Здоровый образ жизни и спорт
классный час на тему

Филова Оксана Сергеевна

Классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Здоровый образ жизни 33.53 КБ
Файл zdorovyy_obraz_zhizni_i_sport.pptx1.27 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час "Здоровый образ жизни и спорт"

Задачи:

  • Познакомить учащихся с составными частями здорового образа жизни, факторами отрицательно влияющими на здоровье;
  • Учить работать с текстами и справочными пособиями, переводить текстовую информацию в изобразительную;
  • Овладеть приёмом взаимообучения;
  • Создать условия для развития  коммуникативных способностей;
  • Воспитание потребности вести здоровый образ жизни

Ход мероприятия

  1. Актуализация

Дети отгадывают кроссворд (Слайд 2)

  1. Часть головного мозга, отвечающая за координацию движений человека
  2. Действие, при котором в организм поступает кислород.
  3. Составляющая часть скелета.
  4. «Мотор» человека.
  5. Орган дыхательной системы.
  6. Орган, вырабатывающий желчь.
  7. «Кухня» организма.

-Какое слово открылось в выделенных клетках? (Здоровье)

  1. -  Ребята, в старину говорили: «Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял многое потерял, здоровье потерял - все потерял». (Слайд 3)
    -Как вы понимаете эту старинную пословицу?

    - Ребята, а что включает понятие здоровый образ жизни?  (Слайд 4)

Здоровый образ жизни

Режим дня

Правильное питание

Закаливание

Спорт

Прививки

Отсутствие вредных привычек

-Чтобы подробно узнать о каждой составляющей здорового образа жизни, нам предстоит осуществить информационный поиск. Для этого мы разделимся на группы и поработаем с дидактическими карточками.

(Работа в группах. Ученики получают карточки с текстами (см. Приложение).

  1. Индивидуальная работа с текстом в рабочей группе

-Обсудите в группе свой материал. Решите, какие сведения представляют особый интерес. Используйте свои графические модели. Для этого обсудите, как можно схематически отобразить информацию в карточке. Подготовьте коллективный пересказ.

  1. На доске вывешиваются графические схемы от каждой группы и идёт выступление их членов.
  1. Группа – анализ графической схемы

-Несколько советов (Слайд 5,6)

-Утренняя гигиеническая гимнастика или, как её чаще называют «утренняя зарядка». Она оказывает благотворное воздействие на организм человека. У людей, ежедневно выполняющих упражнения гимнастики,  увеличивается сила мышц, повышается сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, уменьшается утомляемость.
- Итак, кто из вас выполняет зарядку? Поднимите руку.
 - Обучающийся  покажет нам несколько интересных упражнений, которые он выполняет  по утрам или вечерам.
2 группа – анализ графической схемы

Загадки (Слайд 7.8)

  1. Кто по снегу быстро мчится

Провалиться не боится? (лыжник)

 

  1. 10 плюс один кого-то

мяч хотят загнать в ворота,

а 11 других

не пустить стремятся их. (футбол)

 

  1. Двухметровая детина

Мяч к мячу, за ним второй,

Ведь корзина-то с дырой! (баскетбол)

 

  1. Зеленый луг,

                        100 скамеек лишь вокруг,

                        от ворот до ворот

                        бойко бегает народ

                        на воротах этих

                        рыбацкие сети (стадион)

 

  1. лед вокруг прозрачный, плоский

две железные полоски,

а над ними кто-то пляшет

прыгает, руками машет (фигурист)

  1. Не похож я на коня,

А седло есть у меня.

Спицы есть, они признаться,

Для вязанья не годятся.

Не будильник, не трамвай,

 А звоню я то и знай.

(велосипед)

                 3 группа – анализ графической схемы

Задание: составь меню на день, если ты занимаешься в спортивной секции (нарисуй, напиши) (Слайд 9)

4 группа – анализ графической схемы

Задание: выбери правильный ответ (Слайд10)

  1. Вы решили закаливать свой организм. С чего вы начнёте?
  1. Посоветуетесь с врачом и родителями.
  2. Начнёте обливание холодной водой всего тела.
  3. Будете купаться на реке, пока не замёрзните.

2.    В какое время года лучше всего начинать закаливание?

  1. Зимой.
  2. Летом.
  3. В любое время года.
  1. Расставьте последовательность закаливания в виде ряда цифр:
  1. Умывание холодной водой лица.
  2. Купание в водоёме.
  3. Растирание варежкой с холодной водой до пояса.
  4. Контрастный душ.
  5. Обливание тела водой.

Ответ:1,3,4,5, 2.

5 группа – анализ графической схемы

  1. группа – анализ графической схемы

5. Давайте обобщим всё, о чём шла речь. Для этого используем приём «синквейн»(Слайд 11)

  1. Одним словом называется тема.
  2. Эта тема описывается двумя прилагательными.
  3. Три глагола, называющие самые характерные действия предмета.
  4. Фраза из четырёх слов.

Синоним темы, подчёркивающий её суть.

Пример синквейна (Слайд 12)

  1. Здоровье.
  2. Крепкое, большое.
  3. Закаляться, питаться, прививаться.
  4. Буду укреплять своё здоровье.
  5. Счастливая жизнь.

Приложение

Карточка 1

Режим дня школьника

№ п/п

Действия

Время

1

Пробуждение и подъем

7.00

2

Утренняя гимнастика, закаливающие процедуры, умывание, одевание, уборка постели

7.00 –7.20

3

Завтрак

7.20–7.40

4

Дорога в школу (прогулка)

7.40–7.50

5

Учебные занятия в школе, завтрак на большой перемене, внеклассные занятия

8.00–12.20

6

Обед

12.20–12.40

7

Прогулка. (Подвижные игры и развлечения, лыжи, санки)

12.40–13.40

8

Приготовление уроков (самоподготовка с переменами)

13.40–15.30

9

Дорога из школы

15.30–15.45

10

Полдник

15.45–16.00

11

Посещение секций

16.00–18.00

12

Прогулка

18.00–19.00

13

Ужин и свободные занятия (рисование, конструирование, вышивание, чтение художественной литературы), помощь семье

19.00–20.30

14

Приготовление ко сну, приведение в порядок одежды, обуви, проветривание комнаты

20.30–21.00

15

Сон

21.00–7.00

Карточка 2

Правильное питание

Наш организм умеет позаботиться о себе сам, у него много механизмов, позволяющих приспосабливаться к самым разным условиям.

Но для того чтобы сохранить здоровье, человеку требуются и правильное питание, и регулярные тренировки. Наша пища – это главным образом «горючее» – источник энергии. Однако организму еще необходимы белки для роста и для восстановления поврежденных клеток, витамины, минеральные вещества.

Три главных компонента нашей пищи – это углеводы, жиры и белки. Кроме этого рацион должен включать витамины, минеральные вещества. В полноценный рацион входят свежие фрукты и овощи, черный хлеб, рыба, яйца, сыр и печенка.

Углеводы, а именно сахар и крахмал, в большом количестве содержатся в хлебе, рисе, картофеле и кондитерских изделиях. Наряду с жирами они составляют главный источник энергии для организма.

Жиры растворимы в воде. Есть твердые жиры (в мясе или сыре) и жидкие (в растительном масле). Жиры для организма не только форма, в которой он запасает энергию, но также источник двух необходимых ему витаминов – D и E.

Белки рыбы и мяса содержат все необходимые организму аминокислоты. В овощах и фруктах содержатся только некоторые из них.

Витамины – необходимые для жизни вещества, содержащиеся в нашей пище. Известно 13 главных витаминов: A, С, D, Е, К и восемь витаминов группы В. Каждый витамин играет в организме определенную роль. Витамин С, содержащий, например, в апельсинах, помогает бороться с инфекцией и сохранять здоровыми десны и зубы.

Витамин A, источниками которого являются морковь, листовые овощи, молоко, важен для зрения и помогает сохранить здоровыми кожу и кости.

Витамин D необходим в большом количестве для роста организма, особенно зубов и костей. Витамина D очень много в рыбе, сливочном масле, яйцах, свежей зелени.

Витамин E повышает устойчивость к заболеваниям у людей всех возрастов и является средством, выводящих из организма вредные вещества. Он содержится в свежей растительной пище и применяется для лечения и профилактики различных заболеваний.

Витамины группы B играют для организма человека важную роль. Они стимулируют работу защитной системы во время стрессов, различных заболеваний и травм.

Карточка 3

Закаливание

Закаливание – это устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды – холоду, теплу. Закаливание организуют так, чтобы приучить организм человека возможно дольше без опасных последствий переносить холод, жару и другие неблагоприятные условия.

Какие же условия необходимы для успешного проведения закаливающих процедур? Прежде всего надо подобрать необходимые температурные раздражители. Если вода будет слишком теплой, закаливающего эффекта не будет, а если очень холодной, человек может простудиться. Самым слабым средством закаливания служит обтирание. Обтирание тела мокрым полотенцем или губкой начинают водой, температура которой 28–30° С, и снижают ее каждые 2–3 дня на 1° С, доводя до 18–15° С. Обтирать тело начинают с верхней части туловища.

Душ является более энергичным средством закаливания по сравнению с обтиранием. Поэтому сначала следует повысить температуру воды на 2–3° С, затем постепенно снижать на 1° С, но не опускать ее ниже 15° С. Хороший закаливающий эффект дает контрастный душ, когда теплую воду чередуют с прохладной. Хорошие результаты можно получить при систематическом применении ножных ванн.

Хорошо известно и закаливающее действие воздушных ванн. Следует лишь сочетать их с активными движениями. Это намного повышает эффективность закаливания.

Особую осторожность надо проявлять, принимая солнечные ванны. Чтобы не получить ожоги, начинать солнечные ванны лучше по утрам или в вечерние часы. Закаливание надо проводить постепенно.

Карточка 4

Спорт

Основная физическая нагрузка приходится на занятия спортом. Они способствуют развитию костно-мышечной, кровеносной, дыхательной, нервной систем. Большое значение для каждого имеет правильный выбор вида спорта. При этом занятия должны соответствовать способностям, возрасту, состоянию здоровья.

Для большинства ребят любимыми видами спорта являются плавание, катание на лыжах, коньках, спортивные игры. При всех видах спорта в движение вовлекаются почти все мышечные группы тела, что способствует гармоничному развитию организма.

Систематически заниматься плаванием можно с 7–8 лет, легкой атлетикой – с 10–11 лет, спортивными играми (теннис, баскетбол, волейбол) – с 8–10 лет.

Тяжелой атлетикой лучше заняться позже, так как она может неблагоприятно сказываться на росте. Каждый подросток должен уметь плавать, кататься на коньках, лыжах, овладеть спортивными играми. Во всех случаях лучше придерживаться правила: спорт для здоровья, а не здоровье для спорта.

Карточка 5

Прививки

Прививки – это введение в организм человека или животного вакцины или сыворотки для предупреждения или лечения инфекционных болезней.

Вакцины представляют собой медицинский препарат из убитых или живых ослабленных микробов. Организм как бы репетирует заражение инфекциями. Когда ослабленные микробы попадают в кровь, в ней сразу начинают вырабатываться антитела – борцы с инфекцией. Микробы ослаблены – антитела побеждают. Через какое – то время может произойти встреча с сильными микробами, но организм уже будет иметь иммунитет – невосприимчивость к инфекции, так как уже научился с ней бороться. Цель – «поиграть» в болезнь.

Прививки – это чудесная вещь, потому что они защищают детей от тяжелых и опасных заболеваний. Когда наши прапрабабушки и прапрадедушки были маленькими, они в любую минуту могли заболеть корью, краснухой, коклюшем, свинкой, дифтерией, полиомиелитом, потому что вакцины от этих болезней еще не были найдены. А сейчас можно избежать всех этих болезней. Достаточно нескольких маленьких, почти безболезненных уколов в руку или ягодицу – и эти болезни тебе не страшны.

Болезни, прививки от которых делают каждому ребенку:

– полиомиелит (паралич);

– дифтерия (поражение слизистой носа, зева, гортани);

– корь, краснуха (насморк, сыпь, кашель);

– свинка (паротин – воспаление околоушных слюнных желез);

– скарлатина (похожа на ангину, но с сыпью);

– коклюш (судорожный кашель);

– туберкулез (заболевание легких).

Карточка 6

Вредные привычки

Курение

Курение – это одна из пагубных привычек человека. У курящих подростков нарушаются обменные процессы в организме, особенно усвоение витаминов. Это является причиной того, что тормозится общее развитие, замедляется рост. Вследствие курения часто развивается малокровие, а также близорукость.

Курение вредно не только для курящих, но и для окружающих, для тех, кто находится с ними в одном помещении и вдыхает воздух с табачным дымом.

Никотин – это алкалоид, содержащийся в листьях табака. Он является сильнодействующим ядом: 1–2 капель хватает для того, чтобы отравить лошадь, а от 1/4 капли наступает смерть кролика. Если к клюву маленькой птички поднести ватный фитилек, смоченный никотином, то она погибает.

Известно, что при поступлении в организм небольшого количества никотина у человека начинаются слюнотечение, головная боль, головокружение, наблюдаются жжение и сухость во рту, тошнота, ощущение недостатка воздуха. При этом нарушаются зрение и слух, могут возникнуть светобоязнь, общее нервное возбуждение.

Наркомания

В природе существует немало веществ, способных оказать на психику человека наркотическое действие. Наркотическими свойствами обладают вещества, содержащиеся в коробочках опиумного мака (опиум), в различных частях индийской конопли (гашиш), в листьях американского кустарника кока, в некоторых ядовитых грибах. Наркотики, воздействуя на центральную нервную систему, вызывают особое психическое состояние – эйфорию. Это приятное состояние, заключающееся в ощущении возбуждения, особой бодрости, прилива сил, улучшении настроения.

Эйфория – вредное состояние, так как при этом человек всегда в той или иной степени отключается от реальности. Вред эйфории заключается еще и в том, что вызывающие ее вещества ядовиты. Они отравляют организм, дополняя нарастающую психическую деградацию глубоким истощением нервной системы.

Вследствие неоднократных приемов наркотика зависимость человека от него постоянно возрастает. В отсутствие наркотического эффекта человек испытывает болезненное состояние: резко снижается работоспособность, появляются головная боль, озноб, боль в различных частях тела, начинается дрожание конечностей.

Помните: здоровье, радость жизни и счастье в ваших руках!

Алкоголизм

Похититель рассудка – так именуют алкоголь с давних времен. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали очень давно, с появлением керамической посуды, которая позволила хранить алкогольные напитки из меда, плодовых соков и дикорастущего винограда.

Алкоголь вреден. Даже малые дозы спиртного нарушают деятельность нервной системы. После приема спиртного вначале преобладает возбуждение, которое затем сменяется резким торможением нервных процессов. Искажается объективное восприятие окружающей обстановки, суждения становятся поверхностными, снижается память, затрудняется речь, резко падает внимание, замедляются все реакции и вообще теряется чувство времени. Движения утрачивают быстроту, точность, ловкость.

Страдают нервная, сердечно-сосудистая

Литература:

Наталья Гурова .Здоровый образ жизни//Начальная школа.-2011.-№1 –с.14-15

Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. –М.: Просвещение, 1986

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №22» г. Белгорода

Классный час

 "Здоровый образ жизни и спорт"

Подготовила:

Учитель начальных классов

Филова О.С.

2013 год


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здоровый образ жизни и спорт Подготовила у читель начальных классов МБОУ «Гимназия №22» г. Белгорода Филова О.С.

Слайд 2

КРОССВОРД е з д о р о в ь о м ж е ч о к в о х к с т и о ь б р и х н е ц д с е о д у л ж п е ч е н к р 5. Орган дыхательной системы. к 7. Орган, вырабатывающий желчь. 8. «Кухня» организма. 3. Составляющая часть скелета. 2 . Действие, при котором в организм поступает кислород. 1. Часть головного мозга, отвечающая за координацию движений человека 4. «Мотор» человека. 6. Жидкая ткань

Слайд 3

С таринная пословица « Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял - многое потерял, здоровье потерял - все потерял».

Слайд 4

Здоровый образ жизни

Слайд 5

Утренняя гигиеническая гимнастика «Утренняя зарядка » Она оказывает благотворное воздействие на организм человека. У людей, ежедневно выполняющих упражнения гимнастики, увеличивается сила мышц, повышается сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, уменьшается утомляемость.

Слайд 6

Н есколько советов После того как вы проснётесь, быстро и резко не вставайте. Ещё лёжа в постели поднимите руки и потянитесь раз – другой, глубоко вздохните, приподнимите руки и быстро пошевелите пальцами. Сделайте пять – шесть самых различных движений ногами, например, «велосипед». И как только вы почувствуете, что ваше сердце заработало энергично, переходите к упражнениям сидя на кровати. Потом спокойно встаньте, откройте форточку или балконную дверь и проветрите комнату. Включите музыку и начинайте под ритм музыки выполнять комплекс упражнений

Слайд 7

А что же поможет сделать нашу жизнь интересной и увлекательной? 1. Кто по снегу быстро мчится Провалиться не боится? ( лыжник) 2. 10 плюс один кого-то мяч хотят загнать в ворота, а 11 других не пустить стремятся их. ( футбол) 3. Двухметровая детина Мяч к мячу, за ним второй, Ведь корзина-то с дырой ! (баскетбол)

Слайд 8

А что же поможет сделать нашу жизнь интересной и увлекательной? 4. Зеленый луг, 100 скамеек лишь вокруг, от ворот до ворот бойко бегает народ на воротах этих рыбацкие сети . (стадион) 5. Лед вокруг прозрачный, плоский две железные полоски, а над ними кто-то пляшет прыгает, руками машет. (фигурист) 6. Не похож я на коня, А седло есть у меня. Спицы есть, они признаться, Для вязанья не годятся. Не будильник, не трамвай, А звоню я то и знай. (велосипед)

Слайд 9

Задание: составь меню на день, если ты занимаешься в спортивной секции(нарисуй, напиши) Первый завтрак Второй завтрак Обед Полдник Ужин Список продуктов: салат из капусты и моркови; пирожки; жареная рыба; борщ; блины; гречневая каша; чай; кисломолочные продукты; винегрет; вареный картофель; отварная говядина; хлеб; сыр; колбаса; кисель.

Слайд 10

Выберите правильный ответ Вы решили закаливать свой организм. С чего вы начнёте? Посоветуетесь с врачом и родителями. Начнёте обливание холодной водой всего тела. Будете купаться на реке, пока не замёрзните. 2. В какое время года лучше всего начинать закаливание? Зимой. Летом. В любое время года. Расставьте последовательность закаливания в виде ряда цифр: Умывание холодной водой лица. Купание в водоёме. Растирание варежкой с холодной водой до пояса. Контрастный душ. Обливание тела водой. Ответ:1,3,4,5, 2.

Слайд 11

Правила написания синквейна Одним словом называется тема. Эта тема описывается двумя прилагательными. Три глагола, называющие самые характерные действия предмета. Фраза из четырёх слов. Синоним темы, подчёркивающий её суть.

Слайд 12

Пример синквейна Здоровье. Крепкое, большое. Закаляться, питаться, прививаться. Буду укреплять своё здоровье. Счастливая жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спорт и здоровый образ жизни

классный час о важности спорта и здорового образа жизни для современного человека...

Система работы по пропаганде спорта и здорового образа жизни

Система работы классного руководителя, целью которой является: формирование культуры сохранения и совершенствования  здоровья младшего школьника по средствам спорта....

Спорт - одна из составляющих здорового образа жизни

Научно- исследовательская работапо физической культуре...

Беседа о воспитании здорового образа жизни «Спорт – это здоровье»

Цели:Рассмотреть здоровье как основную ценность человеческой жизни и человеческого общества.Сформулировать понятие “Здоровье человека”.Расширить представления детей о спорте, вызвать интер...

Пропаганда физической культуры, спорта и здорового образа жизни.

В целях развития и популяризации спорта специальных коррекционных и интернатных учреждений Республики Бурятия, а также популяризация ЗОЖ у сотрудников специальных коррекционных и интернатных учреждени...

Разработка классного часа «Спорт – это здоровый образ жизни!»

Разработка классного часа «Спорт – это здоровый образ жизни!»...

Стихи, пословицы и загадки про спорт и здоровый образ жизни

Подборка литературного материала по теме ЗОЖ...