Методическая разработка занятия группы ОДОД "Слово веселит,огорчает, утешает"
методическая разработка (2 класс) на тему
Материал разработки поможет педагогу провести занятие о значимости слова в речи и правильном их употреблении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_dlya_pechati.docx | 19.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Отделение Дополнительного Образования Детей
Занятие группы «Речь и культура общения»
Педагог ОДОД: Иванова Ирина Николаевна
Тема: Слово веселит, огорчает, утешает. 2 класс
Цели и задачи:
Показать значимость употребляемого слова в речи.
Определять тему и главную мысль.
Объяснять смысл пословиц.
Учить размышлять, выражать свои мысли.
- Организационный момент.
- Ход занятия:
Мотивация познавательной деятельности
- Речевая разминка: произнеси на выдохе потешку. Хватило ли тебе воздуха?
- Утка в юбке,
Курочка в серёжках,
Селезень в сапожках,
Корова в рогоже,
Да всех дороже.
Разучивание новой разминки:
-Ваня, Ваня-простота
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперёд
И поехал в огород.
- Произнеси потешку на выдохе. Хватило ли тебе воздуха.
- Кто заметил. Что общего в этих потешках? (весёлые и смешные)
- Что делает их такими? (слова)
- Подумайте и назовите тему занятия.
- Молодцы! Сегодня на занятии мы поговорим о словах и их роли в речи.
- «Слово веселит, огорчает, утешает». (Запись на доске)
Актуализация необходимых знаний
- Работа с новым материалом
- Послушайте стихотворение «Слова» автор Вадим Шефнер.
Много слов на земле. Есть дневные слова –
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днём
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд,
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить.
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слова, Родина, Верность, Свобода и Ч есть.
Повторять их не смею на каждом шагу –
Как знамёна в чехле, их в душе берегу.
Кто их часто твердит – я не верю тому,
Позабудет о них он в огне и в дыму.
Пусть разменной монетой не служат они, -
Золотым эталоном их в сердце храни.
И не делай их слугами в мелком быту. –
Береги изначальную их чистоту.
Тогда радость – как буря, или горе, как ночь,
Только эти слова тебе могут помочь!
- Какие бывают слова? (разные)
- Кому понравилось стихотворение?
- Что запомнилось? (ответы учащихся)
- Слова могут развеселить, удивить, огорчить, подбодрить, помочь, обидеть, предать, спасти; злым словом можно даже убить.
- Как вы это понимаете? (это человек так расстроится от слов, что умрёт)
- Со словом нужно обращаться аккуратно, использовать по назначению, со смыслом.
Организация познавательной деятельности
- Прочитайте поговорку: Доброе слово и кошке приятно.
- Оказывается, не только кошке, но и мышке.
Две группы мышат были помещены исследователями в одинаковые условия, но было одно различие: одних ежедневно поглаживали, ласкали, других – нет. Оказалось, что обласканные вырастают крупнее, крепче, смышлёнее и даже более устойчивыми к заболеваниям. А что уж говорить о нас – людях?
Мы все нуждаемся в доброте, понимании, заботе, уважении и улыбке – символе человечности и согласия.
- Мудрость доброго слова заложена в пословицах и поговорках ( записаны на доске):
- Видна птица по перьям, а человек по речам.
- Хорошие речи хорошо и слушать.
- Одно тёплое слово и в жёсткий мороз согреет.
- Худого слова и сладким мёдом не запьёшь.
- Что силой не сделаешь, то сделаешь словом.
- Ласковым словом и камень растопишь.
- Весёлое слово – речи основа.
- Слово – ключ, открывающий сердца.
- Сперва подумай, потом скажи.
- Обдумай то, о чём говоришь, даже когда шутишь.
- Прочитайте пословицу к нашей теме занятия. (Сперва подумай, потом скажи.)
- Работа в группах. Составьте из слов пословицы. Учащимся раздаются карточки со словами разного цвета, из которых составляются пословицы:
Будь своему слову хозяин.
Речь красна слушанием.
Язык иглы острее. - Объясните смысл пословицы.
- - Подумайте, какое значение имеет слово? Какая у него работа?
- Составьте из букв слова. веселит, огорчает, утешает (работа в группах)
- У какого слова добрая работа? (плохая, гуманная?)
- - послушайте рассказ В.Осеевой «Синие листья», ответьте на вопрос.
- Каким цветом вы раскрасили бы листья? Почему?
- Какой совет дали бы Кате? Почему?
Подведение итогов занятия
- Что нового узнали на занятии?
- Что понравилось?
- Что запомнилось?
- О чём хотел рассказать родителям?
Литература
1.Алёшина Л.Г. О вежливости, о такте, о деликатности… - 4-е изд., перераб. и доп. – Л.: Лениздат, 1990. – 255с., ил.
2.Богданова О.С. и Петрова В.И. Воспитание культуры поведения учащихся 1 – 3 классов. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1972.
3.Введенская Л.А. Пословицы. Пособие для учителей начальной школы, учащихся и родителей. – Ростов-на-Дону: издательский центр «МарТ», 2000. – 128с.
4.Колесов В.В. Культура речи – культура поведения. – Л.: Лениздат, 1988. – 271с.
5.Они И.Л. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. - Л.: Лениздат, Социально-коммерческая фирма «Человек», 1991. – 190с., ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Группа продлённого дня в школе"
Презентация содержит методические рекомендации по организации группы продлённого дня в школе....
"Слово веселит, огорчает, утешает".
методическая разработка занятия для отделения дополнительного образования детей....
7.Портфолио достижений. Методическое руководство группой педагогов.
Приказы о назначении руководителя ШМО, РМО....
2. Учебно-методическая работа. 2.2 Методическое руководство группой педагогов: Наставничество в ОУ
Наставничество...
Методическое руководство группой педагогов.
Руководство методическим объединением учителей начальной школы....
2. Учебно-методическая работа 2.2 Методическое руководство группой педагогов
2. Учебно-методическая работа 2.2 Методическое руководство группой педагогов...
2.1.Учебно-методическая работа. Методическое руководство группой педагогов.
Наставничество в ОУ...