Мордовия - частица России.
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Конспект внеклассного мероприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc764 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮТЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ)

МОРДОВСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ

Конспект  занятия по курсу внеурочной деятельности

"Мое Отечество"

                                         по теме:

            "Мордовия – частица  России"

                                                                                            Подготовила и провела:

                                                                                             Маркова М.Ю.

                                                                                             учитель начальных классов

                                                                                             МОУ «Лицей №7»

 г. о. САРАНСК, 2014

Тема занятия:  «Мордовия - частица России»

Цель занятия: знакомство  с понятиями «паломничество»,  со святыми местами Мордовии.

Задачи занятия: 

Обучающие: формировать представление и  установить взаимосвязь между русской и мордовской культурой и, разнообразие культурных традиций своей республики

Развивающие:  формирование умения вести диалог, работать  в группах  расширение кругозора;

Воспитательные: формирование толерантного отношения к различиям культур как к норме человеческой жизни; воспитание бережного отношения к духовным и материальным ценностям;

Формы и виды деятельности: самостоятельная работа с источниками информации (терминологическими и иллюстративными)

ТСО: проектор, компьютер, интерактивная доска "Смарт".

                                                     Ход занятия:

      

     1.Постановка проблемы.

- Ребята, сегодня я хочу начать занятие с анаграммы.

(На интерактивной доске зашифровано слово " паломничество")

- Кто из вас может объяснить значение этого слова?  (ответы учащихся, зачитывание  статьи из словаря Ожегова)

- Ребята, я нашла еще обозначения этого слова (слайд 3,4) 

- Совсем недавно  у нас было не паломничество, а экскурсия  по святым местам  (слайд 5)

 2.Обсуждение проблемы.

- А я предлагаю совершить экскурсию  в далекое прошлое нашего мордовского края. Наша республика богата лесами, где живут звери, растут ягоды и грибы. А какие прекрасные луга, где растет сочная трава, цветут красивые цветы, жужжат пчелы, стрекочут кузнечики.

А как же все это образовалось? Как появилась мордовская земля?

3.Самостоятельная работа в группах с источниками информации.

На столе лежат конверты с номерами, выбрав номер, вы определитесь с заданиями.

     Ваша задача прочитать информацию и рассказать нам, о чем вы узнали.

Дети  в конвертах находят номер своего ответа и тексты с определенными темами.

-Итак, так как же появилась мордовская земля?

Этап №1(Ответ 1 группы)  О возникновении земли мордовской (Легенда "Как возникла мордовская земля (см. Приложение) (слайд 6)

- Ребята, а Бог Шкай - это языческий бог? Так какой же  вывод можно сделать    о преклонении мордвы?  (мордовский народ преклонялся языческим богам).

- А какие языческие боги вам знакомы, проверим?  (слайд 7)

На  интерактивной доске  нужно соединить  картинки с изображением языческих богов с их названиями.

Этап №2 (Ответы групп № 2 и № 3) о языческих богах мордвы (см. Приложение) (слайд 8-9)

- Но и на мордовской земле  в 17 веке произошли изменения, а именно - произошло Крещение мордвы. Вспомните, когда произошло Крещение на Руси и сравните.(слайд 10)

Физкультминутка

Для  минутки отдыха вам нужны ваше внимание и ладошки. Если вы согласны с мнением одноклассников – хлопаете, если нет – топаете.(слайд 10)

Этап № 3(Ответ группы № 4)о Крещении мордовского народа (см. Приложение)(слайд 11)

- До сих пор в Мордовии остались отголоски язычества, но православный народ нашей республики верит в Христианство. Эта вера  и сейчас в наших сердцах. Православный народ посещает храмы. А вы знаете  сколько их на нашей мордовской земле?

Этап № 4(Ответ группы №5)  о монастырях  в Макаровке и Темникове  

(см. Приложение) (слайд 12,13)

- А знаете ли вы, сколько храмов в нашем Октябрьском районе?

Этап № 5(Ответ группы № 6)о храмах Химмаша (см. Приложение) (слайд 14,15)

Вывод учащихся по результатам  их работ (слайд 16)

1. Назовите имя языческого бога мордвы, который создал мордовскую землю?

2. Назовите, в каких веках началась христианизация мордвы?

3. В честь какой иконы названа церковь на улице Косарева?

4.  Как мордовский народ называл крещение?

5. Путешествие к святым местам называется …

ВЫВОД: Наши мордовские предки сначала преклонялись языческим богам, но с середины 16 - 17 веков  приняли христианство. Эта вера, которая дает нам возможность быть добрыми, честными и перед собой и перед людьми.

 А в заключение нашего занятия я хотела поблагодарить вас за работу и сказать вам такие слова. (слайд 17)

Приложение 1

                    Как возникла Мордовская земля.

      Вначале на свете ничего не было. Только бог Шкай и дух нечистый Трямо. Сидел - сидел бог, надоело сидеть одному, взял, да и плюнул в сторону. Вдруг откуда ни возьмись появилось море, большое море, глубокое море. Стал нечистый в море тонуть. Взмолился он богу: "Спаси меня, бог, великий бог!"

       Жалко стало богу черта, вытащил он его из воды. Вытащил и снова заскучал. И придумал он землю сделать. "Достань-ка,- говорит нечистому,- ил со дна морского, землю делать будем".

      Нырнул нечистый в море, достал толику ила. Побрызгал бог вокруг илом - появилась земля, тонкая - тонкая: идешь - качается.

        Второй раз нырнул нечистый, достал вторую толику ила. Побрызгал им снова бог - появились горы.

        В другой раз стал  бог лепить из глины человека. Нечистый смотрел - смотрел,

ничего не понял. Но вот бог дунул на сделанную им фигуру - человек встал и пошел. Черту завидно стало, и решил он тоже человека слепить. Лепил - лепил - дунул, фигура встала, заблеяла. Оказывается, он вместо человека козла слепил.

   Создал бог небо, а звезды, как камни, были внизу. Собрал их бог, рассеял по небу так, что получился Млечный Путь. Теперь по нему сверяют свой полет птицы. Этот птичий путь тянется вокруг света.

Приложение 2

Люди и Боги.

   Наши далекие предки думали, что окружающий мир наполнен множеством  невидимых простому человеку божеств. У каждого божества было свое место обитания. Чтобы задобрить покровителей , людям приходилось  обращаться к божествам с молитвами , в которых просили о милости. А чтобы божества откликнулись на просьбу, люди приносили им дары и жертвы.

   Жертвой  обычно выступали домашние животные и птица. Жертвенной едой богов могли быть хлеб, пшено, мясо, мед, масло.

Жертвенные дары божествам люди   в старину подвешивали на деревья. В корзину  или лукошко  из бересты насыпали зерно, клали кусочки еды.

   Жертвенные дары опускались и в реки, озера. А  рыбаки, например, Ведь - Аве отдавали весь первый улов, чтобы последующие уловы были удачными.

     С древних пор мордву справедливо называли лесным народом. Именно  в лесах она проводила свои традиционные  моления, обращаясь со своими просьбами к Вирь - Аве. Заболев, люди приходили и поклонялись деревьям, вешали на них в качестве платка кусочки холста, платки, ленты.  А если ребенок долго болел, то протаскивали сквозь расщепленное дерево. Причем мальчика протаскивали через дуб, девочку - через березу.

Приложение №3

   Покровители дома и семьи: Куд -Ава и Кардаз - ава. Куд - Ава  вместе с мужем Куд - атей обитала дома - в подполе, под печкой, под порогом  или в переднем "красном" углу. Местом обитания Кардаз - авы был двор, его правый угол.

Когда строили дом, после настилки пола в переднем углу накрывали  стол, ставили на него хлеб, соль и вино. Это были угощения  для божества.

А при вселении  в новый дом брали с собой кошку, брали ее первой, затем  несли хлеб, соль, горящую свечу.

    У мордвы имелось и особое божество домашнего очага(печи), которое эрзяне называли Каштом - ава, а мокшане - Пянакуд - ава. Когда вынимали пироги из печи, хозяйки  пели   благодарность печке, за то, что хорошо испекла пироги, не сожгла их, а испекла их румяными.

Приложение № 4

При проведении христианизации мордовского населения правительство столкнулось с отсутствием среди духовенства людей, знающих эрзянский и мокшанский языки. Слово божье, произнесённое по-русски, имело малое воздействие на крестьян. Поэтому началась подготовка миссионеров, знающих языки. В 1733 году путешественники И. Г. Гмелин и Г. Ф. Миллер посетили Новокрещёнскую школу  в  Зилантовом монастыре подКазанью среди учеников которой встретили и мордовскихребятишек. По словам И. Г. Гмелина«при хорошем руководстве из них могло бы выйти нечто превосходное... Из мальчиков надеялись сделать проповедников христианства среди их соплеменников. С этой целью... им велено было все время говорить на их родных наречиях».

Следует сказать, что методы христианизации, носили  насильственный характер. Это отразилось в песне:

Крещение идет
На сером коне, 
Я увидела — испугалась, 
Под овчином спряталась. 
Под овчином козел. 
Ногами стучит, 
Бородой трясет. 
Крещение идет.

Не ездь, сестрица, не ездь, Ялгавка,
В божью церковь
Русским богам молиться.
Я вчера до вечера стояла,
В русском моленье толку не нашла: 
Все липовые образа.
Они не милуют меня.
В остроге вот полтора года сижу,
Никуда не выхожу,
Свою веру не меняй,
Свои мордовские законы не нарушай!

А другая героиня фольклора, Сырява, отвечает отказом сызранскому воеводе, который приказывает отречься от своего национального костюма и креститься:

Я не скину хвосты, 
Не надену кресты.

Примечание: под хвостами понимается "пулай" — 
мордовское поясное украшение.

Приложение № 5-6

Иоанно-Богословский Макаровский  мужской  монастыря в г. Саранске

     Монастырь начался с домовой церкви помещиков Полянских, построенной в их имении на краю пригородного села Макаровка. Небольшая каменная церковь была построена в 1702 году и освящена в честь Архистратига Михаила. Через два года завершилось строительство большой церкви во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, которая стала и главным храмом, и семейной усыпальницей рода Полянских. Третий храм был освящен в честь иконы Божьей Матери «Знамение». Погост по монастырскому обычаю обнесли стеной.

     После революции здания монастыря использовалось властями для хозяйственных нужд. После Великой Отечественной войны верующим вернули Иоанно-Богословскую церковь. Но через несколько лет ее опять закрыли, планируя создать там Дом отдыха.

     В 1987 году, по настоянию верующих, Иоанно-Богословский храм и колокольня были возращены приходу. А через семь лет, в 1994 году, по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, решением Высокопреосвященнейшего Варсонофия, архиепископа Саранского и Мордовского в Макаровке открылся мужской Иоанно-Богословский монастырь.

     За последние 20 лет реставрационных работ были восстановлены практически все объекты монастыря. Территория вновь обнесена кирпичной оградой. Служба ведется во всех храмах монастыря.

Иоанно-Богословский Макаровский мужской монастырь в г. Саранск

  Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь в г. Темников.

   Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь основан в 1659 году в царствование Алексия Михайловича недалеко от города Темникова, на левом берегу реки Мокши. Название свое монастырь получил от расположенного под его стенами небольшого озера Санаксар (что на местном наречии означает буквально: «лежащее в болотистой ложбине у возвышенности»).

Период роста и расцвета обители связан с именем преподобного старца Феодора Ушакова. Молитвами и трудами преподобного Феодора монастырь уже при его жизни приобрёл общероссийскую известность

      7 марта 1765 года Высочайшим указом велено было Санаксару именоваться монастырем.

     В начале XX веке монастырь был закрыт, монахи разогнаны. В 1991 году Санаксарская обитель была возвращена Русской Православной Церкви.

     К 2000-му году в монастыре было уже более 90 человек братии. Ежедневно в соборном храме по монастырскому уставу совершается богослужение. Восстанавливаются жилые корпуса, реставрируются храмы.

Санаксарский монастырь

Церковь иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша".

Чудотворная икона Богоматери «Неупиваемая Чаша» стала поистине всероссийской Святыней. Матерь Божия, воздев Свои Пречистые руки к Небу, молит Сына Своего и Бога за всех грешников, всем желает спасения и вместо низких губительных пристрастий призывает всех к неистощимому источнику духовной радости и утешения, возвещает, что Неупиваемая Чаша небесной помощи и милосердия уготована каждому нуждающемуся.

Явление Чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году. Один крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженный отставной солдат был одержим страстью пьянства. Он пропивал всю пенсию, все, что находил в своем доме и дошел до нищенского состояния. От непомерного пьянства у него отнялись ноги, но он все продолжал пить. И вот однажды этот уже совершенно опустившийся человек видит необыкновенный сон. Перед ним предстал благолепный старец-схимник и сказал: «Иди в город Серпухов, в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом». Не владея ногами, не имея посторонней помощи, без всяких средств, крестьянин не рискнул пуститься в дальнее путешествие. Старец явился ему снова, но тот все еще не решался выполнить услышанное. Старец явился ему в третий раз и уже настолько грозно приказал исполнить повеление, что несчастный пьяница немедленно на четвереньках отправился в путь. В одном селении он остановился на ночлег. Сердобольная старушка-хозяйка, чтобы облегчить боль, растерла ему ноги и уложила напечь. Ночью путник почувствовал приятное ощущение в ногах, попробовал встать, и, хотя очень слабо, мог удержаться на них. На следующую ночь ему стало еще легче. Так, опираясь сначала на две, а потом и на одну палку, он добрался до Серпухова.

Придя во Владычный монастырь, страждущий рассказал о своих сновидениях и просил отслужить молебен. Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. Тогда кому-то пришла мысль - не та ли это икона, что висит в проходе из Соборного храма в ризницу с изображением Чаши. Каково же было удивление всех, когда на обратной стороне иконы действительно увидели надпись: «Неупиваемая Чаша»! Новообретенный образ был перенесен в храм и перед ним совершен молебен. Из Серпухова бывший пьяница возвращался совершенно здоровым. Он получил не только исцеление больных ног, самое главное – он перестал испытывать непреодолимую тягу к губительной чаше вина.

Весть о чудесном прославлении иконы Божией Матери быстро распространилась не только в Серпухове, но и по всей России. Одержимые страстью пьянства, а также их родные и близкие стремились вознести свои молитвы к Богоматери об исцелении от недуга, и многие, очень многие, приходили уже для того, чтобы возблагодарить Владычицу за Ее милость. Очень скоро почитание иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» вышло за стены монастыря.

Республика Мордовия. Саранск. Заречный. Церковь Иконы Божией Матери Неупиваемая Чаша. Фотография.

Церковь Николая Чудотворца.

(Никольская церковь)

Никольская церковь строилась в середине XIX века и считалась пригородной. Она не является оригинальной, поскольку выполнена по типовому проекту 1838 года. Многие считают её тяжеловатой, массивной, даже несколько скучноватой. Тем не менее в ней можно найти свою прелесть. Она выполнена из красного кирпича - прочно, аккуратно, основательно.

Никольской церкви, к счастью, удалось избежать расправы 1930-х годов, она стоит на прежнем месте и сейчас. Золоченое пятиглавие видно даже с окрестностей города. В настоящее время церковь является действующей и периодически достраивается, реставрируется.

Никольская церковь в Саранске - Афиша-Мир


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час, посвященный 1000-летию единения Мордовии с Россией

Этот классный час проведен в 3 классе после проведения праздника 1000-летия Мордовии и России. Ребята вспоминали символы Мордовии. А также делились впекчатлениями от праздника....

Мордовия - частица России.

Внеклассное мероприятие о Мордовии....

Классный час "Мы- частица России

Развивать познавательный интерес к своей Родине....

Внеклассное мероприятие в 3 классе "Моё Подмосковье - частица России"

Воспитание патриота и гражданина, человека, любящего свою Родину, начинается с постижения красоты своего края, гордости за людей, живущих рядом и бережного отношения к малой Родине. В статье представл...

Классный час "Мордовия - дочь России"

Интересный классный час, который раскрывает все внутренние связи страны с республиками, округами, и тд...

Внеклассное мероприятие "Ты- частица России, город мой Искитим!"

Данная методическая разработка содержит технологическую карту внеклассного мероприятия и презентацию к нему. Занятие направлено на формирование представления детей о малой Родине (город Искитим) на ос...