КВН
классный час (4 класс) на тему

 Конкурс-игра по русскому языку и математике: привитие познавательного интереса к предметам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvn.docx26.16 КБ
Microsoft Office document icon pionery_geroi.doc76 КБ
Файл urok_chteniya.docx39.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс-игра «КВН» по русскому языку и математике.

Цели:

- привитие познавательного интереса к математике и русскому языку;

-  развитие творческих способностей;

- формирование умения сравнивать, обобщать, делать выводы.*

                           Ход мероприятия

  1. Вступительное слово учителя.

Внимание! Внимание! Приглашаем всех мальчишек и девчонок отправиться вместе с нами в весёлую страну, где живут великие математики и знатоки русского языка. Не забудьте взять с собой быстроту мысли, находчивость, смекалку, сообразительность. Наши команды уже прибыли в эту страну.

        Итак, справа от нас команда (все вместе говорят: «Ракета»), а слева команда (все говорят: «Спутник»). Это наши лучшие  математики и филологи, которые никогда не унывают, быстро считают и соображают, любознательны, живут всегда весело и дружно.

        Познакомьтесь с судейской коллегией (три человека). Командам приготовиться к приветствиям!

  1. Конкурс  «Приветствие»

Все:

Мы весёлые ребята,

И не любим мы скучать,

С удовольствием мы с вами

В КВН будем играть.

Команда «Спутник».

Мы отвечаем дружно,

И здесь сомнений нет.

Сегодня будет дружба

Владычицей побед.

Команда «Ракета».

                        И пусть острей кипит борьба,

                        Сильней соревнование,

                        Успех решает не судьба,

                        А только наши знания.

Команда «Спутник».

        Мы приветствуем команду «Ракета».

        Желаем полететь на другую планету,         

Захватить храбрость и смелость.

        А ещё желаем, ребята,

        Быть всегда впереди отряда,

        Защищать свою славу и честь

        И уметь эту славу беречь!

Команда «Ракета».

        А вам, наш «Спутник», дорогой,

        Желаем от всей души,

        Чтоб ваши результаты

        Все были хороши,

        Чтоб вы не знали сегодня усталости

        И всем доставили много радости!

Все участники поют о КВН (на мелодию песни В. Шаинского «Улыбка»)

        Любит КВН наш дружный класс

        И объявит заседание сейчас.

        Вот болельщики, а вот жюри.

        Путь к победе труден, что ни говори.

        Нам доверено с тобой

        Провести удачно бой.

        Чтоб находчивость и знания проверить.

        Ты велик, родной язык,

        Ты богат, родной язык,

        Ты наш друг, и в это все мы будем верить.

Учитель: Итак, мы начинаем…

                        «Разминка»

- В этом конкурсе я проверю вашу внимательность и смекалку. Вопросы будут задаваться командам по очереди. Максимальная оценка правильного ответа – 1 балл.

        1. Шёл Кондрат в Ленинград,

        А навстречу- 12 ребят.

        У каждого по три лукошка.

        В каждом лукошке – кошка,

        У каждой кошки – 12 котят,

        У каждого котёнка в зубах по 4 мышонка.

        И задумался Кондрат:

        «Сколько мышат и котят

        Ребята несут в Ленинград?

(В Ленинград шёл только Кондрат. Остальные шли в обратную сторону.)

  1. Я к реке иду из дома,

А навстречу сто знакомых.

Вдруг один из ста ребят.

Тот, что был с сачком в руке.

Повернуть решил назад.

        Сколько нас идёт к реке?

 (Двое)

        3.На столе стоят три стакана с вишней. Костя съел один стакан вишни. Сколько стаканов осталось? (Три стакана)

        4. Над рекой летели птицы:

        Голубь, щука, две синицы,

        2 стрижа и 5 гусей.

        Сколько птиц? Ответь скорей!  (10)

5.        Света принесла из школы

        Три пятёрки за глаголы.

        За предлоги – тройку,

        А за суффикс – двойку.

        Сколько в дневнике у Светы

        Положительных оценок?

(Четыре. Тройка – положительная отметка)

6        Еду с мамой в зоосад,

        Я считаю всё подряд.

        Пробегает дикобраз – это раз.

        Чистит пёрышки сова – это два.

        Третьей стала росомаха,

        А четвёртой черепаха.

        Серый волк улёгся спать – это пять.

        Попугай в листве густой – он шестой.

        Вот лисёнок рядом с лосем,

        Это будет семь и восемь.

        Девять – это бегемот,

        Рот, как бабушкин комод.

        В клетке ходит лев косматый, Он последний, он десятый.

- Кто в стихотворении был шестым?  (Попугай.)

Жюри подводит итоги конкурса.

- Без математики мир был бы не интересен. Люди не совершали бы научных открытий ни на море, ни на суше, ни во Вселенной. Уметь считать просто необходимо, кем бы вы не стали в будущем.

        Внимание! Второй Конкурс:

               «Посчитаем не спеша»

Вопросы будут задаваться также по очереди. За каждый правильный ответ – 1 балл.

  1. Сколько ушей у трёх мышей? (6)
  2. Сколько лап у четырёх медвежат? (16)
  3. У двух носорогов два рога. Сколько рогов у ста носорогов? (100)
  4. Сколько ножек у двух сороконожек? (80)
  5. Сколько пальчиков у шести мальчиков? (60)
  6. У одноголового змея один хвост. Сколько хвостов у девятиголового змея? (Один)
  7. Крошечка-Хаврошечка пошла в лес со своими сёстрами – Одноглазкой, Двуглазкой и Трёхглазкой. Сколько всего глаз было у честной кампании? (8)
  8. Леший собрал 48 мухоморов, а Баба Яга на 8 мухоморов меньше. Сколько полезных грибов собрали Леший и Баба Яга? (Нисколько. Мухомор – ядовитый гриб)

Слово жюри.

- На уроках русского языка с помощью слов мы учимся грамотно, точно и красиво выражать свои мысли.

        Однако в математике мы используем слова, с помощью которых воспринимаем задание и решаем его.

        Итак, 3 конкурс:

     «Математический словарь»

- В этом конкурсе я буду сразу задавать вопросы сначала одной команде. Затем другой. Я буду зачитывать вам начало, а вы должны закончить его одним словом.

1. Результат сложения. (Сумма.)

2. На него нельзя делить. (0)

3.Длину умножить на ширину (Площадь).

4.При счёте используем… (Цифры).

5. Цена. Количество…. (Стоимость)

6. Линия, состоящая из нескольких звеньев – это … (Ломаная)

7. Если 8 * 8. То получится… (64).

8. Инструмент для построения отрезков. (Линейка)

9. Часть суток от утра до вечера. (День.)

10. В математике их четыре. (Действия)

11. Число на букву «Д». (Два, девять, десять)

12. Ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успехах. (Дневник).

13. Её все любят. (Пятёрка).

14. Сколько дней в году? (365 или 366)

Вторая команда – внимание!

  1. Результат вычитания. (Разность)
  2. Действие, противоположное умножению. (Деление0
  3. Им чертят круг. (Циркуль)
  4. Делимое, делитель, … (Частное)
  5. Ничего не бывает более ровного, чем две параллельные прямые. (Знак равенства).
  6. Сумма длин всех сторон. (Периметр)
  7. Прямая, ограниченная с двух сторон. (Отрезок)
  8. У него все стороны равны. (Квадрат)
  9. Бывает на карте, в конце предложения. (Точка)
  10.  100 лет (Век.)
  11. Прямая, проведённая через центр окружности. (Диаметр)
  12. Если 9*9, то получится… (81)
  13. Её никто не любит. (Двойка)
  14. В 1 метре… (100см=10 дм=1000мм)

Слово жюри.

- Следующий конкурс:

«Конкурс капитанов»

- Капитаны! Прошу вас выйти. Настал ваш час показать свои математические способности.

        Даю вам карточки с текстом одной  и той же задачи. Победит тот, кто быстрее её решит Максимальная оценка - 4 балла.

У Пончика на комбинезоне 17 карманов.

10 карманов спереди, остальные сзади.

В каждом кармане спереди по 2 пончика, а сзади по 3 пончика. Сколько всего пончиков у Пончика?

Ответ: всего 41 пончик.

17-10=7 (к)-сзади;

2*10=20 (п)- спереди

3*7=21 (п)- сзади

20+21=41 (п)

- Пока капитаны выполняют задание, мы проведём следующий конкурс – «Домашнее задание».

      Цифра 7 известна всем.

- Семёрка в древности была окружена почётом: 7 чудес света, 7 дней в неделе, в радуге 7 цветов, у индусов дарят 7 слоников на счастье, а окружающий мир мы воспринимаем через «7 отверстий в голове».

        Отголоски почитания этого числа дошли и до наших дней, когда мы употребляем пословицы и поговорки типа «Семь бед – один ответ».

        Итак, каждый из вас по очереди называет пословицу или поговорку,где встречается число 7.

  (Ответы детей). Слово жюри. Проверка капитанов.

- А сейчас для капитанов дополнительное задание (на слух).

- В русской народной сказке репку, хотя и с большим трудом, но вытянули. Сколько пар глаз одновременно увидели этот овощ? (Дед, бабка, Жучка, внучка, кошка, мышка – 6 пар).

                «Разгадай анаграмму» (перевёртыши)

- Что здесь написано? Нужно расставить буквы в твкой последовательности, чтобы получилось слово.

УСМАМ      (сумма)                  РАПЯМЯ  (прямая)

За правильный ответ по 1 баллу.

- Язык, на котором мы говорим, красив и богат.  На русском языке говорят не только русские. Он понятен каждому человеку, живущему в России.

          «Определи часть речи».

1 команда: Посадила мама в печь пороги с капустой печь.

2 команда: Снежное покрывало покрывало всё поле.

       «Конкурс болельщиков».

  Отгадать загадку и определить часть речи.

  1. Стоит дом, кто в него войдёт, тот ум приобретёт. (Школа)
  2. Белый зайчик прыгает по чёрному полю. Слёзы проливает. Дети их читают и стирают. (Мел).
  3. Одной рукой всех встречаю, другой провожаю. (Дверь).

«Отгадай слова»

 1 команда: его корень в слове писать, приставка в слове рассказать, суффикс в слове книжка, окончание в слове вода

 

2 команда: его корень в слове вязать, приставка в слове замолчать, суффикс в слове сказка, окончание в слове рыба.

  Конкурс «Можем мы диктант писать на «4» и на «5».

 Каждый участник команды пишет только по 2 слова и передаёт листок другому участнику. Как только вся команда закончит писать диктант, она сообща его проверяет и сдаёт жюри.

Текст диктанта.

РУССКИЙ ЯЗЫК.

Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать силу и красоту родного языка.

Теплотой веет от близких с детства слов: ручей, роща, поляна, тропинка.

Торжественно произносим мы слова: Родина, мир, труд, свобода.

Русский язык помогает нам дружить.

   «Калейдоскоп» (общие знания)

1.Как называется жидкое косметическое средство для мытья волос? (Шампунь).

2. Как называют резиновую соску для младенца? (Пустышка).

3. Как по-другому называется детская игрушка волчок? (Юла).

4.Как называется вьющаяся или завитая прядь волос? (Локон)

5. Назовите по порядку цвета полос на флаге Российской Федерации. (Белый, синий, красный).

6. Какое животное съело кузнечика в песне из мультфильма «Приключения Незнайки»? (Лягушка).

7.За какой нотой следует нота «ре»? (До).

8. Какой цвет получается при слиянии красного и жёлтого? (Оранжевый).

9. Как называется бытовой электроприбор для измельчения кофейных зёрен? (Электрокофемолка).

10. Какой персонаж сказки Э. Успенского стрелял по голубям из рогатки? (Старуха Шапокляк).

11. Какой персонаж стихотворения К. Чуковского «Телефон» просит прислать калоши? (Крокодил).

12. Какую книгу купил папа Карло Буратино, продав свою куртку7 (Азбуку).

13. Какой персонаж пленил главную героиню стихотворения «Муха-цокотуха»? (Паук).

14. У какой птицы самые маленькие размеры тела в мире? Её можно спутать с насекомым?. (Колибри).

15. Что такое основа слова?

16. Аппарат, на котором Баба Яга совершает полёт. (Ступа).

17. Самый умный коротышка Цветочного города. (Знайка).

18. Почтальон деревни Простоквашино. (Печкин).

19. Кто говорил волшебные слова: «Лети, лети, лепесток, через запад, на восток…?» (Женя).

20. Кто попал в Зазеркалье? (Алиса).

21. Из какого города были герои сказки «Бременские музыканты»? (Бремен).

22. Так звали мать Иисуса Христа. (мария).

23. Из чего был  сделан знаменитый сказочный солдатик? (Олово).

24. По словам Шапокляк, такой зелёный и плоский. (Крокодил).

25. Как звали первых двух людей, которых сотворил Господь? (Адам и Ева).

26. Этого мальчика воспитали звери. (Маугли).

27. Автор рассказа «Живая шляпа» (Н. Носов).

28. Как кратко называют летающую тарелку. (НЛО).

- Вот и закончилось наше путешествие по «Математике». Сегодня вы узнали много интересного, ведь современному школьнику необходимы эрудиция и широкий кругозор.

        Желаю, чтобы вы и впредь оставались такими же любознательными почемучками.

Жюри подводит итоги конкурсов. Награждение команды-победительницы.



Предварительный просмотр:

Урок  мужества  «Пионерам - Героям  посвящается…»

Цель:         познакомить учащихся с пионерами- героями;

 рассказать о подвигах совершённых в годы ВОВ простыми мальчишками и девчонками;

   Ход урока:

Вступительное слово учителя:  

Сколько храбрых сердец молодых
Беззаветно служили народу,
Пионеры - и тысячи их,
Кто погиб за страну за свободу.
Их могилы ты всюду найдешь
На дорогах минувших пожарищ.
Если ты, юный друг,
Где-то рядом пройдешь -
То сними свою шапку, товарищ!

Вам бесстрашные, Вам бессмертные. Вам юные пионеры- герои посвящается наше

мероприятие - памяти. Пусть в этот день все дети во всех участках земли, вспоминая о бессмертных порывах юных борцов, еще сильнее сомкнут свои ряды, еще крепче возьмутся за руки и новыми делами укрепят мир и дружбу на всем земном шаре.

Сегодня наш урок мужества посвящён пионерам-героям ВОВ.   До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.
   ПРИШЕЛ ЧАС - ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕРДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ.
   Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.
   Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами.
   Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич.
   И ни на миг не дрогнули юные сердца!
   Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.

Вспомним всех поимённо

Горем вспомним своим.

Это нужно не мёртвым,

Это надо – живым!

     Великая Отечественная Война кардинальным образом изменила деятельность пионерской организации. Пионеры стремились во всем помогать взрослым в борьбе с врагом. Уже в первые дни войны при защите Брестской крепости отличился воспитанник музыкального взвода,

    14-летний  1.Петя Клыпа 

Юному участнику легендарной обороны Брестской крепости Пете Клыпа в 1941году было 13 лет. Первые, самые неожиданные и самые страшные удары врага выпали на долю маленького гарнизона. В эти тяжёлые дни Петя был и разведчиком, и подносчиком снарядов и патронов, пищи и воды для осаждённых. Не раз он ходил вместе с бойцами в атаку. На смерть стояли защитники Брестской крепости. Немногие остались в живых. Но среди них был и пионер Петя.

  1. Зина Портнова
        Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.
       ...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца.
       Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее...
       Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.
  1.  Белый  иней  стынет на  омете,

 Вьюга все дороги замела.

Девушка стоит на эшафоте,

Как огонь бессмертия , светла.

Стража у  подножья эшафота.

Чёрствый  лязг железа. Женский плач.

Началась  заплечная работа.

С мученицей рядом встал  палач.

А она, избитая, босая,

От  безмерных мук жива едва,

Выпрямилась, гордая, бросая

В будущее  смелые слова.

Мёрзлый жгут сжимает  шею туже,

Но в студёный  предрассветный час

Палачи не в силах  спрятать ужас

В  омутах пустых и мёртвых глаз…

Сквозь людские горести и  беды,

Что на сердце тяжестью легли,

Золотое зарево победы

Девушка увидела в дали.

 3.   Валя Котик

   Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников.
   Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.
   Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.
   Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его...
   Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени.
   Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник.


4. 
Марат Казей
  ...Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал.
   За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске...
   Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.
   Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.
   За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

  1. Юта Бондаровская 

Куда бы ни шла синеглазая девочка Юта, ее красный галстук неизменно был с нею...
   Летом 1941 года приехала она из Ленинграда на каникулы в деревню под Псковом. Здесь настигла Юту грозная весть: война! Здесь увидела она врага. Юта стала помогать партизанам. Сначала была связной, потом разведчицей. Переодевшись мальчишкой-нищим, собирала по деревням сведения: где штаб фашистов, как охраняется, сколько пулеметов.
   Возвращаясь с задания, сразу повязывала красный галстук. И словно силы прибавлялись! Юта поддерживала усталых бойцов звонкой пионерской песней, рассказом о родном своем Ленинграде...
   И как же радовались все, как поздравляли партизаны Юту, когда пришло в отряд сообщение: блокада прорвана! Ленинград выстоял, Ленинград победил! В тот день и синие глаза Юты, и красный ее галстук сияли, как кажется, никогда.
   Но еще стонала под вражеским игом земля, и отряд вместе с частями Красной Армии ушел помогать партизанам Эстонии. В одном из боев - у эстонского хутора Ростов - Юта Бондаровская, маленькая героиня большой войны, пионерка, не расставшаяся со своим красным галстуком, пала смертью храбрых. Родина наградила свою героическую дочь посмертно медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени, орденом Отечественной войны 1 степени.

  1.     Леня Голиков .
        Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.
       Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...
       Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.
       Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады...
       2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.
    7.   
    Галя Комлева
       Когда началась война, и фашисты приближались к Ленинграду, для подпольной работы в поселке Тарновичи - на юге Ленинградской области - была оставлена вожатая средней школы Анна Петровна Семенова. Для связи с партизанами она подобрала самых надежных своих пионеров, и первой среди них была Галина Комлева. Веселая, смела, любознательная девочка за шесть своих школьных лет была шесть раз награждена книжками с подписью: "За отличную учебу"
       Юная связная приносила от партизан задания своей вожатой, а ее донесения переправляла в отряд вместе с хлебом, картошкой, продуктами, которые доставали с большим трудом. Однажды, когда посыльный из партизанского отряда не пришел в срок на место встречи, Галя, полузамерзшая, сама пробралась в отряд, передала донесение и, чуть погревшись, поспешила назад, неся новое задание подпольщикам.
       Вместе с комсомолкой Тасей Яковлевой Галя писала листовки и ночью разбрасывала их по поселку. Фашисты выследили, схватили юных подпольщиков. Два месяца держали в гестапо. Жестоко избив, бросали в камеру, а утром снова выводили на допрос. Ничего не сказала врагу Галя, никого не выдала. Юная патриотка была расстреляна.
       Подвиг Гали Комлевой Родина отметила орденом Отечественной войны 1 степени.
  1. Лара Михеенко .
       За операцию по разведке и взрыву ж\д. моста через реку Дрисса к правительственной награде была представлена ленинградская школьница Лариса Михеенко, но вручить своей отважной дочери награду Родина не успела...
       Война отрезала девочку от родного города: летом уехала она на каникулы в Пустошкинский район, а вернуться не сумела - деревню заняли фашисты. Мечтала пионерка вырваться из гитлеровского рабства, пробраться к своим. И однажды ночью с двумя старшими подругами ушла из деревни.
       В штабе 6-й Калининской бригады командир майор П. В. Рындин вначале оказался принять "таких маленьких": ну какие из них партизаны! Но как же много могут сделать для Родины даже совсем юные ее граждане! Девочкам оказалось под силу то, что не удавалось сильным мужчинам. Переодевшись в лохмотья, ходила Лара по деревням, выведывая, где и как расположены орудия, расставлены часовые, какие немецкие машины движутся по большаку, что за поезда и с каким грузом приходят на станцию Пустошка.
       Участвовала она и в боевых операциях...
       Юную партизанку, выданную предателем в деревне Игнатово, фашисты расстреляли. В Указе о награждении Ларисы Михеенко орденом Отечественной войны 1 степени стоит горькое слово: "Посмертно".
  2. Вася Коробко 
    Черниговщина. Фронт подошел вплотную к селу Погорельцы. На окраине, прикрывая отход наших частей, оборону держала рота. Патроны бойцам подносил мальчик. Звали его Вася Коробко.
       Ночь. К зданию школы, занятому фашистами, подкрадывается Вася.
       Он пробирается в пионерскую комнату, выносит пионерское знамя и надежно прячет его.
       Окраина села. Под мостом - Вася. Он вытаскивает железные скобы, подпиливает сваи, а на рассвете из укрытия наблюдает, как рушится мост под тяжестью фашистского БТРа. Партизаны убедились, что Васе можно доверять, и поручили ему серьезное дело: стать разведчиком в логове врага. В штабе фашистов он топит печи, колет дрова, а сам присматривается, запоминает, передает партизанам сведения. Каратели, задумавшие истребить партизан, заставили мальчика вести их в лес. Но Вася вывел гитлеровцев к засаде полицаев. Гитлеровцы, в темноте приняв их за партизан, открыли бешеный огонь, перебили всех полицаев и сами понесли большие потери.
       Вместе с партизанами Вася уничтожил девять эшелонов, сотни гитлеровцев. В одном из боев он был сражен вражеской пулей. Своего маленького героя, прожившего короткую, но такую яркую жизнь, Родина наградила орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени

 

10.    Саша Бородулин .
   Шла война. Над поселком, где жил  Саша, надрывно гудели вражеские бомбардировщики. Родную землю топтал вражеский сапог. Не мог с этим мириться Саша Бородулин, пионер с горячим сердцем юного ленинца. Он решил бороться с фашистами. Раздобыл винтовку. Убив фашистского мотоциклиста, взял первый боевой трофей - настоящий немецкий автомат. День за днем вел он разведку. Не раз отправлялся на самые опасные задания. Немало уничтоженных машин и солдат было на его счету. За выполнение опасных заданий, за проявленное мужество, находчивость и смелость Саша Бородулин зимой 1941 года был награжден орденом Красного Знамени.
   Каратели выследили партизан. Трое суток уходил от них отряд, дважды вырывался из окружения, но снова смыкалось вражеское кольцо. Тогда командир вызвал добровольцев - прикрыть отход отряда. Саша первым шагнул вперед. Пятеро приняли бой. Один за другим они погибали. Саша остался один. Еще можно было отойти - лес рядом, но отряду так дорога каждая минута, которая задержит врага, и Саша вел бой до конца. Он, позволив фашистам сомкнуть вокруг себя кольцо, выхватил гранату и взорвал их и себя. Саша Бородулин погиб, но память о нем жива.

   Снова вьюга злилась,
   И снежная метель в небе носилась,
   Как будто и погода плакала о них,
   За счастье наше погибших комсомольцев молодых.
   
   И в парке светлом городском,
   Где каждый куст им был знаком,
   Здесь, под зеленью акации густой,
   Приобрели они себе покой.
   
   Много лет с тех пор прошло,
   И ещё пройдут года.
   Но всегда ясно буду помнить
   Я всегда их имена!

За боевые заслуги десятки тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями:
*
Ордена Ленина были удостоены — Толя Шумов, Вася Коробко, Володя Казначеев;
*
Ордена Красного Знамени — Володя Дубинин, Костя Кравчук, Саша Филиппов;
*
Ордена Отечественной войны 1-й степени — Валерий Волков, Саша Ковалёв;
*
Ордена Красной звезды — Володя Саморуха, Шура Ефремов, Ваня Андрианов, Витя Коваленко, Лёня Анкинович.

  Сотни пионеров были награждены медалью «Партизану Великой отечественной войны»,

   свыше 15 000 — медалью

 «За оборону Ленинграда»,  

  свыше 20 000 медалью

   «За оборону Москвы».

Четверо пионеров-героев были удостоены звания Героя Советского Союза 

  • Лёня Голиков,
  • Марат Казей,
  • Валя Котик,
  • Зина Портнова

Многие юные участники войны погибли в боях или были казнены немцами. Ряд детей был занесён в «Книгу почёта Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина» и возведены в ранг «пионеров-героев».

Помним мы юных,

Горды их делами,

Память о них не сотрут года.

Все пионеры-герои с нами,

В нашем строю навсегда!

В мирные дни,

побеждая и строя,

Помнит Отчизна

года боевые.

Славьтесь в веках, пионеры-герои,

Славьтесь, товарищи вечно живые!

Учитель:

 V. Подведение итогов.

 - Ребята расскажите, а что вам больше всего запомнилась с сегодняшнего урока? Какие вы для себя сделали выводы?

 (ответ учащихся)

Учитель:

 - Была война, была победа. И за то, что мальчики наши знают о войне только понаслышке, спасибо мы можем сказать и нашим ветеранам, которые испытали все тяготы войны и выжили, завоевав победу.

 - По всей нашей многострадальной земле, в городах и сёлах, по обочинам дорог мы видим братские могилы, величественные памятники и просто небольшие плиты.

 - Куда б ни шёл, ни ехал ты,

 Но здесь остановись -

 Могиле этой дорогой

 Всем сердцем поклонись,

 И для тебя, и для меня

 Он сделал всё, что смог…

 Себя в бою не пожалел,

 А Родину сберёг.

 - Сквозь годы нам видится

 Тропа партизанская,

 Пробитая пулями

 Сосна нарочанская.

 Атаки внезапные,

 Засады под соснами,

 Могильные холмики

 Над травами росными.

- И верность, и мужество,

 И скорбь у пожарища

 Вы пали за Родину,

 Вы с нами, товарищи.

 Мы будем такими же

 В любом испытании

 Клянёмся!

 Клянёмся минутой молчания.


Учитель: Давайте почтим минутой молчания всех, кто погиб защищая Родину.  (минута молчания)

А. Землянский

 В девятый день ликующего мая,

Когда легла на землю тишина,

Промчалась весть от края и до края:

Мир победил! Окончена война!

Уже нигде не затемняли света

В продымленной Европе города.

Ценою крови куплена Победа,

Пусть это помнит шар земной всегда

 Ради счастья и жизни на свете,

Ради воинов, павших тогда,

Да не будет войны на планете

Никогда! Никогда! Никогда!

С. Островой

 Пусть солнце утопит всю землю в лучах!

Все: Пусть!

Пусть мирные звезды сияют над ней!

Все: Пусть!

Пусть дышится глубже, спокойней, вольней!

Все: Пусть! Пусть! Пусть!

 Пусть всегда будет солнце!

Пусть всегда будет небо!

Пусть всегда будет мама!

Пусть всегда будет мир!

Песня о мире.

Текст песни "Песня о пионерах-героях"

 Шумела гроза над землёю,

 Мужали мальчишки в бою…

 Знает народ: пионеры-герои

 Навечно остались в строю!

Припев:

 Шли они сквозь бурю,

 Шли они сквозь ветер,

 И ветер песню, песню их сберёг:

 «У нас один, один лишь путь - к победе!

 И нету других дорог!»

 2

 Шагают они на параде,

 Равняя невидимый ряд,

 Правофланговыми в каждом отряде

 Ребята-герои стоят!

Припев.

 Мы в жизни, мой друг и ровесник,

 Дорогой героев пойдём.

 Подвиги их мы запомним, как песню,

 И сами ее допоём!

Припев.

 «У нас один, один лишь путь - к победе!

 И нету других дорог!»



Предварительный просмотр:

Урок  чтения. "А.П. Гайдар. "Тимур и его команда"

Аркадий Гайдар, сын революции, веселый задушевный друг миллионов ребят, шагает сегодня с нами рядом в строю бойцов за мир, за дружбу, за счастье народов!

Л.Кассиль.

Цели:

  1. Познакомить учащихся с биографией А.П.Гайдара;
  2. способствовать более прочному усвоению содержания повести "Тимур и его команда" через разгадывание кроссворда-логогрифа;
  3. совершенствовать умения вести диалог, участвовать в обсуждении;
  4. учить добру, коллективизму,
  5. воспитывать в детях желание отзываться на чужую беду, спешить на помощь человеку;
  6. воспитывать интерес к возрождению тимуровского движения;
  7. воспитание любви к прошлому нашей страны
  8. расширять кругозор учащихся,
  9. формировать устойчивый интерес к чтению.

Оборудование:

Портрет А.П.Гайдара, выставка книг, детские рисунки, мультимедийный пректор, викторина.

Ход урока

I. Оргмомент.

Объявление темы и цели урока. Слайд 2.

II. Вступительная беседа о писателе.

Слайд 3.

Родился Аркадий Петрович Гайдар (Голиков) в 1904 году в городе Львове.

Слайд 4.

Отец его - школьный учитель, Петр Исидорович Голиков, был родом из крестьян. Мать - Наталья Аркадьевна Салькова, была дворянкой не слишком знатного рода, (приходилась шестиюродной правнучатой племянницей Лермонтову) , работала сначала учительницей, позже фельдшером.

Слайд 5.

В семье после рождения Аркадия появилось еще трое детей - его младшие сестры.

Слайд 6. Слайд 7.

Когда Аркадию исполнилось восемь лет, Голиковы переехали в город Арзамас. Здесь прошли детство и юность писателя.  Этот период его жизни в художественной форме описан в автобиографической повести "Школа".

Слайд 8. Слайд 9.

Детство Аркадия, с его обычными мальчишескими делами - реальным училищем, играми, первыми стихами, "морскими сраженьями" на пруду - совпало с Первой мировой войной и революцией.

Слайд 10.

Четырнадцати лет Гайдар вступил в ряды Красной Армии. Он воевал на многих фронтах, а в промежутках между боями учился на Киевских командных курсах, потом в высшей стрелковой школе и в семнадцать лет командовал полком. Об этом времени, об Октябрьской революции и гражданской войне, о школе жизни, которую проходили дети и юноши его поколения, рассказал Гайдар в повести «Школа», в рассказе «Р. В. С.».

В 1919 году А.Гайдар после окончания курсов получил звание "красного командира", в 15 лет командовал ротой, а в 17 лет - полком. А.Гайдар сражался на многих фронтах гражданской войны, неоднократно был ранен, болел тифом. В 1924 году по состоянию здоровья вынужден был оставить армию. Стал писателем и журналистом.

Слайд 11.

Впервые 7 ноября 1925 года в пермской газете «Звезда». появляется псевдоним «Гайдар». Им Аркадий Петрович подписал рассказ о гражданской войне «Угловой дом».

Слайд 12-18.

Почти все произведения А.Гайдара предназначены для детей, от первой повести "Р.В.С." 1926) до последних произведений: "Тимур и его команда" (1940) и "Горячий камень" (1941).

Слайд 19.

Правда, сначала была не книга о Тимуре, а сценарий к кинофильму. Его (сценарий) в номерах с продолжением печатала “Пионерская правда”. И каждый выпуск газеты обсуждался на диспуте — с участием писателей, профессиональных журналистов и, конечно же, юных читателей.

Слайд 20.

Слайд 21.

С самого начала Великой Отечественной войны А.Гайдар стал настойчиво добиваться возвращения в армию. В 1941 он пошел добровольцем на фронт, корреспондентом "Комсомольской правды".

Слайд 22.

Серьезный, посуровевший, он словно сразу стал старше, в нем не было не растерянности, ни того повышенного воинственного оживления, которое часто можно было видеть тогда у людей, он даже казался еще более спокойным, чем раньше, - словно теперь он уже точно знал своё предназначение, заботило его только: как скорее попасть на фронт, - он не мыслил себя вне рядов армии. Слайд 23. 

Слайд 24. 

Он остался на Украине, временно захваченной фашистами, сражался в партизанском отряде. В ночь на 26 октября 1941 года группа партизан возвращалась с задания. При переходе через железнодорожные пути наткнулись на немцев. А.Гайдар первый заметил их. «Ребята, немцы!» - успел крикнуть он товарищам и погиб героической смертью в неравном бою с фашистами, спасая товарищей.

Слайд 25. 

Аркадий Гайдар погиб в 37 лет. Погиб той смертью, которую, если бы мог выбирать, выбрал бы сам. В бою с врагами был скошен автоматной очередью, защищая то во что верил, без громких слов и торжественных речей, просто отдавая себя всего тому ради чего он жил и во что верил - счастью своего народа.

Слайд 26. 

Слайд 27. 

Слайд 28. 

Посмертно он награжден орденом Отечественной войны I степени. Гайдар начал свою жизнь солдатом и погиб как солдат.

После войны прах писателя был перенесен в г. Канев и захоронен на берегу Днепра.

Слайд 29. 

На могиле Гайдара установлен памятник.

Слайд 30. 

Вечно живым памятником писателю стали его книги. Аркадий Петрович Гайдар (Голиков) (1904-1941) один из самых любимых и самых читаемых ребятами писатель, признанный классик детской литературы.

-А теперь решим викторину. И проверим свои знания. 

Викторина.

  1. В каком году родился писатель? (1904 году)
  2. В каком городе он родился? (Львов)
  3. Самая известная повесть Гайдара для детей. («Чук и Гек»)
  4. Как звали отца Гайдара? (Петр)
  5. Имя матери писателя. (Наталья)
  6. Настоящая фамилия А.П.Гайдара. (Голиков)
  7. В какой город переезжает с родителями в 1912 году? (Арзамас)
  8. Во сколько лет А. П. Гайдар пошел на фронт?        (В 14 лет.)
  9. В каком возрасте А. П. Гайдар командовал полком?        (В 17 лет.)
  10. 7. Главный герой повести «Тимур и его команда». (Тимур)

Вы все к уроку прочитали повесть А.П.Гайдара, которая называется "Тимур и его команда".

III. Вопросы и задания по тексту.

- В каком году написана повесть «Тимур и его команда»? (В 1940.)

- Назовите фамилию Тимура – главного героя повести «Тимур и его   команда».        (Гараев.)

-Зачем Женя искала почту?( Ей нужно было отправить телеграмму папе).

- Назовите фамилию Жени и Ольги.(Александровы.)

- Назовите воинское звание и воинскую должность отца Ольги и Жени. (Полковник, командир бронедивизиона.)

- С кем жил Тимур на даче? (Тимур жил на даче с дядей Георгием).

- Назовите кличку собаки Тимура.        (Рита.)

- На каком музыкальном инструменте играла Женина сестра Ольга? (На аккордеоне.)

- С кем Тимур собирался починить оборванные Женей провода? (С Колей Колокольчиковым.)

- На какие дома ставили звезды ребята из команды Тимура? (Если на воротах нарисована звезда, значит, из этого дома человек ушел в Красную Армию, и дом находится под охраной и защитой команды Тимура. А если лучи звезды обведены широкой черной каймой, значит красноармеец из этого дома погиб).

- Что обнаружила Женя на чердаке? (Женя обнаружила, что чердак обитаем. На стене висели мотки веревок. Фонарь, два скрещенных сигнальных флага и карта поселка, вся исчерченная непонятными знаками. Тут же стоял перевернутый фанерный ящик. Возле дырявой замшелой крыши торчало большое, похожее на штурвальное, колесо. Над колесом висел самодельный телефон).

- Назовите имя девочки, хозяйки козы (Нюрка)

- Имя мальчика, который рассказал о пропавшей козе (Сима Симаков)

- Назовите имя пожилого джентльмена, который является дедушкой Коли Колокольчикова? (Ф. Колокольчиков)

- Что отправила команда Тимура шайке Квакина? (Ультиматум.)

- Какой игрушкой развеселила Женя маленькую девочку? (Зайцем.)

- Как зовут помощника Квакина Фигуру? (Петр Пятаков.)

- Как проводила время шайка Михаила Квакина? (Шайка Квакина совершала по ночам налеты на сады мирных жителей, а днем гуляла и играла в карты "на тычка", "на щелчка", "на оживи покойника").

- Где шайка Квакина закрыла ребят, пришедших за ответом на ультиматум?(В часовне.)

- Где ребята из команды Тимура закрыли пойманных ребят из шайки Квакина? (В будке на краю базарной площади.)                                                          

- На чем и с кем Женя приезжает в Москву встретиться с отцом? (На мотоцикле с Тимуром.)

- Во сколько должен был уезжать отец Жени и Ольги?        (В три часа.)

- Кто организовал ребят на проводы Георгия?        (Женя.)

- Почему Оля невзлюбила Тимура? С чьей легкой руки это произошло? (Оля невзлюбила Тимура, так как видела его, когда он разговаривал с Квакиным, а молочница сказала, что эти мальчишки грабят сады)

- Дядя сказал, что дела у Тимура темные, а чем же на самом деле занимался Тимур?

Слайд 31.О добрых делах дети рассказывают по рисункам, где дети носят воду и наполняют бочку, мальчишки складывают дрова в поленницу, возвращение домой пропавшей козы Маньки.

IV. Разгадывание кроссворда-логогрифа. Слайд 32.

Начнем работу над повестью с заполнения кроссворда-логогрифа.

1. Фамилия Тимура? (Гараев.)

2. Знак, вышитый на темно-синей безрукавке Тимура? (Звезда.) 

3. Командный пункт Тимура? (Чердак.)

4. Учреждение, которое искала Женя, когда сошла с поезда? (Почта.)

5. Фамилия атамана шайки по очистке чужих садов. (Квакин.)

6. Воинское звание Жениного папы? (Полковник.)

7. Договорите слово:

- Гром и стук раздался по площади. Шарахнулись и остановились идущие с поезда прохожие. Стук и вой повторился. Загорелись огни в окнах соседних дач. Кто - то включил свет над ларьком, и столпившиеся люди увидели над палаткой такой…(Плакат.)

8. Какое слово пропущено?

"Спрашивать позволения было не у кого, дядя ночевал в Москве. Тимур зажёг фонарь, взял топор, крикнул собаку Риту и вышел в сад. Он перевёл взгляд с топора на замок. Да! Он знал - так делать было нельзя, но другого : не было. (Выхода.)

V. Словарная работа  Слайд 33. 

- Какое слово получилось?( Характер).

- Объясните значение слова характер.

Выслушиваются ответы детей.

Характер - совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении. О характере часто говорят: сильный, волевой, твердый, смирный.

- Где в повести встречается слово характер? (В начале повести Женя, глядя на своё отражение в зеркале думала: "Хорошо! Пусть Ольга старше и пока её нужно слушаться. Но зато у неё, у Жени, такие же, как у отца, нос, рот, брови. И, вероятно, такой же, как у него, будет характер.

- Оля, - вставая, сказал отец, - я не знаю, я не верю, чтобы Женька могла попасть в плохую компанию, чтобы её испортили, чтобы ею командовали. Нет! Не такой у неё характер.(чтение всего диалога, где ещё идёт речь о характере Жени.)

(Если дети обратят внимание на разговор о козе с характером, можно сказать, что и козы бывают с характером.)

- На страницах повести встречается слово благородство. Как вы понимаете значение этого слова?

Благородство - высокая нравственность, самоотверженность, честность.

- Почему доктор Колокольчиков считал, что его внуку не хватает благородства? (Он съел 4 порции мороженного и не поделился с младшей сестрой).

- Какие слова часто говорил доктор Колокольчиков? (Труд облагораживает человека).

- Как Гайдар А.П. называет Гейку и Колю, которые принесли ультиматум Мишке Квакину и его компании? (Парламентеры).

-Как поступила компания Мишки Квакина с парламентерами? (Парламентеров заперли в часовне).

- Объясните значение слова парламентер? (Парламентер - официальное лицо посланное от одной из воюющих сторон для переговоров с неприятелем).

- Знаете ли вы значение слова ультиматум?

Выслушиваются ответы детей.

Ультиматум - это решительное требование с угрозой применения мер воздействия в случае отказа. 

- А как объяснил значение этого слова Квакину бритоголовый Алёшка?  ("Ультиматум - это такое международное слово. Бить будут").

- Найдите в повести и выразительно прочитайте содержание ультиматума? Слайд 34. 

 Атаману шайки по очистке чужих садов Михаилу Квакину и его гнусно прославленному помощнику Петру Пятакову, иначе именуемому просто Фигурой, а также ко всем членам этой позорной компании ультиматум.

Ввиду того, что вы по ночам совершаете налеты на сады мирных жителей, не щадя и тех, на которых стоит звезда с траурной каймою вам трусливым негодяям, мы приказываем: не позже чем завтра утром Михаилу Квакину и гнусно подобной личности Фигуре явится на место, которое им гонцами будет показано, имея на руках список всех членов вашей позорной шайки.

А в случае отказа мы оставляем за собой полную свободу действий.

VI. Вопросы для самых внимательных читателей.

Слайд 35. 

Украли! А какая была коза!

Ну, ______, а не коза!

- У _______ рогов не бывает.

- Какое слово я пропустила? (Голубь).

-Кто и кому с обидой сказал слова: "Я тебе не грузовик, не конь и не трактор!" ? (Женя Оле, когда она послала ее за водой).

- Кому принадлежат слова и по какому поводу они были сказаны? Взялся сделать - сделай хорошо! (Так сказал Тимур Коле Колокольчикову, когда тот некрасиво нарисовал звезду, на доме молочницы под №25).

-Что и когда сказал Коля Колокольчиков о солдатской службе? (Когда Тимур поднял его ночью и послал к Жене охранять спящую девочку, Коля Колокольчиков сказал: "Эх, и тяжела ты, солдатская служба! Нет тебе покоя днем, нет и ночью!")

-Что говорится в повести об эхе? (Письма и телеграммы были теплые и ласковые. Они звучали издалека, как лесное эхо, которое никуда путника не зовет, ничего не обещает и все же подбадривает и подсказывает ему, что люди близко и в темном лесу он не одинок).

VII. Персонажи повести.

 В сетку по горизонтали, по вертикали и по диагонали вписаны четырнадцать действующих лиц повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда". Кто из вас найдёт больше персонажей?

м

а

т

и

р

у

м

и

т

к

о

ж

е

н

я

у

а

л

в

с

л

а

л

е

ш

к

а

а

и

к

о

з

а

ч

й

д

к

м

к

н

ч

у

и

е

ы

и

а

ц

ю

р

н

д

г

г

н

к

а

р

у

г

и

ф

и

ш

о

е

к

г

я

р

ц

н

э

в

с

а

о

л

ь

г

а

Ответы: Тимур, Женя, Ольга, Нюрка, Квакин, Ладыгин, Рита, коза, молочница, Гейка, Алёшка, Коля, Фигура, Симаков.

VIII. Итог урока.

- Ребята, чем вам понравилась повесть Аркадия Петровича Гайдара "Тимур и его команда"? (Главные герои книги такие же дети как мы)

- Какие слова сказала Оля Тимуру в конце повести? ("Будь спокоен! Ты о людях всегда думал, и они тебе отплатят тем же").

 Герой книги Тимур придумал чудесную форму помощи нашей армии. Он со сверстниками окружал большой заботой тех кого должны были оставить отцы и братья ушедшие в армию. Смелый, отзывчивый, решительный, благородный в побуждениях, неугомонный и хитроумный в достижении задуманного, обаятельный мальчуган. Тимур стал образцом, по которому хотели равняться, которому решили подражать миллионы ребят, как только познакомились с повестью "Тимур и его команда". Мне очень хочется ребята, чтобы вы росли такими же добрыми и отзывчивыми как Тимур и его друзья.

Вскоре после выхода повести "Тимур и его команда" появилось новое слово тимуровцы. Оно осталось в языке нашего народа и хранится как пример чудесного выражения любви к Родине и деятельной заботе о ней молодых патриотов.

Заключение. Слайд 36. 

Эти слова сказал А. Гайдар в своей поэтической сказке «Горячий камень»: «Надо суметь одну свою жизнь прожить как надо: жить ясно и честно, достойным своей страны»