Кружок "Домисолька"
рабочая программа (1 класс) на тему
Человеческий голос - самый первый и самый прекрасный инструмент.
Пение - спутник определенного эмоционального состояния. Поэтому не случайно человечество поет, не случайно испокон веков живут певческие традиции. Этим поддерживается эмоционально-психическое здоровье, как отдельного человека, так и народа в целом.
Во внешкольной работе пение принадлежит к основным видам музыкального исполнительства. Оно является одним из средств разностороннего развития учащихся: музыкально-творческого и личностного. Правильное обучение пению с детства есть наиболее массовая форма охраны голоса, тренировки голосового аппарата.
Кружок «Домисолька» по своему характеру является развивающе – обучающим и направлен на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческой активности и художественного мышления, на выработку навыков восприятия музыки, а также на выявление способностей воспитанников к самовыражению через исполнительскую творческую деятельность.
Программа рассчитана на 3 года обучения детей в возрасте от 6 до 10 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_domisolka.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Кружок «Домисолька»
1-4 классы
Судьина Наталья Николаевна
МБОУ СОШ № 32
Пояснительная записка.
Человеческий голос - самый первый и самый прекрасный инструмент.
Пение - спутник определенного эмоционального состояния. Поэтому не случайно человечество поет, не случайно испокон веков живут певческие традиции. Этим поддерживается эмоционально-психическое здоровье, как отдельного человека, так и народа в целом.
Во внешкольной работе пение принадлежит к основным видам музыкального исполнительства. Оно является одним из средств разностороннего развития учащихся: музыкально-творческого и личностного. Правильное обучение пению с детства есть наиболее массовая форма охраны голоса, тренировки голосового аппарата.
Кружок «Домисолька» по своему характеру является развивающе – обучающим и направлен на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческой активности и художественного мышления, на выработку навыков восприятия музыки, а также на выявление способностей воспитанников к самовыражению через исполнительскую творческую деятельность.
Программа рассчитана на 3 года обучения детей в возрасте от 6 до 10 лет.
Цель программы - развитие музыкально - творческих способностей ребенка, формирование музыкальной культуры.
Задачи, решаемые в процессе обучения:
1. В обучении: овладение языком музыкального искусства на основе музыкально — теоретических знаний и навыков; постижение сущности музыкальной интонации через различные формы вокального (сольного, ансамблевого, хорового) пения.
Сформировать: умение аналитически сравнивать художественные различные интерпретации какого-либо явления окружающего мира, человека, а также способы исполнительской трактовки музыкального произведения; навыки сочинения элементарных интонаций, мелодий, воплощающих определенное образное настроение, состояние; навыки художественно осмысленного сольного, ансамблевого, хорового исполнения мелодии, слышания интонационной драматургии музыкального произведения.
- В воспитании: раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на нравственные и эстетические идеалы; воспитание эмоциональной культуры, способности откликаться на прекрасное, доброе, формирование жизненной позиции; воспитание уважения к творчеству других людей и собственной творческой деятельности.
- В развитии: гармоничное развитие средствами музыки творческого потенциала каждого воспитанника, его мышления, познавательной деятельности; развитие музыкальных способностей, потребности к творческому самовыражению через исполнение музыкального произведения
В вокальный кружок принимаются все желающие. При приеме проверяется музыкальный слух, голос, чувство ритма, музыкальная память.
Материально-техническая база должна соответствовать современным требованиям.
Помещение для занятий должно быть достаточно просторным и звукоизолированным, с хорошей акустикой, и вентиляцией.
Воспитанников следует научить пользоваться усилительной аппаратурой и соблюдать технику безопасности.
Четкая структура занятий имеет особое значение. Главным условием продуктивной работы является качество музыкального материала и методы работы над ним. Хорошо продуманная последовательность видов работы, чередование легкого и трудного, напряжения и разрядки делают занятия продуктивными и действенными.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 учебному часу.
Методы и формы. В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.
СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Песня – это эффективная форма работы с детьми различного возраста. Занятия в кружке пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность развивать его музыкальную культуру и художественную самодеятельность школы. Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно привить любовь к музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в кружковой работе. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов. Ведущее место в этом процессе принадлежит ансамблевому пению и пению в сольном исполнении, что поможет приобщить ребят в вокальному искусству.
Цель:
- привить любовь к вокальному искусству
- научить правильно исполнять вокальные произведения.
Задачи:
- На основе изучения детских песен, вокальных произведений,
современных эстрадных песен расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому наследию, пониманию и уважению певческих традиций.
- Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека.
- Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить двухголосному исполнению песен. Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.
- Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса.
- Сформировать потребности в общении с музыкой. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена коллектива.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности:
- главными из которых является сольное и ансамблевое пение,
- слушание различных интерпретаций исполнения,
- пластическое интонирование,
- добавление элементов импровизации,
- движения под музыку,
- элементы театрализации.
Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, сценическим искусством, ритмикой.
Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение нотного материала, индивидуального стиля каждого композитора.
Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.
Музыкальную основу программы составляют произведения для детей и песни современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов- песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.
Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).
Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.
Планируемый результат
- наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в концертах);
- владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
- уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
- стремление передавать характер песни, умение правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе.
Формирование универсальных учебных действий
- ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
- Учащиеся узнают истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.
- Научатся правилам пения.
- Пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью
- Передавать настроение музыки в пении.
- Осмысленно владеть способами певческой деятельности: пропевание мелодии - реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально исполнительские замыслы в пении.
Учащиеся получат возможность научиться:
- в процессе работы над песней привлекать опыт собственных переживаний, жизненных впечатлений.
- Расширить музыкальный кругозор и получить общие представления о музыкальной жизни современного социума;
- Формировать отношение к творчеству и искусству как созиданию красоты и пользы;
- Оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально - творческой деятельности (пение)
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
- Регулятивные
Учащиеся приобретают опыт:
- Самостоятельной оценки правильности выполненных действия, внесения корректив;
- Планирования своих действий в соответствии с поставленной целью
- Приобретать (моделировать) опыт- выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать "музыкальные разговоры" различного характера.
- Познавательные
Учащиеся научатся:
- Сочинению мелодии и исполнению песен-попевок.
- Определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок;
- Принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности, выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении.
- Участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов
- Создавать собственные интерпретации, исполнять знакомые песни.
- Реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально - исполнительские замыслы в различных видах деятельности; получать эстетическое наслаждение от восприятия музыки, от общения с миром искусства.
Учащиеся получат возможность научиться:
- Владеть элементами алгоритма сочинения мелодии;
- Выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении.
-Определять характер, настроение песенок, жанровой основы.
-Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление.
- Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- Исполнять, инсценировать песни.
-Работая в паре, высказывать свое мнение, выслушивать мнение партнёра;
-Откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками.
-Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение, выразить свое впечатление, выслушать мнение партнёра.
- Оценивать собственную музыкально -творческую деятельность.
. Учащиеся получат возможность научиться:
- Аргументировать собственную позицию;
- Получать нужную информацию, задавая вопросы старшим; сопоставлять полученные ответы.
- Передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки.
- Воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности.
- Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.
Содержание программы
Первый год обучения. | “ЗВУЧАЩИЙ МОЙ ГОЛОС” | Раскрывается певческий голос ребенка. Голос звучит из детских песенок, песен из мультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток. | Должны знать и определять на слух: музыку разного эмоционального содержания; музыкальные жанры (песня, танец, марш); одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму; средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм; музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян; знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор; Уметь: верно петь выученные песни, знать их названия и авторов; быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты; петь напевно, легко, светло, без форсирования звука; соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их на колени (при пении сидя); исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне ре (до) первой октавы – до второй октавы. |
Второй год обучения. | “МОГУ КРАСИВО ПЕТЬ УЖЕ…”. | Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется. Появляются песни из мультфильмов и кинофильмов с усложненным ритмом и метром. Предполагается голосные импровизации, пунктирный ритм. | Содержание знаний, умений, навыков детей 2-го года обучения: К концу второго года обучения дети могут привести примеры музыкальных произведений (из тех, что они слушали и пели), в которых рассказывается об окружающей жизни, о разных чувствах человека. Учащиеся должны: самостоятельно делать разбор музыкального произведения (характер музыки, средства выразительности), определять строение простых двух- и трехчастных произведений; узнавать по внешнему виду и звучанию музыкальные инструменты; выразительно петь песни, исходя из их содержания и характера; исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне до первой октавы – до второй октавы; различать звучание мажора и минора. узнавать пройденные за год произведения, знать их название и фамилию композитора; иметь любимые произведения; знать и понимать названия пройденных жанров: уметь привести соответствующие примеры (название произведения, фамилии композитора); иметь представление о классической музыке; знать и понимать слова: симфонический оркестр, тема, фрагменты произведения; знать группы инструментов: ударные, струнные, деревянные и медные духовые; определять их по звучанию; положительно относиться к музыке русского народа; узнавать на слух народные песни; знать и любить их; знать русские народные инструменты, называть их, узнавать на слух по звучанию; знать состав оркестра русских народных инструментов; иметь представление о музыкальной жизни России, уметь рассказать о ней; Уметь: укреплять свои вокальные навыки на основе индивидуального развития голоса; чисто и выразительно петь выученные песни, иметь среди них любимые; петь непринужденно, легко, светло, мягко, но не вяло; петь в диапазоне: для первых голосов – до первой октавы - ре-ми второй октавы, для вторых голосов – ля малой октавы – ля первой октавы; |
Третий год обучения. | “ЗВУЧИТ, ПОЕТ МОЯ ДУША!” | Обозначается вокальная принадлежность. Голос крепнет и сочнеет. Приобретаются исполнительские навыки. В репертуаре могут появиться арии, популярные произведения. Обязательной является голосовая импровизация. Бек-вокал вносит определенный колорит в вокальные произведения. Повышается исполнительское мастерство. | Содержание знаний, умений, навыков детей 3 – го года обучения: Дети должны: знать названия певческих голосов, уметь охарактеризовать их тембры, приводить примеры музыкальных произведений, написанных для этих голосов дети должны знать и понимать такие особенности музыкальной выразительности, как темп, тембр, динамика, регистр, мелодия, лад, гармония; разбираться в строении музыкальных произведений, написанных в куплетно-вариационной форме; определять на слух национальную принадлежность музыки (в контрастных сопоставлениях); знать, различать на слух и приводить примеры музыки легких и серьезных жанров; различать и называть особенности авторской песни, джаза, рок- и поп-музыки; Уметь: петь легко, мягко, не злоупотребляя громкостью звучания голоса; ясно, грамотно произносить текст; чисто и выразительно исполнять песни с различными видами двухголосия; определять характер содержания изучаемого произведения, давать вариант его интерпретации; знать и уметь исполнять различными способами звуковедения (staccato, legato, non legato), динамическими оттенками (piano, forte, crescendo, diminuendo), в разных темпах (andante, moderato, vivo, presto); петь в диапазоне: до первой октавы – ми - фа второй октавы, ля малой октавы – до (ре) второй октавы знать об особенностях и возможностях своего изменившегося голоса, его охране; знать силу своего голоса и уметь правильно ее использовать; знать правила пения и охраны голоса; использовать в пении приобретенные певческие умения и навыки, уметь исполнять авторские песни с присущими им речитативностью и задушевностью; знать и уметь использовать сценическое мастерство. |
Список литературы
1.Андреева Л.В., Бондарь М.Д., Локтев В.К. Искусство хорового пения – М, 2003. – 249 с.
2.Багадуров В. Вокальное воспитание детей. - М.: Музыка, 2002. – 357 с.
3.Бигдаш И. Г. Повышение эффективности учебно-воспитательной деятельности учреждений дополнительного образования детей // Бюллетень. – 2006. - № 4. – с. 5-6.
4.Блинова М.П. Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности: Пособие для учителей пения. М.: Просвещение, 2004. – 212 с.
5.Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. - СПб.: Музыка, 2005. – 244 с.
6.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском развитии. – СПб.: Союз, 2007. – 96 с.
7.Детский голос// под ред. В.Н. Шацкой. - М.: Педагогика, 2005. – 290 с.
8. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания. – М.: Просвещение, 2004. – 355 с.
9.Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 304 с.
10. Живов Л.Д. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика. – М, 2003. – 367 с.
11.Сети интернета.