Внеурочная деятельность
рабочая программа (1 класс) на тему
внеурочная деятельность по экологии "Почемучки" (Новосибирская область)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vn.deya-t.docx | 86.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Больше-Изыракская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
для начальных классов
"Почемучки" (по экологии) для 1–4-х классов "Жить – чтобы жить"
Составитель:
учитель начальных классов
Воробьёва Олеся Ивановна
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Почемучки" (по экологии) для 1–4-х классов "Жить – чтобы жить"
Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта II поколения, а так же особенностью организации учебного процесса в школе.
Рабочая программа внеурочной деятельности в 1-4 классах по ФГОС “Почемучки” составлена по экологии и формирует у ребёнка понимание жизни как величайшей ценности, что достигается и через непосредственное общение с живым (растениями, зверями, птицами, земноводными), явлениями природы и взаимодействии с природными объектами. Она способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры. Познание ребёнком мира живого начинается с вещей и явлений, доступных восприятию органами чувств (реальные предметы, материальные модели), и состоит в выявлении причинно-следственных идей упорядоченно и естественно. Осознание ребёнком, что биосфера – это не только человек, но и всё многообразие живой материи, являющейся непременным условием не просто существования, но и развития человечества. Природу нужно изучить экосистемно, начиная с наиболее простых, близко расположенных (сад, пруд, поле) и кончая всеми обитателями земного шара – единым всеобъемлющим сообществом. Поэтому форма организации знаний в данной программе построена от простого к сложному, от наблюдений к рассуждению.
Цель программы: формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом, формирование экологической культуры.
Основные методы в образовательном процессе по реализации программы: методы экологического тренинга, учебные игры, метод конкретных ситуаций, метод исследования и поисковой работы. Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на ос-нове развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры.
В основе программы лежит принцип научности, принцип доступности, принцип преемственности. Ориентиром в структурировании содержания программы служит принцип полицентризма, который предполагает многомерное видение научной картины живой природы. С опорой на этот принцип в программу заложена “понятийная сетка”, в которую вошли основополагающие понятия: организм, вид, экосистема, природа, живая природа, неживая природа, среда, место обитания, экологическая пища. Принцип гуманизма учтён в программе как обязательное требование – защита жизни, выявление условий для её расцвета – является основной целью программы. Данный принцип преломляет научное знание в систему культуры. Это оказывается возможным на уровне формирования основ научного мировоззрения при обсуждении вопросов: Что такое жизнь? Как сохранить жизнь и человека на Земле?
Программа рассчитана на 4 года (135 часов): 1 класс - 33 часа; 2 класс - 34 часа; 3 класс - 34 часа; 4 класс - 34 часа.
Программа составлена по двум направлениям: в 1-2 классах - познавательно-экологическое; в 3-4 классах - исследовательско-экологическое.
К концу изучения программы дети должны уметь:
- классифицировать природные тела на живые и неживые;
- выделять связи живого организма со средой обитания;
- устанавливать причины загрязнения воды и предсказывать последствия этого загрязнения;
- осознавать значение воды для человека;
- сравнивать морской водоём с пресным;
- обосновывать обитание птиц в наземно-воздушной среде;
- выделять связи птиц с жизнью человека;
- соотносить описание и внешний вид птицы с её названием;
- изготавливать простейшие кормушки;
- соотносить внешний вид птицы с названием;
- обосновывать причины уменьшения числа хищных птиц;
- объяснять значение хищников в лесу;
- объяснять отрицательное влияние человека в лесу;
- сравнивать северных и южных животных;
- пояснять значение растений в жизни человека;
- находить связь условий жизни растений с его внешним видом;
- работать компасом, определить температуру;
- ориентироваться на местности;
- определить возраст деревьев по годичному кольцу;
- различать “съедобные” и “несъедобные” грибы;
- “читать” звездное небо;
- осознать роль “родного” в жизни человека;
- знать свои права и обязанности;
- составить свою родословную.
Содержание программы для 1 класса
Здравствуй, чудо-природа!
1 класс
1 раздел – “Я и природа”
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанного отношения к природе. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, потребляющий природу и по возможности восстанавливающий ее богатства.
Демонстрация: правила поведения на природе, картины русских художников о природе.
Практическая деятельность: экскурсия, наблюдение за живой и неживой природой.
2 раздел – “Братья наши меньшие”
Учитесь жалеть. Дети учатся общаться, ухаживать за братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес.
Демонстрация: Н.Пожарицкая “Путешествие к домашним животным”
Практическая деятельность: уход за домашними питомцами.
3 раздел – “Пернатые друзья”
В этом разделе программы дети учатся различать птиц, часто встречающихся в нашей местности. Отводится время на наблюдение за поведением птиц, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок.
Демонстрация: С.Радзиевская “Круглый год”, В.Бианки “Терентий – тетерев”. И.Рахимов “Иллюстрированный справочник по птицам”.
Практическая деятельность: изготовление кормушек для птиц, исследовательская работа “Синицы… “полезные” или “вредные” птицы?” .Рисунки с изображение синиц.
4 раздел – “Путешествие в мир леса”
Наблюдения за растениями и животными. В лесу можно найти много примеров, подтверждающих взаимосвязь растений и животных.
Демонстрация: В.Бианки “Рассказы и сказки” М.Пришвин “Разговор деревьев”. А.Сладков “Азбука леса”.
Практическая деятельность: экскурсии в зимний лес (c приглашением работника лесного хозяйства)
5 раздел – “Экологическая тропа”
Дети изучают редкие и исчезающие виды растений и животных Новосибирской области, родники своей местности.
Демонстрация: Красная книга Новосибирской области.
Практическая деятельность: рисование.
Практическая деятельность: исследовательская работа “Наши родники. Топонимика”.
6 раздел – “Зимний сад на окне”
В народе говорят, что комнатные растения цветут только в том доме, где царит мир и любовь между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник в доме, в классе – это показатель хорошей атмосферы в помещении. Дети учатся выращивать и ухаживать за растениями. Проводят опыты и занимаются исследовательской работой о влиянии света на рост комнатных растений.
Демонстрация: ростки хлорофитума, горшки, земля.
Практическая деятельность: выращивание хлорофитумов.
7 раздел – “В мастерской художницы зимы”
Мы рисуем зиму.
Демонстрация: картин И.И.Шишкин “Зима”(и подобные картины о зиме), альбом для рисования, цветные карандаши, акварельные краски.
Практическая деятельность: конкурс рисунков.
8 раздел – “Загадки животного мира”
Несколько лет подряд на нашем пруду проводят зиму дикие утки. В этом разделе дети понаблюдают за дикими утками, знакомятся с интересными фактами из жизни клестов.
Демонстрация: Ф.Ибрагимова “Красота природы”.
Практическая деятельность: сбор информации о диких утках, клестах, оформление выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.
9 раздел – “Секреты неживой природы”
Сколько интересного происходит с явлениями природы. Здесь дети раскроют секреты неживой природы.
Демонстрация: глобус, теллурий.
Практическая деятельность: игра “День и ночь”.
10 раздел – “Наш досуг”
Духовное наследие народа – это прекрасное, бесценное богатство. Мероприятия этого раздела позволяют в интересной форме познавать фольклорные праздники, формировать экологическую культуру детей.
Демонстрация: костюмы для праздников.
Практическая деятельность: весенние праздники.
Учебный план
№ | Наименование раздела | Всего часов | В том числе занятия | |
Теорет. | Практ. | |||
1 | Я и природа | 4 | 2 | 2 |
2 | Братья наши меньшие | 4 | 2 | 2 |
3 | Пернатые друзья | 3 | 1 | 2 |
4 | Путешествие в мир леса | 5 | 3 | 2 |
5 | Экологическая тропа | 2 | 1 | 1 |
6 | Зимний сад на окне | 2 | 1 | 1 |
7 | В мастерской художницы Зимы | 1 |
| 1 |
8 | Загадки животного мира | 3 | 2 | 1 |
9 | Секреты неживой природы | 3 | 2 | 1 |
10 | Наш досуг | 5 | 1 | 4 |
Итого: | 33 | 15 | 18 |
Тематическое планирование занятий
№ п/п | Раздел. Тема занятия | Кол. | Теорет. | Практ. | Экскурс. | Дата |
1 | Я и природа | 4 | 2 | 1 | 1 | |
11 | Сосновый бор. Экологическая тропа осенней экскурсии | 1 | ||||
.2 | Как вести себя на природе | 1 | ||||
13 | Природа в творчестве художников | 1 | ||||
14 | Пр. зан. Творческая мастерская. Осенняя гостиная. Рисунки на тему: «Осень моими глазами». | 1 | ||||
2 | Братья наши меньшие | 4 | 2 | 2 | ||
21 | Домашние животные. Кроссворд “Кто есть кто?” | 1 | ||||
22 | Чем мы кормим домашних животных | 1 | ||||
23 | Как ухаживать за своим питомцем | 1 | ||||
24 | Пр. зан. Творческая мастерская Объемное моделирование из природных материалов. “Дом. Животные” | 1 | ||||
3 | Пернатые друзья | 3 | 1 | 2 | ||
31 | Местные виды птиц | 1 | ||||
32 | Столовая для птиц. Изготовление кормушек | 1 | ||||
33 | Синицы… “полезные” или “вредные” птицы? Исслед. Работа. Рисуем синиц. | 1 | ||||
4 | Путешествие в мир леса | 5 | 3 | 1 | 1 | |
41 | Взаимосвязь растений и животных | 1 | ||||
42 | Следы на снегу | 1 | ||||
43 | Лес и наше здоровье. Дары леса | 1 | ||||
44 45 | Природа – источник творческого вдохновения | 2 | ||||
1 | ||||||
5 | Экологическая тропа | 2 | 1 | 1 | ||
51 | Редкие и исчезающие виды растений и животных Новосибирской области | 1 | ||||
52 | Родники нашей местности | 1 | ||||
6 | Зимний сад на окне | 2 | 1 | 1 | ||
61 | Комнатные растения. | 1 | ||||
62 | Влияние света на рост и развитие комнатных растений. Исслед. работа | 1 | ||||
7 | В мастерской художницы Зимы | 1 | 1 | |||
71 | “Красавица- Зима”. Конкурс рисунков | 1 | ||||
8 | Загадки животного мира | 3 | 2 | 1 | ||
81 | Любопытные факты о живой природе | 1 | ||||
82 | Это интересно! Сбор информации о снегирях | 1 | ||||
83 | Зимовье зверей | 1 | ||||
9 | Секреты неживой природы | 3 | 2 | 1 | ||
91 | Смена дня и ночи | 1 | ||||
92 | Смена времен года | 1 | ||||
93 | Наш друг - эхо. Экскурсия в весенний лес | 1 | ||||
1 | Наш досуг | 5 | 1 | 1 | 1 | |
Итого | 33 | 15 | 11 | 7 |
Содержание программы для 2 класса
Прикосновение к прекрасному
2 класс
1 раздел – “Войду в природу другом”
Природа – колыбель наша. У истоков природы.
Демонстрация: осенние приметы.
Практическая деятельность: экскурсия в природу.
2 раздел – “О чем поют птицы”
Какой же лес без гомона птиц? О чем же они поют? Почему в лесу нужно соблюдать тишину?
Демонстрация: аудиозапись “Голоса птиц”, И.Рахимов, А.Аринина “Птицы наших лесов”, Сказки-несказки. В.Бианки и Э.Шима.
Практическая деятельность: викторина “Птицы наши друзья”.
3 раздел – “О грибах и не только”
Удивительный мир грибов. Грибы на службе у человека. Что такое “тихая охота”?
Демонстрация: Н.Архипова “О грибах и не только”, стихи Е.Телегиной, В.Левановского, В.Лифшица, муляжи грибов.
Практическая деятельность: КВН “Грибы – это грибы”, составление альбома о грибах.
4 раздел – “Жизнь на водоемах”
Течет река, бежит ручей… Как зимуют, чем питаются рыбы, раки, бобры и другие обитатели водоемов?
Демонстрация: С.Радзиевская “Круглый год”.
Практическая деятельность: видеофильм о бобрах.
5 раздел – “Удивительный мир бабочек”
Красота спасет мир. Давайте, учиться радоваться красоте и беречь ее!
Демонстрация: А.Ильясова, Т.Яковенко “Удивительный мир бабочек”.
Практическая деятельность: выставка рисунков.
6 раздел – “Явления природы”
Гремит гром, сверкает молния. А почему? Все хотим знать.
Демонстрация: справочное бюро “Почемучка”, Ф.Ибрагимова “Красота природы”.
Практическая деятельность: экскурсия.
7 раздел – “Мы - юные садоводы”.
Труд кормит, а лень портит. Витаминная грядка. Искусство составления букетов.
Демонстрация: загадки об овощах, цветах.
Практическая деятельность: игра “Сложи овощ”, исследовательская.
Учебный план
№ | Наименование раздела | Всего часов | В том числе занятия | |
теор. | практ. | |||
11 | В гостях у природы | 5 | 3 | 2 |
22 | Пернатые наши друзья | 9 | 6 | 3 |
33 | О грибах и не только | 4 | 3 | 1 |
44 | Жизнь на водоемах | 5 | 3 | 2 |
55 | Удивительный мир насекомых | 3 | 2 | 1 |
66 | Явления природы | 3 | 1 | 2 |
77 | Мы юные садоводы | 4 | 1 | 3 |
Тематическое планирование занятий
№ | Раздел. Тема занятия | Кол. | Теорет. | Практ. | Экскурс. | Дата |
1 | В гостях у природы | 5 | 3 | 1 | 1 |
|
11 | Что такое “экология”? Путешествие в лесную школу | 1 |
|
|
|
|
12 | Ель – кормилица. Лесной час | 1 |
|
|
|
|
13 | Почемучкины книжки | 1 |
|
|
|
|
14 | Умеешь ли ты видеть необычное в обычном. Поделки из природных материалов | 1 |
|
|
|
|
15 | Джунгли зовут! Игровое занятие | 1 |
|
|
|
|
2 | Пернатые – наши друзья | 9 | 6 | 2 | 1 |
|
21. | Ястреб-тетеревятник – самый быстрый и грозный охотник леса | 1 |
|
|
|
|
22. | Горлица – лесной голубок | 1 |
|
|
|
|
23. | Филин – самый крупный из наших сов | 1 |
|
|
|
|
24. | Кукушка – хитрая птица | 1 |
|
|
|
|
25. | Лесной доктор – большой пестрый дятел. Экскурсия | 1 |
|
|
|
|
26. | Клесту не страшен холод | 1 |
|
|
|
|
27. | Заказник.( разновидности птиц) | 1 |
|
|
|
|
28. | КВН “Птицы наши друзья” | 1 |
|
|
|
|
29. | Экологическая акция “Берегите птиц!” | 1 |
|
|
|
|
3 | О грибах и не только | 4 | 3 | 1 |
|
|
31. | Съедобные и несъедобные грибы | 1 |
|
|
|
|
32. | Грибы, выращенные на грядке и растущие на деревьях | 1 |
|
|
|
|
33. | Грибная угадайка | 1 |
|
|
|
|
.4. | Грибы на службе у человека. Составление альбома-справочника о грибах. Пр. зан. | 1 |
|
|
|
|
4 | Жизнь на водоемах | 5 | 3 | 2 |
|
|
41. | Рыбы .Рыбий язык | 1 |
|
|
|
|
42. | Аквариумные рыбки | 1 |
|
|
|
|
43. | Неуклюжий рак. Где он зимуют? | 1 |
|
|
|
|
44. | Чья это хатка? Видеофильм | 1 |
|
|
|
|
45. | Оригами. “Рыбки в аквариуме” | 1 |
|
|
|
|
5 | Удивительный мир насекомых | 3 | 2 | 1 |
|
|
51. | Бабочки, занесенные в Красную книгу Новосибирской области | 1 |
|
|
|
|
52. | Искусные строители: муравьи и пчелы. | 1 |
|
|
|
|
53. | Природа и фантазия. Пр. занятие | 1 |
|
|
|
|
6 | Хочу все знать. Об интересных явлениях природы | 3 | 1 | 2 |
|
|
61. | Гроза… Гремит гром, сверкает молния. Как и почему? | 1 |
|
|
|
|
62. | Снег. Лед. Вода. Их свойства. Причины загрязнения. Исслед. Работа | 1 |
|
|
|
|
.3. | Экскурсия на реки своей местности | 1 |
|
|
|
|
7 | Мы юные садоводы | 4 | 1 | 3 |
|
|
71. | Мы исследуем почву. Исслед. работа | 1 |
|
|
|
|
72. | Искусство составления букетов. | 1 |
|
|
|
|
73. | Все цвета радуги. Буклет о садовых цветах | 1 |
|
|
|
|
74. | Работа на пришкольном участке | 1 |
|
|
|
|
| Итого: | 33 | 19 | 14 |
|
|
Содержание программы для 3 класса
“Нет правды без любви к природе.
Любви к природе нет без чувства красоты”.
Ян. Полонский
3 класс. “В чудный мир экологических открытий…”
1 раздел “Я - юный исследователь и следопыт”. (3 часа)
Что означает слово “исследователь”? Что делает следопыт? Знакомство с оборудованием, необходимым для работы в природе. Компас, лупа, полевой дневник. Журнал инструктажа по технике безопасности.
Демонстрация: полевой журнал для записей наблюдений. Микроскоп из пластикового стаканчика.
Экскурсия в парк. “Разноцветная ярмарка.
Практическая деятельность: проведение инструктажа.
Творческая работа: сочинение “Осень.. Очей очарованья”.
2 раздел. “Лес - верный друг человека”. (4 часа)
Учёный-эколог Франко Тасси и его “10 заповедей друзей леса”. Структура леса,типы. Сосновые, еловые, кедровые, лиственные леса. Тайга. “Лесные этажи”. Экологическая ценность лесов. Разновидность деревьев в лесу.
Демонстрация: “10 заповедей друзей леса”. Произведения писателей и поэтов на тему “Лес”. Плакаты. Видеофильм “Тайны деревьев”.
Экологическая экскурсия в лес.
Практическая деятельность: сбор материалов, шишек, коряги.
Исследовательская работа: “Шишки еловые, шишки сосновые”. (Общие и различия).
Творческая деятельность: “В лесной мастерской” (поделки из природных материалов).
3 раздел. “Страницы биографии деревьев”. (2 часа)
Как узнать возраст дерева? Влияние времен года на рост дерева. Долголетние и недолговечные деревья. Как узнать возраст деревьев? Что такое годичное кольцо? Экологические необходимости влияния на роста и жизни дерева. Корни – “добытчики” и проводники дерева.
Демонстрация: плакаты, схемы строения дерева Коллекция годовых колец разных видов деревьев. А. В. Гавеман. “Лес”. Семейные альбомы.
Экскурсия в лес.
Практическая деятельность: определение по годичным кольцам возраст деревьев.
4 раздел. “Лесные пожары”. (1 час)
Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов. Причины экологических проблем. Что зависит от каждого из нас. Чем страшен клещевой энцефалит?
Демонстрация: видеофильм “Лесные пожары”.
Практическая деятельность: составление памятки “Как вести себя в лесу”. Как уберечься от беды?
5 раздел. “Наш край - край лесов и лесных богатств”. (4 часа)
Что мы знаем о наших лесах? История лесхозов и леспромхозов района. Лесные массивы. Флора и фауна наших лесов. Народные промыслы. Лесные богатства. Лекарст-венные растения наших лесов. Влияние лесного воздуха на человека. Экосистема леса. Пищевые цепи и сети. Почва леса.
Демонстрация: картина И.И. Шишкина “Утро в сосновом бору”. Карта лесных массивов Агрызского района. Тетрадь - альбом творческих работ детей, посвященных природе родного края. Публикации детей на страницах газет.
Экскурсия в дом-музей И.И.Шишкина в городе Елабуга. Г.Тукай. “Шурале”.
Практическая деятельность: сбор материалов по истории нашего леспромхоза и о труде наших родных в этом лесхозе.
Творческая работа: составление кроссвордов на тему “В лесах наших…” (конкурс). Литературно-творческие работы. Участие в конкурсах на экологические темы.
Конференция: “День открытых дверей”. Обобщение материалов поисковой работы за круглым столом “Рассказывают наши деды и бабушки”.
6 раздел. “Достучаться до каждого сердца”. (5 часов)
“Зелёный щит” нуждается в защите. Закон об охране живой природы . История заповедного дела. Заказники. Территория, его богатства. Разновидности живой природы, занесённые в Красную книгу. На страже природы. Роль заказника в экологическом воспитании будущего поколения.
Демонстрация: карта территории заказника заказников. Фотоснимки интересных животных и птиц.
Экскурсия в заказник. Турпоход на родник .
“У нас в гостях …” (встреча с работниками заказника).
Творческая работа: ежегодное участие в работе акции “Марш парков”.
7 раздел. “Тихий уголок детства”. (5 часа)
Родная деревня - тихий уголок природы. Родники наши. Исторический пруд. Гордость наших сельчан. Животный мир . Наши луга и просторы. Реки .
Демонстрация: карта расположения деревни. Иллюстрации животного мира и растений нашего края. Творческие тетради детей (сборник стихотворений, сочинений, статьей, рассказов, посвященных родной деревне).
Практическая деятельность: уборка территории школы, мусора возле дорог. Очистка родников. Посадка деревьев (весной и осенью). Проведение праздника “День птиц” (конкурс скворечников).
Поисковая работа по истории пруда и парка (опрос долгожителей деревни).
Творческая работа: сочинение “С чего начинается Родина?”
8 раздел. “Зелёная аптека матери - природы”. (1 час)
Лекарственные растения нашей местности. Места произрастания лекарственных растений. Способы приготовления отваров при различных заболеваниях (при простуде, витаминный чай). Правила сбора лекарственных растений. Чудодейственный чай природный: мята, душица, зверобой, шиповник, цикорий, иван-чай и другие.
Демонстрации: Иллюстрации лекарственных растений и демонстрация засушенных лекарственных растений, собранных учащимися.
Экскурсия в лес, в парк. Сбор лекарственных трав.
Практическая деятельность: запись рецептов и изготовление отваров из лекарственных трав.
9 раздел. “Земля - наш общий дом”. (4 часа)
Наш дом- планета Земля. Защита Земли, её разнообразия и красоты - священный долг каждого человека. Что означает слово “Хартия Земли”. Как и зачем создали Хартию Земли? Хартия Земли - это декларация фундаментальных принципов для построения справедливого, устойчивого и мирного глобального сообщества в 21 веке. Основные положения: уважение к Земле и ко всему живому, забота о животном мире с чувством понимания, сострадания и любви, сохранять богатство и красоту Земли для настоящего и будущих поколений. Экологическая целостность
Демонстрация: “Хартия Земли” (учебное пособие). Плакаты. Цветные иллюстрации. Словарь.
Творческая работа: сочинения на тему “Какая будет Земля через 25 лет?”, “Мы - будущее планеты Земле”, “Чтобы спокойно жить на земле”. Создание рекламных роликов на экономное использование воды (особенно летом) и электроэнергию.
Практическая работа: ограждение муравейников.
Фотоконкурс “Остановись, мгновение… Ты прекрасна!” (фотоснимки родного края).
10 раздел. “Человек изменяет Землю. Экологические катастрофы”. (2 часа)
Масштабы влияния человека на земную кору. Скупой платит дважды.. Использование природных богатств. Пожары на нефтяных месторождениях. Влияние водохранилищ на экосистему родного края. . Влияние автомобильного транспорта на экологию (выхлопные газы). Глобальное потепление климата, в чём причина и чем грозит всему человечеству и всему живому на Земле. Разные организации.
Демонстрация: видеофильмы.
Экскурсия в асфальтзавод.
Практическое занятие: сбор подписей протия загрязнения окружающей среды “Мусор ... - на свалку, отходы... - в ведро”.
11 раздел. “В здоровом теле - здоровый дух”. (3 часа)
Что нужно для сохранения здоровья? Жизненные потребности человека. Пища и энергия. Витамины и их источники. Физический труд и отдых. Закаливание организма. Вредные привычки. Как устранить “вредных”…
Демонстрация: Видеоматериал “Витамины от слова “вита”.
Экскурсия: культпоходы на лыжах, на велосипедах, пешком.
Практическая деятельность: физкультминутки, динамические паузы. Подвижные игры. Заполнение карты “Листок здоровья”. Отдых в летних оздоровительных лагерях.
Заключительное занятие. “Жить - чтобы жить” (обобщение и анализ работы)
Тематическое планирование занятий (34 часа)
№ п/п | Раздел. Тема занятия. | Кол. часов | Из них | Дата | |||
Теорет. | Прак. | Экскур. | План. | Факт. | |||
|
|
|
|
|
|
|
|
| Я - юный исследователь и следопыт | 3 | 1 | 1 | 1 |
|
|
1. | “Исследуем, проверяем, ищем и находим…” |
| 1 |
|
|
|
|
2. | Разноцветная ярмарка (экскурсия в осенний лес) |
|
|
| 1 |
|
|
3. | Творческая работа- сочинение “Осень… -Очей очарованье”. |
|
| 1 |
|
|
|
| Лес - верный друг человека | 4 | 1 | 2 | 1 |
|
|
1. | Лёгкие нашей планеты |
| 1 |
|
|
|
|
2. | В лесу, говорят, в бору, говорят |
|
|
| 1 |
|
|
3. | Шишки еловые, шишки сосновые (наблюдение и исследование). |
|
| 1 |
|
|
|
4. | Творим чудеса своими руками |
|
| 1 |
|
|
|
| Страницы биографии дерева | 2 | 1 |
| 1 |
|
|
1. | Сколько лет дереву? |
| 1 |
|
|
|
|
2. | По стопам отцов (экскурси в пилораму, беседа с работником лесного хозяйства) |
|
|
| 1 |
|
|
| Лесные пожары | 1 | 1 |
|
|
|
|
1. | Самое страшное – это пожар |
| 1 |
|
|
|
|
| Наш край – край лесов и лесных богатств | 4 | 1 | 2 | 1 |
|
|
1. | Лес, а лес… Встань передо мною |
| 1 |
|
|
|
|
2 . | Дом-музей И.И.Шишкина в городе Елабуга |
|
|
| 1 |
|
|
3. | Поисковая работа “Славный путь леспромхоза”. |
|
| 1 |
|
|
|
4. | Знаем ли мы свой лес? (Игра-КВН) |
|
| 1 |
|
|
|
| Достучаться до каждого сердца. | 5 | 1 | 3 | 1 |
|
|
1. | Чудо природы – заказники(знакомство с заказниками) |
| 1 | 1 |
|
|
|
2. |
|
|
|
|
| ||
3. | За щитом Красной книги (изучение фауну и флору, занесённую в Красную книгу). Составление списка растений и птиц. |
|
| 1 |
|
|
|
4. | Родничок мой, родник, дай воды напиться (экскурсия ) |
|
|
| 1 |
|
|
5. | Если хочешь жить долго - посади дерево |
|
| 1 |
|
|
|
| Тихий уголок детства | 5 | 1 | 3 | 1 |
|
|
1. | Вот моя деревня, вот мой дом родной! (Природа и экосистема окружающей среды) |
| 1 |
|
|
|
|
2. | Наше экологическое богатство - парк и пруд (наблюдение за экосистемой окружающей среды) |
|
|
| 1 |
|
|
3. | Любимое занятие односельчан - пчеловодство |
|
| 1 |
|
|
|
4. | Таким он парнем был (конкурс скворечников . Проведение “Дня птиц” |
|
| 1 |
|
|
|
5. | Творческая работа- сочинение “Вижу чудное приволье”. |
|
| 1 |
|
|
|
| Зелёная чайхана матери- природы | 1 |
|
| 1 |
|
|
1. | В гостях у фитодара |
|
|
| 1 |
|
|
| Земля - наш общий дом | 4 | 1 | 3 |
|
|
|
1. | Хартия Земли- спасение нашей планеты |
| 1 |
|
|
|
|
2. | Экономика должна быть экономной (рекламные ролики) |
|
| 1 |
|
|
|
3. | Спасаем муравейников (ограждение муравей-ников ) |
|
| 1 |
|
|
|
4. | Фотоконкурс “Остановись,мгновение! Ты прекрасна!” |
|
| 1 |
|
|
|
| Экологические катастрофы - беда нашей природы | 2 |
| 1 | 1 |
|
|
1. | Экскурсия в асфальтзавод |
|
|
| 1 |
|
|
2. | Мы – против загрязнения (сбор подписей) |
|
| 1 |
|
|
|
| В здоровом теле - здоровый дух. | 3 | 1 | 1 | 1 |
|
|
1. | Хлеб - всему голова! (Здоровая пища) |
| 1 |
|
|
|
|
2. | Бери рюкзак, пошли … (культпоходы) |
|
|
| 1 |
|
|
3. | Солнце, воздух и вода (подвижные игры на свежем воздухе) |
|
| 1 |
|
|
|
| Итого | 34 | 9 | 16 | 9 |
|
|
Учебный план
№ | Наименование раздела. | Всего часов | В том числе занятия | |
Теор. | Практ. | |||
1. | Я - юный исследователь и следопыт | 3 | 1 | 2 |
2. | Лес - верный друг человека | 4 | 1 | 3 |
3. | Страницы биографии дерева | 2 | 1 | 1 |
4. | Лесные пожары | 2 | 1 | 1 |
5. | Наш край - край лесов и лесных богатств | 4 | 1 | 3 |
6. | Достучаться до каждого сердца | 5 | 1 | 4 |
7. | Тихий уголок детства | 5 | 1 | 4 |
8. | Зелёная чайхана матери- природы | 1 |
| 1 |
9. | Земля - наш общий дом | 4 | 1 | 3 |
10. | Экологические катастрофы - беда нашей пироды | 2 | 1 | 1 |
11. | В здоровом теле - здоровый дух | 3 | 1 | 1 |
| Итого | 34 | 10 | 24 |
Содержание программы для 4 класса
“Люди! Будьте бдительны! Я вас люблю!”.
Юлиус Фучик
4 класс. “Этот мир придуман не нами”
1 раздел. “Мы живем на Земле”. (3 часа)
Что такое Галактика? Планеты, звезды, самые яркие звезды. Созвездия. Солнце и Солнечная система. Луна - спутник Земли. Лунный календарь (лунные фазы). Влияние лунного календаря на здоровье человека
Демонстрация: видеофильм “Наша Вселенная”. Книга “Атлас Земли”, “Только факты”. (Ридерз Дайджест”)
Практическая деятельность: наблюдение за Луной.
2 раздел. “Земля - планета Солнечной системы”. (4 часа)
Размеры Планеты Земля. Что внутри Земли? Строение Земли. Вулканы и землетрясения. Сокровища недр. День и ночь. Экология планеты земля.
Демонстрация: картина “Последний день Помпея”. Раздаточный материал - полезные ископаемые.
Практическая деятельность: викторина “В гостях у хозяйки медной горы”.
3 раздел. “И на север и на юг …”. (4 часа)
Стороны света: север, юг, восток, запад. Глобус, карта. Экватор. Полюсы. Определение сторон света по звёздам
Демонстрация: глобус, карты разного типа, компас. Глобусы .
Практическая деятельность: “Если ты заблудился в лесу” (как можно ориентироваться на местности при отсутствии компаса). Составление схему карту своего края или села.
Исследовательская работа: “Исследуем ночное небо”.
4 раздел. “Воздушная подушка нашей планеты”. (3 часа)
Атмосфера Земли. Слои атмосферы. Защитная способность атмосферы. Озоновой слой и влияние его на экологию нашей земли. Атмосферные явления - полярное сияние, радуга. Космическое пространство. Первые шаги в космосе. Человек в космосе. Притяжение земли. Наши космонавты. Если жизнь на Марсе. Фантастика и реальность.
Демонстрация: видеофильм “Человек в космосе”. Альбом про космонавтов.
Практическая деятельность: конкурс рисунков “Самая, самая…радуга”.
5 раздел. “У природы нет плохой погоды”. (6 часов)
Вращение Земли вокруг Солнца. Смена времён года. Изменения в природе. Температура воздуха. Откуда берутся снег и дождь? Вода - наше богатство. Живая и мёртвая вода. Запас питьевой воды. Экология водных ресурсов. Гром и молния. Облака. Ветер и шкала Бофорта. Ураганы и торнадо. Как уберечься от бедствий?
Демонстрация: таблица смены времён года, термометр. Дневник наблюдений прогноза погоды. Телевизионный просмотр прогноза погоды.
Экскурсия: лыжный поход в зимний лес.
Практическая деятельность: творческая работа – сочинение по наблюдениям “Ах ты, Зимушка – зима!”. Проведение акции “Птичья столовая”.
Проведение праздника (праздник “Осенний бал”).
6 раздел. “Мы - земляне”. (2 часа)
Земля - единственная планета во Вселенной, где существует жизнь. Происхождение жизни на Земле. Эволюция человечества. Наши предки. Современный человек. Происхождение рас. Народность и нация. Родной язык. Двуязычие.
Демонстрация: генеологическое древо человека (таблица). Политическая карта мира. Карта Республики Татарстан.
Практическая деятельность: работа по картам. Игра-КВН “Ребята, давайте жить дружно!”
Творческая работа: письмо другу “Я вам пишу….”.
7 раздел. “Человек - это звучит гордо!”. (4 часа)
Самое разумное существо на земле. Строение тела человека. Познания мира. Защитный покров организма. Гигиена человеческого тела. Индивидуальное развитие. Человеческие возможности. Человек - часть природы, социальный продукт. Место каждого в обществе. Каждый имеет права, у всех имеется обязанности. Декларация прав человека. Правила дорожного движения. Конституция – Основной закон жизни.
Демонстрация: макет скелета человека. Презентация “Что может человек?”. Папка “Всё о человеке”.
Экскурсия в сельский медпункт “Ищем ответы на вопросы”.
Практическая деятельность: составление режима дня (индивидуальный). Выполнение норм по физической культуре.
Игра “Зарница”.
8 раздел. “Я - сын своего народа”. (4 часа)
Моя край . Гимн. Герб и Флаг . Мой народ. История народа. Культура и быт моих предков. Мой адрес – деревня, село…..
Демонстрация: карта края, района. Символики края и района. Презентации к уроку.
Экскурсия в краеведческий музей школы или района.
Практическая деятельность: проведение праздников весенних. Встреча с пожилыми людьми, сбор материалов по истории деревни.
9 раздел. “Моя родословная”. (3 часа)
Семья, члены семьи. Информация обо всех родственниках. История происхождения имен и фамилий в вашей семье. Традиции семьи. Генеологическое древо. Лента времени жизни.
Демонстрация: генеологическое древо знаменитых людей.
Практическая деятельность: сбор информации обо всех родственниках, составление таблицы. Конкурс “Моя родословная”.
Поисковая работа: “Тайны наших имён”.
Заключительное занятие
Тематическое планирование занятий (34 часа)
№ | Раздел. Тема занятия | Кол. | Из них. | Дата | |||
Теор. | Практ. | Экск. | План | Факт | |||
| Вселенная и наша планета | 3 | 1 | 2 |
|
|
|
1 | Вводное занятие “…Да откроются тайны необъятного Мира!” Что за слово “вселенная”? Где край Земли? |
| 1 |
|
|
|
|
2. | Луна - спутник Земли. Солнечный и лунный календари. Осенние и весен-ние работы в саду в огороде. |
|
| 1 |
|
|
|
3. | Практ. занятие “Светит месяц, светит ясный”. Наблюдение за ночным небом. Определение лунных фаз, новая и старая Луна |
|
| 1 |
|
|
|
| Земля - планета Солнечной системы | 4 | 2 | 1 | 1 |
|
|
1. | Солнечный круг, небо вокруг (просмотр видеофильма) |
| 1 |
|
|
|
|
2. | Изучение полезных ископаемых “Откуда берется нефть?”. Экологические проблемы нефтяной промышленности |
| 2 |
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
| ||
4. | Игра-викторина “В гостях у хозяйки медной горы” |
|
| 1 |
|
|
|
| И на север и на юг… | 4 | 1 | 2 | 1 |
|
|
1. | Глобус - макет планеты Земля. Глобусы созданные человеком. Краткое ознакомление с мифами о сотворении мира. |
| 1 |
|
|
|
|
2. | Экскурсия в лес. “Если ты заблудился в лесу” (ориентация на местности без компаса) |
|
|
| 1 |
|
|
3. | Практическое занятие. Составление карты своего края |
|
| 1 |
|
|
|
4. | Исследовательская работа “Звездочка моя, ясная” (наблюдение над ночным небом) |
|
| 1 |
|
|
|
| Воздушная подушка нашей планеты | 3 | 2 | 1 |
|
|
|
1. | Сколько этажей у неба? Вредна ли озоновая дыра? |
| 1 |
|
|
|
|
2. | “Он сказал: Поехали!” (заочная экскурсия в космодром) |
| 1 |
|
|
|
|
3. | Практ. занятие. Конкурс рисунков “Самая, самая ….радуга-дуга”. |
|
| 1 |
|
|
|
| У природы нет плохой погоды | 6 | 1 | 4 | 1 |
|
|
1. | У костра месяцев- братцев. (Смена времён года). Откуда что берётся? |
| 1 |
|
|
|
|
2. | Прогноз погоды на сегодня (практ. занятие). Влияние погодных условий на развитие народного хозяйства. |
|
| 1 |
|
|
|
3. | Поисковая работа “Народные приметы о погоде”. (Сравнение с приметами своего края) |
|
| 1 |
|
|
|
4. | Экскурсия: лыжный поход в зимний лес. Сбор материалов. Проведение акции “Птичья столовая” |
|
|
| 1 |
|
|
5. | Творческая работа-сочинение по наблюдениям “Ах ты, Зимушка-зима!”. |
|
| 1 |
|
|
|
6. | Проведение праздника (праздник “Осенний бал” |
|
| 1 |
|
|
|
| Мы - земляне | 2 | 1 | 1 |
|
|
|
1. | Жизнь - это…это. Чудо! Происхождение жизни на земле. |
| 1 |
|
|
|
|
2. | “Ребята, давайте жить дружно!”. (Игра КВН ) |
|
| 1 |
|
|
|
| ...Человек – это звучит гордо! | 4 | 1 | 3 |
|
|
|
1. | Самое разумное существо на земле (ознакомление строением тела человека). Человеческие возможности. |
| 1 |
|
|
|
|
2. | Каждый человек имеет право….! (Интеллектуальная игра) |
|
| 1 |
|
|
|
3. | Гигиена человеческого тела. Составление режима дня. |
|
| 1 |
|
|
|
4. | Соблюдаем правила дорожного движения |
|
| 1 |
|
|
|
| Я - сын своего народа | 4 | 1 | 2 | 1 |
|
|
1 | Мой адрес -Новосибирск , мой народ (о многонациональности области). Символика области, района. Презентации о области, района. | 1 |
|
|
|
|
|
2 | Вот моя деревня, вот мой дом родной! (Творческие работы) |
|
| 1 |
|
|
|
3 | Экскурсия в краеведческий музей школы или района. |
|
|
| 1 |
|
|
4 | Исследовательская работа “Без прошлого нет будущего”. (Сбор материалов по истории родной деревни.) |
|
| 1 |
|
|
|
| Моя фамилия - моя гордость | 3 |
| 3 |
|
|
|
1. | Это моя семья. Информация обо всех родственниках. |
|
| 1 |
|
|
|
2. | Поисковая работа “Что в имени твоём?” (история вашего имени) |
|
| 1 |
|
|
|
3. | Практическая деятельность “Моя родословная”. (Составление генеологического древа своей семьи) |
|
| 1 |
|
|
|
| Заключительное занятие. | 1 |
| 1 |
|
|
|
| Итого | 34 | 10 | 20 | 4 |
|
|
Учебный план
№ | Наименование раздела | Всего часов | В том числе занятия | |
Теор. | Практ. | |||
1. | Вселенная и наша планета | 3 | 1 | 2 |
2. | Земля - планета Солнечной системы | 4 | 2 | 2 |
3. | И на север, и на юг | 4 | 1 | 3 |
4. | Воздушная подушка Земли | 3 | 2 | 1 |
5. | У природы нет плохой погоды | 6 | 1 | 5 |
6. | Мы - земляне | 2 | 1 | 1 |
7. | Человек - звучит гордо! | 4 | 1 | 3 |
8. | Я - сын своего народа | 4 | 1 | 3 |
9. | Моя фамилия - моя гордость! | 3 |
| 3 |
| Заключение | 1 |
| 1 |
| Итого | 34 | 10 | 34 |
Ожидаемые результаты:
учащиеся должны знать:
- основы экологической культуры;
- некоторые особенности природы своего края;
- правила поведения в природе;
- некоторые охраняемые растения и животные своей республики;
- знать названия планет Солнечной системы;
- знать свои права и обязанности;
- знать происхождения Земли и человечества.
учащиеся должны уметь:
- вести себя на природе;
- различать изученные растения, животных;
- вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка;
- подкармливать птиц в простейших кормушках;
- ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
- проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя.
Информационные ресурсы
Для педагога:
- Академия педагогических наук СССР. Что такое? Кто такой? Москва. Изд. “Педагогика”. 1975.
- Карташова Людмила. Места заповедные. Казань”. Идел-Пресс”. 2007.
- Мухерджее Мохит. Хартия Земли (учебное пособие). Казань. “Заман”. 2007.
- Министерство экологии и природных ресурсов РТ АН. Красная книга РТК.: “Идел-пресс”, 2 Культура здоровой жизни. Спецвыпуск. 2003 г.
- Обучение младших школьников правилам безопасного поведения на дороге. Казань. 2010.
- Протащук И.Ю. Тематическое и поурочное планирование (по основам родоведения). Казань. Изд. “Хэтер”. 2009.
- Ридерз Дайджест. Только факты. (Справочник для всей семьи).
- Рыжова Н.А. “Не просто сказки” (экологические рассказы, сказки, праздники). М. 2006.
Для учащихся:
- Архипова Н.С. “О грибах и не только”. К.:ООО “Фолиантъ”, 2008.
- Бианки В.В. “Терентий – тетерев”, “Рассказы и сказки”.
- Большой географический Атлас школьника. М.: “АСТ-ПРЕСС”, 2005.
- Гавеман. А. В. Лес. Москва. Детгиз. 1959.
- Детские развивающие и познавательные журналы.
- Ибрагимова Ф.З. Красота природы. Книга для дополнительного чтения для нач. классов общеобразовательной школы. – К.: Магариф, 2002.
- Ильясова Д.А., Яковенко Т.В. “Удивительный мир бабочек” К.: “Фолиантъ”, 2008.
- Толстой.Л.Н. “Рассказы о животных” М.: Детская литература, 1984.
- Тукай Г. “Шурале”. Казань. Татгиз дат. 2009.
- Лях В. И. Физкультура - мой друг. Казань. “Идель-Пресс”. 2006.
- Мамин-Сибиряк Д.Н. “Серая Шейка” М.: Детская литература, 1982.
- Минакова Е.А. “Экология для малышей”. К.: “Фолиантъ”, 2008.
- Пришвин М.М. “Разговор деревьев”.
- Паустовский К.Г. “Повесть о лесах” М.: Детская литература, 1982.
- Рахимов И., Аринина А. “Птицы наших лесов” К.: “Фолиантъ”, 2008
- Светлова Инна. Атлас Земли. Москва. “Эксмо”. 2007.
- Хасанов Г.Х. “Времена года” (повести и рассказы) К.: Тат. книжное издательство, 1996
Данный список литературы дополняется в ходе работы по темам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.
Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....