Семья – маленькое государство. Семейный кодекс РФ.
классный час на тему
Предварительный просмотр:
Семья – маленькое государство.
Семейный кодекс РФ.
Классный час с элементами экономики для 3-4 классов
Цели. Расширить представления учащихся о роли семьи в обществе; познакомить с Семейным кодексом РФ, с обязанностями xленов семьи; дать элементарные представления о бюджете семьи; воспитывать чувство любви и уважения к своей семье.
Учебные материалы. Плакат со словами Конфуция: « … семья – это маленькое государство»; карта путешествия, «Состав семьи» - «Отношения в семье» - «Бюджет семьи»; Семейный кодекс РФ», карточки с пословицами; игрушка – Домовенок Кузя; калькулятор.
Ход занятия
Учитель. Сегодня – 12 декабря – День Конституции Российской Федерации.
В этом году исполняется 15 лет Конституции Рф.
Завершается 2008 год, объявленный ГОДОМ СЕМЬИ, и мы поговорим о семье, о Семейном кодексе РФ.
У древнекитайского мыслителя Конфуция есть такое высказывание: «Государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство».
Действительно, ребята, у государства и семьи очень много общего. Чем же они похожи, мы узнаем, совершив путешествие в «государство» под названием «Семья».
Чтобы в дороге нам не пришлось скучать, мы возьмём с собой Домовёнка Кузю. Испокон веков считалось, что в доме, кроме членов семьи, жил добрый дух – домовой. Положит бабка скалку, а найти не может: «Домовой спрятал!» Оставил дед топор в одном месте, а нашёл в другом: «Домовой шалит!» Но домовой – добрый дух, и считалось, что без домового не будет согласия, порядка в доме, не пойдут дела. И когда семья переезжала в новую избу, хозяева приходили в старую, чтобы взять самое доброе – огонь в очаг – и позвать домового: «Домовой, иди к нам на новое место жить!»
Остановка первая
« СОСТАВ СЕМЬИ»
У. Мы начинаем своё путешествие с города «Состав семьи». Прежде чем побывать в этом городе, Домовёнок Кузя предлагает объяснить смысл пословицы: « Когда семья вместе, то и душа на месте».
Ученики объясняют смысл пословицы.
- Ребята давайте познакомимся с вашими семьями.
План.
- Какая у вас семья – большая или маленькая? Сколько человек в семье?
- Как зовут маму?
- Как зовут папу?
- Сколько детей в семье?
- Живут ли с вами бабушка или дедушка?
- Что общего у членов семьи?
Дети рассказывают о своих семьях по плану.
- Вы правы, у членов семьи очень много общего: дом, вещи, мебель, посуда, праздники, интересы, заботы. Но Домовёнок Кузя думает, что у семьи ещё есть кое-что общее. Вы об этом узнаете, если отгадаете загадку, которую он вам приготовил:
И у мамы есть, и у папы есть,
И у меня есть, и тебя есть.
Чтоб тебя знать, надо вслух назвать.
Дети. Фамилия.
У. Мы проводили классный час, посвященный истории фамилии. Помните? У каждой фамилии есть своё происхождение. Иванов – от имени Иван. Рыжов – может быть, у предка этого человека были рыжие волосы. У Рыбакова – рыбак. У Медведева – человек большого роста, увалень. Ребята, а как можно объяснить происхождение ваших фамилий?
Учащиеся вместе с учителем пытаются объяснить происхождение своих фамилий.
- Ребята, Домовёнок приготовил вам следующее задание. Объясните смысл пословицы: «Без корня и полынь не растёт».
Ученики объясняют смысл пословицы.
- Совершенно верно, у каждого человека есть свои «корни». Есть такая наука, которая изучает родственные связи человека. Эта наука называется «генеалогия».
Генеалогия – специальная историческая дисциплина, изучающая возникновение и развитие родственных отношений.
Творческое задание.
Составление генеалогического древа
На парте – лист с изображением дерева. Учащиеся по инструкции учителя вписывают имена бабушек, дедушек, мамы, папы, сестёр и братьев, затем рассказывают по рисунку о своих родственных связях.
Остановка вторая
«ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ»
У. В каждом государстве есть главный человек. Кто это?
Д. Президент.
У. Вспомните фамилию, имя, отчество президента Российской Федерации.
Д. Медведев Дмитрий Анатольевич.
У. А в семье есть главный человек?
Ребята рассказывают, кто у них в семье главный – мама или папа.
- Испокон веков считали, что главой семьи является муж и отец. Он был кормильцем, опорой семьи. А женщине отводилась роль домохозяйки, хранительнице очага. С тех пор многое изменилось. Теперь женщина занимается не только домашними делами, но и ещё работает.
Как вы думаете, семья должна жить, как ей захочется, или по какому – то закону?
Д. По закону.
У. в любом государстве есть закон, по которому живут его граждане. Называется он Конституцией. Семья также должна жить по определенным правилам. Чтобы регулировать отношения между государством и семьёй, между родителями и их детьми, существует Семейный кодекс.
Учитель показывает Семейный кодекс РФ и зачитывает из него несколько статей.
- Проблема взаимоотношений в семье всегда волновала писателей. Вы читали много произведений, в которых затрагивается эта проблема. Домовёнок Кузя приготовил вам небольшую литературную викторину.
ВИКТОРИНА
-Угадайте, из какого произведения отрывок, о ком в нём говорится, и ответьте на вопросы.
- «Стала девочка разглядывать себя. И понравилась сама себе. Смотрит – не может оторваться. Глядит – не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на своё отражение в воде».
Д. Это Айога из нанайской сказки «Айога».
Вопросы к классу:
- Помогла ли Айога маме?
- Почему мама дала лепёшку другой девочке?
- Что случилось с Айогой?
- Как бы вы поступили на её месте?
- «Дочь не сказала ни слова, даже не обтерла рук, побежала к своей матери…»
Д. Третья дочь из татарской сказки « Три дочери»
Вопросы к классу:
- На какую из дочерей хотели бы быть похожи вы? Почему?
- Как бы вы поступили, если бы вашей маме потребовалась ваша помощь?
- Чему учит эта сказка?
- «Своими нежными руками рвала она злую, жгучую крапиву, и пальцы её покрывались большими волдырями…»
Д. Элиза из сказки Х. К. Андерсена «Дикие лебеди».
Вопросы к классу:
- Для чего Элиза рвала крапиву?
- Смогла ли она спасти братьев?
- Чему учит эта сказка?
- «Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло изо рта».
Д. дед из рассказа Л.Н. Толстого «Старый дед и внучёк».
Вопросы к классу:
- Какие чувства вы испытываете к старику?
- Правильно и поступили сын и невестка?
- Как вы понимаете слова: «Корми деда на печи – сам будешь там»?
- Чему учит рассказ?
У. Что, ребята, главное в семье? Как вы понимаете смысл пословицы: « Не нужен клад, коли в семье лад»? (Дети отвечают.) Конечно, самое главное в семье – это согласие, взаимопонимание, дружба, любовь и общие интересы. Как вы будете относится к своим родным и близким, так и ваши дети будут относится в последующем к вам.
Остановка третья
«БЮДЖЕТ СЕМЬИ»
У. Ребята, в каждом государстве существует бюджет.
Бюджет – роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи или лица на определённый срок.
- Бюджет государства рассчитывается на один год, а семейный бюджет рассчитывается на месяц или на год. Сейчас мы побываем в одной семье и посмотрим, как она рассчитает семейный бюджет на месяц.
Сюжетно – ролевая игра «Мы – семья»
Из числа учеников назначаются «папа», «мама», двое «детей».
«Папа» считает на калькуляторе доходы семьи.
Например:
Заработная плата папы - …
Заработная плата мамы - …
Итого доход семьи -…
«Мама» считает расходы семьи
Коммунальные услуги - …
Телефон - …
Питание - …
Одежда - …
Лекарства - …
Разное - …
Итого: расход семьи - …
Затем доходы и расходы семьи сверяются. В случае если расходы превышают доходы, необходимо познакомить учащихся с понятием «бюджетный дефицит».
Бюджетный дефицит – превышение расходов бюджета над его доходами. Целесообразно провести беседу о том, на чем семья может сэкономить, подвести учащихся к мысли о необходимости экономии воды и электроэнергии.
- Ребята, вы убедились, как непросто родителям вести хозяйство, распределять доходы так, чтобы денег хватило до конца месяца. Домовёнок Кузя просит вас объяснить смысл поговорок: «По размеру ноги выбирай сапоги», « Не в деньгах счастье». (Дети отвечают.)
- Люди с древнейших времён задавали себе вопросы:
Что такое жизнь?
Что такое счастье?
В чем смысл жизни?
Нужна ли человеку семья?
Попробуем ответить на каждый из вопросов одним словом, кто как думает.
Учитель и дети составляют синквейн.
Человек рождён для счастья, как птица для полёта. Каждый стремится к счастью, как цветы тянутся к свету. Есть такое понятие – семейное счастье. Счастье для матери – это её ребёнок. Счастье для ребёнка – когда у него есть любящие и заботливые родители. Счастье для отца – это дом, семья, здоровые дети. Заканчивая наше путешествие, хочу всем пожелать счастья, в том числе и семейного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейный кодекс Российской Федерации
В данном материале можно познакомиться с главой 11. "Права несовершеннолетних детей", главой 12. "Права и обязанности родителей" семейного кодекса РФ....
Семья - маленькое государство. Семейный бюджет.
У древнекитайского мыслителя Конфуция есть высказывание: «Государство –это большая семья, а семья –это маленькое государство? Действительно, у государства и семьи много общего....
Семейный кодекс РФ
семейный кодекс...

Конспект тематической встречи "Семья - маленькое государство. Создание семейного герба".
Важным фактором личностного развития ребенка является удовлетворение его потребности в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми. В первую очередь, с родителями.Семья для ребенка ...