Здравствуйте,пернатые!
методическая разработка (1 класс) на тему

Труфанова Ирина Владимировна

Сценарий внеклассного занятия ,посвящённое Дню птиц

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdravstvuyte_pernatye.docx233.39 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте пернатые!

(Внеклассное занятие для учащихся 1 класса, посвящённое Дню птиц)

Цели:

- актуализировать знания детей о перелётных птицах;

- способствовать самореализации детей;

- развивать познавательную активность;

- экологическое воспитание уч-ся

Оборудование:

-жетоны с изображением «вороны» и «совы»;

- изображение перелётных птиц;

- карточки с заданиями:

А) кроссворды;

Б) ребусы;

- запись голосов птиц.

Перед занятием проводиться жеребьевка. Дети выбирают жетон с изображением «совы» или «вороны»: таким образом формируются две команды. Они занимают места в зале.

Ход занятия.

  1. Сценка (роли исполняют заранее подготовленные дети).

Действующие лица: Автор, Сорока, Ворона, Дятел, Зяблик.

Автор: Встретились однажды Сорока и Ворона.

На сцене появляются Сорока и Ворона.

Сорока: Куда летишь, Ворона?

Ворона: Хочу гнездо на новом месте обустроить.

Сорока: Тебе не хорошо было на старой сосне.

Ворона: Хорошо! Да я там нагрязнила.

Сорока: А привычку грязнить с собой несёшь?

Ворона: Несу с собой…

Сорока: Ну и ты на новом месте не уживёшься!

Сорока и Ворона уходят.

Появляются Дятел и Зяблик.

Дятел: Здравствуй, Зяблик старый!

Зяблик: Здравствуй, Дятел молодой!

Дятел: А ты как узнал, что я молодой?

Зяблик: Так у тебя ж на лбу написано! Пятно у тебя красное на лбу – у старых такого не бывает. А вот ты как узнал, что я старый?

Дятел: По носу! Нос-то у тебя голубой, а у молодых зябликов – коричневый!

Герои уходят.

  1. Сообщение темы занятия.

Ведущий: Ну что, ребята, догадались, о ком мы сегодня будем говорить? (Ответы детей). Да, говорить мы с вами будем о птицах.

Издавна люди отмечали Праздник птиц. Как зима ни противится, ни пытается задержаться у нас, всё равно отступает, уходит. Приходит весна, а с ней яркое тёплое солнышко. С приходом весны слетаются домой, на родину, пернатые непоседы -  перелётные птицы. Они в хорошую погоду за день пролетают по сто километров – так домой спешат. В пути нередко настигает их метель и многие из них гибнут. Долетают самые сильные. Прилетят домой, рассядутся на деревьях – отдыхают!

Давайте, ребята, закроем глаза, сядем по удобнее и представим себе весенний лес. (Звучит запись голосов птиц. Релаксация.) Это птичий концерт в лесу. Птицы радуются первому теплу, солнышку.

А теперь давайте поиграем. Я буду предлагать командам задания. По итогам каждого конкурса победившая команда будет получать бумажную деталь скворечника. Какая команда быстрее соберёт свой скворечник, та и победит. Итак, начинаем!

  1. Конкурс первый «Загадочный»

Ведущий: Этот конкурс проведут наши гости – птицы.

Ведущий и дети в костюмах (масках) птиц загадывают командам загадки. Отвечает команда, участник которой первым поднимает руку. Если команда дает неверный ответ, могут ответить соперники. Деталь скворечника получает команда, давшая больше правильных ответов.

Ласточка: словно вихрь я летаю –

Аж захватывает дух!

Мошек на лету хватаю,

Очищаю воздух!

Ведущий ( о трясогузке) : Эта птица в огороде,

                                              На пружинках будто ходит.

Вся изящна и стройна,

В тёмной шапке голова!

Трясогузка (продолжает): Очень ловко вправо, влево

                                              Я шныряю то и дело.

                                              Достаю из-под комков

                                              И жуков, и червяков.

                                             И никто не скроется

                                             От такой работницы!

Оляпка: А я птичка - водолаз,

               Удивляю этим вас.

               По дну речки я хожу,

               Много корма нахожу.

Ведущий (продолжает про оляпку):

                 Эта птичка осторожна,

                 Подойти к ней невозможно.

                 Чуть звук какой-то раздаётся,

                 Птичка тотчас окунётся.

Поползень: Хожу я ловко по стволам:

                      Вверх и вниз, и тут и там,

                      Как настоящий акробат.

                      Чищу все стволы подряд.

Сова: Ну а я, не зная сна,

           Ловлю мышек допоздна.

          Даже шорох лёгкий слышу –

          Не уйти, пожалуй, мышке!

Ведущий (о граче): Всех перелётных птиц черней,

                                   Чистит пашню от червей.

Дятел: Я по дереву стучу.

             Червячка добыть хочу:

             Хоть и скрылся под корой,

             Всё равно он будет мой.

Сорока: Эта хищница болтлива,

               Воровата, суетлива.

               Стрекотунья – белобока,

               А зовут её…………..(сорока).

Кукушка: Когда весенний лес весну

                  Торжественно встречает,

                  Колдунья серая в лесу

                  Усердно годы вам считает.

Подведение итога конкурса.

Вручение победившей команде деталь скворечника.

  1. Конкурс второй «Кроссворд».

Ведущий раздаёт командам одинаковые карточки с кроссвордом. Победит команда, которая первая правильно заполнит все клетки кроссворда.

 

1

2

3

4

5

Вопросы:

1). Длинным клювом тонким

     Схватит лягушонка.

     Капнет с клюва капля.

     Кто же это?         (Цапля)

2). Все времена стучит,

     Деревья долбит.

     Но их не калечит,

     А только лечит.     (Дятел)

3). Эта птичка –

      Птичка – невеличка,

      Жёлтенький жилетик,

      Синенький беретик.     (Синица)

4). На шесте – дворец,

     Во дворе – певец.         (Скворец)

5). Всю ночь летаю,

     Мышей добывает.

     А станет светло –

     Спать летит в дупло.     (Сова)

Если кроссворд разгадан верно, то в выделенных клетках можно прочесть слово «птица».

Подведение итога конкурса. Вручение победившей команде деталь скворечника.

  1. Конкурс третий «Поменяй букву».

Ведущий раздаёт командам одинаковые карточки со словами.

Задание – заменить в словах по одной букве так, чтобы получить название птиц.

Задание: - шляпка (оляпка);

                - палка (галка);

                -  корона (ворона);

                - капля (цапля);

                - врач (грач).

Подведение итога конкурса.

Вручение победившей команде деталь скворечника.

  1. Физкультминутка или музыкальная пауза, или игра на внимание.

Дети должны подать сигнал, если среди перечисляемых учителем птиц появится кто-то другой или что-то другое.

Ведущий: Прилетели птицы:

                   Голуби, синицы

                   Мухи и стрижи…

 А теперь сели на страже важные вороны (Сигнал «КАР!»)

                        Прилетели птицы:

                        Голуби, синицы,

                        Ласточки, стрижи

                        Галки, макароны,

                        Аисты, вороны……

А теперь уселись на ветках филины (Сигнал «УХ!»)

                          Прилетели птицы:

                                     Голуби, куницы

                          Аисты, вороны…..

Потом вызвались охранять лес весёлые воробушки (Сигнал «ЧИК-ЧИРИК»)

                          Прилетели птицы:

                          Голуби, синицы,

                          Болтики, кукушки…..

Не нравятся болтики воробьям? Ну-ка, тетерева, посторожите! (Сигнал «ЧОК-ЧОК-ТОК-ТОК!»)

                           Прилетели птицы:

                            Голуби, синицы,

                            Гаечки, кукушки…..

Примечание: «Тетерева» могут ошибиться и не пропустить гаечек. А ведь это птицы! Гаечки – вид синиц.

  1. Беседа о  птицах.

Ведущий: Забавные у птиц встречаются имена. Многие птицы сами себя назвали, то есть получили своё название за голос, песню или крик. Например, кукушка!

Кукушка: Эту птицу слышали все. А за что она могла получить такое название? (Ответы детей). Конечно, кукушка своим криком «КУ-КУ» сама подсказала людям своё имя. Во многих странах название птицы звучит очень похоже на русское: у чехов – «кукачка», у болгар – «кукувица», у немцев – «ку-кук», у испанцев – «куко». Всё эти народы обратили внимание на один  и тот же признак – крик птицы.

Пищуха: А как вы думаете, почему птицу назвали пищухой? (Ответы детей). Птичка эта издаёт тонкий писк, поэтому её и прозвали пищухой.

Сорока: С раннего детства мамы играют со своими малышами в «сороку – белобоку». А почему птица получила такое название? (Ответы детей). Голова, крылья и хвост птицы – чёрные, а вот по бокам пёрышки белые. Поэтому и назвали люди её сорокой-белобокой. Очень нарядна сорока, но славится своим неуживчивым характером – кричит, ссорится.

Воробей: А вот распространённая птица наших мест – воробей – очень любит семечки, зерно, ягоды.  Целые воробьиные стаи собираются в местах, где идёт переработка зерна, не подозревая, что это вовсе не для них припасено. Вот и кричали люди с давних пор, прогоняя непрошенных гостей: «Вор бей! Вора бей! Отсюда и название.

Ворона: А какая птица имеет похожее название? (ответы детей). Да, не очень –то повезло вороне и воробью с именами, но можно ли их считать ворами? Почему? (Ответы детей). За горстку зерна, похищенную у людей, эти птицы отблагодарят летом, спасая урожай от вредных насекомых.

  1.  Конкурс четвёртый «Шифровка».

Задание – расшифровать ребусы.

1).     с    3   ж                   (стриж)

2).     з          ‴    ик     (зяблик)   

Ребусы второй команде:

1).                                                                  

рона

     

 

                    (ворона)

2.)     ПИ        К     Х

                                           щука            

(пищуха)

Подведение итога конкурса. Вручение победившей команде деталь скворечника.

  1.  Конкурс пятый «Вопросы на смекалку».

Вопросы первой команде:

  1. Кто кукует у кукушки? (Самец)
  2. От чего утка плавает? (От берега)

Вопросы второй команде:

  1. По чему утка плавает? (По воде)
  2. Какая охота на птиц разрешена в течение всего года? (Фотоохота)

Задача на смекалку зрителям:

«Две вороны»

На берегу сидели две вороны и смотрели: одна – на юг, другая – на север.

- У тебя, - говорит одна, - лапки в грязи.

- А у тебя, - отвечает вторая, - клюв в земле.

Как же так: смотрят в разные стороны света, а друг друга видят?

(Вороны смотрели друг на друга).

Подведение итога конкурса. Вручение победившей команде деталь скворечника.

 Ведущий: Как вы думаете, если бы люди понимали язык птиц, смогли бы они их обидеть? Конечно, многие свои ошибки люди сразу бы исправили.

  1.  Сценка «Пойманная птичка»

(Роли исполняют заранее подготовленные дети).

Действующие лица:  Птичка

                                    Первый птицелов

                                    Второй птицелов

Два птицелова накрывают птичку сеткой.

Первый птицелов: Ах, попалась, птичка, стой!

                                 Не уйдешь из сети,

                                 Не расстанемся с тобой

                                 Ни за что на свете.

Птичка: Ах, зачем, зачем я вам,

               Миленькие дети?

               Отпустите полетать,

               Развяжите сети.

Второй птицелов: Нет, не пустим, птичка, нет!

                                Оставайся с нами:

                                Мы дадим тебе конфет,

                                Чаю с сухарями.

Птичка: Ах, конфет я не клюю,

               Не люблю и чаю.

               В поле мошек я ловлю,

               Зёрна собираю.

Первый птицелов: Там замёрзнешь ты зимой,

                                 Где-нибудь на ветке.

                                 А у нас ведь в золотой

                                 Жить ты будешь в клетке!

Птичка: О! Не бойтесь, в тёплый край

               Улечу зимою,

              А в неволе – светлый рай

              Будет мне тюрьмою.

Второй птицелов: Птичка, птичка, как любить

                                Мы тебя бы стали!

                                Не позволим грустить,

                                Все б тебя ласкали.

Птичка: Верю, детки, но для нас

               Вредны ваши ласки:

               С них закрыла бы тот час

               Я навеки глазки!

Птицеловы вместе: Правда, правда, птичка!

                                   Не снести тебе неволи!

                                   Так лети же поскорей

                                   И живи на воле!

Птицеловы убирают сети и отпускают птичку, которая радостно улетает.

Ведущий: Правильно ли поступили птицеловы? (Ответы детей).

                  Всё живое нуждается в защите.

Подведение итогов всего занятия.

Награждение.

  1.  Творческая работа – аппликация «Скворечник». 

Команды наклеивают детали скворечника на картон.

Ведущая: Отлично, ребята! У обеих команд скворечники готовы. А смогут ли скворцы жить в таких скворечниках? Конечно нет. Сейчас вы научитесь строить скворечники из бумажных деталей, а дома вместе с папой, дедушкой или старшим братом построите настоящий. Спасибо всем за работу. Вы молодцы! Скажите каждый себе: «Я - молодец: я старался, я думал, я делал открытия!»