Классный час в 8 классе «Я и моя семья»
Цель: способствовать формированию представлений о жизненном идеале семьи; развивать мышление, речь, воображение. Задачи: привитие навыков осмысления семейных ценностей, традиций, особенностей каждой ячейки общества; развить интерес к родословной своей семьи, понимания родных и близких людей и уважительного отношения к ним, вспомнить термины родственных связей.
Актуальные вопросы для обсуждения с детьми: 1. Что для тебя означает понятие семья? 2. Какая семья считается счастливой? 3. Требует ли жизнь в семье большого творчества? 4. Как понимать родных тебе людей и быть ими понятым?
Классный руководитель: Здравствуйте уважаемые гости и ребята! Я рад вас видеть после летних каникул. За лето Вы повзрослели, окрепли, отдохнули в кругу семьи. Уполномоченный при Президенте России по правам ребенка Павел Астахов предложил во всех школах России провести в этом году 1 сентября «Уроки семьи и семейных ценностей». Сегоднямы проводим с вами классный час под названием «Я и моя семья».
Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.
Классный руководитель: Рождаясь, человек получает имя. Наши предки придавали имени особое значение. Считалось, что оно во многом определяет дальнейшую жизнь ребёнка, его успехи и неудачи, достоинства и пороки. Вот почему в старину имя давалось или по церковным книгам в честь святого, чей праздник отмечался в месяце рождения ребёнка, или в честь кого-либо из членов семьи. А сейчас, поднимите, пожалуйста, руки те, кого назвали в честь родственников.
Рассказы учащихся.
Классный руководитель: Особое значение для каждой семьи имеют ее обычаи и традиции. Издавна в русских семьях укоренялись замечательные традиции, которые я предлагаю сейчас вспомнить:
1. Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники; 2. Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах; 3. Приглашать гостей и собирать застолье; 4. Собирать и хранить семейные фотографии; 5. Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких. 6. Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д.
А теперь я предлагаю вам рассказать о традициях своей семьи.
Рассказы учащихся.
Классный руководитель: Знаете ли вы, ребята, что раньше семьи были большие? В таких семьях все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики малых жалели. О такой большой семье есть у меня загадка. Попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек.
Задам сейчас задачу я Послушай, вот моя семья: Дедуля, бабушка и брат. У нас порядок в доме, лад. И чистота, а почему? Две мамы есть у нас в дому, Два папы, два сыночка, Сестра, невестка, дочка, А самый младший – я, Какая же у нас семья?
(Ответ: 6 человек – брат и сестра, их родители, бабушка и дедушка).
Благодаря этому стихотворению, мы с вами коснулись очень интересной темы родственных отношений. Каждый из нас, только родившись, оказывается в этом хитросплетении родственных отношений. У ребёнка может ещё не быть имени, но он уже чей-то сын или дочь, внук или внучка, брат или сестра, племянник или племянница и даже может оказаться кому-то уже дядей и тётей.
Вопросы учащимся и родителям:
1. Вопрос: Кто такие бабушка и дедушка? (Ответ: родители мамы или папы).
2. Вопрос: Как зовут сестру мамы или папы? (Ответ: тётя).
3. Вопрос: А кто такой дядя? (Ответ: брат мамы, папы или тёти).
4. Вопрос: Объясните, кто такие внук, внучка, племянник, племянница?
5. Вопрос: А есть ли среди учеников нашего класса дяди и тёти?
6. Вопрос: Может ли так быть, что дядя и племянница одновременно учатся в одном классе?
7. Вопрос: Свекровь и свёкор. Кто это? (Ответ: родители мужа)
8. Вопрос: Тесть и тёща. Кто это? (Ответ: родители жены)
9. Вопрос: Кто такие шурин и свояченица? (Ответ: брат жены и сестра жены)
10. Вопрос: А как называют брата мужа и сестру мужа? (Ответ: деверь и золовка)
11. Вопрос: Кто такие свояки? (Ответ: мужья сестёр)
12. Вопрос: Кто такие невестки? (Ответ: жёны братьев)
13. Вопрос: Кого называют зятем? (Ответ: мужа дочки, сестры или золовки)
14. Вопрос: К вам пришли невестка и сноха. Кто это? (Ответ: это одно и тоже лицо, поскольку женщина может быть снохой только для свёкра, остальной родне она невестка)
Классный руководитель: Крепкая, дружная семья всегда была идеалом для каждого поколения. Сколько пословиц народ сложил о семье. Ребята, кто знает пословицы о семье и что они означают значение?
Рассказы учащихся.
Классный руководитель: расскажите, что означают следующие пословицы.
1. Семья – печка: как холодно, все к ней собираются. 2. В семье любовь да совет, так и нужды нет. 3. В семью, где лад, счастье дорогу не забывает. 4. Вся семья вместе, так и душа на месте. 5. Дерево держится корнями, а человек семьёй. 6. Намёки да попрёки - семейные пороки. 7. Семья сильна, когда над ней крыша одна. 8. В семье согласно, так идёт дело прекрасно. 9. В хорошей семье хорошие дети растут. 10. На что клад, коли в семье лад. 11. Не прячь свои неудачи от родителей. 12. Согласье в семье - богатство. 13. В гостях хорошо, а дома лучше. 14. В дружной семье и в холод тепло. 15. В семье разлад, так и дому не рад. 16. Дом согревает не печь, а любовь и согласие. 17. Когда семья вместе так и душа на месте.
|
|