Деловая игра "Нужен ли человеку талант?"
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Деловая игра
«Нужен ли человеку талант?
Цель:
Раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка.
Задачи:
- Развитие мотивации творческого роста;
- Развитие коммуникативных навыков;
- Формирование жизненных идеалов, стимулирование стремление к самосовершенствованию.
Оборудование:
Диапроектор, ноутбук, карточки с определениями «таланта» ,плакат «Дерево способностей», презентация к уроку, видеоролик №2 «Геном человека», видеоролик «Танцующий бразильский мальчик» №3 , видеоролик №1 из мультфильма « Феи», слайдшоу с фотографиями детей, жетоны, карточки в виде листиков для дерева, карточки со словами «талант», «способности», «труд», аудиозапись с песней А. Миронова «Танго и талант».
Ход занятия
- Организационный момент. 2 мин.
Дети заходят в класс под музыку и рассаживаются по группам.
2. Определение цели и темы нашей встречи. 1 мин.
- Сегодня мы с вами собрались, чтобы обсудить один очень важный момент. Я хочу, чтобы мы с вами поговорили о таком понятии как «талант». А в конце нашей встречи ответили на вопрос « Нужен ли человеку талант?». Обсуждение будет проходить в форме игры. Каждый из вас находится в своей команде. Выиграет та команда, которая заработает больше всего жетонов. Жетоны будут выдаваться тем участникам, которые были активны на нашей встрече. С нами играют и наши родители. Они могут помогать и направлять вас на какой-либо выбор в той или иной ситуации.
3.Работа с определением слова «талант». 7 мин.
-Прежде всего мы с вами начнем с понятия самого слова «талант».
Как вы думаете, что оно означает?
(дети высказывают своё мнение)
-Откройте конверты, которые находятся на ваших столах и прочитайте карточки со словами. Попробуйте составить свое собственное определение слова талант. (в каждой группе находятся карточки со словами, из которых дети составляют определение. У каждой группы получится своё определение).
(Дети читают определения, которые у них получились).
- Талант- определенные способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта.
- Талант-дарование, одаренность, выдающиеся природные способности.
- Талант- врожденные способности, данные природой, обеспечивающие высокие успехи в деятельности.
- Талант-выдающиеся природные качества, особые природные способности.
-Скажите, определения между собой похожи?
(Дети высказывают своё мнение)
-Мы с вами поняли, что талант неразрывно связан со словом способности. А откуда может возникнуть таланту человека? Способности?
-Способности- это индивидуальные свойства каждого человека.
-Вот как появляется талант у героини одного мультфильма- Динь-Динь.
(Показ видео №1)
- А вот что думают ученые на этот счет.
(Показ видео №2).
Давайте рассмотрим эту проблему, применив популярный научный прием – "метод модельных систем". Природа, как известно, строит свои системы по общим законам. Нам в качестве такой "модельной системы" послужит живое дерево.
Учитель обращается к плакату «Дерево способностей».
Корень дерева скрыт под землей, как скрыты от непосредственного наблюдения природные, генетические задатки человека . Из корня вырастает общий ствол, его мощь, крепость и другие характеристики зависят и от того, каков корень, а также от влияния многих внешних условий. Ствол дерева – это в нашем случае и есть аналог тех самых "общих способностей" . Той самой универсальной характеристики, от которой берут начало многочисленные "ветви" – частные проявления одаренности.
От ствола идут сначала крупные ветви, они, в свою очередь, делятся на ветви поменьше, те, в свою очередь, еще и еще... Представим себе, например, ветвь – "художественная одаренность". Всем известно, что способности к музыке, изобразительному искусству, литературе, артистические способности различны. Но при этом они имеют много общего. Это общее мы обычно и объединяем словами "художественная одаренность", "художественные способности". И подобно тому как из большой ветви вырастают ветви поменьше, так из "общих художественных способностей" вырастают изобразительные, музыкальные, артистические и др. Поэтому для многих художников не представляет особых сложностей писание стихов, для музыкантов – занятия живописью, для писателей иллюстрирование своих произведений.
Чем больше у человека этих частных способностей – "ветвей", чем выше уровень развития каждой, тем мощнее это воображаемое дерево, пышнее, ветвистее его крона. Чем равномернее, гармоничнее развиты эти частные способности, тем воображаемое дерево выглядит более органичным.
-Рассмотрите внимательно дерево.
- Физкультминутка . 3 мин
–А теперь проведем небольшую физкультминутку, но проводить её для вас будет бразильский мальчик, который умеет танцевать. Пожалуйста, попробуйте повторить его движения.
(показ видео№3)
4. Создание «формулы» таланта. 7 мин
- Как вы думаете, есть ли у него талант? Почему?
-Важно то, что мальчик в таком возрасте, легко и непринужденно, танцует самбу, при этом делая достаточно сложные движения, которые не каждый взрослый сможет повторить
Уверена, в мире найдется очень мало детей, которые способны на то же самое и в таком возрасте.
Именно в этом и заключается главный критерий определения вашего таланта. И он легко объясняется.
Ваш талант – это способность, заложенная в вас от природы. А значит, вы можете это делать лучше, быстрее, проще и эффективней, чем большинство людей, которые не обладают этой способностью.
Чтобы вам стало еще понятней, давайте разберем еще один пример с шахматами.
Гроссмейстера от новичка отличает всего лишь одна способность – это возможность запоминать шахматные этюды и проигрывать их у себя в голове. В то время как новички, эти этюды расставляют на доске и изучает их в реальности.
Таким образом, те люди, которые имеют такую способность, и становятся гроссмейстерами.
Люди, имеющие склонности к спорту, от природы более одарены выносливостью и силой, а значит могут больше и эффективней тренироваться. И даже без тренировок будут опережать обычных людей, которые таких способностей не имеют.
И так далее.
-Попробуйте сейчас прикрепить листик с именем мальчика на ту веточку нашего дерева, которая указывает на наличие его таланта.
(Дети предлагают варианты).
-Но бывает так , что человек обнаруживает в себе талант и развивает в себе его всю свою жизнь. Как , например, Майя Михайловна Плисецкая известная балерина . Майя Плисецкая — легенда XX века. Один перечень ролей, которые она станцевала в России и других театрах мира, и перечень наград, полученных ею, занял бы не меньше страницы. Она сотрудничала с выдающимися хореографами и балетными труппами мира: «Марсельским балетом» Ролана Пети, «Балетом XX века» Мориса Бежара, парижским театром «Одеон», театром «Колон» в Буэнос-Айресе, театром «Эспас Пьер Карден» и другими. Институт теоретической астрономии присвоил имя балерины малой планете № 4626. (Показ презентации)
-К нам в гости пришел один очень известный господин из прошлого. Попробуйте догадаться кто он?
Гость: «В истории отечественной и мировой науки я занимает особое место. Я был один из образованнейших русских людей XVIII века. Сложно назвать область науки, техники и культуры, в которую я не внес бы свой вклад. Мои научные интересы чрезвычайно широки и многогранны. Работы мои в области физики, химии, астрономии, оптики, геологии, минералогии и кристаллографии, техники, географии и метеорологии, экономики, истории и литературы, педагогики и психологии заложили основы для развития этих наук. Я создал первую в России научную химическую лабораторию, организовал астрономические и метеорологические исследования, участвовал в снаряжении географических и геологических экспедиций, в подготовке морских плаваний с целью изучения и освоения Северного морского пути. Я разработал проекты переустройства Петербургской академии наук. Я Автор идеи и инициатор вместе с И.И.Шуваловым открытия Московского университета. Многогранен не только талант мой как ученого-энциклопедиста, но и удивительна сама моя личность, отличавшаяся постоянным стремлением к научному поиску, неутолимой жаждой знаний, упорством и бескорыстием в науке, самоотверженной любовью к своей стране, к своему народу, «радением за распространение наук в Отечестве».
-Кто же это? Конечно, М. В. Ломоносов.
-Сейчас я хочу, чтобы вы посовещались и задали бы по несколько вопросов , которые помогут вам в определении своего личного таланта. И вопрос должен начинаться со слов "Что мне сделать...", " Что нужно..."
(Учащиеся совещаются и задают вопросы , а гость отвечает на них)
- Давайте же вместе создадим формулу успеха. Что потребуется мальчику, которого мы видели, чтобы развить свой талант. Как развивала свой талант Майя Плисецкая и М. В. Ломоносов?
На доске выстраивается формула из карточек
Талан=способности +труд
-Как вы думаете, на какую ветку нашего дерева могли бы поместить листики со своими именами наши герои?
Дети предлагают варианты, а гость вешает листики на дерево.
5. Создание мотивации для обнаружения своего таланта. 4 мин
-А пока вашим следующим шагом будет определение своей мотивации –
А зачем именно вам развивать свой талант.
(Показ презентации)
Существует очень старинная история, известная как Притча о талантах. Талант, кто не знает, самая крупная в древности денежная единица. В соответствии с этой притчей, однажды хозяин дома созвал вместе 3 слуг и сообщил им, что очень скоро уходит в дальний поход.
Перед отъездом он дал каждому слуге определенное количество талантов. Тогда 1 талант был равен заработку среднего работника за несколько лет, так что один талант был солидной суммой денег.
Одному слуге хозяин дал 5 талантов; второму слуге он дал 2 таланта; и третьему слуге он дал 1 талант. Каждого он попросил нести опеку над этими деньгами до его возвращения.
После отъезда хозяина, слуга с 5 талантами пошел на рынок, инвестировал их в дело и торговал до тех пор, пока не превратил их в 10 талантов. Второй слуга проделал все аналогично – в результате торговли превратил свои 2 таланта в 4.
А третий слуга с 1 талантом, будучи очень осторожным человеком, просто зарыл его в землю для сохранности.
По прошествии определенного времени хозяин вернулся и собрал 3 своих слуг, чтобы узнать, что они сделали с талантами, которые он дал им. Первый слуга рассказал, как грамотно он пустил в торговлю 5 талантов и представил своему хозяину первоначальные 5 талантов плюс 5 талантов, которые он успел заработать. Хозяин сказал слуге: "Молодец!".
Второй слуга вышел вперед и сказал, что он тоже эффективно торговал и показал хозяину первоначальные 2 таланта плюс еще 2 заработанных. Хозяин ему тоже сказал: "Молодец!".
И, наконец, третий слуга вышел вперед и рассказал, что опасаясь того, что я могу потерять Ваши деньги, я заботливо зарыл их в землю. И затем он с гордостью преподнес хозяину один талант, за которым ему поручили присмотреть.
Хозяин быстро посмотрел на единственный неиспользованный талант и сказал: "Возьми этот талант и отдай его тому, у кого их сейчас 10".
Кому-то не очень нравится конец этой истории. Может показаться несправедливым отнять то малое, что было у третьего слуги и отдать это тому, у кого было 10 талантов. Однако помните, что жизнь устроена так, что она раздает свои награды не пропорционально уровню наших потребностей, а пропорционально уровню наших заслуг.
Общая Мораль этой истории заключается в том, что, сколько бы ни дала Вам жизнь, 1 талант или 100, наша ответственность состоит в том, чтобы непременно сделать что-то с тем, что мы получили!
-Как можно применить талант?
(Выслушиваются мнения детей)
-Нужен ли человеку талант?
6. " Помоги другу определить свой талант" 7 мин
-Сейчас я попрошу вас посовещаться и составить анкету для определения таланта у себя и своего друга. Анкета может состоять из вопросов или утверждений. Благодаря ей ваш друг может задуматься- действительно у него есть определенный талант.
Например, я составила такую анкету, для определения таланта к технике.
Технические способности (5 признаков)
* интересуетесь самыми разнообразными машинами и механизмами;
* любите конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру, сами "докапываетесь" до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любите загадочные поломки или сбои в работе механизмов;
* можете чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;
* любите и умеете рисовать ("видит") чертежи и эскизы механизмов;
* интересуетесь специальной, даже взрослой технической литературой.
Далее дети составляют анкеты либо общие, либо для отдельных видов деятельности.
7.Определение собственного таланта. 4 мин
-Чтобы обнаружить в себе разные способности, вы занимаетесь в школе во время занятий, выступаете во время праздников, ходите в разные кружки, музыкальную и спортивную школу, бассейн и т.д.
Просмотр видеоролика №2
-Попробуйте мысленно ответить на те вопросы, которые вы сами составили для определения своего таланта.
А теперь подумайте, какие у вас есть способности или талант . Возьмите листики, подпишите их своим именем и повесьте на дерево, чтобы мы наглядно увидели, что же у нас получилось.
Далее идет комментарий к полученному результату в зависимости от полученной картины.
-Я в свою очередь хочу раздать карточки для родителей, составленные вами, которые помогут им в определении вашего таланта.
9. Заключительная часть. Подведение итогов. 3 мин
-В заключении мы подведем итог , кто же был активнее всего на нашей встрече?
-Что вы можно пожелать друг другу?
Выслушиваются несколько ответов.
Внеклассное мероприятие
в рамках конкурса
«Фестиваль педагогических идей»
в номинации
«Классный руководитель»
Учитель Глазкова О.В.
ГОУ СОШ №160
2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Экономическое воспитание младших школьников, или как развить качества делового человека"
Рынок, рыночные отношения. Они охватили все общество, в том числе семью и школу. Безусловно, становление и развитие рыночной экономики в стране ставит перед школой серьезную зхадачу в области целенапр...
Презентация к уроку ТЕХНОЛОГИИ в 3 - 4 кл "Открытка деловому человеку"
Данный ресурс поможет выполнить поздравительную открытку...
Деловая игра "Я- человек .А это значит"
Деловая игра по ФГОС использование игровых технологий...
Открытка деловому человеку
Презентация по технологии для учащихся 3 класса....
Основы делового общения. Деловая игра "Леапольд"
Деловая игра...
Деловая игра «Зачем современному человеку войлок»
Цель: закрепить знания о значении войлока в жизни человекаЗадачи:- познакомить на доступном уровне с историей использования войлока- формировать мотивацию и познавательный интерес к знаниям о современ...
Внеклассное мероприятие в рамках Конкурса профессионального мастерства «Учитель года » в номинации «Воспитать человека» Классный час - деловая игра на тему «Что такое настоящая дружба"
Это мероприятие было показано в рамках конкурсной программы профессионального мастерства "Учитель года - 2020", которое принесто мне достаточное количество баллов!...