Классный час о благотворительности «Дорогою добра»
классный час на тему
Цели и задачи классного часа: формировать нравственные качества, развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи; познакомить с понятием благотворительности, показать её роль в истории и современном обществе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_dorogoyu_dobra.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
«Дорогою добра»
Цели и задачи:
формировать нравственные качества, развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи;
познакомить с понятием благотворительности, показать её роль в истории и современном обществе;
расширять кругозор, пополнять словарный запас обучающихся.
Оборудование: плакат "цветок доброты"; толковый словарь Ожегова; запись песни Ю. Энтина и М.Минкова "Дорога добра» ; музыкальный центр.
Ход мероприятия:
Учитель:
Сегодня мы с вами поговорим о качестве, без которого человек не может называться человеком.
Слово это серьёзное,
Главное, важное,
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нём забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нём стремленье
На помощь прийти
Вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живёт
И о боли других
Позабыть не даёт.
И оно поважней,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец доброта!
- О каком качестве пойдёт речь? Да, сегодня мы будем говорить о доброте.
Доброта... Добро... Что же это такое? Давайте посмотрим в толковом словаре Ожегова:
Добро - всё положительное, хорошее, полезное.
Доброта - отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, стремление делать добро другим.
Это человеческое качество высоко ценилось во все времена и вырабатывалось в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Вот несколько высказываний о доброте выдающихся людей. (Зачитывают ученики)
"Доброта - вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид." (Драматург В.Розов).
"Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта". (Мигель Сервантес)
"Доброта, вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других".(Лев Толстой)
"Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям".(Жан Жак Руссо)
Вспомним пословицы и поговорки о доброте.
(Ученики называют пословицы и поговорки, которые они подобрали заранее. Некоторые пословицы написаны на доске, учащиеся объясняют их смысл. )
Без добрых дел нет доброго имени.
Жизнь дана на добрые дела.
Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.
От добра добра не ищут.
Доброе слово - половина счастья.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Доброе дело дороже богатства.
Красоту уносят годы, доброту не унесут.
Почему-то в наше время люди стесняются быть добрыми. Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность?
Ученик: Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звёздной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
Поэт А. Чепуров
Учитель: А как много слов образовано от слова добро!
На плакате изображён "цветок доброты", на его лепестках написаны слова, дети читают их и объясняют значение .( добропорядочный, доброжелательный, добросовестный, добросердечный, добродушный, добродетельный, добронравный)
- Какой человек может быть добрым?
(Добрым может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других. Добрый человек всегда учитывает интересы других людей.)
- Как вы думаете, легко ли быть по-настоящему добрым? Какие правила доброты необходимо выполнять, чтобы быть добрым? (Любить людей знакомых и незнакомых, призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям, делать добро для близких, друзей, не завидовать, не вредничать, не грубить и т.д.)
- Где и как вы проявляете доброту? Приведите примеры из своей жизни, когда вы сделали что-то хорошее другому человеку бескорыстно, не ради награды. Какое доброе дело вы совершили за свою жизнь, от которого вам и окружающим вас людям стало радостно? (Ответы детей)
Ученик: Лежало на пути бревно,
Мешало путникам оно.
Один сказал: "Нехорошо".
Сказал, и знай себе пошёл.
Второй взглянул, потом вздохнул,
И то бревно перешагнул.
А третий путник промолчал.
Он с виду был и хил, и мал.
Он молча скинул полушубок
И в сторону бревно убрал.
Учитель: - Кричать о своих добрых делах не стоит, потому что, как гласит пословица: " Кто добр поистине, добро творит в молчании".
- Добрый человек помогает не только людям, он помогает всем, кто его окружает: птицам, животным, растениям. Научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте нелёгкий, на нём человека ожидают взлёты и падения, зло и добро. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.
- Сейчас я вам прочитаю отрывки из двух рассказов. Послушайте внимательно.
1. Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжёлый пакет, не могла отдышаться. Он подошёл к ней и предложил свои услуги. Помог донести груз, хотя это и было ему не по пути.
В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрёстке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошёл к нему, взял за руку и перевёл на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.
2. Когда старушка - соседка попросила мальчика купить ей в магазине молоко, он согласился, но заявил, что за это она должна его отблагодарить.
- Проанализируйте эти ситуации и скажите, почему совершались добрые дела? Как бы вы поступили на месте мальчиков?
-А где добро всегда побеждает зло? Конечно в сказках. Многие писатели в своём творчестве обращаются к теме добра, доброты.
Я хочу прочитать вам сказку Джанни Родари «Солнце и туча» и обсудить её. (см. Приложение)
- C кем сравнивает автор сказки солнце и тучу?( с людьми)
- Кто из них более счастлив, почему? Докажите.
- Какие слова вы подберёте, чтобы описать солнце? Можно ли назвать его добрым?
Вы говорили, что если человек добр и щедро делится с другими, как солнце в сказке, то он часто больше приобретает, чем теряет. Поэтому издавна богатые люди занимались благотворительностью. Давайте снова заглянем в словарь.
Благотворительность – оказание материальной помощи бедным из милости.
Важной и неотъемлемой частью деятельности купечества является благотворительность. Щедрые пожертвования на общественные нужды, на развитие культуры и образования, на нужды церкви и здравоохранения, забота о сиротах, инвалидах, бездомных, заключенных и других категориях обездоленного населения — все это было привычной статьей расходов российских купцов.
Распространенным явлением было строительство зданий на средства одного купца или всех прихожан. Например, строительство Троицкого кафедрального собора, которое длилось более полувека. В описи жертвователей на строительство и восстановление собора входило большинство томских купцов: Ф.С. Толкачев, П.В. Михайлов, Д.И.Тецков, Н.Е. Филимонов, А.М. Серебренников, Н.И. Верещагин и многие другие. Но и среди них выделяется по размерам своего пожертвования на собор З.М. Цибульский. Его пожертвование составило 150000 рублей.
Другим поводом для благотворительности томских купцов были нужды народного образования, забота о сиротах и детях бедных родителей. Купцы дарили школам и училищам деньги, строительные материалы, здания, книги. Крупным жертвователем на нужды образования был И.А. Еренев. Он построил в Заозерском предместье, где у него были кожевенные заводы, два училища и был в них почетным блюстителем, то есть брал все расходы на себя.
Большое влияние на общественную жизнь и развитие просвещения оказала деятельность купца Петра Ивановича Макушина, который вместе со своим компаньоном купцом В.В. Михайловым открыли первый в Сибири книжный магазин 19 февраля 1873 года – в годовщину отмены крепостного права в России. Впоследствии П.И. Макушин начал торговать не только книгами, но и канцелярскими товарами, в 1880 г. открылся музыкальный магазин, клиентами торгового дома стали практически все школы и гимназии Томской губернии. Макушин занимался изданием “Сибирской газеты” В отличие от “Томских губернских ведомостей”, “Сибирская газета” печатала новости Сибири и Томска, аналитические, публицистические статьи, очерки, фельетоны. Иногда в материалах содержалась критика в адрес томских властей, что стало причиной закрытия газеты в 1888 г. Когда газета стала выходить вновь, но уже под новым названием “Сибирская жизнь”, она была интересна томичам не один десяток лет.
Благоустройство городов и здравоохранение – еще одна сфера благотворительных начинаний. На частные и общественные средства строились больницы, устраивались парки и сады, мостились улицы, сооружались мосты. В Томске известен своей благотворительность золотопромышленник Иван Дмитриевич Асташев. С 1844 года он содержал томский приют. Став миллионером, Асташев возводит в Томске один из первых каменных домов, до сих пор являющийся достопримечательностью Томска (это здание Краеведческого музея).
Купец Евграф Иванович Королев известен тем, что построил первое в Томске каменное здание театра на Московском тракте, а также помогал в строительстве ряда томских церквей, открыл и содержал на свои средства детский приют, регулярно жертвовал деньги на школьное образование. Благотворительная деятельность купца была отмечена государственными наградами. Когда в 1900 г. Е.И.Королев скончался, один перечень его деяний на благо города занял целую газетную колонку.
Еще одно крупное пожертвование на нужды города сделал С.С. Валгусов. Он получил разрешение на возведение в Томске здания бесплатной библиотеки. Пожертвования С.С. Валгусова было в одном ряду с пожертвованиями других сибирских купцов, которые, не имея возможности сами получить хорошее образование, ценили и любили книжное дело, старались шире распространять знания, стимулировать написание новых книг.
Не прошли томские купцы и мимо созданного в Томске в конце 19 века «Общества содействия физическому развитию». В Петуховском саду общество устраивало зимой каток, летом площадки для игр детей и взрослых, был нанят инструктор для игр г.Филиппиус, в саду были проложены дорожки для велосипедистов, а на реке устраивались купальни со школой для плавания. Обществом проводились и другие мероприятия, связанные с большими расходами, часть которых получали через пожертвования томских купцов.
Довольно часто в Томске и других городах Сибири возникали пожары, были наводнения и другие стихийные бедствия. Население оставалось без крова над головой и без необходимого имущества, и купцы помогали людям встать на ноги своими пожертвованиями. Например, 25 апреля 1882 года в Томске вспыхнул пожар, и в Заозерье выгорело три квартала домов. На следующий день, 26 апреля, пожар возник в центральной части города, на Песках. Первыми на бедствие откликнулись братья Королевы, которые представили в управу 500 рублей для раздачи беднейшим жителям города, пострадавшим от пожара, и еще они пожертвовали 150 рублей на наем лошади с бочкой для подвоза воды на пожар. В дальнейшем круг жертвователей на помощь пострадавшим от этого пожара расширился, а суммы пожертвований во много раз увеличились.
Наконец, не чужды были сибиряки и патриотических пожертвований. В годы двух самых тяжелых для России войн 19 века (Отечественной 1812 года и Крымской 1853-1855 гг.) в Сибири проходили сборы средств на борьбу с вражеским нашествием.
Списки жертвователей и пожертвований можно еще долго расширять, и среди них обнаружатся довольно редкие и оригинальные инициативы. Так, купец А. Кухтерин в 1892 году снарядил за свой счет экспедицию профессора Томского университета С.И. Залесского с целью исследования целебных свойств Карачинского озера в Каинском уезде, а в следующем году экспедицию того же профессора финансировал Е. Королев.
Трогательна была забота городской думы об известных своей благотворительностью купцах. По постановлению думы их портреты вывешивались в здании городской думы, в общественном банке, в устроенных ими учебных заведениях, их именами назывались учебные заведения, улицы города.
Ученик: Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги тропою Доброты
И радость помоги найти кому-то.
Как бы жизнь не летела - дней своих не жалей,
Делай доброе дело ради счастья людей.
Чтобы сердце горело, а не тлело во мгле,
Делай доброе дело - тем живём на земле.
В наши дни в Томске, так же, как и в других городах, существуют различные фонды, которые поддерживают традиции благотворительности. Фонд Алёны Петровой, например, за 2011 год собрал более 10 млн. рублей, которые будут направлены на покупку медикаментов, средств гигиены, игрушек, канцтоваров для больных детей; организацию праздников и акций; оборудование, ремонт и содержание Реабилитационного центра ,а также для помощи всем нуждающимся детям. В ноябре в нашей области под патронажем губернатора Виктора Кресса прошла Декада благотворительности. В рамках Декады благотворительности были проведены концерты для ветеранов “Подари улыбку”, акции “От семьи к семье” по сбору вещей для малообеспеченных семей и организованы рейды оказания помощи одиноким и пожилым людям. В Северске прошла акция “Помоги малышам” по сбору игрушек для детей, от которых отказались родители. Здесь же дан был старт акции “Солдатский Новый год” по сбору новогодних подарков для солдат. Во всех школах области прошли тематические открытые уроки, общегородские линейки, конкурсы рисунков, сочинений, плакатов о добре и милосердии. Кроме того, были выпущены специальные номера газет и радиопередач, проведены спортивные игры, фестивали национальных культур и организованы выставки в школьных библиотеках.
В нашей школе ежегодно проходит Весенняя Неделя Добра, в которой мы с вами тоже участвуем. Пока вы ещё маленькие, вы можете поделиться с другими детьми своими вещами, книгами, игрушками, устроить праздник для старичков, сделать красивее свой класс и свою школу, сделать добро своим родным и близким. Чем старше вы будете становиться, тем больше добрых и полезных поступков вы сможете совершить.
А закончить наш разговор мне хочется замечательной песней Ю. Энтина и М.Минкова
"Дорога добра".(дети поют песню)
Спроси у жизни строгой:
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Забудь свои заботы,
Падения и взлёты.
Не хнычь, когда судьба ведёт
Себя не как сестра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо...
Спеши к нему, всегда иди
Дорогою добра!
Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов!
Не забывай, что эта жизнь-
Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Литература:
- "Мастерская учителя",авторы Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина, Москва "Вако",2008.
- Справочник классного руководителя, автор Н.И.Дереклеева. Москва "Вако" ,2009
- Использована информация из сети Интернет:
http://obzor.westsib.ru/event/169
http://trofimov.tomsk.ru/current/tr2/tr_01.shtml
http://www.binom2004.narod.ru/tomsk.htm
Приложения:
- Джанни Родари «Солнце и туча»
Солнце весело и горделиво катило по небу на своей огненной колеснице и щедро разбрасывало лучи – во все стороны!
И всем было весело. Только туча злилась и ворчала на солнце. И неудивительно – у нее было грозовое настроение.
– Транжира ты! – хмурилась туча. – Дырявые руки! Швыряйся, швыряйся своими лучами! Посмотрим, с чем ты останешься!
А в виноградниках каждая ягодка ловила солнечные лучи и радовалась им. И не было такой травинки, паучка или цветка, не было даже такой капельки воды, которые не старались бы заполучить свою частичку солнца.
– Ну, транжирь еще! – не унималась туча. – Транжирь свое богатство! Увидишь, как они отблагодарят тебя, когда у тебя уже нечего будет взять!
Солнце по прежнему весело катило по небу, и миллионами, миллиардами раздаривало свои лучи. Когда же к заходу оно сосчитало их, оказалось, что все на месте – смотри-ка, все до одного!
Узнав про это, туча так удивилась, что тут же рассыпалась градом. А солнце весело бултыхнулось в море.
2. Стихи и песни, которые можно использовать при проведении классного часа.
"Доброта"(слова Н. Тулуповой, музыка И.Лученок).
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта - не пряник, не конфета.
Припев: Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Доброта, как солнце, светит.
Радуются взрослые и дети.
Л.Татьяничева
Достаётся недёшево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего,
Чем ты людям помог?
Этой мерой измеряться
Все земные труды,
Может, вырастил деревце
Иль очистил пруды?
Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Своим мирным трудом?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее-
Хорошеть самому.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если когда-то кому-то
Поможет улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему "Дорогою добра"
Классный час в 4 классе способствует духовно-нравственному развитию младших школьников...
Классный час по теме:"Дорогою добра".4-класс.
Формировать нравственные качества.Развивать у детей чувство товарищества,взаимопомощи....
Презентация к классному часу на тему "Дорогою добра". 2 класс
Презентация к классному часу на тему "Дорогою добра". 2 класс...
Классный час 4 класс "Дорогою добра"
Классный час содержит анкетирование, проблемные ситуации , обучающиеся являются активными участниками...
Классный час "Всегда иди дорогою добра"
Материал классного часа формирует у обучающихся ценностную ориентацию, стремление совершать добрые поступки, воспитывает доброе уважение к окружающим людям, учит размышлять над нравственной сутью пост...
Классный час на тему «Дорогою добра» 3 класс
Цель: воспитание чувств доброжелательного отношения друг другу, взаимопомощи, отзывчивости Задачи:...
Классный час "Всегда иди дорогою добра"
Цель: формировать у обучающихся ценностную ориентацию, стремление совершать добрые поступки, пробуждать добрые чувства, воспитание уважения и доброго отношения к другим людям;Задачи:учить размышлять н...