Актуальные проблемы этического образования.
статья на тему
Интенсивность демократических изменений общества и современной школы обусловили потребность педагогической практики в новых подходах к проблемам подрастающего поколения. Сегодня школа ориентирована на возрастание нравственной целостности в обществе духовности и культуры. В соответствии с этим проблема воспитания этической культуры школьников становится необычайно актуальной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnye_problemy_eticheskogo_obrazovaniya.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальные проблемы этического образования.
Интенсивность демократических изменений общества и современной школы обусловили потребность педагогической практики в новых подходах к проблемам подрастающего поколения. Сегодня школа ориентирована на возрастание нравственной целостности в обществе духовности и культуры. В соответствии с этим проблема воспитания этической культуры школьников становится необычайно актуальной.
Анализ продолжительности деятельности по воспитанию этической культуры школьников позволил вычленить и определить само понятие «этическая культура». Мы понимаем его как образ жизни, ориентирующий личность школьника на нравственные ценности, отобранные и проверенные человеческим опытом предшествующих поколений.
Известно, что воспитанность – качество личности, определяющее прежде всего в повседневном поведении человека его отношение к другим людям. В основе такого отношения лежит уважение и доброжелательность к каждому человеку. А это в свою очередь основополагающие принципы гуманизма. Следовательно, когда мы говорим о гуманизации воспитания, имеем в виду прежде всего пробуждение гуманизма в личности и утверждение гуманистических основ в повседневной жизни детей.
Как же закладывать эти основы в системе учебно – воспитательного процесса школы? Вероятно, здесь следует подумать не только о нравственном содержании учебных предметов, но и о педагогической технологии, позволяющей осуществлять взаимосвязь моральных знаний и представлений учащихся, получаемых на уроках, с их повседневной жизнедеятельностью, формирующей опыт нравственного поведения.
В нашей школе разработана технология, ориентирующая школьника на нравственные и этические ценности. Эту технологию мы применяем не только на уроках, но и во внеурочной деятельности (классные часы, КВН, беседы, ролевые игры, инсценировки и т.д.).
Простые по содержанию, разнообразные и привлекательные по форме, такие уроки и внеклассные мероприятия вызывают интерес детей, постепенно и последовательно формируют их ценностные ориентации, повышая статус нравственности в поведении и отношениях с окружающими, моральных оценках, даваемых сверстниками и себе в анализе поступков.
Содержание и методика занятий позволяют на уровне возрастных возможностей синтезировать имеющиеся и получаемыми учащимися в процессе всей учебно - воспитательной работы знания о человеке, человеческих отношениях в обществе, а также включать суммарные знания,
необходимые развивающемуся человеку, о простых нормах нравственности, правилах культуры поведения, человеческих отношениях, психологии общения.
Мы считаем, что уже в начальных классах важно так построить воспитательный процесс, чтобы дети, систематически получая нравственные знания и представления, оказались также в жизненных ситуациях, способствующих эмоциональному переживанию полученных знаний, а значит, их осознанию и закреплению.
Школьный возраст – это возраст, когда люди имеют недостаточно своего жизненного опыта, поэтому, как правило дети обращаются к опыту других людей, ищут идеал для подражания. К сожалению многие нравственные образцы, которые дети получают в реальной жизни с экрана телевидения, из видео продукции радикально расходятся с теми нравственными нормами, которые общество хотело бы видеть у своих граждан и которые ценились во все времена на Земле.
Поскольку школа выполняет заказ государства и общества, учителя призваны формировать нравственную культуру учащихся. Естественно, что задачи нравственного воспитания и развития решаются на уроках всех предметов, однако, как показывает жизненная практика, сегодня этого не достаточно. Нашим детям не хватает знаний о том, как вести себя в той или иной ситуации. Не доставляет умение сделать нравственный выбор при совершении каких – либо поступков. Многие из них не представляют, как следуют строить отношения между людьми, выполняя при этом общепринятые нормы.
Введение этического образования в учебно – воспитательный процесс позволяет нам изменить эту ситуацию, дать учащимся иные образы поведения и отношения, иные нравственные установки с тем, чтобы при желании ребёнок мог выбирать и способ поведения, и способ отношений. А это очень важно. Опыт внедрения этического образования в учебно - воспитательный процесс показал:
1.Детям интересны эти мероприятия. Они с удовольствием расширяют свой кругозор о области этического, стараются полученные знания применять в жизни, они учаться видеть себя как бы со стороны и пытаются менять себя в соответствии с полученными знаниями. Они начинают по-другому оценивать своих одноклассников, т.е. у детей начинают
формироваться представления об этических нормах поведения и отношения. Т.о. практика введения этического образования в учебно – воспитательный процесс подтверждает его необходимость в содержании школьного образования.
2.Внеклассные мероприятия по этическому образованию специфичны и отличаются от других предметов. В чём я вижу эти принципиальные отличия? Прежде всего, на этих мероприятиях нужно не только давать какой-то объём этических знаний, но нужно обязательно помочь детям понять, зачем эти знания нужны и почему руководствоваться ими, т.е. на первый план выдвигается задача-формирование нравственных ценностей и ценностных отношений. А отсюда и методика. Обязательное правило на этических мероприятиях - это большая доля таких приёмов, как решение этических ситуаций, высказывание собственного мнения. Например, предлагается детям рассмотреть следующую этическую ситуацию. Правила поведения в театре: мы пришли в театр. Когда раздвинулся занавес и игра актёров стала увлекать нас, вдруг кто-то зашуршал бумажной обёрткой, и вы ясно услышали хруст карамели. Не успел сосед съесть свою конфету, как сзади кто-то уронил номерок и, ища его, начал пререкаться с соседями. А перед самым концом спектакля, когда все ждали самое интересное – развязку, некоторые зрители стали подниматься с мест, заслонять сцену, пробираться между рядами, торопясь в гардероб.
ОБСУЖДЕНИЕ.
-Какие самые простые правила поведения нарушены здесь?
-Какие правила поведения в театре и других культурно-просветительных учреждениях вы знаете?
В этом примере решается этическая задача, и дети высказывают своё мнение.
ИЛИ
В магазине две девочки подошли к прилавку, и продавец разложил перед ними несколько красивых платков. Один из платков отличался своим цветом, рисунком и одна девочка, выбиравшая платок для мамы, попросила упаковать ей. Но вмешалась подруга и убедила девочку, что этот платок не так красив, как ей показалась. Девочка послушала совет подруги и взяла другой платок. Когда она отошла к кассе, подруга попросила упаковать «некрасивый» платок ей.
И опять идёт обсуждение этой этической задачи. Дети высказывают своё мнение:
-О какой черте характера говорит поступок подруги?
-Может ли быть эта девочка надёжным другом?
-Какими чертами характера на ваш взгляд должен обладать ваш друг?
-А сами вы обладаете такими чертами характера?
-Как вы относитесь к своим друзьям?
Также обязательное правило на наших мероприятиях – это выполнение творческих работ учащихся. Например, выполнить рисунок, в которых они выражают своё отношение к тем этическим нормам, которые мы обсуждаем. Затем авторы работ защищают своё творчество, тем самым происходит закрепление новой учебной информации.
3.Следующая особенность этических мероприятий связана с тем, что ребята, узнав новые формы поведения, имеют желание их выполнять, но у них нет этих навыков, они чувствуют себя дискомфортно, поэтому не используют их.
Я считаю, что значительную долю должны занимать тренировочные упражнения. Это проигрывание этических ситуаций, когда они должны суметь реализовать новые знания.
Например, разговор по телефону, приглашение к столу, подари другому радость, цени доверие других, добро творить - себя веселить, подумай о других, дружим с добрыми словами, за столом с дедушкой. Этикетом, любим добрые поступки, школьные правила этикета, как решать семейные проблемы, этика человеческих отношений, помоги понять себя и т.д.
Таким образом, внедрение в учебно – воспитательный процесс проблемы этического образования в перспективе может дать положительные результаты.