Выбрать капитана команды.
– Приготовить эмблемы.
– Выучить слова песни о КВНе (на мелодию песни «Улыбка» Шаинского)

Песня о КВНе

Любит КВН наш дружный класс
И объявит заседание сейчас.
Вот болельщики, а вот – жюри
Путь к победе труден, что ни говори.
Нам доверено с тобой
Провести удачно бой
Чтоб находчивость и знания проверить.
Ты велик, родной язык.
Ты богат, родной язык.
Ты нам друг, и в это все мы будем верить.

Команда приветствует жюри и вручает им эмблемы

Вот и слава и почёт 
Все мы любим точный счёт!

III. Соревнование команд

1. Показ домашнего задания: 1 команда – сказка «Рукавичка»; 2 команда –  сказка «Красная шапочка». 

2. Конкурс «Вспомни»

1 команда: Какую песню пела Коза своим козлятам, в сказке «Волк и семеро козлят»?

2 команда: Какую песню пела Лиса сказке «Петушок золотой гребешок»

3. Конкурс «Внимательный ли ты читатель?»

1 команда: 

А дорога далека…
А корзина нелегка…
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок.  
(Маша и Медведь)

2 команда:

Красна девица грустна
Ей не нравится весна
Ей на солнце тяжко
Слё зы льет бедняжка. 
(Снегурочка)

1 команда:

Нет ни речки, ни пруда
Где воды напиться
Очень вкусная вода
В ямке от копыться. 
(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

2 команда:

Появилась девочка, в чашечке цветка
И была та девочка, чуть больше коготка
В ореховой скорлупке та девочка спала
Вот какая девочка, как она мала. 
(Дюймовочка)

1 команда:

Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами и блинами
И сушёными грибами. 
(Путаница)

2 команда:

И со слезами просил,
Мой милый хороший
Пришли мне калоши
И мне, и жене Татоше. 
(Телефон)

4. Назвать сказку по иллюстрациям слайдов

На экране демонстрируются слайды с отрывками из различных сказок.

5. Рисование с завязанными глазами одного из  сказочных  персонажей

6. Конкурс капитанов «Рыболов»

Реквизиты: 2 удочки с магнитами, много рыбок со скрепками, банка, лягушка. Кто больше поймает рыб.

7. Конкурс «От кого телеграмма?»

– Ребята, к нам пришли телеграммы от сказочных героев. Но вот беда, в телеграмме забыли указать своё имя.

1 команда: «От дедушки ушёл, от бабушки ушёл. Скоро буду у вас». (Колобок)      

2 команда: «Простое яичко уже снесла». (Курочка Ряба)   

1 команда: «Спасите, нас съел Серый Волк. (Волк и семеро козлят)

2 команда: «Как услышите гром да стук, не пугайтесь – это я в своей коробчонке к вам спешу». (Царевна-лягушка)

8. Конкурс «Кто больше знает сказок»

Ведущий раздаёт планшет, участники должны написать название сказки и передать следующему участнику. Конкурс проводится под музыку.

9. Конкурс «Отыщи владельца»

Ведущий: У меня в коробке лежат разные вещи. Их кто-то потерял. Надо помочь найти владельца. Но не только назвать, кому принадлежат эти вещи, а прочитать отрывок из сказки.

  • Мыло: «Вот и мыло подскочило» («Мойдодыр»)
  • Блюдце: «А за ними блюдца дзын-ля-ля, дзын-ля-ля» («Федорино горе»)
  • Орешек: «А орешки не простые, все скорлупки – золотые» («Сказка о царе Салтане…»)
  • Зеркало: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи» («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)
  • Телефон: «У меня зазвонил телефон («Телефон»)
  • Градусник: «И ставит им градусники («Айболит»)

10. Конкурс «Узнай сказочного героя»

1 команда:

Всех на свете исцелит
Лечит он больных зверей
Он известен, знаменит
Добрый доктор … 
(Айболит)

2 команда:

У отца был мальчик странный
Необычный – деревянный.
Но любил папаша сына
Шалунишку… 
(Буратино)

11. Конкурс «Придумай сказку»

1 команда: о лисе.

2 команда: о петухе.

Жюри подводит итоги.

IV. Заключительная часть

Ведущий: Пока жюри подводит итоги всех конкурсов, я вам прочитаю сказку о чудесном городе:

За чистым-чистым полем, дремучим-дремучим лесом, за сахарной горой есть город. Дома тут сложены из шоколада. Крыши леденцовые. В каждом ставни из кренделей, а на остроконечных городских башнях вертятся флюгерные петушки. Всех чудес в сказочном городе не перечислить. Жить поживать в этом городе одно удовольствие. Все жители здесь сказочно вежливы.

– А вы когда-нибудь бывали в городе Спасибограде, где на Вежливом бульваре вежливо благодарят?

Жюри объявляет счет. Ведущий благодарит участников, награждает победителей.

2- день - Конкурс рисунков по сказкам   « Моя любимая сказка»

3 -день- Кукольный театр по сказка «Репка», «Колобок»

4- день - Викторина, посвященная творчеству А.Л. Барто "Мир, в котором живут дети"

Ведущий. Первый тур “Дальше – дальше” начнем с отстающей команды. Я начну, а вы кончайте. Хором, дружно продолжайте. Если не знаете продолжение строк, говорите: “Дальше!”

Вопросы 1 тура:

1. Самолёт.

Самолёт построим сами
Понесёмся над лесами…
………………………
(Понесёмся над лесами,
А потом вернёмся к маме.)

2. Слон.

Спать пора! Уснул бычок,
Лёг в коробку на бочок…
……………………………
(Сонный мишка лёг в кровать,
Только слон не хочет спать
Головой кивает слон,
Он слонихе шлёт поклон.)

3. Флажок.

Горит на солнышке
Флажок…
. . . . . . . . . . .
(Как будто я 
Огонь зажёг.)

4. Морковный сок.

Глушит сорная трава
Кустики гороха…
………………………
(И морковь видна едва -
Вообщем, дело плохо.)

5. Света думает.

Утром сад в сиянье, в блеске,
На кустах горит роса,
… . . . . . . . . . . . . . . . . .. 
(Над коляской занавески
Поднялись, как паруса).

6. Погремушка.

Как большой, сидит Андрюша
На ковре перед крыльцом
……………………………….
(У него в руках игрушка -
Погремушка с бубенцом.)

7. Весна идет.

Звенели птичьи голоса,
В саду цвела сирень,
… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
(Весной Андрюша родился
В один хороший день.)

8. Гуси-лебеди.

Малыши среди двора
Хоровод водили.
…. . . . . . . . . . . . . . .
(В гуси-лебеди игра,
Серый волк-Василий.)

9. Дело было в январе.

Дело было в январе,
Стояла ёлка на горе,
…. . . . . . . . . . . . . . . .
(А возле этой ёлки
Бродили злые волки.)

10. Твой праздник.

Чтоб скорей дождаться
Завтрашнего дня…
…………………………
(Дети спать ложатся
Рано, без огня.)

11. В школу.

Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
…………………………
(Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.)

12. Но поймите и меня.

Я считаюсь эгоистом -
Спит сестрёнка за стеной,
………………………………
(Я же с гиганьем, со свистом
В дом врываюсь как шальной.)

13. Сережа учит уроки.

Серёжа взял свою тетрадь -
Решил учить уроки:
……………………………
(Озёра начал повторять
И горы на востоке.)

Ведущий. Вперед вырвалась команда (называет). Сейчас немного отдохните и послушайте песню “Снегирь” (сл. А. Барто, музыка Крюкова).

Второй тур “Заморочки из бочки”

Ведущий. Следующий тур – “Заморочки из бочки”. Команды по очереди достают из бочонка номерки. Назовите стихотворение по описанию героя.

Задания II тура:

1. Девочка играла с подружками в снежки. У неё не оказалось варежек, руки зябли, а бросать игру не хотелось. У одной из них были вторые, но она отказалась одолжить их. И тогда другая, незнакомая сняла варежку и протянула со словами: “Возьми, мне и одной хватит”. (“Рукавички я забыла”)

2. Первоклассница собирается отдать все свои дошкольные игрушки маленькому Серёже. Но душевная привязанность к кукле, потёртому мишке, потерявшему колесо паровозику, побуждает ее отказаться от этого намерения. (“ Я выросла”)

3. Школьница Ильина протестует против избрания в совет пионерского отряда отличницы и активной общественницы Светы, поскольку та “Играет в куклы”. (“Выборы”)

4. Ребята лепили снежную бабу. В азартном увлечении игрой пролетает короткий февральский день, детям пора по домам, но их задерживает мысль: они-то уйдут в тёплые родительские квартиры, а снежная баба, которая получилась совсем как живая, останется на всю долгую холодную ночь в тоскливом одиночестве. (“Не одна”)

5. “Ему хочется получше разглядеть ёлку, украшающую огромный зал, куда на новогодний праздник привёл его отец. Но незнакомая тётя - массовик заставляет его вместе с другими ребятами то образовать круг и плясать, то слушать сказку в исполнении приезжего артиста, то петь…”.(“Елка”)

6. “Мальчик захотел, чтобы мама купила ему снегиря, ради этого стал паинькой, но когда снегирь был ему подарен, засомневался, стоит ли ему и дальше вести себя подобным примерным образом”. (“Снегирь”)

7. “Герой считает, что тройка - прекрасная отметка его не раз стыдили, к директору водили и объясняли долго, что значит чувство долга” Никто не знал, как повлиять на упрямого Алексея. Но вот пересела к нему за парту сообразительная девчонка. Она ни в чём не упрекала его. Она просто-напросто смеялась…” (“Что делать с Алексеем?”)

8. “Юный герой не в игре, а взаправду обнаруживал и помогал обезвредить врага”. (“На заставе”)

9. “Как мучился герой, пытаясь воспользоваться зонтом своего дедушки, но он, кажется, не столько озабочен непослушностью зонта, сколько именно своим состоянием - безуспешностью собственных действий” (“Дедушкин зонтик”)

10. Героиня ищет подругу, которая шла бы ей во всём на уступки, жаждет дружбы, из которой можно извлечь выгоду(“Требуется друг”)

11. Не скрывает своих необоснованных претензий избалованная белоручка Клава. Она считает ничуть не зазорным пользоваться чужими заслугами, вовсе не заботясь о преумножении собственных(“Дедушки”)

12. Неудовлетворённость собой - залог того, что герой научится управлять своими чувствами, придёт к внутреннему равновесию и к взаимопониманию с близкими. (“ Грустные мысли”)

Третий тур “ Ты – мне, я – тебе”

Ведущий. Итак, третий тур, в котором соревнуются все участники команд. Они поочередно показывают сценки из стихов и отвечают на вопросы:

- Название произведения.

- Как зовут героев?

- Что вы о них узнали?

- Когда они вам были симпатичны? Чем?

- В чем вы не согласны с героями?

Ведущий. Очень интересно прошел этот тур. Сценки были очень интересными и поучительными. А какая инсценировка, уважаемые зрители, вам понравилась больше всех?

Ответы из зала. Вручение памятного сувенира.

Четвертый тур-игра “Корзина с потерянными вещами”.

Корзину выносит старшеклассник. В ней собраны различные предметы, (или рисунки), относящиеся к стихам Барто. Предмет считается угаданным, если дети назовут героя, а также название стихотворения. Игра проводится в виде соревнования.

МЯЧИК – Таня “Мячик”

ПОГРЕМУШКА – Андрюшка “Погремушка”

КОНФЕТЫ – Танюша “Помощница”

ВЕРЁВОЧКА – Лида “Верёвочка”

ОЧКИ – Серёжа “Очки”

САМОСВАЛ – Алексей “Жил на свете самосвал”

БИНТЫ, ЙОД – Таня и Тамара “Мы с Тамарой”

ЕДИНИЦА – Лёшенька “Лёшенька, Лёшенька”

МАКУЛАТУРА – Юра “Секрет успеха”

БЛИНЧИКИ – Павлик “Блинчики”

ПУГАЧ – Серёжа “Пугач”.

ТЕЛЕФОН – ученики “Почему телефон занят?”

БУКЕТ – Леночка “Леночка с букетом”.

ГЛАДИОЛУСЫ – Маечка “Именинница”.

Ведущий. Перед заключительным пятым туром вперед вырвалась команда (называет).

Пятый тур “Гонка за лидером”.

Ведущий. В этом туре каждой команде необходимо ответить на большее число вопросов за 30 секунд.

Вопросы V тура:

1.Одно из самых замечательных произведений Барто, где отражена забота о детях, которых война осиротила?(“Звенигород”)

2. Как зовут девочку, которая не учится, а только выступает с приветствиями? (Леночка-“Леночка с букетом”)

3. Кто насчитывает себе “очки” за добрые поступки? (Лариса - “Три очка за старичка”)

4. Какое стихотворение стало любимой шуточной песней туристов? (“Мячик”)

5. Какое стихотворение легло в замысел кинофильма “Слон и верёвочка”, поставленного режиссёром И.Фрезом в 1945 году? (“Верёвочка”)

6. Известнейшие наши композиторы писали музыку к стихам Барто. Кто написал к стихотворению “Болтунья”?(С.С.Прокофьев.)

7. Какая книга была написана к 800-летию Москвы? (“Я живу в Москве”)

8. Кому посвящено стихотворение “Партизанке Тане”(1942)? (Посвящено памяти Зои Космодемьянской.)

9. Какая поэма посвящена замечательному писателю Аркадию Гайдару? (поэма “Двое из книжки”)

10. Какую пьесу-мюзикл написала Барто для ТЮЗов? (“В порядке обмана”)

11. Какую первую книгу Агнии Барто отметил такой строгий мастер, как К.И.Чуковский? (“Игрушки”)

12. В каком стихотворении слышится шуршание осеннего сада? (“Шуточка про Шурочку”)

13. Сценарий, какого фильма А. Барто и Р.Зелёная написали вместе? (Сценарий фильма “Подкидыш”)

14. Какое стихотворение А. Барто побывало в космосе, вознесённое туда памятью и любовью первого космонавта.(“Уронили мишку на пол…” Юрий Гагарин”)

15. В какие кружки записалась Лида, героиня стихотворения “Болтунья”? (Драмкружок, кружок по фото, хоркружок, кружок по рисованию).

16. Как зовут девочку-рёвушку в стихотворении А. Барто “Девочка-рёвушка”? (Ганя)

17.Что кричала девочка чумазая, когда ей отмывали ладошки ? (- Не трогайте ладошки! Они не будут белые, они же загорелые!”)

Ведущий. Вот и пришли мы к завершению викторины. Какая команда победила?

Подведение итогов. Вручение призов

Ведущий. Уважаемые знатоки, дорогие зрители, спасибо вам за добрый, умный, интересный вечер, за какое-то особое внимание друг к другу. Любовь к жизни и творчеству выдающегося советского детского поэта

Агнии Львовны нет. Но с нами ее стихи, тепло ее сердца, добро ее дел. На полке – ее книги, много раз читанные, знакомые до строки.

5- день Конкурс чтецов по произведениям А. Барто. Подведение итогов предметной недели. Награждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметная неделя по литературному чтению для обучающихся начальной школы

В разработке представлены задания разного уровня сложности. Всю неделю дети активно работали. С более сложными заданиями им помогали родители. По итогам мероприятия в каждом классе определились победи...

Предметная неделя по литературному чтению

Данный материал является проведением предметной недели по литературному чтению в коррекционной школе VIII вида....

Предметная неделя по литературному чтению в начальной школе.

Предметная неделя по литературному чтению в начальной школе, общие положения о проведении предметных недель, задачи предметной недели, принципы проведения недели,...

План проведения предметной недели по литературному чтению

В рамках предметной недели составлен план проведения....

Предметная неделя по литературному чтению

Предметная неделя в начальной школе по литературному чтению...

Внеклассное мероприятие. Предметная неделя по литературному чтению в начальной школе

Предлагается сценарий открытия и закрытия предметной недели,образец маршрутного листа и тексты викторин и олимпиад....

Предметная неделя по литературному чтению 2016-2017

материалы к проведению предметной недели...