Методическая разработка занятия группы ОДОД "Слово веселит,огорчает, утешает"
методическая разработка (2 класс) на тему

Иванова Ирина Николаевна

Материал разработки поможет педагогу провести занятие о значимости слова в речи и правильном их употреблении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_dlya_pechati.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

Отделение Дополнительного Образования Детей

Занятие группы «Речь и культура общения»

Педагог ОДОД: Иванова Ирина Николаевна

Тема: Слово веселит, огорчает, утешает.            2 класс

Цели и задачи:

Показать значимость употребляемого слова в речи.

Определять тему и главную мысль.

Объяснять смысл пословиц.

Учить размышлять, выражать свои мысли.

Учить быть добрым.

  1. Организационный момент.
  2. Ход занятия:

 Мотивация познавательной деятельности

  • Речевая разминка: произнеси на выдохе потешку. Хватило ли тебе воздуха?

- Утка в юбке,

Курочка в серёжках,

Селезень в сапожках,

Корова в рогоже,

Да всех дороже.

Разучивание новой разминки:

-Ваня, Ваня-простота

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом наперёд

И поехал в огород.

- Произнеси потешку на выдохе. Хватило ли тебе воздуха.

- Кто заметил. Что общего в этих потешках? (весёлые и смешные)

- Что делает их такими? (слова)

- Подумайте и назовите тему занятия.

- Молодцы! Сегодня на занятии мы поговорим о словах и их роли в речи.

- «Слово веселит, огорчает, утешает». (Запись на доске)

Актуализация необходимых знаний

  • Работа с новым материалом

- Послушайте  стихотворение «Слова» автор  Вадим Шефнер.

Много слов на земле. Есть дневные слова –

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днём

Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд,

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить.

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слова, Родина, Верность, Свобода и Ч есть.

Повторять их не смею на каждом шагу –

Как знамёна в чехле, их в душе берегу.

Кто их часто твердит – я не верю тому,

Позабудет о них он в огне и в дыму.

Пусть разменной монетой не служат они, -

Золотым эталоном их в сердце храни.

И не делай их слугами в мелком быту. –

Береги изначальную их чистоту.

Тогда радость – как буря, или горе, как ночь,

Только эти слова тебе могут помочь!

- Какие бывают слова? (разные)

- Кому понравилось стихотворение?

- Что запомнилось? (ответы учащихся)

- Слова могут развеселить, удивить, огорчить, подбодрить, помочь, обидеть, предать, спасти; злым словом можно даже убить.

- Как вы это понимаете? (это человек так расстроится от слов, что умрёт)

- Со словом нужно обращаться аккуратно, использовать по назначению, со смыслом.

Организация познавательной деятельности

  • Прочитайте поговорку: Доброе слово и кошке приятно.

- Оказывается, не только кошке, но и мышке.

Две группы мышат были помещены исследователями в одинаковые условия, но было одно различие: одних ежедневно поглаживали, ласкали, других – нет. Оказалось, что обласканные вырастают крупнее, крепче, смышлёнее и даже более устойчивыми к заболеваниям.  А что уж говорить о нас – людях?

Мы все нуждаемся в доброте, понимании, заботе, уважении и улыбке – символе человечности и согласия.

  • Мудрость доброго слова заложена в пословицах и поговорках ( записаны на доске):
  • Видна птица по перьям, а человек по речам.
  • Хорошие речи хорошо и слушать.
  • Одно тёплое слово и в жёсткий мороз согреет.
  • Худого слова и сладким мёдом не запьёшь.
  • Что силой не сделаешь, то сделаешь словом.
  • Ласковым словом и камень растопишь.
  • Весёлое слово – речи основа.
  • Слово – ключ, открывающий сердца.
  • Сперва подумай, потом скажи.
  • Обдумай то, о чём говоришь, даже когда шутишь.

- Прочитайте пословицу к нашей теме занятия. (Сперва подумай, потом скажи.)

  • Работа в группах. Составьте из слов пословицы. Учащимся раздаются карточки со словами разного цвета, из которых составляются пословицы:

Будь своему слову хозяин.

Речь красна слушанием.

Язык иглы острее.          - Объясните смысл пословицы.

  • - Подумайте, какое значение имеет слово? Какая у него работа?

- Составьте из букв слова.   веселит, огорчает, утешает (работа в группах)

- У какого слова добрая работа? (плохая, гуманная?)

  • - послушайте рассказ В.Осеевой «Синие листья», ответьте на вопрос.

- Каким цветом вы раскрасили бы листья? Почему?

- Какой совет дали бы Кате?  Почему?

 Подведение итогов занятия

- Что нового узнали на занятии?

- Что понравилось?

- Что запомнилось?

- О чём хотел рассказать родителям?

Литература

1.Алёшина Л.Г. О вежливости, о такте, о деликатности… - 4-е изд., перераб. и доп. – Л.: Лениздат, 1990. – 255с.,  ил.

2.Богданова О.С. и Петрова В.И. Воспитание культуры поведения учащихся 1 – 3 классов. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1972.

3.Введенская Л.А. Пословицы. Пособие для учителей начальной школы, учащихся и родителей. – Ростов-на-Дону: издательский центр «МарТ», 2000. – 128с.

4.Колесов В.В. Культура речи – культура поведения. – Л.: Лениздат, 1988. – 271с.

5.Они И.Л. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. -  Л.: Лениздат, Социально-коммерческая фирма «Человек»,  1991. – 190с.,  ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Группа продлённого дня в школе"

Презентация содержит методические рекомендации по организации группы продлённого дня в школе....

"Слово веселит, огорчает, утешает".

методическая разработка занятия для отделения дополнительного образования детей....

Методическое руководство группой педагогов.

Руководство методическим объединением учителей начальной школы....

2. Учебно-методическая работа 2.2 Методическое руководство группой педагогов

2. Учебно-методическая работа 2.2 Методическое руководство группой педагогов...