материал для учащихся
консультация на тему
Материал содержит статьи из Конвенции о правах ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prava_rebenka.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект лекции для использования на мероприятиях по правовому просвещению учащихся в общеобразовательных учреждениях.
«Права ребёнка в России с рождения до совершеннолетия»
«Вновь образовательные учреждения открыли свои двери для вас, чтобы вы получили здесь новые знания, узнали много полезного и интересного.
А многие ли из вас знают о своих конституционных правах?
Сегодняшнее выступление я хочу посвятить обсуждению основных конституционных прав детей.
Вот уже 20 лет действует Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, которая устанавливает основные права граждан.
Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами, которые предусмотрены Конституцией РФ.
Основные права человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Таким образом, дети уже с момента рождения обладают определенными правами.
Возникает закономерный вопрос: кто такие «дети»? Это лица, не достигшие 18 лет.
Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
Вместе с тем, права детей немного отличаются от прав взрослых.
Чтобы понять, в чём заключается это отличие, надо знать значение двух юридических слов: правоспособность и дееспособность.
Правоспособность – это способность иметь все те права, которые предусмотрены Конституцией РФ, она возникает у каждого человека с момента рождения.
Дееспособность - это способность совершать определенные действия для приобретения и использования всех конституционных прав в полном объеме. Дееспособность возникает только с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18 лет.
Например, ребенок не обладает избирательным правом; он не может самостоятельно получить кредит, выехать за границу, управлять автомобилем.
Поэтому до наступления совершеннолетия дети большую часть своих прав реализуют через родителей (законных представителей).
Так какими же правами обладает ребенок?
Можно выделить следующие основные права ребенка, гарантированные Конституцией РФ:
-право на жизнь,
-право на свободу и личную неприкосновенность,
-право на охрану здоровья и медицинскую помощь,
-право на воспитание в семье,
-право на образование,
-право на жилище,
-право собственности и наследования.
Так, право на жизнь является неотъемлемым правом человека, так как возникает с момента его рождения и ограничению не подлежит.
Данное право подразумевает под собой запрет на произвольное лишение человека жизни, а также ответственность государства за обеспечение охраны жизни. В связи с этим, государством принимаются меры, направленные на защиту жизни каждого человека, например, путем установления уголовной ответственности.
Жизнь детей является наивысшей ценностью, поэтому все законы, принятые во исполнение Конституции РФ, направлены в первую очередь охрану жизни детей, создание благоприятных условий для их проживания.
Право на свободу составляет фундамент всех индивидуальных прав, является главной ценностью права и критерием правового государства
Защита личной свободы - физической и психической неприкосновенности - есть ограждение от зависимости, давления и принуждения.
Свобода заключается в возможности жить по-своему, по собственному самовыражению, делать все, что не приносит вреда другому человеку, а также в отсутствии препятствий к совершению действий. Свобода является противопоставлением всякому рабству и неволе, физическому и духовному насилию и принуждению.
Так, торговля детьми, их похищение и эксплуатация, в том числе рабский труд детей, в Российской Федерации запрещены. За совершение таких действий также установлена уголовная ответственность.
Здоровье - одно из высших благ человека, без которого могут утратить значение многие другие блага, возможность пользоваться другими правами.
Поэтому согласно Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Под охраной здоровья населения понимается комплекс мер различного характера (экономического, социального, правового, научного, санитарно-эпидемиологического и др.), направленных на поддержку и укрепление здоровья каждого человека, а также предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей профилактику заболевания, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.
Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.
Так, например, образовательные учреждения тоже должны создавать необходимые условия, обеспечивающие охрану здоровья детей во время образовательного процесса.
Кроме того, согласно действующему законодательству несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет вправе самостоятельно принимать решение о согласии на медицинское вмешательство или об отказе от него.
Из положений Конституции РФ следует, что каждый ребенок имеет право на воспитание в семье. Детство и семья находятся под защитой государства.
Семья, материнство, отцовство и детство являются социальными ценностями общества.
Защита семьи, материнства, отцовства и детства осуществляется государством, общественными объединениями, системой нравственных ценностей, сложившихся в обществе.
Забота о семье, материнстве, детстве, отцовстве означает создание обществом и государством социально-экономических, политических, идеологических и нравственных предпосылок для прочной, здоровой семьи, полноценного материнства, отцовства и детства, заботу о матери и ребенке, охрану их прав.
Воспитание ребёнка в семье является приоритетным. Каждый ребенок имеет право на заботу со сторону родителей. Государством принята целая система социальных мер поддержки семей, в которых воспитываются дети (например, поддержка многодетных семей).
Никто не может просто так забрать ребенка у родителей и разрушить семью.
Однако иногда в силу жизненных обстоятельств у ребенка может не быть своей семьи и родителей. В связи с этим, государством предусмотрена возможность устройства детей в другую семью (например, посредством усыновления, установления опеки, устройства в приёмную семью).
Каждый ребенок имеет право на образование.
Напомню, что с 01 сентября 2013 года получение образования регулируется новым Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Согласно Конституции РФ и новому Закону в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Получение основного общего образования обязательно, поэтому родители или лица, их заменяющие, должны обеспечить получение детьми основного общего образования.
Кроме того, каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Чтобы каждый ребенок мог получить образование, законодательством предусмотрены:
-различные виды образовательных учреждений, в том числе образовательные учреждения для детей-инвалидов;
-многообразие форм обучения, в том числе самообразование, семейное образование, домашнее обучение;
-возможность использования образовательных технологий, в том числе дистанционное и электронное обучение;
-меры социальной поддержки и стимулирования, например, в предусмотренных Законом случаях обеспечение транспортом, питанием и местами в общежитии, выплата стипендий, материально помощи и т.д.
Жилище является одним из важнейших материальных условий жизни человека (наряду с пищей, водой, одеждой и др.).
Конституционное право на жилище означает юридически гарантированную возможность каждого быть обеспеченным постоянным жилищем. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Таким образом, право ребенка на жилище, как правило, обеспечивается его законным представителем.
Лицам, которые не имеют жилья и возможности приобрести его самостоятельно, государством предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем по договорам социального найма, предоставления субсидий, жилищных сертификатов и т.д.
Каждый вправе иметь имущество в собственности, в том числе и ребёнок.
Сейчас многие дети являются собственниками квартир, приобретенных в долях родителями, полученных в дар или по наследству.
Право частной собственности, например на ту же самую квартиру, охраняется законом.
Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Помимо этого государством предусмотрен особый механизм охраны имущественных прав детей.
Так, например, родители не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать или давать согласие на совершение сделки по отчуждению квартиры, принадлежащей ребенку.
Право на получение наследства гарантировано детям. Они вправе получать наследство, как по закону, так и по завещанию.
Кроме того, несовершеннолетние дети в случаях, установленных законом, имеют право на обязательную долю в наследстве.
Необходимо отметить, что в целях соблюдения конституционных прав в России законодательством предусмотрен целый механизм их реализации и защиты.
Чтобы права любого человека, в том числе и ребёнка, не нарушались, Конституцией РФ гарантируется государственная защита таких прав.
Обеспечение прав детей в настоящем – это залог стабильного развития и процветания России в будущем.
В целях защиты и обеспечения реализации конституционных прав детей принят и действует специальный нормативно-правовой акт – Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Также на защиту прав детей направлены и иные правовые акты:
-Гражданский, Семейный, Трудовой, Уголовный кодексы РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ и другие кодексы;
-Федеральные законы:
«Об образовании в Российской Федерации»,
«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»,
«О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»,
«Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,
«О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»,
«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», и другие.
Защиту прав детей осуществляют, в первую очередь, их родители (законные представители), а также: органы государственной власти и местного самоуправления, правоохранительные органы, государственные и муниципальные учреждения, общественные объединения и правозащитные организации.
Помимо этого, в России уже длительное время существует Уполномоченный по правам ребёнка, деятельность которого направлена только на защиту прав детей.
Завершая своё выступление, хотелось бы обратить ваше внимание на очень важный момент: Конституцией РФ предусмотрено, что осуществление человеком своих прав не должно нарушать права других лиц.
Таким образом, главным условием при реализации своих конституционных прав является уважение прав других людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия ко Дню Матери для учащихся 3 класса «Целую, мамочка, за все!»
Внеклассное мероприятие для мам, с использованием ИКТ. Выступают все дети....
Занимательный материал для учащихся первого класса.
Материал можно использовать для проведения уроков обучение грамоте и во внеурочной деятельности. Данный материал поможет учителю и родителям не только провести викторину, но и определить знания ребёнк...
Материал для учащихся по исследовательской работе
Данный материал представлен в виде книжки, которую нужно распечатать и сложить. Ребёнку окажет помощь в подготовке исследовательской работы. Создан по материалом различных авторов и сайтов...
экспериментальный материал для учащихся 4 класса
комплексная праверочная работа4 класс...
Сценарий ко Дню Матери для учащихся 1 класса
В данной работе представлен сценарий для проведения праздника ко дню матери...
Материал для учащихся начальных классов в таблицах и алгоритмах
Материал предгазначен для учащихся начальных классов....
Материал для учащихся. Страницы славные истории Тагая.
Занимательные факты....