Кружок "Самое классное "классное" чтение"
календарно-тематическое планирование (4 класс) на тему

Пояснительная записка к рабочей программе внеурочной деятельности

«Самое «классное» классное чтение.

Актуальность программы: в настоящее время общепризнанным является факт, что  снижение у молодого поколения интереса к чтению имеет масштаб общемировой тенденции.

Молодому поколению становится все труднее читать и воспринимать тексты. Это является весьма серьезным препятствием в приобщении к чтению современных школьников.Традиция чтения вслух в семье уходит из культуры. Визит школьника в библиотеку является скорее исключением, чем правилом.  Это означает, что школа оказывается единственным обязательным местом, в котором не избежать встречи с книгой.

Получается, что именно школа и несет основную ответственность за формирование будущего поколения читателей.  Группа людей, наиболее близко стоящая к функционально неграмотным или в какой-то мере совпадающая с ними, называется «слабыми читателями», для которых характерно «пассивное» чтение. Чем характеризуются дети - «слабые читатели»? Прежде всего, тем, что им скучно и утомительно читать. Хотя они и умеют читать, многие из них делают это только в силу острой необходимости.

Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь.Доказано, что читатели, в отличие от «нечитателей», способны мыслить в категории проблем, схватывать целое и выявлять противоречивые взаимосвязи явлений. Хорошие читатели имеют больший объем памяти и активное творческое воображение; лучше владеют речью; точнее формулируют и свободнее пишут. Такие люди более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении.

Читающий человек – культурный человек, культурная личность.

Практическая значимость программы:  реализация программы поможет развить речь учащихся, расширить словарный запас. Привлекается внимание детей к образованию новых форм слов,  проводится работа по употреблению синонимов, антонимов, средств художественной выразительности, используемой в произведении. Художественная литература является средством эстетического, нравственного  и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной  и творческой активности.

Программа разработана педагогами МБОУ «СОШ № 32» для учащихся 1 -4 классов общеобразовательной школы по запросу родителей учащихся, успешно реализуется в течение нескольких лет.

Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту. В четвёртом классе отводится 34 часа, 1 час в неделю.В связи с календарными праздниками и сокращением учебного года количество часов на изучение учебного предмета «Самое «классное» классное чтение» отводится 29 часов в год (сокращение за счёт резервных уроков).

Цель программы - привлечение к чтению через демонстрацию богатого творческого и содержательного потенциала книги.

Задачи:

1.                 расширить круг чтения детей – мир писательских имен и названий произведений, повышать уровень начитанности каждого школьника;

2.                 предоставить реальные возможности каждому школьнику для дополнительного чтения по изучаемому разделу;

3.                 формировать  активного читателя;

4.                 развивать интерес к настоящей художественной книге;

5.                 привить навыки глубокого понимания смысла художественного произведения и самостоятельного выбора книг для чтения;

6.                 познакомить с творчеством современных авторов;

7.                 развивать коммуникативную культуру учащихся через умение передать полученную информацию в устной форме.

Формы работы:  чтение и слушание, книжные выставки, обзоры, беседы, обсуждения, викторины, утренники, конкурсы, КВН и т.д.

Отличительные особенности программы:

Программа составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей, и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка.

Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др.В результате школьники младших классов приобретают необходимые в этом возрасте навыки работы с книгой:

§  понимание смысла художественного произведения, пересказ прочитанного;

§  самостоятельный выбор книг в библиотеке;

§  распознавание жанров литературы, видов изданий;

§  знание структуры книги, умение ориентироваться в печатном издании и анализировать его.

Программа «Самое «классное» классное чтение» реализуется в тесном контакте не только с учителем, но и с родителями. В каждой параллели начальной школы проводятся тематические родительские собрания: знакомство родителей с целями и задачами, с содержанием программы, проводятся обзоры детской периодики и оказывается помощь в оформлении подписки; даются консультации по формированию домашней библиотеки; оформляются информационные стенды с полезной информацией (полезные сайты, детская периодика, обзор новинок детской литературы, советы по привлечению к чтению и т.д.)

Прогнозируемые  результаты и способы их проверки:

·         приобретение учащимися социальных знаний и овладение речевой культурой;

·         формирование позитивного отношения  к чтению, приобретение школьниками опыта владения словом, речью - первоосновой интеллекта.

·         участие в планируемых школой делах и мероприятиях. 

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей производится через участие в школьных, муниципальных конкурсах, конференциях, тестирование.

На первом уровне освоения программы дети понимают, что чтение важно в жизни человека, оно даёт возможность получения информации, знакомит нас с опытом предшествующих поколений.

На втором уровне, регулярно общаясь с книгой и по поводу книги, к концу освоения курса у детей формируется потребность в чтении и культура чтения.

На третьем уровне расширяется литературный кругозор, воспитывается творческий подход к чтению. Ребёнок уже может самостоятельно выбрать нужную книгу, найти в ней необходимую ему информацию.

Ожидаемые результаты

В результате освоения программы занятий внеурочной деятельности «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

— осознавать значимость чтения для личного развития;

— формировать потребность в систематическом чтении;

— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

— уметь самостоятельно работать с новым произведением;

— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательныеучебные умения:

— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

 

Система отслеживания и оценивания результатов обучения.

Планируется участие детей в общешкольных мероприятиях по данному направлению, в предметных декадах, в конкурсах.

Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:

1. Проверка читательских умений: сформированность техники чтения, навыков работы с книгой, знание ее элементов, навыков работы с текстом;

2. Проверка читательского кругозора;

3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения

4. Участие в конкурсах чтецов, викторинах.

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

 

п/п

Наименование темы

Форма работы

Формирование

универсальных учебных действий

Дата про-веде-ния

Кор-ректиров-ка

1.

Мифы Древней Греции.

Викторина

Личностные УУД:

Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции:

– общечеловеческих ценностей (в т.ч. справедливости, свободы, демократии);

российских гражданских ценностей (важных для всех граждан России);

– важности учёбы и познания нового;

– важности бережного отношения к здоровью человека и к природе);

– потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного».

Отделять оценку поступка от оценки самого человека (плохими и хорошими бывают поступки, а не люди).

Отмечать поступки и ситуации, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие

Объяснять, почему конкретные однозначные поступки можно оценить как «хорошие» или «плохие» («неправильные», «опасные», «некрасивые»), с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей.

Объяснять самому себе:

– что во мне хорошо, а что плохо (личные качества, черты характера),

– что я хочу (цели, мотивы),

–что я могу (результаты)

Осознавать себя гражданином России, в том числе:

объяснять, что связывает меня с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России,

испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину, сопереживать им в радостях и бедах и проявлять эти чувства в добрых поступках.

Осознавать себя ценной частью многоликого мира, в том числе

уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран,

не допускать их оскорбления, высмеивания.

Формулировать самому простые правила поведения, общие для всех людей, всех граждан России (основы общечеловеческих и российских ценностей).

Регулятивные УУД:

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации

Познавательные УУД:

Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)

Сравнивать и  группировать факты и явления.

Относить объекты к известным понятиям.

Определять составные части объектов, а также состав этих составных частей.

Определять причины явлений, событий. Делать выводы на основе обобщения   знаний.

Решать задачи по аналогии. Строить аналогичные закономерности.

Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме

Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с помощью ИКТ.

Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:

– вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);

– отделять новое от известного;

– выделять главное;

– составлять план

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться

 

8.09

 

2.

Славянские мифы.

Ролевое чтение

15.09

 

3.

Народные сказки.

Инсценировка сказки

22.09

 

4-5.

Сказки народов мира.

Презентация сказки

29.09

 

6.10

 

6-7.

Былины о русских богатырях.

Выразительное чтение

13.10

 

20.10

 

8.

А.С. Пушкин «Есть в осени первоначальной….»

Конкурс стихов

27.10

 

9.

«Что за прелесть эти сказки!»Сказки А.С. Пушкина.

Литературный час

10.11

 

10.

Сказки В. Гауфа.

Литературный час

17.11

 

11.

Р. Киплинг «Маугли»

Чтение по ролям

24.11

 

12.

Р. Киплинг «Маугли»

Выборочное инсценирование

1.12

 

13-14.

Басни И.А. Крылова.

Викторина

8.12

 

15.12

 

15-16.

«Поёт зима, аукает….» стихотворения русских поэтов о зиме.

 

Литературная гостиная

22.12

 

29.12

12.01

 

17-18.

«Слово о родной земле» стихотворения о Родине.

Круглый стол

19.01

 

26.01

 

19.

Летописи, былины, сказания, жития.

Литературный час

2.02

 

20-21.

Любовь к Родине и её героическому прошлому в стихах русских поэтов.

Литературный час

9.02

 

16.02

 

22.

«Защитники земли Русской» стихотворения русских поэтов.

Конкурс стихов

2.03

 

23-24.

«Весна, весна! Как воздух чист!»Картины весенней природы и настроение в стихах русских поэтов.

Конкурс стихов

16.03

 

6.04

 

 

 

25.

«Мне вспомнились детства далёкие годы» стихотворения русских поэтов о детях.

Литературный час

13.04

 

26

М.Твен «Приключения Тома Сойера»

Чтение по ролям, инсценирование по выбору

20.04

 

 

 

27.

Я.Ларри«Необыкновенные приключения Карика и Вали»

Литературный час

27.04

 

28.

Удивительные приключения в сказочной стране.

Презентация сказки

18.05

 

29.

Презентация любимой книги

Презентация

25.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

№ п/п

Тематический блок

Кол-во

часов

Содержание блока

 

 

Формы организа

ции

1

Устное народное творчество

9

Мифы Древней Греции. Славянские мифы Народные сказки. Сказки народов мира. Былины о русских богатырях. Летописи, былины, сказания, жития. Удивительные приключения в сказочной стране.

Викторина Ролевое чтение Инсценировка сказки Презентация сказки

2

Авторские сказки

4

«Что за прелесть эти сказки!»Сказки А.С. Пушкина.

 Сказки В. Гауфа.

Р. Киплинг «Маугли»

Инсценировка сказки Ролевое чтение Литературный час Выбороч

ное инсценирование.

3

Стихи о природе

5

А.С. Пушкин «Есть в осени первоначальной….»

«Поёт зима, аукает….» стихотворения русских поэтов о зиме.

«Весна, весна! Как воздух чист!»Картины весенней природы и настроение в стихах русских поэтов.

Литературная гостиная

Конкурс стихов Выразите

льное чтение

4

Басни

2

Басни И.А. Крылова

 

5

Стихи о Родине и ее защитниках

5

Любовь к Родине и её героическому прошлому в стихах русских поэтов. «Защитники земли Русской» стихотворения русских поэтов.

«Слово о родной земле» стихотворения о Родине.

Литературный час Круглый стол Конкурс стихов Выразите

льное чтение

6

Поэты и писатели о тетях

4

«Мне вспомнились детства далёкие годы» стихотворения русских поэтов о детях.

М.Твен «Приключения Тома Сойера» Я.Ларри«Необыкновенные приключения Карика и Вали»

Презентация любимой книги

Литературный час Выбороч

ное инсценирование Чтение по ролям Презентация книги

итого

 

29

  
     

 

Информационно-методическое обеспечение:

Литература для учителя:

Ø Лободина Н.В. Внеклассное чтение: интерактивные занятия. Волгоград. – «Учитель», 2010.

Ø Локсина М.В. Загадки тридесятого царства. Сборник сказочных викторин. Волгоград. – «Учитель», 2013.

Ø Агапова И.А., Давыдова М.А. Встреча с героями книг.  Волгоград. – «Учитель», 2013.

Ø Задарожная Е.В. Чтение с увлечением. Волгоград. – «Учитель», 2013.

Ø Цымбалюк Т.Р. Творческий опыт работы с книгой. Волгоград. – «Учитель», 2012.

 

Литература для обучающихся:

Ø     Полная хрестоматия для начальной школы. - М.: Эксмо, 2010.

Ø     Внеклассное чтение. – М.: Самовар, 2011.

Ø     Семь самых нужных словарей в картинках. – М.: Астрель, 2013.

 

Адреса электронных ресурсов:

Ø    http://www.solnet.ee/about.html

Ø    http://www.vestnik-udl.ru/

Ø    http://lib.web-malina.com/viewgenre.php?gid=4&start=0

Ø    http://lib.rin.ru/cgi-bin/search.pl?r=2&name=&keyword=&b=&or=&page=1

Ø    http://www.planetaskazok.ru/

Ø    http://baby.booklake.ru/