Первые шаги по созданию детского коллектива.
статья (1 класс) на тему

Лыкова Наталья Владимировна

Статьи для папки:"Внеклассная работа".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pervye_shagi_po_sozdaniyu_detskogo_kollektiva.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Первые шаги по созданию

   детского коллектива.

   При формировании первого класса педагогу начальной школы необходимо познакомиться с материалами, которые предоставляет детский сад. Педагогу важно знать, какое мнение о ребенке сложилось у воспитателя, каково было положение малыша в детской группе, как (активно или пассивно) он участвовал в занятиях группы, каким было его поведение в группе, был ли он одинок или общителен, в чем сумел проявить себя уже в детском саду.

  Планируя работу с классом  нужно продумать индивидуальную работу с учащимися, традиции класса.

  Большое внимание классный руководитель должен уделять сотрудничеству со школьным врачом или медсестрой.

  Достаточно информативными являются личные дела учащихся. Многое можно узнать с помощью классного журнала. Классный журнал свидетельствует о степени успешности в учебной деятельности учащегося класса в сравнении с другими учащимися.

  Начиная работу с детским коллективом, важно наладить сотрудничество с работниками школьной психологической службы. В начальной школе школьный психолог должен обратить самое серьезное внимание на адаптацию учащихся к обучению, мотивированность учебных действий, положение и статус в детском коллективе.

  Вместе с социальным педагогом классный руководитель может разработать стратегию своего поведения по отношению к семьям трудных учащихся.

  Одним из документов школы, который необходимо изучить классному руководителю младших школьников, является план воспитательной работы школы. Из плана воспитательной работы школы для классного руководителя являются значимыми: цели и задачи воспитательной работы школы на учебный год, которые являются  приоритетными в воспитательной работе с классом, внеклассные мероприятия, тематика информационных часов и часов общения.

  Еще одним важным документом школы является Устав учебного заведения, который должен знать классный руководитель. Требования, записанные в Уставе школы, должны быть доведены до сведения родителей учащихся и самих учеников.

                   

           Методы воспитания  и перевоспитания

                     младших школьников.

  При работе с учащимися классному руководителю необходимо использовать различные методы воспитания и перевоспитания.

 Метод переубеждения нацелен на изменение мотивов оправдания неправильного поведения у детей, на формирование социально ценных мотивов поведения. Используя метод переубеждения в работе с ребенком, необходимо руководствоваться следующими приемами:

- создание положительного общественного мнения;

- воздействие на ребенка с помощью слова и деятельности;

- создание условий для приобретения ребенком положительного жизненного опыта.

  Метод переучивания нацелен на преодоление отрицательных привычек учащихся, нездоровых потребностей, неправильных действий, изменение жизненного опыта. Используя метод переучивания, необходимо руководствоваться следующими приемами:

- включение ребенка в активную социально ценную деятельность;

- оценка и поддержка положительных проявлений со стороны учащегося;

- контроль и проверка выполнения предъявляемых к ребенку требований;

- предъявление четких запретов на негативные проявления   учащегося.

  Весьма перспективным в воспитательной работе с младшими школьниками является метод взрыва. Целью метода взрыва является стремительное разрушение негативных качеств и привычек в поведении учащегося, отрицательных стереотипов поведения ребенка.

  Конкретными приемами являются:

- доведение до наивысшего эмоционального накала отрицательных переживаний ребенка;

- создание ситуации глубокого эмоционального переживания, которое приводит к эмоциональному и моральному удовлетворению и успокоению.

  Метод реконструирования дает хорошие результаты после успешного использования метода взрыва, когда ребенок готов к принятию помощи взрослого, способен адекватно оценить свои проблемы в поведении.

  Целью метода реконструирования является внесение определенных корректив в духовный мир ребенка при сохранении уникальности и неповторимости его личности. Метод реконструирования предполагает использование следующих приемов:

- создание положительных перспектив в жизни ребенка;

- использование ведущих положительных качеств ребенка в воспитательной деятельности;

- ведение дневников самонаблюдения и саморазвития;

- составление программ саморазвития личности в целом или отдельных качеств ребенка.

  Все выше перечисленные методы должны применяться в сочетании методов поощрения и наказания. Целью этих методов является стимулирование положительного поведения учащихся, сдерживание отрицательного поведения.

  Приемами положительного воспитательного воздействия на учащихся могут быть:

- грамоты;  

- благодарственные письма;

- поощрительные записи в дневнике;

- неожиданные сюрпризы для учащихся положительного свойства;

- подарки;

- различные поощрения в виде поездок, путевок, участия в праздничных мероприятиях и т. д.

Большое значение в становлении характера ребенка  имеет метод  самоисправления. Для младшего школьника очень важно, чтобы педагог заметил и оценил усилия ребенка. Целью этого метода является развитие активности ребенка и приучение его к пониманию необходимости в изменении своих личностных качеств, своего характера.

  При использовании этого метода необходимо активно применять следующие приемы, которые могут быть эффективны в работе с младшими школьниками:

- самоуправление;

- самоприучение;

- самооценка.

  Каждый метод воспитания при определенных условиях вступает во взаимосвязь с другими методами, а главным условием действенности данных методов является системное четко выстроенное воспитание в коллективе, организация взаимовоспитания  и самовоспитания.

  Правила эффективного взаимодействия

 классного руководителя и младших      

школьников.

  Правило 1. Воспитывая учащихся, необходимо делать то, что говоришь. Младшие школьники очень сильно разочаровываются, если взрослый не выполняет то, что говорит, и перестают ему доверять, замыкаются. Они открыто высказывают свое разочарование. Это часто приводит к конфликтным ситуациям в общении взрослого и ребенка.

  Правило 2. Учащиеся требуют от педагога постановки четких целей и их практической реализации. Учащимся необходимы формулировки следующе го содержания: "Если  мы это сделаем, то.… Для того чтобы мы могли…, нам необходимо…» и т. д.

-

  Правило 3. Педагогу необходима постоянная обратная связь с учениками. Каждое достижение ребенка и поражение его на определенном этапе должно быть известно педагогу. Его анализ и оценка совместно с ребенком – основа обратной связи.

  Правило 4. С первых дней существование детского коллектива в нем нужно запустить механизм успеха. Учащихся нужно научить понимать разницу между их сегодняшними возможностями и будущими целями, постоянно сокращая разрыв между ними. Чтобы «механизм успеха» действовал эффективно, ученики должны обучаться сравнению реалий текущего момента с поставленной ими целью. Классный руководитель должен уметь определить количество творческого напряжения для каждого ученика.

  Правило 5. Педагог должен избегать резких суждений или устрашения, чтобы не манипулировать учениками.

  Правило 6. Когда дети делают что-то  неправильно или правильно, необходимо говорить об этом прямо и при этом остерегаться расточать похвалу.

  Правило 7. Все воспитательные мероприятия должны быть направлены на развитие детской инициативы, вдохновения и позитивного мышления.

  Правило 8. Педагог должен быть терпелив в воспитании учащихся, ведь ему, как и детям,  свойственны взлеты и падения, прогресс и регресс.

  Правило 9. Педагог не должен допускать высмеивания и саркастической констатации неудачности ребенка. В его арсенале должен быть юмор как средство снятия стресса и страха. Каждая встреча должна создавать светлую и радостную перспективу общения.

  Правило 10. Педагог не вовлекает «Эго» ребенка в процесс познания. Искренне желая помочь своим учащимся достичь поставленных целей, педагог избегает проводить параллель между успеваемостью ученика и его личностными качествами.

  Правило 11. Настоящий педагог старается, чтобы внеклассное мероприятие учило ребенка ставить вопросы. Это дает ученику возможность заниматься самоисследованием и делать свои самостоятельные открытия.

  Правило 12. Педагог стимулирует самосовершенствование учащихся, ставит перед учащимися трудные задачи, не приукрашивает их достижения, ща  

дя самооценку. Если педагог  поступает иначе, он тем самым подрывает самосознание, порождая посредственность.

  Правило 13. Педагог дает возможность своим учащимся быть в роли учителя и воспитателя. Если учащиеся будут обучать других тому, чему научились сами, это будет способствовать поднятию их знаний на более высокий уровень.

  Правило 14. Истинный педагог стимулирует игровое творчество. Игра дает простор воображению и стимулирует развитие интеллекта.

  Правило 15. Истинный педагог любит своих учеников не на словах. А на деле. Это проявляется в девизе: «Если не умею, учусь сам. Если умею, учу других, совершенствую себя».

             

        Условия эффективности воспитания          

                      младших школьников.

  Ученики проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни. Насыщенная учебная программа, участие в олимпиадах, марафонах, занятия в группах продленного дня во внеучебное время – после всего этого младшим школьникам требуется разрядка. Для этого необходима интересная и необычная внеклассная работа, которая способствует развитию личности.

  Внеклассная деятельность учащихся должна строиться на следующих принципах.

   Принцип открытости. Младшие школьники планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем, вносят коррективы и предложения взрослого с учетом своих интересов, потребностей и желаний. Классный руководитель должен чутко прислушиваться к мнению детей.

   Принцип привлекательности будущего дела. Классный руководитель должен увлекать учащихся конечным результатом выполняемого дела, им не интересны абстрактные и расплывчатые цели.

   Принцип деятельности. Младшие школьники – это учащиеся, которые в школе переживают бум деятельности. Им хочется активно участвовать во всех мероприятиях, которые проводятся в школе, ими движет желание получить похвалу, выглядеть успешными в глазах учителя и своих родителей. Ребятам интересны конкурсы, праздники, соревнования, театрализации и т. д.  поэтому классный руководитель должен предлагать учащимся разнообразные внеклассные мероприятия.

   Принцип свободы участия. Предлагая ребятам участие во внеклассном мероприятии, необходимо учитывать их мнение. Это может быть выражено в предоставлении учащимся возможности выбора задания с учетом своих интересов, личных качеств и возможностей. Такой подход классного руководителя учит ребенка уже в младшем школьном возрасте ответственности за выполнение порученного дела.

   Принцип обратной связи. Каждое внеклассное мероприятие, большое или маленькое, должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо каждый раз обсуждать, что получилось, а что не получилось, изучать их мнение, определять настроение и перспективу участия в будущих делах класса. Педагогу самому необходимо участвовать в мероприятиях. Это положительно сказывается на отношениях  учащихся с классным руководителем.

   Принцип сотворчества. В этом принципе соединяются два слова: сотрудничество и творчество. Работая с младшими школьниками, педагог должен предоставлять учащимся право выбора партнера по выполняемому делу. Это повышает результативность выполняемой учащимися работы, стимулирует ее успешность.

   Принцип успешности. И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Классный руководитель должен видеть участие каждого ребенка во внеклассной работе и по достоинству ее оценивать. Если ученик видит, что его вклад в общее дело достойно оценивается, то в последующем он будет еще более активен и успешен. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово педагога, его жесты, мимика, интонация. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

  Классному руководителю при организации процесса воспитания младшего школьника нужно также выполнять следующие условия:

  Во-первых, формировать базовую культуру личности, культуру жизненного самоопределения: экономическую и политическую, демократическую и правовую, нравственную и экологическую, художественную и физическую,

культуру семейных отношений. Формируя  базовую культуру личности младшего школьника, классному руководителю необходимо создать широкое информационное поле для усвоения базовых культурных начал.

  Во-вторых, совместно с учащимися необходимо заниматься поиском нравственных образов духовной культуры и выработкой на этой основе своих собственных ценностей, норм и законов жизни, формирующих активную личную позицию школьника.

  В-третьих, формирование культуры личности предполагает воспитание человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и твердой жизненной позицией.

  В-четвертых, целью воспитательной работы является не проведение самого мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок, его склонности и интересы, отношение к жизни и самому себе.

  В-пятых, воспитание должно строиться на добровольности участия учащихся в любом воспитательном мероприятии. Принудительный воспитательный процесс ведет к моральной деградации учащихся. Детей нельзя обязать «воспитываться». Свободная воля проявляется, если воспитатель в воспитании опирается на интерес, романтику, чувство товарищеского и гражданского долга, творчество.

  В конечном итоге главная идея воспитания состоит  в том, чтобы подготовить человека к трем главным ролям реальной жизни – гражданина, работника, семьянина.

 

  Организация общения классного                              

         руководителя с учащимися.                          

    Воспитание учащихся невозможно без организации эффективного общения с ними. Педагог, работающий с младшими школьниками, должен понимать, что малышам необходимо доброжелательное сотрудничество с педагогом. Это помогает младшим школьникам преодолеть страх, беспокойство, тревожность, положительно адаптироваться к школьной жизни.

    Большое значение в работе с младшими школьниками имеет стиль общения педагога с детьми. В педагогической литературе выделяют следующие стили педагогического общения.

    Стиль увлеченности. Педагог  относится к общению с детьми творчески, учитывает индивидуальные особенности характера учащихся, особенности эмоциональной сферы. Учитель пытается объединить коллектив класса творческой деятельностью, которая интересна и значима для учащихся.

    Стиль дружеского общения. Дружеское расположение педагога к ребятам, желание общаться с ними, интерес к их жизни может перерасти в творческое деловое сотрудничество. Однако в дружеском расположении к детям классный руководитель должен знать меру. Иногда такое общение приводит к тому, что дети видят в педагоге лишь собеседника, с которым можно поделиться секретом, спросить совет, но распоряжения и требования которого серьезно не воспринимаются.

    Стиль диалогического общения. Общение-диалог  - это общение, построенное на уважении прав учащихся, взаимном доверии друг к другу, желании педагога слышать не только себя в общении с детьми, но и самих учащихся. Диалогическое общение способствует обмену социальными ролями, возможности войти в роль другого, содействуя восприятию человека человеком. Диалогическое общение помогает реализовать очень важную функцию общения – сопереживание. Это создает условия для развития и совершенствования детского коллектива.

    Стиль дистанциирования. Наиболее распространенным стилем общения в сегодняшней школе является  дистанциированное общение. Такой стиль в общении с учащимися избирают как опытные, так и начинающие педагоги. Начинающие педагоги избирают такой стиль зачастую из-за боязни потерять авторитет в глазах учащихся. Более опытные педагоги считают, что дистанция дает возможность увереннее управлять классом, делает успешным процесс обучения и воспитания. В результате такого общения процесс воспитания становится формальным, из общения с детьми уходит искренность, творчество, сопереживание друг другу.

    Стиль устрашения. Использование в общении с учащимися стиля устрашения говорит о неумении педагога организовать  продуктивную совместную деятельность с детьми. Для стиля устрашения неприемлемы творческий поиск учащихся, проявление инициативы и самостоятельности. В своем общении с детьми педагог занимает позицию « над». Он проявляет инициативу в общении, управляет, контролирует, планирует ситуацию, реализует свои цели, оценивает, поощряет и наказывает.

    Стиль заигрывания. В общении с учащимися отрицательную роль играет стиль заигрывания. Главная особенность этого стиля состоит в том, что педагог стремиться продемонстрировать всем окружающим, коллегам и родителям свое умение сотрудничать с детьми. Завоевывая ложный авторитет, педагог не думает о перспективах общения с учащимися, его интересует позиция

« здесь и теперь», все остальное взрослого не интересует. Как правило, позиция заигрывания приводит к тому, что спустя определенное время, класс

становится неуправляемым, а педагог как личность не воспринимается учениками. Такая  позиция противоречит педагогической этике и приводит к конфликтной ситуации.

    Таким образом, классный руководитель должен приложить немало усилий, для того чтобы построить дружеские, конструктивные отношения с младшими школьниками, способствующие их эффективному воспитанию и развитию.

     

               

Совместное с учащимися планирование

         воспитательных мероприятий в классе.

    Приступая к планированию воспитательной работы с классным коллективом, классный руководитель обязан руководствоваться следующими правилами.

    Правило первое. Планируемые мероприятия должны учитывать возраст учащихся класса и особенности ведущей деятельности как психологической основы данного возраста.

    Правило второе. Каждое запланированное мероприятие должно предполагать определенный конечный результат и решать конкретные задачи.

    Правило третье. Все внеклассные мероприятия должны носить системный характер.

    Правило четвертое. Планирование внеклассных мероприятий учитывает цели и задачи воспитательной системы учебного заведения.

    Правило пятое. Приступая к работе с новым классным коллективом, необходимо не только привнести новые идеи в сотрудничество с детским коллективом, но и сохранить старые.

Правило шестое. Внеклассные мероприятия должны быть разнообразными по форме и интересными и развивающими по содержанию.

    Правило седьмое. Планируемые внеклассные мероприятия должны способствовать развитию у  детей желания высказывать свое мнение, опровергать и доказывать, соглашаться и отстаивать свое мнение.

    Правило восьмое. В дискуссии по планированию имеет право высказаться каждый ученик, даже если его мнение абсурдно.

    Правило девятое. Совместное планирование внеклассных мероприятий должно учить учащихся принимать ответственность на себя.

 

      Функции классного руководителя

                начальной школы.

    Педагог как руководитель классного коллектива реализует свои функции относительно всего класса в целом и каждого ученика в отдельности. Воспитательные задачи классный руководитель решает в соответствии с учетом возраста детей и взаимоотношений внутри класса, учитывая при этом индивидуальные особенности детей.

    Основным критерием результативности деятельности классного руководителя является содействие саморазвитию личности, реализации творческих способностей, обеспечение социальной защиты, создание необходимых условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.

    Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.

    Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

    Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.

    Функции классного руководителя:

  1. Организационно-координирующие:

         - обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;

         - установление контактов с родителями (иными законными представителями)

           обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через

           психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);

         - проведение консультаций, бесед с родителями обучающихся;

         - взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-                                                      

           вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

         - организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития            

             положительного потенциала личности обучающихся,  в рамках деятельности

           общешкольного коллектива;

         - организация воспитательной работы с обучающимися,  через проведение

           «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других

           мероприятий;

         - стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том

          числе в системе дополнительного образования детей;  

         - взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;

         - ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).

 

  1. Коммуникативные:                        

         - регулирование межличностных отношений между обучающимися;

         - установление взаимодействия между педагогическими работниками

           и обучающимися;

         - содействие общему благоприятному психологическому климату

           в коллективе класса;

         - оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных

           качеств.

  1. Аналитико-прогностические:

         - изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики

           их развития;

         - определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

  1. Контрольные:

         - контроль за успеваемостью каждого обучающегося;

         - контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

         Формы работы классного руководителя.

   В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:

     - индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.)

     - групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.)

     - коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.)

   При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:

     - определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением

     - учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия

     - обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально-значимой, творческой деятельности обучающихся класса.

   У каждого вида деятельности есть еще несколько целей, помимо создания дружественного коллектива, где комфортно каждому.

 

   Для создания хороших взаимоотношений в классе и, следовательно,  для создания условий общего комфорта необходимо проведение внеклассных мероприятий.

   Внеклассные мероприятия делятся на мероприятия 3-х типов:

  1. Тип  «представление»:

- представления-демонстрации (спектакль, концерт, просмотр, конкурсная программа, торжественное собрание);

- представления-ритуалы (линейка);

               - представления-коммуникации (митинг, дискуссия, лекция, фронтальная беседа,              диспут).

  1. Тип «созидание-гуляние»:

- развлечение – демонстрация (ярмарка, представление в кругу, танцевальная программа);

- совместное созидание (трудовая акция, подготовка к представлению, подготовка выставки);

- развлечение – коммуникация (продуктивная игра, ситуационно-ролевая игра, вечер общения).

         

  1. Тип «путешествие»:

- путешествие-демонстрация (игра-путешествие, парад-шествие);

-путешествие-развлечение (поход, прогулка);

-путешествие-исследование (экскурсия, экспедиция).

   Рассмотрим эти мероприятия по отдельности.

 

  1. Торжественное собрание детского коллектива – собрание для чествования каких-либо значимых дат или событий в жизни детского коллектива, предполагающее устные монологические выступления отдельных ораторов. Воспитательные возможности торжественного собрания детского коллектива состоят в формировании социального опыта (освоении социально приемлемых схем поведения), совместного позитивного переживания. Участниками торжественного собрания являются ведущий (с несколькими помощниками), выступающие, зрители-слушатели, каждый из которых потенциально может стать выступающим. Ведущий и выступающие находятся в центре внимания (на возвышении, например на трибуне или за столом президиума). Торжественное собрание проходит в зале, классной комнате, или другом месте, где обеспечивается доступность наблюдения за центром внимания. Можно порекомендовать следующую партитуру торжественного собрания: встреча участников, открытие (объявление об открытии, гимн или песня, выборы президиума), выступление нескольких подготовленных ораторов, выступление желающих. Встреча участников весьма важная процедура она может включать в себя регистрацию, вручение эмблем. Торжественное собрание должно быть посвящено одной теме. Большую роль в эффективности торжественного собрания играют речи выступающих, имеющие свои особенности, как в информационном, так и аффективном планах. Коммуникация, разворачивающаяся на торжественном собрании, воздействует за счет ассоциативности предъявляемой информации (новом ракурсе рассматриваемого явления), следовательно, при подготовке необходимо найти свежие, эксклюзивные сведения, интересные повороты в интерпретации произошедшего. Для обеспечения эмоциональной составляющей выступлений на торжественном собрании важно, чтобы речи были короткими, яркими, доходчивыми, рассчитанными на мгновенный эффект, продолжались не более 5 минут. Педагог при проведении данной формы должен быть готов выступить оратором и продемонстрировать яркость речи и индивидуальность мысли. С другой стороны торжественное собрание – «одноразовая форма», ее не следует проводить чаще одного – двух раз в году.

  1. Концерт – представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей художественных номеров (танец, песня, декламация, театральная миниатюра и др.). Понятие «концерт» имеет два толкования. В самодеятельном творчестве школьников концерты чаще всего подразумевают выступление перед аудиторией родителей, гостей, сверстников. В наших размышлениях о способах бытия воспитательного сообщества есть такие способы как «гастроль» и «витрина». Гастролировать могут не только детские хореографические студии, драматические кружки, но и самый обычный класс, когда школьникам есть что показать зрителям и есть желание куда-нибудь выехать, выйти с концертом. «Витриной» мы назвали такой способ бытия, когда в детский коллектив приглашаются гости. В этом случае концерт или спектакль показывают в помещении своего класса, или в школьном актовом зале.

   Многое зависит от уровня подготовки и соответствующего составления концертной программы. В практике работы классных руководителей встречаются отчетные годовые концерты, когда все ребята демонстрируют свои успехи в художественном творчестве за прошедший год. В понятие «отчетный концерт» также входит концертное выступление всего лишь одного коллектива. В этом случае творческий коллектив показывает развернутую программу в одном или двух отделениях, подготовленную собственными силами. Концерты, посвященные какой-нибудь теме, празднику, знаменательной дате, а также жизни или творчеству какого-либо человека, называются тематическими. Например, темы войны и мира могут быть широко представлены в программе песнями и музыкальными произведениями военных и послевоенных лет. Тематические концерты могут быть посвящены календарным датам, традиционным праздникам (Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день и т. д.).

    Несмотря на широкую известность концерта как формы совместной деятельности, следует обратить внимание на такую деталь, как ритм совместного действия. Если в спектакле он основывается на алгоритме, заложенным автором пьесы, то сложность концерта как раз и состоит в том, чтобы разные номера выстроить в последовательные части: завязка, развитие, кульминация, развязка и финал. В последнее время часто устроители шоу программ используют в качестве финала сейшен – финальную песню, которую поют все участники по строчке или куплету.

3.   Представление-соревнование (конкурсная программа) – совместное действие, предполагающее демонстрацию зрителям соревнования между участниками в чем-либо. В основу соревнования может быть положена профессиональная или близкая к ней деятельность, практически любой жанр искусства. Так как сущность соревнования состоит в сравнении уровня мастерства, конкурсные программы являются стимулом к развитию различных сфер личности школьника (практическая деятельность, когнитивная, эмоционально-волевая), содействуют самосовершенствованию детей. В ходе представления-соревнования функциями участников являются следующие: соревнующиеся, судьи, ведущий, зрители. Местом проведения данной формы могут быть зрительный зал со сценой или спортивная площадка. Методика проведения этой формы требует соблюдения ряда правил.  Первое правило – четкость формулировки параметров соревнования (заданий,  правил, критериев оценки выступлений конкурсантов). В правилах или задании должны быть четко оговорены время подготовки, размеры конечного продукта, возможность использовать помощь присутствующих, заготовок, перечень запрещенных и разрешенных материалов.

           Второе правило – необходимо с самого начала представить зрителям всех участников взаимодействия, параметров соревнования.

          Третье правило – эмоциональной инструментированности программы (каждое представление, а особенно соревнование стремиться к шоу). Предпосылками реализации этого правила являются наличие значимых для команд призов, эмоциональное ожидание зрителями результата соревнования.

         Четвертое правило – ведущий конкурсной программы должен быть общительным, изобретательным.

         Пятое правило – сочетания импровизации и предварительной подготовки. При подготовке к конкурсной программе целесообразно провести просмотр номеров, заранее подготовленных  конкурсантами. Так как задаваемые со сцены эстетические образцы имеют сильное воздействие на зрителей, необходимо исключить из выступлений элементы антикультуры.

         Шестое правило – стилевой целостности, которое требует, чтобы название программы, одежда участников, оформление зала, конкурсные задания, правила соревнований соответствовали контексту представления.

         При проведении представления-соревнования могут быть использованы различные игровые контексты взаимодействия: «дуэль», «турнир», «бой», «поединок», «защита», «сражение», «смотр», «аукцион». Так, например, проведение рыцарского турнира - соревнования фехтовальщиков, органично провести в антураже средневекового состязания европейских рыцарей. Нередко разнообразные конкурсные программы ошибочно называют КВНом. К представлениям-соревнованиям относятся интеллектуально-познавательные игры, которые при использовании в системе создают условия для развития информационной и операционной составляющих личности школьника. Ключевыми отличиями интеллектуально-познавательной игры от других представлений-соревнований являются: наличие специальных вопросов,  на которые следует отвечать соревнующимся и игрового сюжета. Примерами контекста избранного для творческих конкурсов может быть посвящения какому-либо литературному персонажу или историческому герою (Шерлок Холмс, Доктор Айболит и т. п.), соревнование двух коллективов («Два корабля», «Две парикмахерские» и т. д.). Наиболее часто используемое в практике спортивных объединений представления-соревнования – спортивная эстафета. Эта форма является достаточно популярной. Вспомнить хотя бы КВН, рыцарский турнир, познавательно-интеллектуальную игру, спортивные командные игры. Спортивные игры могут быть как традиционные, так и шутливые – «Дворницкие баталии», «Вело родео», «Ботлбол».

  1. Трудовая акция (субботник) – ограниченная по месту и времени специально организованная предметно-практическая трудовая деятельность детей. Смысл субботника состоит в добровольном совместном труде в свободное время,  направленном на улучшение окружающей предметной действительности. Воспитательный потенциал трудовой акции предполагает решение таких педагогических задач как формирование у школьников опыта совместного труда, преодоление трудностей, ответственности за порученное дело, самостоятельности в решении предметно-практических задач. Для трудовой акции возможны такие названия как «атака», «десант». Атака представляет собой быстрое исправление недостатков, выполнение трудового задания, рассчитанное на один – два часа. Трудовой десант может быть более длительным и может предусматривать выезд на какой-либо объект. Сам по себе субботник может и предполагать игру, однако возможно превратить уборку территории, закрепленной за классом младших школьников, в секретную миссию по задержанию диверсантов-фантиков. Методика проведения трудовой акции предъявляет требования к эмоциональному состоянию участников: авансирование участия школьников связано с осознанием и принятием необходимости помощи тем, кто в ней нуждается (например, одинокие ветераны, дошкольники, сверстники – воспитанники интернатных учреждений и т. д.), личностная значимость трудовой акции может быть связана с принятием роли хозяина своего города, учреждения, помещения, закрепленным за детским объединением. Начало трудовой акции должно быть четко обозначенным, поддержание позитивного эмоционального настроя участников трудовой акции осуществляется за счет музыкального сопровождения, выступления агитбригады. В качестве последействия возможен выпуск боевых листков. Непременными требованиями к проведению трудовой акции является безопасность проводимых работ, соответствующая одежда, необходимый инвентарь и его достаточное количество, достаточное число объектов приложения сил участников акции, равномерность распределения заданий.

  1. Подготовка к представлению – специально организованная совместная деятельность по придумыванию, разработке и реализации замысла какого-либо концерта, спектакля и т. п. Возможно выделение каждого этапа, как отдельной формы работы: придумывание, реализация замысла. Большие воспитательные потенциалы имеет форма, включающая в себя элементы просмотра представления, обсуждение просмотра, подготовку к представлению и показ собственного мини-спектакля. Это – так называемый незаконченный спектакль. Основной алгоритм формы следующий:

         1) показ театрального представления, который носит проблемный характер, действие спектакля останавливается в самый кульминационный момент;

         2) в детских объединениях идет обсуждение увиденного;

         3) разработка сценария, репетиция;

         4) показ вариантов окончания спектакля детскими объединениями.

    При помощи незаконченного спектакля можно решать задачи нравственного воспитания. Одним из кульминационных моментов подготовки к представлению является генеральная репетиция, основными задачами которой  являются:

         - отметить продолжительность (время) представления и каждого элемента в отдельности;

         - выстроить окончательно последовательность эпизодов программы;

         - выверить акустические возможности зала, сопоставив акустику инструментов;

         - наметить расположение участников на сцене (станки, пульты, микрофоны);

         - режиссерская отработка поведения артистов на сцене (выход и уход исполнителей);

         - световое оформление концерта и каждого эпизода в отдельности.

         6. Экскурсия – специально организованное передвижение участников с целью демонстрации им какой-либо экспозиции. Участники экскурсии делятся на тех, кто организует наблюдения, консультирует, сообщает необходимые сведения, и тех, кто самостоятельно наблюдает, ведет записи, осуществляет фотосъемку. Отсюда вытекают и основные воспитательные задачи, которые могут быть решены при помощи экскурсии: усвоение какой-либо информации школьниками, развитие ряда умений предъявлять информацию, переживание собственных отношений к социокультурному объекту. В первом - информационном случае, демонстрируется нечто субъективно новое для экскурсанта – специально созданная экспозиция (музей, выставка), или естественный объект – уникальный природный ландшафт, архитектурный памятник (здание, городской ансамбль, памятные места, связанные с тем или иным историческим деятелем, событием и проч.), производственное предприятие.  Образовательная функция экскурсии реализуется и когда, подготовка и проведение экскурсии является важной составляющей деятельности детского объединения (краеведческие кружки, общества юных натуралистов). Особое место занимает экскурсия в воспитательной работе организуемой в музеях.  Еще один специфический вид экскурсий связан с поездками (походами) группы детей по определенному маршруту. В этом случае в ходе цикла экскурсий требуется серьезная работа педагога по интеграции полученной информации. В случае, когда экскурсоводами являются сами воспитанники, а экскурсия проводится для гостей учреждения, воспитательная задача решается,  прежде всего, в сфере организации опыта. Юные экскурсоводы присваивают роль хозяев своей школы, выступают как знатоки своих традиций и обычаев.

 

   

 

.

   

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые шаги по созданию детского коллектива

Собеседование с ребенком, который  поступает  в первый класс....

Создание психологического комфорта в детском коллективе.

Выступление на семинаре классных руководителей на тему "Доверительные отношения как средство педагогической поддержки ребёнка". В статье приводятся примеры тренингов, результатом которых является осоз...

Роль диагностических методик в работе классного руководителя по созданию детского коллектива.

Диагностическая карта класса поможет  обнаружить проблемы и поставить задачи; выявить типичные характеристики и показатели воспитанности по отдельным параметрам и оценить их на соответствие нравс...

Роль классного руководителя в создании и развитие детского коллектива»

Презентация по теме:Роль классного руководителя в создании и развитие детского коллектива».Выступление на педагогическом совете....

Создание мультфильма "Первые шаги в анимацию"

И взрослые и дети любят смотреть мультфильмы. Они стали неотъемлемой частью нашей жизни. Дети учатся у героев мультфильмов добру, анализируют их поступки. Мультфильмы развивают образное и абстрактное ...

Материалы для выступления на семинаре «Роль классного руководителя в создании условий для саморазвития учащихся в детском коллективе»

        Мечта любого классного руководителя – создать единый дружный коллектив, в котором будет комфортно ребенку на уроках и во внеурочное время, где он сможет раскры...