Повышение двигательной активности учащихся через игру.
консультация (3 класс) по теме
Материал содержит как практическую часть,так и теоретический материал необходимый для работы воспитателя гпд.
1. Роль игры в воспитании.
2.Значение подвижных игр.
3 .Виды подвижныы игр.
4.Игры в группе продленного дня.
5.Примерные программы "Часов игр".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povyshenie_dvigatelnoy_aktivnosti.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение двигательной активности
через подвижные игры.
Роль игры в воспитании.
Подвижные игры служат подготовительным этапом к трудовой деятельности.
Воспитательная цель подвижных игр – подготовить подрастающее поколение к жизнедеятельности.
Игра – средство физического воспитания детей. Игры предшествуют трудовой деятельности ребенка. Игровая деятельность (двигательная) не является врожденной способностью. Двигательная игровая деятельность возникает в жизни ребенка условнорефлекторным путем. Она формируется и развивается в результате общения ребенка с внешним миром. При этом большое значение имеет воспитание как организованный педагогический процесс.
Подвижные игры – вид упражнений, наиболее пригодный в детском возрасте и в школьной жизни, лучшее гигиеническое средство физического воспитания, оказывающее глубокое влияние на умственно – нравственный склад воспитанников. Привлекательность подвижных игр объясняется их состязательным характером.
В подвижных играх воспитывается товарищеская сплоченность, дружба, чувство коллективизма, сознательная дисциплина. Правильно организованные игры имеют большое образовательное значение. Они знакомят детей с окружающей действительностью, со взаимоотношениями людей, расширяют кругозор детей. Стремление быть «вожаком» в коллективных подвижных играх развивают организаторские способности.
Игра – одно из действенных средств подготовки к трудовой деятельности. Игра для детей – то же, что трудовая деятельность для взрослого. Игра приучает к тем физическим и психическим условиям, которые необходимы для работы.
Значение подвижных игр.
1.Оздоровительное.
Подвижные игры оказывают благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки. Подвижные игры активизируют деятельности сердца и легких, повышают их работоспособность, содействуют улучшению кровообращения и обмена веществ в организме. Подвижные игры на свежем воздухе содействуют закаливанию.
2. Образовательное.
Подвижные игры – сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать правильные выводы. Подвижные игры развивают способность экономно и целесообразно выполнять двигательные действия в законченном виде. В подвижных играх занимающиеся приобретают знания и навыки по организации игр, становятся активистами – «вожаками» игр.
3.Воспитательное.
Для воспитания ловкости используют игры, побуждающие участников быстро переходить от одних действий к другим. Совершенствованию быстроты содействуют игры, требующие мгновенных ответов на звуковые и зрительные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений. Для воспитания силы подходят игры, требующие проявления кратковременных скоростно-силовых напряжений. Развитию выносливости способствуют игры с неоднократными повторениями действий, с непрерывной двигательной деятельностью, связанной со значительной затратой сил и энергии.
Подвижные игры формируют положительные черты характера, волевые и нравственные качества, воспитывают эстетические восприятия и общественные навыки поведения.
Коллективная подвижная игра воспитывает чувство товарищества, умение критически оценивать свои действия и действия других. Соревновательный характер коллективных подвижных игр стимулирует активность действий, проявление решительности, мужества и упорства для достижения цели.
Виды подвижных игр.
Игры большой подвижности.
- Все (большинство) занимающихся активно и одновременно участвуют в беге, прыжках, метании, бросании и ловле в сочетании с бегом (прыжками), сопротивлением (силой).
- В перечисленных выше движениях активно участвует каждый из двух команд попеременно.
Игры средней подвижности.
- Все (большинство) активно участвуют в таких движениях, как ритмическая ходьба, свободная ходьба в сочетании с перебежками, передача, бросание, ловля и метание, а так же творческие или подражательные движения (без бега и прыжков).
- В таких движениях, как бег, прыжки и т.п. участвуют отдельные игроки (небольшие группы до четырех человек).
Игры малоподвижные.
- В типичных для игры движениях попеременно участвуют по одному, два игрока.
- Все (большинство) свободно передвигаются (ходят) или выполняют мелкие спокойные движения.
Основные задачи руководителя игры.
- Укреплять здоровье занимающихся, способствовать их правильному физическому развитию и формированию организма.
- Содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них.
- Воспитывать у детей положительные морально-волевые и физические качества.
- Прививать учащимся организаторские навыки и привычку систематически самостоятельно заниматься играми.
Форма карточки для записи игры.
- Наименование игры.
- Педагогическая задача, поставленная преподавателем (п/д) при проведении данной игры.
- Место и инвентарь, необходимые для проведения данной игры.
- Подготовка к игре: построение, выбор водящего (их), деление на команды, раздача инвентаря.
- Содержание игры: ход игры от начала до окончания, результат игры, правила.
Игры в группах продленного дня.
Игры – активный отдых школьников после учебных занятий.
Направлены: 1. на укрепление здоровья и закаливания учащихся;
2. на воспитание морально-волевых и физических качеств;
3. на формирование у детей потребности к самостоятельному проведению игр в кругу товарищей вне школы;
4. на воспитание организаторских навыков по проведению игр.
Младшие школьники – игра до двух часов в день (как до выполнения домашнего задания, так и после).
Подростки – до одного часа в день (до выполнения домашнего задания).
Участие в играх на добровольных началах.
В течение часа проводят от 2 до 5 игр. Время на игру зависит от заинтересованности учащихся.
1 – 4 класс:
Начинать с малоподвижной игры, требующей внимания (для организации детей и постепенного вовлечения в активные действия). «Кто подходил?», «Группа, смирно!», «Заяц без логова», «Пустое место» и т.п.;
Затем проводят 1-2 более интенсивные и сложные игры большой подвижности (разнохарактерные: бег, прыжки). «Октябрята», «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Метко в цель», «Прыжки по полоскам», «День и ночь», «Охотники и утки» и т.п.;
В заключении – малоподвижная игра, требующая наблюдательности, внимания. «Падающая палка» + 1 этап.
Бег: «Салки», «12 палочек», «Эстафета с бегом» и т.п.
Прыжки: «Удочка», «Прыжки по полоскам»,…
5 – 8 класс:
На часовом занятии 2 – 3 игры.
Первая – малоподвижная. «Падающая палка», «Группа, смирно!», «2 лагеря».
Вторая – энергичная игра, требующая проявления быстроты, ловкости, силы и других качеств. «Эстафеты с различными заданиями», «Выталкивание из круга», «Перестрелка»,…
Заканчивать – спокойной игрой на внимание. Разобрать игру участников. «Часовые и разведчики», «Верный глаз»,…
Игры в группах продленного дня.
«Час игры» для 1-2 класса.
В помещении: На открытом воздухе:
1. «Пустое место» (5-7) 1. «К своим флажкам» (7-10)
2. «Совушка» (10-15) 2. «Салки» (8-10)
3. «Мяч соседу» (5-8) 3. «Прыжки по полоскам» (8-10)
4. «Октябрята» (10-12) 4. «Волк во рву» (8-10)
5. «Запрещенное движение» (5-8) 5. «Кто подходил?» (5-7)
«Час игры» для 3-4 класса.
В помещении: На открытом воздухе:
1. «Не давай мяча водящему» (7-10) 1. «Салки-пересалки» (5-8)
2. «День и ночь» (10-12) 2. «Защита укрепления» (10-12)
3. «Охотники утки» (15-20) 3. «Стой!» (10-15)
4. «Тяни в круг» (7-10) 4. «Круговая лапта» (15-20)
5. «Кто подходил» (5-7) 5. «Падающая палка» (5-7)
«Час игры» для 5-8 класса.
В помещении: На открытом воздухе:
1. « Тяни в круг» (5-10) 1. «Не давай мяча водящему»(10-12)
2. «Город за городом» (20-40) 2. «Борьба за мяч»(30-40)
3. «Падающая палка» (5-10) 3. «Верный глаз» (7-10)
Группировка игр по преимущественному проявлению
у занимающихся физических качеств.
Ловкость. Игры, побуждающие немедленно переходить от одних действий к другим; не задерживаясь, сочетать свои действия с действиями других занимающихся (по внезапным заданиям, сигналам). Игры, требующие умения сосредоточить внимание одновременно на нескольких действиях (бег, прыжки, игры с увертыванием). «Салки», «Ловкая подача», «Ловкие и меткие».
Быстрота. Игры, требующие своевременных двигательных ответов на зрительные, тактильные, звуковые сигналы, игры с короткими перебежками типа догоняй-убегай. Игры с преодолением небольших расстояний в кратчайший срок. Игры с бегом на скорость в изменяющихся условиях. «Шишки, желуди, орехи», «День и ночь», Эстафета на полосе препятствий.
Сила. Игры с кратковременными мышечными напряжениями динамического и статического характера. «Сильный бросок», «Бой петухов», «Перетягивание через черту».
Выносливость. Игры с неоднократными повторениями активных, энергично выполняемых действий, связанных с непрерывными интенсивными движениями, в которых активные действия чередуются с короткими паузами для отдыха, переходами от одних видов движений к другим. «Бег командами», «Не давай мяча водящему», «Перетягивание каната».
Классификация коллективных подвижных игр
по принципу взаимоотношений и
взаимодействий играющих.
I ступень классификации (высшая).
1. Игры без разделения коллектива на команды. «Салки», «Шишки, желуди, орехи»
2. Игры «переходные» к командным. «Белые медведи», «Караси и щука».
3. Игры с разделением коллектива на команды. «Мяч в центр», «Мяч капитану», Эстафеты с преодолением препятствий.
II ступень классификации.
Игры без разделения коллектива на команды делятся на:
А) игры с водящими «Гуси-лебеди», «Волк во рву»;
Б) игры без водящих «Космонавты», «Тяни в круг».
Игры с разделением коллектива на команды делятся на:
А) игры без вступления участников в соприкосновение с командой противника «Мяч с 4х сторон», Эстафеты, «Бег с флажками»;
Б) игры с вступлением участников в (сопротивление) соприкосновение с командой противника «Перебежки с выручкой», «Мяч капитану», «Борьба за мяч».
III ступень классификации.
Игры без разделения коллектива на команды с водящими делятся на:
А) игры с единоборством против водящих «Совушка», «Попрыгунчики-воробушки», «Зайцы, сторож и Жучка»;
Б) игры с борьбой против водящих при взаимоподдержке и взаимопомощи товарищей «Лиса и куры», «Салки с выручкой», «Водящему мяча не давать».
Игры с разделением коллектива на команды без вступления участников в соприкосновение с командой противника делятся на:
А) игры с единоборством за свою команду «Команда быстроногих», «Сильный бросок», «К своим флажкам»;
Б) игры с борьбой за свою команду при сочетании единоборства, взаимоподдержки и взаимопомощи товарищей «Мяч с четырех сторон», «Прыжок за прыжком», «Метко в цель».
Игры с разделением коллектива на команды с вступлением участников в (сопротивление) соприкосновение с командой противника:
А) «Пятнашки маршем», «Бой петухов»;
Б) «Сильные и ловкие», «Перебежки с выручкой», «Перестрелка».
IV ступень классификации.
Игры, в содержание которых входят:
А) подражательные, творческие, ритмические движения;
Б) короткие перебежки на скорость и ловкость;
В) действия на ловкость и на скорость с мячом, палками и другими предметами;
Г) преодоление препятствий прыжком, сопротивлением, силой;
Д) действия, требующие применения двигательных навыков, в соответствии с задачами на умение ориентироваться, наблюдать, слушать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Спортивные и подвижные игры как основной компонент повышения двигательной активности учащихся»
«Спортивные и подвижные игры как основной компонент повышения двигательной активности учащихся»...
Формирование двигательной активности учащихся через дифференцированный подход на уроках физической культуры
Одним из направлений в улучшении физического воспитания учащихся образовательных школ является использование дифференцированного похода на уроках физической культуры как важного условия оптимизации пр...
Презентация: "Подвижные игры, как один из способов повышения двигательной активности на уроках физической культуры в начальных классах".
Построение. Приветствие.Выполнение команд:»Становись!» «Равняйсь», «Смирно», «Направо»Ходьба на носкахХодьба на пяткахбег с высоким подниманием бед...
Подвижные игры и их роль в формировании двигательной активности учащихся посредством урочной деятельности
Подвижные игры и их роль в формировании двигательной активности учащихся посредством урочной деятельности...
Подвижные игры как средство повышения двигательной активности на уроках физкультуры в начальных классах
Подвижные игры как средство повышения двигательной активности на уроках физкультуры в начальных классах...
МАСТЕР-КЛАСС «Игры для хорошего настроения» или « Использование подвижных игр в образовательной деятельности как средство повышения двигательной активности детей младшего школьного возраста».
Важнейший результат игры- это радость и эмоциональный подъем детей. Благодаря этому свойству игры в значительной степени игрового и соревновательного характера больше чем другие формы и средства физич...