внеурочная деятельность
календарно-тематическое планирование (4 класс) на тему

Борисова Ольга Родионовна

кружок "Обество юных исследователей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchestvo_yunykh_issledovateley.docx44.02 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Проектная деятельность – это форма организации совместной деятельности обучающихся, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели, где цель – это решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

  1. Общая характеристика предмета

В решении задач развития УУД большое значение Стандартом придаётся формам работы, где, помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания определенного продукта, межпредметных связей, соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование деятельности учителем и обучающимися. При этом изменяется роль учителя – из простого транслятора знаний он становится действительным организатором совместной работы с обучающимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.

В проектной деятельности складывается ситуация, в которой школьники сами ставят цели проектирования. Проектирование – это обязательно практическая деятельность,  в которой новые способы деятельности не приобретаются, а превращаются  в средства решения практической задачи. Ставя практическую задачу, ученики  ищут под эту конкретную задачу свои средства.

Проект – весь путь от идеи до получения продукта.

 Обучающиеся начальных классов   научатся получать информацию путём собственных наблюдений, приобретут первые знания по исследованиям. Планирование содержания  кружка «Общество юных исследователей» сориентировано с планом внеклассной работы. Темы исследований могут соответствовать теме школьной конференции (проводятся ежегодно), а также могут быть индивидуальными проектами школьников для развития познавательного интереса конкретного обучающегося в рамках учебной программы и шире.

Программа внеурочной деятельности рассчитана на 1 год обучения – 4 класс (т.к. данная программа реализуется только с данного периода).

Исследовательская деятельность младших школьников поможет собрать краеведческий материал, материал о себе и своей семье, Родине. Это будет началом летописи о родном крае, а в итоге – большой привязанности и любви к малому уголку на огромной Земле.

Цель программы:

Организация исследовательской деятельности младших школьников, развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся

        Задачи:

  • создание условий для ознакомления детей с природой, историей и культурой родного края;
  • обучение проведению исследований младшими школьниками;
  • стимулирование у детей познавательного интереса в различных науках (областях);
  • воспитание любви к малой родине, уважения к традициям старших поколений;
  • развитие творческой исследовательской активности детей;
  • формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности;
  • вовлечение родителей и их семей в исследовательскую деятельность
  • формирование позитивной самооценки, самоуважения;
  • формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

  • формирование умения решать творческие задачи
  • формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане

Предлагаемая программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся во внеурочное время один раз в неделю протяжённостью 1 час. Всего за учебный год – 34 часа. Возраст занимающихся 9-11 лет.

  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности: повышение мотивации в получении дополнительных знаний; изучения методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации); рефлексии и интерпретации результатов.

Работа над проектом способствует воспитанию у учащихся: значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности, самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации.

Проектная деятельность развивает: исследовательские и творческие способности личности. Сущность и ценность проектов состоят:

  • в том, чтобы научить детей проектировать собственную траекторию движения при решении того или иного социокультурного вопроса;
  • в создании учебной мотивации;
  • пробуждении в учениках познавательного интереса;
  • в развитии стремления к успеху и одобрению;
  • в снятиии неуверенности в себе, боязни допустить ошибку и получить порицание;
  • в развитии способности к самостоятельной работе;
  • в формировании умения общаться и взаимодействовать с другими учащимися.
  1. Содержание учебного предмета

  Критерии оценки проектной деятельности:

 - Осознанность  в  определении  проблемы,  выборе  темы  проекта,  практической  направленности, значимости выполняемой работы.

- Аргументированность предлагаемых решений, подходов и выводов.

- Выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность.

- Уровень творчества, оригинальность материального воплощения и представления  проекта.

- Качество оформления.  

- Качество   доклада:   полнота   представления    работы,  аргументированность     и  

убеждённость.

- Объём и глубина знаний по теме, эрудиция.

- Ответы на вопросы: полнота, аргументированность.

- Деловые   и   волевые   качества:   ответственное   отношение,   доброжелательность,  

контактность.

Этапы работы над проектом:

- предпроект;

- этап планирования работы над проектом;

- аналитический этап;

- этап обобщения;

Предпроект   —    это  обмен   знаниями    по  теме,   интересами;  высказывания  пожеланий,  вопросов;  обсуждение  возникших  идей;  перечисление  возможных  тем  проекта; формулирование темы проекта для группы учащихся; формулирование тем  для работы подгрупп.

Основная  цель  этапа  планирования       —  получение  общего  представления  о  будущем направлении исследовательской работы.

 Планирование      работы    над   проектом:    определение    временных     рамок,  ограничивающих  этапы  работы;  обсуждение  вариантов  оформления  отчетности  о  выполненной  работе;  формулирование  наиболее  актуальных  проблем,  способных  оказать влияние на ход проекта. В ходе планирования педагог лишь изредка вносит коррективы в ход дискуссии  по планированию проектной деятельности. Очень важно максимально предоставить  инициативу учащимся, оставив себе роль консультанта и помощника. Именно на этом этапе определяются основные проблемы, относящиеся к проведению  исследования:  Как  работать  с  книгами  и  журналами?  Как  правильно  оформлять  текст? Как проводить анкетирование и тестирование? и.т.д.

     Аналитический  этап:  исследовательская  работа  учащихся  и  самостоятельное  получение   новых   знаний;   уточнение   намеченных   цели   и   задач;   поиск   и   сбор  информации  через  собственные  знания       и  опыт  учащихся;  обмен  информацией  с  другими      лицами      (учащимися,      учителями,      родителями,      приглашенными  консультантами и т.д.); изучение специальной литературы, привлечение материалов  средств массовой информации, Интернета.

Следует  отметить,  что  основной  задачей  аналитического  этапа           являются  самостоятельное   проведение   учащимися   исследования,   самостоятельное   по- лучение и анализ информации. Педагог при этом следит за ходом исследования, его  соответствием цели и задачам проекта, оказывает группам необходимую помощь, не  допуская    пассивности     отдельных     участников.    В   его   задачу   также    входят  корректировка деятельности групп и отдельных участников и помощь в обобщении  промежуточных результатов для подведения итогов в конце этапа. Очень  важными  мероприятиями  аналитического  этапа  являются  занятия, связанные с ознакомлением учащихся с алгоритмами специальных способов работы с  информацией,   таких,   как   проведение   анкетирования,   социологического   опроса,  поиска литературы и работы с ней, поиска информации в Интернете.

Необходимым  является  также  проведение  библиотечного  занятия.  Основной  его  целью является знакомство учащихся с каталожной системой библиотеки, обучение  умению пользоваться системой поиска литературы.

     Одно   из   занятий   аналитического   этапа   должно   быть   посвящено   обучению  умениям  конспектировать  и  реферировать  текстовую  информацию.  По  окончании  занятия  участники  проектной  группы  получают  задание:  написать  сложный  план  своего  будущего  проекта  и  составить  список  используемой  литературы  и  других  источников информации.

     Этап обобщения: систематизация, структурирование полученной информации и  интеграция  полученных  знаний;  построение  общей  логической  схемы  выводов  для  подведения   итогов   (в   виде   рефератов,   докладов,   конференций,   видеофильмов,  спектаклей, стенгазет, журналов, презентации в Интернете и т.д.).

     Задача  педагога  на  этом  этапе  —   предоставить  учащимся  максимальную  са- мостоятельность     и  помочь    проявить    творческую    активность    в  выборе    форм  представления     результатов     проекта;   стимулировать      формы,     которые    дают  возможность раскрыться каждому ученику.      По  окончании  работы  над  проектом  учащиеся  подводят  итоги  и  отвечают  на  следующие вопросы: Выполнил ли я то, что задумал? Что было сделано хорошо? Что  было сделано плохо? Что было выполнить легко, в чем я испытывал трудности? Кто  мог  бы  сказать  спасибо  мне  за  этот  проект?  Ответы  на  все  эти  вопросы  помогают  ребятам  подготовиться  к  презентации  своего  проекта  во  время  проектной  недели  и  достойно выступить перед экспертным советом.      Презентация  полученных  результатов:          осмысление  полученных  данных  и  способ    достижения     результата,    обмен    полученной     информацией,     а   также  накопленным  опытом  в  классе  или  группе  учащихся;  обсуждение  и  совместная  презентация     участниками     результатов     работы    надо    проектом;    совместная  презентация результатов на различных конкурсах проектов.

     Особенность  этапа  заключается  в  том,  что  само  осуществление  презентации  в  той форме, которую выбрали участники, является, по сути, учебным и ориентировано  на приобретение навыков представления итогов своей деятельности.

Подготовка и обобщение материала для презентации, как правило, вызывают новые  вопросы и побуждают учащихся к дискуссиям. Здесь может быть подвергнут критике  ход исследований, самостоятельно выявлены ошибки, допущенные в ходе работы над  проектом.  Задача  педагога  —    объяснить  участникам  проектной  группы  основных  правила  ведения  дискуссии  и  делового  общения;  стремиться  выработать  навыки  конструктивного  отношения  к  критике  своих  суждений  другими  и  к  наличию  в  группе многих точек зрения на решение проблемы.

     Таким    образом,    метод   проектов    основывается     на   принципе    “обучения  посредством   деятельности”,   рассматривая   ее   как   вид   созидательной   работы,   в  которой    ученик   выступает    активным     участником.    В  основе    него  лежит    не  информационный подход, ориентированный  на  развитие  памяти, а  деятельностный,нацеленный  на  формирование  комплекса  мыслительных  способностей  (понимания,  рефлексии,    конструирующего       воображения,     способности     к   целеполаганию), необходимых для исследовательской деятельности.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные:

  • Свободно выражать мысли и чувства в процессе речевого общения
  • Мотивированности и направленности на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
  • Заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества;
  • Следовать этическим нормам и техник преодаления конфликтов;
  • Эмоционально-ценностному отношению к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.

Метапредметные:

  • Планировать и выполнять учебный проект, используя оборудование, моедли, методы и приемы, адекватные исследуемой проблеме;
  • Выявлять и формулировать проблему;
  • Планировать этапы выполнения работ;
  • Выбирать средства реализации замысла;
  • Работать  с разными источниками информации;
  • Обрабатывать информацию;
  • Структурировать материал;
  • Контролировать ход и результаты выполнения проектов;
  • Представлять результаты выполненного проекта;
  • Выдвигать гипотезу;
  • Находить доказательства;
  • Формулировать вытекающие из исследования выводы;
  • Ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
  • Осуществлять адекватную оценку своей деятельности и деятельности других участников;
  • Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов.

Учащиеся научатся:

• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;

• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

• использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;

• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;

• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;

• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

Выпускник получит возможность научиться:

• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;

• использовать догадку, озарение, интуицию;

• использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;

• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;

• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;

• использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;

• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта

  1. Примерное тематическое планирование с определением основных видо деятельности

№ п\п

Наименование раздела программы

Тема урока

Дата

Лаб-е, практиче-е

Кол-во часов

Примечание

Вид контроля

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовленности. Характеристика деятельности учащихся

1

Мой край. Моя история

Знакомьтесь: это -  я! О себе..

1

2

Летопись семьи. Мои первые исследования

Знать виды исследовательских работ,

форм исследования: интерактивные, конспектирование источников, эксперимент, наблюдение, интервьюирование и т.д.; типологию проектов.

текущий

2

Один день из жизни моей мамы..

1

2

Подготовительный этап:

а. создание замысла проекта и разработка структуры;

б. разработка и создание организационного материала.

Поиск информации в различных источниках.

Преобразование, обмен, обработка собранной информации, редактирование текстов.

текущий

3

Моё генеалогическое древо.

1

3

Обоснование выбранной темы. Отбор и анализ информации  по теме. Составление рабочего плана исследования.

Знать термин «генеалогическое древо». Знать, уметь называть имена, отчества, фамилии своих близких.

текущий

4

Дети в военные годы – ваши земляки, родственники. Экскурсия в музей боевой славы.

1

3

Опрос мамы, папы, бабушек и дедушек. Составление списка вопросов для беседы со взрослыми. Заполнение анкеты. Запись ответов

Уметь записывать информацию, представлять в виде таблиц, графиков, схем, рисунков, фото. Анализирование и систематизация полученной информации.

текущий

5

Сокращения, обозначения. Приложения.

Объём исследовательской работы. Эстетическое оформление.

1

2

Обработка информации. Представление коллажей учащихся, выступление с докладом о проделанной работе.

Оформление исследовательских работ. Подготовка результатов исследования.

итоговый

6

Я и моя Родина

Мой город- именинник. Интерактивная экскурсия по городу.

1

2

Поиск информации в различных источниках.

Преобразование, обмен, обработка собранной информации, редактирование текстов.

Создание и усовершенствование рисунков.

Оформление собранного материала (композиционное размещение, монтаж, создание коллажа "Мой город - именинник")

Уметь работать с различными источниками информации, сопоставлять, анализировать полученные данные. Представление коллажей учащихся, выступление с докладом о проделанной работе.

теущий

7

Экскурсия в краеведческий музей. Щекино: что в имени Твоем..

1

1

Правила поведения. Поиск информации.

Уметь работать с устной информацией.

текущий

8

Школа – наш дом.

1

2

создание замысла проекта и разработка структуры; разработка и создание организационного материала. Разработка маршрута исследования и распределение задач (обязанностей).

Заполнение шаблона разработки проекта (идея, тема, цель проекта, основополагающие и проблемные вопросы, ход проекта).

Проведение первичного среза знаний по теме исследования. Поиск информации в различных источниках.

текущий

9

Знаменитые люди – выпускники моей школы

1

2

Экскурсия в зал И.Талькова, музей Боевой славы

Поиск информации в различных источниках.

текущий

10

Учителя – выпускники школы. Мои родители-выпускники школы №11.

1

2

Состаление списка учителей – выпускников школы. Известные люди города – выпускники школы. Раасматривание фото родителей – учеников школы.

Знать, уметь называть имена и отчества знаменитых выпускников школы. Заполнение анкет.

текущий

11

Народные промыслы.

Летопись семьи: У бабушек и дедушек – золотые руки (выставка работ).

1

2

Анкетирование, интервьюирование по выявлению индивидуальных предпочтений учащихся класса.

Разработка маршрута исследования и

распределение задач (обязанностей).

Преобразование, обмен, обработка собранной информации.

Создание диаграмм, графиков, схем.

Текущий

12

А мы все разные… Мир моих увлечений.

1

1

Ассоциограмма "Мой класс".

Уметь преобразовывать информацию, выбирать главное.

текущий

13

Достопримечательности моего города

1

2

Охрана исторических, культурных, природных памятников. Анкетирование, интервьюирование по выявлению индивидуальных предпочтений учащихся класса.

Разработка маршрута исследования и

распределение задач (обязанностей).

Преобразование, обмен, обработка собранной информации.

Создание диаграмм, графиков, схем.

текущий

14

Чудеса России.Байкал

1

1

1

1

1

1

Поиск информации в библиотеке, интернете..

Уметь искать информацию, систематизировать, наблюдать. Создание диаграмм, графиков, схем. Представление коллажей учащихся, выступление с докладом о проделанной работе.

Текущий

15

Чудеса России. Долина гейзеров. Камчатка.

1

Текущий

16

Чудеса России. Мамаев курган и Родина-мать.

1

Текущий

17

Чудеса России. Петергоф.

1

Текущий

18

Чудеса России. Собор Василия Блаженного.

1

Текущий

19

Чудеса России. Столбы выветривания.

1

1

Текущий

20

Чудеса России. Эльбрус

11

1

итоговый

21

Презентация работ в классе.

1

1

Отчет о проделанной работе.

Систематизация полученной информации.

итоговый

  1. Описание материально- технической базы изучаемого предмета
  1. ФГОС
  2. Ноутбуки
  3. Проектор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....