Проект "Кукольный театр "Теремок""
проект на тему
Кукольный театр – это не только средство развлечения, он оказывает большое воспитательное воздействие на детей. Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов. Благодаря занятиям в театре кукол жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teremok.docx | 152.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации округа Муром
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Проект
Кукольный театр «Теремок»
Подготовили:
Леушкина Ольга Генриховна
– учитель начальных классов
первой категории,
Козлова Ольга Федоровна
– учитель начальных классов
высшей категории
2014 год.
Содержание
1.Введение. ………………………………………………2 стр.
1.1. Нормативно – правовая база. …………………………..3 стр.
1.2. Актуальность. ………………………………………..3 стр.
1.3. Цель и задачи. ………………………………………..3 стр.
2. Основная часть.
2.1. Механизм реализации. ………………………………… 5 стр.
2.2. Кадровое обеспечение. …………………………………8 стр.
2.3. Основные этапы и сроки реализации. ……………………8 стр.
2.4. Социальные партнёры. …………………………………11 стр.
2.5. Ожидаемые результаты. …………………………………12 стр.
2.6. Смета расходов на реализацию проекта . ……………..13 стр.
3. Заключение. ......................................................................... 16стр.
4. Список литературы. …………………………………18 стр.
5. Приложение. .........................................................................19 стр.
.
«…театр - единственный учитель нравственности,
поведения, возвышенных идеалов,
который никогда не наскучит ученику. ...
театр - ценнейшее дополнение
к любому воспитательному учреждению для детей,
и без него не совершенна самая прекрасная школа».
М. Твен
ВВЕДЕНИЕ
Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свои вещи, игрушки, мебель, одежду и т.д. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых. По играм и как в них играют дети можно представить наше будущее общество.
Кукольный театр – это не только средство развлечения, он оказывает большое воспитательное воздействие на детей. Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов. Благодаря занятиям в театре кукол жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:
• художественным образованием и воспитанием детей;
• формированием эстетического вкуса;
• нравственным воспитанием;
• развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);
• воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);
• созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.
Кукольный театр – искусство синтетическое, оно воздействует на детей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ – кукла, и живописно-декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение.
Особая роль театрализованных игр - в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному. При грамотном руководстве у них формируются представления о работе артистов, режиссера, театрального художника, дирижера. Дети осознают, что спектакль готовит творческий коллектив, а театр дарит радость и творцам, и зрителям, что позднее послужит основой для формирования обобщенного представления о назначении искусства в жизни общества. В определенный момент эстетическое восприятие дает толчок развитию познавательной деятельности ребенка, поскольку художественное произведение (изобразительное, музыкальное, литературное) не только знакомит его с новыми явлениями, расширяет круг его представлений, но и позволяет ему выделить существенное, характерное в предмете, понять художественный образ.
Одной из задач организации игры становится ориентировка детей в проблемных и конфликтных ситуациях, создание условий для усвоения в процессе театрализации новых способов взаимодействия со сверстниками в психологически благоприятной атмосфере игровых занятий, осознание их благодаря оформлению в различных знаковых системах (вербализации, графике, пантомимике).
Таким образом, занятия театральной деятельностью с детьми не только развивают психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же театрализованное представление - это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.
Нормативную основу разработки проекта
«Кукольный театр «Теремок» составили:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации";
- Конвенция о правах ребёнка;
-Концепция модернизации российского образования на период до 2020года.
-СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
-Положение о программах дополнительного образования детей (дополнительных образовательных программах).
- Положение о детских объединениях;
- Устав школы.
Актуальность
Проект ориентирован на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлен на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, на создание условий для самореализации детей, интеграции личности в национальную и мировую культуру, основан на психологических особенностях развития младших школьников. Проект способствует развитию у ребенка умения успешного разрешения проблемных жизненных ситуаций через театрализацию за счет эмоционально-личностной и интеллектуальной децентрации, т.е. умения увидеть, проанализировать, продраматизировать ситуацию с позиций разных персонажей, выделить новые свойства и условия ее разрешения, повышает степень социальной компетентности ребенка.
Гипотеза
Создание театрального коллектива даст возможность учащимся реализовать свои творческие способности, расширить кругозор, обеспечит более тесное сотрудничество семьи, школы и социума. Ситуация успеха будет способствовать овладению метапредметными компетенциями.
Цель:
Создание условий для самореализации и обеспечение возможности формирования творческой активности учащихся школы.
Данная цель реализуется через решение следующих задач:
- Собрать из различных источников, проанализировать, обобщить и структурировать информацию об организации театральных коллективов в условиях общеобразовательной школы.
- Разработать собственный вариант программы дополнительного образования «Кукольный театр «Теремок»».
- Приступить к накоплению материальной базы театрального коллектива: кукол, декораций, театральных костюмов.
- Провести массовые мероприятия в школе и детских дошкольных образовательных учреждениях по презентации накопленного опыта.
- Привлечь к реализации проекта все заинтересованные лица.
Механизм реализации
В основу курса положены:
- тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
- обучение в порядке постепенного усложнения – от выполнения отдельных тренировочных упражнений по кукловождению до разыгрывания роли, от упражнений с наиболее простыми в обращении куклами до сложных постановочных композиций, например, с использованием кукол-марионеток, а также театра «люди-куклы». Таким образом ребёнок поднимается по ступенькам знаний, отталкиваясь от того, чему он уже научился;
- построение занятий согласно логике творчества – от постановки творческой задачи до достижения творческого результата. Таким результатом может быть театральный этюд, крошечное стихотворение, сказка, мини-представление, открытие чего-то нового для каждого ребёнка – в зависимости от того, чему посвящено занятие. Но творческий итог должен быть;
- взаимосвязь развития творческих и познавательных способностей учащихся. Реализация данного принципа предполагает коррекцию и развитие памяти, внимания, речи, восприятия, воображения, мышления детей наряду с развитием их творческих способностей. Огромную роль в развитии познавательной сферы играет этюдный тренаж, который проводится на каждом занятии кукольного театра. Работа над спектаклем (кукловождение, работа над выразительностью речи, характерами героев, выступления перед зрителями и пр.) способствует развитию словарного запаса, фонетико-фонематического восприятия, произвольного внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения школьников;
- построение занятий таким образом, чтобы в активной работе могли участвовать все ученики. Это достигается несколькими путями: работой группы как единого организма, делением всех детей на малые творческие группы, выполнение индивидуальных заданий;
- построение занятий таким образом, чтобы дети имели возможность сменить типы и ритмы работы, т. е. чередовались покой и движение, тишина и оживление, интеллектуальная и физическая деятельность, ведь человек представляет собой единство физического и психического. Игнорирование той или иной составляющей в процессе обучения ведёт к деформации всей органики развития личности ребёнка;
- использование кукол разных систем: рисованных кукол (театр на фланелеграфе), перчаточных, тростевых, кукол-марионеток, «кукол»-людей. «Актёры» и «актрисы» в кукольном театре должны быть яркими, лёгкими и доступными в управлении. Совершенно не обязательно пользоваться готовыми куклами, можно изготовить их своими руками, привлечь к выполнению этой работы детей и их родителей;
- создание на занятиях эмоционально-комфортной среды через:
- обучение с опорой на идеи педагогического сотрудничества: партнёрские отношения с детьми, обучение без принуждения, личностный подход;
- технику эмоционально-выразительного и тактичного проявления отрицательных и положительных эмоций, чувств, настроений самого педагога;
- устранение причин эмоционального дискомфорта ребёнка на занятии;
- насыщение процесса обучения и образовательной среды эмоциональными стимулами: игрой, интеллектуальными эмоциями удивления, необычности, положительными эмоциями уверенности, успеха, достижения;
- создание художественной среды.
Художественная среда в кукольном театре это:
- помещение, где красиво и уютно, где стены в меру украшены панно, картинами, где находятся декорации, ширма, выставлены куклы;
- музыкальное оформление занятий, пьес. Музыка – неотъемлемая часть кукольного спектакля, она усиливает его эмоциональное восприятие. Дети очень любят, когда куклы поют, танцуют. Выбор песен, музыки определяется содержанием спектакля. Звучание инструментов за ширмой должно соответствовать действию, происходящему на ширме;
- подбор репертуара. Кукольный театр – это не только средство развлечения, он оказывает большое воспитательное воздействие на детей. В связи с этим необходимо серьёзно относится к подбору репертуара. Ученики младших классов любят спектакли с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами и благополучным концом. Пьесы должны быть увлекательными, они должны «будить» и развивать фантазию ребёнка, способствовать формированию положительных черт характера. Хорошо, если в спектакле показывается, что такое настоящая дружба, честность, смелость, отзывчивость и др.
Методическое обеспечение программы
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий), проблемный (педагог ставит проблему и вместе с воспитанниками ищет пути ее решения), эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).
Методы обучения в объединении осуществляют четыре основные функции: функцию сообщения информации; функцию обучения воспитанников практическим умениям и навыкам; функцию учения, обеспечивающую познавательную деятельность самих воспитанников; функцию руководства познавательной деятельностью учащихся.
Постоянный поиск новых форм и методов организации образовательного процесса в объединении позволяет осуществлять работу с детьми, делая ее более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Основные формы работы:
- игра;
- диалог;
- различные виды тренингов (дыхательные, психологические и т. д.)
- слушание;
- созерцание;
- импровизация;
- репетиции;
- индивидуальные занятия;
- занятия малыми группами (по 3-5 человек);
- спектакли;
- шоу;
- творческие вечера;
- праздники.
Целевая группа проекта:
- учащиеся начальных классов;
- родители учеников.
Проект долгосрочный - рассчитан на 4 года обучения:
Устойчивость проекта.
Проект рассчитан на перспективу создания постоянно действующей театральной студии в МБОУ СОШ №2.
Задействование детей в студии планируется с младшего школьного возраста в качестве зрителей, затем в качестве участников, а также соавторов театральных представлений в процессе постепенного накопления театрального опыта детьми.
Кадровое обеспечение
Координатор проекта: заместитель директора по учебно-воспитательной работе Анурина Любовь Анатольевна.
Руководители проекта: учитель начальных классов первой категории Леушкина Ольга Генриховна, учитель начальных классов высшей категории
Козлова Ольга Федоровна.
Основные этапы проекта
Этапы | Сроки | Последовательность деятельности | Значение деятельности | Исполнители |
I.Подготови-тельный этап | сентябрь-декабрь 2012 г. | Создание инициативной группы по разработке проекта. Подготовка учащихся к работе над проектом. | Планирование и координирование последовательности действий всех участников проекта | Координатор проекта |
Изучение актуальности проблемы для общества. | Постановка цели и задач для реализации проекта | Руководители проекта | ||
Анкетирование учащихся и родителей. Анализ результатов социологического исследования. | Изучение и оценка общественного мнения о значимости проекта. | Руководители проекта | ||
Разработка плана мероприятий. Распределение обязанностей между членами группами. | Координация и последовательность действий всех участников проекта | Руководители проекта | ||
Сбор и изучение информации по теме проекта из различных источников | Анализ существующего состояния об изученности проблемы | Инициативная группа | ||
Составление предварительной сметы расходов на реализацию проекта | Определение финансовых расходов при реализации проекта | Инициативная группа | ||
II. Основной этап | январь 2013г. – апрель 2016г. | Реализация программы дополнительного образования «Кукольный театр «Теремок»» | Вовлечение учащихся и родителей школы в деятельность проекта | Руководители проекта |
Заключение предварительных устных договорённостей с администрацией школы и возможными спонсорами по материальному обеспечению проекта. | Финансовая и социальная поддержка проекта | Руководители проекта Инициативная группа | ||
Организация выступлений перед учащимися и родителями школы, участие в конкурсах, посещение детских садов, проведение мастер-классов, организация просмотров постановок других театральных коллективов. | Формировании художественно - эстетических предпочтений, нравственных качеств и развитии коммуникативной культуры | Руководители проекта Инициативная группа | ||
Изготовление кукол, декораций, пошив костюмов | Накопление материальной базы | Инициативная группа Члены театрального коллектива | ||
Акция «Подарок детскому саду» | Вручение воспитанникам детских садов самодельных кукол для кукольного театра | Члены театрального коллектива | ||
Информационная поддержка творческого проекта в СМИ. | Информированность жителей микрорайона о мероприятиях по реализации проекта | Инициативная группа | ||
III Заключительный этап | май 2016г. | Подведение итогов работы над проектом. Рефлексия. Выявление слабых сторон проекта. Обсуждение путей их исправления. Разработка дальнейшей стратегии. | Выявление эффективности работы всех участников проекта | Координатор Руководители проекта Члены театрального коллектива |
Социальные партнёры
Ожидаемые результаты по освоению универсальных учебных действий:
личностные | метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) | предметные |
-формирование патриотизма, ценностного отношения к культурному наследию русского народа средствами театрального искусства; - осознание своей национальной принадлежности, уважительного отношения к культуре других стран и народов; - формирование представлений о формах проявления заботы о человеке в групповом взаимодействии; - осознание правил поведения на занятиях, в игровом творческом процессе; правил игрового общения, -формирование правильного отношения к собственным ошибкам, к победе, поражению; -формирование умения соблюдать правила игры и дисциплину; правильно взаимодействовать с партнерами по команде (быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия); - выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности; -подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки. | - овладение умением принимать творческую задачу, ставить перед собой цели и задачи, находить способы и средства её решения; - формирование умения анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы,вносить необходимые коррективы в действия, проявлять настойчивость в достижении цели; - использование различных способов поиска информации, её сбора, творческого применения; - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;умением осознанно строить речевые высказывания в соответствии с творческой задачей; - овладение умением анализировать речь, поступки и действия литературных персонажей и реальных людей с целью понимания их внутреннего мира и мотивов поведения; - формирование умения слушать собеедника и строить с ним диалог, готовности принимать различные точки зрения и право собеседника иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать его, давать свою оценку событиям. | - накопление разнообразных сведений о видах кукол: их устройстве и технологии изготовления, особенностях работы с ними и способах кукловождения; - формирование представлений о сценической речи, о декорациях, о подборе музыкального сопровождения к спектаклю. - формирование умения импровизировать, выступать перед публикой, зрителями, самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект; -накопление первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности; - формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания. |
Смета расходов на реализацию проекта
Утверждаю
Зам. директора по АХР
___________ Козлова Л.М.
Смета расходов
№ п/п | Назначение платежа | Цена за единицу, руб. | Количество | Сумма, руб. |
Ширма | ||||
1 | ЛДСП | 185 руб. | 1 лист | 185 руб. |
2 | Саморезы по дереву | 50 коп. | 80 шт. | 40 руб. |
3 | Петли дверные универсальные | 150 руб. | 4шт. | 600 руб. |
4 | Изготовление ширмы | 800 руб. | 1 шт. | 800 руб. |
5 | Ткань | 90 руб. | 3м | 360 руб. |
1985 руб. | ||||
Домик . | ||||
6 | Фанера | 350 руб. | 2 л | 700 руб. |
7 | Саморезы по дереву | 50 коп. | 80 шт. | 40 руб. |
8 | Петли дверные универсальные | 150 руб. | 6шт. | 900 руб. |
9 | Масляные краски | 250 руб. | 2 наб. | 500руб. |
10 | Изготовление домика | 2000 руб. | 1 шт. | 2000 руб. |
Итого: 4140 руб. | ||||
Куклы | ||||
11 | Ткань - шерсть | 500 руб. | 2 м | 1000 руб. |
12 | Ткань - гобелен | 350 руб. | 2м | 700руб. |
13 | Подкладочная ткань разных цветов | 150 руб. | 10м | 1500руб. |
14 | Нитки для вязания | 50 руб. | 30 шт. | 1500руб |
15 | Мулине | 8 руб. | 10шт. | 80руб. |
16 | Бисер разных цветов | 130руб | 4 уп. | 520руб. |
17 | Пуговицы | 30руб. | 20шт. | 600 |
18 | Текстильные шнуры | 250руб | 2 набора | 500руб |
19 | Кружево | 125руб | 10м | 1250руб |
20 | Тесьма | 5руб | 30 м | 150 руб. |
21 | Глазки | 30 руб. | 20пар | 600руб. |
22 | Нитки швейные | 25 руб. | 15 шт. | 375руб. |
23 | Поролон | 100руб. | 5 л. | 500руб. |
Итого: 9275руб | ||||
Декорации | ||||
21 | Картон | 30руб. | 50м | 1500руб. |
22 | Цветная бумага | 35руб. | 10 наб. | 350руб. |
23 | Клей ПВА | 60руб. | 2 кг | 120руб. |
24 | Клей «Титан» | 100руб. | 2 шт. | 200руб. |
25 | Краски масляные | 250 руб. | 4наб. | 1000 руб. |
26 | Подкладочная ткань разных цветов | 150 руб. | 40м | 600руб. |
27 | Пенопласт | 1700руб | 1 куб.м | 1700руб |
28 | Пена строительная | 160 руб. | 4шт. | 640руб. |
29 | Елка | 1000руб. | 2шт. | 2000руб. |
30 | Фланель | 70руб. | 2м | 140руб. |
31 | Белая ткань- бязь | 70руб. | 2м | 140руб. |
32 | ||||
Итого: 8390 руб. | ||||
Костюмы | ||||
32 | Ткань | 100руб. | 50м | 5000руб. |
33 | Фурнитура (тесьма, пуговицы, крючки…) | 2000руб. | ||
34 | Водолазки черные. | 300руб. | 10шт. | 3000руб. |
35 | Легинсы для девочек | 400руб. | 5шт. | 2000руб. |
36 | Брюки для мальчиков | 500руб. | 5шт. | 2500руб. |
Итого: 14500руб. | ||||
Аппаратура | ||||
37 | Ноутбук | 15000руб. | 1шт. | 15000 руб.. |
38 | Проектор | 17000руб. | 1шт. | 17000руб. |
39 | Колонки | 1500руб. | 2шт. | 3000руб. |
40 | Усилитель звука | 1000руб. | 1шт. | 1000руб. |
41 | Домашняя светомузыка «Сигнал» | 1000руб. | 2шт. | 2000руб. |
42 | Микрофон | 500руб. | 2шт. | 1000руб. |
43 | Видеокамера | 10.000ру. | 1шт. | 10000руб. |
Итого: 49000руб. | ||||
Детские музыкальные инструменты. | ||||
44 | Металлофон | 250 руб. | 3 шт. | 750руб. |
45 | Бубен | 300 руб. | 2 шт. | 600 руб. |
46 | Маракасы | 100 руб. | 4 шт. | 400 руб. |
47 | Трещетки | 150 руб. | 2 шт. | 300 руб. |
48 | Деревянные ложки | 150 руб. | 20 шт. | 3000руб. |
49 | Треугольник | 500 руб. | 1шт | 500 руб. |
50 | Колокольчики | 100 руб. | 4 шт. | 400 руб. |
Итого: 5200руб. | ||||
Итого всего: 92490руб. |
Заключение
- В ходе работы над проектом проведено анкетирование среди школьников и родителей с целью изучения общественного мнения о востребованности в школе театрального коллектива и желании участвовать в его создании. Было опрошено 93 человека. Анкетирование показало, что большинство опрашиваемых, к идее создания в школе театрального коллектива, относятся положительно.
- По итогам изучения общественного мнения была начата работа по реализации проекта. Была создана инициативная группа из детей и родителей, разработан план мероприятий, распределены обязанности между членами группы.
- Проведены следующие мероприятия: изучена литература, разработана программа, составлена смета проекта.
- В процессе реализации программы дополнительного образования «Кукольный театр «Теремок»» в течение первого учебного года был подготовлен кукольный спектакль по мотивам русской народной сказки «Колобок» (сценарий Олеси Емельяновой), который был представлен учащимся школы, родителям и детским дошкольным учреждениям микрорайона Вербовский.
- Члены объединения активно участвовали в окружных мероприятиях: смотре – конкурсе театральных коллективов, фестивале искусств «Планета доброты» (1 место в округе).
- Каждый член объединения ведет «Дневник творческого роста», в котором фиксируют свои результаты: ведется словарь театральных терминов, вносятся основные теоретические сведения, делаются заметки о личном участии в работе объединения, собираются отзывы и фотографии.
Никто не рождается с готовыми представлениями о жизни, мировоззрение не передается по наследству, как черты лица или характера, оно формируется в сознании годами, а фундамент его закладывается в детстве и юности.
Каким будет человек – добрым или злым? Какие ценности будут возведены им в ранг принципиальных? Будет ли он любить искусство? Удовлетворит ли он свои интеллектуальные, профессиональные и социальные амбиции? Как воспитать гражданина? Такие проблемы ставит перед собой коллектив детского театра, продолжая свой путь к цели.
Список литературы.
- Ганелин Е. Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр».
- Генералов И. А. Программа курса «Театр» для начальной школы Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д. И. Фельдштейна М.: Баласс, 2008.
- Кидин С. Ю. Театр-студия в современной школе: программы, конспекты занятий, сценарии.- Волгоград: Учитель, 2009.
- Анатолий Гин Сценарии мини-спектаклей для начальной школы.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012
- Детско-юношеский театр мюзикла: программа, разработки занятий, рекомендации/ авт.-сост. Е. А. Гальцова. – Волгоград, 2009.
- Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981.
- Антонова Л. Г. Развитие речи. Уроки риторики. –Ярославль: Академия развития, 1997. –2. Козлянинова И. П. Произношение и дикция. – М.,1977.
- Кохтев Н. Н. Риторика. Учебное пособие для уч.-ся общеобр. учрежд. –М.: Просвещение, 1996.
Приложение1.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Рассмотрено на заседании ШМО «Согласовано» «Утверждаю»
учителей начальных классов заместитель директора по УВР Директор МБОУ СОШ№2
Руководитель ШМО __________ М.В. Анисимова _________ И.В. Галкина
__________ Т.В.Егрушова Протокол №_______ Приказ №___
Протокол № ____ от от «_____»_________2023г. от__«____»_______2012г «___»__________ 2012г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Кукольный театр «Теремок»»
для учащихся начальной школы.
Составители:
Леушкина Ольга Генриховна
– учитель начальных классов
первой категории,
Козлова Ольга Федоровна
– учитель начальных классов
высшей категории
2012 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа «Кукольный театр «Теремок»» имеет социально-педагогическую и художественно–эстетическую направленность.
Важная роль в духовном становлении личности принадлежит театральному искусству, которое, удовлетворяя эстетические потребности личности, обладает способностью формировать ее сознание, расширять жизненный опыт и обогащать чувственно-эмоциональную сферу. «Значение произведений искусств заключается в том, что позволяют «пережить кусочек жизни» через осознание и переживание определенного мировоззрения, чем «создают определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (Б.В.Теплов).
Совершенствование «аппарата переживания» (К.Станиславский) и «аппарата осмысления» через развитие театральных способностей, творческого мышления и творческой активности на основе классической театральной культуры способствует духовному, социальному и профессиональному становлению личности ребенка.
Кукольный театр играет огромную роль в нравственном и эстетическом воспитании младших школьников. Занятия в кукольном театре развивают у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомят с множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, коммуникабельности, развивают моторику рук и пальцев ребёнка, двигательную активность.
В процессе работы над спектаклем дети учатся согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои желания интересам коллектива. Содержание кукольных спектаклей преломляется через опыт ребенка, отношение детей к изображаемым в спектакле явлениям и оказывает воспитательное воздействие на них. Очень важно детям младшего школьного возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости, так как в этот период у них начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему.
Занятия в кукольном театре способствуют расширению кругозора детей, повышению эмоциональной культуры и культуры мышления, формированию убеждений и идеалов.
Кукольный театр воздействует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы - персонажи, оформление и музыка - все это вместе помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Знакомство с позицией актера - творца накапливает их эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, социальный, трудовой опыт и развивает его. В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость детей к правдивому целенаправленному действию. Для тренировки воображения служат и упражнения голосом и речью: говорить медленно, громко, тихо, быстро, басом. Основной упор делается на игры со словом, с текстом, подтекстом, с разными словесными действиями (упрекать, приказывать, узнавать, удивлять, просить, объяснять, звать). Слово раскрывается как основное средство выполнения сценической задачи, как основной компонент создания характера. Играя в спектакле, дети перевоплощаются в различные образы, учатся выражать свои чувства в слове, интонации. Благодаря этому дети учатся слышать психологическую выразительность речи.
Но самое яркое отражение кукольный спектакль находит в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают виденное. Эти игры развивают творческие силы и способности детей.
Нормативную основу разработки проекта «Кукольный театр «Теремок» составили:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации";
- Конвенция о правах ребёнка;
-Положение о программах дополнительного образования детей (дополнительных образовательных программах).
- Положение о детских объединениях;
- Устав школы.
Актуальность
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлен на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, на создание условий для самореализации детей, интеграции личности в национальную и мировую культуру, основан на психологических особенностях развития младших школьников. Программа способствует развитию у ребенка умения успешного разрешения проблемных жизненных ситуаций через театрализацию за счет эмоционально-личностной и интеллектуальной децентрации, т.е. умения увидеть, проанализировать, продраматизировать ситуацию с позиций разных персонажей, выделить новые свойства и условия ее разрешения, повышает степень социальной компетентности ребенка
Новизна
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения во взаимосвязи с процессом образовательным в условиях ФГОС.
Цель:
развитие творческих способностей детей средствами кукольного театрального искусства.
Данная цель реализуется через решение следующих задач:
- создать условия для реализации творческого потенциала личности младшего школьника;
- систематически и целенаправленно развивать зрительное восприятие, пространственное мышление, фантазию, речь детей;
- познакомить учащихся с основами кукольной театрализации (театральная игра и актёрское мастерство, приёмы кукловождения, сценическое движение, сценическая речь, музыкальное оформление пьесы, декорации, история кукольного театра);
- развивать художественное и ассоциативное мышление младших школьников;
- обогащать эмоционально-образную сферу школьников;
- формировать художественные предпочтения, этические, эстетические оценки искусства, природы, окружающего мира;
- формировать нравственные качества, гуманистическую личностную позицию, позитивное и оптимистическое отношение к жизни;
- развивать коммуникативную культуру детей;
- формировать у младших школьников понимание значимости своей малой Родины.
Структура программы
№ | Раздел | Задачи | Содержание |
1 | Знакомство с историей театра. |
представления детей об окружающей действительности.
| Дети знакомятся с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя). |
2 | Сценическое актёрское мастерство |
| Дети учатся ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивают способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминают слова героев спектаклей; развивают зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражняются в четком произношении слов, отрабатывают дикцию; приобретают нравственно-эстетические качества; знакомятся с комплексными ритмическими, музыкальными пластическими играми и упражнениями, обеспечивающими развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижений; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. |
3 | Развитие речи. |
| Развитие речевого дыхания и правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации, логики речи; связной образной речи, творческой фантазии; сочинение небольших рассказов и сказок, подбор простейших рифм; разучивание скороговорок и стихов; тренировка четкого произношения согласных в конце слова; развитие умения пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнение словарного запаса. |
4 | Технология изготовления кукол |
| Знакомство с составляющими различных видов кукол, с технологией изготовления различных видов кукол. Освоение основных приёмов кукловождения. |
5 | Знакомство с литературой. |
| Чтение русских народных сказок, сказок других народов, рассказов, басен, былей. Просмотр детских художественных фильмов. Формирование умения сочинять этюды по сказкам, басням, находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развитие навыков действий с воображаемыми предметами. |
Основные формы работы:
- игра;
- диалог;
- различные виды тренингов (дыхательные, психологические и т. д.)
- слушание;
- созерцание;
- импровизация;
- репетиции;
- индивидуальные занятия;
- занятия малыми группами (по 3-5 человек);
- спектакли;
- шоу;
- творческие вечера;
- праздники.
Формы подведения итогов занятий младших школьников в кукольном театре:
- выступления перед зрителями в школе и детских садах;
- участие в конкурсах и фестивалях театральных коллективов;
- фото, видеосюжеты;
- мастер - классы.
Мониторинг результативности.
Методами мониторинга являются анкетирование, интервьюирование, тестирование, наблюдение, социометрия.
На начальном этапе обучения программой предусмотрено обязательное выявление интересов, склонностей, потребностей воспитанников, уровень мотивации, а также уровень творческой активности.
В конце каждого учебного года проводится повторная диагностика с использованием вышеуказанных методик с целью отслеживания динамики развития личности воспитанников
Программой предусмотрены наблюдение и контроль за развитием личности воспитанников, осуществляемые в ходе проведения анкетирования и диагностики (рекомендации по использованию диагностических методик, анкет даны в приложении). Результаты диагностики, анкетные данные позволяют педагогам театра-студии лучше узнать детей, проанализировать межличностные отношения в группе, выбрать эффективные направления деятельности по сплочению коллектива воспитанников, пробудить в детях желание прийти на помощь друг другу.
Каждый член объединения ведет «Дневник творческого роста», в котором фиксируют свои результаты: ведется словарь театральных терминов, вносятся основные теоретические сведения, делаются заметки о личном участии в работе объединения, собираются отзывы и фотографии.
.
Возраст детей и сроки реализации.
Программа расчитана на 4 года
первый год обучения – учащиеся первого класса;
второй год обучения – учащиеся второго класса;
третий год обучения - учащиеся третьего класса;
четвёртый год обучения – учащиеся четвёртого класса.
Режим занятий (в рамках внеурочной деятельности) – 2 часа в неделю, в год - 68 часов.
Ожидаемые результаты:
В основу программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов ( 1 год ) — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов ( 2-3 год) — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов ( 4 год) — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ занятия | Тема | Кол-во часов | дата | |
теория | практика | |||
Вводное занятие. Театр как вид искусства | 1 | |||
Кукольный театр. | 1 | 3 | ||
Азбука театра.. | 1 | |||
Устройство ширмы и декорации. | 1 | 2 | ||
Виды кукол и способы управления ими. Особенности работы кукловода. | 1 | 2 | ||
Пальчиковый театр. | 1 | 4 | ||
Теневой театр. | 1 | 4 | ||
Кукольный театр на фланелеграфе. | 1 | 4 | ||
Речевая гимнастика. | 1 | 1 | ||
Соединение словесного и физического действия. | 1 | 3 | ||
Выбор пьесы. | 2 | |||
Анализ выбранной пьесы. | 1 | |||
Характеристика образов. Распределение ролей. | 1 | 1 | ||
Работа над отдельными эпизодами. | 8 | |||
Изготовление реквизита, декораций, пригласительных билетов. | 2 | 6 | ||
Репетиция спектакля. | 9 | |||
Выступление перед зрителями. Акция “Подарок детскому саду”. Анализ выступления. | 5 | |||
Итого | 16 | 52 | ||
68 | ||||
Содержание занятий.
№ п\п | Тема | теория | практика | |
Вводное занятие. Театр как вид искусства | Техника безопасности. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Различие понятия “театр” как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества. Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Драматургия, сюжет, роли. | |||
Кукольный театр. | Знакомство детей с историей кукольного театра в России. Отличия кукольного театра от других видов театра. | Просмотр видио фрагмента и его последующий анализ. Посещение театра кукол. Обсуждение спектакля (зарисовки) | ||
Азбука театра.. | Особенности театральной терминологии. Знакомство с основными театральными терминами: - актёр – исполнитель ролей в театральных представлениях; -занавес – полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала; -кулисы – вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам; -репетиция – основная форма подготовки спектакля путем многократных повторений (целиком и частями); -роль – художественный образ, создаваемый актёром; -сцена – место основного театрального действия; -ширма - сцена кукольного театра; -зрительный зал – места для зрителей. | |||
Устройство ширмы и декорации. | Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра. Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. | Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т.д.). Установка ширмы и изготовление элементов декораций. Первичные навыки работы с ширмой. | ||
Виды кукол и способы управления ими. Особенности работы кукловода. | Беседа о разновидностях кукол. Понятие «кукловод». Понятие о разнообразии движений различных частей кукол. Особенности психологической подготовки юного артиста-кукловода. | Просмотр видио фрагмента и его последующий анализ. Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы. | ||
Пальчиковый театр. | Расширение знаний о видах кукол. Знакомство с особенностями пальчикового театра Речевая и пальчиковая гимнастика. | Изготовление пальчиковых кукол. Самостоятельное выполнение детьми пальчиковой гимнастики. | ||
Теневой театр. | Расширение знаний о видах кукол. Знакомство с особенностями тенеого театра | Изготовление плоских декораций и героев сказки. Пальчиковая гимнастика. | ||
Кукольный театр на фланелеграфе. | Расширение знаний о видах кукол. Знакомство с особенностями театра на фланелеграфе. | Изготовление плоских декораций и героев сказки. Пальчиковая гимнастика. | ||
Речевая гимнастика. | Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Голосовые модуляции. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов (диалог, монолог, рассказ о природе, прямая речь, речь автора за кадром и т. п.). | Самостоятельное выполнение детьми артикуляционной гимнастики. Работа со скороговорками. Отработка (тренинг) сценической речи. | ||
Соединение словесного и физического действия. | Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. | Обучение навыкам жестикуляции и физических действий. Отработка навыков движения куклы по переднему краю ширмы. Отработка (тренинг) сценической речи. Тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене. | ||
Выбор пьесы. | Чтение сценариев. Обсуждение возможностей воплощения. Окончательный выбор пьесы. | |||
Анализ выбранной пьесы. | Составление плана работы над пьесой. | |||
Характеристика образов. Распределение ролей. | Обсуждение образов персонажей. | Распределение и пробы ролей (два состава). Отработка (тренинг) сценической речи. | ||
Работа над отдельными эпизодами. | Расчёт времени тех или иных сцен, мизансцен и протяжённости всего спектакля. Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Этюдный тренаж. Отработка (тренинг) сценической речи. Отработка музыкальных номеров, репетиции. | |||
Изготовление реквизита, декораций. | Понятие о физико-технических свойствах материалов для изготовления театрального реквизита. | Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. | ||
Репетиция спектакля. | Отработка музыкальных номеров, репетиции. Отработка (тренинг) сценической речи. | |||
Выступление перед зрителями. Акция “Подарок детскому саду”. Анализ выступления. | Организация и проведение спектакля; организация и проведение гастролей (подготовка коробок для хранения и перевозки ширмы, кукол и декораций); показ спектакля учащимся начальных классов, дошкольникам; участие в смотре школьных кукольных театров. |
2 год обучения
№ занятия | Тема | Кол-во часов | дата | |
теория | практика | |||
Вводное занятие. “Здравствуй, театр!” | 1 | |||
Азбука театра. | 1 | |||
Театр как вид искусства. Виды театров | 1 | 1 | ||
Русский народный театр. | 1 | 1 | ||
Перчаточные куклы. | 1 | 4 | ||
Театр и зритель. | 1 | 1 | ||
Театральное закулисье. | 3 | 4 | ||
Техника и культура речи | 2 | 4 | ||
Работа над литературно-художественным произведением. | 3 | 3 | ||
Ритмопластика. Пластический образ персонажа Пластический тренинг. | 2 | 3 | ||
Сценическое действие. | 2 | 2 | ||
Выбор пьесы. | 2 | |||
Анализ выбранной пьесы. | 1 | |||
Характеристика образов. Распределение ролей. | 1 | 1 | ||
Работа над отдельными эпизодами. | 7 | |||
Изготовление реквизита, декораций, пригласительных билетов. | 6 | |||
Репетиция спектакля. | 5 | |||
Выступление перед зрителями. Акция “Подарок детскому саду”. Анализ выступления. | 4 | |||
Итого | 22 | 46 | ||
68 |
Содержание занятий.
№ п\п | Тема | теория | практика |
Вводное занятие. “Здравствуй, театр!” | Техника безопасности. Анализ работы за прошедший год. Знакомство с планом работы на год. | ||
Азбука театра. | Особенности театральной терминологии. Театральный словарь - работа с театральными словами в группах, объяснение слов и терминов: -акт (действие) – отдельная часть сценического произведения; -антракт – перерыв между действиями спектакля; -аплодисменты – одобрительные хлопки зрителей, форма выражения приветствия или благодарности артистам и создателям спектакля; -афиша – объявление о представлении; -бутафория – предметы, специально подготовленные и употребляемые вместо настоящих в театральных постановках (посуда, оружие, украшение); -декорация – устанавливаемое на сцене живописное или архитектурное изображение места и обстановки театрального действия; -мимика – мысли и чувства, передаваемые не словами, а выражением лица; -репертуар – пьесы, идущие в театре в определённый промежуток времени; -грим – подкрашивание лица, искусство придания лицу (посредством специальных красок, наклеивания усов, бороды и т.д.) внешности, необходимой актёру для данной роли. | ||
Театр как вид искусства. Виды театров | Расширение знаний о видах театров. Зарождение театрального искусства. Отличие театра от других видов искусства. | Просмотр видио фрагмента и его последующий анализ. Посещение театра кукол Обсуждение спектакля (зарисовки). | |
Русский народный театр. | Знакомство детей с историей кукольного театра в России. Знакомство с особенностями русского народного театра. | Просмотр видио фрагмента и его последующий анализ. Посещение театра кукол Обсуждение спектакля (зарисовки) | |
Перчаточные куклы. | Расширение знаний о видах кукол. Техника движений перчаточных кукол. Отработка техники движений куклы на руке. Развитие умения кукловождения. | Изготовление перчаточных кукол. Отработка техники движений куклы на руке. Этюдный тренаж. | |
Театр и зритель. | Знакомство с правилами поведения в театре. | Посещение театра кукол. Обсуждение спектакля (зарисовки) | |
Театральное закулисье. | Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.). | Игра “Мир театральных профессий”. Закрепление навыков жестикуляции и физических действий. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. | |
Техника и культура речи | Дыхание. Виды дыхания. Строение голосового аппарата. Правила при выполнении дыхательной гимнастики. Монолог: задачи, содержание. Принципы оценки речи (со стороны говорящего, со стороны слушающего). Композиция и стиль (языковые средства риторики). Речевая эмоция. Диалог: теория, структура, роль в литературном произведении. Сочетание жанровых систем в диалоге. | Дыхательная гимнастика. Работа со скороговорками. Отработка (тренинг) сценической речи. | |
Работа над литературно-художественным произведением. | Фрагментарный разбор произведения, определение основной мысли произведения. Анализ поступков героев. | Тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене. Отработка (тренинг) сценической речи. | |
Ритмопластика. Пластический образ персонажа Пластический тренинг. | Знакомство с жестами как важным средством выразительности Характер и настроение музыкальных произведений в пластических свободных образах. | Тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене. Музыкально-пластические импровизации; игры на развитие двигательных способностей. | |
Сценическое действие. | Роль. Озвучивание пьесы. Музыкальное оформление спектакля. Роль декораций в постановке. Актёрское состояние второго плана. | Тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене. Отработка (тренинг) сценической речи. | |
Выбор пьесы. | Чтение сценариев. Обсуждение возможностей воплощения. Окончательный выбор пьесы. | ||
Анализ выбранной пьесы. | Составление плана работы над пьесой. | ||
Характеристика образов. Распределение ролей. | Обсуждение образов персонажей. | Распределение и пробы ролей (два состава). Отработка (тренинг) сценической речи. | |
Работа над отдельными эпизодами | Расчёт времени тех или иных сцен, мизансцен и протяжённости всего спектакля. Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Этюдный тренаж. Отработка (тренинг) сценической речи. Отработка музыкальных номеров, репетиции. | ||
Изготовление реквизита, декораций | Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. | ||
Репетиция спектакля. | Отработка музыкальных номеров, репетиции. Отработка (тренинг) сценической речи. | ||
Выступление перед зрителями. Акция “Подарок детскому саду”. Анализ выступления. | Организация и проведение спектакля; организация и проведение гастролей (подготовка коробок для хранения и перевозки ширмы, кукол и декораций); показ спектакля учащимся начальных классов, дошкольникам; участие в смотре школьных кукольных театров. |
3 год обучения
№ занятия | Тема | Кол-во часов | дата | |
теория | практика | |||
Вводное занятие. “И снова, здравствуйте!” | 1 | |||
Азбука театра. | 1 | |||
Куклы из подручного материала. Кукла – варежка. | 1 | 4 | ||
Куклы из подручного материала. Кукла – носок. | 1 | 4 | ||
Куклы из подручного материала. Конусная кукла. | 1 | 4 | ||
Комбинированный театр “ люди – куклы ”. | 1 | 4 | ||
Работа над литературно-художественным произведением. | 3 | 3 | ||
Секреты сценического мастерства | 1 | 2 | ||
Выбор пьесы. | 2 | |||
Анализ выбранной пьесы. | 1 | |||
Характеристика образов. Распределение ролей. | 1 | 2 | ||
Работа над отдельными эпизодами | 7 | |||
Изготовление реквизита, декораций, пригласительных билетов | 8 | |||
Репетиция спектакля. | 10 | |||
Мастер – класс. | 2 | |||
Выступление перед зрителями. Акция “Подарок детскому саду”. Анализ выступления. | 4 | |||
Итого | 14 | 54 | ||
68 |
Содержание занятий.
№ п\п | Тема | теория | практика |
Вводное занятие. “И снова, здравствуйте!” | Техника безопасности. | ||
Азбука театра. | Особенности театральной терминологии. Театральный словарь - работа с театральными словами в группах, объяснение слов и терминов. Части зрительного зала: - амфитеатр – места для зрителей за партером, расположенные возвышающимся полукругом; - бельэтаж – первый этаж зрительного зала над партером, амфитеатром и бенуаром; - бенуар – ложи по обеим сторонам партера на уровне сцены; - ложа – группа мест в зрительном зале, выделенная перегородками или барьерами; располагаются по сторонам и сзади партера (ложи бенуара) и на ярусах; - партер – места в зрительном зале ниже уровня сцены; - ярус – идущий вдоль задней и боковых стен зрительного зала балкон с местами для зрителей. Фойе – зал в театре для пребывания зрителей перед началом спектакля или во время антракта | ||
Куклы из подручного материала. Кукла – варежка. | Расширение знаний о видах кукол. Техника движений куклы-варежки. | Изготовление куклы – варежки. Кукловождение над ширмой.Этюдный тренаж. | |
Куклы из подручного материала. Кукла – носок. | Расширение знаний о видах кукол. Техника движений куклы-носок. | Изготовление куклы из носка. Кукловождение над ширмой.Этюдный тренаж. | |
Куклы из подручного материала. Конусная кукла. | Расширение знаний о видах кукол. Техника движений конусной куклы. | Изготовление конусной куклы. Кукловождение над ширмой.Этюдный тренаж. | |
Комбинированный театр “ люди – куклы ”. | Расширение представлениий детей о выразительных возможностях кукольного театра. Особенности взаимодействия на сцене артистов – людей и артистов – кукол. | Просмотр видио фрагмента и его последующий анализ. Посещение театра кукол. Обсуждение спектакля (зарисовки) Изготовление ростовой куклы (коллективная работа). | |
Работа над литературно-художественным произведением. | Общее восприятие текста. Определение характера и жанра произведения. Характеристика главных героев (по внешнему виду, речи, поступкам). Понятие подтекста и скрытого смысла произведения. Особенности героев и сюжета с точки зрения описываемой эпохи. | Чтение детских литературно – художественных произведений. Обсуждение возможности их представления на театральной сцене. Инсценировка отдельных эпизодов. Овладение приёмами подбора рифмы к заданным словам, нахождение ключевых слов в отдельных фразах и предложениях, выделение их голосом. | |
Секреты сценического мастерства | Актёрские выразительные средства. Жесты и мимика, голосовые импровизации, возможности костюма и грима. Музыкально-пластические импровизации. | Упражнения: «Сказка», «Ассоциация», «Борьба стихий», «Ладонь», «Фотография», «Три точки» и др. | |
Выбор пьесы. | Чтение сценариев. Обсуждение возможностей воплощения. Окончательный выбор пьесы. | ||
Анализ выбранной пьесы. | Составление постановочного плана. | ||
Характеристика образов. Распределение ролей. | Обсуждение образов персонажей. Объяснение понятия: внешняя характерность. | Распределение и пробы ролей (два состава). Отработка (тренинг) сценической речи. | |
Работа над отдельными эпизодами | Расчёт времени тех или иных сцен, мизансцен и протяжённости всего спектакля. Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Этюдный тренаж. Отработка (тренинг) сценической речи. Отработка музыкальных номеров, репетиции. | ||
Изготовление реквизита, декораций | Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. | ||
Репетиция спектакля. | Подбор костюма персонажа. Внешний вид. Отработка повадок, привычек предлагаемого персонажа. Отработка музыкальных номеров, репетиции. Отработка (тренинг) сценической речи. | ||
Мастер – класс. | Мастер – класс для учащихся 1-2 классов по теме “Кукольный театр у вас дома”. | ||
Выступление перед зрителями. Акция “Подарок детскому саду”. Анализ выступления. | Организация и проведение спектакля; организация и проведение гастролей (подготовка коробок для хранения и перевозки ширмы, кукол и декораций); показ спектакля учащимся начальных классов, дошкольникам; участие в смотре школьных кукольных театров. |
4 год обучения
№ занятия | Тема | Кол-во часов | дата | |
теория | практика | |||
Вводное занятие. “Вся жизнь - театр!” | 1 | |||
Азбука театра. | 1 | |||
Куклы из подручного материала. Кукла – ложка. | 1 | 4 | ||
Куклы из подручного материала. Кукла – бутылка. | 1 | 4 | ||
Куклы из подручного материала. Кукла – платок. | 1 | 4 | ||
Ростовые куклы. | 1 | 4 | ||
Работа над литературно-художественным произведением. | 3 | 3 | ||
Секреты сценического мастерства | 1 | 2 | ||
Выбор пьесы. | 2 | |||
Анализ выбранной пьесы. | 1 | |||
Характеристика образов. Распределение ролей. | 1 | 2 | ||
Работа над отдельными эпизодами | 8 | |||
Изготовление реквизита, декораций, пригласительных билетов. | 7 | |||
Репетиция спектакля. | 10 | |||
Мастер – класс. | 2 | |||
Выступление перед зрителями. Акция “Подарок детскому саду”. Анализ выступления. | 4 | |||
Итого | 14 | 54 | ||
68 |
Содержание занятий.
№ п\п | Тема | теория | практика |
Вводное занятие. “Вся жизнь - театр!” | Техника безопасности. | ||
Азбука театра. | Особенности театральной терминологии. Театральный словарь - работа с театральными словами в группах, объяснение слов и терминов: -авансцена – пространство сцены между занавесом и зрительным залом; -амплуа – специализация актёра на исполнении ролей, наиболее соответствующих его внешним сценическим данным, характеру дарования; -фарс – театральная постановка лёгкого содержания с чисто внешними комическими приёмами; -драма – действие с серьёзным сюжетом, но без трагического исхода; -комедия – спектакль с весёлым, смешным сюжетом; -мелодрама – драматическое произведение с острой интригой, с резким противопоставлением добра и зла; -водевиль – комическая пьеса на лёгкие бытовые темы, первоначально с пением куплетов; -трагедия – напряжённое действие с неразрешимыми проблемами, оканчивается гибелью одного из героев. | ||
Куклы из подручного материала. Кукла – ложка. | Расширение знаний о видах кукол. Техники движений куклы-ложки. | Кукловождение над ширмой. Этюдный тренаж. | |
Куклы из подручного материала. Кукла – бутылка. | Расширение знаний о видах кукол. Техника движений куклы-бутылки. | Кукловождение над ширмой. Этюдный тренаж. | |
Куклы из подручного материала. Кукла – платок. | Расширение знаний о видах кукол. Техника движений куклы-платка. | Кукловождение над ширмой. Этюдный тренаж. | |
Ростовые куклы. | Расширение знаний о видах кукол. Техники движений ростовой куклы. | Просмотр видио фрагмента и его последующий анализ. | |
Работа над литературно-художественным произведением. | Пьеса, как драматургический материал. Жанр. Виды пьес. Известные драматурги. Творческая манера драматурга. | Чтение детских пьес. Обсуждение возможности их представления на театральной сцене. Инсценировка отдельных эпизодов. | |
Секреты сценического мастерства | Понятие о мускульной свободе. Мускульная свобода как целесообразное распределение и расходование мышечной энергии. Законы внутренней техники актерского искусства. Явление «Зажим». Трюковая техника. Сценическое падение. | Посещение театра кукол. Обсуждение спектакля (зарисовки). Работа со скороговорками. Отработка (тренинг) сценической речи. Тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене. | |
Выбор пьесы. | Чтение сценариев. Обсуждение возможностей воплощения. Окончательный выбор пьесы. Деление пьесы на эпизоды. | ||
Анализ выбранной пьесы. | Составление постановочного плана. | ||
Характеристика образов. Распределение ролей. | Обсуждение образов персонажей. | Распределение и пробы ролей (два состава). Отработка (тренинг) сценической речи. | |
Работа над отдельными эпизодами | Расчёт времени тех или иных сцен, мизансцен и протяжённости всего спектакля. Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов. Отработка (тренинг) сценической речи. Отработка музыкальных номеров, репетиции. | ||
Изготовление реквизита, декораций | Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. | ||
Репетиция спектакля. | Подбор костюма персонажа. Внешний вид. Отработка повадок, привычек предлагаемого персонажа. Отработка музыкальных номеров, репетиции. Отработка (тренинг) сценической речи. | ||
Мастер – класс. | Мастер – класс для учащихся 1-2 классов “На пути к театральным подмосткам”. | ||
Выступление перед зрителями. Акция “Подарок детскому саду”. Анализ выступления. | Организация и проведение спектакля; организация и проведение гастролей (подготовка коробок для хранения и перевозки ширмы, кукол и декораций); показ спектакля учащимся начальных классов, дошкольникам; участие в смотре школьных кукольных театров. |
Список литературы.
1. Ганелин Е. Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр».
2. Генералов И. А. Программа курса «Театр» для начальной школы Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д. И. Фельдштейна М.: Баласс, 2008.
3. Кидин С. Ю. Театр-студия в современной школе: программы, конспекты занятий, сценарии.- Волгоград: Учитель, 2009.
4. Анатолий Гин Сценарии мини-спектаклей для начальной школы.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012
5. Детско-юношеский театр мюзикла: программа, разработки занятий, рекомендации/ авт.-сост. Е. А. Гальцова. – Волгоград, 2009.
6. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981.
7. Антонова Л. Г. Развитие речи. Уроки риторики. –Ярославль: Академия развития, 1997. –2. Козлянинова И. П. Произношение и дикция. – М.,1977.
8. Кохтев Н. Н. Риторика. Учебное пособие для уч.-ся общеобр. учрежд. –М.: Просвещение, 1996.
9. http://www.olesya-emelyanova.ru/index-skazki.html
10. http://festival.1september.ru/articles
11. http://forum.numi.ru/index.php?
Приложение 2.
Анкета для родителей
- Фамилия, имя ребёнка.
- Посещал ли Ваш ребёнок дошкольное учреждение?
- В каких формах у ребенка проявляется творчество?
- В каких формах выражалось отношение ребёнка к театрализованным представлениям, занятиям, праздникам, проводимых в детском саду? (Принимал активное участие; проявлял интерес, но принимать участие стеснялся; не проявлял интерес и не стремился к участию)
- Вызывают ли эмоциональный отклик у него кукольные спектакли?
- Есть ли в доме детские кассеты, диски с записями сказок?
- Устраиваете ли вы дома театрализованные представления?
- Были ли вы со своим ребенком в театре?
- Каким Вы видите своё участие в нашем театральном коллективе?(Актёрство, пошив костюмов, изготовление декораций, спонсорская помощь, др.)
- Ваши пожелания и предложения по организации театрализованной деятельности в нашем классе.
Анкета для детей “Готовность к творчеству”. (Проводится в начале каждого учебного года).
- Нравится ли тебе находиться в компании в центре внимания?
- Охотно ли ты декламируешь стихи?
- Затрудняет ли тебя выступление на сцене перед большим количеством зрителей?
- Можешь ли ты с легкостью приспособиться к новой ситуации?
- Можешь ли ты без помощи руководителя продемонстрировать себя в образе другого персонажа?
- Если тебе приходится заниматься незнакомым делом, испытываешь ли ты желание довести его до конца, не смотря на трудности?
- О какой профессии ты мечтаешь? Считаешь ли ты эту профессию творческой?
- Можешь ли ты сымитировать звуки окружающего мира?
- Любишь ли ты мечтать?
- Сможешь ли ты, если понадобится, зареветь или засмеяться, когда тебе этого не хочется, но просят?
Приложение 3
Исследование уровня творческого воображения
Методика “Клякса”.
Материал: альбомный лист бумаги, кисть, краски
Проведение: ребенку предлагается рисунок: клякса, которая получается после сложения листка с непросохшей на нем краской пополам. Ребенок внимательно смотрит на рисунок и пытается увидеть на что похоже полученное изображение: «Посмотри, что получилось? Что ты видишь в этом изображении? Что хотел нарисовать художник?»
Анализ результатов: в зависимости от количества найденных решений выделяют три уровня развития воображения:
1-2 решения – низкий уровень
3-4 – средний уровень
5 и более – высокий уровень
Методика «Дорисовывание фигур».
Цель: определение уровня развития воображения, способности создавать новые образы.
Материал: 6 карточек, размером с половину стандартного листа (А5), на каждой из которых нарисована небольшая (примерно 1х2 см) фигурка неопределенной формы, набор карандашей (в другом варианте методики предполагается простой карандаш).
Ход исследования.
Ребенку говорят: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получиться какая-нибудь картинка - любая, какую ты захочешь». Затем дают листок с фигуркой. После того как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Как называется картинка? Что это?» Ответ записывают и дают следующий листок, последовательно предъявляя все 10 карточек.
Если ребенок не принимает инструкцию (обводит фигурку, рисует рядом что-то свое не используя ее, рисует неопределенное изображение - узор и т.п.), экспериментатор может нарисовать на листе бумаги квадрат и показать, как его можно превратить в дом, портфель, вагон, машину, которая едет по улице города и т.п. Затем следует снова попросить ребенка дорисовать фигурку. В дальнейшем помощь и показ не используются.
Оценка результатов.
Для оценки уровня выполнения задания каждым ребенком подсчитывают коэффициент оригинальности (КО) - количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку. Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей. Таким образом, КО равен количеству рисунков, не повторяющихся по характеру использования заданной фигурки у самого ребенка и ни у кого из детей группы.
По горизонтали расположены фигурки для дорисовывания, по вертикали – имена детей. Под каждой фигуркой записывается, какие изображения выполнил ребенок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (повторы у одного ребенка) и по вертикали (повторы по одной и той же фигурке у разных детей) выделяют (например, зачеркивают). Количество не зачеркнутых ответов - КО каждого ребенка. Затем выводят средний КО по группе (индивидуальные величины КО суммируются и делятся на количество детей в группе).
Низкий уровень выполнения задания – КО меньше среднего по группе на 2 и более балла.
Средний уровень – КО равен среднему по группе или на один балл выше или ниже среднего.
Высокий уровень – КО выше среднего по группе на 2 и более балла.
Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задания.
Можно выделить следующие уровни:
При низком уровне дети фактически не понимают задачу: они или рисуют с заданной фигурой что-то свое, или делают беспредметное изображение («такой узор»), иногда эти дети (для 1-2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.
При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок однако, все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки повторяющиеся – самим ребенком или другими детьми группы.
При высоком уровне дети дают схематичные иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка или его второстепенной деталью, последнее является показателем творческого воображения.
Методика № 2. «Придумай рассказ» .
Цель: проанализировать уровень развития творческого воображения
Ход методики.
Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо, затратив на это всего 1 минуту, и затем пересказать его в течение двух минут. Это может быть не рассказ, а, например, какая-нибудь история или сказка.
Оценка результатов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Шкала оценки уровня развития воображения
Уровни развитя | Очень низкий | Низкий | Средний | Высокий | Очень высокий |
Оценка в баллах |
|
|
|
|
|