Формы и технологии реализации внеурочной деятельности
статья на тему

Малкина Ольга Алексеевна

Сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Существует несколько типов организации. Для нашей школы наиболее приемлема оптимизационая модель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_i_tekhnologii_realizatsii_vneurochnoy_deyatelnosti.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и технологии реализации внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.

Модель внеурочной деятельности  ГБОУ СОШ № 10 г. Сызрани

создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка. Коллектив школы  стремится создать такую инфраструктуру полезной занятости обучающихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения  личных потребностей обучающихся.

Цель внеурочной работы в школе: развитие у детей мотивации к познанию и творчеству, содействию личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к ЗОЖ.

Основные задачи:

  • выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;
  • создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
  • формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
  • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
  • создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
  • расширение рамок общения с социумом.

Принципы организации внеурочной деятельности:

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
  • опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности школы;
  • опора на ценности воспитательной системы школы;
  • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка;
  • коррекционная работа с детьми, испытывающими трудности в обучении;
  • разнообразия направлений внеурочной деятельности;
  • преемственности.

Тип организационной модели внеурочной деятельности: оптимизационная модель.

Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие  педагогические работники данного учреждения (учителя начальной школы,  учителя физической культуры, химии, биологии, русского языка, информатики, ОБЖ английского языка, библиотекарь). В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель. Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

Для реализации внеурочной деятельности в школе  используются авторские программы, разработанные педагогами образовательного учреждения и получившие положительную экспертную оценку различного уровня.

Для организации внеурочной деятельности  в школе имеются необходимые условия: занятия в школе проводятся в одну смену,  кабинеты классов, имеется столовая, медицинский кабинет, актовый зал, библиотека, кабинет ОБЖ, кабинет технологии.

Школа располагает спортивным залом, спортивной площадкой,  кабинетами, оборудованными компьютерной техникой.

Внеурочная деятельность организуется по  5 направлениям: спортивно — оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, духовно-нравственное.

Основными видами внеурочной деятельности нашей школы являются: познавательная, досуговая (развлекательная), оздоровительно — спортивная, творческая, исследовательская, игровая деятельность,  проблемно – ценностное общение.

Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, сформировано с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких как, экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, викторины, познавательные игры, поисковые исследования, бесед, акции  и т. д.

Информация об особенностях реализации часов внеурочной деятельности

п/п

Направление внеурочной деятельности / название объединений

Виды объединений

Решаемые задачи

1

   Духовно-нравственное

Кружки: «Орлёнок»

«Мир театра»

 «Живое слово»

«Секреты природы»

«Сделаем мир ярче»

Работа музея «Литература родного края»

Клубы:

 «Юный журналист»

 «Юный натуралист»

Хор

 «Камертон»

Привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества, формирование чувства прекрасного.

2

 Спортивно-оздоровительное

Кружок  «Разговор о правильном питании»

Секции:

 «ОФП»

 «Мини-футбол»

Динамическая пауза

Клуб «Юный стрелок»

Танцевальная студия

«Большие танцы»

Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья.

3

Социальное

Лаборатории: «Лабиринт»

 «Я-исследователь»

«Бумеранг»

 Кружки:

«Народные истоки»

«Игры народов мира»

Час общения

«Познай себя»

Воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, любознательности, формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности.

4

 Общеинтеллектуальное

Кружки

 «Умники и умницы»

  «Говорим по-английски»

  «Мышонок»

 «Занимательная информатика»

 «Химия для самых маленьких»

 «Математика ума»

Обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности, знакомство с различными видами человеческой деятельности, возможность раннего  выявления интересов и склонностей.

5

Общекультурное

Студии художественного творчества:

«Палитра»

«Юный скульптор»

«Умелые ручки»

«Чудесная мастерская»

 «Рукодельница»

Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций.

Для реализации ФГОС в процессе внеурочной деятельности педагоги используют современные образовательные технологии: личностно-ориентированные технологии, метод проектов, технология исследовательского обучения, информационно - коммуникационные технологии,  технология развития критического мышления, игровая учебная деятельность, здоровьесберегающие технологии, технология проблемного обучения, технология «Портфолио».

Эти технологии обогащают образовательный процесс; обеспечивают связь теории и фундаментального подхода в науке с практикой и прикладными исследованиями; обеспечивают становление аналитических, организационных, проектных, коммуникативных навыков, универсальных учебных действий, способности принять решения в различных ситуациях.

Все виды внеурочной деятельности учащихся строго ориентированы на воспитательные результаты.

Реализация модели воспитания и социализации младших школьников будет способствовать:

— овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;

— формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;

— формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

Многообразие форм внеурочной деятельности порождает богатство условий для разнообразных видов деятельности, позволяя включать в работу весь комплекс психических процессов ученика.

Инновация в системе начального и общего образования основывается на достижениях компетентностного подхода. Для этого учитель должен осваивать современные образовательные технологии.  Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование форм и методов организации внеурочной деятельности по бурятскому языку в условиях реализации ФГОС нового поколения

В связи с переходом на ФГОС нового поколения изменился учебный план. В начальных классах не отведены часы на предметы национально-регионального компонента, в связи с этим появились трудности преподава...

КРУЖОК «АЗБУКА ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ» КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В современном мире увеличивается количество транспортных средств, повышаются их скоростные характеристики, увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объектив...

«Здоровье сберегающие технологии во внеурочной деятельности в условиях реализации Федеральных Государственных стандартов второго поколения»

«Забота о здоровье – это важнейший труд  педагога.  От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»...

: «Использование информационных технологий во внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС»

  Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится еще одно  звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Од...

Реализация этнокультурных технологий во внеурочной деятельности младших школьников

Одной из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом, является угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. В данной статье рассказывается о реализа...

Реализация принципов сохранения физического и психического здоровья субъектов образовательного процесса, использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности

Заседание методического объединения классных руководителей по теме: "Реализация принципов сохранения физического и психического здоровья субъектов образовательного процесса, использование здоровь...

Обобщение опыта реализации внеурочной деятельности "Час развития" по формированию проектно-исследовательской деятельности

Обобщение опыта реализации  программы  внеурочной деятельности  «Час развития» по формированию проектно-исследовательской  деятельности младших школьников»в ...