Успешность обучения в школе
материал на тему

Спичак Елена Леонидовна

Выступление на педагогическом совете учителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           КОМФОРТНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

     Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности: строгое соблюдение режима школьных занятий; построение урока с учётом работоспособности детей; использование средств наглядности; обязательное выполнение гигиенических требований; благоприятный эмоциональный настрой и.т.д.

     Многолетние наблюдения в школах показывают , что около 45 % детей,  приходящих в первые классы имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья . За период обучения в школе  число здоровых детей уменьшается в  4 раза , число близоруких детей увеличивается с первого класса к выпускным с 4 до 12% , с нервно-психическими расстройствами  от 5 до 16%, нарушениями осанки с 2 до 17%.

          Давно известно, что построение учебного процесса должно учитывать особенности физиологии растущего организма и соответствовать гигиеническим нормам. . Но почему-то сейчас эти нормы не всегда выполняются. Например, физкультурные паузы на уроках издавна считаются традиционным элементом. Как показали  исследования, реально они проводятся только в начальной школе.

     Создание хорошего психологического климата на уроке — важное, но не единственное средство повышения работоспособности детей. Известно, что даже в самых благоприятных условиях работающий человек постепенно устает. Это справедливо, особенно для первоклассников, организм которых еще недостаточно окреп. В связи с этим на уроках применяются специальные меры предупреждения переутомления.

      Физкультминутки на уроке — наиболее эффективное средство для снятия напряжения, усталости. Они обязательны во всех классах, не только в I. Вообще кратковременные физические упражнения в процессе любой, тем более умственной, деятельности — элемент культуры труда. Привычку к ним легче всего привить с детства. Так что в организации физкультминуток на уроке имеется и воспитательный аспект.

     Все без исключения учителя понимают необходимость и целесообразность периодического минутного отдыха детей во время учебных занятий. Но часто про физкультминутки вспоминают лишь тогда, когда в классе поднимается шум, дети перестают быть внимательными, не слушают объяснения учителя, ответы друг друга. Нередко можно услышать на уроке такое: «Ну, вижу, вы совсем устали, давайте отдохнем. Встаньте, выйдите из-за парт». Иногда и вообще не бывает никаких упражнений, перерывов: показалось, что дети не устали, увлечены делом; не хватает времени на изучение материала; в классе есть недисциплинированные дети, которые во время упражнений начинают толкаться, поднимают шум, возню, долго потом не успокаиваются и т. д.

    Готовясь к любому уроку, учитель должен заранее обдумывать, в какие моменты работа учеников будет наиболее напряженной, не приведет ли намеченный объем учебной нагрузки к перенапряжению, наметить необходимые меры его предупреждения, в том числе и комплекс подходящих физкультминуток.  Учителю нужно быть чутким, последовательным, оберегая своих учеников от переутомления на уроке.

      Скорость наступления утомления зависит от состояния нервной системы школьника, величины и характера нагрузки. Учащиеся чаще утомляются при длительном ограничении двигательной активности, однообразной, монотонной деятельности. Поэтому учителю нужно  чередовать различные виды деятельности на уроке и проводить их в игровой форме.

    Признаки утомления (у младших школьников), как правило, нестойкие. Во время отдыха на уроке, перемене или после возвращения из школы они быстро исчезают. Поэтому динамические  паузы необходимо проводить на всех уроках, а  в перемену проводить подвижные игры.

      Но не следует забывать  о нагрузках домашними заданиями.

   Этот вопрос напрямую связан со здоровьем ребёнка. Желание школы дать больше знаний часто приводит к резкому увеличению нагрузок, связанных с выполнением домашних заданий и в конечном результате приводит к ухудшению состояния здоровья детей. Медики справедливо бьют тревогу.

   Из этого исходит актуальность решения вопроса о доле домашних работ в общем объёме нагрузок школьника. Грамотный подход к объёму, дозировке домашних заданий может в какой – то степени сохранить здоровье учащихся. Кроме того, это положительно повлияет на развитие познавательного интереса учащихся, поможет сформировать у них самостоятельность, организованность, умение рационально использовать своё свободное время, ценить его.

    Домашние задания даются учащимся с учётом возможности их выполнения в следующих временных пределах:

   в 1 классе (со второго полугодия) - до 1 часа;

   во 2 классе – до 1,5 часа;

   в 3 – 4 классах – до 2 часов;

   в 5 – 6 классах - до 2,5 часа;

   в 7 – 8 классах - до 3 часов;

   в 9 – 11 классах - до 4 часов.

Творческие задания по возможности задавать на несколько дней и не требовать их точного выполнения на следующий день.

. Объём письменной домашней работы не должен превышать третьей части объёма работы, выполненной в классе.

   Надо помнить, что домашнее задание не должно дублировать классную работу, его выполнение не должно превращаться в тренировку только памяти – желание запомнить как можно лучше текст учебника. Это должна быть работа по применению, использованию тех знаний, которые ученик получил в классе. Лучший вариант домашней работы – это творческий и дифференцированный её характер. Совсем не обязательно, когда все дети получают одно и то же задание. Наоборот, работа в классе по обсуждению домашних заданий будет значительно интереснее и продуктивнее, если эти задания разные. В этом случае возникает учебный диалог: школьники могут дополнить высказывания друг друга, предложить другие способы решения одной и той же задачи, спорить и рассуждать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правильная речь - залог успешного обучения в школе.

Это выступление логопеда на первом родительском собрании первоклашек. В нём даётся объяснение понятию "Что такое хорошая речь?", какие требования предъявляются к речи первоклассника и как это связано ...

Как подготовить современных детей к успешному обучению в школе

Статья о том, на что обратить внимание родителям будущих первоклассников. Как подготовить ребёнка физически и психологически к школе....

“Развитие внимания и памяти как одно из обязательных условий успешного обучения в школе”.

Презентация на тему “Развитие внимания и памяти как одно из обязательных условий успешного обучения в школе”....

“Развитие внимания и памяти как одно из обязательных условий успешного обучения в школе”.

“Развитие внимания и памяти как одно из обязательных условий успешного обучения в школе”....

Родительское собрание в 1 классе "Организация учебной деятельности младшего школьника - залог успешного обучения в школе"

Родительское собрание в 1 классе "Организация учебной деятельности младшего школьника - залог успешного обучения в школе" проведено после первой учебной недели. Цель собрания: выявить представления ро...

“Развитие внимания и памяти как одно из обязательных условий успешного обучения в школе”.

«Внимание, вот материал, из которого сделана память, а память – аккумулятор человеческого гения».  Рассел Д.При достаточном развитии внимания все мыслительные процессы протекают быстрее и правиль...


 

Комментарии

Спасибо за хороший материал