Кружок "Самое классное "классное" чтение"
календарно-тематическое планирование (4 класс) на тему
Пояснительная записка к рабочей программе внеурочной деятельности
«Самое «классное» классное чтение.
Актуальность программы: в настоящее время общепризнанным является факт, что снижение у молодого поколения интереса к чтению имеет масштаб общемировой тенденции.
Молодому поколению становится все труднее читать и воспринимать тексты. Это является весьма серьезным препятствием в приобщении к чтению современных школьников.Традиция чтения вслух в семье уходит из культуры. Визит школьника в библиотеку является скорее исключением, чем правилом. Это означает, что школа оказывается единственным обязательным местом, в котором не избежать встречи с книгой.
Получается, что именно школа и несет основную ответственность за формирование будущего поколения читателей. Группа людей, наиболее близко стоящая к функционально неграмотным или в какой-то мере совпадающая с ними, называется «слабыми читателями», для которых характерно «пассивное» чтение. Чем характеризуются дети - «слабые читатели»? Прежде всего, тем, что им скучно и утомительно читать. Хотя они и умеют читать, многие из них делают это только в силу острой необходимости.
Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь.Доказано, что читатели, в отличие от «нечитателей», способны мыслить в категории проблем, схватывать целое и выявлять противоречивые взаимосвязи явлений. Хорошие читатели имеют больший объем памяти и активное творческое воображение; лучше владеют речью; точнее формулируют и свободнее пишут. Такие люди более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении.
Читающий человек – культурный человек, культурная личность.
Практическая значимость программы: реализация программы поможет развить речь учащихся, расширить словарный запас. Привлекается внимание детей к образованию новых форм слов, проводится работа по употреблению синонимов, антонимов, средств художественной выразительности, используемой в произведении. Художественная литература является средством эстетического, нравственного и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной и творческой активности.
Программа разработана педагогами МБОУ «СОШ № 32» для учащихся 1 -4 классов общеобразовательной школы по запросу родителей учащихся, успешно реализуется в течение нескольких лет.
Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту. В четвёртом классе отводится 34 часа, 1 час в неделю.В связи с календарными праздниками и сокращением учебного года количество часов на изучение учебного предмета «Самое «классное» классное чтение» отводится 29 часов в год (сокращение за счёт резервных уроков).
Цель программы - привлечение к чтению через демонстрацию богатого творческого и содержательного потенциала книги.
Задачи:
1. расширить круг чтения детей – мир писательских имен и названий произведений, повышать уровень начитанности каждого школьника;
2. предоставить реальные возможности каждому школьнику для дополнительного чтения по изучаемому разделу;
3. формировать активного читателя;
4. развивать интерес к настоящей художественной книге;
5. привить навыки глубокого понимания смысла художественного произведения и самостоятельного выбора книг для чтения;
6. познакомить с творчеством современных авторов;
7. развивать коммуникативную культуру учащихся через умение передать полученную информацию в устной форме.
Формы работы: чтение и слушание, книжные выставки, обзоры, беседы, обсуждения, викторины, утренники, конкурсы, КВН и т.д.
Отличительные особенности программы:
Программа составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей, и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка.
Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др.В результате школьники младших классов приобретают необходимые в этом возрасте навыки работы с книгой:
§ понимание смысла художественного произведения, пересказ прочитанного;
§ самостоятельный выбор книг в библиотеке;
§ распознавание жанров литературы, видов изданий;
§ знание структуры книги, умение ориентироваться в печатном издании и анализировать его.
Программа «Самое «классное» классное чтение» реализуется в тесном контакте не только с учителем, но и с родителями. В каждой параллели начальной школы проводятся тематические родительские собрания: знакомство родителей с целями и задачами, с содержанием программы, проводятся обзоры детской периодики и оказывается помощь в оформлении подписки; даются консультации по формированию домашней библиотеки; оформляются информационные стенды с полезной информацией (полезные сайты, детская периодика, обзор новинок детской литературы, советы по привлечению к чтению и т.д.)
Прогнозируемые результаты и способы их проверки:
· приобретение учащимися социальных знаний и овладение речевой культурой;
· формирование позитивного отношения к чтению, приобретение школьниками опыта владения словом, речью - первоосновой интеллекта.
· участие в планируемых школой делах и мероприятиях.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей производится через участие в школьных, муниципальных конкурсах, конференциях, тестирование.
На первом уровне освоения программы дети понимают, что чтение важно в жизни человека, оно даёт возможность получения информации, знакомит нас с опытом предшествующих поколений.
На втором уровне, регулярно общаясь с книгой и по поводу книги, к концу освоения курса у детей формируется потребность в чтении и культура чтения.
На третьем уровне расширяется литературный кругозор, воспитывается творческий подход к чтению. Ребёнок уже может самостоятельно выбрать нужную книгу, найти в ней необходимую ему информацию.
Ожидаемые результаты
В результате освоения программы занятий внеурочной деятельности «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
— осознавать значимость чтения для личного развития;
— формировать потребность в систематическом чтении;
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым произведением;
— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательныеучебные умения:
— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения.
Планируется участие детей в общешкольных мероприятиях по данному направлению, в предметных декадах, в конкурсах.
Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:
1. Проверка читательских умений: сформированность техники чтения, навыков работы с книгой, знание ее элементов, навыков работы с текстом;
2. Проверка читательского кругозора;
3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения
4. Участие в конкурсах чтецов, викторинах.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование темы | Форма работы | Формированиеуниверсальных учебных действий | Дата про-веде-ния | Кор-ректиров-ка | ||
1. | Мифы Древней Греции. | Викторина | Личностные УУД: Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции: – общечеловеческих ценностей (в т.ч. справедливости, свободы, демократии); – российских гражданских ценностей (важных для всех граждан России); – важности учёбы и познания нового; – важности бережного отношения к здоровью человека и к природе); – потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного». Отделять оценку поступка от оценки самого человека (плохими и хорошими бывают поступки, а не люди). Отмечать поступки и ситуации, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие Объяснять, почему конкретные однозначные поступки можно оценить как «хорошие» или «плохие» («неправильные», «опасные», «некрасивые»), с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей. Объяснять самому себе: – что во мне хорошо, а что плохо (личные качества, черты характера), – что я хочу (цели, мотивы), –что я могу (результаты) Осознавать себя гражданином России, в том числе: объяснять, что связывает меня с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину, сопереживать им в радостях и бедах и проявлять эти чувства в добрых поступках. Осознавать себя ценной частью многоликого мира, в том числе уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания. Формулировать самому простые правила поведения, общие для всех людей, всех граждан России (основы общечеловеческих и российских ценностей). Регулятивные УУД: Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации Познавательные УУД: Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.) Сравнивать и группировать факты и явления. Относить объекты к известным понятиям. Определять составные части объектов, а также состав этих составных частей. Определять причины явлений, событий. Делать выводы на основе обобщения знаний. Решать задачи по аналогии. Строить аналогичные закономерности. Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ Коммуникативные УУД: Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с помощью ИКТ. Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: – вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); – отделять новое от известного; – выделять главное; – составлять план Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться
| 8.09 | |||
2. | Славянские мифы. | Ролевое чтение | 15.09 | ||||
3. | Народные сказки. | Инсценировка сказки | 22.09 | ||||
4-5. | Сказки народов мира. | Презентация сказки | 29.09 | ||||
6.10 | |||||||
6-7. | Былины о русских богатырях. | Выразительное чтение | 13.10 | ||||
20.10 | |||||||
8. | А.С. Пушкин «Есть в осени первоначальной….» | Конкурс стихов | 27.10 | ||||
9. | «Что за прелесть эти сказки!»Сказки А.С. Пушкина. | Литературный час | 10.11 | ||||
10. | Сказки В. Гауфа. | Литературный час | 17.11 | ||||
11. | Р. Киплинг «Маугли» | Чтение по ролям | 24.11 | ||||
12. | Р. Киплинг «Маугли» | Выборочное инсценирование | 1.12 | ||||
13-14. | Басни И.А. Крылова. | Викторина | 8.12 | ||||
15.12 | |||||||
15-16. | «Поёт зима, аукает….» стихотворения русских поэтов о зиме.
| Литературная гостиная | 22.12 | ||||
29.1212.01 | |||||||
17-18. | «Слово о родной земле» стихотворения о Родине. | Круглый стол | 19.01 | ||||
26.01 | |||||||
19. | Летописи, былины, сказания, жития. | Литературный час | 2.02 | ||||
20-21. | Любовь к Родине и её героическому прошлому в стихах русских поэтов. | Литературный час | 9.02 | ||||
16.02 | |||||||
22. | «Защитники земли Русской» стихотворения русских поэтов. | Конкурс стихов | 2.03 | ||||
23-24. | «Весна, весна! Как воздух чист!»Картины весенней природы и настроение в стихах русских поэтов. | Конкурс стихов | 16.03 | ||||
6.04 | |||||||
25. | «Мне вспомнились детства далёкие годы» стихотворения русских поэтов о детях. | Литературный час | 13.04 | ||||
26 | М.Твен «Приключения Тома Сойера» | Чтение по ролям, инсценирование по выбору | 20.04 | ||||
27. | Я.Ларри«Необыкновенные приключения Карика и Вали» | Литературный час | 27.04 | ||||
28. | Удивительные приключения в сказочной стране. | Презентация сказки | 18.05 | ||||
29. | Презентация любимой книги | Презентация | 25.05 | ||||
|
|
| |||||
Учебно-тематический план
№ п/п | Тематический блок | Кол-во часов | Содержание блока
| Формы организа ции |
1 | Устное народное творчество | 9 | Мифы Древней Греции. Славянские мифы Народные сказки. Сказки народов мира. Былины о русских богатырях. Летописи, былины, сказания, жития. Удивительные приключения в сказочной стране. | Викторина Ролевое чтение Инсценировка сказки Презентация сказки |
2 | Авторские сказки | 4 | «Что за прелесть эти сказки!»Сказки А.С. Пушкина. Сказки В. Гауфа. Р. Киплинг «Маугли» | Инсценировка сказки Ролевое чтение Литературный час Выбороч ное инсценирование. |
3 | Стихи о природе | 5 | А.С. Пушкин «Есть в осени первоначальной….» «Поёт зима, аукает….» стихотворения русских поэтов о зиме. «Весна, весна! Как воздух чист!»Картины весенней природы и настроение в стихах русских поэтов. | Литературная гостиная Конкурс стихов Выразите льное чтение |
4 | Басни | 2 | Басни И.А. Крылова | |
5 | Стихи о Родине и ее защитниках | 5 | Любовь к Родине и её героическому прошлому в стихах русских поэтов. «Защитники земли Русской» стихотворения русских поэтов. «Слово о родной земле» стихотворения о Родине. | Литературный час Круглый стол Конкурс стихов Выразите льное чтение |
6 | Поэты и писатели о тетях | 4 | «Мне вспомнились детства далёкие годы» стихотворения русских поэтов о детях. М.Твен «Приключения Тома Сойера» Я.Ларри«Необыкновенные приключения Карика и Вали» Презентация любимой книги | Литературный час Выбороч ное инсценирование Чтение по ролям Презентация книги |
итого | 29 | |||
Информационно-методическое обеспечение:
Литература для учителя:
Ø Лободина Н.В. Внеклассное чтение: интерактивные занятия. Волгоград. – «Учитель», 2010.
Ø Локсина М.В. Загадки тридесятого царства. Сборник сказочных викторин. Волгоград. – «Учитель», 2013.
Ø Агапова И.А., Давыдова М.А. Встреча с героями книг. Волгоград. – «Учитель», 2013.
Ø Задарожная Е.В. Чтение с увлечением. Волгоград. – «Учитель», 2013.
Ø Цымбалюк Т.Р. Творческий опыт работы с книгой. Волгоград. – «Учитель», 2012.
Литература для обучающихся:
Ø Полная хрестоматия для начальной школы. - М.: Эксмо, 2010.
Ø Внеклассное чтение. – М.: Самовар, 2011.
Ø Семь самых нужных словарей в картинках. – М.: Астрель, 2013.
Адреса электронных ресурсов:
Ø http://www.solnet.ee/about.html
Ø http://lib.web-malina.com/viewgenre.php?gid=4&start=0
Ø http://lib.rin.ru/cgi-bin/search.pl?r=2&name=&keyword=&b=&or=&page=1
Ø http://www.planetaskazok.ru/