Уроки по толерантности
классный час по теме

Сучок Оксана Дмитриевна

Классные часы по толерантности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_po_tolerantnosti.docx122.63 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки толерантности

Тема. "Урок толерантности".

Цели. Развивать стремления быть терпимым в обществе людей; воспитывать интернационализм; способствовать развитию устной речи учащихся.

ХОД УРОКА

Учитель. Сегодня мы с вами проведем урок толерантности. Я не буду раскрывать значение этого слова, а вы сами в конце урока попробуете сказать, что означает слово "толерантность".
Учитель читает стихотворение С.Маршака "Всемирный хоровод".

Стихи для ребят
Всех народов и стран:
Для абиссинцев
И англичан,
Для испанских детей
И для русских,
Шведских,
Турецких, немецких,
Французских
Негров, чья родина –
Африки берег;
Для краснокожих
Обеих Америк.
Для желтокожих,
Которым вставать
Надо,
Когда мы ложимся в кровать,
Для эскимосов,
Что в стужу и снег
Лезут
В мешок меховой
На ночлег;
Из тропических стран,
Где на деревьях
Не счесть обезьян;
Для ребятишек
Одетых и голых –
Тех, что живут
В городах и селах...
Весь этот шумный,
Задорный народ
Пусть соберется
В один хоровод.
Север планеты
Пусть встретится с Югом,
Запад – с Востоком,
А дети – друг с другом!

– О чем это стихотворение?

Дети. О том, что дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом.

У. Почему все дети, независимо от национальности и цвета кожи, должны жить дружно?

Д. Чтобы не было войны на Земле и все жили счастливо.

У. Сейчас в мире непростая обстановка. Во многих точках планеты идет война, гибнут люди, рушатся здания, страдают дети. Люди вынуждены покидать свои дома и убегать из родных городов, чтобы спастись от голода, разрухи, болезней. Эти люди называются беженцами. Они приезжают в другие города в надежде, что мы протянем им руку помощи, поделимся всем, что имеем сами. С нами тоже может случиться беда, и мы вынуждены будем просить помощь. Давайте подумаем, чем мы можем помочь беженцам.

Д. Дать одежду, поделиться едой, игрушками, не обижать детей беженцев...

– Дети должны понять, что к людям, даже если они другой национальности, нужно относиться с уважением, понимать их горе, сочувствовать в беде.

У. Во время Великой Отечественной войны, когда фашисты захватили русские города, многие россияне были эвакуированы на юг, куда война еще не дошла. Их радушно принимали люди других национальностей: таджики, узбеки, грузины, армяне и др. Русским предоставляли жилье, обеспечивали едой, одеждой и другими необходимыми вещами. Люди не смотрели на то, что беженцы были не их национальности, с другим цветом глаз и кожи! И поэтому наша страна победила в такой тяжелой и страшной войне. Люди помогали друг другу, не давали погибнуть слабым, все вместе объединились против общего врага – фашистов. И вот через много лет ситуация повторилась. Только теперь люди с юга бегут на север, за помощью к русским людям. Ведь добрая русская душа еще издавна была известна всем народам.

Если мы будем жить в мире со всеми людьми, то на Земле не будет войн, террористических актов.

А теперь давайте попробуем объяснить, что же обозначает слово "толерантность".

Высказывания детей.

 В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся нетолерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего надо остаться самим собой, видеть свои ошибки. Давайте поиграем. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе.

  • Младший брат сломал твою игрушку.

1. Ты его прощаешь.
2. Ты ударяешь его.

  • Ты поссорился со своей сестрой.

1. Ты попытаешься объясниться с ней.
2. Ты обижаешься и мстишь.

  • С тобой поступают жестоко.

1. Ты отвечаешь тем же.
2. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.

  • Ты недоволен собой.

1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
2. Ты все сваливаешь на других.

  • Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.

1. Ты устраиваешь истерику.
2. Ты идешь с ними гулять.

У. В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеемся над ними. Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Давайте попробуем проверить себя, проявляем ли мы толерантность.

1. Саша плохо одет...

!Это неважно.
?Ты подсмеиваешься над ним.

2. Пожилая женщина медленно идет.

?Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
!Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь

3. На твоих глазах на кого-то нападают...

!Ты пытаешься защитить его.
?Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

– Проявлять толерантность – это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, чтобы строить мирное будущее. Давайте поиграем в игру.

1. Для того чтобы больше не было войны.
1. Нужно понимать, почему она происходит.
2. Ничего нельзя сделать.
3. Когда говорят о детях, пострадавших от войны.
1. Ты об этом услышал и забыл.
2. Ты ищешь возможность проявить солидарность.
1. Ты все-таки слушаешь его.
2. Ты не даешь ему говорить.
4. В классе ты уже ответил.
1. Тебе хочется отвечать еще
2. Ты предоставляешь другим.

Подведение итогов игры.

У. Заканчиваем наш урок толерантности. Что нового вы узнали из сегодняшнего урока? Что такое толерантность? Кто после этого урока стал по-другому относиться к окружающим людям, товарищам?

Тема. "Мы – команда одного корабля".

Цели. Дать учащимся представление о людях, населяющих планету Земля; подвести к тому, что люди любой национальности имеют право на счастье, что необходимо проявлять дружбу и уважение к любому народу; воспитывать бережное отношение к людям, любовь к малой родине.

Оборудование. Рисунок с изображением Земли (вид из космоса); карта полушарий; таблица "Самые многочисленные народы"; изображение человека; древо класса "Какой национальности были наши предки".

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель. Сегодня необычный урок. Мы будем коллегами. На уроке будем рассуждать, доказывать, наблюдать.

У. Прочитайте тему урока.

Дети. "Мы – команда одного корабля".
В конце урока ребята должны ответить на вопрос, почему урок получил такое название.
На доске появляется рисунок с изображением Земли; карта полушарий. Дети работают по вопросам.

II. Сообщение темы

1. Как называется наша страна?
2. Сколько материков на Земле?
3. Сколько океанов?
4. На каком материке живем мы?
5. Как называется наша планета?
6. Как называется народ, который живет в России?

III. Вступительная беседа

У. Каждый ребенок, подрастая, начинает интересоваться своей родословной. Он спрашивает о прабабушках и прадедушках. Так и человечество в целом постоянно задает себе вопросы о собственных родовых корнях. Наши предки... В каждом из нас их частица, а потому, найдя свои истоки, можно узнать все о них. Начнем все по-порядку. Как же появились люди на Земле? Человечество давно стремилось выяснить свое происхождение. Когда научных знаний еще не существовало, люди складывали об этом красивые легенды.

Д. Австралийские аборигены верят, что вначале, "в эпоху сновидений", Земля была покрыта морем. На выступающих скалах и в воде жили человеческие личинки. Когда Земля высохла, предок ящериц каменным ножом отделил человеческие зародыши друг от друга, прорезал им глаза, уши, рот, нос, пальцы. Он научил их добывать огонь трением, готовить пищу, дал им орудия.
– В Библии – священной книги иудеев и христиан – говорится, что Бог, создав мир за шесть дней, под самый конец сотворил человека "по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их".

У. Таких мифов много. Они красивы, интересны. Ученые доказывают, что человек произошел от волосатого, четвероногого и хвостатого животного. Казалось бы, что люди должны быть все похожими. Но почему все живущие на Земле люди внешне отличаются друг от друга? Люди создавали легенды.

Д. Легенда североамериканских индейцев.
Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок – это были индейцы. В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вынуть фигурки из печки. Те обуглились и стали черны, как головешки. Так возникли негры. А потом уже боги, боясь пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились неприятного бледно-розового цвета. Так появились европейцы.

http://nsc.1september.ru/2002/21/11.jpg

У. Конечно, люди не только создавали подобные легенды. Существует наука антропология, изучающая происхождение и изменения физического типа человека. А почему люди говорят на разных языках?

Д. По библейской легенде, все люди когда-то были одним народом и говорили на одном языке. Возгордившись, они стали строить огромную Вавилонскую башню, по которой надеялись попасть на небо. За это Бог разгневался на них и разделил языки. Люди больше не могли договориться друг с другом, и строительство башни прекратилось. Так возникли разные народы.

У. Сколько сейчас на Земле народов?
Ответы учеников.
– На Земле наберется по меньшей мере 15 тысяч, а возможно, и 20 тысяч разных народов и языков. Какие народы самые многочисленные в мире?
Ответы учеников.

IV. Практическая работа

Укажите место каждого народа в таблице. Это поможет определить численность населения.

Самые многочисленные народы

http://nsc.1september.ru/2002/21/20.gif

Дети выполняют задание. Таблица вывешивается на доску.
 Подведите итог.

Д. В конце ХХ века все население планеты составляло чуть меньше 6 млрд человек: китайцы, хиндустанцы, американцы, бенгальцы, бразильцы, русские, японцы.

У. Любой народ можно сравнить с лесом, например с сосновым бором. В глубине его – высокоствольные сосны, но чем ближе к опушке, тем сильнее меняется облик деревьев: на открытых пространствах они кряжистые и низкорослые. Однако сосна всегда остается сосной и елью ни при каких условиях не станет. А вот потомки поляков, много поколений назад переселившиеся в Россию, могут превратиться в русских, и таких случаев немало. Чем отличается каждый народ?

Д. Язык, культура, национальный характер, религия, традиции…

У. Давайте перенесемся в нашу страну. Назовите главный город России. Назовите город, который является малой родиной.

Учащиеся дают справку о своем городе.

У. Что привело в эти глухие места много лет назад людей?

Д. По приказу царя людей отправили осваивать новые земли.

У. Назовите фамилии первых поселенцев.

Д. Сорокины, Медведевы, Курочкины, Аверины, Струнины.

У. Какие же народы живут в нашем городе?

Дети перечисляют.

VI. Работа с диаграммой

У. Посмотрите на диаграмму, и вы увидите, каких народов больше.

http://nsc.1september.ru/2002/21/21.gif

– А теперь посмотрите, что представляет наш класс. Какая кровь течет в учениках нашего класса?
Учитель показывает рисунок дерева, где ветви дерева – фамилии учеников класса. Дети рассказывают о своей родословной.
Учитель обобщает ответы учеников.
 Все мы очень разные. А хорошо это или плохо?
Высказывания детей.
– В каждом из нас течет кровь наших предков. А они были людьми разных национальностей. Пусть у нас будет разный цвет кожи. Пусть люди будут говорить на разных языках и жить на разных континентах. А может ли быть что-то общее у всех людей, живущих на нашей планете?

VII. Групповая работа

У. Подумайте и напишите, какими качествами характера должен обладать человек, живущий на планете Земля.
Каждой группе выдается лист, на котором изображены контуры человека.
– Мы не знаем, где живет этот человек, сколько ему лет, какой он национальности. Он просто человек.
Каждая группа выступает.

VIII. Подведение итога

У. А теперь еще раз назовите те общие качества, которые были названы каждой группой.
На доске дети создают силуэт человека.
На доске.

Добрый,
Умный,
Смелый,
Сильный,
Улыбчивый,
Преданный,
Честный…

Д. Если люди будут обладать всеми этими качествами, то на Земле исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать и ненавидеть друг друга. Все равно, какой ты национальности, какого цвета кожи.
– Чего ради нам ненавидеть друг друга? Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы – команда одного корабля.
– Надо очень любить этот мир, любить его таким, каков он есть. Надо раскрыть ему душу и слиться с ним, делая что-то здесь и сейчас, что сделает мир хоть капельку лучше и добрее. Тогда только вся планета станет твоей, ты поймешь ее тайны и поймешь самого себя.
IХ. Итог урока

У. Объясните, почему урок носил название "Мы – команда одного корабля".

Д. "Команда" – люди, "корабль" – Земля.

Тема. "Беженцы в России".

Цели. Формировать и развивать гуманное отношение, чувство альтруизма к людям, нуждающимся в помощи; познакомить учащихся с терминами "беженцы", "толерантность"; выявить уровень (диагностика) толерантности с помощью теста; воспитывать чувства доброты и милосердия, отзывчивости и сострадания к человеку.

Формы работы. Игровая: групповая и индивидуальная; игра "Странные гости".

ХОД УРОКА

Занятие начинается с ролевой игры "Странные гости". Несколько человек из класса, переодетые в мусульманскую одежду, стучатся и входят в класс. Класс представляет собой Дворец милосердия.
Гости рассказывают о том, как в их замечательной и красивой сказочной стране начались раздоры между злыми волшебниками, и разразилась такая буря, что земля затряслась, дома рухнули. Каждый день гремит гром, сверкает молния, которая убивает жителей этой страны. Поэтому, чтобы их не постигла эта страшная участь, они вынуждены были собрать свои семьи и бежать куда глаза глядят. Так они попали в нашу волшебную страну.

Гости. Нас в вашей стране называют беженцами. Нам нужна помощь, и поэтому мы пришли к вам во Дворец милосердия.

Здесь представители Дворца милосердия (остальные ученики) предлагают гостям присесть, отдохнуть, выпить чаю. А сами члены Дворца милосердия собрали консилиум, на котором решали вопросы относительно гостей.
Игра проводится в виде эстафеты: весь класс делится на две команды. У каждой команды несколько воздушных шариков, в которых находятся вопросы, записанные на бумаге. Чья команда правильно ответит на все вопросы, та и побеждает

Учитель. Беженцы, кто они такие?

Дети. Люди, которые вынуждены были покинуть свою страну по причине угрозы их здоровью и жизни.

У. Почему им необходимо оказать помощь?

Д. Многие из них не знают русского языка – они не могут объясниться.

– У беженцев нет крова – им негде жить.
– Им нечего кушать, так как у них нет денег и они не могут купить себе еду.
– У них нет работы, чтобы обеспечить свою семью.
– Их детям негде учиться.
– Если они больны, то никто не может оказать им первую медицинскую помощь.

У. Беженцы, какие они?

Д. Такие же люди, как и мы, у которых должен быть свой дом, где они живут со своими семьями.

– У некоторых есть дети, они другой национальности.

У. Почему им необходимо оказывать помощь?

Д. Мы должны быть милосердны друг к другу. Сострадать и оказывать помощь, если человек в беде.

– Может случиться так, что в нашей стране будет разруха и нам некуда будет бежать, негде будет укрыться от беды. А люди из другой страны нам помогут.

У. Члены Дворца милосердия узнали, кто такие эти странные гости. Они из другой страны, другой национальности, другого вероисповедания, но им нужна помощь. И совет решает очень важный вопрос, зашифрованный на доске.
На доске.

http://nsc.1september.ru/2002/21/26.gif

– Вопрос расшифровать трудно, и дело, которое мы должны делать, помогая другим, тоже очень трудное.
Чтобы ответить на этот вопрос, члены Дворца милосердия должны составить реестр (перечисление) оказываемой помощи.

http://nsc.1september.ru/2002/21/27.gif

Ребята могут продолжить свои мысли. Совет Дворца милосердия объясняет гостям, что на это нужно неимоверно много денег, сил и времени, но так как страна наша добрая, то волшебники, обычные люди и Дворец милосердия помогут вам, чем могут.

Далее Совет Дворца милосердия выдвигает свои требования к гостям:

  • уважать и ценить людей нашей страны;
  • жить среди нас и принимать законы нашей страны;
  • быть трудолюбивыми, благодарными и честными жителями;
  • помогать всем, нуждающимся в помощи.

Для совета выдвигается еще одна задача. Какими качествами должен обладать человек, который стремится оказать помощь? Предлагается "колесо волшебных слов", которое надо прочитать.

http://nsc.1september.ru/2002/21/28.gif

Д. Доброта, милосердие, сострадание, отзывчивость, помогать в беде…

У. Принятие людей таковыми, каковы они есть + все эти качества + терпение, уважение их чувств и интересов – это все называется толерантностью.

Проводится проверка, толерантны ли члены Совета Дворца милосердия и насколько!
Предлагается поднять карточки с ответами на вопросы.

  • Вызывают ли у вас неприязнь люди другого цвета кожи?
  • Легко ли вам найти контакт с людьми другой национальности, веры?
  • Примите ли вы предложение человека, который вам неприятен, но его предложение лучше вашего?
  • Как вы отреагируете на то, если вас попросили помочь, а у вас нет времени?

http://nsc.1september.ru/2002/21/29.gif

Совету Дворца милосердия и гостям предлагается вместе нарисовать символ толерантности.

Подводится итог занятия

У. Что значит быть толерантным по отношению к людям, нуждающимся в помощи?

Д. Быть терпимым к людям, которые вынуждены покинуть свою землю, свой дом

Тема. "Стремись творить добро".

Цели. Дать возможность детям поразмышлять над милосердием, проявлением доброты к окружающим, проявлению доброты и уважения к другим народам, инвалидам, нуждающимся; сформировать понятия "толерантность", "беженцы", "милосердие", "добро"; воспитать культуру человеческих отношений.

ХОД УРОКА

I. Беседа

Учитель. Ребята! Вы, наверное, заметили, что у нас в школе на первом этаже есть плакаты с названием "Толерантность".
Слово учитель записывает на доске.
– Что же это такое?

Толерантность – терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких-либо отличий.
Культура межчеловеческих взаимоотношений предполагает доброжелательность в отношении к окружающим, умение считаться с интересами и вкусами других людей.
В наши дни ситуация в мире очень неспокойная: войны в Чечне, в Афганистане, в Израиле... Поэтому очень много людей – мирных жителей этих стран – оказались беженцами, вынужденными переселенцами, жертвами национальных конфликтов. Эти люди вынуждены бежать из своей страны, таким людям нужна помощь. Кров для бездомных – наш долг. Сейчас в Россию приезжают беженцы из Казахстана, Узбекистана, Грузии, Киргизии, Азербайджана, Афганистана, Латвии, Эстонии, Чечни, Дагестана. Эти люди – мирные жители, и они не виноваты в проведении той политики, которая приводит к национальным войнам и розни.
Вы знаете, что причинами войн являются нетерпимость друг к другу, ссоры, предрассудки, злость, зависть, а также деньги – желание обогащаться и устанавливать мировое господство, подчинять более слабые страны и народы и эксплуатировать зависимых. Так всегда было в истории.
Но страдает простой, ни в чем не повинный народ. Сегодня беда коснулась этих людей (беженцы из стран, где идут войны). Завтра беда может коснуться нас. С какими трудностями сталкиваются сегодня беженцы?
Трудностей много: негде жить, негде работать, нет денег, нет одежды, нет пищи, болезни, национальная нетерпимость, равнодушие окружающих людей и унижение. Поэтому мы, если мы еще остаемся людьми, должны проявлять милосердие.
На доску вывешиваются по очереди плакаты с названиями терминов "милосердие", "благотворить", "добро", дается устное пояснение.
– Милосердие – это сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, мягкосердечность.
Благотворить – значит делать добро, помогать бедным, инвалидам, беженцам, старым людям.
Добро – все, что честно и полезно, все, чего требует от нас долг человека.
Худо тому, кто добра не делает никому; в ком добра нет, в том и правды мало. А что такое доброе дело? Это то, что дарит радость другому человеку. Нужно проявлять живой, искренний интерес к окружающим людям, ведь у каждого из нас свои проблемы, мечты, стремления. О том же говорит и Библия: "Относись к другому как к самому себе, люби ближнего своего как самого себя". Ведь все люди, независимо от расы, национальности, культуры, обычаев, положения, возраста, пола, – все одинаковы.
Дейл Карнеги – американский специалист в области человеческих взаимоотношений – говорит: "Любой глупец может критиковать, осуждать, выражать недовольство – и большинство глупцов так и делают, но для того чтобы проявить внимание и быть снисходительным, требуется сильный характер и самообладание. Вместо того чтобы осуждать людей, проявлять к ним нетерпение, постарайтесь их понять и принять". Заратустра сказал: "Делать добро другим – не обязанность. Это радость, ибо улучшает здоровье и увеличивает счастье".
Китайская пословица говорит: "Ароматом роз всегда веет от руки, которая их дарит". Подумайте над значением этих слов. Делай добро! Это принесет больше счастья, больше удовлетворения! Именно так ставили вопрос о добре все великие философы с начала истории человечества – Конфуций, Платон, Аристотель, Сократ...
Драйзер восхищался одной заповедью Христа, заповедью о служении другим: "Для того чтобы Он (человек) мог получить хоть какую-то радость на отведенном ему коротком отрезке пути, он должен думать – как улучшить положение не только для себя, но и для других. Если мы собираемся улучшить положение для других, то нам надо спешить. Время уходит. По этому пути я пройду всего лишь один раз. Так пусть я сейчас совершу какой-нибудь достойный поступок или проявлю доброту. Пусть я не отлажу и не упущу случая это сделать, ибо по этому пути я никогда больше не пройду".

II. Работа с афоризмами

Детям розданы карточки, на которых записаны афоризмы. Каждый ребенок читает свой афоризм и пытается его объяснить. Учитель в случае необходимости ему помогает.

Афоризмы для работы

1. "Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно сострадание". (Л.Толстой)
2. "...Чем достойнее человек, тем большему числу существ он сочувствует". (
Ф.Бэкон)
3. "Сострадание правит миром". (
Древнеиндийский афоризм)
4. "Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством". (
Конфуций)
5. "Милосердие состоит не только в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего не в осуждении ближнего, а в уважении его человеческого достоинства". (
Л.Толстой)
6. "Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – вот что можно назвать человеколюбием". (
Конфуций)
7. "Стоит лишь верить в человека больше, чем это обыкновенно бывает, чтобы вызвать наружу все лучшие стороны его характера". (
С.Смайлс)
8. "Чтобы поверить в добро, надо начать его делать". (
Л.Толстой)
9. "Кто ищет зла, к тому оно приходит". (
Соломон)

III.Тестирование

У. А сейчас мы с вами проведем игру. Она позволит определить, насколько вы толерантны. В нашей школе учатся разные ребята: толстые, тонкие, большие, маленькие, в очках и без очков, разных национальностей, девочки и мальчики. Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. И каждый из нас неповторим и значим. Быть толерантным – значит уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями. Это означает быть внимательными к другим, не зацикливаться на установившихся стереотипах. Обращать внимание на то, что нас разъединяет. Толерантность позволяет нам оставить в нашем сердце больше места для наших друзей.

Тест. "Проверь себя, проявляешь ли ты толерантность"

1. Ким плохо одет...

! Это неважно.
? Ты подсмеиваешься над ним.

2. Том питается не так, как ты, по причине своей религии...

! Ты говоришь, что он выглядит смешно.
? Ты просишь, чтобы он объяснил это.

3. Цвет кожи у Джо отличается от твоего...

! Ты стремишься лучше узнать его.
? Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – это нули".

4. Пожилая женщина медленно идет…

? Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
! Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

5. Ты – мальчик, тебя ставят рядом с девочкой...

? Ты говоришь, что все девочки – нули.
! Ты разговариваешь с ней.

6. Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком...

? Ты говоришь, что все мальчики – нули.
! Ты разговариваешь с ним.

7. На твоих глазах на кого-то нападают...

! Ты пытаешься защитить его.
? Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

8. К тебе подходит ребенок-инвалид...

! Ты естественным образом разговариваешь с ним.
? Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

 Выбери правильный ответ, сосчитай кружки.
Дети считают.
– Если одни кружки, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.
Если от 3 до 7 кружков, ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя получится.
У тебя менее 3 кружков: ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать более счастливым!

http://nsc.1september.ru/2002/21/30.gif

IV. Итог

У. Что мы вынесли из сегодняшнего занятия?
Дети работают с терминами, записанными на доске: "толерантность", "беженцы", "война", "милосердие". Они отвечают, что это такое, как они поняли значения слов.
– Что вы поняли, что вы уяснили для себя? Что запомнилось? Что стало открытием в себе?
Дети отвечают, высказывают свое мнение, что запомнили.
– Из всего вами сказанного можно сделать вывод: необходимо в жизни проявлять доброжелательность к окружающим, делать добро, уметь считаться с интересами других, проявлять уважение к другим народам, чем можем помогать друг другу, близким, друзьям, нуждающимся в помощи.

3-й класс (1–4)

Тема. "Правописание родовых окончаний имен прилагательных".

Цели. Формировать навыки правописания окончаний имен прилагательных; развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными, определять род и число; развивать внимание и логическое мышление; учить работать с толковым словарем, расширять словарный запас детей; воспитывать чувство гуманного отношения друг к другу, любовь к своей родине; учить толерантно выражать свои негативные чувства, такие как недовольство, обида, огорчение и т.п.

Оборудование. Запись спокойной музыки; таблица по теме; кроссворд; карточки со словарными словами; эмблемы с улыбками (индивидуально для каждого); толковый словарь Ожегова.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Звучит спокойная музыка. На доске висит плакат.

Я – свет.
Я – любовь.
Я – мир и согласие.
Я не буду боятся никого и ничего.
Я буду делить любовь с теми, кто меня любит.
Ибо любовь – всепобеждающая.

Учитель говорит, дети хором повторяют.

II. Сообщение темы урока

Учитель. Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

Дети. Интересным, веселым, познавательным, занимательным.

У. Сегодня на уроке мы будем говорить об одной из частей речи, и важно помнить о том, что мы семья. Ребята, какие чувства, мысли, ассоциации у вас возникают со словом "семья"?

Д. Дружная, крепкая, хорошая, любящая…
Дети выходят к доске и записывают эти слова.
У. Семья нашего класса еще и многонациональная.
Учитель заканчивает этим словом запись на доске.
– Как вы понимаете "многонациональная"?
Д. В нашем классе ребята разных национальностей...
У. Что общего в данных словах?
Д. Все это имена прилагательные.
– Это прилагательные единственного числа.
У. Что такое имя прилагательное?
Д. Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?

III. Физкультминутка

У. Я тетрадь сейчас открою,
И как надо, положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

Дети выполняют соответствующие действия.

IV. Минутка чистописания

На доске.

АЯ, ЯЯ, ОЕ, ЕЕ, ЫЯ, ИЯ.

У. Какие соединения мы сегодня повторяем?

Д. Это окончания имени прилагательного.

У. Сегодня мы будем говорить о прилагательном и узнаем, когда эти окончания употребляются.
Тема записывается на доске.
– Прочитайте запись на доске.
Дети читают.
На доске.

Будем беспощадны к себе и милостивы даже к тем, кто умеет быть снисходительным только к себе.

Плиний

– Это цитата римского философа. Как вы понимаете ее смысл? Выскажите свои мысли.

Д. Нужно уметь прощать тех людей, которые оступились, совершили плохой поступок; быть терпеливым и с пониманием относиться к людям, которые любят только себя.

У. Надо быть требовательным к себе и в то же время прощать людям их недостатки. Спишите. Писать нужно каллиграфически, обращая внимание на правильное соединение букв.

V. Словарная работа

У. Давайте заполним кроссворд, записанный на доске.

На доске.

http://nsc.1september.ru/2002/21/31.gif

У. 1. От существительного привет образуйте прилагательное мужского рода.

Д. Приветливый.

У. 2. Запишите антоним к слову до свидания.

Д. Здравствуйте.

У. 3. Запишите синоним к прилагательному красивый, пригожий женского рода.

Д. Прекрасная.

У. 4. Пословица. Вставьте пропущенное слово (ед. ч).

В каком ____ живешь, такого обычая и держишься.

Д. Народ.

У. 5. Совокупность людей, объединенных общим делом, где проявляют заботу друг о друге.

Д. Коллектив.
Карточки словарных слов вывешиваются на наборное полотно.

У. Запишите слова в тетрадь, подчеркните непроверяемые безударные гласные.
Комментированное письмо.
– Прочтите ключевое слово. Что значит, по-вашему, иметь терпение, быть терпеливым?

Д. Быть выдержанным, спокойно переносить страдания, неприятности.

У. Послушайте, как объясняется значение этого слова в словаре Ожегова.
Один из учеников читает объяснение.
– Разберите слово
терпение по составу.

Д. http://nsc.1september.ru/2002/21/32.gif

VI. Творческая работа

У. Составьте небольшой текст по теме "Родина моя, гордость моя. Мой край, любимый край".
Дети всех национальностей, представленных в классе, читают свои работы вслух.
– Назовите использованные имена прилагательные в ваших работах.

Д. Солнечная, красивая, гордая, зеленая, морской, мужественный, жизнерадостный, сильные, спокойная…

У. Для чего употребляют в речи имена прилагательные?

Д. Имена прилагательные употребляют для того, чтобы речь была более точной и красивой.

У. Назовите грамматические признаки прилагательных.

Д. Прилагательные изменяются по родам и числам. Например: хороший друг, заботливая мама, радостное событие.

У. Как определить род имени прилагательного?

Д. Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано.

VII. Выборочный диктант

У. Послушайте предложения и выпишите словосочетания (прилагательное + существительное) в таблицу.

Доброта – это прежде всего хорошее чувство к окружающим. Дома нас окружают самые дорогие нам люди. Счастье – это здоровая душа, потому что когда человек здоровый, добрый, отзывчивый и ласковый, он всегда будет счастливым. Каждое утро, когда я прихожу в школу, я счастлива видеть здесь своих друзей. Ранняя весна пришла на нашу кубанскую землю.

Комментированная запись словосочетаний с объяснением.

На доске.

М.Р.
Какой
?

Ж.Р.
Какая
?

Ср.р
Какое
?

 Куда отнесли словосочетание "самые дорогие люди"?

Д. Это прилагательные множественного числа.

У. Что вы знаете о них?

Д. Прилагательные множественного числа не изменяются по родам.
Дети по таблице самостоятельно делают вывод.
– Прилагательные мужского рода имеют окончания
-ый, -ий, -ой; женского рода -ая, -яя; среднего рода -ое, -ее.

VIII. Физкультминутка

Учитель называет словосочетания. Если словосочетание мужского рода – прыгает первый ряд; женского рода – прыгает второй ряд; среднего рода – прыгает третий ряд.

IX. Закрепление изученной темы

Упражнение в правописании родовых окончаний имен прилагательных.

У. Составьте и напишите три цепочки словосочетаний в соответствии с темой урока со словами солнечный, радостный, хороший, мирный.

Например: мирный человек, мирное небо, мирная страна.

Х. Обобщение

У. Что нужно сделать, чтобы правильно написать родовые окончания имени прилагательного?

Д. Найти существительное, с которым оно связано.
– Определить род имени существительного.
– Узнать род имени прилагательного и вспомнить окончание.

У. Какие родовые окончания имеют имена прилагательные? Приведите примеры словосочетаний, соответствующие вашему настроению.

Д. Красивая улыбка, хороший урок, заботливый товарищ, надежный друг, веселое настроение, любимое занятие…

XI. Итог

У. Ребята, в детской песне, которую вы хорошо знаете, есть замечательные слова: "…поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется". Я с вами делюсь своей улыбкой (учитель улыбается), и вы поделитесь улыбкой, соответствующей вашему настроению от пройденного урока.
Дети выбирают "улыбки-настроения" и обмениваются друг с другом.
 Спасибо за урок.

XII. Домашнее задание

У. Напишите мини-сочинение по выбору на одну из тем.

1. "Доброта – это..."
2. "Счастье – это..."
3. "Мир – это когда..."

Тема. "Незаменимые помощники – словари".

Цели. Повысить уровень самостоятельности и творческой активности учащихся, развивать умения пользоваться словарями, воспитывать уважение к одноклассникам, терпимость к чужому мнению; приобщать к культуре.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель. Добрый день, ребята! Начинаем нетрадиционный урок русского языка – урок общения. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению. Сегодня мы продолжим знакомство с секретами богини красноречия.

II. Речевая разминка

На доске написана скороговорка.

Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.

Учитель предлагает ученикам прочитать скороговорку хором, но вполголоса.

У. А сейчас вы прочитаете эту скороговорку, но уже немного по-другому и с разной интонацией.
Осторожно. Какой усердный ученик!
С осуждением. Какой неаккуратный ученик!
С удивлением. Почему щеки в чернилах?

III. Сообщение темы и целей урока

У. Ребята! Вы не задумывались, сколько слов в русском языке? В русском языке более 500 тысяч слов. Наверное нет ни одного человека, который бы знал их все. Но существует справедливое изречение: "Не тот образованный человек, кто много знает, а тот, кто знает, где можно найти ответ на свой вопрос". Сегодня мы узнаем, что "хранятся" слова в словарях, которые помогают правильно писать; говорят об истории их создания; расширяют кругозор пытливого читателя; приобщают к культуре народа.
Учитывая то, какую помощь оказывают словари, я так и назвала тему нашего урока – "Незаменимые помощники – словари".

IV. Чтение темы с переменой логического ударения

Учитель предлагает ученикам прочитать тему урока с перемещением логического ударения, выделяя голосом слова.

У. Внимательно слушайте вопросы!

  • Чем являются для нас словари?
    Дети.
    Незаменимые помощники – словари.
    У. Какие помощники словари?
    Д. Незаменимые помощники – словари.
    У. Что является для нас незаменимыми помощниками?
    Д. Незаменимые помощники – словари.
    У. Но чтобы найти в словаре нужное слово, необходимо знать и выполнять следующие правила.
  • Слова в словарях располагаются в алфавитном порядке.
  • Статья о каждом слове написана в научном стиле.
  • Цель статьи – сообщить точную информацию о слове.

V. Вхождение в тему урока

У. Сегодня мы познакомимся со словом "толерантность". Что означает это слово? Нам поможет узнать словарь иностранных слов. Итак, откроем наш словарь.
Учитель вывешивает на доску первую страничку устного журнала: "Какого роду-племени:
толерантность, мигрант, комплимент?"

VI. Работа со словарем иностранных слов

Ученик – помощник учителя на этом уроке – выступает в роли словаря иностранных слов.

Ученик 1. Я – словарь иностранных слов. Я имею 1500 слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто встречаетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении иностранного незнакомого слова, а также сведения о его происхождении.

У. Ребята! Издавна люди общались с соседними народами. Налаживали с ними торговые и культурные связи. При общении в их речь проникали иноязычные слова, обозначавшие новые понятия. Найдите слово "толерантность" в словаре и объясните его значение и происхождение.

Идет работа в микрогруппах. Учащиеся ищут слово и узнают, что это слово по своей этимологии (происхождению) латинское и означает терпение, терпимость.
Учитель предлагает ученикам записать в тетрадях слово "толерантность" и объяснение этого слова.

VII. Стихопауза с комментариями

Учитель читает стихотворение А.П. Кешова "Мне больно, мальчики". Последнее четверостишие записывает на доске. Его дети читают самостоятельно, интонацией обозначая логическое ударение.

Но обидным словом друг
Рану мне нанес когда-то,
Стало очень больно вдруг...
Больно и сейчас, ребята.

Далее следует беседа по содержанию стихотворения.

  • Чем нанес рану друг этого мальчика?
  • Почему ему больно и сейчас?
  • Оцените дружбу этих двух мальчиков.
  • Как вы понимаете дружбу?
  • А как вы относитесь к новым одноклассникам, которые приезжают к нам из других республик и стран?

VIII. Продолжение работы со словарем иностранных слов

Затем идет запись четверостишия в тетради и попутный комментарий – объяснение орфограмм. Работа со словом "мигрант" (с латинского – переселяющийся, миграция – перемена места жительства).

У. А как вы думаете, тяжело таким людям привыкать к новому месту жительства? Находить себе новых друзей? А как мы можем поддержать таких людей?
Ученики отвечают, что поддержать можно не только одеждой, продуктами, другими вещами, но также добрым словом, уважением, дружбой.
Работа со словом "комплимент" (с французского – лестные, приятные слова).
 Скажите, ребята, вам часто приходилось слышать в свой адрес комплименты? А ведь это очень приятно, так как вместе с приятными словами вы дарите вашему собеседнику хорошее настроение и частичку своего сердца. Давайте сыграем в игру "Комплимент".
Учитель предлагает ребятам стать в круг. Дает первому ученику сердечко и говорит комплимент. Ученик, получивший сердечко, должен передать его дальше, также произнеся комплимент своему соседу. Принявший комплимент должен поблагодарить вас и передать следующему. Комплименты можно говорить, упоминая внешность, характер, способности, умение дружить.
Ученики слушают песню Булата Окуджавы "Давайте говорить друг другу комплименты".

У. Прочитайте вслух высказывание Бокова и следуйте этому примеру всю свою жизнь.

На доске.

Следуйте хорошему примеру –
Продляйте добрым словом жизнь людей.

Ученики читают высказывание.
– А мы закрываем первую страницу нашего устного журнала.

IХ. Работа со словарем антонимов

Второй ученик – помощник учителя – выступает в роли словаря антонимов.

Ученик 2. Я – словарь антонимов. В словаре представлено 2000 антонимических пар. Мы спрашиваем: "Это хорошо или плохо?", "Еще рано или поздно?". В словаре статья дает объяснения значения каждого члена пары, приводит пример употребления антонимов из литературных произведений.

Учитель вывешивает на доску вторую страничку устного журнала.

Минус – плюс, огонь – вода, дерзкий – осторожный. Все антонимы всегда противоположны по значению.

У. Подберите антоним к слову "добро".
Идет работа со словарем в парах. Учитель объясняет правила игры "Магнит".
– Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру "Магнит". А что вы знаете о магните?
Ученики сообщают то, что у магнита есть два полюса, один из которых притягивает, а другой – отталкивает.
– Не правда ли, наш магнит также является примером антонимов? Из записанных на доске слов выберите добрые и хорошие слова, прямо противоположные им по смыслу.

На доске.

Ленивый, любить, грубо, жадный, ласково, ненавидеть, трудолюбивый, щедрый.

Запишите эти слова в своих тетрадях в две колонки: левая колонка – хорошие слова, а правая колонка – антонимы к словам из левой колонки.

X. Экскурсия в музей словарей

Готовясь к уроку, учитель предварительно в классе готовит выставку всевозможных словарей. Он предлагает ученикам посмотреть, какие собраны словари.

У. Мы познакомились только с двумя словарями. А посмотрите, сколько их пришло к нам на выставку в класс! Прочитайте высказывание французского писателя Анатоля Франса.

Д. "Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке!"

XI. Подведение итогов урока

У. Я полностью согласна со словами Анатоля Франса. А вы, ребята?
И действительно, в них вы можете получить ответ на любой вопрос. Но надо еще и уметь ими пользоваться.
Работу со словарями вы продолжите в библиотеке при подготовке не только к русскому языку, но и к другим предметам.
Главное, чтобы вы уважали язык не только своего, но и любого другого народа.
Спасибо за активное участие и работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по формированию установок толерантного сознания у детей младшего школьного возраста: взаимосвязь толерантности с выбором профессий.

Cовременные дети почти ничего не знают о профессиях людей, большинство учеников не знают даже о профессиях своих родителей или о роде их трудовой деятельности. Дети не задумываются о том, как сложен ...

Проект "Урок дружбы,толерантности и доброты"

ТОЛЕРАНТНОСТЬ терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Способность понять другого...

Статья «Толерантность. Пути и средства воспитания толерантности»

. В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира, а 16 ноября объявлено Международным днём толерантности благодаря усилиям ...

Урок милосердия и толерантности во 2 классе на тему "О доброте и толерантности"

Урок милосердия и толерантности во 2 классе на тему: «О доброте и толерантности».  Цели:Познакомить учащихся с понятием “толерантность”, его происхождением, значением и актуальностью его фор...

Статья «Толерантность. Пути и средства воспитания толерантности»

В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира, а 16 ноября объявлено Международным днём толерантности благодаря усилиям ЮН...

урок – экскурсия «Толерантность – это…».

Познакомить воспитанников с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной личности.Способствовать формированию терпимого и уважительного отношения к людям разных национальносте...