Патриотическое воспитание в начальной школе
статья на тему
Патриотическое воспитание является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для развития священного чувства любви к Родине. Воспитаем патриотов, деловых, здоровых людей,- значит, можно быть уверенными в развитии и становлении нормального общества и сильной державы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie_v_nachalnoy_shkole.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Летова О.Г.
воспитатель МОУ «СОШ № 55»
г.Саратов
Патриотическое воспитание в начальной школе
Патриотическое воспитание является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для развития священного чувства любви к Родине. Воспитаем патриотов, деловых, здоровых людей,- значит, можно быть уверенными в развитии и становлении нормального общества и сильной державы.
Цель: создание условий для формирования гражданской патриотической культуры личности ребёнка через учебно-воспитательную деятельность.
Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством.
Задачи:
- формировать верность Родине, готовность служить Отечеству;
- воспитывать уважение к национальным традициям своего народа, бережного отношения к духовным богатствам родного края;
- создавать благоприятные условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, формировать потребность в здоровом образе жизни;
- развивать гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Направления работы по гражданско- патриотическому
воспитанию.
1.Гражданско-патриотическое направление.
(Беседы о Конституции, праздники России, уроки мужества,
классные часы.)
2.Историко – краеведческое и экскурсионное направление.
(Уроки краеведения, посещение музеев, библиотек, встречи с ветеранами ВОВ, празднование 23 февраля).
3.Литературно-музыкальное направление.
(Знакомство с произведениями УНТ, классикой.)
4.Физкультурно-оздоровительное и туристическое направление.
(Разучивание народных игр, участие в днях здоровья, в весёлых стартах и т.п.)
5. Экологическое направление.
(Участие в акции «Сбережём свой край», изучение лекарственных растений, защита природы от загрязнения.)
6. Трудовое направление.
(О профессиях родителей, служба в армии, акция «посылка солдату»).
7. Семейное направление.
(Изучение истории семьи, составление родового дерева, сбор старых фотографий, увлечение семьи, пр.)
Воспитание граждан и патриотов России - процесс длительный, требующий от воспитателя настойчивости, последовательности и большого терпения. Решить эту задачу за 4 года - очень сложно. Впереди ещё долгие годы школьной зрелости.
Но главное делает учитель начальных классов.
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
Национальный воспитательный идеал.
Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т.е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретных исторических социально-культурных условиях.
В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренён в религии и представлен для православных христиан, прежде всего в образе Иисуса Христа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и государства в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного.
Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа. Для сохранения целостности страны, территория которой постоянно расширялась, нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни: честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь.
Православие объединяло русских людей (ими считались все принявшие православие, а не только этнические русские) в единый народ. Именно поэтому защита Русской земли приравнивалась к защите православия, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси.
В 18 веке Россия стала империей, сила которой заключалась в централизации и концентрации государственной власти в руках правящего монарха - императора. Государство возвышалось над церковью. Был сформулирован новый воспитательный идеал – «человек государственный, слуга царю Отечеству». Образовательная система стала ориентироваться на задачи подготовки профессиональных кадров для государственных нужд. Главным в воспитании стало формирование человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России.
Идеал полезного государству и Отечеству гражданина был характерен для императорской России.
В советский период государство обрело всю полноту власти над гражданином и е частной жизнью. Спектр жизненных смыслов был сжат до веры в коммунизм и служения коммунистической партии.
Вместе с тем, советская эпоха в отечественной истории сформировала высокий педагогический идеал - воспитание всесторонне развитой личности. Дала примеры массового героизма, героического служения, вплоть до самопожертвования, во имя будущего своей страны и своего народа, пренебрежения материальным во имя идеального.
В 90-ые годы ХХ века в России был сформирован идеал свободной в своём самоопределении и развитии личности, «освобождённой» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом.
Сегодня, на новом этапе развития РФ, при определении современного национального воспитательного идеала необходимо в полной мере учитывать:
- преемственность современного национального воспитательного идеала по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых эпох;
- духовно-нравственные ценности, определённые в соответствии с действующим российским законодательством;
- внешние и внутренние вызовы, стоящие перед Россией.
Национальным приоритетом, важнейшей национальной задачей является приумножение численности многонационального народа РФ, повышение качества его жизни, труда, творчества, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры. Решение этих задач способно обеспечить устойчивое и успешное развитие России.
Современный национальный воспитательный идеал определяется:
- в соответствии с национальным приоритетом;
- исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным идеалам прошлых исторических эпох;
- согласно Конституции РФ;
- согласно Закону РФ «Об образовании» в части общих требований к содержанию образования (ст. 14) и задачам основных образовательных программ (ст. 9., п.6.)
Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ.
Цели и задачи духовно – нравственного развития и воспитания.
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приобретённых задач общества и государства является воспитание, социально – педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, ответственного, инициативного, компетентного гражданина России.
В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:
- готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию,
самооценке, пониманию смысла жизни, ответственному поведению;
- готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и в предметно – продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно – нравственной установки «становиться лучше»;
- укрепление нравственности, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
- формирование морали как необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
- развитие совести как нравственного самосознания личности, осуществлять нравственный самоконтроль
- принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций ;
- готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
- трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
- осознание ценности человеческой жизни, жизни других людей, умение противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности; умение им противодействовать;
- свободолюбие, как способность к сознательному, личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями;
- укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
В сфере общественных отношений духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:
- осознание себя гражданином России на основе общих национальных нравственных ценностей;
- готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;
- развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
- поддержание межэтнического мира и согласия;
- осознание безусловной ценности семьи;
- понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о старших и младших;
- бережное отношение к жизни человека;
- духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
В сфере государственных отношений духовно- нравственное развитие и воспитание должно содействовать:
- укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;
- укреплению национальной безопасности.
Духовно – нравственное развитие и воспитание.
Духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой компонент социального заказа для образования.
Духовно – нравственное развитие и воспитание личности является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно – исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.
Сфера педагогической ответственности в этом процессе определяется следующими положениями:
- усилия общества и государства направлены сегодня
на воспитание у детей и молодёжи активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну;
- общее образование, выстраивающее партнёрские отношения с другими институтами социализации, является основным институтом педагогического воздействия на духовно – нравственное развитие личности гражданина России.
При этом основным субъектом, реализующим цели духовно – нравственного развития и воспитания, является педагогический коллектив образовательного учреждения.
Носителями базовых национальных ценностей являются различные социальные, профессиональные и этнические конфессиональные группы, составляющие многонациональный народ РФ.
Соответственно духовно – нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия следующих ценностей:
- семейной жизни;
- культурно - регионального сообщества;
- культуры своего народа;
- российской гражданской нации;
- мирового сообщества.
Духовно – нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Семейные ценности, которые дети усваивают в семье с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте.
Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Следующая ступень развития гражданина России –
это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики.
Через семью, родственников, природное окружение и социальную среду наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», Отечество, родная земля, родной язык, моя семья и род, мой дом.
Более высокой ступенью духовно – нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа РФ.
Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа РФ, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.
Программы духовно – нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечить полноценную и последовательную идентификацию ученика с семьёй, культурно – региональным сообществом, многонациональным народом РФ, открытым для диалога с мировым сообществом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание в начальной школе
Статья отнесена к разделу "Внеклассная работа". Воспитание патриотизма - это важнейшая педагогическая задача нашего времени....
Программа по патриотическому воспитанию в начальной школе
Программа по Духовно-нравственному воспитанию (патриотическому) в начальной школе для 1-4 классов с пояснительной запиской и учебно-тематическим разделом...
Средства и методы патриотического воспитания в начальной школе
К эффективным средствам исторического образования относятся разнообразные формы уроков героико-патриотической тематики: интегрированные, проблемные, дискуссии, театрализованные, групповые семинары, у...
Гражданско-патриотическое воспитание в начальной школе
p { margin-bottom: 0.21cm; } Гражданско-патриотическое воспитание в нашей школе.Целевая комплексная программа гражданско-патриотического воспитания «Сыны отечества» управления образования М...
Доклад Патриотическое воспитание в начальной школе
Доклад раскрывает уровень патриотического воспитания в начальной школе. У казывает на актуальность патриотического воспитания в наше время. Содержит материал из опы...
ПРОГРАММА нравственно-патриотического воспитания в начальной школе «РОДНИКИ ДОБРА» на 2012 – 2016 гг Учитель начальных классов Новакова Елена Юрьевна
ПРОГРАММАнравственно-патриотического воспитания в начальной школе «РОДНИКИ ДОБРА» Автором предложены новые оригинальные формы работы, такие как:1.Акция «Твори добро»....
ПРОГРАММА нравственно-патриотического воспитания в начальной школе «РОДНИКИ ДОБРА» на 2012 – 2016 гг Учитель начальных классов Новакова Елена Юрьевна
ПРОГРАММАнравственно-патриотического воспитания в начальной школе «РОДНИКИ ДОБРА» Автором предложены новые оригинальные формы работы, такие как:1.Акция «Твори добро»....