Классные часы
классный час на тему

Ахметова Ильнара Рафиковна

Классный час Правила бесконфликтного общения     

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_pravila_beskonfliktnogo_obshcheniya.rar2.02 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Правила бесконфликтного общения».

Ход занятия

1 часть. Подготовительная. Актуализация проблемы.

Учитель: Здравствуйте ребята, мы собрались на классный час. К нам на занятие пришло много гостей, поприветствуйте их своей улыбкой.

Учитель. Сейчас представим себе, что все мы –  звездочки. Звезды объединяются в созвездия. Число звездочек в созвездии  может быть разное.  По хлопку,  вы объединитесь в созвездия по пять человек. Объединяться в созвездия можно по-разному: прикасаясь друг к другу руками, ладонями, плечами. Приготовились (хлопок).

Учитель. Как сейчас мы объединялись в разные созвездия, так и все люди живут, существуют в разных группах, общностях. Вы сегодня тоже будете маленькими созвездиями. Почему вы так образовали свое созвездие? Что вас объединяет?

Учитель. В каждой такой группе нас объединяют общие интересы, ценности.

- Давайте представим как сияет яркое солнце, на синем небе плывут облака. На облаке, который лежит перед вами, напишите то чувство которое вы  испытывали когда вас обижали. (дети пишут)

- Сейчас по очереди приклейте свои облака на доску. Посмотрите у нас было солнечно, ясно. Теперь стало темно. Что произошло? Тучи начали сгущаться, вот -  вот прогремит гром.

- Расскажите, пожалуйста, что вы чувствовали, когда вам произносили эти слова? Как вы реагировали на данные слова?

-Что можно нам сделать, чтобы снова засияло солнце?

- Сегодня мы с вами обсудим как можно избежать эти конфликтные ситуации.

Учитель:

Стань добрым волшебником,

Ну-ка, попробуй!

Тут хитрости вовсе не нужно особой.

Понять и исполнить желанье другого –

Одно удовольствие, честное слово!

2 часть. Формирование подходов к решению проблемы

  Учитель. Мы будем работать группами - созвездиями, которые у нас образовались. Перед вами лежат карточки разных цветов, они будут помогать вам находить верные решения.

Давайте вспомним кадр из мультфильма «Крошка Енот и тот кто сидит в пруду». О чем этот мультфильм? ( Крошка Енот ходил за раками к пруду, но каждый раз он прибегал обратно расстроенный, так как боялся того, кто сидит в пруду.)

Что помогло крошке еноту подружиться с тем, кто сидит в пруду? Возьмите карточку- помощницу красного цвета.

Выберите тот вариант ответа, который вам кажется правильным или добавьте свой.

А) насмешка

Б) добрая мимика

В) кривляние рожицы

Г) улыбка

Д) огромная палка

                                             

 Ученик: Улыбка.

Учитель: Правильно.  Вы помните, что посоветовала мама енотика, когда он отправился к озеру: «Вернись назад, но на этот раз не строй рож, не бери с собой камня и палки. Поди и улыбнись тому, кто сидит в пруду». Прежде чем обратиться к человеку, мы должны улыбнуться: ведь добрые отношения начинаются с улыбки.

Сейчас каждое созвездие возьмется за руки и улыбнется друг другу и нашим гостям. Видите, как становится светло вокруг.

Это и будет нашим первым правилом.

«Прежде чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки.

Учитель. Ребята, а всегда ли вы готовы прийти на помощь другому человеку? Задайте себе мысленно этот вопрос и попробуйте мысленно честно на него ответить.

        Внимательно послушайте стихотворение А.Барто «Надя» и попробуйте ответить на вопрос: Какими качествами должен обладать человек, чтобы окружающим было с ними комфортно?

                   

Встали девочки чуть свет,

В сад спешит бригада.

Говорит Наташа в след:

- Больше всех им надо!

Посадили деревца,

И заботы хватит.

Для чего же без конца

Бегать поливать их?

 В гости к девочке больной

В праздник шла бригада.

Снова голос за спиной:

Больше всех им надо!

Я у девочки больной

В будни посидела.

Что мне тратить выходной

На такое дело?

- Надя, где твоя душа?-

Говорит бригада.

И орешки шелуша,

Надя молвит не спеша:

- Для чего же мне душа?

Больше всех мне надо?!

Учитель. Как вы поступили бы в этой ситуации?

Какими качествами должен обладать человек, чтобы окружающим было с ними комфортно?

Возьмите карточку – помощницу синего цвета. Выберите тот вариант ответа, который вам кажется правильным или добавьте свой.

А) хлопать дверью и громко кричать на улице

Б) дерзким, сварливым

В) быть отзывчивым, внимательным

Г) несдержанным, грубым

Д) заботливым, радоваться успехам товарищей

Учитель: Молодцы. Все правильно. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей – основа человеческого счастья. Добрый человек умеет общаться, поддерживать хорошие отношения с людьми. Это будет нашим следующим правилом.

«Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей».

«Старайся прийти на помощь товарищу, не жди, пока тебя об этом попросят.

Учитель.  А всегда ли, получается, понимать друг друга?  

                 К чему может привести непонимание?

Ученики. Непонимание ведет к спорам и ссорам.

Учитель: Человека, который никогда ни с кем не ссорился, встретишь редко. Но ссоры вырабатывают плохие черты характера: человек становится сварливым, несдержанным, злым.  Между людьми возникает непонимание, они просто не хотят больше общаться и даже могут прибегнуть к силе.

   Послушайте стихотворение Владимира Лифшица.

Ученик.

Однажды на лужайке подрались два козла,

Подрались для забавы, не то чтобы со зла.

Один из них тихонько приятеля лягнул,

Другой из них тихонько приятеля боднул,

Один боднул приятеля немножко посильней,

Другой боднул приятеля немножко побольней.

Один разгорячился, лягнул что было сил,

Другой его рогами под брюхо подцепил.

Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,

Но уж козлы дерутся не в шутку, а в серьёз.

Я вспомнил эту драку, когда передо мной

На школьной переменке такой же вспыхнул бой!

Учитель.  Можно назвать такое общение дружеским? Ссора может перерасти в конфликт. Как вы понимаете слово «конфликт»?

Учитель. Обратимся за подсказкой к Толковому словарю русского языка С.И.Ожегова: «Конфликт – это столкновение, серьезное разногласие, спор».

   Каждый день нам приходится решать те или иные сложные задачи. И теперь давайте посмотрим, как бы вы поступили в следующих ситуациях?

Возьмите зеленый листок. Выберите ваше решение.

Ситуации:

  1. Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?

- будете плакать;

- ударите его;

- сделаете ему замечание;

- не скажите ничего;

- пожалуетесь учителю.

Ученики. Сделаю ему замечание.

  1. Приятель схватил ваш ластик без разрешения. Как вы поступите?

- толкнете и отнимите ластик;

- ударите и отнимите;

- отнимите ластик и возьмете его карандаш в отместку;

- скажите учительнице;

- попросите вернуть ластик.

Ученики. Попрошу вернуть ластик.

Учитель. Молодцы, вы правильно поступили. Запомните: никогда не надо ябедничать: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения. Если будет плохо, не спешите обвинять в этом других. Это будет наше следующее правило. «Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения.

Ученик.

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену

И судом поспешным не греши.

Гнев на друга, может быть, мгновенный,

Изливать покуда не спеши.

Может, друг твой сам поторопился

И тебя обидел невзначай.

Провинился друг и повинился –

Ты ему греха не поминай.

Учитель. Разрешение конфликта – дело творческое: необходимо учесть все компоненты сложившейся ситуации. Давайте послушаем сказку « Две козы» и подумаем, почему героям удалось избежать ссоры.

               

На узенькой горной тропинке встретились две козы. Налево – гора, как стена, направо – глубокая пропасть. Задумались козы: как тут быть?

Одна коза легла и плотно прижалась к земле. А другая осторожно через неё перешла. И обе остались целы.

Учитель.  Как козам удалось избежать конфликта?

Возьмите желтый листок. Выберите тот вариант ответа, который вам кажется правильным или добавьте свой.

А) начали ссориться

Б) пришли к компромиссу

В) уступили друг другу

г) не смогли договориться

д) договорились

Учитель. Наши герои смогли договориться. Такой путь решения конфликта, с помощью уступок друг другу, называется компромиссом. 

   Некоторые считают, что предложить помириться первым – значит проявить слабость характера. А как вы думаете?

Учитель.  Умение уступать - один из способов выхода из конфликта.

Бывает вы затрудняетесь в правильности своих поступков, то у кого мы можем попросить совет?

Следующее правило бесконфликтного общения:

 «Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс».

Учитель. Мудрая сова хочет дать вам ребята очень важный совет: «Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе».

3 часть. Заключительная. Подведение итогов.

Учитель. Ребята, давайте подведём итог классного часа и повторим правила бесконфликтного общения, которые мы с вами выработали в ходе занятия. Помните их всегда и старайтесь выполнять. (Дети по очереди зачитывают правила.)

     Правила  бесконфликтного общения

  1. Прежде чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки.
  2. Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей по классу.
  3. Старайся прийти на помощь товарищу, не жди, пока тебя об этом попросят.
  4. Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения.
  5. Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс.
  6. Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

Эти памятки вы возьмете с собой, я думаю они вам помогут найти выход из любой сложной ситуации и у вас будете меньше грустных, пасмурных дней.

Ученик.

Достается недешево

Счастье трудных дорог.

Что ты сделал хорошего,

Чем ты людям помог?

Этой мерой измерятся

Все земные труды.

Может, вырастишь деревце

На земле Кулунды?

Может, строишь ракету?

Гидростанцию? Дом?

Согреваешь планету

Своим мирным трудом?

Иль под снежной порошей

Жизнь спасаешь кому?

Делать людям хорошее –

Хорошеть самому.

Выберите тот вариант ответа, который вам кажется правильным или добавьте свой.

А) насмешка

Б) добрая мимика

В) кривляние рожицы

Г) улыбка

Д) огромная палка

Выберите тот вариант ответа, который вам кажется правильным или добавьте свой.

А) насмешка

Б) добрая мимика

В) кривляние рожицы

Г) улыбка

Д) огромная палка

Выберите тот вариант ответа, который вам кажется правильным или добавьте свой.

А) хлопать дверью  и громко кричать на улице

Б) дерзким, сварливым

В) быть отзывчивым, внимательным

Г) несдержанным, грубым

Д) заботливым, радоваться успехам товарищей

Выберите тот вариант ответа, который вам кажется правильным или добавьте свой.

А) хлопать дверью  и громко кричать на улице

Б) дерзким, сварливым

В) быть отзывчивым, внимательным

Г) несдержанным, грубым

Д) заботливым, радоваться успехам товарищей

1.Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?

- будете плакать;

- ударите его;

- сделаете ему замечание;

- не скажите ничего;

- пожалуетесь учителю.

  1. Приятель схватил ваш ластик без разрешения. Как вы поступите?

- толкнете и отнимите ластик;

- ударите и отнимите;

- отнимите ластик и возьмете его карандаш в отместку;

- скажите учительнице;

- попросите вернуть ластик.

Выберите тот вариант ответа, который вам кажется правильным или добавьте свой.

А) начали ссориться

Б) пришли к компромиссу

В) уступили друг другу

г) не смогли договориться

д) договорились

Выберите тот вариант ответа, который вам кажется правильным или добавьте свой.

А) начали ссориться

Б) пришли к компромиссу

В) уступили друг другу

г) не смогли договориться

д) договорились

            Правила бесконфликтного общения.

1. Прежде чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки.

2. Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей по классу.

3. Старайся прийти на помощь товарищу, не жди, пока тебя об этом попросят.

4. Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения.

5. Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс.

6. Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

            Правила бесконфликтного общения.

1. Прежде чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки.

2. Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей по классу.

3. Старайся прийти на помощь товарищу, не жди, пока тебя об этом попросят.

4. Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения.

5. Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс.

6. Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного часав организации взаимодействия классных руководителей с обучающимися

Роль классного часа в организации взаимодействия классных руководителей с обучающимися....

конспект классного часа - часа общения "Мягкие лапки, а в лапках царапки"

Конспект открытого классного часа, проведенного во 2 классе. Материал рассчитан на учащихся 7-9 лет....

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Методическая разработка классного часа «МИЛОСЕРДИЕ» (духовно-нравственная проблематика классного часа в младшей школе)

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Подборка классный часов для первоклассников. Классные часы в 1 классе.

Помощь классному руководителю 1 класса. Классные часы на темы: о лени, правила поведения на уроке и перемене и многое-многое другое....

Подборка классных часов для 2 класса. Классные часы 2 класс.

Уникальная помощь классному руководителю начальной школы. Различная тематика классных часов во 2 классе: о дружбе, о книге, о правилах поведения в библиотеке, о правде и лжи, о добре, ... и многое дру...

Подборка классных часов для 3 класса. Классные часы в 3 классе.

Подбор материала классных часов в 3 классе. Различная тематика: о правилах дорожного движения в занимательной, доступной игровой форме; о цене хлеба!; о правилах поведения в столовой; о зависти, ...Бе...