Внеурочная деятельность
рабочая программа (1 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности первоклассников в адаптационный период
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_.docx | 50.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 3»
Рассмотрено на заседании ШМО учителей начальных классов________Гусева Л.А. Протокол от 29.08.2014 №1 | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ______________ Апрелева Н.Н. 29.08. 2014 г. | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ № 3 ____________ Сурский А.Н. Приказ от .08.2014 г. №
|
Программа
внеурочной деятельности первоклассников
в адаптационный период
«Первоклашка»
г. Богородицк
2014
Пояснительная записка
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Цель настоящей программы: создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
• сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
• установление контакта с учащимися, с учителем;
• формирование адекватного поведения;
• овладение навыками учебной деятельности.
Данная программа представляет собой программу организации адаптационного периода школьников и предназначена для реализации в одном отдельном классе.
Программа рассчитана на54часа и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (6 часов в неделю).Программа состоит из 5 относительно самостоятельных разделов, каждый из которых предлагает организацию определенного вида внеурочной деятельности первоклассников и направлена на решение определенного вида внеурочной деятельности первоклассников и направлена на решение своих собственных педагогических задач.
Психолого-педагогические условия благоприятной адаптации первоклассников к обучению в школе.
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
1. Оптимальный годовой календарный учебный график, позволяющий равномерно чередовать учебную деятельность и отдых первоклассников.
С целью избежать неравномерности распределения учебного и каникулярного времени, учитывая физический принцип чередования труда и отдыха как необходимого условия для предупреждения переутомления школьников для сохранения стабильного уровня их работоспособности в течение года введён оптимальный годовой календарный график.
Учебный год первоклассников составляет 33 учебные недели.
Составленный календарный график не противоречит требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10, Типовому положению об общеобразовательном учреждении, Закону РФ «Об образовании».
- Обучение весь год в 1-ю смену с 8.30 часов.
- Пятидневный режим обучения с соблюдением требований к максимальному
объему учебной нагрузки. - «Ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса: в сентябре-октябре проводится ежедневно только по три урока по 35 минут каждый. В течение адаптационного периода на четвертом часе проводить развивающие занятия. Основной целью этих занятий является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает развитие саморегуляции детей, предупреждение и снижение тревожности, а также помощь учителю в создании условий, способствующих интенсивному развитию познавательных возможностей и коммуникативных способностей первоклассников.Со второй четверти - 4 урока по 35 минут.
- Облегченный день в середине учебной недели (учет биоритмологического
оптимума умственной и физической работоспособности). - Ежедневная 40-минутная динамическая пауза на свежем воздухе после 2-го
урока.
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
1. Программа развивающих занятий «Введение в школьную жизнь» (54 часа) позволяет развести во времени решение двух сложнейших педагогических задач: ввести ребенка в новую систему отношений и ввести первоклассников в новые учебные предметы.
Цели курса «Введение в школьную жизнь »:
• обеспечение психологической адаптации детей;
• знакомство с основными школьными правилами;
• привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы;
• обучение элементарным приемам обратной связи;
• развитие внимания, памяти, мышления, воображения;
• организация классного коллектива.
Содержание вводного курса строится на доступном практически всем первоклассникам дошкольном материале игры, рисования, конструирования, элементарного экспериментирования.
Предполагаемые результаты реализации программы
- Приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
- Развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям своему собственному здоровью и внутреннему миру.
- Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, саморегуляции и организации совместной деятельности с другими детьми.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Групповые адаптационные занятия
Познаем мир - 5часов
Адаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуются для того, чтобы маленький ученик освоился в школе по-настоящему. Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе, несомненно, принадлежит классному руководителю. Ему надо постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, чтобы ребенку хотелось идти в школу, было стремление получать знания. Классный руководитель должен создавать для ребенка ситуации успеха в школе и во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками.
ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
«ВОЛШЕБНЫЙ КАРАНДАШ» - 4 ЧАСА
Цель: раскрытие творческого потенциала ребенка художественно- изобразительными
средствами.
Задачи:
- развитие воображения, фантазии, художественного вкуса;
- расширение методов познания окружающей действительности;
- формирование культуры личности ребенка во всех проявлениях;
- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально- ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.
Программа предполагает в большом объеме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно-практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. Практическая деятельность ребенка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
Основными видами деятельности учащихся на этих занятиях являются: художественное восприятие, информационное ознакомление, изобразительная деятельность, художественная коммуникация (рассуждение об увиденном, подбор литературных произведений, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т.е. использование всего объема художественного - творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.
На занятиях активно используются виды художественной деятельности: выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«НАШИ РУКИ НЕ ЗНАЮТ СКУКИ»-4ЧАСА
Цели:
- приобрести общественно-организаторские умения, почувствовать ответственность не только за свою, но и за общую работу;
- реализация общественно-значимых инициатив.
Задачи:
- привлечь всех детей к активному участию в делах класса;
- учить детей навыкам общественной работы;
- воспитывать ответственное отношение к поручению коллектива;
- создание атмосферы сотрудничества между всеми участниками коллектива.
Значение труда в жизни человека трудно переоценить. Он является источником материальной и духовной культуры, средством воспитания, условием правильного физического, умственного, нравственного и эстетического развития.
Общественно - полезная работа строится на основе инициативы и заинтересованности школьников, способствует формированию коллективного мнения, учит самокритично оценивать свои поступки, учиться руководить и самому выполнять распоряжения других.
Каждый день дети будут решать практически ту или иную, пусть простую и маленькую задачу общего труда.
Трудовые навыки, приобретенные во время работы, помогут учащимся успешно выполнять общественные поручения, положительно скажутся на развитии самостоятельности учащихся, заставит серьезно относиться к любому труду.
ПОЗНАЕМ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ И СЕБЯ«В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»-9 ЧАСОВ
Цель: формирование первоклассников как квалифицированных читателей, формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти; расширение читательского кругозора первоклассников.
Задачи:
- открыть мир, народных чувств, народной жизни;
- используя сказки о животных вселять уверенность в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу добра; развитие эмоционально – чувственной сферы;
- обучение чтению – рассматриванию;
- формирование навыка чтения.
В качестве учебного материала выбрана фольклорная (народная)сказка. Выбор сделан не случайно. Первоклассник – читатель и слушатель особенный. Он больше эмоционален, чем рассудителен, и поэтому поэтические образы сказки для него убедительны и реальны. Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный способ познания, изучения, раскрытия действительности. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа.
Большое значение имеет выбор сказки. Лучшими сказками для детей 6-7 лет являются сказки о животных, которые вселяют веру в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу. А именно добра, надежды и оптимизма часто не хватает современным детям
УЧИМСЯ ДУМАТЬ, РАССУЖДАТЬ,ФАНТАЗИРОВАТЬ – 9 ЧАСОВ
Цель: развитие у учащихся интереса к математике.
Задачи:
- углубление и расширение знаний по математике;
- развитие кругозора, мышления, исследовательских умений;
- воспитание настойчивости и инициативы.
Решая проблему развития пространственного мышления в русле концепции развивающего обучения, это направление используется для развития у учащихся интуиции, образного мышления, формирования конструктивно-геометрической информации, а также умения доказывать свое мнение в ходе решения задач на смекалку, головоломок.
УЧИМСЯ РОДНОМУ ЯЗЫКУ.«ВЕСЕЛАЯ ГРАММАТИКА»-9 ЧАСОВ
Цель: привитие школьникам интереса к родному языку и воспитание потребности изучать его.
Задачи:
- воспитание коммуникативной культуры школьников;
- расширение знаний по русскому языку;
- воспитание веры в себя и свои силы.
Для большинства учеников русский язык не является любимым предметом. Объясняется этот факт многими причинами в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению именно поэтому главная задача данного направления – привитие школьникам интереса к родному языку и воспитание потребности изучать его. Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения школьников. Чем сильнее он, тем лучше успевает ученик по данному предмету.
Музыка вокруг нас – 4 часов
Основой знакомства с закономерностями музыкального искусства детьми являются простейшие музыкальные жанры - песня, танец, марш, их интонационно-образные особенности. В связи с этим деятельность первоклассников на занятиях «Музыка вокруг нас» включает в себя ярко выраженные игровые моменты.
Учителем используются следующие образно-игровые приемы:
• пластическое интонирование;
• музыкально-ритмические движения;
• свободное дерижирование;
• игра на элементарных музыкальных инструментах;
• разыгрывание и инсценировки стихов и музыки и др.
Эти приемы позволяют сделать процесс освоения музыки как искусства увлекательным, интересным, насыщенным разнообразными формами деятельности учащихся, что устраняет двигательную пассивность и перегрузки детей в первые месяцы их обучения.
Подвижные игры – 10часов.
Спортивные игры дают первоначальное представление о правилах в спортивных играх, о системе взаимодействия между игроками, об игровой этике. Играть для детей - это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей, совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость.
Говоря о влиянии игры на умственное развитие, следует отметить, что она вынуждает мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера. Развивая привычку к волевому действию, игры создают почву для произвольного поведения, вне игровой деятельности приводя к развитию способности к элементарной самоорганизации, самоконтролю.
Игра является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Играя, дети усваивают жизненно необходимые двигательные привычки и умения, у них вырабатывается смелость и воля, сообразительность. Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время.
Постоянно изменяющая обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости.
Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений. Игры с много кратными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости. Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений.
Увлекательный игровой сюжет вызывает у участников положительные эмоции и побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью многократно проделывали те или иные приемы, проявляя необходимые волевые качества и физические способности. Для возникновения интереса к игре большое значение имеет путь к достижению игровой цели - характер и степень трудности препятствий, которые надо преодолевать для получения конкретного результата, для удовлетворения игрой. Подвижная игра, требующая творческого подхода, всегда будет интересной и привлекательной для ее участников.
Соревновательный характер коллективных подвижных игр также может активизировать действия игроков, вызывать проявление решительности, мужества и упорства для достижения цели. В подвижных играх у детей развиваются и совершенствуются основные движения, формируются такие качества, как смелость, находчивость, настойчивость, организованность.
Подвижные игры имеют большое значение в воспитании сознательной дисциплины у детей, которая является непременным условием каждой коллективной игры.
Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема занятий | Содержание | Дата проведения | ||
1 | Давайте познакомимся. Игра «У каждого имени свой цвет». Музыкальная игра. Вальс цветов. | Знакомство с именами и их происхождением | |||
2 | Беседа «Приятно слышать добрые слова в свой адрес». Игра «Комплименты» | Познакомить с добрыми вежливыми словами. | |||
3 | Игра "Чем мы похожи". Нарисуй свой автопортрет. Выставка автопортретов «Вот мы какие: красивые и дружные» | Изображение своего портрета (карандаш, акварель) | |||
4 | Игра "Аплодисменты" Расскажи нам о себе. Игра "Что моя вещь знает обо мне". | Рассказы детей от имени своих школьных принадлежностей | |||
5 | Выставка рисунков «Моя любимая игрушка» Игра с игрушкой "Улыбка"Игра – путешествие "Заколдованное дерево" | Рассказы детей о своей любимой игрушке. | |||
6 | Экскурсия на природу. «Если посмотреть вокруг…» | Рассказы детей об увиденном в природе | |||
7 | Учимся слушать другого человека. Решение простых этических задач. | Познакомить детей с правилами этикета. | |||
8 | Органы чувств для восприятия окружающего мира. | Беседа «как мы воспринимаем мир вокруг себя» | |||
9 | Игра – путешествие по родному краю | Знакомство с достопримечательностями родного города. | |||
10 | Иллюстрация к сказке «Три медведя» | Прослушивание сказки. Выполнение эскиза сказки (акварель). Выставка рисунков. | |||
11 | Конкурс рисунков на тему: «Мои любимые сказки». | Обложка любимой сказки. Герои сказки. Сказочная природа (цветные карандаши). Выставка рисунков. | |||
12 | Конкурс рисунков «Мы рисуем цветы». | Видеофильм о цветах. Рисование по теме (акварель). Выставка рисунков. | |||
13 | Конкурс рисунков на тему «Правила дорожные знать каждому положено». | Эскизы придуманных дорожных знаков. Беседа о правилах дорожного движения (цветные карандаши). | |||
14 | «Сувенир». Работа мастерской по изготовлению сувениров для детского сада. | Работа с бумагой и картоном. Изготовление цветика – семицветика. Разметка и вырезка по шаблону. | |||
15 | Изготовление декораций для спектакля. | Театр. Артист. Зритель. Создание декораций по выбору. Разметка и вырезка. | |||
16 | Изготовление декораций для спектакля. | Оформление и завершение работы. Выставка поделок. | |||
17 | Работа мастерской «Твори, выдумывай, пробуй». | Изготовление поделок из овощей и фруктов. | |||
18 | Русская народная сказка «Репка» и белорусская народная сказка «Пых». | Прослушивание и сравнение сказок. Инсценировка сказки «Репка». | |||
19 | Украинская народная сказка «Колосок». | Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания. | |||
20 | Русская народная сказка «Заячья избушка», латвийская народная сказка «Заячий домик». | Сравнение содержания сказок. Герои сказок. | |||
21 | Русская народная сказка «Заяц-хваст». Сравнение с авторской сказкой Д.Н. Мамина Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». | Чтение сказок читающими детьми. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. | |||
22 | Адыгейская сказка «Кто сильнее» и мансийская сказка «От чего у зайца длинные уши». | Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания. Действующие лица. | |||
23 | Л.Н.Толстой.Рассказы и были. | Жизнь и творчество писателя. Яснополянская школа. | |||
24 | Л.Н.Толстой.Рассказы и были. | Прослушивание. Чтение и обсуждение рассказов и былей. | |||
25 | К.Д.Ушинский.Рассказы и сказки. | Педагог-писатель. Жизнь и творчество писателя. | |||
26 | Устное народное творчество родного края. | Разучивание народных песен, считалок. | |||
27 | Путешествие в волшебное королевство математики. | Из истории математики (беседа). | |||
28 | Геометрические задачи. Угадайки Веселого карандаша. | Решение простых геометрических задач. Развитие инициативы. | |||
29 | Математические сказки и загадки. | Развитие умения обосновывать и доказывать свою позицию. | |||
30 | Математические ребусы и головоломки. | Обучение решению простых ребусов и головоломок. Развитие мышления. | |||
31 | Считаем и решаем вместе. | Задачи-шутки, задачи-загадки, логические задачки. | |||
32 | Сказка о стране ЦИФИРИИ | История появления цифр. | |||
33 | Думай,считай,отгадывай. | Задачи на сообразительность. | |||
34 | Праздник числа | Игра – КВН | |||
35 | Веселые математические задачи в стихах и рисунках. | Развитие логического мышления и внимания. | |||
36 | Из истории грамматики. | Знакомство с древней грамматикой. Древнее письмо. Берестяные грамоты. | |||
37 | Удивительные «невидимки» звуки . | Игра со звуками. | |||
38 | Озорные красавицы буквы. | Игры с буквами. | |||
39 | Игра -КВН | Занимательные задания с буквами и звуками. | |||
440 | Музыка из любимых мультфильмов. Поем вместе с героями. Просмотр мультфильма «Бременские музыканты» | Просмотр мультфильмов и разучивание песен. | |||
41 | Музыкально — танцевальная игра «Угадай мелодию и танцуй» | Прослушивание и угадывание отрывков из детских песен. | |||
42 | Танцевальная азбука. | Разучивание танца «Полька друзей» | |||
443 | Беседа. «Душа музыки - мелодия». | Рисуем под музыку. П.И. Чайковский. Пьесы из «Детского альбома». |
444 | Вас приглашает страна Игр. Какие бывают игры. Игры «К своим флажкам», «Пустое место». | Знакомство с детскими играми. | |
445 | Правила игры. Обязательны ли они для всех? Игра – конкурс «Запрещенное движение» | Знакомство с правилами проведения подвижных игр. | |
446 | Правила безопасности в играх. Игра «Альпинисты» | Знакомство с правилами безопасности при проведении подвижных игр. | |
447 | Игры-сцеплялки. Игры, в которых присутствует специфическое построение, сохраняющееся на протяжении всего игрового процесса. | Знакомство с играми – сцеплялками. | |
448 | Игры на реакцию. Игра-эстафета «Передай мяч». Игра «Съедобное - несъедобное», «Перестрелка». | Знакомство с играми на реакцию. | |
449 | Народные игры: «Гуси-лебеди», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Змейка», «Зайцы в огороде», «Кошки-мышки». | Знакомство с народными играми. | |
550 | Игры-догонялки. «Третий лишний», «Пятнашки». | Знакомство с играми-догонялками. | |
551 | Поисковая игра. «Зов джунглей» | Знакомство и проведение поисковой игры. | |
52 | Игры с мячом. Игровая программа «Мой веселый, звонкий мяч» физкультурный праздник. | Проведение физкультурного праздника. | |
553 | Игры на меткость. «Попади в обруч», «Мяч в корзину», «Снайперы». | Знакомство с играми на меткость. | |
554 | «Спортивные почемучки» викторина, посвященная спорту. | Проведение спортивной викторины. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.
Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....