Факультатив "Эврика"
рабочая программа (1 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_evrika_2-4_klass_34_chasa.docx | 86.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа « Эврика» в 1-4 классах составлена в соответствии с ФГОС, на основе авторской программы Яковлева Л. В., Литвякова Н. А., Гончарова А. А. для дополнительного образования «Солнышко в окошке»; примерной программы по внеурочной деятельности. Начальная школа. М., «Просвещение», 2011 год.
Программа предусмотрена для работы с учащимися 1 -4 классов .
Отличительной особенностью рабочей программы « Эврика » от авторской является исследовательская деятельность, направленная на формирование у обучающихся умения поставить цель и организовать её, достичь результатов, а также сделать для себя маленькие открытия в области географии, биологии, химии; истории родного края ; культурной жизни общества.
Содержание программы связано со многими учебными предметами , в частности математика, литературное чтение, окружающий мир.
Современная школа требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный , личностно- ориентированный, деятельностный подходы.
Главная цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
Задачи:
- формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
- воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
- индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
Особенности программы
Принципы
1. Принцип деятельности включает ребёнка в учебно- познавательную деятельность. Самообучение называют деятельностным подходом.
2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.
3. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.
4. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает учеников, и, в которой они чувствуют себя уверенно. У учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления личности ребёнка.
6. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления.
7. Принцип системности. Развитие ребёнка - процесс, в котором взаимосвязаны и взаимозависимы все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию. Необходима системная работа по развитию ребёнка, то есть реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
8. Принцип совместной деятельности детей и взрослых
Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
9.Принцип обратной связи
Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
10. Принцип успешности
И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
11. Принцип стимулирования
Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.
Ценностные ориентиры содержания
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить
простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять
простейшие гипотезы;
- формирование пространственных представлений и пространственного
воображения;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Для развития различных сторон мышления в программе предусмотрены разнообразные виды учебных действий, которые разбиты на три большие группы: репродуктивные, продуктивные (творческие) и контролирующие.
Репродуктивные учебные действия:
- исполнительские учебные действия, которые предполагают выполнение заданий по образцу;
- воспроизводящие учебные действия направлены на формирование вычислительных и графических навыков.
Продуктивные ( творческие ) действия:
- обобщающие мыслительные действия, осуществляемые детьми под руководством учителя при объяснении нового материала в связи с выполнением заданий аналитического, сравнительного и обобщающего характера;
- поисковые учебные действия, при применении которых дети осуществляют отдельные шаги самостоятельного поиска новых знаний;
- преобразующие учебные действия, связанные с преобразованием примеров и задач и направленные на формирование диалектических умственных действий.
Контролирующие учебные действия направлены на формирование навыков самоконтроля.
Виды деятельности:
- творческие работы,
- задания на смекалку,
- лабиринты,
- кроссворды,
- логические задачи,
- упражнения на распознавание геометрических фигур,
- решение нестандартных задач,
- решение текстовых задач повышенной трудности различными способами,
- выражения на сложение, вычитание, умножение, деление в различных системах счисления,
- решение комбинаторных задач,
- решение геометрических задач и т.д.
Место курса в учебном плане
В учебном плане на изучение данного факультатива отводиться 1 час в неделю ( 33 часа) – 1 класс, 1 час в неделю ( 34 часа ) 2-4 класс , всего- 135 часов. В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов. Курс «Эврика» носит развивающий характер.
Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.
Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер..
Обучающиеся должны знать:
- основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
- понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
- основные источники информации;
- правила оформления списка использованной литературы;
- способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
- источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).
Обучающиеся должны уметь:
- выделять объект исследования;
- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- работать в группе;
- пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;
- вести наблюдения окружающего мира;
- планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
работать в группе.
Планируемые результаты освоения программы курса
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/ неуспешности внеучебной деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Учебно –тематический план
1 класс
№ п\п | Раздел, тема | Общее количество часов | В том числе | |
Теоретических | Практических | |||
Введение | 1 | |||
1 | Что такое проект? | 1 | 1 | - |
Учимся делать проекты | 8 | |||
2 | Что такое проблема | 1 | 1 | - |
3 | Как мы познаём мир | 1 | 1 | - |
4-5 | Школа « Почемучек» | 2 | 1 | 1 |
6-7 | Удивительный вопрос | 2 | 1 | 1 |
8-9 | Источники информации | 2 | 1 | 1 |
Мы исследователи | 22 | |||
10-11 | Любимое число | 2 | 1 | 1 |
12-14 | Алфавит | 3 | 1 | 2 |
15-16 | Почему мы любим встречать Новый год | 2 | 1 | 1 |
17-19 | Игры наших дедушек и бабушек | 3 | 1 | 2 |
20-23 | Растения | 4 | 2 | 2 |
24-25 | Симметрия | 2 | 1 | 1 |
26-31 | Сказки | 6 | 2 | 4 |
Заключение | 2 | |||
32 | Что узнали и чему научились | 1 | - | 1 |
33 | Моя лучшая работа | 1 | - | 1 |
Итого | 33 | 15 | 18 |
Учебно – тематический план
2 класс
№ п/п | Раздел, тема | Общее кол- во часов | В том числе | ||
Теоретических | Практических | ||||
Раздел 1 « Исследование, алгоритм » ( 9 ч) | |||||
1. | Что такое исследование? Кто такие исследователи? | 1 | 1 | - | |
2 | Основные методы исследования. Как задавать вопросы? | 1 | - | 1 | |
3 | Коллективная игра-исследование | 1 | - | 1 | |
4 | Учимся выделять главное и второстепенное. Схема исследования. | 1 | 1 | - | |
5 | Защита исследовательской работы. Секреты успешного выступления. | 1 | - | 1 | |
6 | Путешествие в Загадкино. | 1 | - | 1 | |
7 | Алгоритмы и исполнители. Что такое алгоритм. Исполнители алгоритмов. Практическая работа на компьютере "Составление алгоритмов для конкретного исполнителя. | 1 | - | 1 | |
8 | Способы записи алгоритмов. | 1 | 1 | - | |
9 | Практическая работа на компьютере "Составление алгоритмов для конкретного исполнителя. | 1 | - | 1 | |
Раздел 2 "Элементы истории математики"( 13 ч ) | |||||
10 | Что дала математика людям? Зачем её изучать? Когда она родилась и что явилось причиной её возникновения. | 1 | 1 | - | |
11 | Старинные системы записи чисел. Упражнения, игра, задачи. Иероглифическая система древних египтян. Головоломки с домино. Ребусы. Шарады. | 1 | - | 1 | |
12 | Римские цифры. Как читать римские цифры? Головоломки со спичками. Житейские истории, оригинальные задачи. Кроссворды. | 1 | - | 1 | |
13 | Из истории цифр. "Таинственные знаки" математика Древнего Востока. Древний Египет. Ранние математические тексты. Игра "Математика почти без вычислений". | 1 | 1 | - | |
14 | Первые учебники "Кожаный свиток египетской математики". Первая печатная книга по математике на Руси. Леонтий Филиппович Магницкий (1669 - 1739гг.) и его "Арифметика". | 1 | 1 | - | |
15 | История вычислительной техники. Первый компьютер. | 1 | 1 | - | |
16-17 | Час веселой математики. Игры "Считай - не зевай!", "Великолепный математик". Волшебное число 0. Кто придумал 0? Задачи на сообразительность. | 2 | - | 2 | |
18 | Практическая работа "Бумага. Ножницы. Линейка". "Разрезные фигуры", сравнение фигур, составление фигур из частей и разбиение фигур на части. | 1 | - | 1 | |
19 | Удивительный квадрат. Разные фигуры из одних и тех же частей. | 1 | - | 1 | |
20 | Загадки о геометрических фигурах. Из истории "О названиях геометрических фигур". | 1 | - | 1 | |
21 | Монеты и купюры. Исторические сведения о возникновении денег, их названия. Головоломки с монетами. Задачи "Денежные расчеты". | 1 | 1 | - | |
22 | Информация вокруг нас. Виды информации, действия с информацией. Отработка навыков управление компьютера с помощью мышки. | 1 | - | 1 | |
Раздел «Волшебный мир оригами» ( 12 ч) | |||||
23 | Оригами – искусство складывания из бумаги. | 1 | - | 1 | |
24 | Чудесные превращения бумажного листа. | 1 | - | 1 | |
25-26 | Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модулей. Новогодние украшения – звезды из 4, 8 и 16 модулей. Новогодняя открытка . | 2 | 1 | 1 | |
27-28 | Оригами на праздничном столе . Правила этикета. Складывание приглашений, поздравительных открыток. Салфетки, стаканчики, коробочки и вазочки. Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола. | 2 | 1 | 1 | |
29 | Цветы к празднику 8 марта | 1 | - | 1 | |
30 | Оригами – почта . | 1 | - | 1 | |
31-32 | Впереди – лето! | 2 | 1 | 1 | |
33 | Итоговое занятие | 1 | - | 1 | |
34 | Оформление тематической выставки. | 1 | - | 1 | |
Итого | 34 | 11 | 23 |
Содержание программы
1 класс (33 часа)
Занятие 1.
Тема: Что такое проекты.
Цель: знакомство с понятием «проект», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся начальных классов.
Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов.
Понятия: проект, проблема, информация.
Занятие 2.
Тема: Что такое проблема.
Цель: ознакомить с понятием проблема, формировать умение видеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон.
Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».
Понятия: проблема, объект исследования.
Занятие 3.
Тема: Как мы познаём мир.
Цель: знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами.
Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание.
Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.
Занятия 4-5.
Тема: Школа « Почемучек».
Цель: знакомство с понятием «гипотеза», развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать.
Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».
Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.
Занятия 6-7.
Тема: Удивительный вопрос.
Цель: развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы.
Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.
Понятия: вопрос, ответ.
Занятия 8-9.
Тема: Источники информации.
Цель: знакомство с понятием « источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета).
Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.
Понятия: источник информации.
Занятия 10-11.
Тема: Любимое число. Игры с числами.
Цель: обобщить знания учащихся о числах первого десятка, формировать умения применять полученные знания в практической деятельности, презентовать свою работу.
История числа. Натуральный ряд чисел. Занимательная математика. Игры с числами.
Понятия: число, нумерация чисел.
Занятия 12-14.
Тема: Проект «Алфавит».
Организация выставки книг в алфавитном порядке. Азбука в картинках.
Цель: систематизация знаний о знакомых детям буквах, знакомство с практическим применением алфавита в жизни людей, развитие творческих способностей учащихся.
История русской азбуки. Алфавит. Азбука. Каталог. Организация выставки книг. Практическая работа «Живая азбука в картинках».
Понятия: буква, алфавит.
Занятия 15-16.
Тема: Проект «Почему мы любим встречать Новый год».
Цель: прививать любовь к традициям русского народа, формировать умение работать в группе и оценивать результат своего труда.
История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разный странах. Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки.
Понятия: традиция, сувенир, самооценка.
Занятия 17-19.
Тема: Проект «Игры наших дедушек и бабушек». Игры нашей семьи. Зимние забавы.
Цель: знакомство с традиционными играми народов России, привитие любви к традициям своей семьи и народа, развитие толерантности, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Игра. Правила игры. Традиционные игры народов России. Игры прошлого. Игры современных детей.
Понятия: игра, товарищ, друг.
Занятия 20-23.
Тема: Проект «Растения».
Цель: обобщение знаний о растениях, о роли растений в жизни человека и животных, воспитание бережного отношения к родной природе, формирование умения применять в практической деятельности полученные знания.
Выбор темы школьного проекта. Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края. Организация выставки « Природа и фантазия». Комнатные растения нашего класса. Охрана растений в РК.
Понятия: виды растений, редкие и исчезающие растения, условия жизни растений.
Занятия 24-25.
Тема: Проект «Симметрия вокруг нас».
Цель: знакомство с понятием симметрия, развитие логического и пространственного мышления, привитие навыков учебной деятельности: анализа и синтеза, развитие устной речи.
Понятие о симметрии. Симметричные и ассиметричные фигуры и предметы. Симметрия в жизни человека.
Понятия: симметрия.
Занятие 26-31.
Тема: Проект «Сказки». Выбор темы школьного проекта. Моя любимая сказка.
Конкурс загадок про героев народных сказок о животных. Сочиняем сказку.
Театрализация сказки. (2 часа)
Цель: привитие интереса к устному народному творчеству, развитие творческих способностей учащихся, формирование умения различать добро и зло, реализовать полученные знания в практической деятельности.
Устное народное творчество. Народные сказки. Сказки народов мира. Авторские сказки. Театр. Спектакль. Инсценировка.
Понятия: добро, зло, театр, спектакль, герой.
Занятие 32-33.
Тема: Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа.
Цель: систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Эврика ».
Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.
Содержание программы
2 класс ( 34 часа)
Теоретический блок
Занятие 1.
Тема : Что такое исследование? Кто такие исследователи?
Обучающийся сможет задуматься о том, что такое исследование, его виды и роль в жизни человека; высказаться по данной теме, поспорить с одноклассниками о сути новых понятий.
Занятие 2.
Тема: Основные методы исследования. Как задавать вопросы?
Обучающийся сможет назвать основной круг вопросов при проведении исследования, сможет описать и сравнить основные методы исследования; потренируется в определении волнующих проблем при проведении исследования.
Практика: постановка вопросов.
Занятие 3.
Тема: Коллективная игра-исследование.
Обучающийся сможет поупражняться в отборе материала по теме исследования, проанализировать игровую ситуацию, высказать свою точку зрения.
Практика: игра- исследование.
Занятие 4.
Тема: Учимся выделять главное и второстепенное. Схема исследования.
Обучающийся сможет потренироваться выделять главное и второстепенное из собранного материала, сможет назвать основные формы схем исследований.
Занятие 5.
Тема: Защита исследовательской работы. Секреты успешного выступления.
Практика: обучающиеся смогут представить результаты своей работы в виде доклада, назвать основные правила успешного выступления.
Практический блок
Занятие 6.
Тема: Путешествие в Загадкино.
Работа над проектом в соответствии с этапами.
Занятие 7.
Тема : Алгоритмы и исполнители. Что такое алгоритм. Исполнители алгоритмов.
Практическая работа на компьютере "Составление алгоритмов для конкретного исполнителя». Работа над проектом в соответствии с этапами.
Занятие 8.
Тема: Способы записи алгоритмов.
Занятие 9.
Тема: Составление алгоритмов для конкретного исполнителя.
Практическая работа на компьютере .
Занятие 10.
Тема: Что дала математика людям? Зачем её изучать?
Когда она родилась и что явилось причиной её возникновения.
Занятие 11 .
Тема: Старинные системы записи чисел. Иероглифическая система древних египтян.
Практика: упражнения, игра, задачи. Иероглифическая система древних египтян. Головоломки с домино. Ребусы. Шарады.
Занятие 12.
Тема: Римские цифры. Как читать римские цифры?
Практика: головоломки со спичками. Житейские истории, оригинальные задачи. Кроссворды.
Занятие 13.
Тема: Из истории цифр.
Таинственные знаки математика Древнего Востока. Древний Египет. Ранние математические тексты.
Практика : игра "Математика почти без вычислений".
Занятие 14.
Тема: Первые учебники .
"Кожаный свиток египетской математики". Первая печатная книга по математике на Руси. Леонтий Филиппович Магницкий (1669 - 1739гг.) и его "Арифметика .
Занятие 15.
Тема: История вычислительной техники. Первый компьютер.
Занятие 16-17 .
Тема: Час веселой математики.
Практика: игры "Считай - не зевай!", "Великолепный математик". Волшебное число 0. Кто придумал 0? Задачи на сообразительность.
Занятие 18. Практическая работа "Бумага. Ножницы. Линейка".
Практика: Разрезные фигуры, сравнение фигур, составление фигур из частей и разбиение фигур на части.
Занятие 19.
Тема: Удивительный квадрат.
Практика: Разные фигуры из одних и тех же частей.
Занятие 20.
Тема: Из истории "О названиях геометрических фигур".
Практика: Загадки о геометрических фигурах.
Занятие 21.
Тема: Монеты и купюры. Исторические сведения о возникновении денег, их названия.
Практика : Головоломки с монетами. Задачи "Денежные расчеты".
Занятие 22.
Тема: Информация вокруг нас. Виды информации, действия с информацией.
Практика: Отработка навыков управление компьютера с помощью мышки.
Занятие 23.
Тема: Оригами – искусство складывания из бумаги.
Практика: Входная диагностика.
Занятие 24.
Тема: Чудесные превращения бумажного листа.
Практика: Закладки. Коробки. Изготовление и оформление подарков.
Занятие 25-26 .
Тема: Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модулей.
Практика: Новогодние украшения – звезды из 4, 8 и 16 модулей. Новогодняя открытка .
Занятие 27- 28.
Тема: Оригами на праздничном столе . Правила этикета.
Практика: Складывание приглашений, поздравительных открыток. Салфетки, стаканчики, коробочки и вазочки. Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола.
Занятие 29. Тема: Цветы к празднику 8 марта.
Практика: Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. Объемные цветы (тюльпаны, колокольчики) и японская ваза для цветов.
Занятие 30 .
Тема: Оригами – почта .
Практика: Различные виды конвертов для писем.
Занятие 31-32.
Тема: Впереди – лето!
Практика: Знакомство с базовой формой «Дом» и изготовление пилотки и шапочки с козырьком на ее основе. Складывание самолетов и истребителей. Соревнования моделей.
Занятие 33 .
Тема: Итоговое занятие.
Практика: Оригамская сказка о четырех братьях.
Занятие 34.
Тема: Оформление тематических выставок.
Практика.
Результаты освоения программы 2 класса
Обучающийся будет знать:
- основные особенности проведения исследований разных видов;
- методы исследования;
- правила выбора темы и объекта исследования;
- правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь:
- самостоятельно выбирать тему исследования;
- выделять главное и второстепенное в собранном материале;
- указывать пути дальнейшего изучения объекта;
- презентовать свою работу.
Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
- самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;
- реализовывать право на свободный выбор.
Обучающийся способен проявлять следующие отношения:
- общаться с людьми разных возрастов;
- работать в группе, коллективе;
- презентовать работу общественности.
Содержание программы
3 класс ( 34 часа )
Занятие 1.
Тема: Науки, которые нас окружают. Что я думаю о своих способностях.
Выявление области знаний, в которых каждый ребёнок хотел бы себя проявить. Определение коммуникативных умений учащихся.
Практика: анкетирование учащихся, опрос.
Занятие 2- 3.
Тема: Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности.
Актуальность. Цели и задачи исследовательской деятельности. Структура исследовательской деятельности. Определение содержания.
Практика: построение схемы «Структура исследовательской деятельности», определение содержания для исследования по теме: «Здесь живут мои родственники».
Занятие 4-5 .
Тема: План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования.
Этапы работы. Методы исследования. Тема исследования. Предмет, объект исследования. Научный факт. Выдвижение и обсуждение гипотез.
Практика: определение предмета, объекта исследований и выдвижение гипотез по исследованию « Родная улица моя». Проверка гипотез.
Занятие 6.
Тема: Основные источники получения информации.
Учебная литература – учебники, хрестоматии. Справочная литература – словари, справочники, энциклопедии. Электронные пособия.
Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.
Занятие 7.
Тема: Оформление списка литературы и использованных электронных источников.
Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.
Занятие 8-9.
Тема: Методы исследования. Мыслительные операции.
Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование.
Практика: Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.
Занятие 10-11.
Тема: Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов.
Практика: письменный отчёт - структура и содержание. Визуальный отчёт – диаграммы, таблицы, схемы, графики. Исследование по теме: «Результаты загрязнения окружающей среды».
Занятие 12-13.
Тема: Оформление работы. Подготовка доклада.
Требования к оформлению работы. Как подготовить письменный доклад. Как интересно подготовить устный доклад.
Практика: доклады по теме: «Моя семья вечером». Проверка оформления работ.
Занятие 14-15 .
Тема: Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft Power Point .
Защита исследовательской работы. Доклад, реферат, дискуссия, газета, радио- или телепередача, презентация.
Практика: работа в программе Microsoft Power Point. Презентация «Моя мама».
Занятие 16.
Тема: Исследование числа.
Практика: Тематические учебные исследования.
Занятие 17.
Тема: Исследование суммы, произведения.
Практика: Тематические учебные исследования.
Занятие 18 .
Тема: Исследование «Лексическое значение слов» .
Практика: Тематические учебные исследования.
Занятие 19.
Тема: Исследование «Орфограммы в корне слова».
Практика: Тематические учебные исследования.
Занятие 20.
Тема: Исследование «Соединительные гласные в сложных словах» .
Практика: Тематические учебные исследования.
Занятие 21-22.
Тема: Мифы и легенды. Презентация результатов исследования «Герои мифов Древней Греции» .
Практика: Тематические учебные исследования.
Занятие 23.
Тема: Исследование «Вода-источник жизни». Конференция .
Практика: Тематические учебные исследования.
Занятие 24-25.
Тема: Исследование названий географических объектов.
Практика : Исследование « Родная улица моя» .
Занятие 26-27.
Тема: Исследование «Наш город-тыл».
Практика: Тематические учебные исследования.
Занятие 28-29.
Тема: Исследование «Неизвестные герои Великой Отечественной войны» .
Практика: Тематические учебные исследования.
Занятие 30.
Тема: Исследование « Труд в моей семье» .
Практика: Тематические учебные исследования.
Занятие: 31-32.
Тема: Вредные и полезные привычки.
Практика: Театрализованное представление « Вредные привычки».
Занятие 33.
Тема: Игра-викторина «Путешествие в страну Знаний».
Практика: игра-викторина.
Занятие 34.
Тема: Итоговое занятие.
Практика: диагностика результативности.
Содержание программы
4 класс ( 34 часа)
Занятие 1. Тренинг исследовательских способностей.
Практика: анкетирование.
Занятие 2. Конкурс эрудитов.
«А ну, познания человеческие, поглядим, кто - кого!» (Жан Поль Сартр)
Занятие 3-4.Проектная деятельность «Великие математики».
Практика : работа со словарями, энциклопедиями . Конкурс буклетов о великих математиках.
Занятие 5-6. Упражнения с чертежами на нелинованной бумаге.
Практика: выставка «Я – чертёжник!»
Занятие 7-9. Симметрия фигур.
Практика: создание мини-альбома «Узоры геометрии» и организация выставки.
Занятие 10-11. Соединение и пересечение фигур.
Практика: вычерчивание геометрических фигур.
Занятие 12. В компьютерном классе.
Практика: конкурс рисунков «Наш школьный компьютерный кабинет».
Занятие 13-14. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.
Практика: составление суперпримеров. Защита работ «Мой суперпример – самый лучший!»
Занятие 15-16. Анализ проблемных ситуаций в многоходовых задачах.
Практика: решение задач повышенной сложности.
Занятие 17-18. Компьютерные математические игры.
Практика: сообщения о домашних компьютерных математических играх и их презентация.
Занятие 19-21. Подбор материала и выпуск математической газеты.
Занятие 22. Сочинение «Место математики в моей жизни».
Практика : творческая работа.
Занятие 23-24. Знакомьтесь: Пифагор!
Практика : работа с информацией презентации. Викторина.
Занятие 25-26. Инсценирование задач.
Практика : Конкурс на лучшее инсценирование математической задачи.
Занятие 27-28. Решение задач международной игры «Кенгуру».
Практика: решение олимпиадных заданий .
Занятие 29-30. Спичечный конструктор.
Практика: построение конструкции по заданному образцу.
Занятие 31 . Покорение космоса и математика
Освоение космического пространства человечеством. Роль математики в этом процессе. Задачи, связанные с историей освоения космоса. Стихотворения о космосе.
Практика: игра «Полёт на Марс». Решение задач.
Занятие 32 . Математика и наш город.
История строительства города. Стихотворения об Воркуте.
Практика : игра-соревнование «Кто быстрее». Занимательные задачи.
Занятие 33 . Математика и здоровье человека.
Основы здорового образа жизни и математика.
Практика : занимательные задачи, связанные с валеологией. Игра «Расшифруй слово». Стихотворения о пользе здорового образа жизни.
Занятие 34. Круглый стол «Подведем итоги».
Методическое обеспечение
В начальной школе закладываются основы для последующего изучения систематических курсов физики, химии, биологии, географии, истории и обществоведения.
Проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации. В содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы; реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
Главным методическим принципом организации творческой практики детей выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Ученик должен не только грамотно и убедительно решать творческие задачи, но и осознавать их логику. Поэтому важным методом обучения поиску, анализу является разъяснение ученику последовательности действий и операций. Для преодоления трудностей, возникающих по ходу выполнения работы, ребёнку может быть предложен ряд упражнений, направленных на формирование необходимых навыков.
Подведение итогов по результатам освоения материала программы курса может быть проведено в форме коллективного обсуждения во время конференций, круглых столов, дискуссий.
Формы и методы обучения
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
• и другие:
Метод ассоциативной теории креативности
Основоположник Mednik (1962). В своей теории доказал: чем более отдалёнными являются идеи, между которыми возникают ассоциации, тем более креативным считается мышление - при условии, что эти ассоциации отвечают требованиям задачи и характеризуются полезностью. Mednik различал три пути креативных решений, основанных на ассоциациях:
- Через интуитивную прозорливость;
- Нахождение сходства между отдалёнными элементами (идеями)
Метод проблемной ситуации:
Объясняется переходом от чисто философского, умозрительного рассмотрения мышления в рамках отношения «рационализм- сенсуализм» к рассмотрению его как приспособительной функции, посредством которой человек решает поставленные «средой» проблемы.
Метод мозгового штурма
Этот метод создал американский Осборн в конце 30-х годов 20 века. Метод представляет собой групповое решение задач, конференция идей, массовая мозговая атака и т.д.
Цель метода: Формирование у детей умения давать большое количество идей в рамках заданной темы; обучение критическому отношению к результатам обсуждения; умение выбирать оригинальное решение задач.
Учитель ставит перед детьми вопрос, выслушивает варианты ответов ребят, а затем подводит итог (систематизация темы). Каждый ученик имеет право выдвинуть свою идею, пусть даже ирреальную.
Метод контрольных вопросов:
Метод предусматривает развитие творческого мышления, последовательно ставя перед учащимися наводящие вопросы, на которые они охотно отвечают. Работа проводится в диалогической форме.
Метод Каталога:
Был разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце (1926), для усиления процесса и развития ассоциаций. Для этого использовался любой текст (ряд иллюстраций), наугад сделанные выборки из него позволяют появиться неожиданным сравнениям.
Детям даются вопросы, а ответы они ищут в какой-либо книге. Ответы собираются ведущим вместе с детьми в единую сюжетную линию. По окончанию совместного сочинения любой ребёнок должен уметь рассказать и придумать название.
Метод синектики (аналогии )
Разработан Гордоном (США) в 50-е годы 20 века. Синектика основана на Мозговом штурме при использовании различных видов аналогии.
Цель метода: Представление незнакомого – знакомым, а привычное – чуждым.
Информационные обеспечение:
- Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема, видеофильмы );
- Сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников: литературные произведения газеты, журналы и т.д.);
- Мультимедийное оборудование; аудиомагнитофон.
- Интерпретация информации (структурирование; перевод сплошного текста в таблицу, презентация полученной информации, в том числе с помощью ИКТ);
- Применение и представление информации в виде творческих проектов.
Формы подведения итогов реализации программы
- презентации;
- представления (спектакли , концерты, устные журналы, викторины и игры с применением знаний по теме).
- изделия: тематические выставки рисунков, поделок; макеты, модели (действующие); газеты, журналы, книги, картотеки (информационные проекты) и т.д.
Список рекомендуемой учебно- методической литературы
- для учителя
1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
2. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.
3. Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К. М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 204с.
4. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.
5. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст]: / Кривобок Е. В. Волгоград: Учитель, 2008 – 126с.
6. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с..
7. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.
8. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д. М.: Директор школы, 1998, № 3- 256с.
9. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе [Текст]: / Чечель И.Д. – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.
10. Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В.
Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.
11. В.Я. Потанина Введение проектной деятельности в начальной школе [Текст]: - В.Я. Потанина, М.: Академия, 2009 - 12с.
12. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.
13. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Баласс, 2011. – 192с.
14. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7
15.Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001
- для обучающихся
1. Природные условия и ресурсы Республики Коми. Учебное пособие,
2. Большая Детская энциклопедия. Русский язык . Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.
3. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010/ 2010 / RUS / PC
Электронные ресурсы:
1. Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/ (09.03.11)
2. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
3. А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_ (09.03.11)
4. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
5. Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс]http://www.booklinks.ru/ (09.03.11)
6. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
7. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)
8. Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty (09.03.11)
Календарно –тематическое планирование
2 класс
№ п/п | Раздел | Тема занятий | Теория | Практика |
1 | Исследование | Что такое исследование? Кто такие исследователи? | высказываться по данной теме | - |
2 | Основные методы исследования. Как задавать вопросы? | описывать и сравнивать основные методы исследования | постановка вопросов | |
3 | Коллективная игра-исследование. | высказывать свою точку зрения | игра- исследование | |
4 | Учимся выделять главное и второстепенное. | называть основные формы схем исследований | составление схем | |
5 | Защита исследовательской работы. Секреты успешного выступления. | назвать основные правила успешного выступления | представить результаты своей работы в виде доклада | |
6 | Путешествие в Загадкино. | работа над проектом в соответствии с этапами | ||
7 | Алгоритм | Алгоритмы и исполнители. Что такое алгоритм. Исполнители алгоритмов. | работа над проектом в соответствии с этапами | составление алгоритмов для конкретного исполнителя |
8 | Способы записи алгоритмов. | обсуждение способов записи | составление алгоритмов | |
9 | Составление алгоритмов. | работа на компьютере | ||
10 | Что дала математика людям? Зачем её изучать? | просмотр презентации | ||
11 | Математика | Старинные системы записи чисел. Иероглифическая система древних египтян. | знакомство с записями чисел | упражнения, игра, задачи , головоломки с домино, ребусы, шарады |
12 | Римские цифры. Как читать римские цифры? | житейские истории, оригинальные задачи, кроссворды | ||
13 | Из истории цифр. | Таинственные знаки математика Древнего Востока. Древний Египет. Ранние математические тексты. | игра "Математика почти без вычислений" | |
14 | Первые учебники . | Кожаный свиток египетской математики". Первая печатная книга по математике на Руси. Леонтий Филиппович Магницкий (1669 - 1739гг.) и его "Арифметика» . | ||
15 | История вычислительной техники. Первый компьютер. | работа на компьютере | ||
16-17 | Час веселой математики. | Волшебное число 0. Кто придумал 0? Задачи на сообразительность. | игры "Считай - не зевай!", "Великолепный математик". | |
18 | Практическая работа "Бумага. Ножницы. Линейка". | повторение правил пользования ножницами | сравнение фигур, составление фигур из частей и разбиение фигур на части | |
19 | Удивительный квадрат.
| разные фигуры из одних и тех же частей | ||
20 | Из истории "О названиях геометрических фигур". | загадки о геометрических фигурах | ||
21 | Монеты и купюры. | исторические сведения о возникновении денег, их названия | головоломки с монетами, задачи "Денежные расчеты" | |
22 | Информация вокруг нас. Виды | виды информации, действия с информацией.. | отработка навыков управление компьютера с помощью мышки | |
23 | Оригами – искусство складывания из бумаги. | входная диагностика | ||
24 | Конструирование | Чудесные превращения бумажного листа. | закладки, коробки, изготовление и оформление подарков | |
25-26 | Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модулей. | новогодние украшения – звезды из 4, 8 и 16 модулей, новогодняя открытка | ||
27-28 | Оригами на праздничном столе | правила этикета | - складывание приглашений, поздравительных открыток, - салфетки, стаканчики, коробочки и вазочки, - оформление праздничного стола | |
29 | Цветы к празднику 8 марта. | Объемные цветы (тюльпаны, колокольчики) и японская ваза для цветов. | складывание цветов на основе изученных базовых форм, оформление композиций и поздравительных открыток | |
30 | Оригами – почта . | изготовление различных видов конвертов для писем | ||
31-32 | Впереди – лето! | знакомство с базовой формой «Дом» и изготовление пилотки и шапочки с козырьком на ее основе | складывание самолетов и истребителей, соревнования моделей | |
33 | Итоговое занятие. | Оригамская сказка о четырех братьях. | ||
34 | Оформление тематических выставок. | оформление тематических выставок |