Урок" Моя малая Родина"
план-конспект урока (3 класс) по теме

Троицкая Лариса Сергеевна

В этом конспекте материал по проведению урока на тему " Моя малая Родина". Даны стихи, тексты о Родине, презентация "  С чего начинается Родина", на уроке выступали родители с презентацией о Павловске, о своей семье. Пыталась донести до детей, что воспитание любви к своей малой Родине начинается с любви к семье, к своим близким.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_malaya_rodina.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Моя малая Родина»

Классный час в 3 классе

Классный руководитель: Троицкая Л.С.

Задачи урока:

Образовательная:    

1. способствовать формированию у учащихся понимания понятия «Малая  Родина»;

2. познакомить учащихся со знаменитыми людьми г. Павловска

Развивающая:          

1. способствовать логическому мышлению учащихся;

2. возбуждать мысль и интерес к предмету

Воспитательная:    

1. прививать  любовь к родному краю;

2. воспитывать у учащихся чувство гордости за своих соотечественников;

3. воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважения, гордости за свою Родину

Оборудование:

карта Родины

текстовый раздаточный материал

аудиозапись песни «С чего начинается Родина?»;

набор слайдов

видеофрагменты г. Павловска,

презентация о семье Клюевых.

Тип урока: урок- беседа

Ход урока:

             (Звучит песня «С чего начинается Родина?») презентация на тему

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

            А может она начинается

            С той песни, что пела нам мать,

           С того, что в любых испытаниях

            У нас никому не отнять?

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот,

С той самой березки, что во поле

Под ветром, склоняясь, растет…

            А может, она начинается

            С веселой запевки скворца

            И с этой дороги проселочной,

            Которой не видно конца…

С чего начинается Родина?

С окошек, горящих вдали,

Со старой отцовской буденовки,

Что где-то в шкафу мы нашли…

            А может, она начинается

            Со стука вагонных колес

            И с клятвы, которую в юности,

           Ты ей в своем сердце принес…

Учитель:

        Именно о Родине, ребята, будет наш сегодняшний урок.

Как называется наша Родина?

Кто скажет, какая наша Родина? (карта)

И действительно, наша Родина красивая, богатая, огромная. Мы только сейчас садимся за парты, а на Дальнем Востоке давно закончился первый учебный день, скоро наступит ночь.

Мы можем сказать, что наша Родина могучая, сильная.

 

Учитель:

        За  Родину шли в бой русские дружины, воины князя Игоря, богатыри Куликова поля. Великое слово «Родина» стучало в их сердцах, оно заставляло живописцев взяться за кисть, оно звучит в музыке композиторов, в слове поэтов.

        С древних времен тема Родины стала главной темой отечественной литературы. Ей посвящали вдохновенные строки Пушкин и Лермонтов, Некрасов и Тютчев, Прокофьев и Есенин.

        Родина…Вслушайтесь и всмотритесь в это слово (на доске написано слово «Родина»)        

Подберите, пожалуйста, однокоренные слова к слову Родина.

Ответы детей:

  • родник,
  • природа,
  • рождение,
  • родня,
  • родной,
  • народ,
  •  родить,
  • родинка,
  • род,
  • родители

Учитель:

        Наше чувство Родины тоже складывается из разных представлений: больших и малых, но одинаково дорогих сердцу.

Ребята! У вас на столах лежат карточки со словами Константина Дмитриевича Ушинского. Что же он пишет о Родине? Давайте прочитаем.

Текст № 1.

        «Наше Отечество, наша Родина, Родина – мать. Отечеством мы зовем нашу страну потому, что в ней жили издавна отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком и все в ней для нас родное. Матерью мы зовем ее потому, что она выкормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережет нас от всяких врагов.

        Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших  государств и земель, но одна у человека  родная мать – одна у него и Родина».

Учитель:

        И именно об этом говорит советский поэт Константин Симонов.

Ученик:

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов

Непобедима, широка, горда…

Вот где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли…

Учитель:

        Когда слушаешь это стихотворение, кажется, что оно построено на контрасте: Родина на географической карте, огромная, могучая, раскинувшаяся до трех великих океанов, и крошечный клочок земли, где ты родился и где живешь.

Ребята, скажите мне, пожалуйста, а как называется тот небольшой клочок земли, где мы все сейчас живем?

Ответы детей:

Учитель.

Кто из вас родился здесь?

А откуда сюда приехали ваши родители?

Из каких мест?

Как давно они здесь живут?

Ответы детей:

Видеоролик « Санкт – Петербург. Павловск.

 Часть 1»

Учитель.

У каждого человека есть Родина- край, где он родился и где все кажется ему особенным, прекрасным, родным.  Все в нем до боли знакомо, и у каждого человека бывают мгновения, когда свой родной дом становится дороже всего на свете, и мы связываем понятие человеческого счастья с отчим домом, улицей, поселком, городом, где ты родился и вырос. Это и есть наша « малая родина».

Учитель:

И перед нами  стоит проблемная задача, которую мы должны будем решить, и звучит она так:  является ли г. Павловск для большинства из нас, живущих  здесь, Малой Родиной?

Учитель:

        

Почему эта местность так называется?

Ответы детей

Учитель:

Скажите, какие улицы нашего города носят имена знаменитых людей?

Ответы детей:

Учитель:

А чем же знаменит наш город?

Ответы детей:

Учитель:

Какие основные промышленные предприятия  вы знаете?

Ответы детей:

Учитель:

Скажите, а что является наиболее ценным богатством нашего края?

Без кого не было бы нашего города?

Назовите  одним словом …

Ответы детей:

  • Люди

Учитель:

Какие самые важные профессии имеют значение для развития нашего города?

Ответы детей:

Учитель:

Можно ли выделить 2-3 профессии и  сказать, что они самые главные?

Ответы детей:

Учитель:

Почему?

Ответы детей:

-  (без врачей, учителей, продавцов и др. наш город не смог бы функционировать).

Учитель:

Итак, можно утверждать, что каждая профессия важна и необходима.

Ребята! А  что окружает наш город?

Ответы детей

Учитель:

Нравится ли вам наша природа?

Ответы детей:

 

Учитель:

 Красива и неповторима природа, окружающая нас

Скажите, пожалуйста, а за что мы любим свой город, свой край?

Ответы детей:

Ученик. Читает стихотворение М. Пляцковского « Родина»

Слышишь песенку ручья?

Это Родина моя!

Слышишь голос соловья?

Это Родина моя!

Видишь звездочки Кремля?

Это Родина моя!

Школа, где мои друзья,

Это Родина моя!

Руки матери моей,

Звон дождей,

И шум ветвей,

И в лесу смородина-

Все это моя Родина!.

Учитель:

А как можно назвать человека, преданного своему народу, любящего свою Родину, совершающего ради ее интересов трудовые и героические военные подвиги? Назовите одним словом…

Ответы детей:

  • (патриот)

На доске  patria -  родина, отечество, слово латинское.

Портреты известных людей г. Павловска.

Учитель. 

        Подвиги совершаются и воинами, и шахтерами, и врачами, и плавильщиками на заводах. И все они совершаются во имя любви к своей Родине, к своему Отечеству.

        Мне хочется, ребята, чтобы вы все были патриотами своего родного города, независимо от того, куда вас забросит судьба. Вы должны помнить наш город, свой дом, свою школу.

Но любовь к своей « малой родине» невозможна без любви к семье, к родным, к родителям. И именно в семье зарождается любовь к Родине.

Презентация « Семья Клюевых».

Учитель.

Россия, Родина, Отечество. Родная сторона. Такие до боли знакомые слова. Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли. Но где бы мы ни были, но наша малая родина всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.

Учитель:

Что нового вы узнали на уроке?

Что вам больше всего запомнилось?

А что понравилось?

Кто такой патриот?

Что значит для вас слово «Родина»?

Ответы детей:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект для младших школьников по краеведению "Моя малая родина-город Нурлат"

Данный проект имеет большое значение в деле формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Проект – объединяет единой целью не только основных участников образовательного процесса у...

Презентация к проектной работе о малой Родине "Найди свою Гиперборею"

Презентация к проектной работе о малой Родине "Найди свою Гиперборею". Выполнила ученица 3 класса....

Презентация К проектной работе «Моя малая родина» (Судьба и родина едины)

Проект «Судьба и Родина едины».Классный  час: « Моя малая Родина».Цель:-  формировать представления о родном  крае, о своей станице;- вызвать  интерес к истории родной станицы;- пр...

Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины".

Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины"....

Урок русского языка в 1 классе по теме: "Место рождения (малая родина); страна, в которой родился (Родина). Перенос, звуковой анализ"

На данном уроке дети продолжат знакомиться с правилами записи адреса на конверте; наблюдать за многозначными словами (без введения термина) и правилами их записи (с прописной или строчной буквы); уточ...

Классный час по теме: «Нет в мире краше Родины нашей. Моя малая Родина».

Актуальность: воспитание гордости за свою Родину, малую Родину – город, в котором ты родился или живёшь , понимание неповторимости и богатства культурных ценностей и традиций, что  играет огромну...

Моя малая родина Название работы: Малые реки: река Рудня

Моя малая родина Название работы: Малые реки: река Рудня...