Исследовательская работа "Цифры в пословицах и поговорках"
творческая работа учащихся (1 класс) на тему

Огородникова Елена Леонидовна

Пословицы всегда приходят к нам в разговоре,к  случаю.Многие поступки людей можно истолковать в соответствие с пословицами.Если человек и пословицы находятся во взаимосвязи, то пословицы выполняют поучительную роль в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podkolzin_slava_issledovatelskaya_rabota_1_klass.docx39.77 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный конкурс исследовательских работ

Цифры в пословицах и поговорках

Секция «Математика – царица наук»

Автор:

Подколзин Вячеслав

1-б класс

Руководитель:

Огородникова Е.Л.

 учитель 1-б класс

г.Дзержинск

2013 г.


СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение. ………………………………………………………………………………………3

1.1.Цель исследования…………………………………………………………………   3

1.2.    Задачи……………………………………………………………………………    3

1.3. Гипотеза……………………………………………………………………………   3

1.4. Актуальность………………………………………………………………………   3

            1.5. Методы исследования……………………………………………………………….3

2. Основная часть…………………………………………………………………………   4 - 6

2.1.Как люди научились считать………………………………………………………. .4

2.2 Магия чисел………………………………………………………………………… .5

2.3 Из истории пословиц и поговорок………………………………………………….6

3. Практическая часть …………………………………………………………………    7 - 11

           3.1 Пословицы и поговорки с цифрами……………………………………………7-  9

           3.2  Статистическая обработка данных………………………………………………. .10

           3.3   Степень распределения в литературе пословиц и поговорок с цифрами…….. .11

4. Заключение………………………………………………………………………………… 12

5. Литература…………………………………………………………………………………  13

6. Приложение №1.............................................................................................................. 14 -17

  1. Введение.

Мы часто используем в жизни цифры и числа. Их можно встретить на витринах магазинов, услышать о них из средств массовой информации. Цифры объясняют нам сколько стоит конкретный продукт или вещь, какой возраст у  ребенка и когда у него день рождения , дату и время. Все это и многое другое мы узнаем благодаря цифрам и числам. Но когда мы не знаем о чем именно идет речь при использовании тех или иных цифр, они становятся просто знаками. Наши предки придумали множество пословиц и поговорок .И немалое место среди  них занимают пословицы и поговорки с цифрами. И все-таки нам хотелось узнать , а на все ли цифры есть пословицы и какие цифры в пословицах и поговорках встречаются чаще всего. Знают ли  ребята нашего класса пословицы и поговорки с цифрами? Какие цифры чаще всего использовались в пословицах и поговорках? Много ли вы знаете пословиц, поговорок, в которых есть цифры? Мы решили заняться поиском таких пословиц. Интересно, а с каким числом пословиц больше?

1.1 Цель исследования.

Исследовать пословицы, поговорки , в которых есть цифры.

1.2 Задачи.

  • Провести анализ литературы с целью выявления и классификации пословиц с цифрами.
  • Систематизировать пословицы с цифрами  0,1,2,3,4,5,6,7,8,9.
  • Определить, каким цифрам  народная мудрость посвятила больше пословиц.

1.3 Гипотеза.

Анализ пословиц проводился, исходя из следующей гипотезы: мы предположили, что пословицы и поговорки есть на все цифры , а пословицы с цифрами 1, 2, 7 самые распространённые.

1.4 Актуальность

Знание пословиц и поговорок делает нас мудрее, предостерегает от ошибок. В пословицах всегда есть вывод, который полезно помнить каждому. Многие поступки людей можно истолковать в соответствие с пословицами. Если человек и пословицы находятся во взаимосвязи, то пословицы выполняют поучительную роль в жизни человека. В пословицах и поговорках заложен богатый  опыт и мудрость народа.  Русская культура в последнее время все больше  подвергается влиянию западных мультфильмов, книг, фильмов. Очень трудно сейчас найти на телеэкранах русские народные сказки, в которых можно услышать и пословицы и поговорки, и крылатые выражения, которые русский народ собирал много лет и передавал из поколения в поколение.С пословицами мы встречаемся очень часто в повседневной жизни. Их можно услышать и от родителей, и от учителя, а самое интересное, что на каждом уроке по букварю есть пословица в конце страницы. Мы должны постараться  сохранить русскую культуру , ее самобытность.

1.5 Методы исследования.

В ходе выполнения работы я применял следующие методы исследования:

1. Анализ и изучение  литературы по теме.

2.Данные получены с помощью  наблюдения, сравнения, систематизации данных.

3. Метод анкетирования.

В ходе работы особое внимание обращал на работы Волиной В.В., Даля В.И.

Оборудование:  методическое пособие «Пословицы в картинках», детский сборник «Пословицы в картинках».

  1. Основная часть.

2.1. Как люди научились считать

        Сколько тебе лет? Сколько у тебя друзей? Сколько лап у собаки? Чтобы все подсчитать нужно знать цифры.

        А как считали древние люди, которые их не знали? Жизнь первобытных людей мало чем отличалась от жизни животных. Да и сами люди отличались от животных только тем, что владели речью и умели пользоваться простейшими орудиями труда: палкой или камнем, привязанным к палке. Первобытные люди не знали счета. Их учила сама жизнь. Наблюдая окружающую природу, от которой полностью зависела  их жизнь, наш далекий предок из множества различных предметов сначала научился выделять отдельные предметы : «один» и «много». Частые наблюдения множеств, состоявших из пары предметов ( глаза, уши, рога, крылья), привели человека к представлению о числе. Наш далекий предок, рассказывая о том, что видел двух гусей, сравнивал их с парой глаз. А если видел их больше двух , то говорил: «Много». Лишь постепенно человек научился выделять три предмета, ну а затем четыре, пять и т.д. Кстати сказать, пальцы сыграли немалую роль в истории счета, особенного когда люди начали обмениваться друг с другом предметами своего труда. Так, желая обменять  сделанное им копье на пять шкур, человек клал на землю свою руку и показывал, что против каждого пальца его руки нужно положить шкурку.

        Как же люди научились записывать цифры? В разных странах и в разные времена это делалось по-разному. Сначала это были зарубки на палках, костях животных, в виде ракушек или отложенных камешков, или в виде узелков на ремне или веревке. Сейчас нам, привыкшим к написанию цифр, даже не верится, что была какая-то другая система записи чисел. Способ записи чисел всего несколькими знаками (десятью), который принят теперь во всем мире, был создан в Древней Индии. Индийская система счета распространилась затем по Европе, а цифры получили название арабских( в отличии от применяющихся иногда римских цифр). Но правильнее их называть все-таки индийскими.

2.2.  Магия чисел.

        Еще в древности люди заметили, что некоторые цифры счастливые, магические. Так в Древнем Вавилоне поклонялись трем главным божествам: Солнцу, Луне и Венере. Особенно большим почетом в древности была окружена семерка. Отголоски почитания этого числа дошли и до наших дней, когда мы употребляем в речи пословицы и поговорки типа «Семь бед - один ответ», «На седьмом небе» , «Лук от семи недуг».

Впервые мистическое отношение к числам возникло несколько тысяч лет назад, а в середине века широко распространилось по всей Европе. Особым почитанием были окружены числа в Древне Греции. Философ и математик Пифагор утверждал, что « числа правят миром». Он создал школу единомышленников, которые верили в магию чисел и думали, что за каждым предметом стоит какое-то число. Число, считали они, несут с собой добро и зло, счастье и несчастье. Надо только узнать, какие из них добрые, а какие злые.

        Была даже целая наука — нумерология, в которой каждое имя имело свое число, получаемое при переводе букв имени в цифры. Если имя человека сочетается с его характером- это хорошо, если не сочетается или противоречит — плохо. Конечно, вера в счастливые и несчастливые числа уходит корнями в суеверие, но все равно интересно будет узнать , что :

  • единица — это символ славы и могущества, действия и честолюбия;
  • два - это символ любви и непостоянства,  поиск высшей гармонии и равновесия;
  • три — это символ совершенства, полноты, счастливое число. Число три стало самым излюбленным числом и в мифах, и в сказках. Число три считалось магическим, символизировалось треугольником, который представляет прошлое, настоящее и будущее;
  • четыре - это символ устойчивости и прочности;
  • пять — это символ риска, непредсказуемость, энергичность и независимость;
  • шесть - это символ успеха в делах;
  • семь - это символ тайны;
  • восемь - это символ надежности, доведенной до совершенства;
  • девять - это символ материального успеха.

2.3. Из истории пословиц и поговорок.

Величайшее богатство народа – его язык! Веками создавал народ мудрые изречения – пословицы и поговорки. В них из поколения в поколение передавались главные мысли о жизни.

У русского народа, как и у любого другого, существует бесчисленное множество пословиц и поговорок. Трудно сказать, с каких времён среди народа начали ходить пословицы и поговорки. Появились они ещё в то время, когда не было письменности. В течение столетий народ совершенствовал их. Они, как правило, безымянны, не имеют автора. Эти маленькие мудрые изречения создавались и накапливались народом в течение многовековой истории. Они отражают его жизнь, условия труда, культуру. Пословица всегда поучительна. В ней всегда есть вывод, который полезно помнить каждому.

Пословицы и поговорки прочно ложатся в память, их запоминание облегчается разными созвучиями, рифмами. Они кратки, в них нет лишних слов, каждое слово весомо, содержательно и точно. Яркую и точную характеристику пословицам дал сам народ: «Пословица недаром молвится» или «Пословица – всем делам помощница».

Пословицы – краткие народные изречения с назидательным содержанием. Пословица кратка, в ней нет лишних слов. Она легко и быстро запоминается .Пословицы дороги нам тем, что в них заключена мудрость народа. Собиратель  фольклора В. И. Даль так сказал о пословицах: «Пословица – коротенькая притча. Это суждение, приговор, поучение».

У пословицы есть родная сестра – поговорка. Они похожи друг на друга. Вот поговорка: «Пытаешься убить двух зайцев?» На самом деле человек вовсе не собрался на охоту за зайцами, а пытается одновременно достичь двух разных целей.

Поговорки – краткие устойчивые выражения, не составляющие, в отличие от пословиц, законченных высказываний. «Семь пятниц на неделе» – поговорка используется как часть суждения о тех, кто отступает от слова, меняет решение. Поговорка – образное выражение, употребляемое, как и пословица, в расширительном смысле, например, «Семь вёрст, и всё лесом»  – в значении «очень далеко».

Таким образом, пословица – законченное предложение, а поговорка – часть предложения, часть суждения, без вывода, без заключения.

Отличие поговорки от пословицы сам народ видит в том, что поговорка – украшение речи – цветок, тогда как пословица – суждение полное, завершённое, зрелое – ягодка. «Поговорка – цветок, пословица – ягодка».

        В речи пословица часто становится поговоркой и наоборот. Пословицы и поговорки , говоря о жизни, об отношениях людей, труде и поведении человека, дают нам четкие положительные или отрицательные примеры, утверждают или критикуют, восхваляют или осмеивают. Н.В.Гоголь говорил, что «в пословицах есть всё : издевка, насмешка, упрек,- словом, все шевелящее и задевающее за живое». О чем бы ни говорилось в пословицах или поговорках — все они учат нас  Добру, Истине и Красоте. Пословицы и поговорки  побуждают нас примерить описываемую ситуацию на себе, прочувствовать ее и сделать необходимый вывод. Они способны затронуть наши чувства. Владимир Иванович Даль, составитель Толкового словаря живого великорусского языка, писал, что пословица «это цвет народного ума, это житейская народная правда». Пословицы и поговорки остаются живыми фольклорными жанрами: они постоянно встречаются в нашей обыденной речи.

                     

3. Практическая часть

                                                             3.1. Пословицы и поговорки с цифрами

        Основным направлением моей работы было изучение пословиц на пример наличия в них цифр. Все ли цифры используются в пословицах и поговорках или только их часть? Вот вопрос, который я ставил перед собой.

            Сначала я решил опросить ребят из моего класса: « Знают ли они пословицы и поговорки с цифрами и какие именно».  Было предложено вспомнить и назвать пословицы и поговорки в которых встречаются цифры. Вот какие пословицы вспомнили ребята :

                                                                                                                               Таблица 1

Цифры

Пословицы

Поговорки

1

Один в поле не воин.

Один за всех и все за одного.

2

За двумя зайцами погонишься- ни одного не поймаешь.

Старый друг лучше новых двух.

Как две капли воды.

Два сапога — пара.

3

Лить слезы в три ручья.

7

Семь раз отмерь — один отрежь.

Семеро одного не ждут.

Зима не лето — в семь шуб одета.

У семи нянек дитя без глазу.

За семью замками.

8

Весна да осень — на дню погод восемь.

Оказалось , что ребята больше всего знают  пословиц и поговорок с числами 1,2,3,7.

        Следующим этапом моей работы было изучение литературы по данной теме.  Вместе с родителями я просмотрел  книги, справочники  с пословицами и поговорками. Оказалось , что  пословиц и поговорок  с цифрами  очень много. Но количество их на определенную цифру неодинаковое. Наибольшее количество пословиц с цифрами  1, 2, 7.

Приведем некоторые примеры пословиц и поговорок на каждую цифру:

                                                                                                                              Таблица 2

Цифры

Пословицы и поговорки

0

Ноль без палочки .
Ноль внимания .
Сводить к нулю.

1

Одной рукой в ладоши не хлопнешь.
Одна пчела немного меду натаскает.
Один в море - не рыбак.
Одна голова на плечах.
Одна мудрая голова ста голов стоит.
Один пашет, а семеро руками машут.
Один раз не в счет.
Одна правда на свете живет.
Одно сегодня лучше двух завтра.
Одному ехать - и дорога длинна.
Одной рукой и узла не завяжешь.
Один битый двух небитых стоит.
Один в поле не воин.
Один воин тысячу водит.
Один блин и то пополам ломай.
Один волк гоняет овец полк.
Один воин тысячу водит.
Один в бороне, а все в стороне.
Один гусь травы не вытопчет.
Один глаз на нас, а другой в Арзамас.
Один вор — всему миру разорение.
Один — за всех, все — за одного.
Один как пень, а другой как колода.
Один, как месяц в небе.
Один рот и тот дерет.
Один про Фому, другой про Ерему.
Один рубит, а другой в дудку трубит.
Один у Мирона сын, да и тот Миронович.
Один ум хорошо, а два — лучше.
Одинокому везде дом.
Одна беда идет, другую ведет.
Одна беда не ходит: беда беду родит.
Одна голова хорошо, а две лучше.
Одна ласточка не делает весны.
Одна лиса семь волков проведет.
Одна ложка дегтя портит бочку меда.
Одна одежда — и в мир, и в пир, и по задворью.
Одна рука в меду, другая в патоке.
Одна удача идет, другую ведет.
Одним глазом спи, а другим стереги.
Одно зерно горсть дает.
Одно око, да видит далеко.
Одно ухо — и то глухо.
Одного поля ягода.
Одному жить — сердце холодить, а на людях и смерть красна.
Одному и топиться идти скучно.
Одному сбылось, а другому не удалось.

2

Двое в поле воюют, а один и дома горюет.
Двух зайцев гонять — ни одного не поймать.
Два часа собирался, два часа умывался, час утирался, сутки одевался.
Два сапога - пара.
Два века не жить, а век — не тужить.
Два брата — на медведя, а два свояка — на кисель.
Два века не изживешь, две молодости не перейдешь.
Два дурака, да у каждого по два кулака.
Два Демида, а оба не видят.
Два дурака об одном уме.
Два гроша — куча хороша.
Два раза не умирать.
Два сапога — пара, и оба на левую ногу.
Два сапога — пара.
Дважды молоду не бывать.
Дважды в год лето не бывает.
Две собаки дерутся — третья не приставай.
Двое дерутся — третий не суйся.
Двум смертям не бывать, а одной не миновать.

3

Три жены имел, а от всех терпел.
Три сына, а сам в силе.
Три раза прости, а в четвертый прихворости.
Три деньги в день — куда хочешь, туда и день.
Хвастуну цена - три копейки.
Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени - только три дня.
Три дни молол, а в полтора дни съел.
Не узнавай друга в три дня - узнавай в три года.
Один — тайна, два — полтайны, три — нет тайны.
Один носит, другой просит, третий очереди ждет.

4

Челом — четырем, а пятому — помогай бог.
На все четыре стороны.
Конь о четырех ногах, да и то спотыкается.
Четыре полы, а бока голы.
Без четырех углов изба не рубится.
Жить в четырех стенах.

5

Пятое колесо в телеге.
Как свои пять пальцев.

6

Шестое чувство.

7

Семеро одного не ждут.
Семеро с ложкой - один с плошкой.
Семеро не один, в обиду не дадим.
Семь бед — один ответ.
Семь деревень, а лошадка одна.
Семеро по зайцам, а шкурки нет.
Сам не дерусь, семерых не боюсь.
Семь верст до небес, и все лесом.
Семеро одну соломинку подымают.
Семь лет молчал, на восьмой вскричал.
Семь лет мак не родил, а голода не было.

Семь дел в одни руки не берут.
Семь лет не виделись, а сошлись — и говорить нечего.
Семь раз отмерь — один отрежь.
Семь топоров вместе лежат, а две прялки — врозь.
Семь рек осушила, холста не смочила.
Семь четвергов, и все в пятницу.
До седьмого колена.
На седьмом небе.

8

Друзей два, врагов восемь.
Семь лет молчал, на восьмой вскричал.
Восьми гривен до рубля не хватает.
Не сосчитав, не говори "восемь".
Всем по семь, хозяину восемь, хозяйке - девять, что ровно делит.
Весна да осень - на дню погод восемь.

9

Девять мышей вместе потянули – крышку с кадушки стянули.
Уступив однажды, девять раз останешься в выигрыше.
Девять человек - все равно что десяток.
Бык стоит девяносто рублей, спесивый человек и девяти копеек не стоит.
У храбреца десять доблестей: одна - отвага, девять – ловкость.

 Нами проанализирован достаточный объём литературы, что позволило выявить группы пословиц с цифрами.

3.2.Статистическая обработка данных.

Таблица 3

Опрос обучающихся моего класса:

Пословицы и поговорки с цифрами

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Количество

-

20

13

6

-

-

-

10

1

-

            Проанализировав ответы ребят,  мы пришли к выводу, что  самые распространенные цифры в пословицах и поговорках, которые знают ученики моего класса, это 1, 2, 3, 7.                                                                                                                      

Анализ  литературы по теме работы :

Таблица 4

Пословицы с цифрами

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Количество

3

45

19

10

6

2

1

19

6

5


                                       

Проанализировав пословицы и поговорки в книгах, справочниках, мы пришли к выводу, что наиболее встречаемые цифры в них — это 1, 2, 7

 

     3.3. Степень распределения в литературе пословиц и поговорок с цифрами.

        Проанализировав результаты  таблиц 3 и  4 , мы составили таблицу 5.

Таблица 5

Цифры

Опрос одноклассников

Литературная версия

0

-

3

1

20

45

2

13

19

3

6

10

4

-

6

5

-

2

6

-

1

7

10

19

8

1

5

9

-

5

Из приведенной таблицы 5 мы видим, что  наиболее распространенные цифры в пословицах и поговорках 1, 2, 7. Причем эти цифры чаще всего встречаются и в пословицах и поговорках, которые раньше люди использовали в своей речи и среди опрашиваемых ребят нашего  класса встретились пословицы и поговорки с этими же цифрами. Значит эти цифры имели значение как у наших предков  , так и  среди современников.        

        Созданные в веках, переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа. Это как заповеди народа, которые помогают   в жизни каждого простого человека. Это выражение мыслей, к которым пришел народ через вековой опыт.

         Каждая пословица и поговорка несет в себе общеизвестную истину или дает совет. Пословицы и поговорки произносятся, как правило, к случаю. Но не все и не всегда говорят их к месту .Правильное и уместное использование пословиц и поговорок придает речи особую выразительность. Я хочу вас познакомить со значением пословиц и поговорок, которые чаще всего называли ребята из моего класса при опросе. Обобщающий характер содержания пословиц, их поучительность и назидательность я попробовал передать в презентации:

  • Один в поле не воин
  • Как две капли воды
  • За двумя зайцами погонишь- ни одного не поймаешь
  • Два сапога пара
  • Лить слезы в три ручья
  • У семи нянек — дитя без глазу
  • Семь раз отмерь — один отрежь
  • За семью замками
  • Зима не лето — в семь шуб одета
  • Весна да осень — на дню погод восемь

4. Заключение

Пословицы имеют особую связь с речью. Они всегда приходят нам на память в разговоре, к случаю. Суждение в них может применяться ко множеству сходных жизненных случаев. Пословицы выражают народную оценку жизни, а потому народ ценит и бережёт их. Пословицы служат воспитанию положительных идеалов - смелости, честности, доброты, чувства товарищества, дружбы.

Пословицы и поговорки обогащают и украшают наш язык, благодаря чему люди выражают свои мысли доходчиво и лаконично.

Пословицы учат нас многому: каким нужно быть в труде, дружбе, учёбе, как относиться к отцу и матери, к старшим, к родине.

Мы обратились к литературе, проанализировали пословицы и поговорки с цифрами, сделали обобщения и выводы.

В результате исследования гипотеза подтвердилась: в пословицах и поговорках, действительно встречаются все цифры! Почему? Думаю, что русский народ по своей природе  внимателен и догадлив! Немаловажную роль сыграли и магические значения цифр. Но вот количество пословиц и поговорок на каждую из цифр разное. Из таблиц 3 и 4 мы видим, что наибольшее количество пословиц и поговорок встречается на цифры 1,2,7.

Возникает вопрос: «Почему именно числа 1, 7 и 2 самые распространённые в пословицах и поговорках?»

         Нам  пришлось опять обратиться к книгам и справочникам. Вот какую информацию  мы  нашли . Оказывается Пифагор и его единомышленники ставили единицу выше всех других чисел, считая, что именно она начало всех начал, что именно от нее пошел весь мир. И вправду единица - «героиня» и «прима» всякого счета. Та самая, о которой говорится : «Мал , да удал». Без единицы не состоялось бы самое простое исчисление. И в жизни, и в математике не раз доказывала единица , что и «один в поле воин».

         Особенно большим почетом в древности была окружена семерка. Отголоски почитания этого числа дошли и до наших дней, когда мы употребляем в речи пословицы и поговорки типа «Семь бед — один ответ», «На седьмом небе». Когда-то семерка была предельным числом, что подтверждают пословицы «Лук от семи недуг», « Семеро одного не ждут», где «семь» употребляется в значении «все». Нередко, приписывая числу 7 таинственную силу, знахари вручали больному семь разных лекарств, настоянных на семи травах, и советовали пить их семь дней.        И не случайно в радуге семь цветов и на свете семь чудес света.

Как утверждали древние греки, число два – это символ любви и непостоянства, всё время находится в поисках равновесия. Число два – это мягкость и тактичность, стремление сгладить острые углы. Оно находится между светом и мраком, добром и злом, теплом и холодом, богатством и нищетой.

В своей работе мы исследовали пословицы, поговорки , в которых есть цифры. Провели анализ литературы с целью выявления пословиц с цифрами и систематизировали их.  Определили, каким цифрам  народная мудрость посвятила больше пословиц и поговорок. Результаты проведённых исследований подтверждают нашу гипотезу. Итак, наше предположение подтвердилось  в полной мере.

Мы считаем, что материалы нашего исследования могут быть полезны при проведении внеклассных занятий со школьниками по математике для развития интереса к предмету.

Обращаясь к пословицам русского народа, человек берёт лучшее и отбрасывает то, что не нужно ему. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, его национальная история, общественный строй, быт, как в пословицах.

        В дальнейшем мы хотим проанализировать фразеологизмы и посмотреть встречаются ли фразеологизмы с цифрами.

Спасибо за внимание!

     

5.   Литература

  1. Баранов М.Т. и др. Русский язык; Справ. Для учащихся \М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А. В. Прудникова; Под  ред. Н.М. Шанского. – М.: Просвещение, 1984. – 287 с.

  1. В мире мудрых пословиц: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Х.: Изд-во «Ранок», 2007. – 20 отдельных листов в папке.

3.   Волина В. Праздник числа(Занимательная математика для детей): Книга для учителя и родителей.- М.: Знание, 1993.-336с.

  1. Даль В.И. Пословицы русского народа. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во ННН. ННН. – 2002. – 616 с.: илл.

  1. Пословица недаром  молвится. Русские народные пословицы. Книжка-картинка. М.: Изд-во «Малыш», 1991

  1. Русские народные загадки, пословицы, пеоговорки. \Сост., Ю.Г.Круглов. – М.: Просвещение, 1990. – 335 с.: илл.

  1. Русские пословицы и поговорки: учебный словарь/ Авт.В.И.Зимин, С.Д.Ашурова и др.- М.:Школа-Пресс,1994.-320с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пословицы и поговорки о дружбе и вражде

Пословицы и поговорки о дружбе и вражде...

Исследовательская работа. Числа в пословицах и поговорках

Вданной работе Митинкина Дарья, ученица 3 класса, выясняет, какие числа чаще всего встречаются в пословицах и поговорках и почему....

Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.

Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источнико...

Исследовательская работа «Число 7 в русских пословицах и поговорках»

Изучая на уроках русского языка тему «Имя числительное», мы узнали, какую огромную роль играют числа  первого десятка.  Название «числительное» произошло от слова «число».  Насколько ча...

Конспект исследовательской работы "Пословицы и поговорки"

Данный материал возможно использовать как на уроках чтения, так и во внеурочной деятельности в  курсе  "Учимся общаться."...

Конспект урока. Тема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.

Предмет: литературное  чтениеКласс: 3Тип урока: изучение нового материалаТема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.Цели: Образовательные:...

Тема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.

Цели: Образовательные:Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использовани...