Методические разработки родительских собраний.
методическая разработка на тему

Большакова Валентина Александровна

Не хочу делать уроки.

Причины детской агрессии.

Детская ложь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beseda_na_roditelskom_sobranii.doc46.5 КБ
Файл detskaya_lozh.docx60.2 КБ
Microsoft Office document icon sobranie.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Не хочу делать уроки"

Домашнее задание вряд ли относится к числу занятий, приводящих ребёнка в восторг. Но если с необходимостью ежедневного пребывания в школе он готов смириться, то домашние задания вызывают обычно бурные протесты.

Что такое домашнее задание известно всем и каждому (мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…). Несколько поколений школьников на подростковом сленге называют его “домашкой”. “Домашка”- это то, что мешает бедным детям свободно дышать после окончания школьных занятий. Зачем же столько поколений учителей с занудным упорством настаивают на выполнении домашнего задания, и отчего столько поколений несчастных школяров с таким же постоянством стараются избежать этой “горькой участи”?

Домашнее задание нужно для того, чтобы и нерадивый, и очень усидчивый ученик закрепили новые знания, потренировались в выполнении простых и сложных заданий, проверили себя. Оно необходимо, потому что развивает навыки самостоятельной работы. А не любят школьники “домашку” оттого, что, выходя за пределы классной комнаты, стараются хотя бы на время выкинуть из головы все те умные вещи, которые учитель старательно вкладывал во время уроков.

У маленького школьника должна быть воспитана привычка к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков. Привычка заниматься, и заниматься добросовестно, должна стать второй натурой растущего человечка. Понятно, что при этом он может учиться с различной степенью успешности по различным предметам; понятно, что он может испытывать трудности, однако про него точно не скажут с тяжким вздохом: “Не хочет учиться…”

Говоря о привычке, я имею в виду следующее. Как бы ни манила хорошая погода за окном, какая бы интересная передача ни шла по телевизору, какие бы гости не нагрянули, короче говоря, что бы ни случилось, - уроки должны быть сделаны всегда, и сделаны хорошо. Оправдания неприготовленным урокам нет и не может быть - это необходимо дать понять школьнику с первых же дней занятий.

Возможно, вам покажется излишним придавать этому такое уж большое значение, поскольку на первых порах ребёнок скорее жаждет, чтобы ему задали что-нибудь на дом. Это действительно так. Но когда пройдут первые школьные переживания, и жизнь войдёт в привычную колею, трепетное отношение к домашним заданиям сменится более трезвым, и тут выяснится, что далеко не всегда уроки так уж хочется делать. Первое, что здесь может прийти на помощь ребёнку, - это понимание того, что уроки приготовить надо, вот и всё.

Выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий должна непременно сопровождаться выработкой подхода к урокам как к важному и серьёзному делу, вызывающему уважительное отношение со стороны взрослых. С этого, пожалуй, и необходимо начинать.

Возможно, вам приходилось наблюдать семьи, где мама считает допустимым прервать занятия сына, или дочери. Выясняется, что надо срочно сбегать в магазин, или вынести мусорное ведро, что пора есть – приготовлен обед или ужин. Иной раз и папа предлагает отложить уроки, чтобы вместе посмотреть интересную передачу или фильм по телевизору или сходить в гараж. К сожалению, взрослые не понимают, что своим поведением они воспитывают у школьника отношение к учёбе как к чему- то маловажному, второстепенному делу. В подобных ситуациях маме лучше самой сходить в булочную или лишний раз разогреть еду, чем вырабатывать у ребёнка представление, что уроки стоят на одном из последних мест в иерархии домашних дел и обязанностей.

Правильно поступают те родители, которые с начала школьного обучения дают ребёнку понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьёзными делами, которыми заняты взрослые. Маленький школьник чувствует это прекрасно. Раньше у него не было дел, которые родители не могли бы прервать по собственному усмотрению. Пошёл он гулять во двор – его в любой момент могут позвать с прогулки. Начал он играть – ему могут велеть отложить игрушки в сторону и идти есть. И вдруг теперь среди его дел появляется такое, которое ни мама, ни папа никогда не прерывают! Естественно, у этого дела (точнее, у этой деятельности) в глазах ребёнка появляется особый статус. Если его занятие нельзя прервать, подобно тому, как нельзя мешать взрослым, когда те работают, если старшие стараются его не тревожить, - значит, уроки так же важны, как работа, которую выполняют взрослые.

Как создать в семье атмосферу уважения к умственному труду как таковому? Как такое уважение воспитывать?

Честно говоря, ответить на эти вопросы сложно. Если в семье кто-то из старшего или среднего поколения занят умственным трудом, и все домочадцы с почтением относятся к этому человеку и его занятиям, то, скорее всего, всё произойдёт само собой. Ребёнок и родители будут уважать умственный труд. Если такого человека нет, то родителям надо бы, прежде всего, пересмотреть свою позицию. И, быть может, начать им следует с осознания того, какой огромный труд проделывают их дети, учась.

За первый год обучения ваш малыш заполнит 20 тетрадей, прочтёт от корки до корки 5-7 учебных книг, выполнит все задания из этих учебников. Он каждый день пишет, читает (не только учебники), отвечает на вопросы, заучивает наизусть стихотворения и правила, рисует, при этом занимается музыкой и спортом, ходит на экскурсии, выполняет домашние поручения…ГИГАНТСКИЙ ТРУД!!!

Иногда родители проявляют чрезмерную инициативу, делая с детьми уроки. Сообразительным чадам это только вредит. Дети быстро понимают, что выполнение домашнего задания можно “повесить” на уставших, после работы, маму или папу. Вряд ли родители будут сопротивляться, ведь проще всё сделать самим, чем сто раз объяснять непонятливому ученику, почему 5+6=11, а “пальто”- это словарное слово и всегда пишется через “а”. Увы, так бывает часто. Вместо необходимой самостоятельной тренировки в усвоении материала младшие хитро манипулируют старшими. А ведь учитель должен оценивать не совместное творчество мамы и папы, а самостоятельный труд ученика!

Если до школы нормы и знания прививались ребенку в основном в семье, то сейчас именно учитель становится ответственным за усвоение новых социальных норм и знаний. Но у родителей есть возможность дать ребенку дополнительный и очень результативный шанс хорошо учиться. Главное, чтобы, находясь в роли учителя (при выполнении домашних заданий), родители сумели создать отличную от школьной обстановку. И тогда, используя преимущества домашних занятий и помощь родителей, ребенок может значительно улучшить результаты обучения.

Какой же должна быть атмосфера домашних уроков, и чем она должна отличаться от школьной?

Прежде всего, занятия дома должны быть лишены школьной напряженности, ребенок может встать и подвигаться, как ему хочется. Дома родители не ставят оценок. Безоценочность рождает атмосферу свободы, спокойствия, творчества, безопасности, в которой можно учиться в ситуации поддержки и веры в успех, а не стресса. Еще один плюс: домашние занятия могут организовываться с учетом индивидуальных способностей работоспособности ребенка. Для некоторых детей характерна так называемая эпизодическая работоспособность, при которой ребенок может удерживать внимание на учебных задачах всего 7-10 минут, а затем отвлекается, давая своей нервной системе перерыв для восстановления. Пятиминутный перерыв для отдыха – и школьник готов продолжать заниматься. В школе нет возможности предусматривать подобные перерывы для каждого ученика, а дома родители для собственного ребенка могут организовать индивидуальный режим, учитывающий пики и спады его работоспособности. Особенно полезен индивидуальный подход тем детям, у которых трудно проходит привыкание к школе, а так же гиперактивным или слишком тревожным.

Если вы решили помогать ребенку в приготовлении домашних заданий, стоит запастись терпением и выдумкой, чтобы превратить занятие не в мучительную процедуру, а в увлекательный способ общения и познания, приносящий истинное удовольствие и пользу ребенку и вам. Представьте, что вы вместе отправляетесь в непростое путешествие из пункта “Не могу, не знаю, не умею” в пункт “Могу, знаю и умею!” Причем главная роль принадлежит не вам – вы только сопровождаете отважного маленького путешественника. Однако наблюдать, направлять, помогать намного сложнее и ответственнее, чем делать самому. Поэтому вам понадобится больше выдержки, сил, уверенности в успехе, чем ребенку. Чтобы облегчить вашу миссию ПОСЛУШАЙТЕ основные правила организации индивидуальной помощи ребенку дома, которые способны принести ему действительно пользу, а не вред.

  1. Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него. Постарайтесь убедить ребенка в том, что добросовестное выполнение уроков значительно облегчает выполнение классных заданий, что дома можно выяснить все то, о чем он не смог спросить в школе и без стеснения потренироваться в том, что пока не получается.
  2. Выполняйте с ребенком только то, что задано в школе. Не стоит перегружать школьника дополнительными заданиями. Помните, что ребенок находится в школе 4-5 часов, а затем его рабочий день продолжается, когда он продолжает делать уроки дома. Жизнь ребенка не должна состоять только из школьных заданий.
  3. Работайте спокойно, без нервотрёпки, упреков, порицаний. Постарайтесь каждый раз найти, за что можно похвалить ребенка. При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные.
  4. Никогда не начинайте с трудных заданий, усложняйте задания постепенно. В ходе занятий очень важно подкреплять каждый правильный шаг ребенка, так как уверенность в правильном выполнении помогает.
  5. Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие. Не спешите получить результат, успех придет, если ребенок будет уверен в себе.
  6. Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно, так как ребенок может “заучить” ошибку. Но избегайте слов “ты делаешь не так”, “это неправильно”.
  7. Для того, чтобы ваша работа с ребенком была более эффективной, она должна быть систематической, но непродолжительной. Кроме того, необходимо, чтобы эта работа не была нудной, дополнительной, тяжелой нагрузкой, цель которой ребенок не знает и не понимает.

В процессе обучения и особенно тогда, когда есть проблемы, ребенку необходимы поддержка, подбадривание, одобрение, которые позволяют понять, что он действует правильно, дают уверенность в том, что трудности преодолимы, и вы оцениваете его старание. Обращать внимание лишь на проблемы очень легко, а вот увидеть наметившееся улучшение непросто, но без поддержки взрослого его ребенок тоже не заметит. “Я уверен, что у тебя все получится”, “Я помогу тебе, и ты обязательно сделаешь…”, “Правильно”, “Хорошо”, “Молодец, ты меня радуешь” - эти формулы одобрения стандартны, и каждый может использовать свои. Одобрение, поддержка и похвала стимулируют ребенка, повышают мотивацию. Жестокое обращение (негативное подстёгивание, замечания, укоры, угрозы, наказания) может дать кратковременный эффект, но у большинства детей это вызывает обиду, тревогу, усиливает боязнь неудачи. Причем тревога и боязнь рождает новые неудачи, хотя страх порицания и наказания нередко создает иллюзию позитивного изменения ситуации. Уступчивость и послушание зачастую достигается за счет ожесточения, накапливания отрицательных эмоций и нарушения взаимоотношений. Любая угроза основана на допущении, что страх может быть достаточным мотивом для достижения какого-то результата. Но чувства обиды, особенно если она не сознается как незаслуженная обида, может дать обратный эффект. Поэтому я рекомендую Вам чаще хвалить, чем осуждать, подбадривать, а не подчеркивать неудачи, вселять надежду, а не твердить, что изменение ситуации невозможно. Но для того, чтобы ребенок поверил в свой успех, в возможность преодоления проблем, в это должны поверить мы, взрослые.



Предварительный просмотр:

«Детская ложь: причины и решение проблем»

Цель собрания - помочь родителям разобраться в причинах детской лжи и правильно реагировать на проявление подобного поведения у своего ребёнка.

Задачи:

  1. показать родителям, что ложь имеет не только моральные, но и психолого-педагогические корни;
  2. познакомить родителей с причинами возникновения детской лжи;
  3. показать способы решения проблемы детской лживости в зависимости от причины её возникновения;
  4. выработать способы коррекции поведения и оказания помощи своему ребёнку.

План – конспект выступления

  1. Что такое детская ложь?
  2. Чем вызвана детская ложь? Причины.
  3. Признаки, по которым можно определить, что ребёнок обманывает.
  4. Ребёнок врёт – что делать?
  5. Рекомендации родителям по проблеме предотвращения детской лжи.

Участники собрания:

  • классный руководитель и родители детей 3 «в» класса;

Оформление доски:

  1. Тема собрания «Детская ложь: причины и решение проблем»
  2. Высказывание

а) «Наши дети – это повторение нас самих».

б) «Ложь – это намеренное решение ввести в заблуждение того, кому адресована информация, без предупреждения о своём намерении сделать это».

  1. Выступление классного руководителя Галимовой А.Ф.

Тема, цели, задачи  собрания «Что такое ложь?»

В один прекрасный момент все родители сталкиваются  с такой проблемой, как ложь ребёнка. И это становится не только неожиданностью, но и настоящим стрессом для мамы или папы. Родители задаются вопросом: как же так? Почему в нашей семье?

        Попробуем найти решение проблемы вместе. Давайте сначала разберёмся, в чём причина такого поведения. Ведь ложь бывает разной.

        Ну, и второй вопрос: если ребёнок вдруг начал врать – что делать? Обо всём этом пойдёт речь.

Итак, тема нашего родительского собрания родительского собрания: «Детская ложь: причины и решение проблемы»

Ложь ребёнка – это сигнал, который он посылает своим родителям. Ведь он не станет врать, если в его жизни всё в порядке.

Детская ложь – это часто встречающееся нарушение поведения у детей.

По определению П.Экмана, ложь – это намеренное решение ввести в заблуждение того, кому адресована информация, без предупреждения о своём намерении сделать это.

Выделяют два вида лжи:

  • умолчание – сокрытие правды;
  • искажение – сообщение ложной информации.

Детская ложь носит качественно разнообразный характер, то есть в разных ситуациях ребёнок использует разные мотивы, чтобы сказать неправду.

Для понимания причин поведения ребенка, который говорит неправду, важно понимать:

  1. мотив лжи (почему ребенок обманул?)
  2. последствия лжи (на кого и как повлияла ложь?)

Осознание мотива лжи поможет взрослому принять решение о том, как себя повести, чтобы ребенок не солгал снова.

А.Фромм выделяет четыре основные причины, почему дети лгут:

  1. Чтобы добиться нашей похвалы или проявления любви
  2. Чтобы скрыть свою вину
  3. Чтобы избежать наказания
  4. Чтобы выразить свою враждебность нам

П.Экман обобщил и сформулировал наиболее распространенные причины лжи, которые встречаются как у детей, так и у взрослых.

Рассмотрим их подробнее, слово предоставляется школьному психологу Сайфулиной А.Я.

  1. Чем вызвана детская ложь? Причины.

Дети никогда не врут просто так, любому обману всегда предшествует причина. Её наличие, конечно, не оправдывает малыша, но дает сигнал родителям о том, что у ребенка появились проблемы, а значит, в первую очередь необходимо разобраться и понять, почему ребенок врет, а не пресекать ложь на корню руганью и запретами.

 Пример. Маленькой Маше почти 7 лет. Родители в отчаянии- Маша постоянно обманывает, они уже не в состоянии понять, когда Маша говорит правду, а когда лжёт. Родители объясняют дочери, что врать не хорошо и за ложь наказывают, но это не помогает.

Ситуация в семье. Маша растёт добрым, отзывчивым, скромным ребёнком. Родители – предприниматели, соответственно много работают. С ребёнком видятся вечером перед сном, утром за завтраком и иногда вместе проводят выходные.

 Родители Маши некоторое время не могли прийти в себя, когда узнали от психолога, почему девочка постоянно обманывает. Выяснилось, что дочь предпочитает быть наказанной родителями, чем проигнорированной.  Малышка умышленно говорила неправду, чтобы обратить на себя внимание папы и мамы, и получить за это наказание.

Причина Машиной детской лжи проста: ей просто не хватало родительского внимания, тепла, заботы, участия в её жизни.

Итак, одна из причин детской лжи – недостаток внимания взрослых.

Детский обман возникает ещё и по причине неумения отличать реальность от вымысла. Это не ложь и не  обман, потому как дети сами зачастую верят в то, что говорят, даже если все факты твердят о явной лжи.

Например:

- Ты плохая девочка. Зачем ты сваливаешь вину за разбитую вазу на куклу, я прекрасно знаю, что это сделала ты? Ведь твоя кукла неживая – это всего лишь игрушка.

Вспомните, как часто вам приходилось произносить подобные нравоучения нерадивому ребёнку, явно лгущему, но твёрдо настаивающему на своём? Зачастую родителям в такой ситуации так и не удаётся переубедить малыша и заставить  сказать правду. Поэтому далее следует либо наказание за нежелание подчиниться, либо всё пускается на самотёк без анализа ситуации и выявления причин подобного поведения.

Дело в том, что детям до 7 лет тяжело различать реальные события от собственной «выдумки». И приведённый пример говорит лишь о том, что у малыша хорошо развивается воображение, что крайне важно для его дальнейшего развития. Он стремится решить реальные проблемы фантастическими способами, потому       как он пока не научился видеть разницу между действительностью и мечтой.

Итак, детский обман возникает по причине неумения отличать реальность от вымысла.

Лидирующее место, из ряда основных причин детской лжи, занимает страх перед наказанием, унижением, осуждением со стороны родителей и окружающих. Дети очень впечатлительны и слова, которые родители и взрослые произносят в адрес ребёнка, часто «впечатываются» в его сознании, побуждая прибегать к обману вновь и вновь, лишь бы избежать нанесения обиды.

Другими словами агрессивная реакция со стороны взрослых на обман ребёнка, является стимулом для дальнейшего обмана.

Итак, беспричинной лжи не бывает. Одним из побуждающих факторов, порождающих ложь ребёнка – это страх малыша перед наказанием, унижением, обидой, которые, как он считает, ожидают его, если откроется правда. Данный вид лжи встречается особенно часто в семьях, где запреты и наказания как форма общения преобладают  над диалогом в общении с ребёнком.

Рассмотрим следующую причину детской лжи. Начнём с примера.

 Мама, беседуя с подругой по телефону, сообщает, что у папы много работы, и они не смогут приехать на вечеринку. Хотя на самом деле папе просто не хочется встречаться с мамиными подругами, и он собирается отдохнуть с сыном на рыбалке.

Вроде бы невинная ложь, да что там и ложью не назовёшь. Скажи подруге правде – обидится, а так  - правдоподобный выход из положения. Проще говоря, сказали и забыли. Вот только есть одно «но», которое заключается в том, что ребёнок, слыша с какой легкостью, родители обманывают друзей и близких людей, делает вывод, что это норма, так и должно быть. И как «порядочный сын» своих родителей желает быть похожим на них. Ну а с кого же ему брать пример как не с папы и мамы!? Тут-то и начинаются проблемы.

Часто родители сами выбирают судьбу своих детей, суля им блестящее будущее и не принимая во внимание позиции ребёнка в этом вопросе. Представим ситуацию.

Семья – мама, папа, двое сыновей. Старший сын отличник в учебе, призер в спорте, другими словами – гордость родителей, которые явно его любят, за него переживают, во многом ему помогают и уступают. Родители искренне рады успеху старшего сына и ставят его в пример младшему, желая, чтобы тот стал таким же успешным, спортивным, любимым.

Малыш изо всех сил старается соответствовать брату, да вот загвоздка - в учебе не настолько силен, да и со здоровьем не все гладко. Приходит время и он, наконец, понимает, что не дотягивает до поставленного родителями «идеала», и ни чего не остается, как преувеличивать свои достижения, чтоб заслужить родительское внимания и одобрение.

Причина детской лжи в приведенном примере очевидна. Страх разочаровать родителей, не оправдать возложенных надежд, делают из ребёнка «раба завышенных требований».

 Итак, мы выяснили, почему ребенок обманывает, это происходит в случае, когда ему тяжело соответствовать предъявленным требованиям. Боясь разочаровать родителей, не оправдать возложенных надежд малышу не остаётся другого выхода как солгать.

Ложь – неотъемлемая часть жизни любого человека. Будь то бизнесмен, учитель, врач, просто взрослый человек или ребёнок. Обман облегчает нам жизнь, избавляет от неприятностей, делает нас счастливее и позволяет осчастливить наших близких. Следовательно, не всегда обман носит деструктивный разрушающий характер, ложь способна сплотить людей и вывести взаимоотношения на новый уровень.

Речь идёт о, так называемой, лжи во спасение. Дети врут по многим негативным причинам, пожалуй, только этот повод детского обмана можно считать положительным. Ради спасения друга от беды, ребенок готов пожертвовать своими интересами и понести чужое наказание. При этом он совершенно уверен, что поступает правильно, хотя знает, что лгать «не хорошо». Вследствие чего взаимоотношение друзей укрепляются, значение дружбы в жизни каждого увеличивается. Ребята учатся понимать друг друга, защищать, помогать, поддерживать, другими словами, учатся дружить. Это ли не проявление благодарного жеста!? Это ли не ложь, с которой необходимо бороться!?

У детей собственное понимание правды. Проявив героизм в защите товарища или спрятав бездомного щенка на чердаке, ребенок познает и приобретает такие чувства и навыки как сострадание, забота, ответственность, справедливость. Редкий родитель стал бы наказывать за подобные достойные качества. Однако ложь имеет место быть и игнорировать этот факт нельзя.

Итак, статус самого благодарного мотива детской лжи занимает ложь во спасение. Желание быть успешным, находиться в центре внимания, стремление быть принятым большинство, заставляют ребенка обманывать. Все начинается с маленькой лжи, немного приврав один раз, например: «А я на верблюде катался», появляется необходимость поддерживать эту ложь все новым и новым обманом, получая за это вознаграждение – внимание, признание, восхищение.

Пожалуй, именно эта ложь, цель которой – стремление самоутвердиться, казаться лучше, чем есть на самом деле, является самой сложной для преодоления. Подобные цели преследуются ребёнком бессознательно, а ложь выступает единственным известным способом достижения желаемого.

Трудность в преодолении  этого типа детской лжи состоит в том, что ребенок уже ощутил выгоду, которую он получает от собственного обмана. Поэтому перестать лгать для него равносильно потере всего, что ему ценно и дорого, а если точнее , это крах мира, в котором он существует. Подобные потрясения могут нанести сильнейший удар по несформировавшейся психике ребенка, что, несомненно, негативно скажется на его дальнейшем развитие.

Если с раннего детства родители не заложили в сознании малыша «простые истины» моральных ценностей и приоритетов, то с возвратом «вложить» их в голову ребенка представляется весьма сложной задачей.

Итак, еще одна причина, из-за которой ребенок обманывает - желание быть признанным друзьями, родителями, которое сопровождается ложью, от незнания каким честным способом можно добиться успеха. Иначе можно сказать, что это ложь – манипуляция, ложь к которой ребенок прибегает для самоутверждения. Ребенок говорит  неправду, когда, хочет удивить, хочет привлечь внимание. Главное – стать центром внимания, пусть даже не надолго.

Ложь из мести. Парадокс, но даже наказание родителей для него «сахар» - папа, мама обратили внимание, пусть даже негативное! Бывает так, что ребенок постоянно конфликтует с родителями. Ему кажется, что родители совсем перестали его любить, а может, и раньше не любили. Вот он и мстит им за недостаток любви с помощью лжи.

Излишняя опека также может спровоцировать ложь. Ребенок может врать, чтоб вырваться из под контроля взрослого. Это своего рода бунт против излишней опеки со стороны родителей.

Ложь в этом случае может использоваться ради проверки собственной силы. Мотив лжи – бросить вызов чужой власти. Удачная ложь, когда взрослые подозревают обман, но не могут ничего сделать, утверждает ребенка в осознании собственной силы. В младшем возрасте этот вид проявляется как поддразнивание и розыгрыш взрослых. Например, в ответ на вопрос: «Съел ли ты кашу?» - ребенок может сделать огорченный вид и покачать головой для того, чтобы затем показать пустую тарелку и обрадоваться тому, что удалось провести маму, и она ему поверила.

  Таким образом, чаще всего ребёнок прибегает к помощи лжи, чтобы:

  • избежать неприятных для себя последствий;
  • добыть то, чего иным способом получить не может или  не умеет (внимание окружающих);
  • получить власть над окружающими (а иногда отомстить им);
  • защитить что-то или кого-то значимого для себя (в том числе и право на свою личную жизнь).

Анализируя причины лжи, следует отметить влияние социального окружения ребёнка. В частности, были установлены следующие факторы способствующие  формированию склонности ко лжи:

  1. Дети – лжецы в большинстве своём происходят из семей, в которых родители тоже лгут. Родители иногда целенаправленно обучают детей говорить неправду: «Скажем в школе, что у тебя болит голова, поэтому ты не выполнил задание». А иногда обучение лжи происходит незаметно для родителей, когда они в общении друг с другом, с другими людьми допускают неискренность, считая, что дети ничего не замечают, но дети обучаются не тому, чему их  учат родители, а тому, как сами родители поступают в тех или иных ситуациях.
  2. Дети – лжецы обычно испытывают недостаток родительского внимания, тепла и заботы. Часто ложь, как и другие формы «плохого» поведения, - единственный способ ребёнка привлечь к себе внимание: «даже, если меня ругают, меня заметили». Детская ложь часто встречается в семьях, где дети чувствуют себя отверженными или родители завышают требования, часто требуя от детей того, чего они ещё не могут достичь в силу особенностей возрастного развития.
  3. У детей – лжецов и друзья обычно лгут. С приближением подросткового возраста ребёнок более подвержен влиянию сверстников. С возрастом  всё большее количество ребят готовы следовать за товарищами в неблаговидных делах. Объяснение этому в том, что «возрастающая готовность детей следовать асоциальному примеру своих сверстников связана с разочарованием во взрослых – в их силе, мудрости, доброй воле и здравом смысле».

Как распознать, что ребёнок лжёт? Для того чтобы распознать, врёт ли ваш ребёнок, достаточно понаблюдать за ним.

Рекомендации родителям

Ложь во спасение

Причина:

Если в вашей семье принято за норму наказывать за любой проступок, то вполне логично, что ребенок может соврать, дабы избежать наказания. Попробуйте пересмотреть свои позиции. Так ли необходимо ругать ребенка за двойку или случайно разбитую чашку?

Решение:

Возможно, достаточно будет спокойно поговорить по душам, объяснить, что обман – это плохо, и заверить ребенка, что вы не будете больше наказывать его за мелкие проступки. Ни в коем случае не следует кричать на ребенка и угрожать новым наказанием за вранье – от этого он еще больше уйдет в себя и ложь во спасение войдет в его привычку.

Дурной пример заразителен

Причина:

Задумайтесь, как часто в присутствии ребенка вы говорите неправду? Казалось бы, пустяковая, совсем безобидная ложь способна сформировать в сознании маленького человечка понятие, что в обмане нет ничего плохого.

Решение:

Решение в этом случае простое – подавать своим детям только хороший пример. И, если не всегда, получается, говорить правду, постарайтесь, чтобы ребенок этого не слышал. В любом случае, вы должны объяснить маленькому врунишке, что обманывать – это очень плохо. Ложь может быть оправдана только в самых редких случаях, и в жизни нужно всегда стремиться говорить правду. Как можно больше поощряйте ребенка. Если он сказал правду в сложной ситуации, похвалите его за мужество и честность.

Лучший способ привлечь внимание

Причина:

Порой случается так, что явной причины для лжи нет, и все-таки ребенок сказал неправду. Родители в недоумении. Что могло стать причиной на первый взгляд ничем не оправданной лжи?

Задумайтесь, много ли времени вы проводите с ребенком? Часто ли вы играете с ним, общаетесь? Не отнимает ли работа и другие дела того драгоценного времени, что так необходимо вашим детям? Возможно обман – своеобразный способ привлечь внимание родителей?

Решение:

Решение проблемы здесь очевидно – уделяйте больше времени детям. Играйте с ними, делайте уроки, разговаривайте по душам. Посвятите выходные своему ребенку: погуляйте по парку, сходите в цирк, или покатайте ребенка на аттракционах. И всегда помните, что родительское внимание для вашего чада просто бесценно.

Обман, как способ отстраниться от семейных проблем

Проблема:

Если ребенок рассказывает посторонним людям небылицы про вашу семью, его ни в коем случае не нужно наказывать. Задумайтесь, в чем причина его обмана, что не так в вашей семье? Частенько дети врут, чтобы скрыть от окружающих семейные проблемы.

Решение:

Постарайтесь не ругаться в присутствии ребенка. Не срывайте на нем злость, если у вас не складываются отношения, ведь маленький человечек в этом совсем не виноват. Постарайтесь, чтобы атмосфера в доме стала более комфортной и доброжелательной. Уделяйте своему ребенку больше внимания, и никогда не давайте ему повода сказать неправду.

А может просто фантазии?

Проблема:

Часто дети дошкольного возраста придумывают разные истории и рассказывают другим, выдавая их за правду. По этому поводу родителям беспокоиться не стоит, так как никакой проблемы в этом нет. Как уверяют психологи, такие фантазии – это нормальное явление у детей. Таким образом, они постигают этот мир, развивают свое логическое мышление, тренируют фантазию.

Проблема может возникнуть только в том случае, если ваш ребенок уже школьник, а фантазии все продолжаются. Это называется синдром Мюнхгаузена, но случается он у детей достаточно редко, так что повода для волнения, скорее всего, нет.

Решение:

Не старайтесь игнорировать фантазии ребенка, а тем более, ругать его за это. Так малыш может перестать доверять вам и еще больше замкнется в себе.

Постарайтесь поговорить с ребенком на его языке. Пусть он расскажет вам свои истории, порадуйтесь вместе с ним, похвалите за смекалку и храбрость. Скажите, что вы любите его таким, какой он есть и ему вовсе не обязательно для этого совершать какие-то подвиги.

К сожалению, не всегда, получается, сразу искоренить эту дурную привычку. Все что вы можете сделать, это любить, и доверять своему малышу, и тогда он не обманет вашего доверия.

III. 1) Рекомендации родителям по проблеме предотвращения детской лжи.

        Честность входит в набор качеств, которые испокон веков стремятся привить подрастающему поколению.

- Как воспитывать в детях честность?

Я предлагаю вам несколько советов, которые помогут ребёнку осознать, что такое честность.

IV. 2) Как воспитывать в детях честность?

Совет 1-й. Верьте ребенку.

 Как правило, дети на доверие отвечают тем же и если в каких-то случаях обманывают, то, скорее всего, не понимают этого.

Пусть ребенок знает и чувствует, что вы ему верите.

 Например, если вы замечаете за своим ребенком агрессивность или драчливость и перед его выходом на улицу повторяете: "Только попробуй, подерись сегодня!", "Пусть только на тебя сегодня пожалуются!" - это формирует стереотип поведения, и вы как бы неосознанно провоцируете эти поступки. В этих случаях лучше сказать: "Веди себя поспокойней и посдержанней". Важно, чтобы и ребенок мог довериться вам: держите слово, которое дали. Но если вдруг не получается выполнить обещание, тогда объясните причину и извинитесь.

Совет 2-й. Объясните, что на правде "держится мир", на детском языке: она - полезна. Люди живут в согласии, если доверяют друг другу.

 Попробуйте вместе представить такое общество, где все друг друга обманывают. Опишите ситуации обмана и нечестных людей: фальшивомонетчиков, мошенников и т. д. Объясните, что нечестные люди по большому счету проигрывают: им не доверяют, их не уважают.

Совет 3-й. Не создавайте ситуаций для обмана. Избегайте двусмысленных вопросов, когда легче сказать неправду, чем правду.

 Если ребенок разбил чашку и вы об этом знаете или догадываетесь, не спрашивайте его: "Это ты разбил чашку?" - а лучше скажите: "Я знаю, что ты разбил чашку, расскажи, как это случилось". Такая определенность исключает вариант обмана со стороны ребенка. К тому же, если в этот момент вы доброжелательны, ему незачем говорить неправду.

 Слишком строгое наказание дома, завышенные требования и сильное давление со стороны родителей свидетельствуют о непонимании характера ребенка, его возрастных особенностей и кризисных состояний. Это может привести к тому, что ребенок начнет обманывать из страха неприятностей. Иногда ребенок обманывает, чувствуя бессилие выполнить все то, что требуют от него родители.

 Совет 4-й. Не учиняйте унизительных допросов.

 Если ребенок сразу не признался, то настаивать и допрашивать его - бесполезно. Как правило, в таком случае возникает перепалка. "Нет, это не я!" - "Нет, ты признайся!" - "Нет, не я" и т. д. Лучше объяснить, что такие поступки неприемлемы и каким образом можно было достойно выйти из ситуации. В зависимости от ваших принципов воспитания вы можете наказать его (конечно, без применения побоев - я не сторонник жестких наказаний). Но если вы не уверены в том, что это совершил ваш малыш, в этом случае лучше сказать: "Я надеюсь, твои слова - правда. Если нет, я очень огорчусь".

Совет 5-й. Вознаграждайте честность. Если ваш малыш признался вам, то покажите ему свою радость: "Я рад тому, что ты - честный человек, ведь ты сказал правду".

 Но здесь возникает самая трудная ситуация: когда малыш признался, как быть с наказанием за проступок? Если вы накажете его, то в следующий раз он может не признаться. Если вы не накажете, то он может не понять, что он совершил запрещенное. Ясно, что в этом случае наказание должно быть условным. Дайте ему возможность исправиться. Главное, покажите отрицательные последствия его поступка и объясните, как его избежать. Пусть ребенок поймет, что вас это очень огорчает и вы надеетесь, что больше он вас не расстроит.

 Совет 6-й. Показывайте пример честности.

 Если вы просите отвечать по телефону, что вас нет дома; если в поезде или автобусе, покупая детский билет, ссылаетесь на пятилетний возраст ребенка, хотя ему уже семь; если говорите жене, что у вас нет денег, оставляя заначку на игрушки или для своих нужд, - вы оправдываете случаи, в которых можно лгать. Дети все усваивают, и честность их будет иметь такой же относительный характер.

 Маленькие дети не понимают двойной морали. Если такая щекотливая ситуация случилась с вами и дети стали свидетелями, то обязательно объясните им подоплеку события. Признайте, что совершили ошибку, сказав неправду, что это очень неприятно, но иногда случается в жизни.

 Когда один из моих друзей был маленьким, с ним произошел случай. Шло время Великого поста. Как-то он пришел из школы домой очень уставший и лег отдохнуть. В это время дома была бабушка, которая думала, что он уснул. Сквозь дремоту мой друг услышал, что на кухне кто-то хрустит. Он вышел на этот звук и увидел такую картину: бабушка, присев на корточки напротив буфета, что-то жевала. Увидев маленького внука, она в ужасе закричала: "Ты никому не говори, ты никому не говори! Черт меня попутал, черт меня попутал!" Нарушать Великий пост было большим грехом. Этот друг рассказывал, что впоследствии, если с бабушкой нельзя было договориться, он начинал ее шантажировать: "Бабушка, я всем скажу..." - и она сдавалась и выполняла все его требования.

Вы должны насторожиться, если, разговаривая с вами, ваш ребёнок:

  • излишне возбуждён, на щёчках румянец
  • у него меняется выражение лица; старается смотреть в сторону и усиленно моргает, зрачки то сужаются, то расширяются;
  • появляются непроизвольные жесты: когда что-то говорит, вдруг подносит руки ко рту, как бы пытаясь остановит поток лжи; руки во время разговора постоянно теребят край одежды или какой-нибудь предмет; ребёнок трогает шею или дёргает воротник, теребит мочку уха; прикасается к носу, не осознавая этого; потирает глаз, подбородок или висок;
  • ребёнок начинает часто покашливать во время разговора;
  • говорит медленно и неуверенно, тщательно подбирая слова и перебивая себя то паузами, то жестами;
  • непоследователен в своих рассказах, невольно всё преувеличивает. В голове у него нет чёткого плана, там путаница. Ему всё время кажется, что взрослые его разоблачат;
  • ребёнок может в разговоре повторять за вами последнюю фразу, чтобы выиграть время для того, чтобы придумать правдоподобный ответ;
  • поскольку ребёнок сознаёт, что поступает неправильно, то может говорить неправду более тихим голосом, или у него меняется тон и темп речи;
  • ребёнок может пытаться скрыть неправду за пустой болтовнёй. И если ваш ребёнок по натуре не очень разговорчив, чрезмерная словоохотливость  может быть признаком обмана.

Если же, разговаривая с вами, ребёнок держит руки в карманах, то, скорее всего, он хочет от вас что-то скрыть.

Это конечно, только некоторые признаки. Внимательные родители замечают любое изменение в поведении своих детей.

  1. Выступление учителя Ребёнок врёт - что делать?

        Итак, вы обнаружили, что ваш ребёнок врёт, но что делать с этим – вы не знаете? Когда ребёнок врёт вам, то тем  самым пытается сигнализировать, что в его мире не всё в порядке. Очень часто ложь ребёнка позволяет внимательным и мудрым родителям понять, что творится в душе ребёнка, что его мучает, вызывает беспокойство и даже страх. В таких ситуациях ложь для ребёнка – как бальзам для душевных ран. Поэтому не стоит торопиться с наказаниями и проявлять свою суровость, негодуя и раздражённо «выпуская пары».

        Необходимо попытаться понять, что именно заставляет вашего ребёнка врать и постараться помочь ему.

        Нет простого рецепта, как отучить ребёнка врать. В каждой ситуации – свои способы решения проблемы.

        Рассмотрим такой случай:

Двенадцатилетний Рафаэль - симпатичный мальчик, пользующийся популярностью среди сверстников. Учится он хорошо, но его маме все время кажется, что сын слишком "неуправляемый". Поэтому мама Рафаэля не особенно удивилась телефонному звонку соседки, сообщившей, что видела, как тот вместе с приятелями курит на задворках ее дома. Элоиза, мама Рафаэля, решила поговорить с сыном по душам и попросила сесть перед ней.

 - Ты куришь? - строго спросила она.

 - Нет, - твердо ответил Рафаэль. - Не курю.

 Мальчик сидел, сложив руки на коленях. Мгновение он смотрел маме в глаза, потом отвел взгляд.

 - Вот что, милый юноша, ты мне правду говоришь или нет? - Мама подалась вперед и наклонилась к сыну, стараясь, чтобы ее голос звучал строже.

 - Сказал - "нет", значит, нет, - тихо ответил мальчик, сидя прямо и почти не шевелясь. В ответ на попытки матери говорить с ним угрожающим тоном он даже не сдвинулся назад.

 - Что ж, надеюсь, это так, потому что курение - едва ли не худшее, что ты можешь учинить со своим телом, - строго произнесла Элоиза.

 - Знаю, - промямлил Рафаэль, поднимаясь со стула и направляясь к двери. - Между прочим, я не дурак.

 Он ушел, а мама задумалась: лгал сын или нет? Курит он или нет? Табаком от мальчика не пахло, и сигарет у него в комнате Элоиза не обнаружила. Но Рафаэль определенно выглядел расстроенным. "Может быть, я напрасно так волнуюсь?" - спросила себя Элоиза.

 А каково ваше мнение? К какому заключению вы пришли, исходя из этой короткой сценки? Лгал Рафаэль или нет? Можете ли вы сказать по поведению ребенка, говорит он правду или уклоняется от ответа? (Ответы родителей).

Итак, мы поговорили об осторожном отношении к детской лжи, а теперь давайте вернемся к нашему Рафаэлю и его реакции на строгие вопросы мамы насчет курения. Сейчас вы увидите, что его невербальные знаки весьма убедительно свидетельствуют о том, что мальчик увиливает и, скорее всего, лжет. Вот на какие аспекты невербального поведения нужно обратить особое внимание, чтобы понять, говорит ли ребенок правду.

Зрительный контакт

Классический признак лжи - если человек избегает зрительного контакта, то есть или не смотрит в глаза вообще, или старается отвести взгляд. Рафаэль в начале разговора смотрел на маму, потом отвел взгляд. Но в типичной ситуации беседы люди, как правило, поддерживают зрительный контакт 60-80% времени. Однако если человек, наоборот, слишком старательно поддерживает зрительный контакт и смотрит вам в глаза не отрываясь, это тоже означает: что-то не так. Мы знаем, что отводить глаза - значит что-то скрывать, и потому бывает так, что человек, перестаравшись, смотрит на вас в упор, и это уже выглядит невежливо. Лучший способ определить, правильно ли осуществляется зрительный контакт - это положиться на ваши ощущения: при каком количестве зрительного контакта вам комфортно, а при каком нет. Мозг читает невербальные знаки быстрее, чем сознание успевает проанализировать поведение собеседника. Поэтому, если вам померещилось, будто что-то не так, то, скорее всего, так оно и есть.

Поза и жесты

 Давайте еще раз вернемся к нашему тайному курильщику Рафаэлю и его маме Элоизе. Помните - мальчик, пока мама его расспрашивала, неподвижно сидел на стуле и почти никак не отреагировал, когда мама грозно подалась вперед? Психологи, изучающие ложь (см., например, книгу Дэвида Либермана "Чтобы вам больше никогда не лгали"), объясняют: человек, который лжет, как правило, совершает меньше движений и меньше жестикулирует, чем обычно. В обычных разговорах с мамой Рафаэль вел себя оживленно и даже бурно, но, стоило Элоизе подвергнуть сына расспросам насчет курения, он тут же притих и стал вести себя более чем сдержанно. Если ребенку есть что скрывать, он постарается привлекать к себе как можно меньше внимания и, соответственно, наверняка будет меньше жестикулировать, станет вести себя более сдержанно и говорить ровным голосом, без интонаций.

         Важно помнить, что оценить поведение человека можно, лишь сопоставив то, что вы видите, с его обычными манерами. Встречаются дети и, разумеется, взрослые, которые в принципе не склонны к бурному проявлению эмоций при разговоре, поэтому применительно к таким людям нельзя предположить, что бедность жестикуляции и сдержанные манеры - признак лжи. У каждого человека свой индивидуальный стиль невербальной коммуникации. Поэтому, если вы заподозрили, что ребенок вам лжет, нужно обращать внимание на необычные изменения его поведения.

Другие сигналы, указывающие на ложь

 Ниже перечислены немаловажные невербальные знаки, которые указывают на то, что собеседник отвечает уклончиво или откровенно лжет:

 - Собеседник чаще обычного дотрагивается до лица и рта.

 - Его движения кажутся скованными и неестественными, как будто он играет на сцене.

 - Собеседник устраивается так, чтобы отстраниться от вас, по возможности стараясь развернуться к окну или

 дверям. Это сигнал того, что на подсознательном уровне он стремится как можно скорее уйти.

 - Собеседник держит ладони обращенными вниз или даже подкладывает их под себя, если сидит. Держать руки ладонями вверх - жест открытости и дружелюбия, понятный практически каждому человеку. Таким образом мы сообщаем: "Мне нечего скрывать". А ладони, обращенные вниз или спрятанные, сигнализируют об обратном.

 - Собеседник воздвигает препятствия между собой и вами, а также принимает "закрытую" позу. Тот, кому есть что скрывать, зачастую и выглядит так, как будто что-то прячет. Подросток в подобном случае, возможно, свернется в кресле, чтобы вы не могли разглядеть его целиком, или положит что-нибудь на колени, например, школьную сумку, подушку или игрушку - что найдется под рукой. Он может также положить ногу на ногу, скрестить руки на груди или даже опустить голову на грудь. Таким образом он передает вам невербальное сообщение: "Чем меньше я тебе виден, тем лучше".

 Рафаэль, который, как вы, наверное, уже поняли, и впрямь курил с друзьями после школы, проявил не все эти признаки, когда лгал маме. Но вряд ли кто-то будет проявлять все невербальные признаки лжи сразу, даже если врет с три короба. На самом деле люди склонны посылать собеседнику противоречивые невербальные сообщения, когда лгут или говорят правду.

 Важно помнить, что нельзя судить о невербальном поведении ребенка по одной-двум характеристикам, - точно так же, как невозможно понять, о чем книга, прочитав из нее наугад одно-два слова. Нужно каждый раз как следует обдумывать и анализировать то, что ребенок говорит вам на секретном языке невербальной коммуникации, пуская в ход всю свою наблюдательность, а также учитывая все, что вы знаете о ребенке и его поведении в прошлом.

Помните, что ребёнок честен со своими родителями, если:

  • не боится их гнева, не боится быть отвергнутым ими;
  • уверен – что бы ни произошло, взрослые не станут его унижать;
  • знает, что его поддержат в трудной ситуации, помогут советом;
  • знает, что в спорной ситуации вы примите его сторону;
  • твёрдо знает, что если его накажут, то наказание будет справедливым и разумным;
  • между родителями и детьми существует доверие.

Как вести себя с ребёнком – лгунишкой.

  1. Понять возможную причину и проанализировать её.
  2. Если ребёнок сам сознался во  лжи – не наказывайте его.
  3. Если вы точно знаете, что ребёнок врёт, скажи сразу, что вам всё известно.
  4. Любую ложь пытайтесь обсудить с ребёнком.  Покажите  возможные выходы из ситуации.
  5. Поощряйте искренность ребёнка. Старайтесь стать для него таким близким человеком, чтобы ему не хотелось вас огорчать.

Наши дети – это повторение нас самих. И никогда нельзя забывать – от того, насколько честны и искренни вы сами, и насколько доверительные отношения между вами и детьми, будет зависеть и то, насколько ваш ребёнок будет с вами правдив. Если вы будете это помнить, то вам никогда не придётся ломать голову над тем, как отучать ребёнка врать.

        Спасибо за внимание! Я надеюсь, что совместными усилиями мы сделаем наших детей добрее, честнее и порядочнее.

(Раздать памятки)

Памятка.

Причины детской лжи:

  • подражание лжи взрослых;
  • продление удовольствия;
  • притворные детские болезни;
  • страх, как причина лжи;
  • попытка избежать наказания;
  • стремление привлечь к себе внимание;
  • наличие у ребёнка проблем, требующих решение;
  • защита от стрессовых ситуаций;
  • дурной пример окружающих.

Приложение

№ 1

Виды лжи:

  • Ложь – игра
  • Ложь – манипуляция
  • Ложь из страха
  • Ложь – протест
  • Ложь во спасение
  • Ложь ради выгоды

Ложь – игра

  • Дети рассказывают сочинённые истории, выдавая их за правду.
  • Если ребёнку больше  6 лет, необходимо выяснить причины  фантазий и постараться предотвратить их.

Ложь – манипуляция

  • Ложь ради самоутверждения.
  • Цель: привлечь к себе внимание.
  • Такой ребёнок может в последствии растерять друзей.

А для вас есть повод подумать: достаточно ли получает внимания ребёнок в семье.

Ложь из страха

  • Ребёнок может врать, чтобы избежать  насмешек.
  • Боится наказания или унижения.
  • Страх разочаровать родителей.
  • Снизьте ваши требования к ребёнку. Дайте ему понять, что любите его, несмотря ни на что.

Ложь – протест

  • Ребёнок врёт, чтобы показать свою силу, превосходство.
  • Цель: протест.
  • Причина: кризис в отношениях.
  • Постарайтесь поговорить с ребёнком по – дружески, на равных, постарайтесь не «давить» на него.

Ложь во спасение

  • Ребёнок обманывает ради дружбы, чтобы спасти своих друзей.

Ложь ради выгоды

  • Ребёнок преднамеренно совершает наказуемый поступок, а потом пытается соврать, переложить свою вину на другого, чтобы уйти от наказания.
  • Когда ребёнок или взрослый врёт сознательно, ради выгоды, то должен по всей строгости отвечать за это.

Приложение

№ 2

Признаки неправды:

  • Повторяет последнюю фразу.
  • Усиленно моргает, зрачки сужаются и расширяются.
  • Меняется темп, громкость речи.
  • Может пытаться скрыть неправду за пустой болтовнёй.
  • Потирает подбородок или виски.
  • Потирает глаза.
  • Неосознанно прикасается к носу, лицу или рту.
  • Часто покашливает во время разговора.
  • Старается отвести взгляд.

        

Приложение

№ 3

        Как справиться с детской ложью:

  • Верьте ребёнку;
  • Объясните, что на правде «держится мир». Люди живут в согласии, если доверяют друг другу.
  • Не создавайте ситуации для обмана.

Избегайте двусмысленных вопросов.

  • Не учиняйте унизительных допросов.
  • Вознаграждайте честность.
  • Показывайте пример честности.
  • Не стоит заниматься разоблачением.
  • Не называйте ребёнка вруном и обманщиком.
  • Не задевайте личность ребёнка.
  • Не обманывать детей, чтобы избежать скандала.
  • Не следует «запоминать» ложь.

Приложение

№ 4

        Ребёнок честен с вами  только тогда, когда:

  • доверяет вам;
  • не боится гнева или осуждения;
  • уверен: что бы ни случилось, его не унизят как личность;
  • обсуждать будут не его, а поступок, который надо исправить;
  • помогут, поддержат, когда ему плохо;
  • ребёнок твёрдо знает: вы на его стороне;
  • знает, что даже если накажут, то разумно и справедливо.

Литература

  1. Герасина Е.В. Истоки детской лжи. 2006
  2. Кравцова М. Почему дети лгут.2007
  3. Либерман Д. «Чтобы вам больше никогда не лгали».
  4. Лоренс Шапиро «Секретный язык детей. Детский язык жестов, снов, рисунков»
  5. Материалы курса «Психологические особенности и механизмы развития ребёнка младшего школьного возраста»: лекция 7. – М. Педагогический университет» Первое сентября», 2010- 108 с.
  6. Фромм А. Азбука для родителей, или Как помочь ребёнку в трудной ситуации. – Екатеринбург, 1996
  7. Экман П. Почему дети лгут? М.: Просвещение, 1993
  8. Экман П. Психология лжи. Спб.: Питер, 2001, 272 с.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Причины и следствия детской агрессивности

Промедление может обернуться чем угодно, ибо время

Приносит с собой как зло, так и, как добро, так и зло.

Никколо Макиавелли

Задачи собрания:

  1. обсудить с родителями причины детской агрессии, ее влияние на поведение ребенка.
  2. формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и пути ее преодоления.

Форма проведения собрания: беседа.

Вопросы для обсуждения.

-причины детской агрессии.

-родительская власть, ее виды и пути влияния на ребенка.

-пути преодоления детской агрессивности.

Подготовительная работа к собранию:

  1. Анкетирование детей и родителей по проблеме собрания.

Анкета для родителей №1.

-Бывает ли ваш ребенок агрессивным?

-В каких ситуациях он проявляет агрессию?

-Против кого он проявляет агрессию?

-Что вы предпринимаете в семье, чтобы преодолеть агрессивность ребенка?

Анкета для родителей №2.

Родителям предъявляются 10 качеств характера. Необходимо отметить те качества, которые у ребенка наиболее выражены и проранжировать их по степени выраженности в поведении ребенка:

  • Доброта
  • Сочувствие
  • Покладистость
  • Терпение
  • Сопереживание
  • Безразличие
  • Упрямство
  • Агрессивность
  • Нетерпимость
  • Эгоизм

Анкета для учащихся:

Чаще всего я радуюсь, когда…

Чаще всего я смеюсь, когда…

Чаще всего у меня хорошее настроение, когда …

Чаще всего я плачу, когда…

Чаще всего я злюсь, когда…

Чаще всего я обижаюсь, когда…

Мне хорошо, когда меня…

Мне плохо, когда меня…

Тест для учащихся:

Перед вами 10 выражений, которые характеризуют человека. Выпишите те качества, которые по вашему мнению, могут относиться к вам. Их должно быть не более пяти.

Я- добрый

Я - злой

Я - терпеливый

Я - нетерпеливый

Я - упрямый

Я - безразличный

Я - хороший друг

Я - умный

Я – помощник

Я – обидчивый

2. Классный час «10 моих «Я».

3. Выставка рисунков «Мои чувства».

4. Анализ исследований психологической службы школы по проблеме детской агрессивности (по классу).

5. Памятка для родителей.

Ход собрания

  1. Вступительное слово классного руководителя

Уважаемые папы и мамы! Сегодняшнюю встречу мне хотелось бы начать с разговора о проблеме детской агрессии. Этот разговор не случаен. Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию проявляют не только подростки и взрослые, как принято считать. Агрессию проявляют и малыши. С чем это связано? Как бороться с проявлением детской агрессии? На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить.

  1. Обсуждение анкет учащихся

Анализ анкет показывает, что чаще всего младшие школьники анализируют качества своего характера с позиции взрослых. Если родители пытаются подчеркивать достоинства своего ребенка не только перед другими людьми, но и в первую очередь в своем доме, то безусловно, ребенок будет стараться проявлять те качества, которые подчеркивают родители в нем.

Если родители постоянно демонстрируют плохие качества своего ребенка, особенно перед чужими людьми, то ребенку как бы уже нечего терять, порог стыдливости преодолен, и можно продолжать повторять делать плохо.

        Если проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств детей, то они в первую очередь связаны с семьей.

        Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению друг к другу,  грубость и хамство ежедневного общения,  унижение, сарказм и ирония, желание постоянно видеть друг в друге плохое и подчеркивать это – ежедневная школа агрессии, в которой ребенок формируется и получает уроки мастерства и проявлении агрессии.

        Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей является требовательность родителей по отношению к себе, и по отношению к собственному ребенку. Требовательный по отношению к себе родитель никогда не позволит требовать от своего ребенка то, что им самим в его ребенке не заложено.

        Однако, родители должны помнить, что требовательность – это не тирания. Тирания порождает тиранию.

        Очень часто детская агрессивность связана именно с тем, что родители проявляют ничем не обоснованные и бессмысленные требования, абсолютно не проявляя при этом  дружелюбия и поддержки. Не следует  уступать капризам и делать поблажки без нужды.

        К примеру, сегодня «легкие» уроки, можно в школу не идти, я напишу записку учительнице, что тебе плохо. Не надо удивляться, что через пару лет он сам напишет записку учителю и распишется за отца или мать.

Требовательность по отношению к ребенку должна быть разумной. Проявляя требовательность, необходимо считаться с обстоятельствами, с физическим и душевным состоянием ребенка.

Требовательность оправдана тогда, когда перед ребенком выдвигаются посильные задачи и оказывается посильная помощь в их решении, иначе она просто лишена смысла. Даже самое справедливое и несложное требование, если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет сопротивление любого ребенка, даже самого покладистого. Разница только в том, что покладистый ребенок будет выражать протест скрыто, а ребенок не очень покладистый будет выражать его открыто. Требования к младшим школьникам лучше выражать в увлекательной игровой форме.

В своих методах воспитания, в предъявлении требовательности к ребенку родители должны быть последовательны и едины. Как только в семье поселяются тайны друг от друга, уходит доверие родителей друг другу в воспитании ребенка, это даст возможность ребенку лавировать между родителями, шантажировать их, врать им.

Если это удается длительное время, а затем налагается запрет, это приводит к проявлению агрессивности со стороны ребенка.

  1. Памятки родителям по предупреждению детской агрессивности.

Памятка №1.

  • Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
  • Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
  • Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.
  • Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.
  • Не наказывайте своего ребенка за  то, что позволяете делать себе.
  • Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему-либо.
  • Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.
  • Не бойтесь поделиться со своим ребенком  своими чувствами и слабостями.
  • Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов.
  • Помните, что ребенок- это воплощенная возможность!
  • Воспользуйтесь ей так, чтобы эта возможность была реализована в полной мере!

Памятка № 2.

Уважаемые папы и мамы!

Внимательно прочтите эту памятку! Для этого вооружитесь карандашом и вычеркните те пункты, которые воспитательной системы вашей семьи не касаются. Мысленно представьте лицо своего ребенка, будьте честны перед ним и перед собой! После анализа подумайте над тем, что можно еще изменить. Пока ваш ребенок во втором классе, еще не поздно!

Агрессивность ребенка проявляется, если:

  • Ребенка бьют;
  • Над ребенком издеваются;
  • Над ребенком зло шутят;
  • Ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
  • Родители заведомо лгут;
  • Родители пьют и устраивают дебоши;
  • Родители воспитывают ребенка двойной моралью;
  • Родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;
  • Родители не умеют любить одинаково своих детей;
  • Родители ребенку не доверяют;
  • Родители настраивают ребенка друг против друга;
  • Родители не общаются со своим ребенком;
  • Вход в дом закрыт для друзей ребенка;
  • Родители проявляют к ребенку мелочную опеку и заботу;
  • Родители живут своей жизнью, ребенок чувствует, что его не любят.

Для преодоления детской агрессии в педагогическом арсенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, понимание, чувство юмора, ответственность, такт.

  1. Рефлексия собрания

       Обмен мнением родителей об услышанном в ходе собрания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка родительского собрания «Роль семьи в воспитании личности»

Доклад родительского собрания на тему: «Роль семьи в формировании личности».Данный доклад  обеспечивает интеграцию усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности учащихся.Самое глав...

Методическая разработка родительского собрания в 4 классе "Мой ребёнок становится трудным".

Цель собрания: формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в воспитании детей.Форма проведения: дискуссионный клуб....

методическая разработка родительского собрания "Качество питания и его влияние на полноценное развитие младшего школьника"

Познакомить родителей с влиянием генетически модифицированных продуктов на здоровье детей, разработать меню младшего школьника....

Методическая разработка родительского собрания по теме: "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе"

Ознакомление  родительского коллектива  с трудностями обучения письму и чтению на первом  году обучения в школе; дать практические советы, как можно преодолеть возникшие трудности...

Методическая разработка родительского собрания по теме «Режим дня первоклассника и его влияние на учебную деятельность»

На данном родительском собрании необходимо подвести родителей к мысли о том, что режим дня влияет на учёбу детей.  Показать родителям необходимость выполнения режима дня. Убедить родителей ...

методическая разработка родительского собрания

Методическая разработка родительского собрания : "Готовность к обучению: что нужно знать родителям?"...