Внеклассное мероприятие " Поговорим о дружбе "
классный час на тему

 Грачёва Светлана Ивановна

Способствование углубленному осмыслению понятия «дружба», «друг», осознании своих обязанностей  перед друзьями,

 успешному протеканию процессов самопознания и самосовершенствования личностей учащихся,

 формированию умения вести рассуждение и аргументировать свою точку зрения,

 формированию нравственных качеств учащихся; умение дружить, беречь дружбу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pogovorim_o_druzhbe.docx38.96 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:        Слайд №1

способствовать углубленному осмыслению понятия «дружба», «друг», осознании своих обязанностей  перед друзьями.  

Задачи: 

-способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосовершенствования личностей учащихся;  

- формировать умения вести рассуждение и аргументировать свою точку зрения;

- формирование нравственных качеств учащихся; умение дружить, беречь дружбу.

Познавательные УУД:

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы;

осознавать познавательную задачу;

читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах заданий.

Регулятивные УУД:

уметь работать по заданиям;

уметь излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;

определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью библиотекаря.

Коммуникативные УУД:

уметь работать в коллективе; уметь рассказывать о своих результатах.

Оборудование: запись песни  « Улыбка» , песня  «Настоящий друг», презентация; толковый словарь С. И. Ожегова; толковый словарь В.И. Даля,  выставка книг «Книги о дружбе»; ладошки детей, клубок ниток.

Ход мероприятия.

I. Организационный момент.

 Вступительное слово учителя

– Сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема классного часа . А тему нашей беседы, я думаю, подскажет песня (Звучит песня «Улыбка»).

- Вы догадались, о чём пойдёт разговор? (О дружбе)

- Да, действительно, мы поговорим о дружбе, о настоящем друге, о том, как распознать настоящую дружбу от лживой, как распознать человека, который считает себя твоим другом, а сам имеет корыстные цели в общении с тобой.

Учитель:  Давайте отложим дела на «потом»,                                                                             Слайд №2                                                         

О дружбе расскажем, о дружбе споём.

Пусть искорка дружбы, что вместе зажжём,

Подарит нам радость, согреет теплом!

II. Беседа с учащимися по теме.

-Что такое дружба? (  Ответы учащихся)

Учитель дает определение понятию «дружба».

В толковом словаре С.И. Ожегова:                                                                                        Слайд «№3

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Владимир Иванович Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы:

«Дружба - …это бескорыстная приязнь».

На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Давайте посмотрим, что такое бескорыстие. От какого слова образовано оно – ….. КОРЫСТЬ.

КОРЫСТЬ страсть к приобретению, к наживе; выгода, польза.

БЕСКОРЫСТИЕ  -н е стремящийся к личной выгоде, наживе.

Бескорыстен тот, кто думает о других более, чем о себе.

- Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир.

Словарная работа «Знакомый, приятель, товарищ, друг»                      Слайд №4

Учитель:- А вот иногда можно услышать такую фразу: «У меня полно друзей». Так  ли это на самом деле?  

- Скорее всего, это широкий круг приятелей, товарищей, знакомых… просто приятных для времяпровождения и общения людей. А друзей не может быть много. Ведь настоящих друзей (и даже одного друга!) не так легко встретить.

Друг, приятель, товарищ, знакомый… . Казалось бы понятия простые, но как сложно бывает порой разобраться в человеческих отношениях.

Так давайте разберёмся, чем отличаются все эти понятия.                                                        

Учитель: Выслушав ваши рассказы, я поняла, что некоторые плохо понимают смысл слова «друг». И употребляют его там, где нужно было бы употребить слова «товарищ», «знакомый», «приятель».

•        Друг – человек, близкий вам по духу, по убеждениям, на которого можно во всем  положиться. Кто твой друг. Назови его имя?

•        Товарищ – человек, близкий вам по роду занятий, деятельности, по условиям жизни. Назови своего товарища.

•        Приятель – человек, с которым у вас сложились хорошие, простые, но не совсем близкие отношения. Есть ли у вас приятели. Как их зовут?

•        Знакомый- это человек, с которым вы общаетесь, которого вы знаете.

Кто они? Как зовут вашего знакомого?

А теперь вы можете совершенно уверенно различать, когда и какое слово употребить.

(Читает начало предложения, дети угадывают последнее слово и громко его произносят).

*О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать...        (знакомый)

*О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы скажете...        (приятель).

*Об однокласснике, с которым за 4 года съеден пуд соли, скажете..     ( товарищ).

*О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажете...        (друг)

Учитель: Дружба - это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу.

У вас в конверте №1 - 4 пословицы. Я буду описывать ситуации, а вы попробуйте подобрать пословицу, которая подсказывает, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия.

Пословицы о дружбе                                                                                      слайд№5                                                                  

Ситуация №1

       Вы пришли со школы и буквально валитесь с ног от усталости, но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно помочь отремонтировать велосипед.

А нужно ли всегда идти на поводу у своего друга? Друг должен считаться с вами.        (Помогу и скажу: «Друга иметь – себя не жалеть».)

Ситуация № 2        Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг сломал руку.        (Доведу его до дома, вызову «скорую» и скажу: «Друг познается в беде».)

Ситуация № 3

      Ваш друг поступил с вами плохо, нечестно или вернее подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок.

-А как можно вернуть дружбу?        (Подарок не приму и скажу: «Друга за деньги не купишь».)

Ситуация № 4

    Дружба, что стекло: расколешь - не соберёшь.

Учитель: Ну, а к четвертой пословице попробуйте сами придумать ситуацию. «Дружба, что стекло: расколешь - не соберёшь »

 - В каких случаях можно вспомнить эту пословицу? (Дети приводят 2-3 примера гипотетических ситуаций.)

Чтение и обсуждение притчи о дружбе.  Послушайте притчу о дружбе:

Учитель:  Как-то два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощечину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча, он написал на песке: “Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину”. Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул и его друг его спас. Когда он пришел в себя, то высек на камне: “Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь”. Первый спросил его: – Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? И друг ответил: – Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это. Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне. Оставь немного времени для жизни! И пусть тебе будет легко и светло...

Учитель: О чем эта притча, чему она учит нас?

Учитель:  Да, действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг. Народная мудрость гласит: “ Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой”. – Есть ли у вас настоящие друзья? А вы можете назвать себя хорошим другом? Чтобы ответить на этот вопрос, выполним небольшой тест. ( Выполняют заранее)

Тест “Хороший ли ты друг”                                                                                                          Слайд№6и №7

1. Вы собрались в кино, но вдруг выясняется, что у твоей подруги (друга) нет денег на билет. Как ты поступишь?

А) Пойдешь в кино одна (один).

 Б) Одолжишь подруге (другу) денег.

 B) Найдешь богатенького приятеля, который мог бы сводить вас в кино.

2. Ты хочешь пригласить подругу (друга) вместе провести вечер, но она (он) уже обещал (а) своей маме сделать уборку. Как ты поступишь?

А) Проведешь вечер одна (один).

Б) Поможешь ей (ему). Чем быстрее вы закончите работу, тем больше времени останется на веселье.

В) Позвонишь другой  (-ому) подружке (другу).

3. Ты идешь по улице и вдруг видишь, что шайка хулиганов пристает к твоей подруге (другу). Как ты поступишь? А) Сделаешь вид, что ты их не замечаешь, и поспешишь скрыться. Б) Бросишься на помощь подруге (другу). В) Расскажешь об этом ее (его) отцу…когда увидишь его.

4. Вы с классом поехали на экскурсию. Вдруг одна из твоих подруг (один из твоих друзей) обнаруживает, что не взял (а) с собой еды. Как ты поступишь?

А) Скажешь ей (ему), чтобы в следующий раз он(а) лучше собиралась в поездку.

 Б) Поделишься с ней (с ним) своим обедом.

 В) Скажешь об этом учителю, чтобы он что-нибудь придумал.

– Итак, подведем итог.

Больше ответов А: Возможно, настало время сесть и подумать, почему никто не помогает тебе в  трудных ситуациях. Настоящая дружба предполагает взаимную помощь и поддержку. Покажи своим друзьям, что ты в любую секунду готов(а) прийти им на помощь.

Больше ответов Б: Ты замечательный друг! На тебя можно положиться в трудную минуту. Таких как ты интересные события и приключения с друзьями ждут на каждом шагу. Самое главное – твои друзья знают, что всегда могут положиться на тебя!

Больше ответов В: Ты беспокоишься о своих друзьях, особенно когда они оказываются в сложной ситуации, но дружба – это не только приятное времяпрепровождение. Твои друзья должны быть уверены, что всегда могут рассчитывать на твою помощь. У тебя большие задатки. Чтобы стать настоящим другом, подумай о том, как их реализовать.

– Я надеюсь, что этот тест заставит каждого из вас задуматься о том, что быть другом – это сложный и кропотливый труд, это работа, прежде всего, над собой. Давайте подумаем, существует ли некий кодекс дружбы?

4. Музыкальная пауза   Песня « Настоящий друг»                                       Слайд №8                    

5. Игра “ Знакомство – представление”, “Ищу друга!”         Слайд №9

Вы решили найти друга по переписке и для этого вам нужно написать объявление о себе в газету. Расскажите о своих сильных сторонах – о том, что любите, цените, применяете в себе, о том, что дает вам чувство уверенности. Не умоляйте своих достоинств, но сообщите и о своих недостатков. Все участники пишут объявления, а затем прикрепляют его на доску объявлений. (В классе доска с надписью “ Доска объявлений”.)

(Листочки – объявления вывешиваются на импровизированную тумбу для объявлений.) Думаю, что ваши объявления обязательно привлекут к себе внимание, ведь в основе общительности лежат два чувства – уважение и доверие, а эти чувства связаны с желанием понять, внутренний мир другого человека. Умение жить среди людей, иметь товарищей и друзей зависит исключительно от воспитания и самовоспитания.

6. Работа в группах. Игра “Слова”                           Слайд №10

Заполним таблицу.

Учитель: Что же сближает людей? Какие черты характера вы хотели бы видеть в своих друзьях? Давайте вместе с вами “разобьем” на две группы предложенные слова, обозначающие необходимые другу качества, и слова, обозначающие качества, которые нужно “изживать”. Понимание, Деликатность,  Мелочность, Близость взглядов,  Неуверенность, Зависть, Прощение, Доброта, Равнодушие, Благородство, Самокритичность, Болтливость, Сдержанность, Обдуманность фраз и поступков, Нахальство, Раздражительность, Искренность,  Приветливость, Честность.

Надпись на доске: “Лже – Друг” “Настоящий Друг”: к какой колонке вы поставите данные надписи?

 А сейчас из положительных качеств настоящего друга мы будем составлять цветок "Дружбы”.

У нашего цветка нет лепестков, лепестки-ладошки лежат в конверте , приклеить их на плакат.

Представьте, что эту ладонь вы дарите своему лучшему другу. Подумайте, какой я – друг? Каким я готов быть другом. Напишите на пальчиках ваши лучшие качества.

- Посмотрите, ребята из хороших качеств настоящего друга получился красивый цветок. – Вам нравиться?

Вывод: Человек, который обладает такими качествами, красив не только изнутри, но и внешне.

7. Ученик читает стихотворение « Если есть друзья на свете»         

 Ученик: Б.Заходера «Мы – друзья».  

С виду мы

Не очень схожи.

Петька толстый,

Я худой.

Не похожи мы, а все же

Нас не разольешь водой!

Дело в том,

Что он и я –

Закадычные друзья!

Все мы делаем вдвоем

Даже вместе…

Отстаем!

Дружба дружбою,

Однако…

И у нас случилась драка.

Был, конечно, важный повод,

Очень важный повод был!

Помнишь, Петя?

- Что-то, Вова,

Позабыл!

- И я забыл…

Ну, неважно! Дрались честно,

Как положено друзьям:

Я как стукну!

- Я как тресну!

- Он как даст!?

- А я как дам?!

Скоро в ход пошли портфели,

Книжки в воздух полетели.

Словом, скромничать не буду –

Драка вышла хоть куда!

Только смотрим – что за чудо?

С нас ручьем бежит вода!

Это Вовкина сестра

Облила нас из ведра!

С нас вода ручьями льется,

А она еще смеется:

Вы действительно друзья!

Вас водой разлить нельзя!

Учитель: А как вы думаете мальчики настоящие друзья? ( Ответы учащихся)

Учитель: - Я думаю, что эти мальчики еще маленькие и не совсем понимают, что такое дружба, но у них одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры. И со временем их дружба станет настоящей, крепкой, верной и долгой.

Учитель: - А теперь послушайте рассказ В. Осеевой «До первого дождя».

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.

- Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.

- Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.

В школе учительница сказала:

- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как это случилось? Ведь вы же шли вместе?

- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.

- Так вы могли укрыть одним плащом, - сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки грустно покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

Вопросы детям:

- Почему учительница сказала девочкам: «Ваша дружба до первого дождя»?

- Почему покраснела  Таня за Машу? (Ответы детей).

Учитель:- Дружбу надо беречь, надо уметь дружить, настоящая дружба всегда бескорыстна. А то ведь как бывает. Сегодня дружу с Сашей, он дал мне диск с интересной игрой, а завтра – с Машей, она дала мне списать домашнее задание по математике, а через день-другой уже с ними не дружу, потому что мне нужно что-то взять у Марины.

- Как вы думаете, настоящая ли это дружба? (Размышления ребят).

 Ученик : Все живут не тужат…»        

Все живут, не тужат, а со мной не дружат,

Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной».

Есть разряд у Ильиной и девчонок свита,

Подружись я с Ильиной - стану знаменитой!

Все пятерки до одной у Светловой Нади.

Я прошу: «Дружу со мной! Подружись xoть на день!

Будешь ты меня спасать - дашь контрольную списать».

А девчонка на дыбы! Говорит: «Молчала бы!»

Не вставать же на колени уговаривать подруг.

Напишу я объявленье: «Срочно требуется друг!»

Вопросы для обсуждения:

-Почему с девочкой никто не хотел дружить?

-Что бы вы ей посоветовали?

-Можно ли заставить насильно дружить?

                        (ответы детей)

8. Обсуждение проблемных ситуаций в группах.

- А сейчас, ребята, в группах обсудите ситуации и ответьте на вопрос: “Как бы я поступил?”

1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать. (Ответы детей).

2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения. (Ответы детей).

3. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить. (Ответы детей).

4. Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.

5. Твой друг предлагает тебе поступить плохо. (Ответы детей).

–Учитель: Как вы думаете, ребята, какие поступки и действия способствуют укреплению товарищеских и дружеских отношений в коллективе? (Ответы детей.)

Учитель: Да, только взаимная помощь в учебе, труде, взаимная выручка и поддержка в преодолении встречающихся трудностей в учении и делах будет содействовать укреплению товарищеских отношений. Вы, ребята, должны знать, что не стоит спорить по пустякам, зазнаваться. Если что-то получается лучше, нужно научить своего одноклассника. Необходимо проявлять чуткость и внимание не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях.

- Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Нельзя быть равнодушным к чужому горю. Нужно всегда помнить, что человек живет один раз на Земле, поэтому нужно каждый день творить добро.

Ученик: Друг напомнил мне вчера,

Сколько делал мне добра.

Карандаш мне дал однажды,

Я в тот день забыл пенал.

В стенгазете, чуть не в каждой,

Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок,

Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка

Не жалел и пирожка.

Откусить мне дал когда - то,

А теперь представил счет.

Не влечет меня, ребята,

Больше к другу не влечет.

Учитель: Можно ли назвать этого мальчика  настоящим другом? Если нет, то почему?

 (Ответы детей.)

Учитель: - Какое надежное и емкое слово – дружба! Дружить можно со всеми и с кем-то одним, но все-таки самая главная дружба начинается в семье. Ведь семья – это начало нашей жизни, мы здесь родились, растем, взрослеем. Именно в семье мамы читают вам первые сказки, рассказы о дружбе.

Ученик:  «Мама – самый лучший друг

Книга – учитель,        Слайд № 11

Книга – наставник,

Книга – близкий товарищ, друг.

В. Боков.

  Учитель: Какие сказки и рассказы о дружбе вы помните? (Ответы детей.)    

-Учитель: Книг о дружбе и друзьях очень много. Читая эти книги, вы приобретёте себе настоящих друзей – литературных героев.

Обзор выставки книг        

Л. Воронкова «Солнечный денек» («Подружки идут в школу»);

В. Драгунский «Друг детства», «Денискины рассказы»;

Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки»;

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»;

В. Осеева «Три товарища», «Дождь», «Васек Трубачев и его товарищи»,

Г. Андерсен «Дюймовочка»,  Р. Киплинг «Маугли»,  А.Гайдар «Тимур и его команда» и др.

Учитель: А сейчас я вам предлагаю послушать внимательно басню Л.Н.Толстого "Отец и сыновья” и ответить на вопрос: Чему учил отец своих сыновей?

Отец приказывал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:

- Сломайте.

Сколько они ни бились, не могли сломать.

Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.

Они легко переломили прутья поодиночке.

Отец и говорит:

- Так-то и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да все врозь – вас всякий легко погубит.

- Так чему же учил отец своих детей? (Ответы учащихся: жить в согласии, дружно)

9.  Викторина «Кто с кем дружит?                                                          Слайд№12

- Я буду называть разных героев, разные имена, а вы говорите, кто с кем дружит? Кто кому нужен?

1. Добрая Белоснежка и …(семь гномов)

2. Забавные бурундучки Чип и …(Дейл)

3.Зеленый крокодил Гена и (Чебурашка).

4.Доверчивый Буратино и (Мальвина).

5.Смешной Вини-Пух и (Пятачок).

6. Какая девочка выручила своего друга из ледового плена? Вызывает ли у вас уважение ее поступок и почему? (Герда выручила своего друга Кая)

7. Карлсон: «Я самый больной в мире человек». Потребовал лекарство. Малыш дал лекарство, на что Карлсон сказал: «Друг спас жизнь друга». Какое лекарство дал Малыш Карлсону? (малиновое варенье)

8. Герои Эд.Успенского - Крокодил Гена, Чебурашка и Галя - решили подружиться. Как они это сделали? (Решили построить Дом Дружбы, а пока его строили – все подружились).

9. Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали, вместе жили не тужили. (Бременские музыканты: петух, кот, пес, осел).

10. Григорий Остер написал немало рассказов о Попугае, Удаве, Мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвертым в компании друзей? (Слоненок.)

- Ребята, сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать и правила.                                                                                                                    

  -Существует много правил дружбы. Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями.

Основные правила дружбы :        Слайд №13

Один за всех, и все за одного.

Дружите, не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.

Уважайте друг друга и помогайте друг другу.

Радуйтесь вместе с друзьями.

В беде не оставляйте друзей, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.

Берегите друзей, ведь друга потерять легко.

 Старый друг лучше новых двух.

10. Рефлексия.

Учитель:  Дружба не знает границ, она соединяет сердца не только близко живущих людей, но и тех, кого разделяют тысячи километров. Что же помогает этим людям поддерживать связь и отношения? ( Письма, телефон – сотовая связь,  фото и видеосъемка,  а также Интернет.  Связь, которая как паутина опутала весь мир.)

- На сегодняшнем мероприятии я предлагаю вам сплести нашу паутинку дружбы. - Давайте встанем в круг. У меня в руках клубок. Надо передавать клубок друг другу так, чтобы нить клубка переплеталась, как паутинка и при этом, передавая клубок, ещё раз скажем друг другу слова известного героя, терпеливого и добрейшего кота Леопольда: «Давайте жить дружно».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие «Поговорим о дружбе!» для 3-4 классов

Способствовать формированию углубленного осмысления понятия "Дружба" и "Друг"....

Внеклассное мероприятие "Поговорим о дружбе"

Мероприятие  о дружбе для работы детей в группах...

Презентация к внеклассному занятию "Поговорим о дружбе"

презентация мероприятие "Поговорим о дружбе"...

сценарий внеклассного мероприятия "Поговорим о дружбе"

сценарий мероприятия "Поговорим о дружбе"...

Внеклассное воспитательное мероприятие " Поговорим о дружбе"

Разработка внеклассного воспитательного мероприятия для 4 класса...