Исследовательская работа "Цифры в пословицах и поговорках"
творческая работа учащихся (1 класс) на тему
Пословицы всегда приходят к нам в разговоре,к случаю.Многие поступки людей можно истолковать в соответствие с пословицами.Если человек и пословицы находятся во взаимосвязи, то пословицы выполняют поучительную роль в жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podkolzin_slava_issledovatelskaya_rabota_1_klass.docx | 39.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьный конкурс исследовательских работ
Цифры в пословицах и поговорках
Секция «Математика – царица наук»
Автор:
Подколзин Вячеслав
1-б класс
Руководитель:
Огородникова Е.Л.
учитель 1-б класс
г.Дзержинск
2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение. ………………………………………………………………………………………3
1.1.Цель исследования………………………………………………………………… 3
1.2. Задачи…………………………………………………………………………… 3
1.3. Гипотеза…………………………………………………………………………… 3
1.4. Актуальность……………………………………………………………………… 3
1.5. Методы исследования……………………………………………………………….3
2. Основная часть………………………………………………………………………… 4 - 6
2.1.Как люди научились считать………………………………………………………. .4
2.2 Магия чисел………………………………………………………………………… .5
2.3 Из истории пословиц и поговорок………………………………………………….6
3. Практическая часть ………………………………………………………………… 7 - 11
3.1 Пословицы и поговорки с цифрами……………………………………………7- 9
3.2 Статистическая обработка данных………………………………………………. .10
3.3 Степень распределения в литературе пословиц и поговорок с цифрами…….. .11
4. Заключение………………………………………………………………………………… 12
5. Литература………………………………………………………………………………… 13
6. Приложение №1.............................................................................................................. 14 -17
- Введение.
Мы часто используем в жизни цифры и числа. Их можно встретить на витринах магазинов, услышать о них из средств массовой информации. Цифры объясняют нам сколько стоит конкретный продукт или вещь, какой возраст у ребенка и когда у него день рождения , дату и время. Все это и многое другое мы узнаем благодаря цифрам и числам. Но когда мы не знаем о чем именно идет речь при использовании тех или иных цифр, они становятся просто знаками. Наши предки придумали множество пословиц и поговорок .И немалое место среди них занимают пословицы и поговорки с цифрами. И все-таки нам хотелось узнать , а на все ли цифры есть пословицы и какие цифры в пословицах и поговорках встречаются чаще всего. Знают ли ребята нашего класса пословицы и поговорки с цифрами? Какие цифры чаще всего использовались в пословицах и поговорках? Много ли вы знаете пословиц, поговорок, в которых есть цифры? Мы решили заняться поиском таких пословиц. Интересно, а с каким числом пословиц больше?
1.1 Цель исследования.
Исследовать пословицы, поговорки , в которых есть цифры.
1.2 Задачи.
- Провести анализ литературы с целью выявления и классификации пословиц с цифрами.
- Систематизировать пословицы с цифрами 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9.
- Определить, каким цифрам народная мудрость посвятила больше пословиц.
1.3 Гипотеза.
Анализ пословиц проводился, исходя из следующей гипотезы: мы предположили, что пословицы и поговорки есть на все цифры , а пословицы с цифрами 1, 2, 7 самые распространённые.
1.4 Актуальность
Знание пословиц и поговорок делает нас мудрее, предостерегает от ошибок. В пословицах всегда есть вывод, который полезно помнить каждому. Многие поступки людей можно истолковать в соответствие с пословицами. Если человек и пословицы находятся во взаимосвязи, то пословицы выполняют поучительную роль в жизни человека. В пословицах и поговорках заложен богатый опыт и мудрость народа. Русская культура в последнее время все больше подвергается влиянию западных мультфильмов, книг, фильмов. Очень трудно сейчас найти на телеэкранах русские народные сказки, в которых можно услышать и пословицы и поговорки, и крылатые выражения, которые русский народ собирал много лет и передавал из поколения в поколение.С пословицами мы встречаемся очень часто в повседневной жизни. Их можно услышать и от родителей, и от учителя, а самое интересное, что на каждом уроке по букварю есть пословица в конце страницы. Мы должны постараться сохранить русскую культуру , ее самобытность.
1.5 Методы исследования.
В ходе выполнения работы я применял следующие методы исследования:
1. Анализ и изучение литературы по теме.
2.Данные получены с помощью наблюдения, сравнения, систематизации данных.
3. Метод анкетирования.
В ходе работы особое внимание обращал на работы Волиной В.В., Даля В.И.
Оборудование: методическое пособие «Пословицы в картинках», детский сборник «Пословицы в картинках».
- Основная часть.
2.1. Как люди научились считать
Сколько тебе лет? Сколько у тебя друзей? Сколько лап у собаки? Чтобы все подсчитать нужно знать цифры.
А как считали древние люди, которые их не знали? Жизнь первобытных людей мало чем отличалась от жизни животных. Да и сами люди отличались от животных только тем, что владели речью и умели пользоваться простейшими орудиями труда: палкой или камнем, привязанным к палке. Первобытные люди не знали счета. Их учила сама жизнь. Наблюдая окружающую природу, от которой полностью зависела их жизнь, наш далекий предок из множества различных предметов сначала научился выделять отдельные предметы : «один» и «много». Частые наблюдения множеств, состоявших из пары предметов ( глаза, уши, рога, крылья), привели человека к представлению о числе. Наш далекий предок, рассказывая о том, что видел двух гусей, сравнивал их с парой глаз. А если видел их больше двух , то говорил: «Много». Лишь постепенно человек научился выделять три предмета, ну а затем четыре, пять и т.д. Кстати сказать, пальцы сыграли немалую роль в истории счета, особенного когда люди начали обмениваться друг с другом предметами своего труда. Так, желая обменять сделанное им копье на пять шкур, человек клал на землю свою руку и показывал, что против каждого пальца его руки нужно положить шкурку.
Как же люди научились записывать цифры? В разных странах и в разные времена это делалось по-разному. Сначала это были зарубки на палках, костях животных, в виде ракушек или отложенных камешков, или в виде узелков на ремне или веревке. Сейчас нам, привыкшим к написанию цифр, даже не верится, что была какая-то другая система записи чисел. Способ записи чисел всего несколькими знаками (десятью), который принят теперь во всем мире, был создан в Древней Индии. Индийская система счета распространилась затем по Европе, а цифры получили название арабских( в отличии от применяющихся иногда римских цифр). Но правильнее их называть все-таки индийскими.
2.2. Магия чисел.
Еще в древности люди заметили, что некоторые цифры счастливые, магические. Так в Древнем Вавилоне поклонялись трем главным божествам: Солнцу, Луне и Венере. Особенно большим почетом в древности была окружена семерка. Отголоски почитания этого числа дошли и до наших дней, когда мы употребляем в речи пословицы и поговорки типа «Семь бед - один ответ», «На седьмом небе» , «Лук от семи недуг».
Впервые мистическое отношение к числам возникло несколько тысяч лет назад, а в середине века широко распространилось по всей Европе. Особым почитанием были окружены числа в Древне Греции. Философ и математик Пифагор утверждал, что « числа правят миром». Он создал школу единомышленников, которые верили в магию чисел и думали, что за каждым предметом стоит какое-то число. Число, считали они, несут с собой добро и зло, счастье и несчастье. Надо только узнать, какие из них добрые, а какие злые.
Была даже целая наука — нумерология, в которой каждое имя имело свое число, получаемое при переводе букв имени в цифры. Если имя человека сочетается с его характером- это хорошо, если не сочетается или противоречит — плохо. Конечно, вера в счастливые и несчастливые числа уходит корнями в суеверие, но все равно интересно будет узнать , что :
- единица — это символ славы и могущества, действия и честолюбия;
- два - это символ любви и непостоянства, поиск высшей гармонии и равновесия;
- три — это символ совершенства, полноты, счастливое число. Число три стало самым излюбленным числом и в мифах, и в сказках. Число три считалось магическим, символизировалось треугольником, который представляет прошлое, настоящее и будущее;
- четыре - это символ устойчивости и прочности;
- пять — это символ риска, непредсказуемость, энергичность и независимость;
- шесть - это символ успеха в делах;
- семь - это символ тайны;
- восемь - это символ надежности, доведенной до совершенства;
- девять - это символ материального успеха.
2.3. Из истории пословиц и поговорок.
Величайшее богатство народа – его язык! Веками создавал народ мудрые изречения – пословицы и поговорки. В них из поколения в поколение передавались главные мысли о жизни.
У русского народа, как и у любого другого, существует бесчисленное множество пословиц и поговорок. Трудно сказать, с каких времён среди народа начали ходить пословицы и поговорки. Появились они ещё в то время, когда не было письменности. В течение столетий народ совершенствовал их. Они, как правило, безымянны, не имеют автора. Эти маленькие мудрые изречения создавались и накапливались народом в течение многовековой истории. Они отражают его жизнь, условия труда, культуру. Пословица всегда поучительна. В ней всегда есть вывод, который полезно помнить каждому.
Пословицы и поговорки прочно ложатся в память, их запоминание облегчается разными созвучиями, рифмами. Они кратки, в них нет лишних слов, каждое слово весомо, содержательно и точно. Яркую и точную характеристику пословицам дал сам народ: «Пословица недаром молвится» или «Пословица – всем делам помощница».
Пословицы – краткие народные изречения с назидательным содержанием. Пословица кратка, в ней нет лишних слов. Она легко и быстро запоминается .Пословицы дороги нам тем, что в них заключена мудрость народа. Собиратель фольклора В. И. Даль так сказал о пословицах: «Пословица – коротенькая притча. Это суждение, приговор, поучение».
У пословицы есть родная сестра – поговорка. Они похожи друг на друга. Вот поговорка: «Пытаешься убить двух зайцев?» На самом деле человек вовсе не собрался на охоту за зайцами, а пытается одновременно достичь двух разных целей.
Поговорки – краткие устойчивые выражения, не составляющие, в отличие от пословиц, законченных высказываний. «Семь пятниц на неделе» – поговорка используется как часть суждения о тех, кто отступает от слова, меняет решение. Поговорка – образное выражение, употребляемое, как и пословица, в расширительном смысле, например, «Семь вёрст, и всё лесом» – в значении «очень далеко».
Таким образом, пословица – законченное предложение, а поговорка – часть предложения, часть суждения, без вывода, без заключения.
Отличие поговорки от пословицы сам народ видит в том, что поговорка – украшение речи – цветок, тогда как пословица – суждение полное, завершённое, зрелое – ягодка. «Поговорка – цветок, пословица – ягодка».
В речи пословица часто становится поговоркой и наоборот. Пословицы и поговорки , говоря о жизни, об отношениях людей, труде и поведении человека, дают нам четкие положительные или отрицательные примеры, утверждают или критикуют, восхваляют или осмеивают. Н.В.Гоголь говорил, что «в пословицах есть всё : издевка, насмешка, упрек,- словом, все шевелящее и задевающее за живое». О чем бы ни говорилось в пословицах или поговорках — все они учат нас Добру, Истине и Красоте. Пословицы и поговорки побуждают нас примерить описываемую ситуацию на себе, прочувствовать ее и сделать необходимый вывод. Они способны затронуть наши чувства. Владимир Иванович Даль, составитель Толкового словаря живого великорусского языка, писал, что пословица «это цвет народного ума, это житейская народная правда». Пословицы и поговорки остаются живыми фольклорными жанрами: они постоянно встречаются в нашей обыденной речи.
3. Практическая часть
3.1. Пословицы и поговорки с цифрами
Основным направлением моей работы было изучение пословиц на пример наличия в них цифр. Все ли цифры используются в пословицах и поговорках или только их часть? Вот вопрос, который я ставил перед собой.
Сначала я решил опросить ребят из моего класса: « Знают ли они пословицы и поговорки с цифрами и какие именно». Было предложено вспомнить и назвать пословицы и поговорки в которых встречаются цифры. Вот какие пословицы вспомнили ребята :
Таблица 1
Цифры | Пословицы | Поговорки |
1 | Один в поле не воин. Один за всех и все за одного. | |
2 | За двумя зайцами погонишься- ни одного не поймаешь. Старый друг лучше новых двух. | Как две капли воды. Два сапога — пара. |
3 | Лить слезы в три ручья. | |
7 | Семь раз отмерь — один отрежь. Семеро одного не ждут. | Зима не лето — в семь шуб одета. У семи нянек дитя без глазу. За семью замками. |
8 | Весна да осень — на дню погод восемь. |
Оказалось , что ребята больше всего знают пословиц и поговорок с числами 1,2,3,7.
Следующим этапом моей работы было изучение литературы по данной теме. Вместе с родителями я просмотрел книги, справочники с пословицами и поговорками. Оказалось , что пословиц и поговорок с цифрами очень много. Но количество их на определенную цифру неодинаковое. Наибольшее количество пословиц с цифрами 1, 2, 7.
Приведем некоторые примеры пословиц и поговорок на каждую цифру:
Таблица 2
Цифры | Пословицы и поговорки |
0 | Ноль без палочки . |
1 | Одной рукой в ладоши не хлопнешь. |
2 | Двое в поле воюют, а один и дома горюет. |
3 | Три жены имел, а от всех терпел. |
4 | Челом — четырем, а пятому — помогай бог. |
5 | Пятое колесо в телеге. |
6 | Шестое чувство. |
7 | Семеро одного не ждут. Семь дел в одни руки не берут. |
8 | Друзей два, врагов восемь. |
9 | Девять мышей вместе потянули – крышку с кадушки стянули. |
Нами проанализирован достаточный объём литературы, что позволило выявить группы пословиц с цифрами.
3.2.Статистическая обработка данных.
Таблица 3
Опрос обучающихся моего класса:
Пословицы и поговорки с цифрами | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Количество | - | 20 | 13 | 6 | - | - | - | 10 | 1 | - |
Проанализировав ответы ребят, мы пришли к выводу, что самые распространенные цифры в пословицах и поговорках, которые знают ученики моего класса, это 1, 2, 3, 7.
Анализ литературы по теме работы :
Таблица 4
Пословицы с цифрами | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Количество | 3 | 45 | 19 | 10 | 6 | 2 | 1 | 19 | 6 | 5 |
Проанализировав пословицы и поговорки в книгах, справочниках, мы пришли к выводу, что наиболее встречаемые цифры в них — это 1, 2, 7
3.3. Степень распределения в литературе пословиц и поговорок с цифрами.
Проанализировав результаты таблиц 3 и 4 , мы составили таблицу 5.
Таблица 5
Цифры | Опрос одноклассников | Литературная версия |
0 | - | 3 |
1 | 20 | 45 |
2 | 13 | 19 |
3 | 6 | 10 |
4 | - | 6 |
5 | - | 2 |
6 | - | 1 |
7 | 10 | 19 |
8 | 1 | 5 |
9 | - | 5 |
Из приведенной таблицы 5 мы видим, что наиболее распространенные цифры в пословицах и поговорках 1, 2, 7. Причем эти цифры чаще всего встречаются и в пословицах и поговорках, которые раньше люди использовали в своей речи и среди опрашиваемых ребят нашего класса встретились пословицы и поговорки с этими же цифрами. Значит эти цифры имели значение как у наших предков , так и среди современников.
Созданные в веках, переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа. Это как заповеди народа, которые помогают в жизни каждого простого человека. Это выражение мыслей, к которым пришел народ через вековой опыт.
Каждая пословица и поговорка несет в себе общеизвестную истину или дает совет. Пословицы и поговорки произносятся, как правило, к случаю. Но не все и не всегда говорят их к месту .Правильное и уместное использование пословиц и поговорок придает речи особую выразительность. Я хочу вас познакомить со значением пословиц и поговорок, которые чаще всего называли ребята из моего класса при опросе. Обобщающий характер содержания пословиц, их поучительность и назидательность я попробовал передать в презентации:
- Один в поле не воин
- Как две капли воды
- За двумя зайцами погонишь- ни одного не поймаешь
- Два сапога пара
- Лить слезы в три ручья
- У семи нянек — дитя без глазу
- Семь раз отмерь — один отрежь
- За семью замками
- Зима не лето — в семь шуб одета
- Весна да осень — на дню погод восемь
4. Заключение
Пословицы имеют особую связь с речью. Они всегда приходят нам на память в разговоре, к случаю. Суждение в них может применяться ко множеству сходных жизненных случаев. Пословицы выражают народную оценку жизни, а потому народ ценит и бережёт их. Пословицы служат воспитанию положительных идеалов - смелости, честности, доброты, чувства товарищества, дружбы.
Пословицы и поговорки обогащают и украшают наш язык, благодаря чему люди выражают свои мысли доходчиво и лаконично.
Пословицы учат нас многому: каким нужно быть в труде, дружбе, учёбе, как относиться к отцу и матери, к старшим, к родине.
Мы обратились к литературе, проанализировали пословицы и поговорки с цифрами, сделали обобщения и выводы.
В результате исследования гипотеза подтвердилась: в пословицах и поговорках, действительно встречаются все цифры! Почему? Думаю, что русский народ по своей природе внимателен и догадлив! Немаловажную роль сыграли и магические значения цифр. Но вот количество пословиц и поговорок на каждую из цифр разное. Из таблиц 3 и 4 мы видим, что наибольшее количество пословиц и поговорок встречается на цифры 1,2,7.
Возникает вопрос: «Почему именно числа 1, 7 и 2 самые распространённые в пословицах и поговорках?»
Нам пришлось опять обратиться к книгам и справочникам. Вот какую информацию мы нашли . Оказывается Пифагор и его единомышленники ставили единицу выше всех других чисел, считая, что именно она начало всех начал, что именно от нее пошел весь мир. И вправду единица - «героиня» и «прима» всякого счета. Та самая, о которой говорится : «Мал , да удал». Без единицы не состоялось бы самое простое исчисление. И в жизни, и в математике не раз доказывала единица , что и «один в поле воин».
Особенно большим почетом в древности была окружена семерка. Отголоски почитания этого числа дошли и до наших дней, когда мы употребляем в речи пословицы и поговорки типа «Семь бед — один ответ», «На седьмом небе». Когда-то семерка была предельным числом, что подтверждают пословицы «Лук от семи недуг», « Семеро одного не ждут», где «семь» употребляется в значении «все». Нередко, приписывая числу 7 таинственную силу, знахари вручали больному семь разных лекарств, настоянных на семи травах, и советовали пить их семь дней. И не случайно в радуге семь цветов и на свете семь чудес света.
Как утверждали древние греки, число два – это символ любви и непостоянства, всё время находится в поисках равновесия. Число два – это мягкость и тактичность, стремление сгладить острые углы. Оно находится между светом и мраком, добром и злом, теплом и холодом, богатством и нищетой.
В своей работе мы исследовали пословицы, поговорки , в которых есть цифры. Провели анализ литературы с целью выявления пословиц с цифрами и систематизировали их. Определили, каким цифрам народная мудрость посвятила больше пословиц и поговорок. Результаты проведённых исследований подтверждают нашу гипотезу. Итак, наше предположение подтвердилось в полной мере.
Мы считаем, что материалы нашего исследования могут быть полезны при проведении внеклассных занятий со школьниками по математике для развития интереса к предмету.
Обращаясь к пословицам русского народа, человек берёт лучшее и отбрасывает то, что не нужно ему. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, его национальная история, общественный строй, быт, как в пословицах.
В дальнейшем мы хотим проанализировать фразеологизмы и посмотреть встречаются ли фразеологизмы с цифрами.
Спасибо за внимание!
- Баранов М.Т. и др. Русский язык; Справ. Для учащихся \М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А. В. Прудникова; Под ред. Н.М. Шанского. – М.: Просвещение, 1984. – 287 с.
- В мире мудрых пословиц: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Х.: Изд-во «Ранок», 2007. – 20 отдельных листов в папке.
3. Волина В. Праздник числа(Занимательная математика для детей): Книга для учителя и родителей.- М.: Знание, 1993.-336с.
- Даль В.И. Пословицы русского народа. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во ННН. ННН. – 2002. – 616 с.: илл.
- Пословица недаром молвится. Русские народные пословицы. Книжка-картинка. М.: Изд-во «Малыш», 1991
- Русские народные загадки, пословицы, пеоговорки. \Сост., Ю.Г.Круглов. – М.: Просвещение, 1990. – 335 с.: илл.
- Русские пословицы и поговорки: учебный словарь/ Авт.В.И.Зимин, С.Д.Ашурова и др.- М.:Школа-Пресс,1994.-320с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пословицы и поговорки о дружбе и вражде
Пословицы и поговорки о дружбе и вражде...
Исследовательская работа. Числа в пословицах и поговорках
Вданной работе Митинкина Дарья, ученица 3 класса, выясняет, какие числа чаще всего встречаются в пословицах и поговорках и почему....
Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.
Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источнико...
Исследовательская работа «Число 7 в русских пословицах и поговорках»
Изучая на уроках русского языка тему «Имя числительное», мы узнали, какую огромную роль играют числа первого десятка. Название «числительное» произошло от слова «число». Насколько ча...
Конспект исследовательской работы "Пословицы и поговорки"
Данный материал возможно использовать как на уроках чтения, так и во внеурочной деятельности в курсе "Учимся общаться."...
Конспект урока. Тема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.
Предмет: литературное чтениеКласс: 3Тип урока: изучение нового материалаТема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.Цели: Образовательные:...
Тема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.
Цели: Образовательные:Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использовани...