Игра-викторина по правовой культуре "Я ребёнок, Я имею право".
методическая разработка по теме
Цель: Формировать в форме игры у детей правильный и справедливый взгляд на жизненные ситуации, начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina.ppt | 1.09 МБ |
igra-viktorina_po_pravovoy_kulture.doc | 339 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Назовите основной закон государства: Декларация Конвенция Конституция
Назовите основной закон государства: Декларация Конвенция Конституция
Какой международный документ закрепляет права детей : Конституция РК Устав школы Конвенция о правах ребёнка
Какой международный документ закрепляет права детей : Конституция РК Устав школы Конвенция о правах ребёнка
Что такое право? Закон Совокупность правил Обязанность
Что такое право? Закон Совокупность правил Обязанность
Ребёнок – это человек… Который ходит в школу Который ходит в детский сад Которому не исполнилось 18 лет
Ребёнок – это человек… Который ходит в школу Который ходит в детский сад Которому не исполнилось 18 лет
Какие дети имеют право на особый уход и защиту? Дети-инвалиды Дети в возрасте с 15 до 18 лет Все дети имеют такое право
Какие дети имеют право на особый уход и защиту? Дети-инвалиды Дети в возрасте с 15 до 18 лет Все дети имеют такое право
Ребёнок имеет право : На жизнь Свободно выражать своё мнение Не слушаться родителей Не ходить в школу
Ребёнок имеет право : На жизнь Свободно выражать своё мнение Не слушаться родителей Не ходить в школу
Как называется сказка и кто её автор?
Лиса говорит «Колобок, Колобок, я тебя съем!» Что должен ответить Колобок, защищая свои права? «Не имеешь права лишать меня жизни!»
Как называется эта сказка? Кто её написал?
Медведь говорит «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Какое право нарушил медведь, не отпуская Машеньку домой? «Не имеешь права лишать меня свободы!»
Назовите сказку. Кто автор?
Что должен ответить Буратино Карабасу-Барабасу? «Не имеешь права подвергать меня пыткам и жестокому обращению!»
Молодцы!
Предварительный просмотр:
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЕ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 «А» КЛАССА
МБОУ СОШ № 74 г.о. Самара
Классный руководитель: Головина Оксана Анатольевна.
Тема: «Я ребёнок, Я имею право».
Форма проведения: игра-викторина.
Цели.
Образовательные: Продолжить знакомить детей с их правами. Формировать в форме игры у детей правильный и справедливый взгляд на жизненные ситуации, начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина.
Развивающие: Развивать у детей умение работать с информацией и информационными источниками.
Воспитательные: воспитывать гражданственность, патриотизм, уважение к правам, свободам и обязанностям человека. Способствовать осознанию детьми своего «Я», стремлению развиваться как личность, развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.
Оздоровительные: Формировать ИКТ-компетентность учащихся (выполнять компенсирующие физические упражнения, мини-зарядку).
Деятельностные: Побуждать работать в группе.
Предшествующая работа: беседы с детьми на тему: «Что такое право?». Чтение художественных произведений и разбор каждого произведения с позиции правонарушений. Разучивание и закрепление правил поведения детей друг с другом.
Оборудование: мультимедийная доска, проектор, презентация, карточки с заданиями, костюмы сказочных персонажей, жетоны, картинки для рефлексии.
Ход мероприятия:
- Организационный момент.
Здравствуйте!
Ребята! Готовы вы к уроку?
На Вас надеюсь я, Друзья.
Мы хороший дружный класс
И всё получится у нас!
А для этого вам потребуется внимание и желание, а я вам желаю успехов. Садитесь! Повернитесь друг к другу, пожелайте удачи и хорошей работы на нашем сегодняшнем мероприятии.
2. Основная часть.
Сегодня у нас с вами необычное внеклассное мероприятие. Наше мероприятие запланировано в рамках, проходящей в школе недели правовых знаний.
Ученица:
Мы с вами живем в России, наше государство заботится о своих гражданах, защищает их. Но особенно государство заботится о нас - детях и внимательно следит за тем, чтобы права детей не нарушались. Потому что дети это будущее всей страны.
Поэтому государства разных стран объединились, и совместно разработали целую систему правил, которые направлены на защиту детей. Называется эта система «Конвенция о правах ребенка» (1989г.). Права ребенка это законы, которые никто не вправе нарушать. Ведь если не будут соблюдаться права, то и не будет справедливости в отношениях между людьми. От эффективности работы по защите прав детей во многом зависит здоровье детей и их полноценное развитие. Перед правами все равны. Каждому ребенку необходимо познакомиться со своими правами, чтобы понимать требования этих прав и иметь правильное представление об общении людей друг с другом.
- Ребята, вы догадались, о чем пойдет речь на нашем занятии?
(Сегодня мы будем говорить о правах.)
- Вы правильно сказали, сегодня мы поговорим о правах, мы уже начали с вами знакомиться с правовыми нормами, изучили некоторые символы, обозначающие эти права. Я предлагаю вам вспомнить все, о чем говорилось раньше. А закрепим наши знания мы в форме игры - викторины «Я имею право».
Для проведения викторины разделимся на команды, и каждая команда будет зарабатывать жетоны за каждый правильный ответ. Выиграет та команда, игроки которой наберут наибольшее количество жетонов. И так, начнем. Давайте разберемся в значении слова «право». Как вы думаете, что это слово означает? (ответы детей)
- Когда смысл или значение какого-либо слова нам не понятно, к каким источникам можно обратиться, чтобы найти значение слова? (можно найти значение слова в энциклопедии, толком словаре, в учебнике, спросить у
взрослых)
Задание 1.
- Я тоже нашла в словаре русского языка Ожегова несколько значений слова право, а какое из этих значений подходит к теме нашего занятия, давайте разберемся. Это и будет ваше первое задание.
(дети читают представленные понятия и выбирают правильное. Команда, игроки которой первыми дали правильный ответ, получает жетон)
(Правильное значение слова)
Право — есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми (на доску вывешивается определение).
— Каждый человек (и взрослый, и ребенок) имеет свои права.
Права человека — это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей.
(учитель помещает на доску плакат со значением слова «Право»)
- Но мы с вами уделим особое внимание правам детей. Потому что это особенные права. Как вы думаете, почему? (ответы детей). Потому что в отличие от взрослых дети еще не могут сами себя защитить, если нарушаются их права, поэтому наше государство особое внимание уделяет соблюдению прав ребенка. Так как дети – это будущее наше и нашей страны.
Задание 2.
- По сюжетной картинке определите ваши права.
(далее учащимся представляются поочередно слайды презентации на которых представлены сюжетные картинки, соответствующие изученным правам ребенка (право на жизнь, право на жизнь в семье, право на медицинский уход, право на обучение, право на отдых). За правильный ответ команда получает жетон.
- Молодцы, ребята, вспомнили и правильно назвали права и символы к ним. А теперь давайте воспользуемся нашим правом на отдых и немного отдохнем.
Физминутка.
На зарядку солнышко
Поднимает нас.
Поднимаем руки мы
По команде «раз».
А над нами весело
Шелестит листва.
Опускаем руки мы
По команде «два».
Соберем в корзинки
Ягоды и грибы.
Дружно наклоняемся
По команде «три».
На «четыре» и на «пять»
Будем дружно мы скакать.
Ну а по команде «шесть»
Всем за парты тихо сесть!
- Продолжим нашу викторину.
Театрализованное представление.
(Звучит русская народная мелодия. На сцене появляются Баба Яга и Ивашка).
Баба Яга. А ну-ка, Ивашка, сядь ко мне на лопату!
Ивашка. Зачем это?
Баба Яга. Как это зачем? Я тебя зажарить хочу и съесть!
Ивашка. Ой-ей-ей! Спасите! Помогите! Съесть, зажарить хотят! Люди добрые, из беды меня выручайте!
Воспитатель. Не беспокойся милый Ивашка, выручим обязательно! Вот, прочитай Статью 37: «Ни один ребенок не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению»! Вам все понятно, Баба Яга?
Баба Яга. Понятно, понятно! Ухожу я от вас! Тоже мне, знатоки прав!
(Уходит).
Ивашка. Вот спасибо, люди добрые! Думал все, мне конец, съест Баба Яга!
Воспитатель. Пойдем-ка, дружок, будем с тобой изучать Конвенцию прав ребенка!
Ивашка. С удовольствием! (Уходят под музыку).
(Под музыку из сказки выбегает Красная Шапочка, навстречу ей — волк).
Волк. Здравствуй, Красная Шапочка!
Красная Шапочка. Здравствуйте, господин Волк!
Волк. Куда ты идешь?
Красная Шапочка. К бабушке.
Волк. А где живет твоя бабушка?
Красная Шапочка. Надо идти вон по той дороге!
Волк. Понятно! Ну, все, удачи тебе, Красная Шапочка, а я побежал! У меня дела! (Поглаживает свой живот, злорадно смеется и убегает).
Воспитатель. Что же ты наделала, деточка? Зачем показала Волку дорогу? Он же может съесть твою бабушку, а затем тебя, и тем самым нарушит твои права и права бабушки.
Красная Шапочка. А что же делать?
Воспитатель. Для начала послушай Статью 6! Каждый ребенок имеет право на жизнь!
Красная Шапочка. Помогите мне, пожалуйста!
Воспитатель. Пойдем, Красная Шапочка, Волка догоним и постараемся его образумить!
Красная Шапочка. Спасибо Вам большое! Пойдемте!
Задание 3. Давайте, вспомним сейчас с вами художественные произведения, героев этих произведений и проговорим, какие права детей нарушались в этих сказках.
1. Русская народная сказка «Морозко»
- С кем жила падчерица?
- Как относилась к ней мачеха, сестра, отец?
- Куда мачеха велела отвезти падчерицу?
- Какое право Настеньки она нарушила?
- кто побеждает в сказке добро или зло?
Конвенция о правах ребенка гарантирует право на жизнь.
2. А. Н. Толстой «Приключения Буратино»
- Кто главный герой этой сказки?
- Что купил папа Карло для Буратино? Зачем?
- Где можно учиться?
- Каким правом воспользовался Буратино, когда пошел в школу?
- Г. Х. Андерсен «Снежная королева»
- С кем жили Кай и Герда?
- Как жилось им у бабушки?
- Что случилось с Каем?
- Какое право Кая нарушила Снежная королева?
Чтобы дети были счастливыми, они должны воспитываться в семье или с теми, кто будет о них хорошо заботиться. И никто не имеет права разлучить ребенка с семьей.
- К. И. Чуковский «Айболит»
- Кто такой Айболит?
-Чем он занимался?
- Какую обязанность по отношению к детям, выполняют врачи?
Да, ребята вы имеете право на медицинский уход, но вы и сами должны заботиться о своем здоровье. Что же вы обязаны делать? Заботиться о чистоте своего тела, одежды, закаляться, соблюдать режим, хорошо питаться и заниматься спортом.
- Ш. Перро «Золушка»
- Как относилась к Золушке мачеха?
- Что по дому делала золушка?
- Какое право Золушки нарушила Мачеха?
В Конвенции о правах ребенка записано право на отдых, и на защиту от злоупотребления детским трудом. Дети должны помогать своим родителям или тем, кто о них заботится, но по мере своих сил и возможностей.
- Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»
- Почему невзлюбили Гадкого утенка?
- Он виноват в том, что он таким родился?
- Какое право по отношению к Гадкому утенку нарушили обитатели птичьего двора?
- Имели ли они право обижать его? Почему?
Индивидуальность – великий дар природы. У всех у нас разные способности, привычки, характер. Но мы должны знать, что Конвенция выступает в защиту сохранения индивидуальности детей. Дети имеют право не быть как все, быть не похожими на других. Конвенция о правах ребенка призывает к уважению прав другого человека.
Молодцы, ребята, вы очень хорошо работаете. Переходим к следующему заданию.
Задание 4.
В этом задании каждый игрок команды может заработать для своей команды жетон, если выполнит задание правильно. Вам необходимо внимательно прочитать высказывания в ячейках таблицы и составить соответствия между правом и высказыванием об этом праве. Ответы занести в нижнюю таблицу.
(учащиеся выполняют задание слайда 12 на раздаточных карточках)
Хорошо, а теперь давайте выполним самопроверку этого задания по образцу.
- Кто выполнил задание правильно?
- У кого есть ошибки, давайте в них разберемся.
3. Подведение итогов. Рефлексия.
Ну что же, все задания выполнены. Пришло время подводить итоги нашей викторины.
(ребята ведут подсчет жетонов, определяют команду-победителя)
- Вот и подходит к концу наше мероприятие. Я надеюсь, что вы остались довольны викториной. И были активны, эмоциональны до конца нашего занятия. Я хочу раздать вам, ребята небольшие памятки, в которых отражены самые важные права детей, и сказать, что мы с вами будем продолжать изучать и знакомиться с правовыми нормами, чтобы знать о своих правах, и как защитить себя и своих близких.
(учитель раздает памятки о правах)
Если вам понравилось наше мероприятие, было интересно, познавательно и вы всё поняли - покажите «солнышко», если какие-то моменты вызывали у вас затруднения – солнышко с тучкой, и если вам показалось наше мероприятие неинтересным – тучку.
- Мне хочется пожелать вам счастья и солнца!
Спасибо за работу. Наше мероприятие окончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по правовому воспитанию младших школьников "Я имею право"
Актуальность выбранной темы, состоит в том, что именно на ступени начального общего образования у учащихся формируется нравственный уклад жизни, который включает в себя социально-значимую ...
Программа по правовому воспитанию детей "Я- человек, я имею право!"
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Введение. Положение детей в России в начале XXI вызывает большую тревогу. Увеличилось коли...
Я - ребёнок, я имею право. (Конвенция о правах ребёнка)
Я - ребёнок, я имею право. (Конвенция о правах ребёнка)....
Я - ребёнок. Я - имею право.
"Я – ребёнок. Я имею право "Цели:познакомить обучающихся с Конвенцией ООН о правах ребенка;воспитывать уважение к правам других людей;способствовать формированию активной жизненной позиции.Форма: бесе...
Внеклассное мероприятие по правовому воспитанию для учащихся 2 класса Тема: Путешествие в страну правовых знаний. Форма проведения: игра-викторина.
Знакомство учащихся с правами и обязанностями ребёнка, конвенцией о правах ребёнка в игровой форме....
внеклассное мероприятие по правовой культуре "Я - ребёнок, я имею право"
Внеклассное мероприятие по правовой культуре для учащихся начальной школы...
Внеклассное мероприятие по правовому воспитанию для учащихся 2 класса. Игра-викторина «Я имею право»
Внеклассное мероприятие по правовому воспитанию для учащихся 2 класса.Игра-викторина «Я имею право»...