Здравствуйте,пернатые!
методическая разработка (1 класс) на тему
Сценарий внеклассного занятия ,посвящённое Дню птиц
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdravstvuyte_pernatye.docx | 233.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте пернатые!
(Внеклассное занятие для учащихся 1 класса, посвящённое Дню птиц)
Цели:
- актуализировать знания детей о перелётных птицах;
- способствовать самореализации детей;
- развивать познавательную активность;
- экологическое воспитание уч-ся
Оборудование:
-жетоны с изображением «вороны» и «совы»;
- изображение перелётных птиц;
- карточки с заданиями:
А) кроссворды;
Б) ребусы;
- запись голосов птиц.
Перед занятием проводиться жеребьевка. Дети выбирают жетон с изображением «совы» или «вороны»: таким образом формируются две команды. Они занимают места в зале.
Ход занятия.
- Сценка (роли исполняют заранее подготовленные дети).
Действующие лица: Автор, Сорока, Ворона, Дятел, Зяблик.
Автор: Встретились однажды Сорока и Ворона.
На сцене появляются Сорока и Ворона.
Сорока: Куда летишь, Ворона?
Ворона: Хочу гнездо на новом месте обустроить.
Сорока: Тебе не хорошо было на старой сосне.
Ворона: Хорошо! Да я там нагрязнила.
Сорока: А привычку грязнить с собой несёшь?
Ворона: Несу с собой…
Сорока: Ну и ты на новом месте не уживёшься!
Сорока и Ворона уходят.
Появляются Дятел и Зяблик.
Дятел: Здравствуй, Зяблик старый!
Зяблик: Здравствуй, Дятел молодой!
Дятел: А ты как узнал, что я молодой?
Зяблик: Так у тебя ж на лбу написано! Пятно у тебя красное на лбу – у старых такого не бывает. А вот ты как узнал, что я старый?
Дятел: По носу! Нос-то у тебя голубой, а у молодых зябликов – коричневый!
Герои уходят.
- Сообщение темы занятия.
Ведущий: Ну что, ребята, догадались, о ком мы сегодня будем говорить? (Ответы детей). Да, говорить мы с вами будем о птицах.
Издавна люди отмечали Праздник птиц. Как зима ни противится, ни пытается задержаться у нас, всё равно отступает, уходит. Приходит весна, а с ней яркое тёплое солнышко. С приходом весны слетаются домой, на родину, пернатые непоседы - перелётные птицы. Они в хорошую погоду за день пролетают по сто километров – так домой спешат. В пути нередко настигает их метель и многие из них гибнут. Долетают самые сильные. Прилетят домой, рассядутся на деревьях – отдыхают!
Давайте, ребята, закроем глаза, сядем по удобнее и представим себе весенний лес. (Звучит запись голосов птиц. Релаксация.) Это птичий концерт в лесу. Птицы радуются первому теплу, солнышку.
А теперь давайте поиграем. Я буду предлагать командам задания. По итогам каждого конкурса победившая команда будет получать бумажную деталь скворечника. Какая команда быстрее соберёт свой скворечник, та и победит. Итак, начинаем!
- Конкурс первый «Загадочный»
Ведущий: Этот конкурс проведут наши гости – птицы.
Ведущий и дети в костюмах (масках) птиц загадывают командам загадки. Отвечает команда, участник которой первым поднимает руку. Если команда дает неверный ответ, могут ответить соперники. Деталь скворечника получает команда, давшая больше правильных ответов.
Ласточка: словно вихрь я летаю –
Аж захватывает дух!
Мошек на лету хватаю,
Очищаю воздух!
Ведущий ( о трясогузке) : Эта птица в огороде,
На пружинках будто ходит.
Вся изящна и стройна,
В тёмной шапке голова!
Трясогузка (продолжает): Очень ловко вправо, влево
Я шныряю то и дело.
Достаю из-под комков
И жуков, и червяков.
И никто не скроется
От такой работницы!
Оляпка: А я птичка - водолаз,
Удивляю этим вас.
По дну речки я хожу,
Много корма нахожу.
Ведущий (продолжает про оляпку):
Эта птичка осторожна,
Подойти к ней невозможно.
Чуть звук какой-то раздаётся,
Птичка тотчас окунётся.
Поползень: Хожу я ловко по стволам:
Вверх и вниз, и тут и там,
Как настоящий акробат.
Чищу все стволы подряд.
Сова: Ну а я, не зная сна,
Ловлю мышек допоздна.
Даже шорох лёгкий слышу –
Не уйти, пожалуй, мышке!
Ведущий (о граче): Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Дятел: Я по дереву стучу.
Червячка добыть хочу:
Хоть и скрылся под корой,
Всё равно он будет мой.
Сорока: Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива.
Стрекотунья – белобока,
А зовут её…………..(сорока).
Кукушка: Когда весенний лес весну
Торжественно встречает,
Колдунья серая в лесу
Усердно годы вам считает.
Подведение итога конкурса.
Вручение победившей команде деталь скворечника.
- Конкурс второй «Кроссворд».
Ведущий раздаёт командам одинаковые карточки с кроссвордом. Победит команда, которая первая правильно заполнит все клетки кроссворда.
1 | |||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||
5 |
Вопросы:
1). Длинным клювом тонким
Схватит лягушонка.
Капнет с клюва капля.
Кто же это? (Цапля)
2). Все времена стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)
3). Эта птичка –
Птичка – невеличка,
Жёлтенький жилетик,
Синенький беретик. (Синица)
4). На шесте – дворец,
Во дворе – певец. (Скворец)
5). Всю ночь летаю,
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло. (Сова)
Если кроссворд разгадан верно, то в выделенных клетках можно прочесть слово «птица».
Подведение итога конкурса. Вручение победившей команде деталь скворечника.
- Конкурс третий «Поменяй букву».
Ведущий раздаёт командам одинаковые карточки со словами.
Задание – заменить в словах по одной букве так, чтобы получить название птиц.
Задание: - шляпка (оляпка);
- палка (галка);
- корона (ворона);
- капля (цапля);
- врач (грач).
Подведение итога конкурса.
Вручение победившей команде деталь скворечника.
- Физкультминутка или музыкальная пауза, или игра на внимание.
Дети должны подать сигнал, если среди перечисляемых учителем птиц появится кто-то другой или что-то другое.
Ведущий: Прилетели птицы:
Голуби, синицы
Мухи и стрижи…
А теперь сели на страже важные вороны (Сигнал «КАР!»)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Ласточки, стрижи
Галки, макароны,
Аисты, вороны……
А теперь уселись на ветках филины (Сигнал «УХ!»)
Прилетели птицы:
Голуби, куницы
Аисты, вороны…..
Потом вызвались охранять лес весёлые воробушки (Сигнал «ЧИК-ЧИРИК»)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Болтики, кукушки…..
Не нравятся болтики воробьям? Ну-ка, тетерева, посторожите! (Сигнал «ЧОК-ЧОК-ТОК-ТОК!»)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Гаечки, кукушки…..
Примечание: «Тетерева» могут ошибиться и не пропустить гаечек. А ведь это птицы! Гаечки – вид синиц.
- Беседа о птицах.
Ведущий: Забавные у птиц встречаются имена. Многие птицы сами себя назвали, то есть получили своё название за голос, песню или крик. Например, кукушка!
Кукушка: Эту птицу слышали все. А за что она могла получить такое название? (Ответы детей). Конечно, кукушка своим криком «КУ-КУ» сама подсказала людям своё имя. Во многих странах название птицы звучит очень похоже на русское: у чехов – «кукачка», у болгар – «кукувица», у немцев – «ку-кук», у испанцев – «куко». Всё эти народы обратили внимание на один и тот же признак – крик птицы.
Пищуха: А как вы думаете, почему птицу назвали пищухой? (Ответы детей). Птичка эта издаёт тонкий писк, поэтому её и прозвали пищухой.
Сорока: С раннего детства мамы играют со своими малышами в «сороку – белобоку». А почему птица получила такое название? (Ответы детей). Голова, крылья и хвост птицы – чёрные, а вот по бокам пёрышки белые. Поэтому и назвали люди её сорокой-белобокой. Очень нарядна сорока, но славится своим неуживчивым характером – кричит, ссорится.
Воробей: А вот распространённая птица наших мест – воробей – очень любит семечки, зерно, ягоды. Целые воробьиные стаи собираются в местах, где идёт переработка зерна, не подозревая, что это вовсе не для них припасено. Вот и кричали люди с давних пор, прогоняя непрошенных гостей: «Вор бей! Вора бей! Отсюда и название.
Ворона: А какая птица имеет похожее название? (ответы детей). Да, не очень –то повезло вороне и воробью с именами, но можно ли их считать ворами? Почему? (Ответы детей). За горстку зерна, похищенную у людей, эти птицы отблагодарят летом, спасая урожай от вредных насекомых.
- Конкурс четвёртый «Шифровка».
Задание – расшифровать ребусы.
1). с 3 ж (стриж)
2). з ‴ ик (зяблик)
Ребусы второй команде:
1).
рона
(ворона)
2.) ПИ К Х
щука
(пищуха)
Подведение итога конкурса. Вручение победившей команде деталь скворечника.
- Конкурс пятый «Вопросы на смекалку».
Вопросы первой команде:
- Кто кукует у кукушки? (Самец)
- От чего утка плавает? (От берега)
Вопросы второй команде:
- По чему утка плавает? (По воде)
- Какая охота на птиц разрешена в течение всего года? (Фотоохота)
Задача на смекалку зрителям:
«Две вороны»
На берегу сидели две вороны и смотрели: одна – на юг, другая – на север.
- У тебя, - говорит одна, - лапки в грязи.
- А у тебя, - отвечает вторая, - клюв в земле.
Как же так: смотрят в разные стороны света, а друг друга видят?
(Вороны смотрели друг на друга).
Подведение итога конкурса. Вручение победившей команде деталь скворечника.
Ведущий: Как вы думаете, если бы люди понимали язык птиц, смогли бы они их обидеть? Конечно, многие свои ошибки люди сразу бы исправили.
- Сценка «Пойманная птичка»
(Роли исполняют заранее подготовленные дети).
Действующие лица: Птичка
Первый птицелов
Второй птицелов
Два птицелова накрывают птичку сеткой.
Первый птицелов: Ах, попалась, птичка, стой!
Не уйдешь из сети,
Не расстанемся с тобой
Ни за что на свете.
Птичка: Ах, зачем, зачем я вам,
Миленькие дети?
Отпустите полетать,
Развяжите сети.
Второй птицелов: Нет, не пустим, птичка, нет!
Оставайся с нами:
Мы дадим тебе конфет,
Чаю с сухарями.
Птичка: Ах, конфет я не клюю,
Не люблю и чаю.
В поле мошек я ловлю,
Зёрна собираю.
Первый птицелов: Там замёрзнешь ты зимой,
Где-нибудь на ветке.
А у нас ведь в золотой
Жить ты будешь в клетке!
Птичка: О! Не бойтесь, в тёплый край
Улечу зимою,
А в неволе – светлый рай
Будет мне тюрьмою.
Второй птицелов: Птичка, птичка, как любить
Мы тебя бы стали!
Не позволим грустить,
Все б тебя ласкали.
Птичка: Верю, детки, но для нас
Вредны ваши ласки:
С них закрыла бы тот час
Я навеки глазки!
Птицеловы вместе: Правда, правда, птичка!
Не снести тебе неволи!
Так лети же поскорей
И живи на воле!
Птицеловы убирают сети и отпускают птичку, которая радостно улетает.
Ведущий: Правильно ли поступили птицеловы? (Ответы детей).
Всё живое нуждается в защите.
Подведение итогов всего занятия.
Награждение.
- Творческая работа – аппликация «Скворечник».
Команды наклеивают детали скворечника на картон.
Ведущая: Отлично, ребята! У обеих команд скворечники готовы. А смогут ли скворцы жить в таких скворечниках? Конечно нет. Сейчас вы научитесь строить скворечники из бумажных деталей, а дома вместе с папой, дедушкой или старшим братом построите настоящий. Спасибо всем за работу. Вы молодцы! Скажите каждый себе: «Я - молодец: я старался, я думал, я делал открытия!»