Внеурочная деятельность
рабочая программа (3 класс) по теме

Милова Любовь Александровна

"Полезные привычки "

"Занимательная математика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poleznye_privychki.docx20.25 КБ
Файл zanimatelnaya_matematika.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа «Полезные привычки» предназначена для обучающихся 1-4-х классов начальной школы и составлена на основе профилактической программы «Полезные привычки» под редакцией Т.Б. Гречаной, соответствует требованиям ФГОС.

Программа реализуется в рамках социального направления внеурочной деятельности. Программа «Полезные привычки» является важнейшей частью учебно - воспитательного процесса в начальной школе. Состояние здоровья школьников внушает обоснованную тревогу и требует принятия срочных мер по охране и укреплению здоровья в процессе обучения. Высокая интенсивность учебного процесса не позволяет в должной мере учесть индивидуальные особенности ребёнка и, таким образом, приводит к высокой заболеваемости детей, нервно-психическим нарушениям, снижению сопротивляемости заболеваниям, утомляемости, перенапряжению, а значит и к снижению качества обучения. В связи с этим программа «Полезные привычки» направлена на укрепление здоровья учащихся и предполагает овладение детьми навыка «здорового образа жизни». Возраст первой пробы табака и алкоголя совпадает с периодом обучения в начальной школе, с возрастом распространенность употребления психоактивных веществ среди друзей и давление на подростков возрастают. Несмотря на знания о вреде психоактивных веществ для здоровья, неодобрение их употребления с возрастом ослабевает. Опрос учителей и родителей показал, что потребность в превентивном обучении высока. Программа «Полезные привычки» воплотила в себе современный научный подход к превентивному обучению школьников, она не только предоставляет детям необходимые по возрасту знания о табак и алкоголе, но и формирует здоровые установки и ответственное поведение. Хотя «Полезные привычки» рассчитаны на учащихся начальной школы и сосредоточены на предупреждении приобщения к употреблению широко распространенных табака и алкоголя, их долговременная задача - предупреждение приобщения к наркотикам. Для учителей начальной школы «Полезные привычки» послужат важным источником объективной информации и комплекса упражнений для развития личностной и социальной компетенции. Цель программы «Полезные привычки» - овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других ПАВ.

Задачи: 

Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе;

 способствовать увеличению знаний учащегося путем обсуждения проблем, связанных с алкоголем и курением.  

учить детей понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению;

способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.  

Учить детей эффективно общаться.

 Помочь школе и родителям в предупреждениях приобщения учащихся начальной  школы к табаку и алкоголю.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности. 

Программа призвана воспитывать у детей сознательное отношение к сохранению своего здоровья, желания быть здоровым, противостояние отрицательному влиянию со стороны окружающих; -расширять кругозор детей в отношении полезных привычек, положительно влияющих на здоровье детей, вредных привычек, разрушающих здоровье, эффективных форм и методов сохранения здоровья; -сформировать у детей умение выстраивать свой день в зависимости от режима питания, труда, отдыха и сна - как основы для сохранения и поддержания здоровья, физических сил, работоспособности детей, познакомить с комплексами упражнений, позволяющими снять напряжение во время занятий в школе и дома; развивать двигательную активность детей через подвижные игры физкультминутки. Превентивное обучение служит средством для сокращения спроса.  Превентивное обучение является одной из составляющих образования в области  охраны здоровья. “Здоровье - состояние полного физического, умственного и социального благополучия человека, а не только отсутствие заболевания или немощи”.  Двумя неотрывными элементами школьного образования в области охраны здоровья являются обучение и воспитание. Воспитание детей в области охраны здоровья - это формирование навыков ответственного поведения и формирование здоровых установок или развитие личностной и социальной компетенции. Превентивное обучение направлено на снижение вероятности приобщения и основано на следующих научно установленных закономерностях:  Вероятность приобщения снижается, если ученики критически относятся к своему  поведению, обучены рефлексии и самоанализу.  Вероятность приобщения снижается, если поощряется вера в свои силы,  признается уникальность каждого ученика.  Вероятность приобщения снижается, если учащиеся умеют распознавать опасные ситуации, принимать рациональные решения, находить альтернативные, употреблению табака и алкоголя, модели поведения.  Вероятность приобщения снижается, если дети обучены распознаванию ситуации группового давления и располагают навыками сопротивлению давлению. «Полезные привычки» создавались в помощь учителям начальной школы. Они предназначены для того, чтобы дать учителям в руки научно-обоснованные и простые в использовании практические материалы для обучения детей в области охраны здоровья. Превентивное обучение особенно важно для детей младшего школьного возраста. Во-первых, потому что профилактика намного эффективнее среди тех, кто еще не употребляет ПАВ. Во-вторых, приобщение к любым ПАВ начинается с алкоголя и табака. Предупреждение их употребления способствует предупреждению употребления ПАВ вообще. Таким образом, программа «Полезные привычки» очень актуальна в современных условиях воспитания и развития здоровых, полноценных граждан нашего общества. III. Описание места курса в плане внеурочной деятельности. В соответствии с учебным планом курс изучается с 1 по 4 класс. Занятия проводятся один раз в неделю.

 Общий объем учебного времени составляет 34 часа для каждого года обучения.

Ценностные ориентиры содержания курса. Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимание закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности. Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, осознание своих корней, формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважения к старшим, их нравственным идеалам. Ценность гражданственности и патриотизма –осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране, языку, культуре, ее жизни и ее народу. Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные: активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных ситуациях и условиях; проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей. Метапредметные результаты: регулятивные – планировать собственную деятельность, анализировать и объективно оценивать свои поступки и слова, управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми; познавательные – ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно определять, какая информация нужна для решения жизненных задач, отбирать источники информации среди предложенных, перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний; коммуникативные – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы, слушать других, быть готовым изменить свою точку зрения. Предметные результаты: после завершения курса обучающиеся смогут объяснить в доступной для них форме вред курения, смогут отказаться от вредной привычки сами и повлиять на выбор сверстников. Используя компьютер, смогут подготовить презентацию или небольшой доклад о вреде курения, о пользе здорового образа жизни, о приоритетном значении спорта в жизни каждого человека.

3 класс

Полезные привычки

Всего – 34 часа

В неделю – 1 час

Раздел

Количество часов

Тема

Положительный образ "Я"

2

Мой характер

Учусь оценивать себя сам

Понятие о полезных привычках

1

Термин “полезная привычка”. Влияние полезных привычек на здоровье человека.

Умение общаться

16

Учусь взаимодействовать

Учусь настаивать на своём

Общение

Щедрость

Пунктуальность

Правдивость

Такт

Волшебные слова

Доброе отношение к окружающим

Любовь к животным

Справедливость

Умение дружить

Взаимопонимание

Работа в группах

Поведение в общественных местах.

Разговор по телефону

Принятие решений

2

Я становлюсь увереннее

Когда на меня оказывают давление.

Бережное отношение к природе

2

Природа в опасности. Экология. Значение экологии в жизни современного человека. Взаимосвязь всех факторов на Земле.

Правила поведения в природе. Бережное отношение и любовь к природе. Помощь природе.

Информация

2

Курение.

Вред курения

Соблюдение правил дорожного движения

3

Правила дорожного движения.

Причины дорожно-транспортных происшествий. Виновники дорожно-транспортных происшествий.

Правила перехода улиц и дорог

Сигналы светофора и регулировщика. Дорожная грамота. Отряды ЮИД – помощники ГАИ.

Проведение досуга

4

Хобби. Увлечение. Коллекционирование.

Развитие познавательных интересов. Общение.

Игра. Правила игры. Уважение к соперникам.

Подвижные игры на свежем воздухе: «Третий лишний», «Колечко», «Прятки», «Съедобное-несъедобное». Игры в помещении: «Кошки-мышки», «Ручеёк», «Золотые ворота».

Пост-тест

3

Обобщение изученного материала. Пост-тест



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь факультатив «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий. Факультатив предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание факультатива «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу — это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ. Факультатив «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в факультатив включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации факультатива целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

     Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.

   Задачи программы:

расширять кругозор обучающихся в различных областях элементарной математики;

развитие краткости речи;

умелое использование символики;

правильное применение математической терминологии;

умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредотачивая внимание только на количественных ;

умение делать доступные выводы и обобщения;

обосновывать свои мысли.

Основные методы:

  1. Словесный метод:

рассказ (специфика деятельности ученых математиков, физиков), беседа, обсуждение (информационных источников, готовых сборников);

  1. Метод наглядности:

наглядные пособия и иллюстрации.

  1. Практический метод:

тренировочные упражнения;

практические работы.

  1. Объяснительно-иллюстрированный:

сообщение готовой информации.

  1. Частично-поисковый метод:

выполнение частичных заданий для достижения главной цели.

Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная .

Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов. Совместно с родителями разрабатываются сборники числового материала.

   Мышление младших школьников в основном конкретное, образное, поэтому на занятиях кружка применение наглядности – обязательное условие. В зависимости от особенностей упражнений в качестве наглядности применяются рисунки, чертежи, краткие условия задач, записи терминов – понятий.

   Участие детей в работе кружка способствует воспитанию их общественной активности. При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении русского языка, изобразительного искусства, окружающего мира, технологии и т.д.

Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и педагога, родителей.

Ценностными ориентирами данного курса являются:

- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

- освоение эвристических приемов рассуждений;

- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

- развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;

- формирование способностей наблюдать, сравнивать. Обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку. Строить и проверять простейшие гипотезы;

- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

- привлечение обучающихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Занимательная математика».

Личностными результатами изучения данного курса являются:

     - развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

     - развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека ;

   - воспитание чувства справедливости, ответственности;

   - развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

универсальные учебные действия:

   - Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда, использовать его в жоде самостоятельной работы.

- Применять изученные способы учебной работы и приемя вычислений для работы с числовыми головоломками.

- Анализировать правила игры.

- Действовать в соответствии с заданными правилами.

- Включаться в групповую работу.

- Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Предметные результаты

- Использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

- Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счета, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

- Умения выполнять, устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

- Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме).

На изучение курса в 3 классе отводится 34 часа (одно занятие в неделю).

Календарно - тематическое планирование

Тема

 

 

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Игра «Решай, смекай, отгадывай»

2

Историческая страничка. Веселый счет.

3

Развивающая геометрия.

4

Логическая игра «Так же, как».Занимательные рамки.

5

Лабиринт. Задача в стихах.

 

 

6

Математический кроссворд. Составь круговые примеры.

7

Развивающая геометрия.

8

Арифметические ребусы. Логическая игра «Меньше малого»

9

Веселый счет. Игра «Расшифруй слово».

10

Практическая работа. «Математика и конструирование»

 

 

11

Лабиринт. Составь круговые примеры.

12

Развивающая геометрия.

13

Задачи в стихах. Логическая игра «Первая – одинаковая».

14

Игра «Математический телефон». Веселые цепочки.

15

Ребусы. Логическая игра «Старше – моложе».

 

 

16

Лабиринт. Задача – шутка.

17

Историческая страничка. Логические вопросы.

 

 

18

Практическая работа «Математика и конструирование».

19

Инсценировка математического рассказа.

20

Веселые цепочки примеров. Продолжи узор.

21

Лабиринт. Математическая викторина.

22

Игра «Математический телефон» . Занимательные рамки.

23

Развивающая геометрия.

 

 

24

Арифметические ребусы. Загадки.

25

Круговые примеры. Игра «Молчанка»

 

 

26

Задачи в стихах. Математический лабиринт.

27

Математический кроссворд.

28

Практическая работа. «Математика и конструирование.»

 

 

29

Логические вопросы. Игра «Путешествие по городам»

30

Математические эстафеты.

31

Инсценировка математических рассказов.

32

Развивающая геометрия.

33

Лабиринт. Логические вопросы.

34

Математическая викторина.

Предполагаемые результаты реализации программы.

В результате реализации программы дети научатся:

- легко решать занимательные задачи, ребусы, загадки, задачи повышенной трудности;

- решать логические упражнения;

- участвовать в классных, школьных олимпиадах и викторинах;

- вести исследовательские записи;

- систематизировать и обобщать полученные знания, делать выводы и обосновывать свои мысли;

- уметь составлять ребусы и загадки, математическую газету, вести поисковую и исследовательскую работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....