Дети и телевидение
материал по теме
Предварительный просмотр:
Слайд 1 В своей лекции я затрону, на мой взгляд, очень важную проблему «Дети и телевидение»
Слайд2 ТЕЛЕВИДЕНИЕ -область науки, техники и культуры, связанная с передачей на расстояние изображений подвижных объектов при помощи радиоэлектронных устройств. В телевидении принят принцип последовательной передачи элементов изображения (выдвинут в кон. 19 в. португальским ученым А. ди Пайва, и независимо от него российским ученым П. И. Бахметьевым), согласно которому в пункте передачи производят преобразование элементов изображения в последовательность электрических сигналов (анализ изображения) с последующей передачей этих сигналов по каналам связи в пункт приема, где осуществляют их обратное преобразование (синтез изображения).
В сер. 30-х гг. появились первые системы электронного телевидения (прообразы современных), в которых эти операции стали осуществляться с помощью телевизионной передающей трубки и кинескопа. Развитие современных систем телевидения связано с повышением четкости изображения (телевидение повышенной и высокой четкости), увеличением помехоустойчивости (кабельное телевидение) и дальности действий (спутниковое телевидение). С сер. 80-х гг. ведется разработка систем цифрового телевидения.
Слайд 3 Телевидение — изобретение, которое должно служить человечеству.
Если бы мы могли облететь весь мир вечером, мы бы увидели, как в миллионах окон появляется голубоватый мерцающий свет, исходящий из волшебного ящика. А перед ним - миллиарды людей из разных и далеких стран делают все одно и то же: смотрят.
Маленький экран установил повсюду свой закон внемлющей тишины. Ненасытный и неутомимый, он забрал все возможное внимание.
Здесь и начались проблемы.
Телевидение сначала должно было быть изобретением для пользы человеку, как штопор или дрель, оно должно было использоваться только при необходимости: когда нужно было узнать последние новости, когда фильм, показываемый в ближайшем кинотеатре, не нравился, когда хотелось приятно провести часок-другой, когда шёл проливной дождь, и нельзя было выйти из дома.
Таким образом, нужный предмет стал мощным институтом власти. Он дал своим «покровителям и руководителям» власть, которую сложно себе представить.
Стало, как никогда, актуально научиться сосуществовать с телевизором. Этому должны научиться как взрослые, так и дети, потому что именно на них этот «волшебный ящик» воздействует во всю свою колдовскую мощь. Следовательно, обязанностью современных воспитателей и родителей неизбежно является научить детей смотреть телевизор.
Слайд 4 Но так ли безвредно это изобретение человечества? В настоящее время ученые разных сфер стали много говорить о негативном влиянии телевидения на современного человека и прежде всего на его здоровье.
Вот несколько аргументов, которые высказываются в пользу негативного воздействия ТВ на жизнедеятельность человека: первый состоит в том, что просмотр телевизионной передачи блокирует активность, прежде всего, глаз. Так, при естественном акте зрения (рассмотрении картины, чтении книги, наблюдении за окружающими объектами), наши глаза постоянно двигаются за счет сокращения и расслабления мышц, удерживающих глазное яблоко. Однако, изображение на тв-экране весьма специфично. Как известно, экранная сетка поделена на строчки и квадраты/сегменты. Светящаяся точка мгновенно обходит все заданные координаты, и хаотичные движения наших глаз бессильны зафиксировать ее на экране. Глаза телезрителя оказываются в очень сложной ситуации: «куда бы они ни направлялись, целая картина от них всегда ускользает.» Сюда добавляется и полное замирание аккомодационных движений, т. е. вращений глазного яблока, направленных на приспособление к смене расстояний до объектов, как происходит, к примеру, в театре, когда нужно четко видеть находящихся на разных расстояниях от зрителя актеров и кулисы. При телепросмотре же расстояние до экрана остается неизменным, и потому глаза, приспособившись к нему один раз, уже не делают аккомодационных движений, пока взгляд направлен на экран». Отсюда и возникающий эффект «застывшего взгляда».
Однако физиологическое воздействие телевидения не исчерпывается блокировкой активности глаз. Сдерживающее воздействие оказывается и на движения. Телезритель впадает в гипнотическое состояние между сном и бодрствованием. Расход энергии при телепросмотре является меньшим, чем при полной бездеятельности. А если учесть тот факт, что телезрители любят еще и чем-нибудь перекусить - распространение проблемы ожирения весьма оправдано.
На сегодняшний день все чаще можно слышать опасения ученых относительно того, что СМИ становятся способом манипулирования массовым сознанием. И эти опасения не беспочвенны. ТВ-технология такова, что введению человека в трансовое состояние должно противопоставляться нечто, что будет пробуждать его внимание, «встряхивать» его. Отсюда и резкие смены кадров, обстановки, ракурсов, перепады громкости звука во время перехода от художественного фильма к рекламному блоку. Эта мощная бомбардировка сознания не дает человеку паузы для осмысления (настройки, подготовки, предвосхищения), которая всегда существует в естественных условиях деятельности и общения. Кроме того, при подобных эффектных «втрясках» в организме человека происходит регулярное выделение гормона кортизола (гормон надпочечников), который предназначен для угрожающих ситуаций в естественной жизнедеятельности человека. Но, поскольку никакой двигательной разрядки не происходит, (телезритель продолжает оставаться у экрана телевизора), то постепенное накопление данного вещества ведет к возникновению токсического эффекта. Человек находится в состоянии постоянного подпорогового (несознательного) стресса. Поэтому «телемания» должна рассматриваться в одном ряду с маниями другого рода (наркотики, алкоголь и др.), так как и в этом случае мы имеем дело с психической и органической зависимостью человека.
Слайд 5 Одними из главных потребителей телевизионной кухни стали дети В печати много сообщается об огромном разрушающем воздействии ТВ на детей и подростков. Детские психиатры и психологи в настоящее время считают, что основными болезнями детей в XXI веке будут болезни от ТВ и компьютеров. Но какой же вред приносит детям наш обычный домашний спутник, нет, не спутник, а теперь уже незаменимый член нашей семьи — телевизор?
Слайд6 Дети проводят много часов подряд у телевизора . Их внимание целиком направлено на экран. Эти дети, как правило, мало читают или почти ничего не читают, их интересы сужаются до размеров экрана. Постоянное облучение, исходящее от кинескопа, приводит к резкой астенизации (истощению) нервной системы. В результате память у таких детей слабеет, они начинают хуже учиться, становятся вялыми, безынициативными. Часто нарушается сон: дети плохо засыпают, нередко снятся кошмарные сны (как результат переживания событий, которых они насмотрелись в телепередачах). Утром они с трудом встают, чувствуют себя не отдохнувшими.
В школе эти дети бывают обычно вялыми, плохо концентрируют внимание на учебном процессе, хуже соображают при решении задач.
Развиваются раздражительность, повышенная возбудимость, впечатлительность, поэтому они часто ссорятся с одноклассниками, становятся неуживчивыми в классе, обидчивыми. Школьная успеваемость у них снижается.
В результате интеллектуальное развитие таких детей замедляется, а черты характера ухудшаются. Соматические нарушения и малоподвижный образ жизни приводят к частой заболеваемости.
Страшным является и то, что результатом длительного сидения у телевизора может явиться ухудшение взаимоотношения этих детей с родителями. Они становятся малопослушными, на требования или просьбы родителей оторваться от телевизора реагируют скандалом, слезами.
Слайд 7
Содержание телепередач Еще одна неприятная сторона современных телевизионных продуктов для детей:
Рассмотрим знакомую всем родителям ситуацию:
Девятилетний мальчуган не пропускает ни одной серии «Дракона Балл Зет», самого популярного японского мультика. Но не в силах пересказать, что в нем происходит... Он путает времена, пространства, героев и не в силах объяснить интригу... Полный хаос.
Хесус Бермехо, специалист по познавательной психологии, подводит итоги недавнего исследования о воздействии телевидения на мысль ребенка. Взяли 600 детей в возрасте от 4 до 12 лет из различных социальных кругов. При просмотре классического испанского мультика «Приключение гномов» им не составило труда объяснить мотивации героев, поместив их во времени и пространстве. С японским продуктом они попали в безвыходное положение. Почему? Такие мультики стремятся захватить внимание ребенка, но «сценарий» алогичен, дает лишь смену ситуаций без причинно-следственных связей.
Проблема и в том, что развивающийся детский мозг привыкает использовать горизонтальные мозговые схемы, которые помогают противопоставлять элементы. Чтение и математика требуют установки вертикальных мозговых схем, разрабатывая логику причин и следствий.
Хаотический тип рассказа разрушителен. Он формирует сознание, не совместимое со школьным обучением. При регулярном просмотре ТВ мозговые структуры ребенка и подростка деформируются. По данным опросов дети от 7 до 14 лет проводят перед экраном не менее двух часов в день. Получается, что это их третья деятельность - после сна и школы.
Слайд 8 Для детей моложе двух лет, опасность может быть чисто физической.
В коре головного мозга младенца число связей между нейронами вдвое выше, чем у взрослого: мозгу надо справляться с осознанием окружающего мира, в котором для маленького человечка все новое, непознанное, неожиданное. Это самый критический период для развития навыков зрения и языка. Кроме того, в возрасте около 18 месяцев у ребенка бурно развиваются лобные доли мозга, отвечающие за контакты с другими людьми. Поэтому с такими маленькими детьми надо разговаривать, играть, общаться, а не затыкать их телевизором.
Некоторые родители надеются, что телевидение научит ребенка чему-то полезному - новым словам, цифрам или алфавиту, но большинство специалистов говорят, что это не так. В одном эксперименте врачи регулярно демонстрировали детям с нормальным слухом, рожденным от глухонемых родителей, известную детскую образовательную передачу "Улица Сезам". Целью было проверить, не научатся ли они говорить. Этого не произошло. Дети учатся говорить, только общаясь с живыми людьми. Исследования показали, что маленьких детей привлекают звуки из телевизора, но их мозг не обрабатывает телевизионную речь с такой же интенсивностью, как разговор общающегося с ребенком человека
Слайд 9 Как избежать пагубного воздействия, сделаем выводы:
Необходимо обратить внимание на два основных момента: качество просматриваемых передач и количество проводимого перед телевизором времени. Основное правило гласит – 2 часа в день, иначе у ребенка могут начаться проблемы с весом, со сном, ухудшиться успеваемость в школе, и т.д. Но если в эти 2 часа ваш ребенок смотрит передачи пропагандирующие насилие, то и 2 часа слишком много. Помните телевизор и видео не должны использоваться вами, как занятие для ребенка, пока вы заняты, а только как способ узнать что-то новое. Как избежать негативного воздействия телевидения на ребенка?
Если вы просто скажете ребенку «никакого телевизора после 9 вечера», будьте уверены, что он это правило нарушит. Вы должны вовлечь ребенка в принятие этого решения.
Например, соберитесь всей семьей и задайте вопрос «Есть проблема. Как нам вместе ее решить?»
Слайд 10 Выбор.
Дайте ребенку список полезных (по вашему мнению) программ, пусть он выберет, что он хочет смотреть в отведенное ему количество времени. Позвольте ему также спланировать, когда он будет делать уроки, заниматься спортом, а когда смотреть телевизор. Такую практику необходимо повторять в течение длительного времени, регулярно пока ребенок не привыкнет и не научиться делать это сам.
Запретные программы.
Детей притягивает запретные фильмы, ужасы, боевики. Вы не можете просто запретить смотреть такие фильмы. Лучше всего будет смотреть их вместе с ребенком и обсуждать после просмотра те моменты, которые вы считаете нужными, чтобы показать, что есть хорошо, а что плохо.
Приучайте детей думать своей головой.
Не навязывайте им своего мнения, поощряйте детей, когда они выражают свое собственное мнение и побуждайте их к этому. После того, как вы посмотрели какую-то передачу или фильм, попросите ребенка объяснить, что было «хорошим», а что «плохим».
Слайд11 Критический подход.
Когда вы смотрите вместе с ребенком фильм, вы можете во время просмотра делать замечания, насколько реальна та или иная часть сюжета, что хорошо делать на примере старых добрых фильмов. Таким образом, вы приучаете ребенка критически относиться к увиденному и услышанному.
Образовательные программы.
Стимулируйте интерес детей к образовательным программ, как например Живая планета. Если, например, в программе стоит передача о пчелах, вы можете заинтересовать ребенка тем, что расскажете несколько интересных фактов об этих насекомых.
Мультфильмы.
Мультфильмы лучше просматривать с дисков или кассет. Так можно контролировать их содержание и качество.
Кроме того, что мультики хорошего качества учат детей тому, что такое «хорошо» и «плохо», они еще дают ребенку возможность фантазировать и развивать свои навыки в рисовании, так как дети очень любят рисовать героев мультиков.
И не оставляйте телевизор включенным на весь день, делая из него фон своего жизненного пространства.
- Затевая борьбу с экраном, прежде всего, начните с самих себя
Слайд 12 Вывод.
При правильном подходе телевизор может оказаться не совсем уж вредным изобретением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дети и телевидение
Беседа для родителей...
Родительское собрание на тему: "Дети и телевидение"
Данный материал поможет осветить проблему влияния телевидения на развитие личности ребёнка, на положительное и отрицательное влияние на психику ребёнка....
Дети и телевидение
Беседа с родителями...
Дети и телевидение
Буклет содержит рекомендации и советы для родителей и педагогов, а также влияние телевидения на развитие детей....
Дети и телевидение
Тематический семинар для родителей...
Презентация родительское собрание "Дети и телевидение"
Презентация создана к родительскому собранию "Дети и телевидение"....
Родительское собрание "Дети и телевидение"
Родительское собрание "Дети и телевидение" с проведением анкетирования. В разработке содержатся рекомендации для родителей....