900 дней блокады
методическая разработка (2 класс) по теме

Левковец Елена Евгеньевна

 Сценарий литературно-музыкальной композиции с демонстрацией слайдов, сценкой в исполнении учеников .

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Конспект внеклассного  мероприятия «900 дней блокады», посвящённого Дню полного снятия блокады Ленинграда 27 января 1944 года.

Цели:

  1. Совершенствование духовно - патриотического развития учащихся.  
  2. Сохранение и развитие чувства гордости за свою страну. 
  3. Воспитание уважительного  отношения к старшему поколению, памятникам войны.
  4. Формирование  у детей интереса  к общественным явлениям, стремления узнать историю своей страны;

 

Ход мероприятия

Чтец: Сегодня 27 января . СЛАЙД

Чтец: 70 лет назад в такие же январские дни наш город праздновал победу. Победу жизни над смертью. Январь - месяц особенный для ленинградцев. Именно для ленинградцев, для тех, кто родился и вырос в Ленинграде, кто сражался с фашистами, чтобы отстоять город, кто пережил все тяготы жесточайшей блокады и дождался светлого часа Победы. Хотя уже много лет город называют Петербургом, для многих людей слова Ленинград и ленинградцы остаются святыми.

Чтец:  СЛАЙД. 254400 ленинградцев и 343000 жителей ближайших пригородов оказались в блокадном кольце. Сколько погибло за время блокады? Точных сведений до сих пор нет и, вероятно, вряд ли будут. В документах  фигурировала цифра в 650000 умерших (по примерному количеству захороненных на Пискаревском и Серафимовском кладбищах). Когда полностью была снята блокада, в Ленинграде осталось лишь 560000 жителей.

Чтец:  СЛАЙД

Память моя блокадная, честная не плакатная,
Не подведи меня. Не потеряй ни дня.
Если не мы, то кто же миру поведать сможет
Новую "Иллиаду" - быль про нашу блокаду.
Ты не жалей меня, память моя блокадная,
Боль миллионократная. Сердце мое храня,
Ты не жалей меня.
Если не мы, то кто же правду вернуть поможет.
Правду невероятную, страшную, непонятную,
Правду, в оковы взятую, и клеветой распятую,
Правду, в гробу сокрытую и глубоко зарытую:
Память моя блокадная, переживи меня.

ДЕМОНСТРАЦИЯ ФИЛЬМА О БЛОКАДЕ

Была война, была блокада.

Все люди были, как из ада.

Им очень трудно было жить.

Пытались немцев истребить.

Как хорошо, что не застали

Мы это время, а сейчас

Нам интересно, как же ждали

 Победу ленинградцы  каждый час.

/Наши дни. Появляется девочка, что-то напевая/

Девочка: Ну вот, как январь, так в школе начинается "Опять война, опять блокада:": Это когда было? При царе Горохе! Какое нам до этого дело?! 70  лет прошло. Нет, ну было, ну война, ну блокада, ну трудно конечно людям приходилось. А сейчас-то что? Сейчас-то все хорошо: А стих какой-нибудь учить все равно придется. Двойку  получать не хочется, а то мама опять гулять неделю не выпустит.

/Раздается телефонный звонок/

Девочка: 

Кстати, вот и мама: Да, мамочка. Уроки, конечно же, буду делать, я только пришла:

Мама, ну я поем чего-нибудь. Не хочу я твои макароны, а суп - тем более:

Ой, ладно, мам, холодильник на месте стоит, и еда в нем всегда есть. Разберусь:

Мамочка, ты мне лучше вот что скажи: нам опять задали стих про блокаду выучить. У нас есть что-нибудь? Не хочется самой искать: Хорошо, поняла. Спасибо, мама.

РАЗДАЁТСЯ ЗВОНОК В ДВЕРЬ. Девочка открывает дверь. Пришли две подруги: Ира и Таня..

 Одна подруга.Привет! Нина, нашла стихотворения о блокаде?

 Девочка .Сейчас буду искать. Мама сказала, что книжка есть где-то на полке.

/Подходит к книжной полке и начинает искать книгу. Начинает стучать метроном/

Девочка Нина: На полке, рядом с  с дедушкиной фотографией: серая книжка: Ага, вот она!

/Садится, листает книгу. Из книги выпадает листок/

Девочка  Нина: А это еще что такое? Бумажка какая-то:

(Разворачивает лист. Начинает читать)

"Здравствуй, мама.

Прости, что так долго не писал.

Я и тетя Аня живем в осажденном городе. Враг от нас на расстоянии пушечного выстрела. /тихо звучит Ленинградская симфония Д.Шостаковича, тема Нашествие/ Что означает эта дистанция, мы знаем по разрывам снарядов на улицах. В городе страшно: он пустеет и превращается в призрак. Даже не верится, что это наш город. Люди умирают:, очень много людей умирает от холода и от голода."

Девочка Ира: Что это? Кто это писал?

Чтец:  (плюс СЛАЙД)

А город был в дремучий убран иней.

Кругом мороз, сугробы, тишина:
Не отыскать в снегах трамвайных линий,
Одних полозьев жалоба слышна.
Скрипят, скрипят по Невскому полозья:
На детских санках, узеньких, смешных,
В кастрюльках воду голубую возят,
Дрова и скарб, умерших и больных.

Девочка Таня: Давай еще почитаем. Интересно, что же написано дальше?

"Радио у всех работает и днем и ночью. Из-за того, что не хватает электричества, оно иногда не говорит, а шепчет. Иногда просто метроном стучит, и этому тоже рады. Значит, город жив.

По радио передают стихи."

Чтец: 

А люди слушали стихи
Как никогда - с глубокой верой,
В квартирах, черных, как пещеры,
У репродукторов глухих.

 Девочка Ира : Дай мне, пожалуйста, тоже почитать.

" Иногда идешь и так, шагая, бормочешь строчки Ольги Берггольц:

"Настанет день, и, радуясь, спеша,
Еще печальных не убрав развалин,
Мы будем так наш город украшать,
Как люди никогда не украшали:.
Пускай стоит, всегда зарей объятый:".

Это хорошо. Это отвлекает от мыслей  о еде.

Знаешь, мама, с едой совсем было плохо. В ноябре есть было совсем нечего; тете Ане по рабочей карточке выдавали 250 граммов хлеба, а мне - только 125. Было страшно, берегли каждую крошечку. Потом, когда по Ладоге пошли машины, хлеба стали давать побольше. Но есть хотелось всегда."

Чтец: СЛАЙД

Казалось, что конец земли.
Но сквозь остывшую планету
По Ладоге  машины шли:
Он жив еще. Он  рядом где-то.
На Ленинград! На Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба.
Там матери под темным небом
Толпой у булочных стоят.
И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду,
"Ну, так и есть - мотор заело".
Ремонт на пять минут, пустяк.
Поломка эта - не угроза.
Да рук не разогнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь - опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб - две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора -
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони,
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне - до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре -
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «ЛАДОГА»

        Девочка Нина: Наверное, в декабре, я точно не помню, нам поставили печку, но мы ее топили, когда было что варить. Дров совсем не было, и мы жгли мебель.

А за водой ходим на реку. Далеко, конечно, но ближе воды нет. Пока ее до дома довезешь, она замерзает. Никто не уходит без воды, даже если начинают стрелять."

/Раздаются звуки летящего самолета и обстрела/

Чтец:  СЛАЙД

Опять налет, опять сирены взвыли,
Опять зенитки начали греметь,
И ангел с Петропавловского шпиля
В который раз пытается взлететь.
Но неподвижна очередь людская
У проруби, дымящейся во льду.
Там люди воду медленно таскают
У вражеских пилотов на виду.

"В январе, а может быть в феврале, когда стали эвакуировать из города, мне тоже говорили, что надо уезжать. Что там я смогу ходить в школу и быть с вами. Тетя Аня к тому времени ушла на завод работать и говорила, что если я уеду, то ей будет легче, не нужно будет ходить домой. Только я знаю, что я правильно не поехал. Я здесь пользу принесу. Сначала мы с мальчишками дежурили на крышах, гасили "зажигалки". А потом меня на завод взяли. Я теперь с тетей Аней работаю. Делаем оружие и снаряды, чтобы поскорее победить немцев. Тогда всем хорошо будет."

ПЕСНЯ «ЮНЫЕ ЗАЩИТНИКИ ЛЕНИНГРАДА»

"Мамочка, ты теперь домой не пиши, мы теперь на заводе - на казарменном положении. На заводе и живем и работаем, потому что до завода ходить далеко. Да и легче всем вместе выживать.

Мама, если от отца письмо получишь, ты нам напиши. От него мы ничего не получали.

Мы теперь чаще писать будем. Поцелуй за меня сестренку. Вам привет от тети Ани. Твой сын Петя. 2марта 1942 года."

/Девочка задумчиво вертит письмо в руках/ 

/набирает мамин номер телефона/ 

  • Мама, я в книжке про блокаду письмо нашла. Там в конце написано "Твой сын Петя": Кто этот Петя? Это мой прадедушка? Это прадедушкино письмо, он в городе всю блокаду жил? Он был  такого же возраста, как я сейчас?

/убирает телефон/

- Странно так, казалось, это все давно было и меня это никак не касается. А оказывается вот оно все здесь, в моих руках память, память моей семьи, жизнь прадедушки.

Чтец: 27 января 1944 года Ленинград был освобожден от вражеской блокады.

Чтец:

И в ночи январской беззвездной,
Сам дивясь небывалой судьбе,
Возвращенный из смертной бездны,
Ленинград салютует себе.

СТИХОТВОРЕНИЕ «САЛЮТ» (запись)

Чтец: 

Мы чашу горя выпили до дна,
Но враг не взял нас никаким измором.
И жизнью смерть была побеждена,
И победили человек и город.

ПЕСНЯ «ЖУРАВЛИ»

/зажигают свечи героини сценки/

У Вечного огня!: Я знаю, что хочу:
Я, голову склоня, гляжу в глаза огня и медленно шепчу:
Всем сбившимся с пути, всем рухнувшим с коня
Дорогу освети, свет Вечного огня.
Свет Вечного огня, свет вечного костра, мы у тебя в долгу,
В долгу за каждый вздох и прежде и теперь:
Свет Вечного огня…

МИНУТА МОЛЧАНИЯ

Закончим мы наш праздник песней, которая помогала бойцам в годы войны, помогала мирному населению ждать и не терять надежды, помогала  верить и выстоять. Это знаменитая  «Катюша»

ПЕСНЯ «КАТЮША»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

900 дней блокады Ленинграда

   Блокада Ленинграда - незабываемая страница в истории страны. 900 дней город находился во вражеской осаде. Каждый день был беспримерным подвигом ленинградцев. Фашисты возлагал...

Мультимедийная презентация "900 дней и ночей", посвященная годовщине Ленинградской блокады.

Презентацию можно использовать при проведении классого часа, посвященного снятию блокады с города-героя Ленинграда. Презентация содержит фотоматериалы военных лет, некоторые исторические данные....

900 дней Подвига - освобождение Ленинграда от фашистской блокады. Презентация книги Н. Ходза "Дорога жизни".

Вспоминая дни воинской славы мы сможем пробудить, вызвать интерес у школьников к событиям, их олицетворяющим, стремление больше узнать об этих исторических днях и их героях.  Шесть дат связаны с ...

900 дней Подвига. 70 лет полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады - материал для оформления тематической выставки в школьной библиотеке.

Блокада Ленинграда. Материал для оформления тематической выставки в школьной библиотеке к памятной дате. Рекомендательный список литературы....

презентация " 900 дней блокады Ленинграда"

Блокада - это слово знакомо каждому жителю нашей страны. Что пережили ленинграды в эти дни? Еще раз вспомним с ребятами. как мужественно жил и работал осажденный город...

"900 дней- блокада Ленинграда"

Классный час проведён для учащихся начальных классов к  годовщине снятия блокады Ленинграда.Использована мультимедиа-презентация....

Сценарий классного часа, посвященный снятию блокады Ленинграда "900 дней подвига"

Мероприятие, посвященное прорыву и снятию блокады Ленинграда, воспитывает патриотические чувства, вызывает уважение к старшему поколению и пробуждает чувство гордости за свой народ....