мотивация-педсовет
занимательные факты на тему
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете по теме:
«Мотивация учения – основное условие успешного обучения»
Подготовила:
учитель начальных
классов МОУСОШ №1
Зубова О.А.
2014г.
Мотивация учения – основное условие успешного обучения
(1.слайд) Своё выступление я бы хотела начать с притчи, которая так и называется – «Главная задача учителя».
Однажды ученики спросили учителя, какова его основная задача. Учитель, улыбнувшись, сказал:
- Завтра вы об этом узнаете.
На следующий день ученики отправились на прогулку в горы.
К обеду, уставшие и проголодавшиеся, они сделали привал и решили пообедать. Овощи и рис, которые захватил с собой учитель, были весьма щедро посолены, а потому ученикам захотелось пить. Они стали искать источник воды, только учитель не участвовал в поисках. Так и не найдя воды, они вернулись обратно.
Но тут учитель сказал: «Источник, который вы ищете, вон за тем холмом».
Ученики утолили жажду, вернулись к учителю, принеся воды и для учителя. Но он отказался, показав на полный сосуд, стоявший у его ног.
- Учитель, почему же ты сразу не дал нам воды, если она у тебя была? – спросили ученики.
- Я выполнял свою задачу: сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам источник, чтобы поддержать вас. А, взяв с собой воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заранее.
- Значит главная задача учителя в том, чтобы пробуждать жажду знаний, поддерживать учеников и подавать им правильный пример? – спросили ученики.
- Нет, - ответил учитель, главная задача учителя – воспитать в ученике человечность и доброту, и принесенная вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю».
Широко известно: «Хорошо учится тот, кто хочет учиться».
Учителя говорят: «Дайте нам тех, кто хочет учиться, — мы научим их всему!».
Беда в том, что желающих учиться год от года становится, увы, меньше, а не больше. По данным психологов, среди поступающих в школу уже 50% учиться не хотят, а среди тех 50%, кто на входе тягу к знаниям имел, в первом полугодии (к декабрю) мы теряем еще 20%.
Правда, нужно сделать одно уточнение — ребята не просто не хотят учиться. Они не хотят учиться так, как им предлагают это делать сегодня. Возникает резонный вопрос: почему не хотят?
Учителя, пытаясь ответить на этот вопрос, называют обычно: перегрузка, неинтересно, телевидение — круче, просто лень; трудно; не умеют; не понимают, зачем им это надо; проблемы со здоровьем. Безусловно, перечень можно продолжить. Понятно, что причин много, они разные. Однако важно, что на некоторые из них мы можем-таки повлиять. Попробуем разобраться, что здесь в наших силах, что нам необходимо учесть, чтобы сделать учебную ситуацию действительно мотивирующей к учению.
Обратимся к словарю и вспомним:
Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.
Мотивация – побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность.
А также хочу прочитать высказывания практических психологов:
«Мотивация гораздо больше, чем способности определяет поведение, действия человека». Дж.Равен
«Высокая мотивация может компенсировать низкий уровень способностей». Т.Д. Дубовицкая И именно мотивация ответственна за активную позицию ребёнка в обучении и личностном развитии.
(2 слайд)1.Учебная мотивация – проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы:
- познавательные;
- коммуникативные;
- эмоциональные;
- саморазвития;
- позиция школьника;
- достижения;
- внешние (поощрения, наказания).
Формирование учебной мотивации у школьников без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников всех учебных заведений, то важность названного критерия становится очевидной.
2.Составить первичное представление о преобладании и действии тех или иных мотивов учения можно, наблюдая отношение школьника к учению. Выделяется несколько ступеней включенности обучаемого в процесс учения (3слайд):
положительное, отрицательное, безразличное (или нейтральное ).
3. На различных уровнях положительного отношения школьников к учению наблюдается постепенное нарастание мотивации от неустойчивого до глубоко осознанной, а поэтому особенно действенной. (4 слайд)
Признаки положительного отношения
- Активность учеников в учебном процессе
- Умение ставить перспективные цели
- Умение отстаивать свое мнение
- Умение предвидеть последствия своей учебной деятельности
- Умение преодолевать трудности на пути достижения цели
- Поиск нестандартных способов решения учебных задач
- Гибкость и мобильность способов действий
- Переход к творческой деятельности
- Увеличение доли самообразования.
(5 слайд) Для отрицательного отношения школьников к учению характерны
- Бедность и узость мотивов
- Слабая заинтересованность в успехах
- Слабая нацеленность на оценку
- Неумение ставить цели, преодолевать трудности
- Нежелание учиться
- Отрицательное отношение к школе, учителям
(6 слайд) Безразличное отношение имеет те же характеристики, но подразумевает наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов.
4. Доказано, что одним из главных условий успешного обучения является мотивация учения.
Учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов (7 СЛАЙД)
во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;
во-вторых. - организацией учебного процесса;
в-третьих. - особенностями обучающегося (возраст, пол. интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний. самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.);
в- четвёртых, - особенностями педагога и, прежде всего, системой его отношений к ученику, к делу;
в-пятых. -спецификой учебного предмета.
5. Существует много различных причин снижения мотивации учении. Перечислим некоторые. (8СЛАЙД)
Причинами снижения мотивации, зависящими от учителя, являются:
- неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающего перегрузку учащихся;
- невладение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием,
- неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом:
- особенности личности учителя, не всегда уделяют должного внимания мотивации учащихся.
(9СЛАЙД) Причинами снижения мотивации зависящими от ученика, являются:
- низкий уровень знаний:
- несформированность учебной деятельности, и. прежде всего, приёмов самостоятельного приобретения знаний:
- реже - несложившиеся отношения с классом;
- в единичных случаях - задержки развития, аномальное развитие.
6. (10СЛАЙД) Процесс формирования мотивации должен стать значительной частью работы учителя. (11СЛАЙД) . Если в младших классах у ребенка не выработались навыки и желание учиться, то с каждым годом трудности в обучении будут расти, как снежный ком.
Среди ряда причин неуспеваемости можно особо выделить неустойчивую мотивацию к достижению успеха вообще и к учению в частности.
Формирование мотивации учения в школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения (ФГОС), постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования у них активной жизненной позиции.
Целью работы с неуспевающими признается не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но и развитие их познавательной самостоятельности.
Педагогическая терапия (доп. занятия) не эффективна. Ведущим средством ликвидации неуспеваемости должно стать воспитательное воздействие.
Среди различных видов мотиваций следует выделить два основных: один из них, к сожалению, нередко проявляющийся в повседневной педагогической практике, – это мотивация избегания неудач. Другой – мотивация на успех.
При отрицательной мотивации деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание избежать разного рода неприятностей: плохой оценки, наказания со стороны родителей и т.д. Учитель должен помнить, что человек не может долго работать на отрицательной мотивации, порождающей отрицательные эмоции.
Для начала обучения в школе характерна мотивация достижения успеха. Но со временем проявляется и мотивация избегания неудач. К окончанию начальной школы отстающие школьники чаще всего лишаются мотива достижения успеха и получения высокой отметки (хотя продолжают рассчитывать на похвалу), а мотив избегания неуспеха приобретает значительную силу. Страх получения плохой оценки придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность. Ученик при этом неуверен в себе, боится критики. С работой, в которой возможна неудача, у него связаны только отрицательные эмоции, он не испытывает удовольствия от учебной деятельности.
В педагогической практике часто формируется замкнутый круг, когда низкий уровень знаний или неспособность донести свои знания до учителя наказываются плохой оценкой и моральным осуждением. И учитель вместо того, чтобы мобилизовать школьника на активную учебу, окончательно его демобилизует и приводит еще к большему отставанию, которое, в свою очередь, влечет за собой неудовлетворительные оценки.
Необходимо иметь в виду, что для ученика несущественно, предъявляются ли ему упреки в недостаточной сообразительности или в лени, или в неумении сосредоточиться. Это обстоятельство обычно упускается из виду. Предполагается, что такие черты, как лень, повышенная отвлекаемость целиком подчинены самоконтролю, а потому нужно разнообразными наказаниями заставить ученика бороться с этими недостатками. В данном случае происходит взаимное обучение беспомощности, ибо плохие оценки ученика, используемые учителем как способ наказания, вызывают у последнего ощущение своего бессилия и тем самым обостряют подспудное раздражение и досаду.
Для преодоления этого состояния все средства хороши. Любые интересы (не имеющие, разумеется, антисоциального характера) должны поощряться.
Мотивация достижения успеха – это желание хорошо выполнить задание, получить нужный результат. Школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно и не осознает потребности в них. Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик в его переживании. Чтобы к ученику пришло понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета. Чтобы обучение опиралось на его потребности, мотивы, интересы, т.е. имело для него личностный смысл.
Школьники, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят перед собой некоторую позитивную цель, выбирают средства, направленные на достижение этой цели. Обучение вызывает у них при этом положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и сосредоточение внимания.
Учащиеся, у которых преобладает стремление к успеху, свои победы и неудачи склонны объяснять объемом приложенных усилий, силой своего старания. Те ребята, у кого преобладает стремление к недопущению неудач, как правило, собственный неуспех объясняют отсутствием способностей или невезением, а успехи – везением или легкостью задания. А поскольку ученик не может повлиять ни на сложность задания, ни на везение, ни на отсутствующие способности, то, следовательно, и пытаться что-то делать дальше кажется ему бессмысленным. Такие школьники впоследствии отказываются от выполнения даже самых простых заданий.
Если человек ориентирован на успех, он не испытывает страха перед неудачей, а если на избегание неудачи, то будет тщательнее взвешивать свои возможности, колебаться при принятии решения. Для формирования у ученика мотивации на достижение результата могут применяться следующие методы и приемы:
– дифференциация заданий, т.е. поручение ученику выполнение задачи того уровня сложности, который ему по силам. Учащиеся, мотивированные на успех, предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели. Мотивированные на избегание – сильно завышенные или сильно заниженные. В этой связи педагогу необходимо оказывать помощь ребенку в адекватном выборе цели и дифференцированно подходить к оцениванию результатов.
– стараться на уроке осуществлять постоянную «обратную связь», т.е. обратиться к каждому ученику и не один раз – корректировать неправильно понятое.
– очень важно умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, поэтому следует делать особый упор на целеполагание школьников, прежде всего на реалистичность в целеполагании, надо укреплять адекватную самооценку и уровень притязаний. В упражнении на закрепление адекватной самооценки важно учить школьников грамотному объяснению своих успехов и неудач. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для развития этих умений можно использовать следующие приемы.
– особым видом работы по формированию у учащихся адекватного уровня притязаний и самооценки является обдуманное поощрение. Оценка учителя повышает мотивацию, если она относится не к способностям ученика в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ученик при выполнении задания. При выставлении отметки учителем целесообразно поощрять и подкреплять достижения ученика, сравнивая их не с результатами других учеников, а с его же собственными. Важно подчеркнуть все положительные моменты, продвижения в освоении материала и выявить причины недостатков, а не только их констатировать.
– во время фронтального опроса целесообразно научить ребят начинать свой ответ словами: «Я знаю, что…». Этот прием способствует росту уверенности учеников в своей лингвистической компетенции.
– чтобы упражнения на мотивы и цели могли использоваться школьниками в реальных условиях жизни, желательно, чтобы они были связанны с учебным материалом (и других предметов) или с ситуациями жизни коллектива. Можно опираться на личный жизненный опыт подростка.
– важным представляется и рефлексивно-оценочный этап. Учащиеся учатся анализировать собственную учебную деятельность, оценивать ее, сопоставляя результаты деятельности с поставленными задачами. Ученики должны испытать чувство эмоционального удовлетворения от сделанного, счастье познания нового, интересного. Тем самым будет формироваться ориентация на переживание таких чувств в будущем, что приведет к возникновению потребности в творчестве, познании, в упорной самостоятельной учебе, т.е. к появлению положительной устойчивой мотивации учебной деятельности.
Также способствует развитию мотивов предоставление ученикам свободы выбора и снятие (насколько возможно) внешнего контроля. Свобода выбора дает ситуацию, где ученик испытывает чувство хозяина. А выбрав действие, человек испытывает большую ответственность за его результаты. Желательна минимизация применения наград и наказаний за результаты обучения. Так как это ослабляет внутреннюю мотивацию. Внешние награды и наказания нужны не для контроля, а для информации ученика об успешности его деятельности. Они служат основанием для суждения о достижении или недостижении желаемого результата, а не являются побудительными силами этой деятельности. Не должно быть наказания за неудачи, неудача сама по себе является наказанием.
– когда ученик, работая коллективно в группе учащихся, находясь в тесном общении с ними, наблюдает, какой большой интерес вызывает его деятельность у товарищей, какую ценность представляет для них эта работа, то он сам начинает ее ценить, начинает понимать, что учебная работа может представлять значимость сама по себе. Ученая работа постепенно становится его потребностью и приобретает для него личную ценность.
– в классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках. Часто случается так, что школьников сковывают страх перед плохой оценкой, критикой, боязнь скомпрометировать себя, быть не принятым в качестве «своего». Неспособность принимать участие в жизни класса приводит к возникновению трудностей в школе чаще, чем невысокие интеллектуальные возможности.
Если в коллективе нет взаимоуважения, то у учеников появляется тревожность, повышенная напряженность. Это способствует укреплению мотива избегания неудачи, проявлению страха перед ответственностью, перед соревнованием. Учащийся, имеющий такой мотив довольствуется минимумом, достаточным для того, чтобы его не наказали, хотя способен, как правило, на большее.
Значимым условием развития мотивации школьника является личность учителя и характер его отношения к ученику. Сам учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения. Чтобы воспитать у ребенка здоровое стремление к достижению намеченной цели, учителя сами должны испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников.
Личностные качества, необходимые учителю для эффективной работы:
– стремление к максимальной гибкости;
– способность к сопереживанию, сочувствию, восприимчивость к потребностям учеников;
– умение придать личностную окраску преподаванию;
– владение стилем легкого (неформального) общения с учащимися;
– эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что мотивация оказывает большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности.
– через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых;
– через мотивацию формируется отношение учащихся к учебному предмету и осознается его ценностная значимость для личностного развития;
– через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.
7.Для того, чтобы правильно организовать процесс мотивации и управлять им необходимо знание ведущих мотивов учения школьников по возрастам. Рассмотрим характеристику мотивации по Немовой.(12 СЛАЙД)
8. Наиболее значимыми в работе по формированию мотивации учения можно считать следующие установки и действия учителя. (13-14 слайд)
- учет возрастных особенностей школьников;
- создание ситуации успеха;
- выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
- вера учителя в возможности ученика;
- использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
- формирование адекватной самооценки у учащихся;
- совместный с учащимися выбор средств по достижению цели;
- использование коллективных и групповых форм работы;
- эмоциональная речь учителя;
- применение поощрения и порицания;
- создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;
- нестандартная форма проведения уроков;
- использование игровых технологий.
9. (15СЛАЙД) Значительное влияние на развитие мотивации учения могут оказывать родители. Для формирования положительной мотивации родителям можно опираться на следующие советы педагогов:
- интересоваться делами, учебой ребенка;
- помогать при выполнении домашних заданий в форме совета, не подавлять самостоятельность и инициативность;
- объяснять ребенку, что его неудачи в учебе – это недостаток приложенных усилий (что-то не доучил, что-то не доработал);
- чаще хвалить детей за их успехи, тем самым давать стимул двигаться дальше.
- Как сказал «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».
- Поэтому наша главная задача – развитие внутренней мотивации.
- За уши зайца
- Несут к барабану.
- Заяц ворчит:
- «Барабанить не стану!
- Нет настроенья,
- Нет обстановки,
- Нет подготовки!
- Не вижу морковки!»